Упр.183 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 183 1 Прочитайте отрывок из книги «Северная сказка». Выпишите сложные предложения со словом когда. Определите, в каком виде придаточных употребляется это слово и какой...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
183 1 Прочитайте отрывок из книги «Северная сказка». Выпишите сложные предложения со словом когда. Определите, в каком виде придаточных употребляется это слово и какой частью речи является — союзом или местоименным наречием. В каких ещё придаточных это слово служит средством связи главного и придаточного предложений? Приведите примеры таких предложений.
В 18943 году два замечательных художника, Константин Алексеевич Коровин и Валентин Александрович Серов, отправились путешествовать по Дальнему Северу. Побывали в Архангельске, на Белом море, на Мурмане, как именовали тогда Кольский3 полуостров. Чудеса начались быстро уже в первые недели странствий.
В тёмном вековом лесу, куда прежде редко заглядывал человек, рабочие3 прорубали широкую прямую полосу для укладки рельсов. Валили деревья и оттаскивали их с просеки. Вдруг, откуда ни возьмись, огромный медведь: вышел из глухого бора — и ну вместе со всеми таскать деревья. Только рычал, когда сваленная сосна оказывалась очень уж тяжела. Художники глазам не верят, а рабочие посмеиваются3: что ни день, является к ним незваный гость — едва работа началась, он уже на опушке.
Здесь, на Севере, животные не боялись людей, охотно дружили с ними. Вот вблизи низеньких изб поморской деревни, подпрыгивая, прохаживается2 большой тюлень. Со всеми деревенскими, от мала до стара, он знаком, отзывается, когда его зовут Васькой. Увидел Серова, поспеши;: к нему, заглянул ему прямо в глаза своими круглыми глазами. Коровин кормил его рыбой, мойвой, а тюлень, не смущаясь, ел прямо из рук, давал погладить себя но голове; Коровин не удержался поцеловал Ваську в холодный мокрый нос. Когда плыли на пароходе из Архангельска к Мурману, вдруг увидели в полумгле, как из океанских глубин поднимается1 похожая на корабль чёрная громада. Мощно разворачивается и в тот же миг сильная струя воды, пущенная
фонтаном вверх, обдала всех стоявших3 на палубе. Кит!1
По возвращении Коровин написал большие картины — панно, украшавшие павильон «Крайний Север» на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Посетители выставки знакомились с тем, чему недавно был свидетелем сам художник.
Только рычал, когда сваленная сосна оказывалась очень уж тяжела. Со всеми деревенскими, от мала до стара, он знаком, отзывается, когда его зовут Васькой.
Когда плыли на пароходе из Архангельска к Мурману, вдруг увидели в полумгле, как из океанских глубин поднимается похожая на корабль чёрная громада.
Слово «когда» употребляется в придаточных времени, является союзом.
Это слово также служит средством связи главного и придаточного предложений в сложноподчинённых предложениях с придаточными условия.
Пример:
Когда плохо на душе, ничего не хочется делать.
Прохаживается.
(В) 1894 (году)
1. (В каком?) в тысяча восемьсот девяносто четвёртом году — числительное, указывает на порядок предметов при счёте.
2. Начальная форма — тысяча восемьсот девяносто четвёртый.
3. Морфологические признаки: постоянные — порядковое, целое, составное; непостоянные: употреблено в предложном падеже.
4. В предложении является обстоятельством: в тысяча восемьсот девяносто четвёртом году.
Стоявших
1. Обдала (кого?) стоявших — существительное, обозначает предмет.
2. Начальная форма — стоявший.
3. Морфологические признаки: постоянные — нарицательное, одушевлённое, 2-е склонение, мужской род; непостоянные: употреблено во множественном числе, родительном падеже.
4. В предложении является дополнением: обдала (кого?) стоявших.
Кольский (полуостров)
1. (Что?) Кольский (полуостров) — существительное, обозначает предмет.
2. Начальная форма — Кольский.
3. Морфологические признаки: постоянные — неодушевлённое, собственное, мужской род, 2-е склонение; непостоянные: употреблено в единственном числе, винительном падеже.
4. В предложении является дополнением: именовали (что?) Кольский полуостров.
Рабочие
1. (Кто?) рабочие (прорубали) — существительное, обозначает предмет.
2. Начальная форма — рабочий.
3. Морфологические признаки: постоянные — одушевлённое, нарицательное, мужской род, 2-е склонение; непостоянные: употреблено во множественном числе, именительном падеже.
4. В предложении является подлежащим: именовали (кто?) рабочие прорубали.
Посмеиваются
1. Рабочие (что делают?) посмеиваются — глагол, обозначает действие предмета.
2. Начальная форма — посмеиваться.
3. Морфологические признаки: постоянные — несовершенный вид, переходный, возвратный, 1-е спряжение; непостоянные: употреблено в форме настоящего времени, изъявительного наклонения, множественное число, 3-е лицо.
4. В предложении является сказуемым: рабочие (что делают?) посмеиваются.
Кит!
(Повествовательное, восклицательное, простое, односоставное, назывное, полное, нераспространённое, неосложненное).
2. Найдите в тексте простые осложнённые предложения и скажите, чем они осложнены.
Простые осложнённые предложения:
В 1894 году два замечательных художника, Константин Алексеевич Коровин и Валентин Александрович Серов, отправились путешествовать по Крайнему Северу.
(Осложнено обособленными однородными приложениями)
Чудеса начались быстро — уже в первые недели странствий.
(Осложнено уточняющим обстоятельством)
Валили деревья и оттаскивали их с просеки.
(Осложнено однородными сказуемыми)
Здесь, на Севере, животные не боялись людей и охотно дружили с ними.
(Осложнено уточняющим обстоятельством и однородными сказуемыми)
Вот вблизи низеньких изб поморской деревни, подпрыгивая, прохаживается большой тюлень.
(Осложнено одиночным деепричастием)
Увидел Серова, поспешил к нему, заглянул ему прямо в глаза своими круглыми глазами.
(Осложнено однородными сказуемыми)
По возвращении Коровин написал большие картины — панно, украшавшие павильон «Крайний Север» на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде.
(Осложнено приложением и уточняющим оборотом)
3. Определите функцию тире в предложениях текста.
Функция тире в предложениях текста:
Чудеса начались быстро — (тире выделяет уточняющее обстоятельство) уже в первые недели странствий. Вдруг, откуда ни возьмись, огромный медведь: вышел из глухого бора — (тире означает быструю смену событий) и ну вместе со всеми таскать деревья. Художники глазам не верят, а рабочие посмеиваются: что ни день, является к ним незваный гость — (тире между частями сложного предложения с бессоюзной связью, последняя часть поясняет предыдущую) едва работа началась, он уже на опушке. Коровин кормил его рыбой, мойвой, а тюлень, не смущаясь, ел прямо из рук, давал погладить себя по голове; Коровин не удержался — (тире означает быструю смену событий) поцеловал Ваську в холодный мокрый нос. Мощно разворачивается — (тире означает быструю смену событий) и в тот же миг сильная струя воды, пущенная фонтаном вверх, обдала всех стоявших на палубе. По возвращении Коровин написал большие картины — (тире выделяет приложение, стоящее в конце предложения) панно, украшавшие павильон «Крайний Север» на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде.
4. Выпишите из второго абзаца слова с нулевым окончанием, окончания выделите. Укажите грамматические значения этих слов.
Заглядывал… (глагол несов. в., 1 спр., в прош. вр., изъявит. накл., ед. ч., м. р.), человек… (сущ., 2-е скл., м. р., ед. ч., И. п.), медведь… (сущ., 2-е скл., м. р., ед. ч., И. п.), вышел… (глагол сов. в., 1 спр., в прош. вр., изъявит. накл., ед. ч., м. р.), тюлень… (сущ., 2-е скл., м. р., ед. ч., И. п.), день… (сущ., 2-е скл., м. р., ед. ч., И. п.), гость… (сущ., 2-е скл., м. р., ед. ч., И. п.).
5. Определите часть речи слова вблизи в выделенном предложении. Составьте такое предложение, в котором данное слово будет относиться к другой части речи. Как называются такие слова?
В предложении «Вот вблизи низеньких изб поморской деревни, подпрыгивая, прогуливается большой тюлень» слово «вблизи» является предлогом, потому что указывает на пространственное отношение и требует родительного падежа существительного «низеньких изб».
Вблизи проплыл тюлень и посмотрел на нас с любопытством.
В этом случае «вблизи» отвечает на вопрос "где?" и обозначает местоположение, являясь наречием.
Такие слова, которые могут принадлежать к разным частям речи, называются омонимами.
6. Рассмотрите работу К.А. Коровина, посвящённую Дальнему Северу, «Ледовитый океан». Какие впечатления от поездки по Дальнему Северу отражает картина? Напишите об этом небольшое сочинение. Выразите своё отношение к этой картине.
Рассуждение о картине К. А. Коровина «Северный Ледовитый океан»
Картина Коровина «Северный Ледовитый океан», написанная в 1913 году, передаёт впечатления художника от поездки на Дальний Север. На полотне изображён океан, покрытый льдами, с мягкими переливами холодных розоватых оттенков, создающими ощущение суровой северной природы. Успокаивающая и в то же время таинственная атмосфера картины отражает величие и безмолвие ледяного пространства, где человек ощущает своё бессилие перед силой природы.
Этот пейзаж передаёт ощущение замкнутости, но в то же время огромной свободы, которая окружает зрителя. Морской простор, кажущийся бесконечным, создаёт впечатление как красоты, так и некоторой опасности.
Впечатления от поездки на Север, описанные в тексте, находят отражение в этом произведении. В картине прослеживается восторг художника перед неизведанными просторами, суровыми природными условиями, а также невероятной гармонией природы. От картины веет холодом, спокойствием и в то же время силой, что делает её очень выразительной. Моё отношение к картине — восхищение её цветовой гаммой и способностью передавать невероятную атмосферу арктических просторов.
7. Сформулируйте тему и основную мысль текста. Напишите подробное изложение этого текста.
Тема текста: Путешествие художников К. А. Коровина и В. А. Серова на Дальний Север и их впечатления от природы и животных этого региона.
Основная мысль: Природа Севера поразила художников своей первозданной красотой и дружелюбием животных, что оставило глубокие впечатления, отразившиеся в их творчестве.
Подробное изложение текста
В 1894 году художники Константин Коровин и Валентин Серов отправились в путешествие по Дальнему Северу, побывав в Архангельске, на Белом море и на Кольском полуострове. Уже с первых дней путешествия они стали свидетелями необычных явлений природы и поведения животных. В лесу, где рабочие прорубали просеку для железной дороги, появился медведь и начал помогать людям таскать деревья. Он приходил туда регулярно и не боялся людей.
Животные на Севере были дружелюбны к людям. В одной из деревень художники познакомились с тюленем, которого звали Васька. Этот тюлень был ручным, его кормили рыбой, и он не боялся подходить близко к людям.
Когда Коровин и Серов плыли на пароходе к Мурману, они увидели, как из океана поднялся кит, который обдал их мощной струёй воды. Все эти встречи оставили у художников незабываемые впечатления.
По возвращении Коровин создал несколько картин, посвящённых Северу, которые украсили павильон «Крайний Север» на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением