Ответы на вопросы на стр.183 Часть 1 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)













Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки. Стр. 183
1. Как служба в московском совестном, а затем коммерческом суде повлияла на становление таланта драматурга?
Служба Александра Николаевича Островского в московском совестном, а затем коммерческом суде оказала огромное влияние на становление его таланта как драматурга, так как предоставила ему уникальную возможность глубоко погрузиться в повседневную жизнь купеческого сословия и понять особенности его быта, нравов и социальных отношений. Работая в суде, Островский сталкивался с реальными ситуациями, связанными с семейными конфликтами, имущественными спорами, мошенничеством и другими аспектами человеческой жизни, характерными для этого времени. Эти наблюдения обогатили его драматургическое мастерство, позволив создавать реалистичные и глубокие образы персонажей, а также строить сюжеты на основе жизненных коллизий, которые он видел лично.
Кроме того, служба дала Островскому возможность изучить особенности языка и манеры общения представителей купеческого сословия, что позволило ему сделать их речь в пьесах живой, а характеры героев — максимально правдоподобными. Судебные дела также обнажали внутренние противоречия купеческой среды: сочетание трудолюбия и алчности, патриархальности и жажды наживы, что стало основой для драматургического исследования конфликтов между традиционными ценностями и влиянием новых капиталистических реалий. Таким образом, опыт работы в суде стал для Островского не только источником вдохновения, но и фундаментом для его уникального стиля, благодаря которому он стал выдающимся драматургом, исследующим русскую жизнь во всей её сложности и противоречивости.
2. Что привлекло современников в первой комедии Островского?
Первая комедия Александра Николаевича Островского «Свои люди — сочтёмся!» привлекла современников своей смелостью, новизной и глубокой реалистичностью в изображении купеческого быта. Для своего времени это было произведение, которое разрывает с традиционной сентиментальной или идеализированной трактовкой купечества. В пьесе Островский показал купеческую среду без прикрас, обнажив её нравственные противоречия, меркантильность и алчность, что было одновременно шокирующим и захватывающим для публики. Современники отмечали, что комедия затрагивает острые социальные вопросы, такие как власть денег, моральное падение, лицемерие и разрушение семейных ценностей, делая это с глубоким знанием реальной жизни.
Особое внимание привлекли яркие и живые образы героев. Такие персонажи, как Большов, Подхалюзин и Липочка, стали олицетворением типичных представителей купеческой среды, где деньги определяли всё, включая человеческие отношения. Их речь, поведение и поступки, выписанные с исключительным мастерством, были одновременно узнаваемы и карикатурны, что вызывало у зрителей смешанные чувства — от смеха до осуждения. Эта комбинация реализма и сатиры сделала пьесу особенно привлекательной.
Кроме того, современники отметили новаторство Островского в раскрытии драматического конфликта. В «Своих людях — сочтёмся!» драматург поставил в центр внимание не традиционные любовные переживания или романтические линии, а жёсткие реалии жизни, подчинив драматургическое действие законам социального и нравственного анализа. Именно это дало пьесе мощный резонанс и сделало её началом новой главы в истории русской драматургии. Своей правдивостью, яркостью языка и глубиной сатиры пьеса завоевала признание и вызвала бурное обсуждение в литературных кругах.
3. В чём различие изображения Островским купеческого мира в комедиях «Свои люди — сочтёмся!» и «Бедность не порок»?
Различие изображения купеческого мира в комедиях Александра Николаевича Островского «Свои люди — сочтёмся!» и «Бедность не порок» заключается в подходе драматурга к трактовке нравственных качеств героев и общего настроения произведений. В комедии «Свои люди — сочтёмся!» купеческий мир показан преимущественно с сатирической стороны. Островский обнажает такие пороки, как алчность, беспринципность, эгоизм и отсутствие моральных ориентиров. Герои пьесы, такие как Большов и Подхалюзин, воплощают разрушительную силу денег, которые ставятся выше человеческих отношений, семейных ценностей и чести. В этом произведении купечество изображено через гротескные образы, показывающие деградацию нравов и торжество меркантильности. Действие пьесы наполнено конфликтами и острым социальным разоблачением, что делает её мрачной по своей сути, несмотря на комедийную форму.
В комедии «Бедность не порок» подход Островского к изображению купеческой среды заметно изменяется. Здесь он показывает купечество с большей симпатией, подчёркивая позитивные черты этого слоя общества, такие как трудолюбие, приверженность традициям и способность к искренним чувствам. Основное внимание уделяется противопоставлению душевного богатства и материальной бедности. Герои пьесы, такие как Любим Торцов, символизируют высокую нравственность, доброту и веру в человека, несмотря на сложные жизненные обстоятельства. В этой пьесе Островский стремится показать, что человеческое достоинство не определяется материальным достатком, а духовные ценности могут преодолеть даже самые тяжёлые испытания.
Таким образом, если в «Свои люди — сочтёмся!» Островский сосредоточен на разоблачении пороков и социальных конфликтов купечества, то в «Бедность не порок» он раскрывает его положительные стороны, делая акцент на нравственных и духовных качествах героев. Эти два произведения вместе создают многогранный и противоречивый образ купеческой среды, отражая как её слабости, так и силу, её трагедии и потенциал для морального возрождения.
Для индивидуальной работы. Стр. 183
1. Перечитайте пьесу «Свои люди — сочтёмся!». Подготовьте характеристику главных действующих лиц.
Большов – купец старшего поколения, глава семьи, олицетворяющий традиционное купеческое отношение к жизни. Он трудолюбив и успешен, но его успех основан на жажде наживы и готовности идти на любые махинации ради выгоды. В нём сочетаются хитрость, уверенность в своих силах и грубость, что проявляется как в отношениях с близкими, так и с окружающими. Большов видит в деньгах высшую ценность и не задумывается о моральной стороне своих действий, что в итоге приводит его к краху. Его легкомысленное отношение к финансовым обязательствам, попытки обмануть кредиторов через фиктивное банкротство оборачиваются полным поражением. Однако, несмотря на свои недостатки, Большов вызывает у зрителей смешанные чувства: его поражение воспринимается не столько как заслуженное наказание, сколько как трагедия человека, не способного противостоять порокам своей среды.
Подхалюзин – приказчик Большова, символизирующий новое поколение купцов, которое отличается ещё большей алчностью и беспринципностью. Подхалюзин амбициозен и хитер, умеет приспосабливаться к обстоятельствам и использует слабости окружающих в своих интересах. Его карьеризм и жажда наживы приводят к предательству своего начальника, Большова, и попыткам укрепить своё положение через брак с Липочкой. Подхалюзин лишён моральных ориентиров: для него деньги и власть – главные цели жизни. Однако его успехи и победы вызывают не восхищение, а осуждение, поскольку они достигаются за счёт обмана, предательства и эксплуатации.
Липочка (Олимпиада Самсоновна) – дочь Большова, образ, сочетающий в себе карикатурные черты избалованной купеческой барышни. Липочка мечтает о богатой и светской жизни, которую представляет себе наивно и упрощённо. Она капризна, эгоистична и поверхностна, её интересы ограничиваются модой, танцами и разговорами о дворянских привычках. Однако, несмотря на её недостатки, Липочка вызывает некоторое сочувствие, так как становится жертвой окружения и собственного воспитания. Её брак с Подхалюзиным – не исполнение мечты, а скорее крушение её иллюзий и надежд на лучшую жизнь.
Аграфена Кондратьевна – жена Большова, типичная представительница старшего поколения купеческих женщин. Её образ наполнен стереотипными чертами: заботливостью, но одновременно чрезмерной покорностью и зависимостью от воли мужа. Она мало участвует в основных событиях пьесы, но её образ подчёркивает традиционную роль женщины в купеческой среде – быть тенью мужа, поддерживать семейный очаг, не вмешиваясь в дела.
Характеры этих персонажей подчёркивают пороки купеческой среды, её конфликт между старым и новым укладом жизни. Через них Островский показал не только конкретные черты представителей купечества, но и более широкие социальные проблемы, связанные с моральной деградацией и властью денег.
2. Составьте подборку наиболее ярких реплик, характеризующих Большова, Подхалюзина, Липочку. Подготовьте выразительное чтение одного из монологов или сцен.
В комедии Александра Николаевича Островского «Свои люди — сочтёмся!» персонажи выражают свои характеры через яркие и запоминающиеся реплики. Ниже приведены некоторые из них:
Самсон Силыч Большов:
1. «Знаю я, что ты любишь,— все вы нас любите; только путного от вас ничего не добьешься. Вот я теперь маюсь, маюсь с делом, так измучился, поверишь ли ты, мнением только этим одним».
Характеристика: Эта реплика показывает, что Большов — человек, уставший от своих обязанностей и погружённый в проблемы. Он не доверяет окружающим, чувствуя, что все используют его, но при этом сам не свободен от хитрости и двойственности.
2. «Как не делать, брат, и другие делают. Да еще как делают-то: без стыда, без совести! На лежачих лесорах ездят, в трехэтажных домах живут; другой такой бельведер с колоннами выведет, что ему со своей образиной и войти-то туда совестно; а там и капут, и взять с него нечего».
Характеристика: Здесь проявляется его зависть и двойственность. С одной стороны, он осуждает других за беспринципность, с другой — не видит проблем в использовании подобных методов сам.
Лазарь Елизарыч Подхалюзин:
1. «Как ты меня учил, так я и делаю: теперь я купец, а купцу всё можно!»
Характеристика: Эта фраза подчёркивает его безнравственность и цинизм. Подхалюзин оправдывает свои поступки новой ролью в обществе, считая, что деньги и статус дают ему право на любые действия.
2. «На то и хитрость, чтобы всех обойти, а потом уж жить по-человечески!»
Характеристика: Реплика раскрывает его прагматизм и готовность использовать любые средства для достижения своих целей. Он видит хитрость как инструмент для успешной жизни, что подчёркивает его аморальность.
Олимпиада Самсоновна (Липочка):
1. «Какое приятное занятие эти танцы! Ведь уж как хорошо! Что может быть восхитительнее?»
Характеристика: Это показывает её наивность и поверхностность. Липочка воспринимает танцы как главный элемент светской жизни, мечтая о красивой, но пустой жизни.
2. «Ах! оча-ро-ва-тель-но! Это просто уму непостижимо!»
Характеристика: Её восторженный тон подчёркивает её инфантильность, отсутствие зрелого взгляда на жизнь. Она легко впечатляется внешними атрибутами и совершенно не интересуется серьёзными аспектами жизни.
3. «Больше всего не люблю я танцевать с студентами да с приказными. То ли дело отличаться с военными! Ах, прелесть! восхищение!»
Характеристика: Эта реплика подчёркивает её социальные амбиции и презрение к людям низшего статуса. Липочка мечтает выделяться среди других, её интересуют не внутренние качества человека, а его внешний блеск и положение в обществе.
Эти реплики и комментарии помогают лучше понять каждого персонажа: Большов представляет старое поколение с его пороками и двойственностью, Подхалюзин — амбициозную, беспринципную молодёжь, а Липочка — инфантильную, мечтательную натуру, неспособную к реальной жизни.
Для выразительного чтения можно выбрать монолог Липочки из первого явления первого действия, где она рассуждает о танцах и своих предпочтениях:
«Какое приятное занятие эти танцы! Ведь уж как хорошо! Что может быть восхитительнее? Приедешь в Собранье али к кому на свадьбу, сидишь, натурально, — вся в цветах, разодета, как игрушка али картинка журнальная, — вдруг подлетает кавалер: "Удостойте счастия, сударыня!" Ну, видишь: если человек с понятием али армейской какой — возьмешь да и прищуришься, отвечаешь: "Извольте, с удовольствием!" Ах! оча-ро-ва-тель-но! Это просто уму непостижимо!»
Этот монолог ярко отражает наивность, мечтательность и поверхностность Липочки, её стремление к светской жизни и предпочтение военных кавалеров.
3. Прочитайте и проанализируйте самостоятельно комедию «Бедность не порок».
Анализ комедии Александра Николаевича Островского «Бедность не порок»
Комедия «Бедность не порок», написанная Александром Николаевичем Островским в 1853 году и впервые поставленная на сцене в 1854 году, занимает важное место в русской драматургии XIX века. В этом произведении Островский отходит от сатирического разоблачения купеческой среды, которое характерно для его более ранних пьес, и создаёт тёплую, проникновенную историю, утверждающую нравственные идеалы. Основная идея пьесы выражена уже в названии: бедность — это не недостаток, а подлинное богатство человека определяется его честностью, добротой и искренностью.
Основные темы и идеи пьесы
Главная идея пьесы заключается в том, что истинное богатство человека заключается не в деньгах, а в его душе и поступках. Островский противопоставляет два типа богатства: материальное, основанное на деньгах и социальном положении, и духовное, проявляющееся в честности, доброте и искренности.
Центральным конфликтом становится противостояние между искренними чувствами и браком по расчёту. Купец Гордей Карпыч Торцов мечтает выдать свою дочь Любовь Гордевну замуж за богатого купца Африкана Саввича Коршунова, несмотря на её любовь к бедному приказчику Мите. Он уверен, что деньги обеспечат ей благополучие, и не думает о её личном счастье. Однако пьеса показывает, что настоящая любовь сильнее любых финансовых расчётов.
Также Островский затрагивает тему социального неравенства. Он показывает, что материальное богатство не делает человека достойным уважения. Африкан Коршунов, несмотря на своё положение, является жадным, грубым и эгоистичным человеком, тогда как бедный Митя — добрым, честным и искренним.
Характеристика главных героев
Любим Карпыч Торцов — один из самых ярких персонажей пьесы, который, несмотря на своё трудное прошлое, остаётся человеком с добрым сердцем. Он ведёт себя просто и говорит шутками, но его слова содержат глубокую житейскую мудрость. Его образ показывает, что даже человек, потерявший богатство, может сохранить честь и достоинство.
Гордей Карпыч Торцов — отец Любови, человек, который стремится к внешнему лоску и богатству, но при этом остаётся грубым и властным. Он хочет выдать дочь за богатого человека, не учитывая её чувств. Однако в конце пьесы он осознаёт свою ошибку, что показывает возможность его морального роста.
Любовь Гордевна (Люба) — символ искренности и чистоты. Она не желает подчиняться воле отца и хочет выйти замуж по любви, а не по расчёту. Через её образ Островский подчёркивает, что настоящие чувства важнее денег.
Митя — бедный, но честный и порядочный человек. Он искренне любит Любовь и готов бороться за своё счастье, что делает его противоположностью Африкана Коршунова.
Африкан Саввич Коршунов — богатый купец, являющийся отрицательным персонажем. Он груб, жаден и эгоистичен, что подчёркивает, что деньги не делают человека лучше.
Композиция и язык пьесы
Пьеса построена на классическом конфликте добра и зла, но в отличие от ранних пьес Островского, здесь добро побеждает без трагических последствий. Автор подводит героев к осознанию своих ошибок, что делает пьесу не только комедийной, но и поучительной.
Язык пьесы насыщен народными выражениями, пословицами и поговорками, что делает её близкой русской народной традиции. Диалоги персонажей живые и эмоциональные, что усиливает реалистичность изображаемых событий.
Заключение
Комедия «Бедность не порок» занимает особое место в творчестве Островского. Она не только раскрывает проблемы купеческой среды, но и подчёркивает вечные ценности — любовь, честность, порядочность и способность противостоять давлению окружающих. В отличие от более сатирических пьес, здесь драматург показывает, что человек может измениться, а добро способно победить корысть и жадность.
Произведение остаётся актуальным и сегодня, так как вопросы нравственности, человеческого достоинства и искренности в отношениях важны во все времена. Островский напоминает, что бедность не делает человека хуже, а богатство — лучше, и что в конечном итоге человек сам выбирает, каким ему быть: алчным и эгоистичным или честным и любящим.
4. Объясните смысл пословиц, которыми озаглавлены две пьесы Островского из купеческого быта.
Две пьесы Александра Николаевича Островского из купеческого быта, «Свои люди – сочтёмся!» и «Бедность не порок», имеют в своих названиях пословицы, которые отражают их основные идеи и смысловое содержание.
Название «Свои люди – сочтёмся!» основано на народной поговорке, которая выражает пренебрежительное отношение к честности и справедливости в денежных делах между знакомыми и родственниками. Эта фраза подразумевает, что между «своими» людьми финансовые махинации и хитрые расчёты могут быть прощены или оправданы, поскольку они происходят в узком кругу «своих». Однако в контексте пьесы Островский показывает, что эта народная мудрость приобретает горький оттенок: «свои» оказываются самыми опасными мошенниками, предающими друг друга ради выгоды. Главный герой, Подхалюзин, используя доверие своего хозяина Большова, сначала делает вид, что готов помочь ему в финансовых махинациях, а затем обманывает и оставляет его без средств к существованию. Таким образом, название пьесы становится ироничным, подчёркивая, что доверие внутри купеческого круга может быть разрушено жадностью и корыстью.
Название «Бедность не порок» основано на другой русской пословице, утверждающей, что отсутствие богатства не является недостатком или позором. Эта поговорка выражает традиционную народную мудрость, согласно которой ценность человека определяется не его материальным состоянием, а внутренними качествами — честностью, добротой, трудолюбием. В пьесе Островского эта идея воплощена в образах главных героев. Любовь Гордевна, несмотря на желание отца выдать её замуж за богатого, но неприятного купца Африкана Коршунова, находит счастье с бедным, но честным и порядочным Митей. Любим Торцов, несмотря на свою бедность и беспечный характер, оказывается душевно богаче, чем многие купцы, одержимые деньгами. Островский подчёркивает, что счастье невозможно купить за деньги, и материальное богатство не делает человека лучше. Таким образом, название пьесы отражает её основную мысль — бедность не унижает человека, а духовное богатство важнее материального.
Обе пословицы, использованные в названиях пьес Островского, несут в себе глубокий смысл, раскрывая моральные и социальные конфликты, которые драматург рассматривает в своих произведениях. Они подчёркивают противопоставление истинных и ложных ценностей, ставят вопросы о честности, порядочности и справедливости, оставаясь актуальными и сегодня.
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением