Ответы на вопросы на стр.185 Часть 1 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)

Изображение Вопросы для самопроверки. Стр. 1851. Почему нельзя считать «Дело Клыковых» одним из источников сюжета «Грозы»?Сюжет «Дело Клыковых» нельзя считать одним из...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки. Стр. 185
1. Почему нельзя считать «Дело Клыковых» одним из источников сюжета «Грозы»?
Сюжет «Дело Клыковых» нельзя считать одним из источников пьесы «Гроза», поскольку предполагаемая связь между реальной историей и драмой Островского основана на поверхностных совпадениях и не имеет фактических доказательств. Несмотря на сходство некоторых деталей, такие как упоминание о трагической судьбе замужней женщины и конфликте внутри семьи, основной замысел «Грозы» выходит далеко за пределы конкретного судебного дела.
Во-первых, пьеса Островского имеет глубокий художественный замысел, основанный на социально-нравственных проблемах того времени, а не на единичном событии. Конфликт между «старым» и «новым», столкновение патриархальных устоев с личной свободой, трагедия подавленной женщины — всё это темы, которые невозможно свести к одному случаю.
Во-вторых, версия о влиянии «Дела Клыковых» была выдвинута спустя годы после написания пьесы и не подтверждена архивными данными. Хотя некоторые критики указывали на возможную связь, сам Островский не оставил никаких прямых свидетельств о том, что он черпал вдохновение из этого дела.
Наконец, концепция «Грозы» была во многом сформирована в ходе путешествия Островского по Волге, которое стало источником вдохновения для создания атмосферы и характеров пьесы. Это подчёркивает, что пьеса основана на наблюдении за жизнью русских людей в целом, а не на конкретных событиях. Версия о влиянии «Дела Клыковых» больше говорит о национальном конфликте, который драматург сумел уловить, чем о конкретном источнике сюжета.

2. Когда была впервые опубликована пьеса и где состоялась премьера спектакля по «Грозе» Островского?
Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» была впервые опубликована в 1860 году в журнале «Библиотека для чтения». Это издание стало первым, где читатели смогли ознакомиться с текстом пьесы. Публикация вызвала широкий интерес, так как пьеса поднимала важные социальные и нравственные проблемы, актуальные для российского общества середины XIX века.
Премьера спектакля по пьесе состоялась 16 ноября 1859 года в Малом театре в Москве. Этот спектакль стал одним из ключевых событий в театральной жизни того времени. Главную роль Катерины исполнила актриса Л. П. Никулина-Косицкая, чья игра оставила яркое впечатление у современников. Премьера также была посвящена бенефису актёра С. В. Васильева, что подчёркивает значимость события.
Эти даты и события подчёркивают значительный успех пьесы, как в литературной, так и в театральной среде. «Гроза» быстро стала одним из самых известных произведений Островского, завоевав признание как у зрителей, так и у критиков.

Для индивидуальной работы. Стр. 185
1. Подготовьте подробное сообщение об участии Островского в этнографической экспедиции по заданию Морского ведомства.
Сообщение об участии Александра Николаевича Островского в этнографической экспедиции по заданию Морского ведомства
В 1856–1857 годах Александр Николаевич Островский участвовал в этнографической экспедиции по Верхней Волге, организованной Морским ведомством Российской империи. Эта экспедиция была частью масштабной инициативы по исследованию местного населения и его традиций, целью которой являлся сбор информации о быте, культуре и нравственных устоях жителей волжских губерний. Задание Островского в рамках этой поездки состояло в наблюдении за жизнью различных социальных групп, включая крестьян, купцов и мелких ремесленников. Экспедиция оказала огромное влияние на его творчество, став источником вдохновения для многих произведений, в том числе для пьесы «Гроза», которая считается вершиной его драматургического мастерства.
Контекст экспедиции
Морское ведомство, под эгидой которого проводилась экспедиция, интересовалось этнографическими и социальными особенностями районов вдоль Волги, так как эти регионы были важными для торговли, судоходства и национальной культуры. Островский, известный своей способностью тонко улавливать народные настроения и изображать жизнь русского общества, был приглашён для выполнения задачи литературно-этнографического наблюдения. Эта поездка стала не только служебной обязанностью, но и возможностью для драматурга глубже изучить русскую провинцию.
Впечатления и наблюдения Островского
Во время экспедиции Островский посетил многочисленные города и сёла на Верхней Волге, включая Кострому, Рыбинск и другие населённые пункты. Он проводил много времени среди местного населения, наблюдая за их повседневной жизнью, праздниками, обрядами, а также за особенностями их речи и поведения. Его внимание привлекали как люди, живущие в бедности, так и зажиточные купцы, чья власть и авторитет в провинциальных городах были значительными.
Островский фиксировал следующие аспекты:
1. Быт и обычаи населения. Особое внимание он уделял семейным отношениям, свадебным традициям, роли женщины в патриархальной семье и трудовым будням крестьян и ремесленников.
2. Конфликт поколений. В своих записях он отмечал противостояние между старым, традиционным укладом жизни и новыми веяниями, связанными с капиталистическим развитием России.
3. Природа Волги и её окрестностей. Впечатления от живописных волжских пейзажей нашли отражение в описаниях атмосферы в его пьесах.
Связь с «Грозой»
Экспедиция оказала значительное влияние на создание пьесы «Гроза». Впечатления от путешествия помогли Островскому глубже понять нравственные конфликты, разрывающие российское общество. Образ Волги, как величественного и могучего символа природы, стал важным элементом пьесы. В то же время, наблюдения за жизнью женщин в патриархальных семьях дали основу для создания трагического образа Катерины, борющейся за свободу от гнёта традиций.
История создания «Грозы» также связывается с наблюдением за жизнью замужних женщин, которые подвергались суровым ограничениям и страдали от подавления своей воли. Островский использовал эти мотивы для построения драмы, отражающей не только личные трагедии героев, но и глубокий социальный конфликт.
Влияние экспедиции на творчество
Экспедиция способствовала формированию художественного метода Островского, основанного на наблюдении за реальной жизнью и её правдивом отображении. Многие пьесы драматурга содержат яркие образы и сцены, которые являются результатом его этнографических исследований. Его внимание к деталям, умение передать характеры через речь и поведение, а также глубокое понимание социальных проблем сделали его произведения уникальными.
Значение экспедиции
Участие в этнографической экспедиции стало для Островского важным этапом, который расширил его взгляд на российскую действительность. Оно укрепило его интерес к теме национального характера и позволило создать пьесы, которые не только отражают жизнь конкретной эпохи, но и задают вопросы о вечных человеческих ценностях. Экспедиция стала для него источником вдохновения, помогая сформировать не только образы героев, но и атмосферу драм, которые остаются актуальными и по сей день.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением