Ответы на вопросы на стр.188-189 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 7 класс (Литература)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 7 класс, Просвещение:
Творческое задание
По убеждению Толстого, в ходе русской истории возникло две России — Россия образованная, далёкая от природы, и Россия мужицкая, близкая к природе.
В этом для писателя состояла драма русской жизни. Он мечтал, чтобы эти два начала соединились, чтобы Россия стала единой. Но, будучи писателем-реалистом, он изображал ту действительность, которую видел и которую оценивал с точки зрения своих художественно-исторических взглядов. Как же отразились исторические взгляды писателя в рассказе «После бала»?
Исторические взгляды Льва Николаевича Толстого, связанные с его убеждением о существовании двух России — образованной и мужицкой, — ярко отразились в рассказе «После бала». В этом произведении Толстой изображает драму русской жизни через призму конфликта между внешним, показным благополучием и внутренней, скрытой жестокостью, которая пронизывает общество. Рассказ показывает, как эти две России, представленные в образах разных слоёв общества, находятся в глубоком противоречии друг с другом.
В рассказе «После бала» основное внимание уделено образованной России, которая представлена в лице полковника и светского общества, собравшегося на балу. Это общество живёт по своим правилам, где внешний блеск, культура и приличия имеют первостепенное значение. Бал, на котором присутствует главный герой Иван Васильевич, символизирует эту внешне благополучную, но внутренне пустую и лицемерную Россию. Здесь всё кажется идеальным: красивые наряды, музыка, танцы, радостные лица. Иван Васильевич восхищён этим миром, и ему кажется, что он нашёл идеал, воплощённый в образе Вареньки и её отца-полковника.
Однако Толстой, будучи писателем-реалистом, не ограничивается изображением этой внешней, показной стороны жизни. Он вскрывает подлинную сущность этой России, когда показывает полковника в другой ситуации — в сцене наказания солдата. После бала Иван Васильевич видит, как тот же полковник, который на балу казался ему воплощением доброты и благородства, становится жестоким и безжалостным, хладнокровно наблюдающим за наказанием. Эта сцена обнажает глубокий внутренний разрыв между внешним фасадом благополучия и истинной сущностью общества. Полковник, представляющий образованную Россию, оказывается не только далёким от природы и простого народа, но и носителем тех порядков, которые противоречат идеалам человечности и справедливости.
Исторические взгляды Толстого проявляются в том, что он не просто констатирует существование двух России, но и подчёркивает их глубокий разрыв и несовместимость. Образованная Россия, далёкая от природы, показана как лицемерная и жестокая, утрачивающая связь с истинными человеческими ценностями. Мужицкая Россия, близкая к природе, хотя и не представлена прямо в рассказе, подразумевается как контраст этому миру лицемерия и жестокости. Толстой мечтал о соединении этих двух начал, но в рассказе он показывает, что на практике они находятся в глубоком противоречии.
Таким образом, в «После бала» Толстой отражает свои исторические взгляды, показывая трагическую раздвоенность русской жизни. Он изображает мир, в котором внешнее благополучие скрывает внутреннюю жестокость и бессердечие, и через это подчёркивает драму русской действительности, где две России, по его мнению, должны были бы соединиться, но на самом деле остаются в глубоком конфликте.
Литература и другие виды искусства
Рассмотрите иллюстрации к рассказу Л. Н. Толстого «После бала». Найдите в тексте рассказа эпизоды, изображённые художниками. Как вы думаете, удалось ли им передать настроение и пафос рассказа?
На первой иллюстрации, выполненной художником В. Ф. Гильбертом, изображён момент бала, когда Варенька танцует с отцом, полковником. Это сцена, где на балу царит атмосфера радости, веселья и гармонии. Иван Васильевич восхищён этой картиной, видя в полковнике образец благородства и доброты. Иллюстрация передаёт лёгкость и торжественность момента, подчёркивая восторженное настроение, которое испытывает главный герой в этот вечер.
Вторая иллюстрация, созданная художником Е. Е. Лансере, изображает сцену наказания солдата, когда его проводят сквозь строй. Полковник, который на балу выглядел таким добрым и приветливым, здесь показан суровым и беспощадным. Иллюстрация передаёт мрачную и тяжёлую атмосферу этого эпизода, показывая жестокость и неумолимость армейской дисциплины. В этой сцене герой испытывает глубокое потрясение и разочарование, видя, как полковник жестоко наказывает солдата.
Обе иллюстрации удачно передают настроение и пафос рассказа. Гильберт сумел изобразить атмосферу бала, полную радости и благополучия, что соответствует романтическим чувствам Ивана Васильевича в этот момент. Лансере, в свою очередь, выразил драму и жестокость второй сцены, когда иллюзии героя разрушились, и он столкнулся с суровой реальностью. В результате, художники эффективно отразили два контрастных момента в рассказе, усиливая его эмоциональное воздействие и подчёркивая главную идею Толстого о двойственности человеческой натуры и общества.
Развиваем дар слова
Для подтверждения ваших суждений о том или ином персонаже произведения подготовьте характеристики героев с введением портретов, диалогов, описаний бала, экзекуции.
Для подтверждения суждений о персонажах рассказа Льва Толстого «После бала» важно проанализировать их через призму ключевых эпизодов, таких как бал и экзекуция, а также через диалоги и описания, предложенные автором.
Характеристика Ивана Васильевича
Портрет и внутренний мир героя
Иван Васильевич — главный герой рассказа, молодой человек из интеллигентной семьи, влюблённый в Вареньку. Его впечат-лительность и романтичность проявляются с первых страниц рассказа. Он описывает бал, происходящий в последний день Масленицы, с восторгом и воодушевлением. Иван Васильевич наивен и полон иллюзий относительно окружающего мира и людей, с которыми он взаимодействует.
Бал и описание чувств
На балу Иван Васильевич ощущает себя на вершине счастья. Он восхищён красотой Вареньки и её отца. Полковник, который на балу танцует с дочерью, кажется ему воплощением доброты и благородства. Иван Васильевич отмечает, как полковник «всё улыбался и шутил», а Варенька, в его глазах, — идеал женственности и красоты. Эти впечатления создают у героя идеализированный образ семьи полковника, и он проникается глубокими чувствами к ним.
Экзекуция и разочарование
Однако вскоре после бала Иван Васильевич сталкивается с жестокой реальностью. В сцене экзекуции он видит, как тот же полковник, который казался ему добрым и благородным, равнодушно и жестоко наказывает солдата, заставляя его пройти сквозь строй. Полковник, который на балу танцевал и смеялся, теперь выглядит суровым и беспощадным. Этот контраст разрушает иллюзии Ивана Васильевича, и он впервые осознаёт, что за внешней оболочкой добродетели может скрываться бездушие и жестокость. Это открытие приводит героя к глубокому внутреннему разочарованию и переосмыслению своих взглядов на жизнь и людей.
Характеристика полковника
Портрет и внешность
Полковник — отец Вареньки, человек из высшего общества, офицер, обладающий высокими моральными стандартами (на первый взгляд). На балу он представлен как весёлый, добрый и любящий отец. Его отношение к дочери и гостям создает впечатление человека с высоким чувством достоинства и благородства. Иван Васильевич описывает его с явным восхищением, отмечая его жизнерадостность и доброжелательность.
Бал и взаимодействие с окружением
На балу полковник танцует с дочерью, и это взаимодействие вызывает у Ивана Васильевича восхищение. Полковник представляется как образцовый отец и человек. Его весёлое и беззаботное поведение на балу усиливает контраст с тем, как он поведёт себя позже, что делает его образ особенно многослойным и сложным.
Экзекуция и истинная сущность
Настоящая природа полковника раскрывается в сцене экзекуции, где он безжалостно наказывает солдата, заставляя его проходить сквозь строй. В этот момент перед Иваном Васильевичем предстает совсем другой человек — суровый, жестокий и бесчувственный командир, которому чужды милосердие и сострадание. Этот контраст между поведением на балу и во время экзекуции раскрывает глубокую двойственность его натуры. Он оказывается представителем того самого образованного и привилегированного общества, которое скрывает свою внутреннюю жестокость за внешней маской благопристойности.
Характеристика Вареньки
Портрет и восприятие Ивана Васильевича
Варенька, дочь полковника, предстает перед Иваном Васильевичем как идеал красоты и женственности. Она изображена как милая, добрая и утончённая девушка, которая в свете бала выглядит безукоризненно. В его глазах она — олицетворение всего лучшего, что есть в высшем свете. Однако рассказ даёт нам только взгляд Ивана Васильевича, и мы видим её такой, какой он её видит — через призму своей влюблённости и идеализации.
Бал и идеализированный образ
На балу Варенька выступает в роли объекта восхищения Ивана Васильевича. Он любуется её танцем с отцом и замечает, как они гармонично смотрятся вместе. В этом моменте нет ни тени сомнения в её совершенстве. Этот образ ещё больше усиливает контраст, когда вскрывается истинная жестокость её отца. В какой-то мере, Варенька становится частью той же маски, которая скрывает реальность их семейных отношений и их места в обществе.
Таким образом, через эти портреты и сцены Толстой раскрывает глубинный конфликт между внешним и внутренним, между иллюзией и реальностью. Иван Васильевич, Варенька и полковник являются отражением двух сторон одной медали: внешнего, благопристойного фасада и скрытой под ним жестокой действительности. Через эти образы Толстой исследует двойственность человеческой натуры и нравственные противоречия, которые лежат в основе русского общества.
Фонохрестоматия
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
Л. Н. Толстой. «После бала»
Вы читали рассказы Л. Н. Толстого и раньше. Вспомните их названия и имена героев. Кто они?
1. Менялось ли ваше отношение к героям во время чтения рассказа и прослушивания актёрского исполнения? Почему?
Моё отношение к героям рассказа «После бала» Льва Толстого действительно менялось по мере чтения и прослушивания актёрского исполнения, и это связано с постепенным раскрытием их истинных характеров и мотивов, а также с мощным контрастом между их внешними и внутренними качествами.
Иван Васильевич
Изначально Иван Васильевич вызывает симпатию. Он представляется как молодой, романтичный человек, который искренне влюблён в Вареньку и восхищён её отцом. Его восторженное описание бала и чувств, которые он испытывает, позволяют мне увидеть в нём человека с открытой душой, способного на глубокие эмоции. Однако, по мере развития сюжета и особенно после сцены экзекуции, моё восприятие Ивана Васильевича меняется. Он начинает казаться мне не столько наивным, сколько уязвимым и, возможно, слишком податливым к внешним впечатлениям. Я чувствую сострадание к нему, когда он сталкивается с жёсткой реальностью, которая разрушает его иллюзии и заставляет переосмыслить свои взгляды на жизнь. Актёрское исполнение, передающее все оттенки его разочарования и внутренней борьбы, усиливает это ощущение.
Полковник
Моё отношение к полковнику претерпевает самые значительные изменения. Сначала, как и Иван Васильевич, я вижу в нём достойного и благородного человека. Он производит впечатление любящего отца и уважаемого офицера, который радуется жизни и умеет наслаждаться моментами счастья. Однако после сцены на площади, когда полковник превращается в безжалостного командира, моё восприятие его личности резко меняется. Он начинает вызывать у меня отвращение и недоумение. Как мог человек, который на балу казался столь добродушным, оказаться таким жестоким и бессердечным? Актёрское исполнение этой сцены, подчёркивающее его холодную решимость и бесстрастность, делает этот контраст ещё более поразительным и заставляет задуматься о том, как часто внешность обманчива.
Варенька
Отношение к Вареньке остаётся сравнительно стабильным, но также претерпевает некоторые изменения. В начале рассказа она кажется мне олицетворением невинности и красоты, как и видит её Иван Васильевич. Однако после того, как раскрывается истинное лицо её отца, моё восприятие Вареньки становится более сложным. Я начинаю задумываться, в какой мере она сама осознаёт жестокость, которая скрывается за внешним фасадом её семьи, и как она к этому относится. Актёрское исполнение, возможно, добавляет нотки сомнения в её образ, заставляя задуматься о том, насколько глубоко она вовлечена в лицемерие и двуличность своего окружения.
Заключение
Таким образом, моё отношение к героям рассказа «После бала» менялось по мере чтения и прослушивания актёрского исполнения, потому что Толстой мастерски раскрывает их истинные сущности через контраст между внешним обликом и внутренним миром. Этот процесс заставляет меня задуматься о том, насколько сложна и противоречива человеческая натура, и как важно не ограничиваться поверхностными суждениями, а стремиться к глубокому пониманию людей и их мотивов.
2. Какие интонации были использованы актёром, чтобы показать характеры героев рассказа?
Актёр использует разнообразные интонации, чтобы показать характеры героев рассказа и передать контраст между разными частями произведения. Когда он читает о бале, в его голосе слышны восторг и умиление. Эти интонации подчёркивают радостное и возвышенное настроение Ивана Васильевича, его восхищение Варенькой и её отцом, а также атмосферу общего веселья и благополучия, царящую на балу. Голос актёра становится мягким, плавным, с оттенками радости и легкости, что помогает создать образ идеализированного, почти сказочного мира, в который погружается главный герой.
Однако, когда дело доходит до сцены казни, интонации актёра кардинально меняются. Он читает с удивлением, которое постепенно перерастает в пренебрежение и даже отвращение. Этот переход в интонации отражает шок и разочарование Ивана Васильевича, который внезапно сталкивается с жестокой реальностью, резко контрастирующей с его недавними романтическими иллюзиями. Голос становится более жёстким, подчёркивая холодную и бездушную сторону полковника, который спокойно наблюдает за наказанием солдата. Такое изменение интонаций помогает слушателю ощутить тот внутренний перелом, который происходит в душе Ивана Васильевича, когда он осознаёт истинную сущность тех, кого недавно восхищался.
Эти интонационные изменения позволяют актёру глубже раскрыть характеры героев и передать сложные эмоциональные переживания, делая их более живыми и понятными для слушателя.
3. Против чего направлен рассказ Л. Н. Толстого и как это показывает в чтении Николай Лазарев?
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» направлен против жестокости по отношению к людям, а также против лицемерия и двуличности общества, которые позволяют скрывать истинную сущность людей за внешней благопристойностью. Толстой показывает, как суровая и безжалостная армейская дисциплина может сосуществовать с внешне мирным и радостным образом жизни дворянства, обнажая моральные противоречия и внутренние конфликты, присущие русскому обществу того времени.
Николай Лазарев в своём чтении мастерски передаёт эти идеи Толстого через изменения интонации, темпа голоса, расстановку пауз и акцентирование ключевых моментов. Когда он читает о бале, его голос наполнен радостью и восхищением, что позволяет слушателю почувствовать атмосферу праздника и романтические переживания главного героя. Лазарев использует мягкие, плавные интонации, передавая восторг и умиление, которое испытывает Иван Васильевич.
Однако в момент, когда сцена переходит к описанию казни, Лазарев резко меняет интонацию. Его голос становится более напряжённым, жёстким, с нотками удивления и осуждения, подчёркивая шок Ивана Васильевича от столкновения с жестокой реальностью. Актёр замедляет темп речи, расставляет паузы и акцентирует ключевые слова, что помогает передать драматизм и глубину происходящего. Эта перемена интонации и ритма подчёркивает контраст между праздничной иллюзией и жестокой действительностью, обнажая скрытую жестокость и бездушие тех, кто на первый взгляд казался благородным и добродетельным.
Таким образом, Николай Лазарев с помощью интонаций, темпа и акцентирования показывает, как рассказ Толстого разоблачает жестокость и лицемерие, скрывающиеся за внешним фасадом дворянского общества, и делает это впечатление ещё более сильным и эмоционально насыщенным для слушателя.
4. Как настраивает музыка на прослушивание контрастных событий?
Музыка, сопровождающая прослушивание рассказа, играет ключевую роль в создании эмоционального фона и подготовке слушателя к восприятию контрастных событий. Она не просто отражает настроение рассказа, но и усиливает его, помогая глубже почувствовать переход от одного эмоционального состояния к другому.
Когда повествование переходит к сцене бала, музыка становится лёгкой, воздушной, подчёркивая радостную и праздничную атмосферу. Эти мелодии помогают слушателю погрузиться в мир романтики и благополучия, который окружает Ивана Васильевича на балу. Музыка передаёт его восторг, чувство счастья и восхищение окружающим.
Однако, когда действие смещается к сцене экзекуции, музыкальное сопровождение меняется: оно становится более мрачным, тревожным, с глубокими и резкими нотами. Это изменение в музыке настраивает слушателя на восприятие жестокости и беспощадности происходящего, подготавливая его к эмоциональному шоку, который испытывает Иван Васильевич. Музыка усиливает контраст между радостью бала и суровой реальностью экзекуции, подчёркивая тем самым главную идею рассказа.
Таким образом, музыка не только отражает настроение рассказа, но и активно участвует в создании контрастов, помогая слушателю эмоционально подготовиться к переходу от светлых и радостных моментов к мрачным и тяжёлым событиям, что делает восприятие рассказа более глубоким и многогранным.
5. Почему рассказчик так подробно описывает Вареньку, её отца?
Рассказчик так подробно описывает Вареньку и её отца в рассказе «После бала» Льва Толстого по нескольким важным причинам, которые помогают раскрыть основные идеи и драматургию произведения.
1. Создание контраста между внешним и внутренним миром:
Толстой использует детализированное описание Вареньки и её отца, чтобы создать контраст между внешним обликом этих персонажей и их внутренней сущностью. Варенька и её отец представляются Ивану Васильевичу как идеальные образы: Варенька — воплощение красоты, женственности и невинности, а её отец — образец доброты, благородства и достоинства. Эти подробные описания помогают читателю погрузиться в ту же иллюзию, в которой пребывает главный герой, и ощутить всю силу его восхищения.
2. Подчёркивание разочарования и внутреннего конфликта:
Когда впоследствии Иван Васильевич сталкивается с жестокой реальностью, в частности с поведением полковника во время экзекуции, этот контраст становится особенно явным и шокирующим. Подробное описание, создающее идеализированные образы, позволяет Толстому затем эффектно разрушить эти образы, когда герой видит истинное лицо полковника. Это разочарование героя приобретает особую силу именно благодаря тому, насколько совершенными ему казались Варенька и её отец.
3. Отражение внутреннего состояния героя:
Детальные описания также служат для передачи внутреннего состояния Ивана Васильевича. Он видит в Вареньке и её отце всё, что для него ценно и привлекательно, и поэтому описывает их с таким вниманием к деталям. Эти персонажи для него олицетворяют идеальный мир, в котором он хотел бы жить. Чем более идеализированными он их видит, тем сильнее будет его разочарование, когда иллюзии рухнут.
4. Психологическая достоверность:
Толстой стремится показать психологическую достоверность переживаний Ивана Васильевича. Подробное описание Вареньки и её отца помогает читателю понять, почему главный герой был так сильно потрясён, когда столкнулся с реальностью. Это также подчёркивает тему обмана внешними образами и важности глубинного понимания людей.
Таким образом, подробные описания Вареньки и её отца служат для того, чтобы создать у читателя чувство гармонии и благополучия, которое затем будет разрушено контрастными событиями, раскрывающими истинные лица героев. Это позволяет Толстому не только усилить драматизм рассказа, но и глубже раскрыть его основные идеи о природе человеческой сущности и двойственности жизни.
6. Какая музыка звучит во время танца? Какое настроение создаётся ею? Почему рассказчику казалось, что он «всех» любит?
Весёлая и лёгкая музыка, звучащая во время танца, создаёт атмосферу беззаботности, радости и праздника. Она подчёркивает ощущение лёгкости и счастья, которое царит на балу. Под эту музыку герои движутся грациозно и свободно, что усиливает впечатление гармонии и красоты происходящего.
Рассказчику, Ивану Васильевичу, казалось, что он «всех» любит именно из-за этого настроения. Под влиянием музыки, окружающей праздничной атмосферы и своей влюблённости в Вареньку, он ощущает подъём чувств, когда мир кажется ему идеальным, а люди — добрыми и прекрасными. Музыка, в сочетании с его эмоциональным состоянием, создаёт у него иллюзию вселенской любви и единства с окружающим миром. Это чувство, вызванное мелодией и окружением, усиливает его восприятие происходящего как чего-то волшебного и безмятежного.
7. Что случилось после бала? Какая новая музыка послышалась рассказчику? Как он назвал её?
После бала Иван Васильевич, наполненный радостью и восторгом, продолжил прогулку по ночному городу. Однако его счастливое настроение вскоре было разрушено, когда он стал свидетелем жестокой сцены экзекуции. В этот момент до его слуха дошла новая музыка — суровая, монотонная и зловещая. Этой музыкой были звуки барабанного боя, сопровождающие наказание солдата. Иван Васильевич назвал её "дьявольской музыкой". Она резко контрастировала с лёгкой и весёлой мелодией, звучавшей на балу, и подчёркивала мрачность и жестокость происходящего. Эта музыка усилила его потрясение и вызвала глубокое внутреннее разочарование, заставив увидеть мир в ином, суровом свете.
8. Почему любовь рассказчика «пошла на убыль»?
Любовь рассказчика «пошла на убыль» из-за глубокого разочарования, которое он испытал после того, как стал свидетелем жестокой сцены экзекуции. До этого момента Иван Васильевич был погружён в романтические чувства к Вареньке, восхищался её отцом, видя в нём образец доброты и благородства. Бал, на котором царила радостная и беззаботная атмосфера, усилил эти чувства, создавая у рассказчика иллюзию идеального мира и людей.
Однако сцена наказания солдата, которую он увидел после бала, резко разрушила эти иллюзии. Иван Васильевич стал свидетелем того, как полковник, который на балу казался ему добрым и благородным человеком, проявляет жестокость и бездушие. Это противоречие между внешним образом полковника и его истинной, жестокой сущностью, глубоко потрясло рассказчика.
Увидев, что тот, кого он уважал и восхищался, способен на такие жестокие поступки, Иван Васильевич не мог продолжать испытывать те же чувства к Вареньке, ведь её отец олицетворял для него всё лучшее, что он видел в их семье. Разочарование в полковнике распространилось и на его отношение к Вареньке, поскольку она была неразрывно связана с этим миром. Постепенно его романтические чувства начали угасать, и любовь «пошла на убыль», поскольку рассказчик уже не мог воспринимать Вареньку так же, как раньше, без налёта горькой правды, которую он узнал после бала.
Популярные решебники 7 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением