Ответы на вопросы на стр.20 Часть 1 ГДЗ Лебедев 10 класс Углубленный уровень (Литература)

Изображение Вопросы для самопроверки1. Какие художественные задачи ставили перед собой писатели «натуральной школы»? Почему это явление в русской литературе принято связывать с...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки
1. Какие художественные задачи ставили перед собой писатели «натуральной школы»? Почему это явление в русской литературе принято связывать с именами Гоголя и Белинского?
Писатели «натуральной школы» ставили перед собой следующие художественные задачи:
• Отображение реальной и критической картины действительности. Основной доктриной школы провозглашался тезис о том, что литература должна быть подражанием действительности.
• Изображение жизни маленького, несчастного, угнетаемого человека. Как правило, это был петербургский чиновник. Постепенно возникли и образы крестьян.
• Усиление гуманистической стороны повествования. Например, в серии произведений, в которых так же страдает и мучается в огромном, холодном, бесчеловечном городе маленький чиновник, но у него появляются привязанности, скажем, к жене, к дочери, к собаке.
• Выражение конфликта между «романтиком» и «реалистом». Например, в романе «Обыкновенная история» И. А. Гончарова, 1847.
• Раскрытие эволюции персонажа, испытывающего непреодолимое воздействие социальной среды. Например, в романе А. И. Герцена «Кто виноват?» (1847).
Появление «натуральной школы» в русской литературе принято связывать с именами Гоголя и Белинского, потому что она возникла под влиянием творчества Н.В. Гоголя. Многие писатели, причисляемые к натуральной школе, испытали на себе мощное влияние различных сторон его творчества: сатиры, остроты постановки проблемы «мелкого человека», дара изображать «прозаический существенный дрязг жизни».
В.Г. Белинский стал идейным вдохновителем неформального объединения молодых прозаиков, которые и составили основу «натуральной школы». В своих статьях и обзорах русской литературы первой трети XIX века Белинский обобщил опыт художественного самоосознания действительности в произведениях Пушкина, Лермонтова, Гоголя и сформулировал представление о путях развития нового – реалистического – этапа русского искусства.
2. Как проявилось в литературном процессе 40—60-х годов XIX века своеобразное соперничество поэзии и прозы? Как вы считаете, какие явления в общественной жизни способствуют расцвету читательского увлечения поэзией, а какие мешают?
Начиная с 1840-х годов XIX века в русском реализме стремительно развиваются социально-аналитические начала. Белинский считает большим недостатком нашей литературы отсутствие рядовых писательских дарований.
Критик ведёт борьбу за расширение влияния литературы на жизнь русского общества. И в течение десятилетия Белинский выращивает целую плеяду литературных дарований, получивших с легкой руки его противника Булгарина название писателей «натуральной школы».
Демократизм писателей этой «школы» проявился в неистощимом желании рассмотреть под социальным углом зрения всю Россию, все её сословия, все «места», всё богатство и многообразие её жизни. Подступы к таким широким синтезам намечаются и в издании знаменитых «физиологий», коллективных авторских сборников, среди которых пальма первенства принадлежит изданной Некрасовым.
Коллективный авторский сборник «Физиологии Петербурга, составленной из трудов русских литераторов» (1845), изданный Некрасовым — одна из первых в русской литературе попыток создать целостную картину жизни столицы. В композиции сборника отражаются общественные взгляды его авторов. Это демократически настроенные писатели круга Белинского. В 1840-е годы многих. Альманах шокировал тем, что описание сословий, населяющих столицу, открывается очерком «Петербургский дворник», который отрицает расхожее представление о «верхах» и «низах». «Низы» оказываются значимее «верхов», на них держится жизнь всего общества; в тёмных углах и подвалах, где они обитают, начинается жизнь столицы.
Однако в конце 1840-х – начале 1850-х годов в творчестве писателей «натуральной школы» обнаружилось существенное противоречие. Вслед за Белинским они считали, что беды и несчастья современного общества лежат не в природе человека, а в социальных обстоятельствах, искажающих её естественные и гармоничные проявления. На первый план всё более энергично выходит человеческая индивидуальность, личность, способная сопротивляться давлению окружающей среды. Этот поворот ощутим в романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди», в искусстве раннего Л. Н. Толстого, автора трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».
Толстовские «подробности чувств» в переживаниях взрослого Иртеньева-рассказчика действительно довлеют себе, выбиваются из мотивировки характером. Толстой уже в 1850-е годы открывает в человеке бесконечные возможности к изменению, нравственному совершенствованию. «Характер» оказывается здесь величиной отнюдь не застывшей, а разложенной на более мелкие частицы, на переменчивые душевные состояния. Анализ в искусстве раннего Толстого рыхлит почву для грядущего всеобъемлющего синтеза, позволившего творцу «Войны и мира» прийти к уникальному сочетанию «великого эпического веяния с бесконечными мелочами анализа».
Примечательна в связи с этим судьба русской поэзии. В 1840-е годы должно было достигнуть расцвета поколение поэтов «пушкинской плеяды». Но лишь немногие из них перешагнули через роковой рубеж 1830 – 1840-х. В 1842 году выходит последняя книжка стихов современника Пушкина Е. А. Баратынского с символическим названием «Сумерки». Вслед за этим действительно наступают «сумерки» русской поэзии, длившиеся около десяти лет. Поэзия почти исчезает со страниц толстых журналов, вытесняемая прозой. В поздних своих статьях Белинский объявляет решительную войну поэзии, отдавая все свои симпатии прозе.
Каковы же причины ухода поэзии на обочину литературного процесса? Часто ссылаются на безвременную смерть большинства поэтов пушкинского поколения. Однако трагическая их судьба не могла приостановить живой процесс развития русской литературы. 1840-е годы отмечены появлением «Бедных людей» Достоевского, «Обыкновенной истории» Гончарова, «Кто виноват?» Герцена, «Записок охотника» Тургенева. Но лучшие достижения литературы этого времени почему-то связаны лишь с прозой.
Поэзия с очевидностью отстаёт, хотя внешние условия для её развития как будто бы вполне благоприятны. Начало 40-х годов было и началом творческого пути Н. А. Некрасова («Мечты и звуки»), А. А. Фета («Лирический пантеон»), А. Н. Майкова («Стихотворения»). Тогда же опубликовали свои первые поэтические опыты А. К. Толстой, Я. П. Полонский, Н. П. Огарёв. Возникло новое поколение поэтов, призванное сменить безвременно ушедшую из литературы пушкинскую плеяду. Но в 40-x годах этой смены не произошло. Сборники молодых поэтов или не были замечены критикой, или признаны неудачными.
Ситуация изменяется к середине 1850-х годов, когда репутация стихов среди читающей публики неожиданно и стремительно возрастает. Знатоки русской литературы неслучайно называют этот период «поэтической эпохой». С 1854 по 1862 годы издают свои сборники Некрасов, Никитин, Фет, Майков, А. К. Толстой, Вяземский. После долгих лет молчания вновь обретает голос некогда осмеянный Белинским романтический поэт Бенедиктов. Издатели толстых журналов отводят теперь стихам лучшие страницы. Сборники наиболее популярных поэтов (Некрасова и Фета, например) неоднократно переиздаются. Каковы же причины столь бурного расцвета поэзии в этот период?
Уже в 1850 году Некрасов почувствовал односторонность современного литературного процесса и выступил на страницах «Современника» с известной статьёй «Русские второстепенные поэты». Пробуждение внимания к поэзии было связано со спецификой поэтической образности. Некрасов, начиная в 50-х годах борьбу за восстановление утраченного поэзией престижа, упорно настаивал в своих критических статьях именно специфической содержательности художественного образа в поэзии.
В 1840-е годы русская проза вступает в полосу предроманного развития. Возникают переходные между очерком, повестью и романом формы: книги новелл, эпические циклы типа «Записок охотника» Тургенева, «Севастопольских рассказов» Толстого, «Записок из Мёртвого дома» Достоевского. Именно в этот период будущие классики русского романа 1860-х годов: Толстой, Тургенев, Достоевский – начинают живо интересоваться поэзией. Тургенев пишет критическую статью о Тютчеве, Толстой находится в творческой дружбе с Фетом, Достоевский, по его собственному признанию, увлечён поэзией Некрасова.
Будущие романисты-эпики ценят в поэзии сам характер поэтической образности – сжатость, гармоническую завершённость, полноту, способность поэзии запечатлеть тонкую и зыбкую душевную жизнь, умение поэта выразить целую концепцию жизни в пределах краткой лирической миниатюры.
Существенной особенностью «поэтической эпохи» 1855 – 1862 годов оказывается её внутренний драматизм. Поэзия этого периода раскалывается на два враждующие друг с другом течения: рядом с Некрасовым стоит Фет, поэты «некрасовской школы» ведут принципиальную полемику с поэтами «чистого искусства». Не похожих друг на друга поэтов Майкова, Фета, Полонского, А. К. Толстого сближает большая или меньшая степень недоверия к демократическому лагерю. Поэты «некрасовской школы», напротив, все оказываются более или менее последовательными демократами в своих политических и художественных ориентациях. Так в противостоянии двух течений русской поэзии середины века заявляет о себе напряженная общественная борьба.
1850-е годы в истории русской литературы явились эпохой становления самобытной национальной драматургии. А. Н. Остров-ский считал возникновение национального театра признаком совершеннолетия нации. Усилиями Островского и его спутников был создан реалистический репертуар для русского театра. К середине XIX века в обстановке глубокого социального кризиса происходящие в стране перемены создавали почву для небывалого подъёма и расцвета драмы. Островский оказался в центре драматического искусства 1860-х годов, задавая тон, намечая основные пути, по которым пошло развитие русской драмы. Островскому русская драматургия обязана своим неповторимым национальным обликом. Как и во всей русской литературной классике, в ней существенную роль играют начала эпические: драматическим испытаниям подвергается мечта о братстве людей, обличается «всё резко определившееся», «эгоистически отторгшееся от общечеловеческого».
Так проявилось своеобразное соперничество в литературном процессе 40 – 60 годов XIX века, приведшее к обогащению поэзии и прозы новыми аспектами и жанрами.
Я думаю, что развитию читательского интереса к поэзии способствуют значимые события общественной жизни, которые находят отражение в поэтических строках и отклик в душе каждого человека.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.

Похожие решебники

*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением