Ответы на вопросы на стр.20-21 Часть 1 ГДЗ Лебедев 10 класс Углубленный уровень (Литература)






Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Повторение изученного
1. Подготовьте сообщение об одном из поэтов, сформировавшихся в первой трети XIX века (например, В. А. Жуковском, П. А. Вяземском, В. Г. Бенедиктове, Ф. И. Тютчеве). Выясните,
какой была его общественная позиция и роль в литературном процессе 40—60-х годов XIX века.
Сообщение
Пётр Андреевич Вяземский, его общественная позиция и роль в литературном процессе 40 – 60-х годов XIX века
Петра Андреевича Вяземского (1792 -1878) традиционно считают поэтом пушкинской эпохи. Он был старше Александра Сергеевича на 7 лет, однако пережил его на 41 год и почти застал Серебряный век русской литературы. Он прожил богатую, насыщенную жизнь: прошел Отечественную войну 1812 года, сочинял стихи, занимал несколько ответственных государственных постов, писал критические статьи, которые по меткости наблюдений до сих пор остаются актуальными. По натуре Петр Андреевич был философом: в период жарких общественно-политических и литературных споров он оставался в стороне, не примыкая ни к консерваторам, ни к либералам, хотя и те, и другие имели все основания считать его «своим человеком».
По смерти родителей П.А. Вяземский в отрочестве фактически воспитывался в семье историка Н.М. Карамзина, в близком родстве с которым состоял. С самой ранней юности Вяземский вращался в среде интеллектуалов-гуманитариев и вольнодумцев, получивших прекрасное образование в духе французских просветителей. По своему воспитанию и образованию князь П.А. Вяземский принадлежал к очень узкому слою гуманитарной элиты России пушкинского времени. Ближайшее окружение Вяземского возлагало серьезные надежды на конституционную трансформацию царской власти. Князь был приверженцем просвещённой монархии и верил, что со временем Россия придёт к демократическим преобразованиям и либерализации нравов. К декабристам Вяземский относился лояльно, но в тайных сообществах не участвовал, так как считал, что у любого восстания в России одна судьба – бессмысленный кровопролитный бунт. Круг Вяземского всегда противостоял клерикальным тенденциям и в русской литературе, и в русском обществе периодов 1820 – 1840-х годов, выпавших на правление таких разных императоров, как Александр I и Николай I. Именно поэтому Вяземский принадлежал (наряду с В. А. Жуковским) к числу старших членов литературного общества «Арзамас», куда был принят и только что вышедший из стен Царскосельского лицея Пушкин.
Острый и тонкий вкус Вяземского, его широкая осведомленность в ситуации французской и европейской литературы вызывали неизменное внимание и заинтересованность Пушкина, неоднократно просившего у него литературные обзоры и рецензии. П.А. Вяземского можно смело причислить к фигурам, формировавшим вкус пушкинского времени в целом. Без всякого сомнения, Вяземского можно считать одним из создателей серьезных жанров литературной критики в России. Он писал о русском романтизме, политической литературе, защищал использование в стихах галлицизмов. В конце 1840-х годов вышла книга Вяземского о Денисе Фонвизине, в которой критик изучил творчество писателя, учитывая его биографию и культурную эпоху тех лет. Также Вяземский разрабатывал форму стихотворного фельетона, писал мемуарные очерки – в основном о деятелях русской культуры конца XVIII – начала XIX века. В 1866 году литератор явился одним из основателей Русского исторического общества, став его первым председателем.
Он был, к тому же, и современником грибоедовской Москвы. Нужно заметить, что частные письма Вяземского впервые в русском обществе намекали на общественный контекст дуэли, унесшей жизнь Пушкина.
Специфика места Вяземского в русской культуре состояла в том, что он был свидетелем пушкинского времени и хранителем умственной атмосферы 1810 – 1840-х годов. Она вытекала из сугубо частной салонной стилистики литературной жизни первой четверти XIX столетия и после 1850-х годов выглядела уже явлением принципиально иной, прошедшей, эпохи. Многие материалы Вяземского специально писались им для журнала «Русский архив» П.И. Бартенева. Секретарем редколлегии этого журнала непродолжительное время был молодой Валерий Брюсов.
2. Вспомните, как решался вопрос о предназначении художника в творчестве Пушкина и писателей его круга. (В качестве доказательства используйте примеры из литературных произведений, писем, статей.)
Первая четверть XIX века была временем господства романтизма, который возник и развился под влиянием патриотического подъема во время Отечественной войны 1812 года. Немалую роль на русское искусство этого периода оказала западноевропейская культура, в первую очередь, – произведения Возрождения, основанные на античных образцах. Поэтому неудивительно, что почти все художники первой четверти XIX столетия писали картины, ориентируясь на классические модели своих европейских коллег.
Подобное подражание вызывало критику отечественных литераторов. Например, известный поэт К. Н. Батюшков в своем обзоре выставки картин Академии художеств ратовал за реалистичное изображение пейзажей родной природы без оглядки на условные эталоны европейских мастеров.
Поэт В. А. Жуковский был тонким ценителем живописного искусства. Он очень высоко оценивал картину «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, главным достоинством которой, по его мнению, было изображение Богородицы с Младенцем как небесное явление. А. С. Пушкин тоже живо интересовался живописью и в своих заметках выступал против условных форм подражания, которыми грешили многие начинающие художники.
Н.В. Гоголь трепетно относился к изобразительному искусству, которому посвятил одно из своих главных произведений – повесть «Портрет». В ней он показал превращение художника в примитивного ремесленника под влиянием денег. По мнению писателя, главным условием творчества является вдохновение, которое исключает техническое копирование модели. Перу Гоголя принадлежит статья «Последний день Помпеи», в которой он высоко оценил монументальность и яркость этой картины К. П. Брюллова. Писатель подчеркнул талант художника как мастера большой живописи.
Вот так решался вопрос о предназначении художника в творчестве Пушкина и писателей его круга.
3. Как вы думаете, почему полемика о целях искусства приобрела особую остроту в 40—60-е годы XIX века?
В русской литературе XIX века все больше получала популярность концепция «чистого искусства» или «искусства ради искусства».
Признаки стремления к этой концепции можно найти в литературе разных стран. Еще древние понимали, что формальная красота – абсолютно бессмысленна, с точки зрения утилитарного подхода, но она очень высоко цениться, потому что предназначена для души.
В эстетике XIX-го века были популярны идеи И. Канта о «независимости суждений вкуса». Романтики придерживались мнения о свободе вдохновения. А. Пушкин выделял мысль о независимости поэта от мнения толпы. Именно в эпоху романтизма появился термин – «искусство ради искусства». Одним из первых его употребил Т. Готье.
В 19 веке появляется теория. Основными ее признаками являются:
• утверждение самостоятельности искусства4
• его независимость от политики;
• общественных требований, воспитания.
В России в середине XIX века усиление тенденций развития «чистого искусства» объясняется тем, что его защитники противостоят популярности революционно-демократического движения и «утилитарным» подходам к искусству. Это было наиболее распространено среди последователей романтизма. Подобно «парнасцам» и Т. Готье русские поэты А. Григорьев, А. Майков, Я. Полонский, А. Фет, Ф. Тютчев и многие другие склонялись к художественной форме произведений и избегали политики. Они противопоставляли свои произведения, произведениям революционно-демократической направленности, авторами которых были: Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Д. Писарев, Н. Некрасов, М. Салтыков-Щедрин.
Ф. Тютчев принадлежит к школе «чистого искусства», потому что в его лирике ярко отображены идеи этого движения. Хотя у него и есть стихотворения о политики, но они не главные.
Принципы «чистого искусства» были сформулированы А. Дружининым. Поэты этого движения были против идеи служения литературы общественным интересам.
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением