Ответы на вопросы на стр.200 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)


















Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Основные теоретические понятия
Символизм, теургия, лирический цикл, поэма, драма, ирония, звукопись, метафора. гармония, ямб, тонический стих.
1.
Символизм – это литературное и художественное направление конца XIX – начала XX века, основанное на использовании символов как средства выражения глубоких философских, духовных и эмоциональных идей. Слово «символизм» происходит от греческого symbolon, что означает «знак» или «знак-связь». В основе символизма лежит идея, что внешний мир – это лишь отражение или аллегория более глубоких, трансцендентных истин.
Символисты отвергали реализм, считая его ограниченным и неспособным передать истинную сущность бытия. Вместо этого они создавали многослойные тексты, где образы и символы соединяли реальность с миром идей и чувств. Символизм характеризуется мистическим и иррациональным подходом, поиском красоты и гармонии в мире, где хаос и разрушение воспринимаются как часть вечного цикла. Центральными темами символизма были любовь, смерть, поиск смысла жизни и связь с вечностью.
Александр Блок был одним из главных представителей символизма в русской литературе. Его поэзия насыщена символами, которые позволяют читателю чувствовать атмосферу и подтекст произведений. Например, в «Стихах о Прекрасной Даме» символы света, звезды, пути и розы представляют собой идеалы любви и духовного поиска. В поэме «Двенадцать» символизм становится способом изображения хаоса и революции через образы метели, ветра и двенадцати апостолов. Символизм в творчестве Блока не только передаёт эмоции, но и раскрывает внутренние конфликты эпохи, соединяя прошлое, настоящее и будущее в одном произведении.
2.
Теургия – это понятие, происходящее от греческого theourgia, что означает «божественное действие». В узком смысле теургия – это религиозная практика, направленная на взаимодействие с божественными силами через ритуалы, молитвы и символические действия. Однако в контексте искусства и литературы Серебряного века теургия приобрела иной смысл – как процесс духовного творчества, направленного на преобразование человека и мира.
Для символистов теургия означала возвышенную миссию художника. Искусство рассматривалось как средство связи между земным и божественным, способное раскрыть сокровенные истины и привести человека к духовному очищению. В поэзии Александра Блока теургия проявляется через возвышенное отношение к слову и поэтическому творчеству. Например, в «Стихах о Прекрасной Даме» поэт изображает свою героиню как воплощение божественного начала, а творчество – как акт, соединяющий человека с небесным миром.
Теургические идеи в творчестве Блока особенно заметны в его стремлении использовать поэзию для преобразования окружающей действительности. Это касается и позднего творчества, где Блок через образы хаоса и катастрофы пытается достичь нового уровня гармонии. Поэт воспринимает себя как медиатора между миром людей и высшими силами, что отражает философию теургии в её литературной интерпретации.
3.
Лирический цикл – это объединение стихотворений, которые связаны общей темой, настроением, персонажами или композиционной идеей. Такой способ организации поэтического материала позволяет автору глубже раскрыть определённые философские или эмоциональные концепции, создавая целостный мир, где каждое стихотворение играет роль части большого мозаичного изображения.
В русской литературе лирический цикл получил особенное развитие в творчестве символистов, включая Александра Блока. Один из самых известных лирических циклов Блока – «Стихи о Прекрасной Даме», где объединены произведения, посвящённые идеалу женской красоты и духовности. Этот цикл отражает ранние философские взгляды Блока, его стремление к гармонии и поиску смысла жизни через любовь.
Ещё один важный цикл Блока – «Страшный мир», в котором звучат мрачные и декадентские мотивы, связанные с осознанием кризиса культуры и духовной пустоты современного мира. Здесь цикл становится способом осмысления хаоса и разрушения старых ценностей. Каждый лирический цикл Блока имеет свою внутреннюю структуру, где отдельные стихотворения перекликаются друг с другом, создавая эффект единого целого.
Лирический цикл в творчестве Блока позволяет не только углубить смысловое содержание отдельных произведений, но и отразить внутреннюю динамику мировоззрения автора, его духовный поиск и философские размышления.
4.
Поэма – это лиро-эпический жанр, сочетающий в себе элементы эпического повествования и лирической экспрессии. В отличие от романа или повести, поэма отличается поэтической формой и часто исследует философские, исторические или социальные темы через личные переживания героя.
Поэма является ключевым жанром в творчестве Александра Блока. Она позволяет ему объединить личное и универсальное, изобразить события эпохи через призму личных переживаний и философских размышлений. Примером является поэма «Двенадцать», которая считается одним из самых значимых произведений русской литературы XX века. В ней революция представлена не только как историческое событие, но и как духовный кризис, затрагивающий каждого человека. Образы метели, ветра и двенадцати апостолов наполняют текст глубокими символическими смыслами, создавая многослойную структуру, где переплетаются религиозные, философские и социальные мотивы.
Ещё одна значимая поэма Блока – «Скифы», посвящённая размышлениям о судьбе России и её месте в мировой истории. Здесь поэма становится платформой для выражения авторской позиции по отношению к современности, связанной с хаосом и разрушением, но также с возможностью обновления. Жанр поэмы позволяет Блоку использовать богатый арсенал выразительных средств: метафоры, символы, ритм, звукопись, что делает его произведения мощными инструментами воздействия на читателя.
Таким образом, поэма у Блока становится способом осмысления эпохи, диалога с историей и попыткой найти ответы на вечные вопросы через призму личных переживаний и культурного контекста.
5.
Драма – это один из важнейших жанров литературы и театра, в котором отображается конфликт, раскрывающий природу человеческих взаимоотношений и внутренних переживаний. Слово «драма» происходит от греческого drama, что означает «действие», подчёркивающее её динамическую природу. Основой драмы является сюжет, построенный на противоречиях между персонажами, их стремлениями, моральными выборами или судьбой.
Драматические произведения могут быть как трагическими, так и комическими, но всегда направлены на выявление глубоких жизненных истин. Особенностью драмы является её ориентация на театральное воплощение, где конфликт становится зрелищным и эмоционально насыщенным.
В русской литературе драма приобрела философский и символический характер в творчестве таких авторов, как Александр Блок. Его драматические произведения, например «Роза и Крест», совмещают символизм, мистику и поиск духовного смысла. У Блока драма становится способом отражения кризиса эпохи и личности, где борьба героев выражает попытку найти гармонию в хаотичном мире. В его творчестве драматический жанр переплетается с философией и теургическими идеями, где искусство видится как средство преобразования реальности и духовного возвышения.
6.
Ирония – это литературный приём, построенный на использовании двойного смысла, где внешний, буквальный уровень высказывания скрывает или подчёркивает его истинное значение. Происходит от греческого eironeia, что означает «притворство», «скрытая насмешка». Ирония позволяет автору выразить своё отношение к предмету изображения через скрытую насмешку, парадокс или сарказм. Она может быть направлена на общественные явления, личные переживания или философские вопросы.
В творчестве Александра Блока ирония становится особенно важной в поздний период, когда он осмысляет хаос и кризис революционной эпохи. Например, в поэме «Двенадцать» революция изображается одновременно как разрушительный хаос и как путь к духовному обновлению, а её участники, двенадцать красногвардейцев, наделены чертами одновременно реальных людей и символических фигур.
Ирония Блока заключается в том, что великие идеи, такие как свобода и равенство, реализуются через насилие и хаос. Это подчёркивает трагическую неоднозначность исторических процессов. Ирония у Блока – это не только насмешка, но и способ выражения глубокого скептицизма и размышлений о сложной природе человеческой жизни.
7.
Звукопись – это художественный приём, при котором звуковая организация текста играет важную роль в создании его образности и эмоциональной насыщенности. Звукопись достигается через аллитерацию (повторение согласных звуков), ассонанс (повторение гласных) и ономатопею (звукоподражание). В литературе звукопись усиливает восприятие текста, создаёт ритм и помогает читателю глубже почувствовать атмосферу произведения.
В поэзии Александра Блока звукопись занимает центральное место. Например, в цикле «Стихи о Прекрасной Даме» звукопись подчёркивает мелодичность и возвышенность текстов, создавая эффект мистической гармонии. В этих произведениях звукопись строится на мягких звуках, таких как «л», «м», «н», что создаёт ощущение лёгкости и спокойствия.
В поэме «Двенадцать» Блок использует звукопись для передачи хаоса и движения революционной эпохи. Повторы шипящих звуков, таких как «ш», «с», создают впечатление метели, ветра и напряжённости. Звукопись у Блока служит не только средством эстетического воздействия, но и способом передачи глубоких смыслов и эмоций, делая его поэзию многослойной и ярко звучащей.
8.
Метафора – это один из основных тропов в литературе, представляющий собой переносное значение слова или выражения, основанное на сходстве между явлениями. Она является мощным выразительным средством, которое позволяет передать многослойные, сложные образы, вызывая у читателя ассоциации и эмоции.
Происхождение термина связано с греческим словом metaphora, что означает «перенос». Метафора заключается в том, что одно явление или предмет описываются через свойства другого. Например, выражение «море чувств» переносит качества бескрайности и глубины моря на человеческие эмоции. Метафоры играют ключевую роль в поэзии, так как через них поэт может выразить свои самые тонкие переживания и философские идеи.
В творчестве Александра Блока метафоры создают многослойные образы. Например, в цикле «Стихи о Прекрасной Даме» метафоры света, звёзд, пути используются для передачи мистического, духовного поиска. В поэме «Двенадцать» метафоры передают одновременно хаос и динамику революционных событий. Например, революция у Блока становится метафорой снежной метели, которая захватывает всё вокруг и несёт обновление, хотя и разрушительное.
Метафора является важнейшим элементом символизма, так как позволяет выйти за пределы буквального и погрузиться в область ассоциаций и интуиции. В поэзии Блока это средство становится ключевым для создания образов, которые невозможно выразить прямым текстом, но которые создают у читателя ощущение сопричастности к чему-то большему, мистическому.
9.
Гармония – это понятие, которое используется как в искусстве, так и в философии, музыке, литературе и других областях для обозначения соразмерности, единства и красоты частей, образующих целое. Слово происходит от греческого harmonia, что означает «согласие», «соразмерность».
В контексте литературы гармония относится к построению произведения, где все элементы – ритм, звукопись, содержание и образы – работают на создание целостности. У Александра Блока гармония является ключевым понятием, особенно в раннем периоде творчества. Например, в цикле «Стихи о Прекрасной Даме» поэт стремится к созданию гармонии между земным и небесным, материальным и духовным. В этих стихах гармония выражается через мелодичность, ритмичность и образы света, символизирующие идеальную красоту.
Однако в позднем творчестве Блока, особенно в таких произведениях, как «Страшный мир» и «Двенадцать», гармония нарушается. Это отражает общую тенденцию символистов к изображению мира как раздробленного, хаотичного. Тем не менее, даже в этом хаосе Блок стремится найти скрытую гармонию, которая связывает разрозненные элементы. В поэме «Двенадцать» гармония достигается через музыкальность стиха, где ритмическая структура подчёркивает внутреннюю напряжённость текста.
10.
Ямб – это двусложный метр в поэзии, где ударение падает на второй слог. Такой размер придаёт стихотворению особую энергичность и ритмичность. Ямб является одним из самых распространённых размеров в русской классической поэзии. Название происходит от греческого слова iambos, означающего «насмешка» или «издевка», так как в античной поэзии ямб часто использовался для создания сатирических произведений.
В русской литературе ямб используется для передачи динамики и ритмичности, что делает его особенно подходящим для описания действия и напряжения. Александр Блок часто обращался к ямбу в своих произведениях. Например, в «Стихах о Прекрасной Даме» ямб помогает создать ощущение плавности и мелодичности, подчёркивая идеализацию изображаемого мира.
В поэме «Двенадцать» ямб приобретает совершенно иное звучание: он становится резким, ритмичным, отражающим хаос революции. Например, строки поэмы передают напряжённость через использование коротких, ударных фраз, создающих ощущение марша или революционного движения. Ямб, таким образом, становится инструментом, который помогает передать атмосферу времени и внутреннее состояние героя.
11.
Тонический стих – это система стихосложения, основанная на равномерном чередовании ударных слогов, в отличие от силлабической или силлабо-тонической систем, где учитывается также количество слогов или их комбинация. Основным принципом тонического стиха является ритм, который создаётся повторением ударных элементов. Эта система активно использовалась в русском народном стихосложении, а в литературе её популяризовали поэты Серебряного века, в том числе Александр Блок.
В поэзии Блока тонический стих используется для передачи динамики и эмоций. Например, в поэме «Двенадцать» тонический принцип подчёркивает напряжённость и ритмичность текста, создавая ощущение непрерывного движения. Повторение ударных слогов усиливает драматизм, что особенно заметно в описаниях метели и революционного марша: «Снег крутит, метелью хлещет». Тоническое стихосложение позволяет автору передать атмосферу хаоса и одновременно музыкальность произведения.
Тонический стих имеет большое значение для символистов, так как его гибкость позволяет создавать тексты, насыщенные скрытыми смыслами и интонациями. У Блока тонический стих становится способом выражения напряжения между внутренним миром героя и внешними обстоятельствами, что делает его важным инструментом в его поэтическом арсенале.
Вопросы и задания
1. Вспомните основные вехи жизненного и творческого пути А. Блока. Что вы знаете о детских и юношеских годах поэта? Как преломился быт семьи, с одной стороны, в первых лирических сборниках А. Блока, а с другой — в поэме «Возмездие»?
Основные вехи жизненного и творческого пути А. Блока
Александр Блок родился 28 ноября 1880 года в семье профессора Варшавского университета Александра Львовича Блока и Любови Дмитриевны Менделеевой, дочери великого химика Дмитрия Менделеева. Родители вскоре разошлись, и детство Блока прошло в доме деда по материнской линии. Развод родителей и их разрыв с реальностью семейного уклада повлияли на восприятие любви и семейных отношений в творчестве Блока. Его детские годы прошли в интеллектуальной атмосфере, где велось много разговоров о науке, литературе, музыке и философии. Эти ранние впечатления от дома матери и деда стали основой для его литературного и духовного становления.
Важную роль в жизни Блока сыграли его детские путешествия и ранняя театральная деятельность. Увлечение театром он пронёс через всю жизнь, впоследствии обращаясь к театральным образам и мотивам в поэзии.
Юношеские годы Александра прошли в Санкт-Петербурге, где он получил блестящее образование. Он учился на юридическом факультете, но быстро оставил его ради литературного и философского самопознания. Сильное влияние на его творчество оказали идеи символизма, в частности философия Владимира Соловьёва и его концепция "вечной женственности".
Преломление семейного быта в творчестве
В первых лирических сборниках
В первых лирических сборниках, таких как "Стихи о Прекрасной Даме" (1904), отражается мистическое восприятие женской сущности, вдохновлённое любовью Блока к его жене, Любови Дмитриевне Менделеевой. Сборник проникнут настроением возвышенной духовной любви, где образ жены становится воплощением идеала Прекрасной Дамы. Эти стихи пронизаны мистицизмом, символикой "вечной женственности", стремлением к духовному преображению. Здесь быт и повседневность уступают место возвышенным мечтаниям, где семейная жизнь воспринимается как сакральный акт соединения двух душ.
Однако уже в этом сборнике ощущается разрыв между реальностью и мистическим идеалом. Блок постепенно осознавал, что его жена не соответствует возвышенному образу Прекрасной Дамы, и это открытие оставило глубокий след в его творчестве.
В поэме "Возмездие"
Поэма "Возмездие" (1910–1921) представляет собой резкий отход от мистического идеализма первых сборников. В этом произведении Блок переосмысливает своё отношение к семье, любви и жизни, используя семейные мотивы для более глубокого анализа исторических процессов и личных трагедий. Развод родителей и напряжённые отношения с матерью находят своё отражение в размышлениях о разрыве между поколениями, утрате гармонии и разрушении традиционных устоев.
"Возмездие" пронизано чувством вины и осознанием неотвратимости исторических и личных катастроф. Блок воспринимает семейную жизнь как часть более широкого исторического контекста, в котором разрушаются не только идеалы любви, но и сами основы человеческой жизни. Это произведение стало символом кризиса личности, семьи и эпохи в целом.
Итог
Детство и юность Александра Блока, преломившиеся через кризисы его семейного быта, нашли отражение в его творчестве. В первых сборниках быт трансформируется в возвышенную мистику и символизм, тогда как в "Возмездии" он становится частью трагической истории утраты, разрушения и осмысления судьбы. Блок отходит от мистических иллюзий раннего творчества, углубляясь в более мрачные и реалистичные темы.
2. Как сложился и как воплотился миф о Прекрасной Даме в жизни и творчестве А. Блока? Какие черты символизма ощутимы в «Стихах о Прекрасной Даме»?
Миф о Прекрасной Даме в жизни и творчестве Александра Блока сложился под влиянием философии Владимира Соловьёва, в частности его концепции "вечной женственности". Соловьёв считал, что женщина может стать проводником к высшему божественному началу, воплощая в себе идеал духовной чистоты и красоты. Эти идеи нашли отклик в душе молодого Блока, особенно под воздействием его любви к Любови Дмитриевне Менделеевой, которая стала для него воплощением Прекрасной Дамы. Женитьба на ней стала поворотным моментом в жизни Блока, и первые годы их брака вдохновили его на создание цикла "Стихи о Прекрасной Даме".
В этом сборнике поэт развил миф о Прекрасной Даме как возвышенной, мистической сущности, соединяющей земное и божественное. Женщина предстает не просто любимой, но медиатором между миром реальным и миром идеальным, сакральным. Образ Прекрасной Дамы становится не просто отражением любви Блока к жене, а символом его духовных исканий, стремлением к гармонии и вечной красоте. Лирический герой этих стихов боготворит свою возлюбленную, видя в ней олицетворение высшей истины, перед которой он преклоняется.
Символизм "Стихов о Прекрасной Даме" проявляется через основные черты этого литературного направления. Во-первых, это мистическая атмосфера, пронизывающая каждое стихотворение. Блок наполняет свои произведения таинственными образами, такими как "звёзды", "вечная женственность", "музыка сфер", которые служат для создания чувства божественного присутствия. Во-вторых, тексты наполнены музыкальностью, характерной для символистской поэтики. Мелодичность стихов подчеркивает их духовный характер, превращая поэзию в своего рода молитву. В-третьих, Блок использует многозначные образы и символы, оставляющие простор для интерпретации: Прекрасная Дама выступает одновременно как реальная женщина и как воплощение идеала.
Однако с течением времени миф о Прекрасной Даме начал разрушаться. Реальность семейной жизни, земные проблемы и несовпадение реального образа Любови Дмитриевны с возвышенным идеалом привели Блока к разочарованию. Постепенно в его творчестве начали появляться мотивы трагического разрыва между мечтой и действительностью. Этот процесс отразился, например, в стихотворении "Незнакомка", где образ женщины становится загадочным, противоречивым, соединяющим в себе притягательность и горечь разочарования.
Таким образом, миф о Прекрасной Даме в творчестве Блока прошёл путь от возвышенного и мистического идеала к осознанию его недостижимости и иллюзорности. В "Стихах о Прекрасной Даме" он запечатлел своё стремление к вечной гармонии, высшей любви и красоте, которые так и остались для него недосягаемой мечтой. Этот миф стал не только отражением личных переживаний Блока, но и выражением кризиса мировоззрения эпохи символизма.
3. Почему в окончании поэмы «Двенадцать» появляется образ Христа? Какую художественную роль он играет?
Образ Христа в финале поэмы «Двенадцать» Александра Блока является одним из самых сложных и дискуссионных элементов произведения. Его появление связано с попыткой поэта осмыслить события революции как исторически значимый, хотя и противоречивый процесс. Христос в поэме выполняет важную художественную и символическую роль, придавая происходящему глубину и многозначность.
С одной стороны, появление Христа может быть истолковано как символ духовного начала, которое Блок видит в хаосе революционных преобразований. Несмотря на разрушения и насилие, которые описываются в поэме, Христос выступает как фигура, придающая происходящему высший смысл. Он словно возглавляет шествие красногвардейцев, подчёркивая, что в этих действиях, несмотря на их жестокость, может скрываться идея обновления и возрождения. Христос, как вечный символ жертвенности и любви, помогает увидеть революцию не только как социальный переворот, но и как духовный кризис, который способен привести к очищению.
С другой стороны, этот образ усиливает трагическую и неоднозначную атмосферу поэмы. Появление Христа среди анархии и разрушения вызывает у читателя чувство внутреннего конфликта. Его присутствие заставляет задуматься о соотношении добра и зла, о цене человеческих жертв ради достижения светлого будущего. Этот образ подчеркивает амбивалентность революции, которая разрушает старый мир, но при этом создаёт новые страдания.
Художественная роль Христа заключается в том, чтобы придать поэме философскую глубину и универсальность. Блок не даёт однозначной оценки революции, а через образ Христа предлагает читателю самостоятельно задуматься о её смысле и последствиях. Христос становится метафорой надежды на то, что даже в хаосе и разрушении можно найти путь к духовному преображению. Вместе с тем он символизирует высший суд над человеческими действиями, что подчеркивает нравственную ответственность участников революции.
Таким образом, Христос в «Двенадцати» — это символ, соединяющий революцию с вечными вопросами человеческого существования: о смысле страдания, жертвы и пути к обновлению. Его появление в финале поэмы позволяет Блоку выйти за рамки исторического контекста и показать революцию как универсальный феномен, наполненный духовными и моральными противоречиями.
4. Что вы могли бы сказать о значении А. Блока для русской культуры вообще и для русской поэзии в частности? Подготовьте сообщение.
Значение Александра Блока для русской культуры и поэзии
Александр Блок занимает особое место в истории русской культуры и литературы как один из ярчайших представителей эпохи Серебряного века. Его творчество отразило сложные процессы духовных, философских и социальных исканий начала XX века, сделав его не только поэтом-символистом, но и голосом своего времени. Значение Блока выходит за рамки литературного контекста, влияя на культурное сознание России в целом.
Вклад в русскую поэзию
Блок стал центральной фигурой русского символизма, одним из тех, кто придал этому направлению глубокую философскую и эмоциональную окраску. Его ранние стихотворения, такие как «Стихи о Прекрасной Даме», воплощают идею «вечной женственности» и мистического слияния любви и божественного начала. Это произведения, наполненные музыкальностью, меланхолией и стремлением к абсолютной гармонии. Однако творчество Блока не остановилось на этой высокой ноте. Он прошёл через этапы трансформации и разочарования, отражая не только свои личные переживания, но и глубокий кризис эпохи.
Циклы «Страшный мир» и «Ямбы» стали выражением трагедии современности, утраты идеалов, механизации жизни и духовного кризиса. Через эти произведения Блок показал способность поэзии говорить не только о возвышенном, но и о мрачной реальности, в которой человек оказывается беззащитным перед лицом исторических и социальных катастроф.
Кульминацией его творчества стала поэма «Двенадцать», в которой Блок осмысливает революцию как феномен разрушения и обновления. Образ Христа в финале поэмы вызывает философские размышления о роли жертвы и духовной ответственности в процессе общественных изменений. Эта поэма стала символом той сложной и противоречивой эпохи, в которую жил поэт.
Влияние на русскую культуру
Значение Блока для русской культуры выходит за пределы литературного творчества. Он был олицетворением интеллектуального поиска начала XX века, объединяя в своём творчестве философию, музыку, живопись и театр. Его стихи насыщены визуальными образами и музыкальностью, что делает их близкими к другим видам искусства. Блок активно взаимодействовал с культурной средой своего времени, сотрудничая с художниками, музыкантами и режиссёрами, что сделало его фигуру важной для всего культурного пространства Серебряного века.
Особое место в наследии Блока занимает его философское осмысление русской души и судьбы. В таких произведениях, как «Скифы», он размышляет о миссии России в мире, её роли как посредника между Западом и Востоком. Это предвидение исторической судьбы страны делает его творчество актуальным и сегодня, заставляя задуматься о корнях и будущем России.
Итог
Александр Блок стал символом переходной эпохи в русской культуре. Его творчество вобрало в себя как возвышенные мечты о гармонии и любви, так и мрачные реалии крушения идеалов. Он показал, что поэзия может быть не только инструментом красоты, но и способом осмысления сложных социальных и исторических процессов. Блок остаётся одним из самых значимых поэтов русской литературы, чьё творчество продолжает вдохновлять и вызывать глубокие размышления о судьбе человека и мира.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением