Ответы на вопросы на стр.200-201 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)











Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Творческие задания
1. Сравните отношение А. Блока к Октябрьской революции, выраженное им в поэме «Двенадцать», с отношением к ней Вяч. Иванова в стихотворении «Да, сей пожар мы поджигали...».
Сравнение отношения А. Блока и Вяч. Иванова к Октябрьской революции
Александр Блок в поэме «Двенадцать» и Вячеслав Иванов в стихотворении «Да, сей пожар мы поджигали...» представляют два различных взгляда на Октябрьскую революцию, которые, тем не менее, объединены стремлением осмыслить её с философской и духовной точки зрения. Их подходы к революции отражают не только их личные взгляды, но и особенности их художественных и философских мировоззрений.
Отношение А. Блока в поэме «Двенадцать»
В поэме «Двенадцать» Александр Блок воспринимает Октябрьскую революцию как неизбежное и противоречивое явление. Он не даёт ей однозначной оценки, но видит в ней как разрушительный, так и обновляющий потенциал. Блок описывает революцию через образы хаоса, насилия, крови и разрушений, но эти элементы воспринимаются как часть великого исторического процесса, который способен привести к духовному преображению.
Кульминацией поэмы становится появление образа Христа, который идёт впереди революционного шествия. Этот символ подчёркивает, что даже в жестокости и анархии Блок видит возможность появления нового духовного смысла. Для Блока революция — это не просто социальный переворот, а этап глобального обновления, где старый мир должен быть уничтожен ради рождения нового. Однако его отношение не лишено тревоги и сомнений, что отражает его внутренний конфликт и разрыв между гуманизмом и восхищением революционной энергией.
Отношение Вяч. Иванова в стихотворении «Да, сей пожар мы поджигали...»
Вячеслав Иванов, как философ и поэт-символист, воспринимает Октябрьскую революцию скорее в метафизическом и религиозном контексте. В стихотворении «Да, сей пожар мы поджигали...» он признаёт свою причастность к событиям революции через участие в создании идейной основы, предшествовавшей её вспышке. Иванов описывает революцию как «пожар», который символизирует разрушение старого мира, но также несёт в себе стихию, выходящую за пределы человеческого контроля.
Для Иванова революция — это нечто более глубокое, чем просто смена общественного строя. Он видит в ней не только разрушительную, но и искупительную силу, которая способна очистить человечество от его грехов и открыть путь к новому этапу духовного развития. Однако, в отличие от Блока, Иванов больше акцентирует внимание на опасностях, связанных с утратой духовных ориентиров, и на необходимости сохранения морального и религиозного начала.
Общее и различия
Оба поэта видят в революции явление огромного масштаба, выходящее за рамки политики и социологии. Они рассматривают её как часть метафизического процесса разрушения и обновления, связанного с историческим развитием человечества. Однако их акценты различны:
1. Блок фокусируется на энергии и динамике революции, показывая её как неизбежный шаг истории. Он использует образ Христа, чтобы придать происходящему духовное измерение, указывая на возможность спасения через разрушение.
2. Иванов, напротив, больше акцентирует внимание на трагической стороне революции, воспринимая её как опасный огонь, который может выйти из-под контроля. Он выражает тревогу о потере духовных ценностей и подчеркивает ответственность тех, кто способствовал созданию этого «пожара».
Итог
Отношение Блока и Иванова к Октябрьской революции объединяет признание её исторической значимости и стремление осмыслить её духовное содержание. Однако Блок в своей поэме подчеркивает её внутреннюю энергию и неизбежность, тогда как Иванов сосредотачивается на её опасностях и разрушительных последствиях. Эти различия отражают как их индивидуальные философские позиции, так и общую многогранность восприятия революции в культуре Серебряного века.
2. Дайте сравнительную характеристику — с указанием сходных образов и мотивов — стихотворения А. Белого «Родине» («Рыдай, буревая стихия...») и заключительной главки поэмы А. Блока «Двенадцать» или стихотворения В. Брюсова «Грядущие гунны».
Стихотворение Андрея Белого «Родина» и заключительная глава поэмы Александра Блока «Двенадцать» объединяют общие мотивы разрушения, обновления и осмысления исторических катаклизмов как неизбежного этапа развития человечества. Оба произведения принадлежат эпохе кризисов и переломов, что отражается в их содержании и образной системе.
В стихотворении Белого «Родина» природа становится олицетворением бурной стихии, которая разрушает старый порядок. Мотив «буревой стихии» символизирует революцию как мощный, неконтролируемый процесс, вырывающийся из-под власти человека. Эта стихия изображается двояко: с одной стороны, она несёт гибель и хаос, а с другой — очищение и возможность нового начала. Белый стремится передать ощущение, что революция, несмотря на свою жестокость, является необходимым этапом в судьбе родины. Он акцентирует её мистическое и космическое измерение, соединяя природные образы с символикой исторических потрясений.
Заключительная глава поэмы Блока «Двенадцать» также насыщена образами разрушения и обновления. Блок изображает революцию как процесс, в котором насилие и хаос соседствуют с верой в лучшее будущее. Финальный образ Христа, ведущего революционеров вперёд, добавляет поэме духовное измерение, указывая на возможность искупления и возрождения. Этот символ подчеркивает, что разрушение старого мира может привести к созданию нового, более справедливого порядка. Однако у Блока, как и у Белого, присутствует ощущение тревоги и неуверенности в том, каким будет это будущее.
Стихотворение В. Брюсова «Грядущие гунны» перекликается с этими произведениями через тему катастрофы и её неизбежности. Брюсов изображает нашествие варваров как метафору исторических изменений, которые ломают старую цивилизацию, принося с собой хаос, но также открывая путь к новому миру. Как и у Белого, у Брюсова звучит мотив стихийности и необратимости исторического процесса, а как и у Блока — акцент на двойственной природе этих изменений. Варвары Брюсова символизируют как разрушение, так и обновление, объединяя мрак и свет.
Общие образы и мотивы в этих произведениях включают бурю, хаос, разрушение как очищение, неизбежность исторического процесса и его связь с природными силами. У всех трёх авторов присутствует осознание, что прошлое, каким бы ценным оно ни было, должно быть разрушено ради будущего. Однако подход к осмыслению этих процессов различается: Белый подчёркивает космическую стихию изменений, Блок соединяет её с духовными исканиями, а Брюсов фиксирует внимание на противоречивом образе новых варваров.
Таким образом, все три произведения — это художественные размышления о революции и её последствиях, выраженные через богатую символику и общую для эпохи тревогу за судьбу человека и цивилизации. Белый и Блок акцентируют мистические и духовные аспекты, тогда как Брюсов фокусируется на исторической неизбежности и трагическом величии разрушений.
3. Опыт анализа. Проанализируйте поэму «Скифы» в свете ораторской традиции русской поэзии. Попробуйте с помощью логики прояснить мысль Л. Блока.
Анализ поэмы «Скифы» в свете ораторской традиции русской поэзии
Поэма Александра Блока «Скифы», написанная в 1918 году, является одним из ярчайших примеров политической лирики Серебряного века. В ней Блок обращается к теме исторической миссии России, её роли в мировых конфликтах и отношениях с Западом. Структура поэмы, образы и риторические приёмы перекликаются с традицией ораторской речи, которая была характерна для русской поэзии с её акцентом на эмоциональное воздействие и философское обобщение.
Ораторская традиция в поэме
Блок сознательно использует риторические фигуры, которые подчёркивают призывный, декларативный характер текста. Поэма строится как обращение России к странам Запада. Автор использует риторические вопросы, призванные не только вовлечь читателя, но и заставить его задуматься о глобальных исторических процессах. Например, строки:
«Придите к нам! От ужасов войны
Придите в мирные объятья!»
эти слова звучат как манифест, предложение союза, апелляция к разуму и человечности. Блок намеренно создаёт контраст между разрушительным конфликтом и возможностью примирения, предлагая Западу «мирные объятья».
Особое место занимает противопоставление Запада и России, выраженное через образы скифов. Скифы выступают символом свободного, мощного, но дикого народа, который несёт в себе не только угрозу, но и силу, способную преобразить мир. Этот образ используется как метафора русской души, которая соединяет в себе варварство и духовность, хаос и творческую энергию.
Логика мысли А. Блока
Мысль Блока выстраивается вокруг концепции цивилизационного противостояния Запада и России. Он показывает, что Запад, приверженный рационализму, технократии и материализму, теряет свою душу, в то время как Россия, несмотря на внешнюю дикость, сохраняет внутреннюю силу и духовность. Образ скифов здесь не только исторический, но и метафорический: это символ России как мощной, стихийной силы, которая способна изменить мир, но при этом не стремится к его разрушению.
Блок призывает Запад отказаться от своего высокомерия и взглянуть на Россию как на равного партнёра. Логика поэта проста: мир стоит на грани катастрофы, которую может предотвратить только сотрудничество цивилизаций. Если этого не произойдёт, варварская мощь скифов (читай, России) разрушит привычный порядок вещей.
Эмоциональное и художественное воздействие
Как настоящий оратор, Блок обращается не только к разуму, но и к чувствам читателя. Эмоциональное напряжение усиливается за счёт динамичного ритма и анжамбеманов, что создаёт эффект непрерывного, нарастающего потока речи. Использование многозначных символов — скифов, гуннов, "мирных объятий" — позволяет создать универсальный образ России, обращённый не только к современникам, но и к потомкам.
Кроме того, Блок активно использует гиперболу, противопоставляя мощь России и надменность Запада. Например:
«Да, скифы мы! Да, азиаты мы —
С раскосыми и жадными очами!»
Эта гипербола подчёркивает уникальность русской цивилизации, её отличие от западной.
Итоговая мысль Блока
Поэма «Скифы» является не только призывом к миру, но и манифестом исторической роли России. Блок логически выстраивает свою позицию: Россия — это страна, соединяющая в себе варварство и духовность, сила которой может как разрушить, так и спасти мир. Его послание Западу одновременно обвинительное и примирительное: отказ от диалога и уважения к России приведёт к катастрофе, тогда как сотрудничество станет основой для нового мирового порядка.
Таким образом, через «Скифов» Блок возродил традицию ораторской поэзии, где сила слова становится инструментом воздействия на историческое сознание. Это произведение, полное символики и эмоций, остаётся актуальным как отражение вечной темы противостояния цивилизаций и поиска путей к их примирению.
4. Опыт анализа. Проанализируйте два-три стихотворения Л. Блока с точки зрения принцинов символизма.
Анализ стихотворений А. Блока с точки зрения принципов символизма
Александр Блок считается одним из главных представителей русского символизма. Его поэзия насыщена многозначными символами, мистицизмом, философскими мотивами и поисками абсолютного смысла. Рассмотрим три стихотворения — «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе…» и «Скифы» — с точки зрения ключевых принципов символизма.
«Незнакомка»
Одно из самых известных стихотворений Блока, «Незнакомка» (1906), является квинтэссенцией символистского восприятия мира. Лирический герой оказывается в состоянии раздвоенности между серой, будничной реальностью и таинственным, идеальным образом женщины. Незнакомка — это не конкретная личность, а символ идеала, божественной красоты и недостижимой гармонии.
Символизм проявляется в следующих аспектах:
1. Двойственность мира. Реальность представлена как хаотичная и угрюмая: «В ресторане много дёгтя, / Где-то плачет ивовый куст». Этот мир лишён смысла и красоты, но одновременно в нём рождается мистический образ Незнакомки, которая приносит с собой ощущение чего-то высшего.
2. Образ Незнакомки. Она становится воплощением "вечной женственности", стремлением к недостижимому идеалу. Через неё поэт выражает философскую концепцию символизма — гармонию можно ощутить, но никогда не достичь в реальности.
3. Музыкальность стиха. Ритм стихотворения, его многозначные паузы и напевная мелодика создают мистическую атмосферу, усиливая эмоциональное восприятие.
«О доблестях, о подвигах, о славе…»
В этом стихотворении (1908) Блок обращается к теме утраты идеала и разрыва между мечтой и реальностью. Лирический герой вспоминает о прошлом, полном надежд и восторгов, но осознаёт их утрату. Символизм выражается через взаимодействие двух временных пластов: идеализированного прошлого и безвозвратно потерянного настоящего.
1. Символ прошлого. Воспоминания героя о женщине, которая «сидела в простом уборе», ассоциируются с идеалом, утраченным навсегда. Это прошлое воспринимается как символ духовной гармонии, но теперь оно остаётся недосягаемым.
2. Мотив утраты. Стихотворение пронизано ощущением трагической невозвратности. Лирический герой не только осознаёт невозможность вернуть утраченное, но и видит в этом отражение внутреннего конфликта между реальным и идеальным.
3. Меланхолия и музыкальность. Ритм стихотворения созвучен с напевом, словно воспроизводя движение времени и скорбь о прошлом, подчёркивая характерную для символизма мистическую тоску.
«Скифы»
Написанная в 1918 году, поэма «Скифы» выводит символизм Блока за рамки индивидуальных переживаний, направляя его на осмысление цивилизационных конфликтов. Здесь символизм проявляется в масштабных образах и философской концепции судьбы России.
1. Образ скифов. Скифы выступают символом русской души — мощной, стихийной и в то же время духовно богатой. Они соединяют в себе варварство и величие, прошлое и будущее, противопоставляя этот образ холодному рационализму Запада.
2. Динамика стихотворения. Ритм поэмы напоминает поток, что усиливает эффект пророческой речи. Музыкальность и аллегории подчёркивают философское звучание текста, делая его больше похожим на манифест.
3. Апокалиптические мотивы. Разрушение старого мира воспринимается как необходимое условие для рождения нового, а Россия становится ключевой силой этого обновления.
Заключение
Во всех трёх стихотворениях проявляются основные принципы символизма: использование многозначных символов, стремление к отражению идеального через реальное, двойственность восприятия мира и музыкальность стиха. Блок, как и другие символисты, стремится уйти от однозначных смыслов, создавая пространство для размышлений, чувственного восприятия и философских интерпретаций. Однако, в отличие от своих современников, он соединяет лирическую глубину с историческими и цивилизационными размышлениями, что делает его творчество уникальным в русской литературе.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением