Ответы на вопросы на стр.203 Часть 1 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)

Изображение Вопросы для самопроверки. Стр. 2031. Каковы истоки исторической темы в творчестве А. Н. Островского?Истоки исторической темы в творчестве Александра Николаевича...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки. Стр. 203
1. Каковы истоки исторической темы в творчестве А. Н. Островского?
Истоки исторической темы в творчестве Александра Николаевича Островского связаны с глубоким интересом писателя к прошлому России и влиянием культурно-исторической атмосферы эпохи. Особую роль сыграли его путешествия по древним местам, таким как Троице-Сергиева лавра, Переславль-Залесский, Щелыково и другие. Эти поездки вдохновляли писателя, питали его произведения живыми впечатлениями и пробуждали интерес к многовековой истории России.
Особое внимание в творчестве Островского уделено патриархальным укладам, которые он воспринимал через призму исторической памяти. Он посещал места, связанные с великими событиями, такими как битва на Куликовом поле или ополчение Минина и Пожарского. Эти впечатления способствовали развитию у драматурга уникального взгляда на события прошлого, их связь с настоящим и отражение в его произведениях.
Важное значение для формирования исторической темы в произведениях Островского имели его наблюдения за народной жизнью, обычаи и традиции. Он внимательно изучал крестьянские и купеческие уклады, рассматривая их как неотъемлемую часть российской культуры. Писатель обращался к летописям и историческим хроникам, вдохновляясь подлинными документами, такими как «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» и «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский». Это позволяло ему переносить в свои произведения подлинный дух времени, делая их реалистичными и достоверными.
Островский стремился не только воссоздать историческую атмосферу, но и передать через нее важные нравственные и социальные вопросы, актуальные для его современников. Его произведения проникнуты чувством уважения к историческим личностям, таких как Минин, которых он воспринимал не только как героев, но и как символы национального единства. Таким образом, историческая тема в творчестве Островского является отражением его стремления к исследованию народного характера, к познанию прошлого через художественную интерпретацию, что делает его произведения ценными не только с литературной, но и с культурно-исторической точки зрения.

2. В чём не соглашался драматург с популярными в его время историческими теориями?
Александр Николаевич Островский не соглашался с рядом популярных в его время исторических теорий, особенно с доминирующими подходами государственной и демократической школ исторического анализа. Представители государственной школы, такие как С. М. Соловьёв, видели высшее выражение исторической жизни народа в сильной централизованной власти и подчеркивали значение государства как главного фактора исторического развития. Островский, напротив, критически относился к чрезмерной идеализации власти, рассматривая её не как конечную цель, а как средство, часто подавляющее волю и достоинство народа.
Демократическая школа исторической мысли, связанная с именами Н. И. Костомарова и его сторонников, уделяла основное внимание народным движениям и антипатриархальным бунтам. Однако и здесь Островский не разделял энтузиазма по отношению к революционным изменениям, часто сопровождавшимся хаосом и разрушением. Он считал, что народная жизнь важнее социальных потрясений, а идеализировать бунты как выражение свободы опасно.
Особое несогласие у Островского вызывал подход к трактовке исторических личностей, таких как Козьма Минин. Драматург выступал против представления Минина исключительно как "вождя бунтующего народа". Островский видел в нем не только лидера, но и мудрого человека, использовавшего свою власть ради единства и спасения страны, а не для создания анархии. Его критика касалась также восприятия народных движений как стихийных и бесцельных: для него в истории важно не только действие, но и понимание его морального и духовного значения.
Таким образом, Островский стремился показать более глубокую связь между историей и культурой, между личными мотивами и общественными процессами. Он подчеркивал необходимость нравственного осмысления прошлого, выступая против упрощённых или идеологических интерпретаций, характерных для его времени. Это делает его подход к историческим темам уникальным, глубоким и художественно значимым.

Повторение изученного. Стр. 203
1. Вспомните, когда и в творчестве каких русских писателей формировался историзм как художественное явление. Почему можно считать Островского наследником этих традиций?
Историзм как художественное явление начал формироваться в русской литературе в первой половине XIX века под влиянием событий Отечественной войны 1812 года, роста национального самосознания и интереса к историческому прошлому России. Ключевую роль в этом процессе сыграли писатели, такие как Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь, Михаил Юрьевич Лермонтов, а также Иван Сергеевич Тургенев.
Александр Пушкин в своих исторических произведениях, таких как «Борис Годунов», «Капитанская дочка» и «История Пугачёва», уделял внимание не только историческим фактам, но и духовной атмосфере эпохи, раскрытию внутренних противоречий героев и их нравственного выбора. Николай Гоголь в произведении «Тарас Бульба» обращался к эпическому прошлому Украины, сочетая героические и бытовые черты. Михаил Лермонтов в «Песне про купца Калашникова» и других произведениях углублял тему национального характера и сложных нравственных выборов в контексте исторических событий.
Александр Островский стал наследником этих традиций благодаря глубокому осмыслению исторических процессов в своих пьесах. Его интерес к исторической теме был продиктован не только художественными, но и общественными задачами. Он использовал исторические образы для осмысления современных ему социальных и культурных проблем. Например, в пьесе «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» он представил Минина не просто как историческую фигуру, но как символ народного единства и силы воли, что отсылает к пушкинским традициям отображения исторических личностей.
Островский продолжил традицию использования историзма как средства нравственного анализа общества. Его пьесы часто изображают не только конкретные исторические эпохи, но и универсальные конфликты между индивидуальной свободой и общественными обязательствами, между традицией и современностью. Это делает его творчество важной частью наследия русской литературы, где историзм служит мостом между прошлым и настоящим, раскрывая глубокие связи между историей и моралью.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением