Упр.206 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 206 1. Прочитайте фрагмент очерка «Из Сибири». Определите микротемы текста и запишите их. Какова основная мысль текста? В каком предложении она подтверждается?Сила и...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
206 1. Прочитайте фрагмент очерка «Из Сибири». Определите микротемы текста и запишите их. Какова основная мысль текста? В каком предложении она подтверждается?
Сила и очарование тайги не в деревьях-гигантах, а в том, что разве одни только перелётные птицы знают, где она кончается. В первые сутки нс обращаешь на неё внимания, во вторые и в третьи удивляешься, а в четвёртые3 и пятые появляется такое настроение, как будто никогда не выберешься из этого зеленого чудовища2. Взберёшься3 на высокий холм, покрытый лесом, глянешь вперёд на восток, по направлению дороги, и видишь внизу лес, дальше холм, кудрявый от леса, за ним другой холм, за ним третий, и так без конца. Через сутки3 опять взглянешь с холма вперёд — и опять та же картина... Впереди, всё-таки знаешь, будут Ангара и Иркутск, а что за лесами и на сколько сотен вёрст они тянутся, неизвестно3 даже ямщикам и крестьянам, родившимся в тайге. Они нс решаются наобум определять размеры тайги. Им только известно, что зимою через тайгу приезжают3 с далёкого севера на оленях какие-то люди, чтобы купить хлеба, но что это за люди и откуда они, не знают даже старики.
Сильна и непобедима3 тайга, и фраза «Человек есть царь природы» нигде не звучит так робко и фальшиво, как здесь. Если бы, положим, все люди, которые живут теперь по сибирскому тракту, сговорились2 уничтожить тайгу и взялись бы для этот за топор и огонь, то повторилась бы история синицы, хотевшей зажечь1 море. Обычная человеческая мерка в тайге не годится.
А сколько тайн прячет в себе тайга!4 Вот между деревьев крадётся дорога или тропинка и исчезает1 в лесных сумерках. Куда она ведёт? И какою обольстительною евободою веет от этой загадочной тропинки! (По А. Чехову)
Микротемы текста:
1) сила и очарование тайги;
2) сила и непобедимость тайги;
3) тайны сибирской тайги.
Основная мысль текста: сибирская тайга сильна и непобедима.
Основная мысль текста подтверждается в предложении: «Сильна и непобедима тайга, и фраза «Человек есть царь природы» нигде не звучит так робко и фальшиво, как здесь».
Зажечь1 – [зажэч']
з – [з] – согласный, звонкий, твёрдый, парный;
а – [а] – гласный, безударный;
ж – [ж] – согласный, глухой, твёрдый, непарный;
е – [э] – гласный, ударный;
ч – [ч'] – согласный, глухой, мягкий, непарный;
ь – [-].
6 букв, 5 звуков.
Буква «ь» не обозначает звука.
Исчезает1 – [ищ'изай'ит]
и – [и] – гласный, безударный;
с – [щ'] – согласный, глухой, мягкий, непарный;
ч
е – [и] – гласный, безударный;
з – [з] – согласный, звонкий, твёрдый, парный;
а – [а] – гласный, ударный;
е – [й'] – согласный, звонкий, сонорный, мягкий, непарный;
[и] –гласный, безударный;
т – [т] – согласный, глухой, твёрдый, парный.
8 букв, 8 звуков.
Буквы «с» и «ч» объединяются в один звук [щ'], буква «е» после гласного обозначает два звука [й'и].
Чудовища2, сговорились2
Четвёртые 3 (сутки)
1. В сутки (какие?) четвёртые. Четвёртые – числит., указывает на порядок при счёте.
2. Нач. форма – четвёртый.
3. Морфологические признаки:
пост.: порядк., прост.;
непост.: употреблено в форме мн. ч., ВИ. п.
4. В предложении является обстоятельством в составе словосочетания: появляется (когда?) в четвёртые (сутки).
Взберёшься3
1. (Что сделаешь?) взберёшься. Взберёшься – глагол, обозначает действие.
2. Нач. форма – взобраться.
3. Морфологические признаки:
пост.: сов. в., неперех., возврат., I спр.;
непост.: употреблено в форме изъявит. накл., буд. вр., ед. ч., 2-го л.
4. В предложении является сказуемым: (что сделаешь?) взберёшься.
(Через) сутки3
1. Через (что?) сутки. Сутки – имя сущ., обозначает предмет.
2. Нач. форма – сутки.
3. Морфологические признаки:
пост.: нариц., неодуш., мн.ч.;
непост.: употреблено в форме В. п.
4. В предложении является обстоятельством: взглянешь (когда?) через сутки.
Неизвестно3
1. (Каково?) неизвестно – категория состояния, выражает оценку ситуации.
2. Морфологические признаки:
начальная форма – неизвестно;
неизменяемое.
3. В предложении является сказуемым: (каково?) неизвестно.
Приезжают3
1. (Что делают?) приезжают. Приезжают – глагол, обозначает действие.
2. Нач. форма – приезжать.
3. Морфологические признаки:
пост.: несов. в., неперех., невозврат., I спр.;
непост.: употреблено в форме изъявит. накл., наст. вр., мн. ч., 3-го л.
4. В предложении является сказуемым: люди (что делают?) приезжают.
Непобедима3 (тайга)
1. Тайга (какова?) непобедима. Непобедима – имя прил., обозначает признак предмета.
2. Нач. форма – непобедимый.
3. Морфологические признаки:
пост.: качественное;
непост.: употреблено в краткой форме, ед. ч., ж. р., И. п.
4. В предложении является подлежащим: тайга (какова?) непобедима.
А сколько тайн прячет в себе тайга!4
Предложение простое (одна грамматическая основа: тайга прячет), повествовательное, восклицательное, утвердительное; двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.
2. Выпишите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия, меры и степени. Выполните его полный синтаксический разбор.
В тексте нет СПП с придаточным образа действия, меры и степени.
3. Охарактеризуйте односоставные предложения в составе сложных.
Сила и очарование тайги не в деревьях-гигантах, а в том… (назывное)
В первые сутки не обращаешь на неё внимания, во вторые и в третьи удивляешься… (обобщённо-личное)
…как будто никогда не выберешься из этого зелёного чудовища. (обобщённо-личное)
Взберёшься на высокий холм, покрытый лесом, глянешь вперёд на восток, по направлению дороги, и видишь внизу лес, дальше холм, кудрявый от леса, за ним другой холм, за ним третий…(обобщённо-личное)
…и так без конца. (безличное)
Через сутки опять взглянешь с холма вперёд… (обобщённо-личное)
… и опять та же картина. (назывное)
…всё-таки знаешь… (обобщённо-личное)
…неизвестно даже ямщикам и крестьянам, родившимся в тайге. (безличное)
Им только известно… (безличное)
…чтобы купить хлеба… (безличное)
…но что это за люди…(назывное)
…откуда они… (назывное)
И какою обольстительною свободою веет от этой загадочной тропинки! (безличное)
4. Найдите синтаксические средства выразительности. Проанализируйте на их основе, для какого стиля речи характерны эти средства выразительности.
Синтаксические средства выразительности: односоставные, риторический вопрос (13) и риторической восклицание (11, 14), анафора (2), синтаксический параллелизм (3, 4), эллипсис (2, 3, 4, 5, 8).
Эти средства выразительности характерны для художественного стиля.
5. Ответьте, опираясь на текст, почему фраза Человек есть царь природы звучит робко и фальшиво? А как бы вы охарактеризовали взаимоотношения человека и природы?
Фраза «Человек есть царь природы» звучит робко и фальшиво, потому что в данном тексте автор показывает силу и непокорность тайги. Человек слаб перед силой природы, перед могучей, загадочной, необузданной природной силой тайги, которая не поддаётся обычным человеческим меркам и не уступает перед человеческой властью.
Автор представляет тайгу как таинственное пространство, уходящее в бескрайние горизонты и остающееся непознанным. Люди, которые живут в тайге, осознают мощь тайги и не пытаются бросить ей вызов и уничтожить её. Тайга олицетворяет собой непокорную человеку силу природы.
Взаимоотношения человека и природы можно охарактеризовать как сложный баланс между воздействием человека на природу и воздействием природы на человека. Это может быть гармоничное сосуществование или, напротив, конфликтные ситуации.
6. Подберите из текста примеры олицетворений.
Олицетворения: сила и очарование тайги; птицы знают; холм, кудрявый от леса; сильна и непобедима тайга; прячет тайга; крадётся дорога или тропинка; свободою веет.
7. Найдите предложения, осложнённые сравнительным оборотом. Каков предмет сравнения и образ, с которым он сравнивается?
Сильна и непобедима тайга, и фраза «Человек есть царь природы» нигде не звучит так робко и фальшиво, как здесь.
Предмет сравнения – робкое и фальшивое звучание фразы «Человек есть царь природы».
Образ, с которым сравнивается: сильная и непобедимая тайга.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением