Ответы на вопросы на стр.207 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Основные теоретические понятияСимволизм, постсимволизм, кларизм, акмеизм, адамизм, «Цех поэтов».1.Символизм – это литературное и художественное направление конца...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Основные теоретические понятия
Символизм, постсимволизм, кларизм, акмеизм, адамизм, «Цех поэтов».
1.
Символизм – это литературное и художественное направление конца XIX – начала XX века, которое стало выражением стремления к раскрытию глубинной сущности мира, лежащей за пределами материальной реальности. Символисты считали, что всё в видимом мире — лишь отражение высшего, духовного начала, а искусство и поэзия должны передавать это через символы — многозначные образы, насыщенные эмоциональными и философскими ассоциациями. Центральной задачей символизма было создание нового языка, способного выразить тайное и невидимое. Русский символизм был вдохновлён французскими поэтами, такими как Шарль Бодлер и Поль Верлен, но приобрёл уникальные черты благодаря Александру Блоку, Андрею Белому и Валерию Брюсову.
Основные принципы символизма включали отказ от прямолинейности и реализма в пользу многозначности, метафоричности и музыкальности поэтического текста. Символисты стремились использовать цветовые эпитеты, аллитерации и ассонансы, чтобы создавать у читателя интуитивные образы и эмоциональные состояния. Важной частью философии символизма было стремление объединить различные виды искусств — поэзию, музыку, живопись и театр — для передачи сложных идей и переживаний.
2.
Постсимволизм – это литературное течение, которое возникло в начале XX века как реакция на кризис символизма. Постсимволизм был попыткой переосмыслить принципы символистской поэзии и ответить на вызовы нового времени, акцентируя внимание на реальных аспектах человеческой жизни и проблемах современности. Это течение включало в себя несколько направлений, таких как акмеизм, имажинизм и футуризм, каждое из которых привнесло свои особенности в поэзию постсимволистского периода.
Постсимволисты сохраняли интерес к образам и метафорам, но стремились сделать их более конкретными, связанными с повседневной реальностью. Они отвергали излишнюю мистичность и абстрактность символизма, возвращаясь к земным темам и вопросам. В творчестве постсимволистов, таких как Анна Ахматова и Осип Мандельштам, прослеживаются идеи индивидуальности, внутреннего роста и связи человека с миром, что стало новым этапом в развитии русской литературы.
3.
Кларизм – это редкое и менее известное направление в рамках постсимволизма, связанное с идеей чистоты, ясности и света. Название течения происходит от латинского слова clarus, означающего «ясный» или «чистый». Кларизм стремился к созданию поэтического языка, который был бы лишён излишней мистичности и туманности, характерных для символизма, но сохранял его эстетическое богатство.
Кларисты уделяли особое внимание гармонии и возвышенной красоте, отражая в своих произведениях стремление к духовному обновлению. Их поэзия наполнена светлыми образами, прозрачными метафорами и музыкальностью, что делало её более доступной для восприятия. Одним из представителей кларизма можно считать Николая Гумилёва, который часто акцентировал внимание на ясности и логичности поэтического слова.
4.
Акмеизм – это литературное направление, возникшее в начале XX века как одна из ветвей постсимволизма. Основатели акмеизма, такие как Николай Гумилёв, Анна Ахматова и Осип Мандельштам, провозгласили отказ от символистской мистики и излишней метафизичности. Акмеизм, в отличие от символизма, акцентировал внимание на материальности мира, конкретности образов и простоте поэтического языка.
Акмеисты подчёркивали значимость земного, человеческого опыта и стремились передать красоту окружающего мира через точное слово. Их поэзия была ориентирована на античные идеалы гармонии, ясности и законченности, что делало акмеизм противовесом символизму. Важной чертой акмеизма стало стремление к духовному совершенству через осознание простых, повседневных радостей и трагедий.
5.
Адамизм – это направление в русской литературе начала XX века, близкое к акмеизму и основанное на идее возвращения к первоосновам бытия. Название этого течения связано с образом Адама, первого человека, что символизирует возвращение к природной, изначальной чистоте и простоте. Адамисты стремились к осмыслению современности через призму вечных ценностей, таких как свобода, любовь и духовное обновление.
В отличие от символистов, адамизм обращался к конкретным, земным образам, подчёркивая их связь с внутренним миром человека. Это течение не стало широко известным, но оказало влияние на развитие акмеизма, особенно в аспекте внимания к материальному миру и его духовной интерпретации.
6.
«Цех поэтов» – это литературное объединение, основанное в 1911 году в Санкт-Петербурге Николаем Гумилёвым и Сергеем Городецким. Основной целью «Цеха поэтов» было объединение поэтов-акмеистов и создание новой литературной школы, которая бы противопоставляла себя символизму. Участники объединения стремились к возрождению традиций античного искусства, подчёркивая гармонию, ясность и простоту поэтического языка.
«Цех поэтов» стал важной площадкой для дискуссий о роли искусства и литературы в обществе. Здесь обсуждались новые подходы к поэзии, отвергающие мистическую туманность символизма и ориентированные на материальную реальность. Среди участников «Цеха поэтов» были такие выдающиеся авторы, как Анна Ахматова, Осип Мандельштам и Владимир Нарбут. Их творчество стало символом нового этапа в русской литературе, связанного с поиском гармонии между идеальным и реальным.
Вопросы и задания
1. Расскажите о возникновении акмеизма, о «Цехе поэтов». В чём акмеисты не согласились с символистами? Подготовьте сообщение.
Возникновение акмеизма и деятельность «Цеха поэтов». Расхождение с символистами
Акмеизм как литературное направление сформировался в начале XX века, во многом благодаря ощущению кризиса символизма, который к тому моменту исчерпал свои художественные и философские возможности. Символизм, возникший как стремление проникнуть в мистические и вечные сферы, со временем утратил свою новизну. Многие поэты начали критиковать его за чрезмерную абстрактность, сложность и уход от реальной жизни. На этом фоне и появился акмеизм — движение, противопоставлявшее себя символизму и провозгласившее новые принципы поэзии.
Важным этапом становления акмеизма стало создание объединения «Цех поэтов» в 1911 году в Петербурге. Это литературное общество, основанное Николаем Гумилёвым, объединило талантливых авторов, таких как Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич и других. Главной задачей «Цеха поэтов» было воспитание мастеров художественного слова, способных создавать произведения, основанные на ясности, точности и гармонии. Поэты этого объединения видели своё творчество не как инструмент для исследования мистического, а как способ выразить красоту и гармонию реального мира.
Главное расхождение акмеистов с символистами касалось их отношения к реальности и принципам художественного творчества. Если символисты считали, что слово должно служить проводником в мистические и запредельные сферы, акмеисты настаивали на обратном. Они утверждали, что слово должно быть связано с реальным миром, обозначать конкретные понятия, предметы и чувства. Символисты искали многозначности, акмеисты — точности. Для акмеистов искусство было тесно связано с земной жизнью, а не с её абстрактными аналогами.
Акмеизм противопоставил символистскому стремлению к идеальному понятию красоты реального мира. Акмеисты обращались к античным и ренессансным традициям, вдохновлялись классическим искусством, в котором они видели образец гармонии и завершённости. Важной идеей акмеизма стала концепция «прекрасной ясности», которая подразумевала не только точность языка, но и внутреннюю структурированность и сбалансированность произведений.
Деятельность «Цеха поэтов» сыграла ключевую роль в оформлении и развитии акмеизма. На собраниях объединения обсуждались принципы поэзии, поэты делились своими произведениями, критиковали друг друга и стремились к достижению высокого уровня мастерства. Например, Николай Гумилёв в своих выступлениях подчеркивал необходимость отхода от символистской «неясности» в сторону зримого, понятного искусства. Осип Мандельштам и Анна Ахматова также активно пропагандировали эти идеи, укрепляя позиции акмеизма как самостоятельного литературного направления.
Таким образом, акмеизм возник не только как реакция на символизм, но и как самостоятельное литературное направление с чёткими принципами. Он призывал к возвращению к реальности, к точности и конкретике художественного образа, противостоя мистическим и абстрактным тенденциям символистов. Благодаря деятельности «Цеха поэтов» акмеизм стал важным этапом в истории русской литературы, оказав значительное влияние на дальнейшее развитие поэзии.
2. Какие теоретические суждения — символистов или акмеистов — вам ближе и почему? Очертите сильные и слабые стороны символизма и акмеизма.
Теоретические суждения символистов и акмеистов отражают два противоположных взгляда на поэзию и её роль в мире, и выбор между ними зависит от личных предпочтений и восприятия искусства. Для того чтобы ответить на вопрос, какие из этих направлений ближе, важно проанализировать их сильные и слабые стороны.
Символизм, возникший в конце XIX века, привлекал своим стремлением к раскрытию глубинных слоёв человеческой души и к исследованию мистических, запредельных сфер. Поэты-символисты, такие как Александр Блок и Андрей Белый, считали, что слово способно соединить материальный и духовный миры, придавая произведениям многозначность. Их творчество отличается эмоциональной насыщенностью, музыкальностью и стремлением к постижению вечных истин. Сильной стороной символизма является его способность вызывать у читателя глубокие переживания, обогащая внутренний мир и заставляя задуматься о метафизических вопросах бытия.
Однако символизм имеет и слабые стороны. Часто произведения символистов становятся излишне абстрактными и туманными, что затрудняет их восприятие. Многозначность символов и образов порой лишает читателя чёткого понимания замысла автора, а увлечение мистикой может казаться слишком удалённым от реальной жизни.
Акмеизм, напротив, выступил с критикой символизма, предложив более приземлённый и конкретный подход к поэзии. Акмеисты, такие как Николай Гумилёв, Анна Ахматова и Осип Мандельштам, стремились к ясности, точности и гармонии художественного слова. Они обращались к античным и ренессансным традициям, черпая вдохновение в реальном мире и его красоте. Сильной стороной акмеизма является его стремление к завершённости формы, уважение к слову как к самостоятельной художественной единице, а также способность передавать конкретные эмоции и впечатления.
Вместе с тем акмеизм имеет свои ограничения. Его ориентация на земное и материальное иногда воспринимается как отказ от глубинного философского поиска, характерного для символизма. Акмеистическое «отрицание мистики» может казаться слишком сухим и рациональным, что иногда лишает произведения акмеистов метафизической глубины.
Мне ближе теоретические суждения акмеистов, так как я ценю ясность и структурированность в литературе. Акмеизм привлекает своей ориентацией на красоту реального мира, вниманием к форме и завершённости произведений. Однако я также признаю важность символизма как направления, открывшего новые горизонты в литературе и привнесшего в неё глубокий философский смысл.
Таким образом, сильные стороны символизма заключаются в его эмоциональности, многозначности и способности к философскому поиску, а акмеизма — в ясности, точности и гармонии. Слабости символизма — это сложность восприятия и чрезмерная абстрактность, акмеизма — отказ от метафизики и некоторый рационализм. Оба направления уникальны и ценны, но выбор между ними зависит от предпочтений читателя и его ожиданий от поэзии.
Творческие задания
1. Как вы думаете, почему акмеисты выразили свои теоретические взгляды в виде отрицания, отталкивания от принципов символистов? Попытайтесь разрешить этот вопрос в дискуссии.
Акмеисты выразили свои теоретические взгляды в виде отрицания и отталкивания от принципов символистов по нескольким причинам, связанным с историко-культурным контекстом, а также с особенностями мировоззрения и эстетических установок нового литературного направления.
Во-первых, символизм к началу XX века достиг своего расцвета, но уже начинал терять свою актуальность. Многие поэты, как участники движения, так и представители новых поколений, стали ощущать, что символистская поэзия излишне увлекается абстрактностью, мистикой и иррациональностью. Символисты стремились к постижению «высших» истин и использовали сложную систему символов и образов, которые часто делали их произведения малопонятными для широкого круга читателей. Акмеисты, напротив, выступили за возвращение к конкретности и ясности. Это противопоставление стало не просто новым подходом, но и вызовом, потребовавшим от акмеистов акцентировать своё отличие через критику символизма.
Во-вторых, акмеисты искали способ утвердить свою независимость как нового литературного движения. В условиях, когда символизм воспринимался как доминирующее направление, акмеисты намеренно противопоставляли себя этому течению, чтобы подчеркнуть свою новизну. Их отрицание стало своеобразным манифестом: акмеисты заявили, что поэзия должна быть не загадочной и мистической, а осязаемой и материальной. Они считали, что в литературе нужно вернуть уважение к слову как к самостоятельной эстетической категории.
Отталкивание от символизма также связано с общей культурной ситуацией начала XX века. Этот период был временем кризисов и переосмыслений. Символизм, с его стремлением уйти от земной реальности, воспринимался некоторыми как недостаточно адекватный ответ на вызовы эпохи. Акмеисты, напротив, предлагали сосредоточиться на красоте окружающего мира, на вечных ценностях человеческого духа, воплощённых в ясной и гармоничной форме. Такое противопоставление выражало стремление акмеистов не только обновить литературу, но и найти новый способ осмысления реальности.
Однако нельзя рассматривать акмеизм исключительно как отрицание символизма. В своих манифестах акмеисты не отвергали символизм полностью, а стремились развить те элементы, которые они считали ценными. Например, акмеисты переняли у символистов интерес к глубинным смыслам и тонкости поэтического языка, но предложили иной подход к этим вопросам — более конкретный и понятный.
В дискуссии о причинах отрицания символизма акмеистами важно учитывать, что это было не просто отрицание ради отрицания, а стремление осмыслить новый путь для литературы. Акмеизм стал ответом на вызовы времени, попыткой создать поэзию, способную говорить с человеком на понятном и близком ему языке, при этом сохраняя высокую художественность. Такое отталкивание, основанное на критическом пересмыслении прошлого, способствовало развитию литературы и укреплению акмеизма как самостоятельного направления.
2. Сравните манифесты акмеистов: в чём их авторы солидарны, а в чём спорят друг с другом, по каким вопросам высказываю) иные точки зрения? Сопоставьте отношение к слову символистов и акмеистов. Подтвердите ваши суждения примерами. Подготовьте развёрнутый устный ответ.
Манифесты акмеистов, как основные теоретические заявления нового литературного движения, выявляют как общие взгляды его представителей, так и разногласия между ними. Акмеизм, возникший в начале XX века как реакция на символизм, стал ярким примером литературного течения, стремящегося к обновлению эстетических и философских принципов. В манифестах, таких как «Наследие символизма и акмеизм» Н. С. Гумилёва и «Утро акмеизма» О. Э. Мандельштама, акмеисты выразили свои основные идеи, касающиеся роли поэта, отношения к искусству слова и концепции красоты.
Сходство позиций в манифестах акмеистов. Авторы манифестов были солидарны в своём стремлении преодолеть чрезмерную абстрактность и мистичность символизма. Они утверждали, что поэзия должна вернуться к конкретности, ясности и точности выражения. Акмеисты подчеркивали значение материального мира, предметной реальности и осязаемости образов. В манифестах прослеживается акцент на уважении к слову, его точности и самостоятельности как эстетической категории. Это стремление к ясности противопоставлялось символистской туманности, что стало ключевым объединяющим элементом акмеистской идеологии.
Кроме того, акмеисты подчеркивали важность гармонии между формой и содержанием. Они видели в искусстве возможность не только отображать, но и преобразовывать мир через совершенство формы, что отражается в их ориентации на античное наследие и европейскую классику. Таким образом, акмеисты утверждали ценности эстетического завершённого произведения, которое может быть понято и воспринято читателем без необходимости сложных интерпретаций.
Разногласия в манифестах акмеистов. Несмотря на общее стремление к конкретности, Гумилёв и Мандельштам акцентировали разные аспекты акмеизма. Гумилёв в своём манифесте уделял больше внимания эмоциональной стороне творчества, роли воображения и духовного начала. Он подчеркивал, что акмеизм — это не только обращение к реальности, но и попытка выразить глубинные переживания поэта. Мандельштам, напротив, делал акцент на интеллектуальности, философичности и структурной завершённости произведения. Для него акмеизм был, прежде всего, стремлением к объективности, порядку и преодолению хаоса.
Гумилёв также видел в акмеизме романтическое начало, тогда как Мандельштам ориентировался на рациональность и научность. Эти различия отражают внутренние оттенки акмеизма как многогранного направления.
Сопоставление отношения к слову у символистов и акмеистов. Для символистов слово было мостом к «высшим мирам», оно имело мистический и магический характер. Символисты рассматривали слово как инструмент, способный раскрыть сокровенные тайны бытия и приблизить человека к божественному или абсолютизированному. Например, в поэзии Александра Блока слово наполняется многозначностью, оно обрастает символами и требует сложных интерпретаций.
Акмеисты, напротив, утверждали, что слово должно быть предельно ясным и точным. Оно обязано называть вещи своими именами, при этом сохраняя поэтическую выразительность. В акмеистских текстах отсутствует символистская многослойность, но сохраняется художественное совершенство. Например, в поэзии Анны Ахматовой каждое слово звучит просто, но выразительно, передавая глубину чувств и эмоций через ясные образы.
Примеры из текстов. Гумилёв в стихотворении «Шестое чувство» иллюстрирует свою теорию, описывая мир предметов: «Я знаю радость — видеть отдалённый путь». Здесь конкретика образа сочетается с философским подтекстом, создавая гармонию между земным и духовным. Ахматова в стихотворении «Заплаканная осень, как вдова» передаёт простоту и сдержанность, делая акцент на материальности образов.
Таким образом, манифесты акмеистов выявляют как единые устремления движения, так и различия в интерпретациях его принципов. Их оппозиция символизму подчёркивала стремление акмеистов к ясности, предметности и точности, что делало акмеизм важным этапом в развитии русской поэзии.
3. Какой смысл вкладывали акмеисты в ориентацию на французскую культуру (Ж. Расин, Т. Готье)? Почему акмеистам оказались близки архитектура, живопись, пластика. а также искусство Средневековья?
Акмеисты, стремясь к ясности, точности и эстетической завершённости, видели во французской культуре идеал гармонии и утончённости, который соответствовал их представлениям о поэзии. Французские авторы, такие как Жан Расин и Теофиль Готье, стали для акмеистов ориентирами в стремлении к точному выражению мысли и к красоте формы.
Ориентация на французскую культуру.
Жан Расин, выдающийся драматург XVII века, стал примером для акмеистов благодаря строгой архитектонике своих произведений, ясности стиля и сдержанности выразительных средств. Расин в своих трагедиях показывал, как можно достичь глубины чувств и идей через лаконичность и изящество формы. Теофиль Готье, представитель французского романтизма, оказал влияние на акмеистов своей концепцией «искусства для искусства». Готье считал, что художественное произведение должно быть эстетически самодостаточным и свободным от излишней символики и аллегорий. Его идеи находили отклик у акмеистов, которые стремились к созданию поэзии, где форма и содержание находятся в гармонии, а художественная завершённость становится основным критерием.
Акмеисты находили в французской культуре подтверждение своих эстетических установок. Они восхищались классической традицией, в которой соединялись точность, элегантность и уважение к форме. Французский классицизм, с его строгой гармонией и ясностью, стал образцом для подражания в поисках акмеистов новых форм выражения.
Близость к архитектуре, живописи и пластике.
Акмеисты черпали вдохновение не только в литературе, но и в других видах искусства, таких как архитектура, живопись и пластика. Архитектура привлекала их своей пропорциональностью, конструктивной ясностью и чувством пространства. Для акмеистов важен был принцип «выверенности» произведения, что схоже с архитектурным подходом к созданию гармоничной конструкции. Например, Мандельштам в своём творчестве нередко сравнивал процесс написания стихотворения с архитектурным строительством.
Живопись, с её способностью передавать сложные эмоции через формы и цвета, также вдохновляла акмеистов. Их интерес к визуальной выразительности отражался в поэтических образах, где каждая деталь обретала материальность. Пластика, с её акцентом на осязаемость и гармонию, напоминала акмеистам о необходимости стремиться к завершённости произведения.
Влияние искусства Средневековья.
Средневековое искусство с его духовной насыщенностью и декоративной строгостью также привлекало внимание акмеистов. В готической архитектуре они видели пример взаимодействия строгой структуры и эстетического совершенства. Акмеисты вдохновлялись витражами готических соборов, где материальная форма передаёт духовный свет, а также средневековыми миниатюрами, где внимание к деталям сочетается с лаконичностью.
Средневековое искусство стало для акмеистов символом устойчивой гармонии, возникающей из объединения духовного и материального. Они находили в нём подтверждение своим представлениям о значении формы в искусстве. Анна Ахматова, например, в своём творчестве использовала образы средневековой культуры, подчеркивая её связь с гармонией и вечными ценностями.
Таким образом, акмеисты обратились к французской культуре, архитектуре, живописи и средневековому искусству, чтобы найти примеры художественной завершённости, гармонии и ясности, которые они стремились воплотить в своей поэзии. Эти направления стали основой их эстетических поисков и заложили прочный фундамент для развития акмеизма как уникального литературного течения.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением