Ответы на вопросы на стр.207 Часть 1 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)











Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки. Стр. 207
1. Почему в зрелый период творчества Островский возвращается к сюжетам и коллизиям своих пьес 1850—1860-х годов?
В зрелый период творчества Александр Николаевич Островский возвращается к сюжетам и коллизиям своих пьес 1850–1860-х годов, чтобы углубить и расширить ранее исследованные им темы, обогатив их новыми смыслами и акцентами. Этот период совпадает с пореформенным временем, когда российское общество претерпевает значительные социальные и экономические изменения, что делает многие вопросы, поднятые в ранних произведениях драматурга, особенно актуальными. Островский стремится осмыслить эти изменения, рассматривая их сквозь призму своих излюбленных тем – семейных конфликтов, борьбы поколений, социального самодурства и нравственного выбора.
Возвращение к ранним сюжетам также связано с его мастерством в выявлении скрытых конфликтов, которые продолжают оставаться значимыми даже спустя десятилетия. В пьесах зрелого периода, таких как «Лес» или «Горячее сердце», он акцентирует внимание на противоречиях между традициями патриархального общества и новыми условиями пореформенной России. Через повторяющиеся образы, типажи и ситуации Островский углубляет портрет времени, показывая, как изменения внешних обстоятельств влияют на людей, сохранивших привычные уклады жизни.
Кроме того, Островский возвращается к своим ранним сюжетам для того, чтобы показать, что многие проблемы и конфликты человеческой природы остаются неизменными. Темы алчности, лицемерия, несправедливости и семейных трагедий находят своё продолжение в новом контексте, обогащаясь сложностями нового времени. Однако драматург делает это не просто через повторение сюжетных ходов, а через их переработку, что позволяет ему более детально и ярко передать характеры героев и их внутреннюю борьбу.
Его интерес к повторению сюжетов и мотивов можно рассматривать как желание создать более цельную картину общества, где персонажи и их поступки становятся частью общей истории, символизирующей движение времени и неизбежность перемен. Таким образом, возвращение Островского к сюжетам 1850–1860-х годов подчеркивает его способность переосмысливать своё творчество и развивать драматургические идеи в контексте нового исторического этапа.
2. Как удаётся драматургу передать изменения, происходящие в пореформенном русском обществе? Каково его отношение к ним?
Александру Николаевичу Островскому удаётся передать изменения, происходящие в пореформенном русском обществе, благодаря глубокому анализу социальных процессов, умению показывать характеры, типичные для нового времени, и вниманию к деталям быта и нравов. В своих пьесах он изображает ключевые сдвиги, связанные с отменой крепостного права, разрушением традиционного уклада жизни и ростом индивидуализма. Островский демонстрирует, как реформы изменяют экономические и социальные структуры, но при этом сохраняются старые пороки, такие как алчность, самодурство и пренебрежение моральными ценностями.
Драматург с высокой точностью отображает пореформенное общество через образы своих героев, у которых изменяется не только мировоззрение, но и поведение. В пьесах, таких как «Лес» и «Горячее сердце», он показывает, как денежные отношения начинают доминировать, вытесняя патриархальные устои. Например, алчные купцы, вроде Хлынова, готовы к любым уловкам ради прибыли, что становится символом новой эпохи. В то же время Островский подчёркивает, что эти изменения не ведут к немедленному улучшению нравов: новое общество сохраняет внутренние противоречия и несправедливость.
Его отношение к изменениям в обществе можно назвать сложным и неоднозначным. С одной стороны, Островский с интересом и вниманием фиксирует новые явления, такие как рост предпринимательства и стремление к личной свободе. Однако он также с сожалением констатирует утрату нравственных ориентиров, разрушение патриархальных ценностей, которые в его глазах были важны для сохранения устойчивости общества. Драматург видит, что реформы не избавили людей от жадности, лицемерия и эгоизма, а только придали этим порокам новые формы.
Островский показывает, что пореформенное время сопровождается кризисом духовности, когда стремление к личной выгоде и успеху становится доминирующей ценностью. Через образы, как Аксёша в «Лесе» или Катерина в «Грозе», он подчёркивает, что личности, живущие по законам любви, чести и добродетели, не могут адаптироваться к жёстким условиям новой реальности. Эти герои становятся жертвами общества, не готового принять высокие нравственные идеалы.
Таким образом, Островский не просто фиксирует изменения в пореформенном обществе, но и критически их оценивает, предупреждая о рисках утраты человеческого достоинства и духовных ценностей в погоне за материальными благами. Его пьесы становятся не только художественным, но и общественным откликом на вызовы нового времени.
Для индивидуальной работы. Стр. 207
1. Объясните, почему Островский назвал свою комедию «Лес».
Название комедии Александра Николаевича Островского «Лес» несёт в себе глубокий художественно-символический смысл, который позволяет понять основной замысел автора и раскрыть тему пьесы. Лес в произведении становится метафорой сложных, запутанных человеческих отношений, а также символом жизненных противоречий и нравственного упадка общества.
Прежде всего, лес олицетворяет атмосферу хаоса, скрытости и лицемерия, царящих в помещичьей усадьбе Гурмыжской. В пьесе лес буквально выступает как важный элемент сюжета: продажа деревьев становится символом разрушения не только материального, но и духовного наследия. Лес в этом контексте метафорически отражает моральный упадок героини – помещицы Гурмыжской, которая ради выгоды готова уничтожить всё, включая природу и честь.
Кроме того, лес ассоциируется с миром, где каждый сам за себя, где процветает корысть, хитрость и алчность. Герои пьесы запутаны в своих желаниях и отношениях, словно в густом лесу. Островский через эту метафору показывает, как человеческая алчность и эгоизм разрушают не только взаимоотношения, но и основы нравственности. Лес становится местом, где каждый герой действует ради собственной выгоды, не задумываясь о последствиях своих поступков.
Однако у названия есть и другой слой символики. Лес может восприниматься как противоположность упорядоченности и гармонии. В этом смысле он служит контрастом к истинным человеческим ценностям, таким как искренность, доброта и самоотверженность, которые олицетворяет персонаж Несчастливцев. Он, несмотря на свою бедность и положение, сохраняет в себе человеческое достоинство, что делает его внутренне свободным в отличие от богатой, но морально опустошённой Гурмыжской.
Таким образом, название «Лес» отражает не только буквальное значение, но и сложную сеть символов, позволяющую глубже понять пьесу. Оно помогает читателю и зрителю увидеть главные конфликты произведения – противостояние между внутренней свободой и материальной корыстью, духовностью и безнравственностью, искренностью и лицемерием. Через это Островский поднимает важные вопросы своего времени, указывая на необходимость сохранения моральных и человеческих ценностей в обществе.
2. Проанализируйте монолог Аркашки Счастливцева о жизни в доме богатого дядюшки. Дайте оценку этому персонажу.
Монолог Аркаши Счастливцева о жизни в доме богатого дядюшки насыщен ироничным взглядом на уклад жизни обывателей и одновременно раскрывает внутренний мир самого героя. Через этот рассказ Островский не только высмеивает скучную, однообразную жизнь мещанства, но и демонстрирует важные черты характера Счастливцева, подводя к обобщённым выводам о свободе, творчестве и человеческой природе.
Счастливцев описывает жизнь у дядюшки как полную лишений эмоционального и интеллектуального удовлетворения. Его дядя и тётя, являющиеся представителями мещанского уклада, живут в режиме строго расписанных дел: ранние подъёмы, обед в строго определённое время, молчание в доме, отсутствие живого общения. Это иллюстрирует не только скуку повседневной жизни таких людей, но и полное отсутствие душевной теплоты и радости. Даже принятие племянника в дом выглядит как формальная вежливость, лишённая искреннего участия: ему предлагают "каморку" и отправляют в баню, подчёркивая отчуждённость.
Важной деталью монолога становится выражение "душе своей ты погубитель". Тётя Счастливцева, повторяя эти слова, выносит моральный приговор его "блуждающему" образу жизни, однако её собственная жизнь не менее пуста и бессмысленна. Это создаёт контраст между внешним осуждением и внутренней безрадостностью мещанского быта. Такое существование, по словам Счастливцева, настолько лишено смысла, что у него возникает мысль о самоубийстве. Здесь драматург показывает, как однообразие и отсутствие свободы разрушают личность.
Через этот рассказ Островский раскрывает ключевую черту Счастливцева — его внутреннюю тягу к свободе и независимости. Несмотря на свои слабости и гулящий образ жизни, герой остаётся яркой индивидуальностью, не способной мириться с моральной и эмоциональной пустотой мещанского существования. Его побег из дома дядюшки символизирует не только бегство от скуки, но и стремление к самореализации и к более насыщенной жизни, пусть и полной трудностей.
Счастливцев представлен как человек с живым умом и богатой душой, хотя его поведение и кажется легкомысленным. В его словах звучит ирония, умение смеяться над собой, но при этом он трезво оценивает окружающую действительность. Герой не принимает навязанные ему моральные нормы и выбирает свободу, пусть даже ценой лишений.
Монолог Аркаши Счастливцева служит ярким примером мастерства Островского в создании характеров через речь. Ироничная манера повествования, живой язык и яркие детали помогают драматургу раскрыть не только индивидуальность героя, но и показать его как символ противостояния однообразию и лицемерию мещанского общества. Через этот монолог автор передаёт критику социальных устоев своего времени и поднимает вопрос о важности свободы, творчества и духовного богатства.
3. Как вы понимаете слова Несчастливцева: «Нет, мы — артисты, благородные артисты, а комедианты — вы»? Покажите на конкретных примерах из текста комедии, что поведение многих её героев проникнуто пошловатой «театральностью».
Слова Несчастливцева: «Нет, мы — артисты, благородные артисты, а комедианты — вы» выражают его стремление разграничить мир искусства и жизни от банального существования людей, лишённых духовного содержания. Этот афоризм подчеркивает контраст между истинным призванием артиста, связанного с творчеством и возвышением души, и мещанским бытом, где царит лицемерие, поверхностность и подчинение мелочным интересам.
Несчастливцев говорит о "благородстве" артистов, подразумевая их способность открывать людям глубину человеческой натуры, в то время как мещане, по его мнению, играют комедию в своей жизни, скрывая свои истинные чувства за маской общественных условностей. Этим автор поднимает тему искренности и театральности как жизненного феномена.
Примеры из текста подтверждают это противопоставление:
1. Речь Несчастливцева о «высоком предназначении» театра. Герой видит в актёрской профессии миссию: через сцену донести до людей важные истины и пробудить их души. В его словах звучит убеждение, что настоящая театральная деятельность — это не развлечение, а способ преобразования человека, в то время как мещане ограничиваются бытовыми интригами, которые он называет «комедией».
2. Сцена разоблачения мещанского самодурства. В эпизодах, где Несчастливцев сталкивается с представителями мещанского круга, он явно демонстрирует их «комедийность» в жизни. Например, он высмеивает их стремление к наживе, лицемерие и мелочность, ставя это в противоположность искренности и драматизму искусства.
3. Эмоциональная речь Счастливцева. В монологах Счастливцева, наполненных трагикомической самоиронией, раскрывается противопоставление мещанского порядка и артистической свободы. Герой описывает, как мещане пытаются жить по строгим правилам, но их жизнь оказывается настолько пустой и лицемерной, что становится настоящей фарсом.
4. Театральность в поступках героев. Несчастливцев и Счастливцев сами нередко проявляют театральность в своих действиях. Например, Несчастливцев преувеличенно драматизирует свои беды, его манера говорить насыщена патетикой, что делает его речи яркими и эмоциональными. Однако за этой театральностью скрывается глубокое понимание жизни и человеческой природы.
Таким образом, пьеса показывает, что театр — это не только сцена, но и жизнь, в которой каждый играет свою роль. В отличие от мещан, которые лицемерно «разыгрывают» комедию, скрываясь за маской приличий, артисты, по мнению Несчастливцева, действуют честно и возвышенно, раскрывая через искусство истину. В этом и заключается конфликт пьесы: столкновение внутреннего мира артистов, стремящихся к свободе, с внешней театральностью мещанского общества.
4. Подготовьте анализ одной из пьес Островского, посвящённых театральному миру, жизни актёров. Подумайте, почему автор противопоставляет артистическую среду людям из «хорошего общества».
Анализ пьесы А. Н. Островского «Лес»
Для анализа можно рассмотреть пьесу Александра Николаевича Островского «Лес», которая глубоко посвящена театральному миру и вопросам жизненного предназначения артистов. В этой пьесе автор детально показывает противоречия между свободным духом артистической среды и условностями мещанского и дворянского общества.
Пьеса рассказывает историю Аркадия Счастливцева и Геннадия Несчастливцева — странствующих актеров, которые попадают в дом помещицы Гурмыжской. Через их образы и взаимодействие с другими героями Островский мастерски раскрывает основные конфликты пьесы: столкновение артистического мира, пропитанного идеями свободы, творчества и искренности, с миром мещанства и дворянства, погрязшего в лицемерии, жадности и духовной пустоте.
Артистическая среда, представленная через Счастливцева и Несчастливцева, обладает качествами живого, непосредственного проявления человеческих эмоций. Несчастливцев воплощает трагический идеал артиста, который ценит искусство как способ преобразования души. Его монологи и поступки полны патетики, но при этом искренни. Он говорит о театре как о миссии, противопоставляя это суетным интригам и лицемерию мещанского общества.
С другой стороны, помещица Гурмыжская и её окружение представляют мещанский мир с его жесткими правилами, ориентированными на личную выгоду и сохранение внешних приличий. Гурмыжская лицемерна, ставит материальные ценности выше человеческих чувств. Её отношение к людям прагматично: она использует их в своих интересах. Это ярко видно в её обращении с племянницей Аксюшей, чей брак она готова продать за деньги, и в её отношениях с Восмибратовым, который также олицетворяет мещанскую корысть.
Противопоставление артистической среды и «хорошего общества» особенно ярко проявляется в речах Несчастливцева. В его монологах звучат обвинения в адрес мещанства, которое лишено духовности и заботится лишь о материальной стороне жизни. Он называет их комедиантами, указывая, что именно они играют роли в своей жизни, скрываясь за масками приличий. Сами же артисты, по его мнению, напротив, являются «благородными артистами», которые честны в своих чувствах и стремлениях.
Островский противопоставляет артистическую среду мещанскому обществу, чтобы подчеркнуть, что истинная свобода и искренность могут существовать только там, где нет ограничений условностями. Артисты в его пьесе живут в мире творчества и искусства, их жизнь наполнена поиском смысла и высших ценностей. Мещане же представляются духовно ограниченными, озабоченными только бытовыми проблемами и материальной выгодой. Такое противопоставление позволяет драматургу раскрыть глубокие социальные и философские конфликты своего времени.
Таким образом, в пьесе «Лес» Островский не только изображает театральный мир, но и показывает его как противоположность духовной пустоте и лицемерию «хорошего общества». Автор подчёркивает, что именно искусство способно вдохновить и преобразить человека, в то время как мещанство ведёт к деградации и разрушению личности.
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением