Ответы на вопросы на стр.209 Часть 1 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)










Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Вопросы и задания. Стр. 209
1. В чем различие между ранней и зрелой лирикой Лермонтова — в строе чувств, в стиле?
Различие между ранней и зрелой лирикой Михаила Юрьевича Лермонтова проявляется в строе чувств и в стиле выражения мыслей.
Строй чувств в ранней лирике
Ранняя лирика Лермонтова (1828–1836 гг.) проникнута романтическими устремлениями, юношеским максимализмом, поисками смысла жизни и места человека в мире. Лермонтов в этот период склонен к контрастам: возвышенное противопоставляется земному, мечта – реальности, любовь – разочарованию. Лирический герой ранних стихотворений часто стремится к идеалу, героическому свершению, одновременно испытывая острую неудовлетворённость жизнью. Эти чувства выражены через пафос и отчуждённость. Например, в стихотворении «И скучно и грустно» герой ощущает глубокую экзистенциальную пустоту, невозможность реализовать свои идеалы. Романтический герой ранен утратой гармонии между внутренним и внешним миром.
Строй чувств в зрелой лирике
Зрелая лирика Лермонтова (1837–1841 гг.) более сдержанна и философична. Лирический герой постепенно отходит от активного противостояния миру. Вместо бурных эмоций и героических порывов приходит сосредоточенность на внутреннем мире и на поиске гармонии. Это особенно ярко проявляется в стихотворении «Выхожу один я на дорогу...», где герой достигает примирения с природой, Вселенной и самим собой. Уходит резкость чувств, уступая место спокойной медитации и созерцательности.
Стиль ранней лирики
Ранняя лирика отличается эмоциональной насыщенностью, яркими метафорами, сложными композиционными приёмами. Лермонтов использует избыточность в выражении мыслей, яркие символы и контрасты. Язык насыщен аллегориями, гиперболами, что подчёркивает внутреннюю борьбу героя. Например, стихотворение «Демон» насыщено символикой противоборства добра и зла, отражая романтические тенденции.
Стиль зрелой лирики
В зрелой лирике стиль Лермонтова становится более лаконичным, интонационно гибким и музыкальным. Он уходит от пышности метафор к простоте и глубине. Мотивы зрелой лирики чаще связаны с гармонией человека и природы, как в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...», где особое внимание уделяется спокойным и естественным описаниям, что создаёт настроение умиротворённости.
Таким образом, различия между ранней и зрелой лирикой Лермонтова заключаются в переходе от эмоционального максимализма и романтического пафоса к философской глубине и гармонии. Лермонтов постепенно освобождается от резких контрастов и обращается к поиску внутреннего равновесия, что находит отражение в его стилистике.
2. В каких стихотворениях с наибольшей силой выразился трагизм сознания Лермонтова и какие его стороны освещены в зрелой лирике?
Трагизм сознания Лермонтова в ранней лирике
Ранняя лирика Лермонтова глубоко пронизана трагизмом, связанным с экзистенциальными вопросами: о смысле жизни, месте человека в мире, поисках идеала. Ярким примером служит стихотворение «И скучно и грустно», где отражается осознание бессмысленности существования, невозможности обрести счастье и любовь. Лермонтов показывает разрыв между мечтой и реальностью, что вызывает чувство глубокого разочарования. В трагизм сознания вплетён мотив одиночества: герой одинок не только в любви, но и в своих стремлениях. Тема внутреннего кризиса усиливается в стихотворении «Дума», где герой размышляет о поколении, лишённом цели и идеалов.
Трагизм сознания в зрелой лирике
В зрелой лирике Лермонтов обращается к более философскому осмыслению жизни. Трагизм здесь уже не носит ярко выраженного эмоционального характера, как в ранней лирике, а становится более созерцательным. Например, в стихотворении «Выхожу один я на дорогу...» трагизм проявляется через осознание конечности жизни, неизбежности одиночества. Лирический герой понимает, что стремление к идеалу никогда не будет полностью реализовано, но он находит гармонию с миром, природой и самим собой.
В стихотворении «Пророк» трагизм проявляется в миссии героя, отвергнутого обществом. Пророк становится носителем высшей истины, но сталкивается с непониманием и одиночеством, что усиливает трагедию его существования. Здесь подчёркивается конфликт между человеком и обществом, который становится центральным мотивом зрелой лирики.
Таким образом, трагизм сознания Лермонтова с наибольшей силой выражается в ранних стихотворениях («И скучно и грустно», «Дума», «Демон»), где преобладают экзистенциальные вопросы и эмоциональная насыщенность. В зрелой лирике («Выхожу один я на дорогу...», «Пророк») трагизм приобретает философскую глубину и сопряжён с поиском гармонии, что делает его более утончённым и универсальным.
3. Как вы думаете, где мятежность Лермонтова ощущается больше — в ранней или зрелой лирике?
Мятежность Лермонтова ощущается ярко в обоих периодах его творчества, но проявляется по-разному в зависимости от внутреннего состояния поэта и тем, которые его занимают.
В ранней лирике мятежность Лермонтова выражена как открытый протест, направленный против общества, человеческой природы, судьбы и даже Бога. Она носит бунтарский, экспрессивный характер. В этот период мятежность героя часто связана с романтическим разочарованием, жаждой свободы и ощущением внутренней разобщённости. Лермонтов стремится к идеалу, который недостижим в реальном мире. Его ранние стихотворения, такие как «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», наполнены ощущением одиночества, обострённого восприятия мира и внутреннего конфликта. Лирический герой этого периода настроен резко, его мятежность проявляется в протесте против всех границ и условностей, будь то общественные нормы или ограничения человеческой природы.
В зрелой лирике мятежность Лермонтова сохраняется, но она приобретает более глубокий, философский характер. Поэт уже не бросает вызов миру так открыто, как раньше, но продолжает ощущать его несовершенство и свою несовместимость с ним. В этот период мятежность героя становится более направленной внутрь. Лермонтов размышляет о смысле жизни, человеческой слабости, неизбежности судьбы и смерти. В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» мы видим эту зрелую мятежность. Здесь нет громкого бунта или вызова, но лирический герой продолжает искать гармонию в мире, который кажется ему одновременно величественным и равнодушным. Он ощущает мир как бесконечное пространство, но душа героя остаётся тревожной, стремящейся к недостижимому покою.
Таким образом, в ранней лирике мятежность более открыта и экспрессивна, она окрашена в романтические, яркие тона протеста и вызова. Герой стремится разрушить все барьеры, чтобы обрести свободу. В зрелой лирике мятежность становится менее эмоциональной, но более глубокой. Она принимает форму размышлений о несовершенстве мира и внутренней борьбе человека с самим собой и судьбой. Поэтому можно сказать, что мятежность Лермонтова наиболее интенсивна в ранней лирике, но её зрелое проявление более значимо по своей философской глубине.
4. Где поэт пытается найти выход из трагизма и на какой почве? Какую роль играют в этом поэзия, любовь, природа, религия?
Лермонтов находит выход из трагизма через несколько ключевых сфер: природу, любовь, религию и, конечно, творчество. Каждая из них играет свою роль в преодолении внутреннего конфликта и достижении гармонии.
1. Природа:
Природа становится для Лермонтова источником умиротворения и осознания вечности, что особенно ярко проявляется в его зрелой лирике. Например, в стихотворении «Выхожу один я на дорогу...» природа — звёздное небо, тихая ночь, окружающий покой — помогает герою примириться с собственной смертностью и найти гармонию с миром. Природа здесь символизирует вечность и универсальный порядок, что позволяет человеку ощутить себя частью чего-то большего, преодолеть свои страдания.
2. Любовь:
Любовь в ранней лирике Лермонтова часто ассоциируется с разочарованием и страданиями. Так, в стихотворении «Нищий» любовь представлена как утрата и предательство, которые оставляют героя одиноким и опустошённым. Однако в зрелой лирике любовь становится частью философских размышлений о единении душ. Это отражает стремление Лермонтова найти идеал, который соединит в себе чувства и духовную близость.
3. Религия:
Религия играет важную роль в поиске выхода из трагизма, особенно в зрелый период творчества. В стихотворении «Пророк» герой осознаёт своё предназначение как посланника Бога, что позволяет ему выйти за рамки личных страданий и обрести высший смысл. Однако Лермонтов также часто сталкивается с трагизмом человеческого существования в мире, где духовность и вера противопоставлены материальной реальности. Его религиозные мотивы выражают не только стремление к Богу, но и осознание сложности этого пути.
4. Поэзия:
Поэзия становится для Лермонтова важнейшим средством преодоления трагизма. Творчество позволяет ему выразить самые сложные переживания и трансформировать их в эстетически совершенные образы. Стихотворения зрелого периода, такие как «Когда волнуется желтеющая нива...» или «Выхожу один я на дорогу...», демонстрируют, как поэзия помогает герою достичь внутренней гармонии и осознания красоты мира.
Таким образом, Лермонтов ищет выход из трагизма через природу, которая даёт ощущение вечности, через любовь, которая, несмотря на страдания, обогащает душу, через религию, которая поднимает его размышления до философских высот, и через творчество, которое помогает выразить и преодолеть внутренние конфликты. Все эти сферы соединяются в зрелой лирике Лермонтова, где трагизм переходит в созерцательность и гармонию.
5. Как изменяется жанровая система лирики Лермонтова в зрелый период по сравнению с ранним? Расскажите о жанрах элегии, послания, романса, баллады и их судьбах в зрелой лирике поэта.
Жанровая система лирики Лермонтова в зрелый период существенно трансформируется. Если в ранней лирике преобладают романтические жанры, такие как баллады, романсы и элегии, то в зрелом творчестве акцент смещается на философскую лирику, реже — на жанры с ярко выраженной сюжетностью.
• Элегия:
В ранней лирике элегия служила средством выражения тоски, грусти и разочарования. Например, в стихотворении «И скучно и грустно» звучат мотивы одиночества и ненужности человеческих стремлений. В зрелый период элегия приобретает философский оттенок. В стихотворении «Выхожу один я на дорогу...» элегический тон помогает выразить гармонию с природой и принятие вечности.
• Баллада:
Баллады занимали важное место в раннем творчестве Лермонтова. Такие произведения, как «Тамбовская казначейша» или «Демон», насыщены мистическими элементами, трагическими конфликтами и романтической экзотикой. В зрелой лирике этот жанр почти исчезает, уступая место философским размышлениям.
• Романс:
Романсы Лермонтова, такие как «Ко мне ты с ласкою невинной...», в ранний период насыщены страстью и мелодичностью. В зрелой лирике романс сохраняется, но его содержание становится более сдержанным и философским.
• Послание:
Послания в раннем творчестве Лермонтова часто имеют личный характер и адресованы друзьям или воображаемым собеседникам. В зрелой лирике послания почти исчезают, так как Лермонтов сосредотачивается на универсальных темах и философских вопросах.
Таким образом, жанровая система Лермонтова меняется в соответствии с его поэтической эволюцией. Романтические жанры уступают место философской лирике, где акцент делается на поиске гармонии и осмыслении вечных вопросов человеческого существования.
6. Подумайте, в чём разница между поэтикой Пушкина и поэтикой Лермонтова. Постройте ответ в форме диалога с одноклассником.
Диалог: Различия между поэтикой Пушкина и Лермонтова
— Привет, давай обсудим различия в поэтике Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова. Как думаешь, в чём их главные отличия?
— Привет! Конечно, давай. Мне кажется, главное различие связано с общим настроением их творчества. Пушкин воспринимается как более гармоничный и универсальный поэт, который стремится к идеалу классической красоты и гармонии. У него часто можно увидеть светлую философию жизни, любовь к человеку и восхищение природой. Его стихотворения излучают уверенность в человеческих силах и возможность преодоления трудностей.
— Согласен. А ещё Пушкин был основоположником реализма, хотя он писал в разные периоды — от романтизма до реализма. Его сюжеты просты, но глубоки. А вот у Лермонтова, на мой взгляд, больше трагизма и внутренней борьбы.
— Точно. Лермонтов показывает мятежную душу человека, его конфликт с миром, обществом и даже с самим собой. Если Пушкин часто воспевает гармонию между человеком и природой, то Лермонтов подчёркивает их разобщённость. Это заметно, например, в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…», где герой одинок среди величия природы.
— Да, Лермонтов в своих произведениях затрагивает тему внутреннего конфликта и неизбежности судьбы. У него лирический герой почти всегда одинок и часто ощущает себя чужим в мире. А у Пушкина герой может быть одиноким, но в его одиночестве нет безысходности, как у Лермонтова.
— Ещё важно, что Пушкин чаще тяготеет к философской ясности, а Лермонтов — к эмоциональной интенсивности. Например, у Пушкина в «Я помню чудное мгновение…» мы видим гармонию чувств и мыслей. У Лермонтова же даже в самых спокойных стихах сохраняется тревога или неудовлетворённость.
— Вот это точно. А как ты думаешь, почему так?
— Думаю, это связано с личным опытом и мировоззрением. Пушкин жил в относительно стабильное время, а Лермонтов застал период социальных и личных потрясений. Кроме того, характеры их разные: Пушкин — оптимист, любящий жизнь во всех её проявлениях, а Лермонтов — человек сомнений, мятежности и философских поисков.
— Да, но при этом оба гениальны по-своему. Пушкин вдохновляет своей гармонией, а Лермонтов заставляет задуматься о сложностях жизни и человеческой душе.
— Согласен. Их творчество — два разных пути к пониманию мира и человека, но оба дороги для нас.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением