Ответы на вопросы на стр.21 Часть 1 ГДЗ Лебедев 10 класс Углубленный уровень (Литература)











Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Для индивидуальной работы
1. Подготовьте сообщение «Реализм как художественное направление», опираясь на материалы справочных изданий и статьи учебников для 9—10 классов. Включите в него примеры из произведений Крылова, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова и Гоголя.
Сообщение
Реализм как художественное направление
Реализм – зародившееся в 30-е гг. XIX века литературное направление, которое основано на объективном и правдивом воспроизведении реальной действительности.
Основоположниками реализма являются:
• Фредерик Стендаль, Оноре де Бальзак, Гюстав Флобер (Франция);
• Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей (Англия);
• Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь (Россия).
Основная задача реализма – показать жизнь такой, какая она есть, со всеми её сторонами, включая трудности, повседневные детали и обыденность. Реалистическое изображение часто фокусируется на обычных людях и их жизненных ситуациях, отражая социальные, экономические и личные проблемы.
Основные признаки реализма:
• Объективное и правдивое отображение окружающего мира.
• Соблюдение принципов народности (произведение должно быть доступно для понимания широкими массами), историзма (произведение отображает конкретные исторические события, эпохи, социум), психологизма (большое внимание уделяется внутреннему миру реалистического персонажа).
• Внимание к деталям (типизация человеческих характеров происходит с помощью правдивости отдельных деталей бытования персонажей).
• Изображение простых людей (и влияние исторических событий на их быт, психологию, взаимоотношения и т.д.).
Реализм появился в русской литературе как попытка впервые трезво и реально оценить действительности и процессы, которые в этой действительности происходят. Если романтизм пытался уйти, убежать от настоящего, спрятаться в скорлупу, сосредоточиться на внутренних переживаниях человека, то реализм приходит к пониманию, что от действительности, какой бы ужасной и порой неприглядной она не была, нельзя убежать. Необходимо собраться с силами и взглянуть страхам в глаза.
Суть реализма – объективное изображение жизни героев без преувеличения и излишнего трагизма, воспроизведение типичных характеров и ситуаций.
Это направление показывает личность универсальной, указывает на социальную и психологическую определенность ее поступков, наличие у героя своей точки зрения на мир. Другими словами, герой такого произведения постоянно отождествляет себя не как отдельного человек, а как личность, которая включена в исторический процесс, которая занимает определенное положение в обществе.
Черты реализма проявляются во многих художественных произведениях этого периода, например:
• В баснях И.А. Крылова «Волк на празднике у попа» или «Слон и Моська». В этих произведениях автор показывает обыденные ситуации, присущие животным, чтобы живо передать человеческие пороки и недостатки.
• В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». В ней писатель описывает общество русского дворянства, показывая его нравы и проблемы. Главный герой пьесы – Чацкий – сталкивается с лицемерием и жадностью своего окружения, что делает произведение ярким образцом реализма.
• В реалистическом романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В нём автор изображает жизнь знатного дворянина, его чувства и разочарования. Пушкин не идеализирует своих персонажей, а показывает их действия и мысли, что делает его произведения близкими к реализму.
• Стихотворение «Дума» М.Ю. Лермонтова. В нём автор рассказывает о своём отношении к поколению, равнодушному к правде, добру, справедливости, не умеющему радоваться жизни. Также к примерам реализма можно отнести роман Лермонтова «Герой нашего времени», который отражает реальные типичные черты общества и конфликт главного героя с этим обществом.
• В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя. В её основе лежит желание посмеяться над чинопоклонением, глупостью людей, находящихся у власти, а в виде одного уездного городка представлена вся Россия. Автор критически относится к чиновникам, демонстрирует описание реальных характеров и поступков, интерьеров и портретов эпохи. Также к примерам реализма можно отнести повесть Гоголя «Шинель», в которой жизнь «маленького человека» Акакия Акакиевича, оборвавшаяся из-за непонимания и жестокости общества, демонстрирует конфликт героя и общества.
Реализм второй половины XIX века достиг своих вершин именно в русской литературе, особенно в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, ставших в конце XIX века центральными фигурами мирового литературного процесса. Они обогатили мировую литературу новыми принципами построения социально-психологического романа, философской и моральной проблематикой, новыми способами раскрытия человеческой психики в её глубинных пластах.
2. Составьте таблицу, отражающую этапы европейского литературного процесса от реализма Возрождения через барокко к классицизму, просветительству, сентиментализму, романтизму и критическому реализму. Впишите в неё названия наиболее значительных литературных произведений европейской литературы, созданных в рамках каждого этапа.
3. Опираясь на материал 9 класса и дополнительные источники, подготовьте сообщение о спорах «романтиков» и «классиков» в среде русских писателей и литературных критиков первой половины XIX века. Покажите, как в этих спорах определялись национальные черты русского реализма.
Сообщение
Споры «романтиков» и «классиков» в среде русских писателей и литературных критиков первой половины 19 века
Русская литературная жизнь начала XIX в. протекала под знаком все углубляющегося распада классицизма и ожесточенных споров вокруг его художественного наследства.
Многообразные события конца XVIII в. – начавшийся под влиянием роста капитализма и распада феодально-крепостнических отношений, вовлечение в эту культуру страны, все более широких слоев помещичьего класса и «третьего сословия» – вся эта цепь разнородных явлений вела к упадку и разложению господствовавшего стиля предыдущей эпохи.
Классицизм основывался на идеалах античности, порядке и рациональности. Романтизм оспаривал эти нормы, акцентируя внимание на индивидуальности, эмоциях и свободе творчества.
Споры между романтиками и классиками затрагивали не только эстетические вопросы, но и философские категории, касающиеся человеческой природы и места искусства в обществе.
Подавляющая часть писателей отказалась оттого, что так любовно культивировал классицизм – от чинного и холодного нормативизма, заботливо отделявшего «высокие» виды искусства от видов «подлых», служивших интересам презренной «черни». Демократизация литературы сопровождается и демократизацией языка.
Одним из аспектов противостояния был спор о языке «карамзинистов» (последователей Н. М. Карамзина, поклонников нового слога, более современного языка) и «шишковистов» (последователей А. С. Шишкова, превозносивших старый слог, слова высокого стиля).Организацию литературной базы староверства в начале века взял на себя адмирал А.С. Шишков, высказав свои идеи в очерке «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка», вышедшим в свет в 1803 и быстро сделавшимся исповеданием веры всех сторонников «доброго старого» классического искусства. В лице адмирала и русского патриота А. С. Шишкова, основателя литературного общества «Беседа любителей российского слова», Карамзин встретился с сильным и благородным противником. Старовер, поклонник языка Ломоносова, Шишков был литературным классиком с весьма существенными оговорками.
В противовес европеизму Карамзина он выдвинул идею народности литературы. Но проблема народности – важнейший признак не классицистического, а романтического мироощущения.
Шишковисты, сторонники министра народного просвещения Александра Шишкова, считали, что нужно ориентироваться на народное творчество, церковнославянскую книжность и народные просторечия. Если уж в жизни и появляются новые предметы и явления, то названия для них нужно придумывать по славянским моделям, а не перенимать иностранные. Например, не попугай, а переклитка; не пара, а двоица; не колонна, а толпник.
Карамзинисты, последователи историка и поэта Николая Карамзина, объединившиеся в кружок «Арзамас» (14 (26) октября 1815 – 7 (19) апреля 1818), считали, что нельзя изменить язык искусственно, что он всегда развивается вслед за общественно-политическими и культурными событиями. С кем воюем – с тем военной лексикой меняемся. От кого про современное искусство узнаём – тот нас культурными терминами снабжает.
Вот что писал об этом сам Карамзин: «Слова не изобретаются академиями: они рождаются вместе с мыслями или в употреблении языка, или в произведениях таланта, как счастливое вдохновение.
Сии новые, мыслию одушевлённые слова входят в язык самовластно, украшают, обогащают его, без всякого учёного законодательства с нашей стороны: мы не даём, а принимаем их».
Романтики утверждали, что искусство должно быть свободным, выражать эмоции и чувства, а не следовать строгим правилам. Классики же считали, что искусство должно иметь ясные формы и следовать правилам, чтобы быть понятным и красивым.
Романтики считали, что художник должен выражать свои чувства и эмоции, а не только копировать реальность. Они считали, что искусство не должно быть строгим и формальным, а должно отражать душу художника.
Классики, напротив, считали, что искусство должно следовать определенным правилам и формам, чтобы быть более понятным и эстетически привлекательным. Они также считали, что искусство должно отражать реальность и быть объективным.
Спор о героях между классицизмом и романтизмом заключается в том, что в классицизме герои чётко разделены на положительных и отрицательных, полутонов нет, у отрицательных героев нет положительных черт, у положительных – отрицательных. Характер героя показан плоско, однобоко, либо воплощение добра, либо воплощение зла. Внимание сосредоточено на поступках героя, внешней стороне его поведения.
В романтизме деление на положительных и отрицательных персонажей исчезает. Романтический герой – интересная глубокая личность, которую никто не понимает. У него чаще всего трагическая судьба. Это личность, способная глубоко и искренне любить.
Таким образом, классицизм фокусируется на поступках героев, а романтизм – на их индивидуальности и внутреннем мире.
В русской литературе 20 – 30-х гг. романтизм проявил себя чрезвычайно разнообразно как в художественной продукции, так и в критических статьях. В полемике вокруг романтизма выступали кн. Вяземский («Разговор между издателем и классиком с Выборгской стороны или Васильевского острова»), М. Дмитриев («Второй разговор между классиком и издателем»), В. Кюхельбекер («О направлении нашей поэзии, преимущественно лирической...»), О. Сомов («О романтической поэзии, опыт в трех статьях»), А. Бестужев-Марлинский (его обзоры «Взгляд на русскую словесность»), К. Рылеев («Несколько мыслей о поэзии») Н. Надеждин («О начале, сущности и участи поэзии романтической называемой») и мн. др.
В 1830-е годы значительно усложнился характер литературного процесса. С одной стороны, обозначились предпосылки для зарождения нового, реалистического литературно-критического сознания. В это время Пушкин завершает «Евгения Онегина», публикует «Бориса Годунова», пишет «Повести Белкина» и «Капитанскую дочку». К середине 1830-х годов реалистические тенденции отчётливо заявляют о себе в творчестве Гоголя («Миргород», «Ревизор») и в лермонтовских произведениях («Маскарад», «Княгиня Лиговская» и др.). Об утверждении в современном литературном процессе «поэзии реальной» заявляет Белинский в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835).
С другой стороны, сильные позиции в литературе продолжает сохранять романтизм, развивающийся и изменяющийся изнутри, представленный целым рядом течений и жанров. Сама последекабристская эпоха, когда щначение внутренней духовной свобод возросло в цене и любой протест был возможен лишь в индивидуалистической форме, «подпитывал» романтизм.
В этот период продолжается романтическое творчество некоторых опальных декабристов (А. Бестужева-Марлинского, А. Одоевского, В. Кюхельбекера) и поэтов пушкинского круга (Е. Баратынского, П. Вяземского, Д. Давыдова и др.); расцветает русский исторический роман, романтический по своему характеру (М. Загоскина, И. Лажечникова, Н. Полевого); с романтических повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» начинает писательское поприще Н.В. Гоголь. На 1830-е годы приходится и расцвет лирики М.Ю. Лермонтова – одной из самых ярких страниц в истории русского романтизма, к осмыслению которой вскоре обратится отечественная критика.
Таким образом, спор «романтиков» с «классиками» играл важную роль в судьбах литературы и искусства, способствуя преодолению устаревших эстетических норм классицизма и прокладывая дорогу новым, прогрессивным явлениям художественной жизни.
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением