Ответы на вопросы на стр.21 Часть 1 ГДЗ Лебедев 10 класс Углубленный уровень (Литература)

Изображение Для индивидуальной работы1. Подготовьте сообщение «Реализм как художественное направление», опираясь на материалы справочных изданий и статьи учебников для 9—10...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Для индивидуальной работы
1. Подготовьте сообщение «Реализм как художественное направление», опираясь на материалы справочных изданий и статьи учебников для 9—10 классов. Включите в него примеры из произведений Крылова, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова и Гоголя.
Сообщение
Реализм как художественное направление
Реализм – зародившееся в 30-е гг. XIX века литературное направление, которое основано на объективном и правдивом воспроизведении реальной действительности.
Основоположниками реализма являются:
• Фредерик Стендаль, Оноре де Бальзак, Гюстав Флобер (Франция);
• Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей (Англия);
• Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь (Россия).
Основная задача реализма – показать жизнь такой, какая она есть, со всеми её сторонами, включая трудности, повседневные детали и обыденность. Реалистическое изображение часто фокусируется на обычных людях и их жизненных ситуациях, отражая социальные, экономические и личные проблемы.
Основные признаки реализма:
• Объективное и правдивое отображение окружающего мира.
• Соблюдение принципов народности (произведение должно быть доступно для понимания широкими массами), историзма (произведение отображает конкретные исторические события, эпохи, социум), психологизма (большое внимание уделяется внутреннему миру реалистического персонажа).
• Внимание к деталям (типизация человеческих характеров происходит с помощью правдивости отдельных деталей бытования персонажей).
• Изображение простых людей (и влияние исторических событий на их быт, психологию, взаимоотношения и т.д.).
Реализм появился в русской литературе как попытка впервые трезво и реально оценить действительности и процессы, которые в этой действительности происходят. Если романтизм пытался уйти, убежать от настоящего, спрятаться в скорлупу, сосредоточиться на внутренних переживаниях человека, то реализм приходит к пониманию, что от действительности, какой бы ужасной и порой неприглядной она не была, нельзя убежать. Необходимо собраться с силами и взглянуть страхам в глаза.
Суть реализма – объективное изображение жизни героев без преувеличения и излишнего трагизма, воспроизведение типичных характеров и ситуаций.
Это направление показывает личность универсальной, указывает на социальную и психологическую определенность ее поступков, наличие у героя своей точки зрения на мир. Другими словами, герой такого произведения постоянно отождествляет себя не как отдельного человек, а как личность, которая включена в исторический процесс, которая занимает определенное положение в обществе.
Черты реализма проявляются во многих художественных произведениях этого периода, например:
• В баснях И.А. Крылова «Волк на празднике у попа» или «Слон и Моська». В этих произведениях автор показывает обыденные ситуации, присущие животным, чтобы живо передать человеческие пороки и недостатки.
• В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». В ней писатель описывает общество русского дворянства, показывая его нравы и проблемы. Главный герой пьесы – Чацкий – сталкивается с лицемерием и жадностью своего окружения, что делает произведение ярким образцом реализма.
• В реалистическом романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В нём автор изображает жизнь знатного дворянина, его чувства и разочарования. Пушкин не идеализирует своих персонажей, а показывает их действия и мысли, что делает его произведения близкими к реализму.
• Стихотворение «Дума» М.Ю. Лермонтова. В нём автор рассказывает о своём отношении к поколению, равнодушному к правде, добру, справедливости, не умеющему радоваться жизни. Также к примерам реализма можно отнести роман Лермонтова «Герой нашего времени», который отражает реальные типичные черты общества и конфликт главного героя с этим обществом.
• В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя. В её основе лежит желание посмеяться над чинопоклонением, глупостью людей, находящихся у власти, а в виде одного уездного городка представлена вся Россия. Автор критически относится к чиновникам, демонстрирует описание реальных характеров и поступков, интерьеров и портретов эпохи. Также к примерам реализма можно отнести повесть Гоголя «Шинель», в которой жизнь «маленького человека» Акакия Акакиевича, оборвавшаяся из-за непонимания и жестокости общества, демонстрирует конфликт героя и общества.
Реализм второй половины XIX века достиг своих вершин именно в русской литературе, особенно в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, ставших в конце XIX века центральными фигурами мирового литературного процесса. Они обогатили мировую литературу новыми принципами построения социально-психологического романа, философской и моральной проблематикой, новыми способами раскрытия человеческой психики в её глубинных пластах.
2. Составьте таблицу, отражающую этапы европейского литературного процесса от реализма Возрождения через барокко к классицизму, просветительству, сентиментализму, романтизму и критическому реализму. Впишите в неё названия наиболее значительных литературных произведений европейской литературы, созданных в рамках каждого этапа.
3. Опираясь на материал 9 класса и дополнительные источники, подготовьте сообщение о спорах «романтиков» и «классиков» в среде русских писателей и литературных критиков первой половины XIX века. Покажите, как в этих спорах определялись национальные черты русского реализма.
Сообщение
Споры «романтиков» и «классиков» в среде русских писателей и литературных критиков первой половины 19 века
Русская литературная жизнь начала XIX в. протекала под знаком все углубляющегося распада классицизма и ожесточенных споров вокруг его художественного наследства.
Многообразные события конца XVIII в. – начавшийся под влиянием роста капитализма и распада феодально-крепостнических отношений, вовлечение в эту культуру страны, все более широких слоев помещичьего класса и «третьего сословия» – вся эта цепь разнородных явлений вела к упадку и разложению господствовавшего стиля предыдущей эпохи.
Классицизм основывался на идеалах античности, порядке и рациональности. Романтизм оспаривал эти нормы, акцентируя внимание на индивидуальности, эмоциях и свободе творчества.
Споры между романтиками и классиками затрагивали не только эстетические вопросы, но и философские категории, касающиеся человеческой природы и места искусства в обществе.
Подавляющая часть писателей отказалась оттого, что так любовно культивировал классицизм – от чинного и холодного нормативизма, заботливо отделявшего «высокие» виды искусства от видов «подлых», служивших интересам презренной «черни». Демократизация литературы сопровождается и демократизацией языка.
Одним из аспектов противостояния был спор о языке «карамзинистов» (последователей Н. М. Карамзина, поклонников нового слога, более современного языка) и «шишковистов» (последователей А. С. Шишкова, превозносивших старый слог, слова высокого стиля).Организацию литературной базы староверства в начале века взял на себя адмирал А.С. Шишков, высказав свои идеи в очерке «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка», вышедшим в свет в 1803 и быстро сделавшимся исповеданием веры всех сторонников «доброго старого» классического искусства. В лице адмирала и русского патриота А. С. Шишкова, основателя литературного общества «Беседа любителей российского слова», Карамзин встретился с сильным и благородным противником. Старовер, поклонник языка Ломоносова, Шишков был литературным классиком с весьма существенными оговорками.
В противовес европеизму Карамзина он выдвинул идею народности литературы. Но проблема народности – важнейший признак не классицистического, а романтического мироощущения.
Шишковисты, сторонники министра народного просвещения Александра Шишкова, считали, что нужно ориентироваться на народное творчество, церковнославянскую книжность и народные просторечия. Если уж в жизни и появляются новые предметы и явления, то названия для них нужно придумывать по славянским моделям, а не перенимать иностранные. Например, не попугай, а переклитка; не пара, а двоица; не колонна, а толпник.
Карамзинисты, последователи историка и поэта Николая Карамзина, объединившиеся в кружок «Арзамас» (14 (26) октября 1815 – 7 (19) апреля 1818), считали, что нельзя изменить язык искусственно, что он всегда развивается вслед за общественно-политическими и культурными событиями. С кем воюем – с тем военной лексикой меняемся. От кого про современное искусство узнаём – тот нас культурными терминами снабжает.
Вот что писал об этом сам Карамзин: «Слова не изобретаются академиями: они рождаются вместе с мыслями или в употреблении языка, или в произведениях таланта, как счастливое вдохновение.
Сии новые, мыслию одушевлённые слова входят в язык самовластно, украшают, обогащают его, без всякого учёного законодательства с нашей стороны: мы не даём, а принимаем их».
Романтики утверждали, что искусство должно быть свободным, выражать эмоции и чувства, а не следовать строгим правилам. Классики же считали, что искусство должно иметь ясные формы и следовать правилам, чтобы быть понятным и красивым.
Романтики считали, что художник должен выражать свои чувства и эмоции, а не только копировать реальность. Они считали, что искусство не должно быть строгим и формальным, а должно отражать душу художника.
Классики, напротив, считали, что искусство должно следовать определенным правилам и формам, чтобы быть более понятным и эстетически привлекательным. Они также считали, что искусство должно отражать реальность и быть объективным.
Спор о героях между классицизмом и романтизмом заключается в том, что в классицизме герои чётко разделены на положительных и отрицательных, полутонов нет, у отрицательных героев нет положительных черт, у положительных – отрицательных. Характер героя показан плоско, однобоко, либо воплощение добра, либо воплощение зла. Внимание сосредоточено на поступках героя, внешней стороне его поведения.
В романтизме деление на положительных и отрицательных персонажей исчезает. Романтический герой – интересная глубокая личность, которую никто не понимает. У него чаще всего трагическая судьба. Это личность, способная глубоко и искренне любить.
Таким образом, классицизм фокусируется на поступках героев, а романтизм – на их индивидуальности и внутреннем мире.
В русской литературе 20 – 30-х гг. романтизм проявил себя чрезвычайно разнообразно как в художественной продукции, так и в критических статьях. В полемике вокруг романтизма выступали кн. Вяземский («Разговор между издателем и классиком с Выборгской стороны или Васильевского острова»), М. Дмитриев («Второй разговор между классиком и издателем»), В. Кюхельбекер («О направлении нашей поэзии, преимущественно лирической...»), О. Сомов («О романтической поэзии, опыт в трех статьях»), А. Бестужев-Марлинский (его обзоры «Взгляд на русскую словесность»), К. Рылеев («Несколько мыслей о поэзии») Н. Надеждин («О начале, сущности и участи поэзии романтической называемой») и мн. др.
В 1830-е годы значительно усложнился характер литературного процесса. С одной стороны, обозначились предпосылки для зарождения нового, реалистического литературно-критического сознания. В это время Пушкин завершает «Евгения Онегина», публикует «Бориса Годунова», пишет «Повести Белкина» и «Капитанскую дочку». К середине 1830-х годов реалистические тенденции отчётливо заявляют о себе в творчестве Гоголя («Миргород», «Ревизор») и в лермонтовских произведениях («Маскарад», «Княгиня Лиговская» и др.). Об утверждении в современном литературном процессе «поэзии реальной» заявляет Белинский в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835).
С другой стороны, сильные позиции в литературе продолжает сохранять романтизм, развивающийся и изменяющийся изнутри, представленный целым рядом течений и жанров. Сама последекабристская эпоха, когда щначение внутренней духовной свобод возросло в цене и любой протест был возможен лишь в индивидуалистической форме, «подпитывал» романтизм.
В этот период продолжается романтическое творчество некоторых опальных декабристов (А. Бестужева-Марлинского, А. Одоевского, В. Кюхельбекера) и поэтов пушкинского круга (Е. Баратынского, П. Вяземского, Д. Давыдова и др.); расцветает русский исторический роман, романтический по своему характеру (М. Загоскина, И. Лажечникова, Н. Полевого); с романтических повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» начинает писательское поприще Н.В. Гоголь. На 1830-е годы приходится и расцвет лирики М.Ю. Лермонтова – одной из самых ярких страниц в истории русского романтизма, к осмыслению которой вскоре обратится отечественная критика.
Таким образом, спор «романтиков» с «классиками» играл важную роль в судьбах литературы и искусства, способствуя преодолению устаревших эстетических норм классицизма и прокладывая дорогу новым, прогрессивным явлениям художественной жизни.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.

Похожие решебники

*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением