Ответы на вопросы на стр.218 Часть 1 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)

Изображение Основные теоретические понятия. Стр. 218Романтизм, реализм, романтическая лирика, романтическое двосмирие, лирический герой, лирический монолог, элегия, романс,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Основные теоретические понятия. Стр. 218
Романтизм, реализм, романтическая лирика, романтическое двосмирие, лирический герой, лирический монолог, элегия, романс, послание, лирический рассказ, гражданская ода, баллада, идиллия, романтическая драма, автобиографизм, символика, романтическая поэма, бегство (романтического героя), отчуждение (романтического героя), романтический конфликт, цикл повестей, психологический роман, философский роман.
1.
Романтизм — это художественное и философское направление, возникшее в конце XVIII века и распространившееся в литературе, живописи, музыке и философии. Он стал реакцией на рационализм эпохи Просвещения, противопоставляя ему чувства, интуицию и духовные поиски. Для романтизма характерны акцент на личности, стремление к идеалу, разочарование в реальности, противопоставление мечты и действительности.
Ключевые темы романтизма: свобода, борьба человека с обществом, любовь, связь с природой, одиночество, бунт. В романтизме герой часто изображён в конфликте с окружающим миром, а природа — как символ духовного поиска. В русской литературе романтизм представлен такими авторами, как М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин в ранний период. В творчестве Лермонтова романтизм проявляется через образы одинокого героя, стремящегося к свободе, тоскующего по гармонии и идеалу.
2.
Реализм возник как противоположность романтизму и стремился показать жизнь в её объективной, правдивой форме. Это направление, развившееся в XIX веке, изображает типичные характеры в типичных обстоятельствах, фокусируется на социальных конфликтах и внутреннем мире героев.
Реализм отражает проблемы своего времени: общественные, политические, экономические. В литературе реализма часто встречаются образы "маленького человека" или героя, вынужденного бороться с суровой реальностью. Примеры реализма в русской литературе — романы Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, рассказы И. С. Тургенева. Хотя М. Ю. Лермонтов в основном считается романтиком, в его прозе, например в романе "Герой нашего времени", можно увидеть реалистические черты, такие как внимание к деталям, анализ внутреннего мира героя и критика общества.
3.
Романтическая лирика — это направление в поэзии, в котором автор выражает свои личные чувства, переживания, мечты и разочарования через яркие образы, метафоры и символику. Основные темы — одиночество, любовь, тоска, бунт против реальности, стремление к духовной свободе. Лирический герой романтической лирики часто противопоставлен обществу, ищет гармонию в природе или в своих мечтах.
М. Ю. Лермонтов создал множество произведений романтической лирики, где через образы природы и внутреннего мира героя передаётся стремление к свободе и идеалу. Например, в стихотворении "Парус" изображена тоска по неизвестному, поиск смысла в жизни, одиночество героя.
4.
Романтическое двоемирие — это художественный приём, характерный для литературы романтизма, при котором противопоставляются два мира: идеальный, мечтательный мир и реальный, суровый мир. Герой, разрываясь между этими мирами, страдает от невозможности достичь гармонии.
В лирике М. Ю. Лермонтова двоемирие проявляется через внутренний конфликт его героев. Например, в стихотворении "Демон" герой мечтает о любви и свободе, но реальность полна одиночества и разочарования. Этот приём подчёркивает невозможность достижения идеала в реальном мире.
5.
Лирический герой — это образ, через который автор выражает свои мысли, чувства и мировоззрение. Лирический герой может быть близок самому поэту, но не обязательно идентичен ему. В романтической лирике лирический герой часто изображается как одиночка, противостоящий обществу и ищущий смысла жизни.
В произведениях Лермонтова лирический герой выражает его внутренние противоречия: жажду свободы, стремление к идеалу, разочарование в жизни. Например, в стихотворении "Выхожу один я на дорогу..." герой находится в поиске гармонии и спокойствия, но осознаёт свою оторванность от мира.
6.
Лирический монолог — это поэтическая форма, в которой автор или лирический герой обращается к самому себе, к воображаемому собеседнику, природе, Богу или абстрактной идее. Монолог помогает выразить внутренние чувства, переживания, глубокие философские размышления. Эта форма не предполагает диалога или ответа, но создаёт интимную и эмоциональную атмосферу.
В лирике М. Ю. Лермонтова монологи часто отражают внутренний конфликт героя, его стремление к недостижимому идеалу. Например, в стихотворении "Выхожу один я на дорогу..." лирический герой ведёт внутренний диалог, размышляя о смысле жизни, своём одиночестве и поиске покоя. Монолог позволяет раскрыть глубину эмоций и передать философский настрой произведения.
Другой пример — стихотворение "Молитва", где лирический герой в форме монолога обращается к Богу, прося защиты и помощи. Здесь монолог выполняет роль исповеди, раскрывая духовное состояние героя, его искренность и надежду на высшую силу.
Лирический монолог в творчестве Лермонтова отличается особой искренностью, глубоким психологизмом и мелодичностью, что делает его произведения не просто поэзией, а настоящими философскими размышлениями о человеке и его месте в мире.
7.
Элегия — это поэтический жанр, который выражает грусть, меланхолию и философские размышления о жизни, смерти, любви, утрате или одиночестве. Элегии отличаются своим сосредоточением на эмоциональных переживаниях и настроении.
В поэзии М. Ю. Лермонтова элегия занимает особое место. Она отражает тоску поэта по недостижимому идеалу, боль одиночества и разочарование в окружающем мире. Примером элегического настроения является стихотворение "Нет, не тебя так пылко я люблю...", где герой размышляет о своей любви, которая оказывается скорее мечтой, чем реальностью.
Ещё один пример — "Утёс", где через образ природы передаётся ощущение вечного одиночества, покоя и трагической неизбежности. Элегия позволяет Лермонтову не только выразить личные чувства, но и поднять философские вопросы о человеческом существовании.
Элегии Лермонтова отличаются музыкальностью, богатством метафор и символов. Они передают не только меланхолическое настроение, но и стремление героя к пониманию вечных истин.
8.
Романс — это жанр, в котором лирическое стихотворение обладает особой музыкальностью и эмоциональной насыщенностью. Романс чаще всего посвящён теме любви, причём он может быть как возвышенным и страстным, так и грустным, проникнутым тоской.
Лермонтовские романсы отличаются сочетанием простоты и глубины. Одним из самых известных примеров является стихотворение "Когда волнуется желтеющая нива...", которое наполнено гармонией и любовью к природе. Это произведение часто воспринимается как музыкальное, благодаря своей ритмике и мелодичности.
Кроме того, в романсе "Я не унижусь пред тобою..." раскрывается гордость и боль героя, переживающего разочарование в любви. Этот романс передаёт не только эмоциональное состояние, но и философскую мысль о человеческих чувствах.
Романсы Лермонтова часто вдохновляли композиторов, и его стихи неоднократно становились основой для музыкальных произведений.
9.
Послание — это жанр, в котором автор обращается к конкретному лицу или группе людей. Послание может быть дружеским, сатирическим, философским или торжественным. Оно часто отражает мысли автора о судьбе, любви, дружбе или философских вопросах.
В творчестве Лермонтова послания нередко имеют философский подтекст. Например, в стихотворении "К другу" поэт обращается с размышлениями о жизни, о своём восприятии мира и человеческих отношений. Это произведение одновременно дружеское и философское, поскольку через него передаются мысли о ценности дружбы и искренности.
Послания Лермонтова выделяются своей лиричностью и глубоким смыслом. Они позволяют взглянуть на внутренний мир поэта и его отношение к людям и событиям.
10.
Лирический рассказ — это литературная форма, сочетающая элементы лирики и прозы. Он может включать сюжетные линии, но главное внимание уделяется эмоциональному состоянию героя и его внутренним переживаниям.
Примером лирического рассказа в творчестве Лермонтова можно считать его стихотворение "Сон", где описывается ситуация сна, наполненная символами и философскими размышлениями. Здесь сюжетная линия переплетается с лирическим настроением, создавая глубокий и многозначный текст.
В лирическом рассказе Лермонтов часто использует символику и метафоры, чтобы передать состояние героя и его восприятие мира. Это делает его произведения многослойными, насыщенными философским содержанием и эмоциональной выразительностью.
11.
Гражданская ода — это жанр поэтического творчества, связанный с важными общественно-политическими темами. Её цель — прославление гражданских добродетелей, великих событий, героев или идеалов. Этот жанр возник в эпоху классицизма и был особенно популярен в XVIII–XIX веках. Гражданская ода отличается торжественным стилем, использованием высокопарной лексики и обращением к патриотическим или нравственным темам.
Примером гражданской оды является произведение Гаврилы Романовича Державина "Фелица", где поэт восхваляет образ идеального правителя. В таких одах часто встречаются призывы к общественному единению, защите Отечества, нравственному очищению. В творчестве М. Ю. Лермонтова элементы гражданской оды можно найти в стихотворении "Смерть поэта", где поэт обличает общество и выражает протест против несправедливости и тирании.
12.
Баллада — это поэтический жанр, который сочетает в себе элементы эпоса, лирики и драмы. Баллада часто имеет сюжет, включающий драматические события, мифы, легенды, мистику или фантастику. Её основой является действие, которое сопровождается выражением эмоций и описанием переживаний героев.
Баллады зародились в средневековой Европе как песни, повествующие о героических подвигах, трагедиях или необычных событиях. В русской литературе баллада получила развитие благодаря таким авторам, как В. А. Жуковский и А. С. Пушкин. Например, баллада Жуковского "Светлана" рассказывает о мистических событиях, связанных с гаданием.
В творчестве Лермонтова баллада также занимает важное место. Его "Три пальмы" — яркий пример жанра, где через сюжет о трёх пальмах, обречённых на гибель, передаётся философская мысль о смысле жизни и её ценностях. Баллады Лермонтова часто наполнены трагизмом, символизмом и глубоким философским подтекстом.
13.
Идиллия — это жанр лирической поэзии, описывающий простую, безмятежную и гармоничную жизнь на природе. Основной темой идиллии является единство человека и природы, спокойное существование в сельской или пасторальной обстановке. Жанр берёт своё начало из античной литературы, например, в произведениях Теокрита и Вергилия.
Идиллия отличается мелодичностью, описательностью и умиротворённым настроением. В русской литературе её элементы можно найти у А. С. Пушкина, например, в стихотворении "Деревня", где идеализация сельской жизни контрастирует с обличением общественных пороков.
В поэзии Лермонтова идиллические мотивы встречаются редко, поскольку его творчество пронизано конфликтом, мятежностью и трагизмом. Однако стихотворение "Когда волнуется желтеющая нива..." можно отнести к идиллии, так как в нём воспевается красота природы, которая становится источником гармонии и вдохновения для лирического героя.
14.
Романтическая драма — это театральный жанр, возникший в эпоху романтизма, который сочетает элементы трагедии и мелодрамы. Основные черты жанра: противостояние героя и общества, глубокий внутренний конфликт, стремление к идеалу, а также сильные эмоциональные переживания.
В романтической драме часто используются символика, элементы фантастики и напряжённый, динамичный сюжет. Герой, как правило, стремится к свободе, любви или духовному совершенству, но сталкивается с непреодолимыми препятствиями и часто погибает. Примером романтической драмы является пьеса М. Ю. Лермонтова "Маскарад", где центральной темой становится разрушительная сила ревности, лицемерия и несоответствия между идеалами и реальностью.
Эта пьеса отражает ключевые черты романтизма: трагический финал, сильный эмоциональный накал, ярко выраженный конфликт между личностью и обществом. Символ маскарада передаёт идею двойственности человеческой натуры и социального мира, где люди скрывают свои истинные лица под масками.
15.
Автобиографизм — это литературный приём, при котором автор включает в произведение элементы своей личной биографии. Этот приём помогает глубже раскрыть мысли, чувства и переживания автора, а также передать историческую и культурную атмосферу эпохи.
В творчестве М. Ю. Лермонтова автобиографизм играет ключевую роль. Многие его произведения содержат отражение личного опыта, внутреннего мира и восприятия окружающего общества. Например, роман "Герой нашего времени" носит явный автобиографический характер: в образе Печорина можно найти черты самого Лермонтова, его размышления о жизни, свободе, любви и предназначении.
Стихотворение "Выхожу один я на дорогу..." также является примером автобиографизма, так как передаёт состояние одиночества, внутреннего покоя и стремления к гармонии, которые были свойственны самому поэту. Лермонтов использует автобиографизм, чтобы выразить свои философские идеи, протест против общественных устоев и личные переживания.
16.
Символика — это литературный приём, основанный на использовании символов — образов или предметов, имеющих глубокий скрытый смысл. Символы передают не только прямое значение, но и сложные философские, духовные, эмоциональные или культурные идеи. Символика широко используется в романтической и символистской литературе, где каждая деталь наполняется особым значением.
В творчестве М. Ю. Лермонтова символика занимает центральное место. Например, в поэме "Демон" образ демона становится символом одиночества, внутренней борьбы, невозможности примирения с миром и духовного бунта. Другой пример — стихотворение "Тучи", где сами тучи приобретают символическое значение: они олицетворяют свободу и вечное скитание, отчуждение от родины и общества.
Символика в романтической литературе помогает передать идеи, которые сложно выразить напрямую. Например, образ дороги символизирует поиск, внутренние метания, стремление к идеалу. Символика позволяет автору глубже раскрывать философские и духовные темы, а читателю — найти множество интерпретаций.
17.
Романтическая поэма — это жанр поэзии, характерный для эпохи романтизма, в котором основное внимание уделяется чувствам и внутреннему миру героя. Этот жанр включает драматический или трагический сюжет, сильный эмоциональный накал, элементы фантастики или мистики. В романтической поэме центральным элементом часто становится конфликт между героем и обществом, борьба между добром и злом или стремление к недостижимому идеалу.
Важной чертой романтической поэмы является сосредоточенность на личности героя, его внутреннем мире. Примером романтической поэмы является "Демон" М. Ю. Лермонтова. Здесь сюжет строится вокруг внутреннего конфликта героя, его стремления к любви и гармонии, которые оказываются недостижимыми из-за его природы.
Романтическая поэма также часто содержит философские размышления о смысле жизни, роли человека в мире и его месте в космосе. Лермонтов в своих произведениях использует этот жанр для выражения личных идей и поиска ответов на глобальные вопросы, такие как свобода, одиночество, борьба и трагедия человеческого существования.
18.
Бегство романтического героя — это ключевой мотив романтической литературы, отражающий стремление героя уйти от жестокой реальности, ограничений общества или личных страданий. Бегство не всегда означает физическое перемещение; это может быть и уход в мир мечты, природы, искусства или духовных размышлений. Романтический герой, столкнувшись с дисгармонией окружающего мира, ищет убежище в идеале, часто недостижимом.
В творчестве М. Ю. Лермонтова мотив бегства ярко проявляется. Например, в стихотворении "Выхожу один я на дорогу..." лирический герой стремится к покою, гармонии с природой, удалению от суеты и боли. В поэме "Мцыри" герой сбегает из монастыря, чтобы найти свободу и обрести связь с природой, которая кажется ему более искренней, чем общество. Однако его бегство заканчивается трагедией, так как герой не находит искомого идеала.
Бегство в романтизме часто связано с идеей поиска себя или утраченной гармонии. Этот мотив показывает, как личность стремится вырваться за рамки повседневности, чтобы найти ответы на вечные вопросы, даже если это приводит к внутренним конфликтам и одиночеству.
19.
Отчуждение романтического героя — это состояние, при котором герой ощущает себя изолированным от общества, мира и даже от самого себя. Это ключевая тема романтизма, связанная с трагизмом, одиночеством и невозможностью найти гармонию в окружающем мире. Романтический герой часто испытывает отчуждение из-за несоответствия своих высоких идеалов суровой реальности.
В произведениях М. Ю. Лермонтова мотив отчуждения выражен особенно ярко. В поэме "Демон" главный герой ощущает себя чужим не только в мире людей, но и в духовной сфере. Его отчуждение проистекает из его внутренней природы, неспособности любить и быть принятым. Аналогично, в "Герое нашего времени" Печорин олицетворяет отчуждение человека, который осознаёт тщетность своих действий и не находит смысла в общении с окружающими.
Отчуждение часто связано с бунтом против общественных норм, попыткой найти свой путь и осмыслением собственного существования. Оно подчеркивает драматизм внутреннего конфликта героя, который стремится к высшему идеалу, но остаётся одиноким в своём стремлении.
20.
Романтический конфликт — это центральное противоречие в произведениях эпохи романтизма, отражающее борьбу человека с внешним миром, его внутренними противоречиями и стремлением к идеалу. В основе такого конфликта лежит несовпадение между высокими стремлениями героя и реальностью, где правят несовершенство, несправедливость и жестокость. Герой романтического конфликта стремится к свободе, красоте, истине, но сталкивается с невозможностью достичь этих целей.
Примером романтического конфликта является поэма "Демон" М. Ю. Лермонтова, где главный герой борется с самим собой, своей природой и стремится найти гармонию через любовь. Однако он остаётся отчуждённым и одиноким. В романе "Герой нашего времени" конфликт разворачивается на уровне личных переживаний и самоанализа Печорина, который чувствует себя оторванным от общества и ищет смысл своего существования.
Романтический конфликт подчёркивает трагизм и одиночество героя, его стремление к идеалам, которые недостижимы в реальном мире. Это также борьба между духовным и материальным, добром и злом, природой и цивилизацией. Литература романтизма использует конфликт для выражения глубоких философских размышлений о человеке, его судьбе и предназначении.
21.
Цикл повестей — это группа литературных произведений (повестей), объединённых общими темами, героями, мотивами или композиционной связью. Каждая повесть в цикле может рассматриваться как самостоятельное произведение, но в то же время она дополняет другие части цикла, создавая единое художественное целое. Циклы повестей позволяют автору исследовать сложные темы с разных сторон, развивать образы персонажей или углублять философскую идею.
Одним из примеров цикла повестей является роман "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова. Хотя это произведение часто называют романом, его структура напоминает цикл повестей: каждая глава представляет собой законченную историю из жизни Печорина, объединённую образом главного героя и его судьбой. Такой подход позволяет автору показать разные аспекты личности героя, его поступков и размышлений.
Цикл повестей — это форма, характерная для романтической и реалистической литературы XIX века, так как она предоставляет больше свободы для экспериментов с композицией, временными рамками и психологической глубиной. Этот формат помогает автору рассмотреть тему с разных сторон, сохраняя единство произведения.
22.
Психологический роман — это жанр литературы, в котором основное внимание уделяется внутреннему миру персонажей, их переживаниям, мыслям, эмоциям и мотивам поступков. Главной задачей такого романа является исследование психологии героя, его борьбы с собой, окружающим миром и обществом. Особое место занимают диалоги, внутренние монологи, описания состояния души и изменений в характере персонажа.
Классическим примером психологического романа является "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова. В нём главный герой, Печорин, исследуется с точки зрения его внутреннего мира, конфликта с обществом и поиска смысла жизни. Лермонтов раскрывает психологию героя через его поступки, дневниковые записи, размышления о любви, дружбе и свободе.
Психологический роман стал особенно популярным в XIX веке благодаря развитию интереса к человеческой психике и философским вопросам. Этот жанр дал авторам возможность исследовать глубокие внутренние процессы, показать сложность человеческой натуры и её взаимодействие с внешним миром.
23.
Философский роман — это жанр художественной литературы, в котором философские вопросы и идеи играют центральную роль. Такие произведения часто рассматривают проблемы смысла жизни, свободы, морали, человеческой природы, взаимоотношений человека и общества. Философский роман объединяет художественное повествование и философский анализ, создавая пространство для размышлений как автора, так и читателя.
Важным примером философского романа является "Демон" М. Ю. Лермонтова, где через образ главного героя исследуются такие темы, как добро и зло, свобода, любовь и отчуждение. В центре внимания — вечные вопросы человеческого существования, которые представлены в художественной форме.
Философский роман позволяет автору выразить свои взгляды на устройство мира, предложить читателю свою интерпретацию сложных жизненных вопросов и предложить глубокие размышления о роли человека в мире. Жанр сочетает в себе богатство художественной формы и глубину философского содержания.
Вопросы и задания. Стр. 218
1. Какие поэмы М. К). Лермонтова, кроме тех, которые изучались в школе, вы читали?
Помимо таких широко известных поэм, как «Мцыри» и «Песня про купца Калашникова», в наследии М. Ю. Лермонтова существуют другие значительные произведения: «Демон», «Тамбовская казначейша», «Измаил-Бей», «Сашка», «Вадим» и «Родина». Эти поэмы, каждая по-своему, раскрывают разнообразные грани творчества Лермонтова.
«Демон» — одна из самых философских и сложных поэм Лермонтова. Главный герой — Демон, олицетворение зла и разочарования, стремится найти гармонию через любовь. Однако его попытки становятся трагическими, и герой вновь погружается в одиночество. Это произведение исследует метафизические вопросы добра и зла, свободы и ответственности.
«Тамбовская казначейша» представляет собой сатирическое произведение, где Лермонтов высмеивает провинциальные нравы, мелочные интриги и социальную несправедливость. Поэма отличается лёгким стилем и использованием бытовых ситуаций.
«Измаил-Бей» обращается к восточным мотивам. В центре произведения — героическая судьба и темы любви, чести и предательства. Лермонтов сочетает здесь романтическую поэзию с элементами исторического эпоса.
«Сашка» — поэма, где высмеивается армейский быт. Она отличается ироничным, порой грубоватым стилем, подчёркивающим несовершенство повседневной жизни.
Эти произведения дополняют портрет Лермонтова как поэта, способного охватить как глубокие философские темы, так и реалии обыденной жизни.
2. Сравните «Песнь о вещем Олеге» Л. С. Пушкина и «Песню... про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова. Оба произведения названы песнями. Почему авторы употребили для обозначения жанра именно это слово?
Использование слова «песня» в названиях обеих поэм подчёркивает их связь с народным творчеством. Оба произведения структурно и стилистически приближены к былинному жанру, воспроизводят его интонацию и ритмику.
В «Песне о вещем Олеге» А. С. Пушкин переносит читателя в атмосферу древнерусских преданий. Герой, князь Олег, становится носителем идеи судьбы и пророчества, что особенно характерно для народного эпоса. В тексте используются архаичные выражения и торжественная лексика, что усиливает эпический эффект.
«Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова сохраняет те же элементы: ритм, характерный для былин, использование устного повествования и архаизма. Однако в центре её — не князь или воин, а купец, простой человек, чей конфликт с властью подчёркивает человеческую гордость и чувство чести. Лермонтов усиливает трагизм произведения, делая финал героически драматичным.
Название «песня» подчеркивает не только жанровую связь с фольклором, но и эмоциональную окраску повествования: торжественность, печаль и одухотворённость, характерные для народных песен.
3. Какие черты исторической эпохи и народного творчества учитывает М. Ю. Лермонтов в поэме?
В поэме «Песня про купца Калашникова» Лермонтов глубоко воссоздаёт атмосферу эпохи Ивана Грозного. Он показывает, как неограниченная власть царя влияет на общественные и личные судьбы. Иван Грозный изображён жестоким, деспотичным правителем, который способен распоряжаться жизнями своих подданных по своему усмотрению. Этот образ соответствует историческим представлениям о времени.
При этом Лермонтов не ограничивается только исторической точностью. Он активно использует элементы народного творчества. Сюжет построен по канонам былины: присутствует ритмичность, архаичная лексика и элементы устного повествования. Герои поэмы воплощают народные идеалы: Калашников символизирует честность, гордость и верность, а Кирибеевич — обман, коварство и алчность.
Таким образом, Лермонтов сочетает исторический контекст и художественные приёмы фольклора, чтобы создать произведение, близкое народу и передающее его дух.
4. Какие признаки позволяют считать «Мцыри» романтической поэмой? Чем отличается «Мцыри» по своей композиционно-сюжетной организации от романтических поэм Л. С. Пушкина? Проследите мотив бегства и отчуждения в поэмах А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
«Мцыри» является ярким примером романтической поэмы, что выражается в её главном герое и теме. Мцыри — это романтический герой, противопоставленный миру. Его жажда свободы и гармонии с природой отражает основной конфликт между человеком и цивилизацией. Его бегство из монастыря — это символическая попытка обрести настоящую жизнь и свободу, что подчёркивает романтическую тематику произведения.
В отличие от романтических поэм А. С. Пушкина, например «Цыганы», где бегство связано с поиском счастья и любви, в «Мцыри» оно имеет философский смысл. Герой Лермонтова борется не только с внешними преградами, но и с самим собой, с собственными страхами и слабостями. У Пушкина бегство чаще приводит к гармоничному разрешению конфликта (как в случае с Алеко), тогда как у Лермонтова оно заканчивается трагически, подчёркивая невозможность примирения между человеком и миром.
Мотив отчуждения также различается. У Лермонтова это чувство имеет более глубокий экзистенциальный характер. Герой чувствует себя изолированным не только от общества, но и от своей собственной природы, тогда как у Пушкина отчуждение носит более социальный характер. Это делает «Мцыри» более философской и трагической поэмой в сравнении с произведениями Пушкина.
5. К какому роду романтических поэм (философских, нравоописательных, мистериальных, иронических, исторических) относится поэма «Демон»?
Поэма «Демон» относится к философским романтическим поэмам. Это произведение глубоко пронизано размышлениями о вечных вопросах человеческого существования: борьбе между добром и злом, свободой и моральной ответственностью. Демон в поэме не является только воплощением зла. Его образ сложен и многогранен, он олицетворяет духовное страдание, отчуждение и попытки преодолеть свою природу. Лермонтов вводит в поэму философские категории, такие как поиск гармонии, искушение и проклятие, что делает произведение мистериальным. Таким образом, «Демон» выходит за рамки традиционной любовной романтической поэмы, становясь философским и символическим произведением.
6. Как развертывается сюжет «Демона» и что в нем главное — события или духовная жизнь героев?
Сюжет «Демона» строится вокруг внутренних метаний главного героя и его взаимодействия с миром и людьми. В начале поэмы Демон предстаёт в образе существа, изолированного от жизни, уставшего от своей бессмертной судьбы и ищущего искупления. Встреча с Тамарой становится для него шансом обрести смысл жизни через любовь. Однако его стремления сталкиваются с его природой — разрушительной и губительной.
События, такие как гибель отца Тамары, её похищение Демоном и её последующее спасение через смерть, подчёркивают внутренние конфликты героев. Главной темой сюжета становится духовная жизнь персонажей: переживания Демона, его неспособность преодолеть собственное зло и сохранить любовь, а также трагическая судьба Тамары, которая через страдание достигает высшего спасения. Таким образом, важнее оказываются не события, а философские и психологические аспекты произведения, связанные с внутренней борьбой и моральными вопросами.
7. Расскажите, как вы понимаете романтический конфликт поэмы. Почему Демон низвергнут, а Тамара спасена?
Романтический конфликт в «Демоне» — это противостояние идеалов любви и разрушительной сущности главного героя. Демон, несмотря на свою тягу к искуплению, не может отказаться от своей природы. Его любовь к Тамаре, хотя и искренняя, остаётся эгоистичной, направленной на удовлетворение собственных желаний. Это приводит к гибели Тамары и вновь низвергает Демона в бездну отчаяния.
Тамара, напротив, олицетворяет чистоту, веру и духовную силу. Её спасение достигается через страдания, которые возвышают её душу. Демон же, не способный на настоящую жертву ради любви, обречён на вечное одиночество. Таким образом, поэма подчёркивает невозможность гармонии между идеалом и реальностью, любовью и эгоизмом, что делает конфликт трагическим.
8. Какие черты Демона отразились в характере Григория Александровича Печорина?
Образ Демона нашёл отражение в характере Григория Александровича Печорина из романа «Герой нашего времени». Оба героя обладают схожими чертами: чувство превосходства над окружающими, внутренний разлад, стремление к пониманию своей сущности и невозможность обрести счастье. Как и Демон, Печорин переживает острое одиночество, его действия часто приводят к разрушению — он невольно причиняет боль окружающим, даже если этого не желает.
Важной общей чертой является стремление к свободе. Однако, если Демон стремится к свободе от своей сущности и проклятия, то Печорин пытается обрести свободу от общественных условностей. Оба героя отражают противоречивость человеческой природы: сочетание стремления к гармонии и неизбежной склонности к разрушению. Лермонтов через эти образы передаёт глубину и сложность внутреннего мира человека, что делает как Демона, так и Печорина воплощением романтического героя в различных жанровых формах.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением