Ответы на вопросы на стр.219 Часть 1 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)






















Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Творческие задания. Стр. 219
1. Подготовьте сообщение на тему «Л. С. Пушкин и М. К). Лермонтов: сходство и различия».
А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов: сходство и различия
А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов являются двумя выдающимися представителями русской литературы, чьи произведения сформировали облик эпохи. Оба поэта создали произведения, которые не только отражают их собственные взгляды и переживания, но и затрагивают вечные темы, волнующие человечество: любовь, свободу, одиночество, поиск смысла жизни и борьбу с судьбой. Однако их подходы и стилистические особенности различаются, что делает их творчество уникальным.
Сходство. Оба поэта обратились к романтической традиции и внесли в неё свои особенности. Пушкин и Лермонтов уделяли большое внимание внутреннему миру человека, изображая его чувства и переживания, стремления и внутренние конфликты. В их произведениях фольклорные, исторические и философские мотивы становятся основой для построения образов, символов и сюжетов. Например, в поэме «Руслан и Людмила» Пушкин, как и Лермонтов в «Демоне», обращается к мифологическим и сказочным элементам, используя их для раскрытия глубоких идей. Ещё одной общей чертой является внимание к теме свободы. Для обоих поэтов свобода — это основополагающая ценность, однако её осмысление у них различно.
Различия. Несмотря на общие черты, творческий стиль Пушкина и Лермонтова кардинально различается. Пушкин создаёт гармоничный, сбалансированный мир, где красота и стройность природы, человеческой души и искусства создают ощущение совершенства. Его поэзия часто несёт лёгкость, ясность и оптимизм. Например, стихотворение «Письмо Татьяны к Онегину» — это образец тонкой и искренней лирики, раскрывающей внутренний мир героини.
Лермонтов, напротив, представляет мир в состоянии конфликта. Его поэзия проникнута мятежностью, борьбой противоположностей, глубоким психологизмом. Он сосредоточен на трагедии человеческой души, на одиночестве, невозможности достичь гармонии. Его поэма «Демон» является ярким примером такого взгляда: герой стремится к добру, но обречён на вечное одиночество из-за своей сущности. Лермонтовская поэзия более мрачна и трагична, чем пушкинская.
Заключение. Пушкин и Лермонтов, несмотря на различия в стиле и мировоззрении, представляют собой два полюса русской литературы XIX века. Пушкин символизирует классический идеал гармонии и красоты, а Лермонтов — романтическую борьбу и трагедию. Эти различия делают их творчество неповторимым и взаимодополняющим.
2. Подумайте над тем, как соотносятся общеромантические и индивидуальные мотивы в ранней лирике М. Ю. Лермонтова. Дайте развёрнутый ответ
Соотношение общечеловеческих и индивидуальных мотивов в ранней лирике М. Ю. Лермонтова
Ранняя лирика М. Ю. Лермонтова представляет собой уникальное сочетание общечеловеческих и индивидуальных мотивов. Она вобрала в себя как философские размышления, универсальные для всей человеческой культуры, так и сугубо личные переживания и чувства поэта.
Общечеловеческие мотивы. Лермонтов в своих ранних произведениях размышляет о вечных темах, таких как свобода, любовь, одиночество, смерть, смысл существования. Эти вопросы всегда были ключевыми в философии и литературе, и Лермонтов продолжает эту традицию. Например, в стихотворении «Парус» он через образ одинокого паруса передаёт философскую идею поиска человеком своего пути и неизбежности борьбы. Его герой чувствует себя частью вселенной, стремится понять своё место в мире, разрешить вопросы, которые волнуют каждого.
Лермонтовские герои часто воплощают борьбу с судьбой. Эта борьба универсальна для всех времён, она выходит за рамки эпохи, отражая не только внутренний мир поэта, но и общие переживания человечества. Такие произведения, как «Смерть поэта», затрагивают проблемы свободы слова и справедливости, что актуально во все времена.
Индивидуальные мотивы. Несмотря на универсальный масштаб его лирики, Лермонтов остаётся глубоко личным автором. Он активно вводит в свои стихи автобиографические элементы, описывая свои чувства, переживания и внутренние конфликты. Лирический герой Лермонтова часто отождествляется с самим поэтом: в нём звучит та же мятежная, непокорная натура. Например, в стихотворении «И скучно и грустно» звучат мотивы усталости от жизни, разочарования и поисков идеала. Эти чувства являются уникальными для поэта, отражают его характер и личную трагедию.
Соединение мотивов. Общечеловеческие и индивидуальные мотивы в лирике Лермонтова соединяются органично. В своих произведениях он показывает, как личные переживания становятся частью глобальных философских вопросов. Например, в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» общечеловеческое стремление к гармонии сочетается с личным чувством умиротворения, которое находит герой в природе.
Заключение. Таким образом, ранняя лирика Лермонтова уникальна своей универсальностью и личностной окраской. Она одновременно говорит о глобальных проблемах человечества и о внутренних переживаниях самого поэта, что делает её близкой и понятной каждому.
3. Составьте развернутые ответы на одну из тем: «Какова диалектика добра и зла в творчестве М. Ю. Лермонтова?», «В чем состоит пафос творчества М. Ю. Лермонтова?», «Какое значение приобрели «музыка» и «звуки» в лирике М. Ю. Лермонтова?».
1.
Какова диалектика добра и зла в творчестве М. Ю. Лермонтова?
Диалектика добра и зла в произведениях Лермонтова отражает его философское восприятие мира, где противоположности существуют неразрывно и взаимодополняют друг друга. Для Лермонтова добро и зло не абсолютны; они сложны, многогранны и постоянно взаимодействуют. Поэт показывает, как эти категории определяют человеческую природу, взаимоотношения людей и восприятие мира.
В поэме «Демон» Лермонтов представляет зло в образе демонического героя, который стремится к добру, любви и гармонии. Демон мечтает об освобождении от своей природы и желает познать светлое чувство через любовь к Тамаре. Однако его попытки разрушены, так как зло, заложенное в его сущности, оказывается сильнее. Он приносит гибель своей возлюбленной, тем самым подчеркивая, что зло, даже при стремлении к добру, не может перестать быть собой. Лермонтов ставит вопрос: может ли зло обрести искупление? Ответ оказывается трагичным — зло неизменно, а добро часто оказывается недостижимым.
В лирике Лермонтова, например в стихотворении «Мцыри», добро и зло проявляются в борьбе человека с миром и с самим собой. Мцыри стремится к свободе, которая для него является высшим добром, но на пути к этой свободе он сталкивается с жестокостью и испытаниями. Его борьба подчёркивает трагизм человеческой природы, в которой светлые стремления неизбежно сталкиваются с препятствиями.
Добро и зло в творчестве Лермонтова также проявляются в контексте социального конфликта. В поэме «Дума» поэт критикует поколение, погрязшее в бездействии и эгоизме, противопоставляя им идеал нравственной жизни. Эта социальная критика показывает, что добро невозможно без борьбы со злом, которое часто выражено в общественном безразличии и несправедливости.
Таким образом, Лермонтов не даёт однозначных ответов о природе добра и зла. Он исследует их диалектику через судьбы своих героев, где борьба этих начал становится неизбежной частью человеческого существования. Добро и зло у Лермонтова — это не просто категории морали, а мощные силы, формирующие личность и судьбу.
2.
В чём состоит пафос творчества М. Ю. Лермонтова?
Пафос творчества Лермонтова заключается в глубоком осмыслении трагической судьбы человека, его одиночества, стремления к свободе и борьбе с несправедливостью мира. Эти мотивы проходят через всё его творчество, начиная от ранней романтической лирики до зрелых философских размышлений.
Главной темой творчества Лермонтова является поиск идеала и свободы. Герои его произведений мечтают о гармонии, однако сталкиваются с трагической реальностью. В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» звучит мотив умиротворения и внутреннего спокойствия, но в то же время — неизбывная тоска по недостижимому. Лермонтов подчёркивает, что поиск идеала неизбежно сопровождается страданиями, поскольку человек вынужден бороться с собственными ограничениями и несправедливостью общества.
Другой важной составляющей пафоса Лермонтова является протест против социальной несправедливости. В поэме «Дума» поэт осуждает современное ему поколение за безразличие к жизни, утрату высоких стремлений и эгоизм. Этот протест проявляется и в таких произведениях, как «Мцыри», где герой, стремящийся к свободе, противопоставляется миру, который навязывает ему свои законы.
Одиночество — ещё одна важная составляющая пафоса Лермонтова. Его герои, будь то Мцыри, Демон или герой лирических стихотворений, всегда одиноки в своём стремлении к высшему. Одиночество становится не только результатом конфликта с миром, но и внутренней чертой героев, которые не могут найти место в обществе.
Пафос Лермонтова также выражается в осознании трагизма бытия. Поэт видит жизнь как борьбу противоположностей, где светлые мечты часто разбиваются о жестокую реальность. Однако, несмотря на эту трагичность, Лермонтов утверждает ценность человеческой жизни, её красоту и её стремление к высоким идеалам.
Таким образом, пафос творчества Лермонтова — это попытка осмыслить человеческую жизнь во всём её многообразии: через страдания, борьбу, мечты и разочарования. Это стремление к раскрытию глубин человеческой души делает творчество Лермонтова уникальным и непреходящим.
3.
Какое значение приобрели «музыка» и «звуки» в лирике М. Ю. Лермонтова?
Образы «музыки» и «звуков» в лирике Лермонтова занимают важное место, так как они помогают передать настроение, глубину переживаний и философские размышления. Лермонтов использует эти образы для создания ярких звуковых картин, которые отражают душевное состояние лирического героя и его восприятие мира.
В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» звуки природы создают атмосферу тишины и гармонии: «Звезда с звездою говорит». Здесь музыка ночной природы символизирует стремление героя к внутреннему спокойствию и примирению с вечностью. Эта звуковая картина становится отражением идеала, к которому стремится герой.
В поэме «Мцыри» звуки природы используются как средство передачи эмоционального накала. Гроза, шум реки и звуки леса подчёркивают бурю чувств героя, его борьбу с миром и самим собой. Музыка природы здесь становится частью общей картины противостояния человека и стихии.
В произведениях Лермонтова «музыка» и «звуки» часто ассоциируются с воспоминаниями и тоской. В стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…» звучит «мелодия тоски», которая символизирует одиночество поэта и трагичность его судьбы. Таким образом, музыка становится не просто художественным приёмом, а ключом к раскрытию внутренних переживаний героя.
Музыка у Лермонтова также связана с природой. В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» звуки окружающего мира передают гармонию природы, которая отражает стремление героя к красоте и умиротворению.
Таким образом, «музыка» и «звуки» в лирике Лермонтова выполняют несколько функций: они усиливают эмоциональное воздействие текста, создают звуковую картину мира и помогают раскрыть сложные чувства героев. Этот приём подчёркивает уникальный стиль Лермонтова и его способность выражать через художественные образы самые тонкие оттенки настроений и переживаний.
4. Объясните замысел и раскройте творческую историю поэмы «Демон».
Замысел поэмы «Демон» отражает глубокие философские и этические размышления Михаила Юрьевича Лермонтова о природе зла, поиске гармонии и стремлении к любви. Главный герой, Демон, представляет собой романтический образ, в котором соединены мятежность, одиночество и трагедия. Демон — это символ духа, отрицающего добро, и в то же время страдающего из-за невозможности познать истинное счастье. Через этот образ Лермонтов исследует конфликт между стремлением к возвышенному и неизбежностью греха.
Творческая история. Лермонтов начал работать над «Демоном» ещё в 1829 году, будучи совсем юным. Однако поэма была завершена только в 1839 году, что объясняется длительным процессом осмысления главного замысла и переработкой текста. Всего известно около восьми редакций «Демона». В каждой из них автор вносил изменения, связанные с углублением образов и уточнением философской концепции.
Изначально «Демон» был вдохновлён романтическими произведениями Джорджа Гордона Байрона, в особенности его «Каином» и «Мазепой». Лермонтов стремился создать своего рода «русский» ответ байроновскому мятежному герою. Однако со временем образ Демона приобрёл более национальные и философские черты, которые сделали его уникальным.
Цензура также повлияла на процесс работы над поэмой. Тема противостояния добра и зла, представления Демона как мятежного духа, отвергающего божественное начало, вызывала опасения у властей. Поэма была опубликована только за границей, уже после смерти Лермонтова.
Идеи и символика. В «Демоне» Лермонтов затрагивает вопросы, которые остаются актуальными для всех времён: возможность искупления, природа добра и зла, одиночество и поиск гармонии. Через трагическую историю любви Демона и Тамары автор показывает, что даже самые возвышенные чувства могут быть разрушены внутренними конфликтами.
5. Подготовьте инсценированное чтение поэмы «Демон» или драмы «Маскарад» (на выбор).
1.
Инсценированное чтение поэмы «Демон» Михаила Юрьевича Лермонтова — это уникальная возможность погрузить аудиторию в атмосферу трагедии, мятежности и философских поисков, которые пронизывают произведение. Для этого необходимо грамотно организовать структуру чтения, роли участников, музыкальное сопровождение и визуальные элементы.
1. Введение в атмосферу поэмы
Перед началом чтения ведущий должен кратко рассказать об авторе и значении поэмы в русской литературе. Введение может включать следующие моменты:
• Образ Демона как символа мятежного духа, отвергающего божественное начало и борющегося с внутренними противоречиями.
• Краткую историю создания поэмы: работа Лермонтова над восьмью редакциями, влияние Байрона и национальных мотивов Кавказа.
• Подчёркивание философских тем произведения: добро и зло, стремление к любви, неизбежность одиночества.
Пример вступительного текста:
«Перед вами — поэма Михаила Юрьевича Лермонтова "Демон", шедевр русской романтической поэзии. Это произведение исследует глубочайшие вопросы человеческой природы: может ли зло найти путь к искуплению? Что важнее — свобода духа или любовь? Сможет ли герой, вечный странник, обрести гармонию?»
2. Распределение ролей
Для инсценировки рекомендуется задействовать нескольких участников, которые будут читать ключевые роли:
1. Демон — главный герой. Его монологи должны быть насыщены эмоциями: гордостью, печалью, надеждой и отчаянием. Чтецу важно передать глубину внутренней борьбы персонажа.
2. Тамара — героиня, символ чистоты, любви и красоты. Голос чтеца должен быть мягким и эмоциональным, подчёркивая её трагическую судьбу.
3. Рассказчик — нейтральный голос, вводящий аудиторию в сюжет, описывающий природу Кавказа, действия героев и общую атмосферу. Рассказчик создаёт связующую ткань повествования.
4. Старец (дополнительно) — образ, символизирующий мудрость и духовное начало. Его реплики могут быть выделены особым тоном.
3. Структура инсценировки
Инсценировка делится на несколько ключевых сцен, которые охватывают основные этапы сюжета:
Сцена 1: Вступление (Монолог Демона)
• Демон размышляет о своей вечной судьбе, одиночестве, бесплодности своего существования и тоске по гармонии.
• Текст отрывка: «Не власть, не мщенье, не любовь, / Ни что земное не влечёт меня...»
• Эта сцена должна звучать торжественно и трагически, создавая впечатление величия и пустоты.
Сцена 2: Встреча Демона с Тамарой
• Демон наблюдает за Тамарой, поражён её чистотой и красотой. Он испытывает чувства, которые ему раньше были недоступны.
• Диалог Демона и Тамары подчёркивает драму их отношений: Демон обещает искупление через любовь, но его сущность остаётся непреодолимым барьером.
• Важно передать контраст между нежностью Тамары и страстной, но мрачной натурой Демона.
Сцена 3: Финал (Смерть Тамары и одиночество Демона)
• Тамара умирает, её душа возносится к небесам. Демон остаётся в своём вечном изгнании, проклиная свою судьбу.
• Текст отрывка: «И вновь остался он один, / Как прежде, в вечности один...»
• Финальная сцена должна быть эмоционально насыщенной, подчёркивающей трагедию героя.
4. Музыкальное сопровождение
Музыка играет важную роль в создании нужной атмосферы. Для каждой сцены можно подобрать соответствующие музыкальные композиции:
• Сцена 1: Торжественные и мрачные звуки, например, орган или симфоническая музыка в духе романтизма.
• Сцена 2: Нежные мелодии, акцентирующие красоту Тамары и её духовную чистоту.
• Сцена 3: Трагические мотивы, символизирующие разрыв между земным и небесным, между Демоном и миром.
5. Визуальные и сценические элементы
Для усиления впечатления можно использовать:
• Проекции пейзажей Кавказа. Образы гор, ущелий, ночного неба помогут создать зрительное погружение в мир поэмы.
• Элементы костюмов. Демон может быть одет в тёмные одеяния, символизирующие его мятежный дух. Тамара — в светлый наряд, подчёркивающий её чистоту.
• Эффекты света. Игра светотени поможет выделить моменты драматизма (например, встречу Демона и Тамары или её смерть).
6. Заключение и обсуждение
После окончания инсценировки ведущий может предложить зрителям обсудить ключевые вопросы, которые затрагивает «Демон»:
• Почему Демон не смог искупить свою природу?
• Можно ли назвать его трагедию неизбежной?
• Каковы главные философские идеи, заложенные в поэме?
Такой финал позволит сделать инсценировку не только художественным, но и образовательным опытом, углубляя понимание произведения.
2.
Инсценированное чтение драмы «Маскарад» Михаила Юрьевича Лермонтова
Подготовка инсценированного чтения драмы «Маскарад» требует глубокого погружения в атмосферу Петербурга XIX века, подчёркивания философских и психологических тем произведения, таких как ревность, предательство, любовь и трагическая судьба. Ниже представлена структура чтения, рекомендации для участников и сценические элементы.
1. Введение в атмосферу драмы
Перед началом чтения ведущий должен кратко рассказать об особенностях драмы «Маскарад»:
• Значение произведения как одного из главных шедевров русской романтической драматургии.
• Отражение в драме контрастов светского общества и внутреннего мира героев.
• Тема роковой судьбы, которая является основой произведения.
Пример вступления:
«Перед вами — драма Михаила Юрьевича Лермонтова "Маскарад". Это произведение открывает завесу перед светской жизнью Петербурга XIX века, насыщенной страстями, ревностью и трагедиями. Лермонтов исследует вопросы человеческой гордости, мнимой свободы и разрушительных последствий роковых случайностей. Мы приглашаем вас окунуться в эту загадочную и трагическую историю».
2. Распределение ролей
Для чтения рекомендуется выделить следующие роли:
1. Евгений Арбенин — главный герой. Его голос должен передавать эмоциональный диапазон от хладнокровной гордости до ревности и отчаяния.
2. Нина — жена Арбенина. Её голос должен быть мягким, трогательным, подчёркивающим её наивность и чистоту.
3. Князь Звездич — светский герой, символ легкомыслия. Его интонация должна отражать цинизм и самоуверенность.
4. Маска — загадочная фигура, предвещающая трагедию. Её речь должна звучать таинственно и мрачно.
5. Ведущий — рассказывает детали сюжета, вводит зрителей в атмосферу и поясняет действия.
3. Структура инсценировки
Инсценировка может быть разделена на несколько ключевых сцен:
Сцена 1: Бал (введение в маскарад)
• Описывается роскошный бал, звучат реплики Маски, создающей интригу: «Никогда не доверяй игре судьбы... твоя ревность обманет тебя...»
• Ведущий передаёт атмосферу блеска и фальши маскарада. В этой сцене важны звуки музыки и световые эффекты.
Сцена 2: Ревность Арбенина
• Арбенин сталкивается с Звездичем и замечает их флирт с Ниной. Его монолог: «Ревность гложет меня... Но почему? Она чиста, как ангел...»
• Тон голоса постепенно нарастает от сомнения до гнева.
Сцена 3: Отравление Нины (кульминация)
• Арбенин отравляет свою жену, уверенный в её измене.
• Речь Нины перед смертью: «Зачем ты сделал это? Я любила только тебя...»
• Финал сцены подчёркивается трагической музыкой и мрачным светом.
Сцена 4: Развязка (кара Арбенина)
• Маска вновь появляется и произносит пророчество: «Ты сам вырвал свою душу...»
• Арбенин остаётся в одиночестве. Его монолог завершается словами: «Я убил её... Что мне остаётся?»
4. Музыкальное сопровождение
Музыка должна усиливать эмоциональный эффект:
• Бал: лёгкие и торжественные мелодии, создающие атмосферу веселья и фальши.
• Ревность: напряжённые струнные аккорды, символизирующие внутренний конфликт героя.
• Смерть Нины: трагические и мрачные ноты, подчёркивающие безысходность.
5. Сценические и визуальные элементы
• Костюмы: герои одеты в маскарадные наряды, подчёркивающие двуличие общества. Арбенин — в строгом чёрном костюме, Нина — в белом платье, символизирующем её чистоту.
• Освещение: световые эффекты могут выделять переходы между сценами. Например, яркий свет для бала и приглушённый — для момента трагедии.
• Визуализация: можно использовать проекции маскарада, зимнего Петербурга, комнаты Арбенина, что создаст больше погружения в события.
6. Заключение и обсуждение
После завершения инсценировки ведущий может задать зрителям вопросы:
• Что является причиной трагедии в драме: судьба или человеческие ошибки?
• Какую роль играет Маска в сюжете?
• В чём основная идея «Маскарада»?
Инсценировка «Маскарада» таким образом становится не только театральным, но и интеллектуальным опытом, позволяющим глубже понять смысл драмы Лермонтова.
Примерные темы сочинений. Стр. 219
1. Чем отличается лирика М. ІО. Лермонтова 1828 1836 годов от лирики 1837 1841 годов?
Тема рассчитана на установление различий в содержании и форме лирических высказываний: изменяется ли лирический герой, существуют ли различия в предпочтении жанров, каковы перемены в стиле. Осознаны ли различия самим поэтом?
Чем отличается лирика М. Ю. Лермонтова 1828–1836 годов от лирики 1837–1841 годов?
Лирика Михаила Юрьевича Лермонтова двух обозначенных периодов — 1828–1836 годов и 1837–1841 годов — представляет собой не только творческую эволюцию поэта, но и отражает изменения в мировосприятии, стиле и тематике произведений. Эти изменения обусловлены как взрослением самого Лермонтова, так и внешними факторами, включая его личные переживания и социальные потрясения эпохи.
Ранний период (1828–1836) характеризуется романтической направленностью. В произведениях этого времени видна особая увлеченность идеями романтизма, ярко выражено влияние Байрона, Шиллера, Пушкина. Лирический герой ранней лирики Лермонтова — это человек бунтующий, стремящийся к идеалу, но сталкивающийся с несовершенством мира. Его отличает ярко выраженный индивидуализм, ощущение одиночества и разлада с окружающей действительностью. Природа в этих произведениях выступает как гармоничное, но недостижимое прибежище для души героя, что хорошо видно, например, в таких стихотворениях, как «Ангел» и «Тучи».
Основной жанр этого периода — элегия, в которой звучат мотивы меланхолии, тоски, разочарования. Лексика лирики раннего периода богата метафорами, эмоционально насыщена, что создает атмосферу романтической мечтательности и отчужденности.
Зрелый период (1837–1841) отмечен существенным изменением тематики и стиля. После смерти Пушкина и ссылки в Ставропольскую губернию мировоззрение Лермонтова претерпевает изменения. В стихах начинает доминировать философская глубина, раздумья о судьбе, добре и зле, смысле жизни. Лирический герой становится более сложным, многогранным. Он сохраняет мятежный дух, но в его образе появляются черты трагического героя, обреченного на вечный конфликт с миром и самим собой.
В зрелой лирике появляются элементы реализма, расширяется жанровый диапазон: наряду с элегиями поэт создает баллады, послания, философские размышления. Природа уже не выступает гармоничным идеалом — она часто противостоит человеку, отражая его внутренние конфликты. Примером может служить стихотворение «Выхожу один я на дорогу», где природа символизирует стремление к покою и гармонии, недостижимым для лирического героя.
Стилистические изменения также очевидны. Если ранние стихи изобилуют пышными метафорами и эмоциональными выражениями, то в поздней лирике Лермонтова наблюдается строгость и лаконичность языка, усиление философской направленности. Музыка и звуки природы играют важную роль, подчеркивая внутренние переживания героя.
Таким образом, лирика Лермонтова 1828–1836 годов и 1837–1841 годов отличается как тематически, так и стилем. Эволюция поэта отражает его личностное развитие и глубокое понимание трагизма человеческого существования.
2. Какую роль в композиции романа «Герой нашего времени» играет несовпадение времени действия и времени повествования? Тема предполагает рассуждения о соотношении фабулы, сюжета и композиции. Автор сочинения должен постараться ответить на вопросы: что объединяет роман, состоящий из отдельных новелл (повестей), в художественное целое? Какая роль в таком построении отведена каждой новелле (повести)? Зачем, по каким причинам Лермонтов нарушает хронологию действия и рассказа о нём? Наконец, какое значение автор придаёт искренности повествования и как исповедальность повествования связана с композицией, а через неё с общим содержанием романа? Какую роль в композиции романа «Герой нашего времени» играет несовпадение времени действия и времени повествования?
Роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» является произведением, в котором композиция играет ключевую роль в раскрытии замысла автора. Несовпадение времени действия и времени повествования служит важным инструментом, позволяющим глубже понять как характер главного героя, так и авторский замысел.
Во-первых, стоит обратить внимание на фрагментарность повествования. Роман состоит из отдельных новелл («Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»), которые не следуют хронологическому порядку. Сюжет начинается с «Бэлы», но события этой новеллы происходят позже, чем те, которые описаны в «Тамани» и «Княжне Мери». Подобная структура позволяет читателю постепенно раскрывать образ Печорина, наблюдая за ним с разных точек зрения и на различных этапах его жизни. Несовпадение времени действия и времени повествования усиливает эффект интриги и предоставляет возможность для анализа героя на основе уже известных деталей.
Во-вторых, Лермонтов использует такой прием для создания эффекта «дистанции» между читателем и главным героем. В новелле «Максим Максимыч» повествование ведется от имени рассказчика, наблюдающего за Печориным со стороны. В то же время дневник Печорина в новеллах «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» предоставляет возможность заглянуть в мысли и переживания героя. Таким образом, нарушается однородность повествования, что помогает подчеркнуть сложность характера Печорина и показать его противоречивую натуру.
Кроме того, разрыв между временем действия и временем повествования усиливает философский подтекст романа. Лермонтов показывает, как прошлое влияет на восприятие настоящего, подчеркивает сложность человеческой природы и неоднозначность мотивации героев. Например, дневник Печорина становится способом ретроспективного анализа собственных поступков, что позволяет читателю увидеть, как герой пытается осмыслить свои действия и их последствия.
Нарушение хронологии также подчеркивает трагичность и неизбежность судьбы главного героя. Печорин предстает перед читателем как человек, который осознает тщетность своих стремлений, но не может преодолеть себя. Разделение времени действия и времени повествования усиливает драматизм его истории, так как читатель видит события одновременно с точки зрения Печорина и других персонажей.
В заключение можно сказать, что несовпадение времени действия и времени повествования в романе «Герой нашего времени» играет ключевую роль в создании сложной композиции, которая позволяет глубже понять внутренний мир Печорина. Этот прием подчеркивает фрагментарность его жизни, противоречивость характера и философский замысел Лермонтова, раскрывающий сложность человеческой природы и поиск смысла жизни.
3. Судьбы жанров оды, элегии, романса и баллады в лирике М. Ю. Лермонтова (на примере стихотворений «Смерть Поэта», «Дума», «Три пальмы», «Свидание», «Тамара», «Морская царевна» и др.). Автор сочинения должен указать на смешение признаков различных жанров и сделать вывод о характере трансформации лирических и лиро-эпических форм: чего достигает поэт таким сопряжением различных признаков и каким образом гармоническая завершённость целого сохраняется даже в противовес негармоническому состоянию лирического «я»?
Судьбы жанров оды, элегии, романса и баллады в лирике М. Ю. Лермонтова
Лирика Михаила Юрьевича Лермонтова представляет собой сложное и многогранное явление, в котором прослеживается трансформация традиционных жанров. Используя элементы оды, элегии, баллады и романса, Лермонтов создает уникальные произведения, где личностное и общественное переплетаются, а жанровые границы становятся размытыми. Рассмотрим особенности этих жанров на примере таких стихотворений, как «Смерть Поэта», «Дума», «Три пальмы», «Свидание», «Тамара» и «Морская царевна».
Во-первых, жанр оды в творчестве Лермонтова подвергается переосмыслению. Если в классической традиции ода воспевает величие и героизм, то в стихотворении «Смерть Поэта» героическое звучание сменяется трагическим. Лермонтов использует торжественную интонацию и риторические приемы оды, чтобы обличить общественные пороки и подчеркнуть гибель поэта как символ утраты нравственных ориентиров. Таким образом, ода становится средством осмысления трагедии времени, а не только возвеличивания.
Элегия в лирике Лермонтова сохраняет свои основные черты — меланхоличность, размышления о судьбе, но приобретает философское и обобщающее звучание. В «Думе» автор размышляет о судьбе своего поколения, о его бездеятельности и утрате высоких идеалов. Лирический герой элегии становится наблюдателем, пытающимся осмыслить не только свою жизнь, но и общественные процессы.
Баллада в поэзии Лермонтова также трансформируется. В таких произведениях, как «Три пальмы» и «Тамара», сохраняются элементы традиционного балладного сюжета — драматизм, конфликт добра и зла, мистическая атмосфера. Однако Лермонтов наполняет эти произведения глубокими философскими размышлениями. «Три пальмы» поднимает вопросы гармонии человека и природы, а «Тамара» — трагическую тему искупления через любовь. Баллады Лермонтова становятся не просто рассказом о необычайных событиях, а способом выражения экзистенциальных вопросов.
Романс в лирике Лермонтова отличается лиричностью, эмоциональностью и камерностью. Произведение «Свидание» показывает внутренние переживания лирического героя, его разочарование и стремление к недостижимой гармонии. Музыкальность и образность романсов Лермонтова придают им особое интимное звучание, что сближает их с музыкальными произведениями.
Лермонтов объединяет элементы всех этих жанров, создавая новые художественные формы. Например, в стихотворении «Морская царевна» переплетаются мотивы баллады, элегии и романса. Здесь природные образы становятся отражением внутреннего состояния героя, а сюжет — символом его жизненного пути.
Таким образом, Лермонтов трансформирует традиционные жанры, придавая им новый смысл. Ода, элегия, баллада и романс становятся не просто формами выражения, а инструментами осмысления личных и общественных конфликтов. Через смешение жанров поэт достигает гармонии произведения, даже если лирическое «я» находится в состоянии внутреннего разлада. Лирика Лермонтова — это пространство поиска истины, где жанровые особенности подчиняются главной задаче: выражению сложной и противоречивой природы человеческой души.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением