Ответы на вопросы на стр.220 Часть 1 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)











Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Темы исследовательских работ. Стр. 220
1.
Тема: Образы Москвы и Петербурга в творчестве М. Ю. Лермонтова
Введение
Москва и Петербург занимают важное место в жизни и творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Эти города воплощают два противоположных культурных полюса: Москва как символ традиционности, патриотизма и духовности, а Петербург — как отражение лицемерия, социальных амбиций и утраты искренности. Цель данной работы заключается в анализе изображений Москвы и Петербурга в поэзии, прозе и драматургии Лермонтова, а также в определении их символического значения.
Основная часть
1. Москва в творчестве Лермонтова
Москва для Лермонтова была городом детства, который навсегда оставил след в его душе. Образ Москвы пронизан любовью к традициям, теплым воспоминаниям о семье и Родине. В стихотворении «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…» Лермонтов выражает гордость за этот город, называя его сердцем России. Москва выступает символом национального самосознания, исторической памяти и духовности.
• Воспоминания Лермонтова о жизни в доме бабушки в Москве.
• Москва как символ патриотического духа и оппозиция светскому Петербургу.
2. Петербург в творчестве Лермонтова
Петербург в произведениях Лермонтова ассоциируется с холодностью, лицемерием и потерей искренности. Это город, где поэт провёл немало лет, однако так и не смог почувствовать себя там уютно. В драме «Маскарад» Петербург предстаёт как пространство фальши и трагедий. Его архитектура, атмосфера балов и маскарадов подчеркивает лицемерие общества, где человек теряет свою индивидуальность.
• Петербург как символ высшего света и социального давления.
• Лермонтов о Петербурге в письмах и дневниках: личные переживания.
3. Сравнение Москвы и Петербурга в творчестве Лермонтова
Москва и Петербург противопоставлены не только географически, но и символически. Москва представляет искренность, близость к народу, а Петербург — мир социальных масок и обмана. Такое противопоставление отражает внутренний конфликт Лермонтова, его стремление сохранить искренность в мире, полном лицемерия.
• Символика Москвы как сердца Руси и Петербурга как зеркала амбиций.
• Использование контраста городов для выражения личных переживаний поэта.
Заключение
Образы Москвы и Петербурга занимают ключевое место в творчестве Михаила Лермонтова, олицетворяя разные стороны русской ментальности. Москва воплощает искренность и духовность, Петербург — социальное давление и потерю истинных ценностей. Через описание этих городов поэт раскрывает свою философию, взгляды на общество и внутренние конфликты.
Список литературы
1. Лермонтов М. Ю. Полное собрание сочинений. — М.: Наука, 2003.
2. Эйхенбаум Б. М. О лирике Лермонтова. — Л.: Academia, 1924.
3. Чистякова Л. М. Москва и Петербург в русской литературе XIX века. — М.: Литература, 1998.
2.
Тема: Символика игры и маскарада в драме «Маскарад» М. Ю. Лермонтова
Введение
Драма Михаила Юрьевича Лермонтова «Маскарад» представляет собой глубокое исследование человеческой природы, где игра и маскарад выступают как центральные символы. Эти образы позволяют поэту раскрыть тему внутреннего и внешнего лицемерия, утраты индивидуальности и человеческой трагедии. Цель данной работы — исследовать, как символика игры и маскарада формирует основные смыслы произведения.
Основная часть
1. Маскарад как символ фальши
Маскарад в драме Лермонтова символизирует утрату искренности и индивидуальности. На балу все герои скрываются за масками, подчеркивая разрыв между внешним и внутренним миром человека. Петербургский бал становится метафорой общества, полного фальши и обмана.
• Маска как способ скрыть истинные чувства.
• Бал как символ социального давления.
2. Игра как элемент судьбы
Игра в драме выступает метафорой человеческой жизни. Арбенин, главный герой, теряет всё из-за своего желания играть по правилам, навязанным обществом. Его судьба становится трагедией, где он сам становится жертвой своих решений.
• Образ Арбенина как игрока, потерявшего всё.
• Символическая роль карточной игры.
3. Маскарад и игра в контексте романтической философии
Лермонтов использует маскарад как элемент романтической традиции, где человек стремится к свободе, но оказывается пленником социальных правил. Маскарад подчеркивает невозможность гармонии между внутренним миром героя и внешним миром общества.
• Сопоставление с романтическими традициями А. С. Пушкина.
• Роль Петербурга как символа игры и маскарада.
Заключение
В драме «Маскарад» Лермонтов использует символику игры и маскарада для осмысления человеческой природы. Через эти образы он показывает трагизм утраты индивидуальности и искренности в мире, полном обмана и лицемерия.
Список литературы
1. Лермонтов М. Ю. Драма «Маскарад». — М.: Наука, 2004.
2. Бродский Н. Лермонтов и его эпоха. — Л.: Искусство, 1955.
3. Шишкин А. Г. Символика Лермонтова. — М.: Прогресс, 1997.
3.
Тема: Судьбы лирических жанров в лирике М. Ю. Лермонтова 1837–1841 годов
Введение
Лирика Михаила Юрьевича Лермонтова позднего периода отличается глубиной философских размышлений, использованием различных жанровых форм. Элегия, ода, романс, баллада переплетаются, создавая уникальные формы, которые характеризуют поэтический стиль Лермонтова. Цель данной работы — исследовать, как трансформировались лирические жанры в поздней лирике Лермонтова.
Основная часть
1. Элегия как жанр личных переживаний
Элегические мотивы одиночества, тоски, размышлений о судьбе человечества занимают центральное место в поздней лирике Лермонтова. Произведения «Выхожу один я на дорогу…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…» являются классическими примерами.
• Основные черты жанра элегии: эмоциональность, глубина, меланхолия.
2. Романс: связь поэзии и музыки
Романсы Лермонтова отличаются музыкальностью и мелодичностью. Они стали основой для создания музыкальных произведений, например, композиторов Глинки и Даргомыжского.
• Анализ текста романса «Листок».
• Связь с народными мотивами.
3. Баллада как жанр драматического повествования
Балладные произведения Лермонтова, такие как «Три пальмы», «Тамара», отражают драматизм, философские и нравственные вопросы.
• Особенности балладной формы: использование фольклорных образов.
Заключение
Лирика Лермонтова позднего периода демонстрирует уникальное соединение жанров. Через элегию, романс и балладу поэт исследует глубокие философские вопросы, передавая сложность внутреннего мира человека.
Список литературы
1. Лермонтов М. Ю. Полное собрание сочинений. — М.: Наука, 2003.
2. Пустовит Л. П. Лермонтов: жанровое разнообразие. — Киев: Наука, 1990.
3. Виноградов В. В. О языке Лермонтова. — М.: Литература, 1964.
4.
Тема: Структура конфликта в поэме «Демон»
Введение
Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Демон» — одно из центральных произведений русской романтической литературы. Главный герой поэмы, Демон, представляет собой сложный и многогранный образ, который отражает философские и нравственные проблемы своей эпохи. В центре сюжета находится противостояние добра и зла, духовного и материального, любви и одиночества. Цель работы — проанализировать структуру конфликта в поэме, выявить его ключевые аспекты и раскрыть философский смысл произведения.
Основная часть
1. Природа конфликта в поэме
Конфликт в поэме «Демон» многослоен. Он включает в себя:
• Внутренний конфликт героя. Демон разрывается между стремлением к любви, искуплению и своей природной сущностью, которая тяготеет к разрушению и злу. Его попытка обрести гармонию через любовь к Тамаре терпит крах, подчеркивая неизбежность его одиночества.
• Внешний конфликт. Демон вступает в противостояние с внешним миром, символизируемым образом Бога и ангелов. Он пытается нарушить установленный порядок, но его усилия приводят к гибели невинной Тамары.
2. Основные этапы развития конфликта
• Первый этап: одиночество Демона. В начале поэмы герой представлен как изгнанник, который устал от бесконечного одиночества.
• Второй этап: встреча с Тамарой. Демон видит в Тамаре надежду на спасение своей души и начинает борьбу за любовь. Однако его притязания основаны на эгоизме, что разрушает возможность гармонии.
• Третий этап: гибель Тамары. Конфликт достигает своего апогея, когда Тамара умирает, а Демон вновь остается в одиночестве.
3. Философское значение конфликта
Поэма поднимает важные философские вопросы:
• Может ли зло измениться под воздействием любви?
• Существует ли путь к гармонии для тех, кто изначально противостоит миру?
Лермонтов показывает, что борьба добра и зла внутри личности — это неразрешимый конфликт, который неизбежно ведет к трагедии.
Заключение
Структура конфликта в поэме «Демон» отражает романтические идеалы Лермонтова. Герой пытается преодолеть свою природу, стремясь к любви и искуплению, но его сущность оказывается сильнее. Лермонтов через трагедию героя передает мысль о невозможности гармонии для тех, кто оторван от духовных и моральных основ мира.
Список литературы
1. Лермонтов М. Ю. Полное собрание сочинений. — М.: Наука, 2003.
2. Эйхенбаум Б. М. О поэзии Лермонтова. — Л.: Academia, 1924.
3. Пустовит Л. П. Лермонтов и философия романтизма. — Киев: Наука, 1990.
5.
Тема: Дисгармонический стиль на фоне гармонии: стиль А. С. Пушкина и стиль М. Ю. Лермонтова
Введение
Стиль Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова — это два полюса русской литературы. Пушкин является символом гармонии, его произведения пронизаны чувством красоты, порядка и единства. Лермонтов, напротив, использует дисгармонию как способ исследования сложностей человеческой природы и внутреннего конфликта. Цель работы — выявить особенности стилей Пушкина и Лермонтова, сравнить их подходы к изображению мира и человека.
Основная часть
1. Гармония стиля А. С. Пушкина
Пушкин стремится к классическому идеалу красоты. Его стиль отличается:
• Лаконичностью и ясностью выражений.
• Использованием четкой и гармоничной композиции.
• Балансом между внешним и внутренним миром героев.
Примером этого служит «Евгений Онегин», где каждая деталь подчинена общей гармонии произведения. Язык Пушкина прост и одновременно емок, что делает его доступным для читателей разных эпох.
2. Дисгармония в стиле М. Ю. Лермонтова
Лермонтовский стиль основан на передаче внутреннего конфликта. Его характерные черты:
• Использование ярких метафор, гипербол и контрастов.
• Размытая композиция, которая отражает сложность переживаний героев.
• Постоянное ощущение разлада между миром и человеком.
Примером является поэма «Демон», где герой борется за любовь и гармонию, но неизбежно терпит поражение.
3. Сравнение стилей
• Пушкин: гармония как отражение идеального мира.
• Лермонтов: дисгармония как способ показать борьбу человека с самим собой и обществом.
Их стили дополняют друг друга, создавая богатую картину русской литературы XIX века.
Заключение
Стиль Пушкина и Лермонтова отражает их философские взгляды на мир. Пушкин воспевает гармонию и красоту, тогда как Лермонтов сосредотачивается на трагических аспектах человеческой жизни. Эти различия делают их творчество уникальным и незаменимым для понимания русской литературы.
Список литературы
1. Лермонтов М. Ю., Пушкин А. С. Полное собрание сочинений. — М.: Наука, 2004.
2. Бродский Н. А. Сравнение поэзии Пушкина и Лермонтова. — Л.: Искусство, 1963.
3. Гуковский Г. А. Русская литература XIX века. — М.: Прогресс, 1987.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением