Ответы на вопросы на стр.220 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)


























Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Творческие задания
1. Проследите эволюцию образа поэта — художника — человека искусства в творчестве
И. Гумилева, используя стихотворения «Волшебная скрипка», «Памяти Анненского», «Восьмистишие», «Вечер» («Как этот ветер грузен, нс крылат...»), «Слово». Укажите сходные и несходные моменты в стихотворении В. Брюсова «Юному поэту» и в посвящённом Брюсову стихотворении Н. Гумилева «Волшебная скрипка». Напишите эссе.
Эволюция образа поэта-художника в творчестве Н. Гумилёва и его связь с творчеством В. Брюсова
Образ поэта-художника занимает центральное место в поэзии Николая Гумилёва. Его творчество отражает глубокое осмысление роли поэта как творца, посредника между миром реального и идеального, человека, несущего ответственность за судьбу искусства и человечества. Стихотворения «Волшебная скрипка», «Памяти Анненского», «Восьмистишие», «Вечер» и «Слово» демонстрируют, как эволюционирует этот образ, показывая путь от романтического восприятия искусства до осознания его трагической силы и величия. В сопоставлении с «Юному поэту» В. Брюсова и посвящённым Брюсову произведением «Волшебная скрипка» можно проследить сходства и различия в восприятии искусства и поэтического предназначения.
В стихотворении «Волшебная скрипка» Гумилёв создаёт трагический образ художника, взявшего на себя бремя творчества. Скрипка символизирует искусство, которое требует от поэта полной самоотдачи, подчиняя его жизнь служению красоте и вдохновению. Поэт осознаёт, что искусство — это не только радость творения, но и источник страданий. «Духи ада любят слушать эти царственные звуки», — говорит он, подчёркивая, что творчество связано с болью, жертвами и неизбежной трагедией. Этот образ поэта, готового пожертвовать собой ради искусства, подчёркивает героический и одновременно трагический характер его предназначения.
В «Памяти Анненского» Гумилёв переосмысляет роль учителя в становлении поэта. Анненский представлен как последний «из царскосельских лебедей», чьё творчество было пронизано меланхолией и утончённой рефлексией. Здесь поэт-художник предстаёт не только как творец, но и как носитель культурной памяти, человек, сохраняющий и передающий наследие. Эта идея становится важной для Гумилёва, который подчёркивает преемственность поколений в искусстве и ответственность перед прошлым.
В «Восьмистишии» Гумилёв акцентирует внимание на особом даре поэта. «Высокое косноязычье» — это символ вдохновения, переданного свыше, который позволяет поэту преобразовывать мир. Это стихотворение показывает, что поэт — это избранный, человек, способный находить гармонию и красоту там, где другие видят хаос.
Стихотворение «Вечер» показывает, как в повседневной жизни поэт находит вдохновение для творчества. Здесь образ художника становится более земным, его связь с миром сильнее, чем в предыдущих произведениях. Поэт воспринимает окружающий мир как источник ритма и гармонии, которые он переносит в свои стихи. Идея «расковывания сна стихий» подчёркивает роль художника как созидателя, способного преобразовать природу в искусство.
В «Слове» Гумилёв достигает вершины в осмыслении поэта-художника. Здесь слово становится символом абсолютного творчества, равного божественному. «Слово проплывало в вышине», — говорит поэт, подчёркивая его трансцендентную силу. Однако он также осуждает упрощение и профанацию искусства: «Дурно пахнут мёртвые слова». Этот конфликт между возвышенным предназначением слова и его обесцениванием отражает трагедию поэта, вынужденного существовать в несовершенном мире.
Сопоставление с «Юному поэту» В. Брюсова и «Волшебной скрипкой» Гумилёва показывает как сходства, так и различия в восприятии образа художника. Брюсов даёт наставления молодому поэту, подчёркивая три основных принципа: жить будущим, быть равнодушным к людям и поклоняться искусству. Его герой возвышен и отстранён, а искусство становится для него единственной ценностью. Гумилёв в «Волшебной скрипке» создаёт более трагический образ. Его поэт — это не только герой, но и жертва, чья жизнь полностью подчинена искусству. Если Брюсов говорит о возвышенности поэта, то Гумилёв подчёркивает, что эта возвышенность связана с болью и самоотречением.
Таким образом, эволюция образа поэта-художника в творчестве Гумилёва отражает его глубокое понимание искусства как одновременно возвышенного и трагического явления. Поэт видит в искусстве высшую цель, но понимает, что достижение этой цели требует огромных жертв. Эта идея делает его образ поэта одним из самых сложных и значительных в русской литературе.
2. Подготовьте сообщение на тему «Образ Л. Ахматовой в поэзии И. Гумилева» (на материале стихотворений «Современность», «Из логова змисва», «Жестокой», «Укротитель зверей», «Отравленный», «У камина»).
Образ Анны Ахматовой в поэзии Николая Гумилёва
Творческие и личные отношения между Николаем Гумилёвым и Анной Ахматовой нашли отражение в его стихотворениях, где Ахматова представлена как муза, объект страсти, загадка и источник боли. Лирический образ Ахматовой, сформированный Гумилёвым, сочетает в себе черты реальной женщины и идеализированной героини. Поэт использует сложную метафорику, экзотические образы и напряжённые эмоции, чтобы передать свою привязанность, восхищение и разочарование.
В стихотворении «Современность» Ахматова предстаёт как нечто мимолётное и загадочное. Через образы гимназиста и гимназистки, которые напоминают героев пасторальной идиллии, Гумилёв намекает на хрупкость и нежность отношений. Эти фигуры, сравниваемые с Дафнисом и Хлоей, создают атмосферу простоты и красоты, которая, однако, кажется недостижимой. В этом произведении Ахматова представлена как символ утраченной гармонии, вдохновляющий поэта.
В стихотворении «Из логова змиева» Ахматова показана в образе колдуньи, обладающей магической властью над поэтом. Гумилёв описывает её как своенравную, противоречивую фигуру, которую он одновременно боится и жалеет. Образ «змиева логова» усиливает ощущение таинственности и опасности, связывая её с мистическими силами. Эта характеристика подчёркивает силу Ахматовой над поэтом и её способность вызывать в нём сложные, противоречивые чувства.
Стихотворение «Жестокой» раскрывает внутреннюю борьбу поэта, который влюблён в женщину, но не может понять её холодного отношения. Ахматова представлена как недосягаемый идеал, одновременно прекрасный и жестокий. Здесь появляются образы Прометея и Сафо, которые придают героический и трагический оттенок отношениям поэта и его возлюбленной. Ахматова в этом стихотворении — это символ красоты, которая мучает и вдохновляет.
В «Укротителе зверей» образ Ахматовой усложняется. Она сравнивается с загадочным и опасным существом, которое, несмотря на свою силу, пробуждает в поэте трепет и смирение. Гумилёв описывает её как невидимого «зверя», который наблюдает за ним и сопровождает его в самых сложных моментах. Этот образ подчёркивает её неуловимость и влияние на жизнь поэта, превращая её в метафору неизбежной судьбы.
В стихотворении «Отравленный» Ахматова становится символом роковой женщины, чей образ сочетается с мотивом яда. Лирический герой выпивает «золотое вино», которое принесёт ему смерть, но воспринимает этот жест с удивительным спокойствием. Ахматова в этом стихотворении — это воплощение губительной, но прекрасной силы, способной привести к духовному преображению через страдание.
В «У камина» Ахматова, хотя и не упоминается напрямую, вероятно, является той самой женщиной, которая «слушала с злым торжеством». Это намекает на её непроницаемость, умение вызывать эмоции и держать лирического героя в напряжении. Этот образ усиливает драматизм и подчёркивает сложность их отношений.
Таким образом, Гумилёв создал многогранный образ Анны Ахматовой, в котором сочетаются восхищение, любовь, страсть и трагизм. В его стихах она предстает не только как женщина, но и как символ вечной тайны, вдохновения и страдания, что делает их отношения ярким примером сложной и драматичной любви в литературе.
3. Сравните стихотворения II. Гумилёва «Война» и «Наступление» со стихотворением Н. Заболоцкого «В этой роще берёзовой...». Как поэты осмыслили тему человека на войне и жертвы во имя победы? Какую роль в том и другом случае играют батальные сцены и образы природы?
Сравнительный анализ стихотворений Н. Гумилёва «Война», «Наступление» и Н. Заболоцкого «В этой роще берёзовой...»
Стихотворения Н. Гумилёва и Н. Заболоцкого осмысливают тему войны через разные призмы: Гумилёв акцентирует внимание на величии и сакральности военного подвига, а Заболоцкий сосредотачивается на трагичности человеческой судьбы, противопоставляя разрушение и смерть красоте природы. Несмотря на различия в подходах, в обоих случаях война представлена как неизбежная жертва во имя высших целей.
Тема человека на войне
Гумилёв в «Войне» и «Наступлении» создаёт образ воина, который осознаёт свою миссию как священный долг. В «Войне» солдат уподобляется труженику, чья деятельность наполнена смыслом и благословлена Богом: «Тружеников, медленно идущих, / На полях, омоченных в крови, / Подвиг сеющих и славу жнущих, / Ныне, Господи, благослови». Здесь война воспринимается не как хаос и разрушение, а как величественное и святое дело, связанное с подвигом и самопожертвованием. Лирический герой наделён внутренней силой, которая позволяет ему принимать войну с достоинством и верой в божественную справедливость.
В «Наступлении» поэт подчёркивает духовное величие человека на войне. Солдаты, лишённые пищи, обретают утешение в «Господнем слове», которое становится для них источником силы. Лирический герой ощущает себя «носителем мысли великой» и не может допустить собственной смерти, поскольку его сердце бьётся в унисон с «золотым сердцем России». Здесь подчёркивается коллективное начало и единение в борьбе за общую победу.
Заболоцкий в «В этой роще берёзовой...» фокусируется на трагедии войны и её влиянии на человека. Лирический герой, осознавая неизбежность своей гибели, обращается к природе как к последнему прибежищу. Он воспринимает войну как разрушительную стихию, сравнивая её с «безумными мельницами», которые «машут войны крылами вокруг». Однако, несмотря на мрачные образы смерти, герой сохраняет веру в возрождение жизни: «Встанет утро победы торжественной / На века». В его представлении жертва во имя победы оправдана, поскольку она даёт надежду на будущее.
Роль батальных сцен
В стихотворениях Гумилёва батальные сцены наполнены эпическим величием. В «Войне» война описывается как труд, сравниваемый с сельскохозяйственной работой: «А «ура» вдали — как будто пенье / Трудный день окончивших жнецов». Эта метафора усиливает ощущение порядка и гармонии даже в кровопролитной борьбе. В «Наступлении» батальные сцены приобретают динамичность: «Надо мною рвутся шрапнели, / Птиц быстрей взлетают клинки». Здесь война воспринимается как проявление человеческого духа, её мрачные детали преображаются через возвышенные образы.
У Заболоцкого батальные сцены подчёркивают разрушительную силу войны. Взрывы и «смертельное облако» создают атмосферу катастрофы, от которой нет спасения. Однако даже среди этих сцен поэт ищет гармонию: песнь иволги становится символом вечной жизни, которая преодолевает смерть.
Образы природы
Природа в стихотворениях Гумилёва играет роль одухотворённого фона, подчёркивающего величие войны. В «Войне» природа гармонирует с образом битвы: «И воистину светло и свято / Дело величавое войны. / Серафимы, ясны и крылаты, / За плечами воинов видны». Здесь природа становится свидетелем и соучастницей подвига.
У Заболоцкого природа противопоставлена войне. Она воплощает чистоту, красоту и спокойствие, которые разрушает война. Образ берёзовой рощи и песнь иволги подчёркивают хрупкость жизни и её противоречие жестокой реальности. Природа становится символом утраченного мира, но в то же время — надеждой на его возвращение.
Заключение
В стихотворениях Гумилёва и Заболоцкого тема войны раскрывается через сложное переплетение трагедии и величия. Гумилёв видит в войне высшее предназначение человека, связывая её с понятием святости и подвига. Заболоцкий, напротив, подчёркивает катастрофичность войны, её разрушительное воздействие, но не теряет надежды на возрождение. Батальные сцены и образы природы в обоих случаях играют ключевую роль, усиливая драматизм и подчёркивая противопоставление жизни и смерти, разрушения и созидания.
4. Покажите, как традиции поэзии II. Гумилёва, создателя романтического образа мужественной и бесстрашной героической личности («Воин Агамемнона», «На полярных морях и на южных...», «Мои читатели» и др.), отразились в стихотворениях Н. Тихонова «Баллада о гвоздях» и «Баллада о синем пакете». Сделайте сообщение.
Образ героической личности в поэзии Н. Гумилёва и Н. Тихонова: осмысление мужества и самопожертвования
Поэзия Николая Гумилёва и Николая Тихонова воплощает идею героизма, мужества и готовности к самопожертвованию во имя высших целей. В стихотворениях Гумилёва — «Воин Агамемнона», «На полярных морях и на южных» и «Мои читатели» — акцент сделан на романтической идеализации героя, его духовной высоте и величии подвига. В балладах Тихонова — «Баллада о гвоздях» и «Баллада о синем пакете» — героизм приобретает более суровый и лаконичный характер, отражая будничность и жестокую реальность войны.
Образ героической личности у Н. Гумилёва
В стихотворении «Воин Агамемнона» Гумилёв показывает образ идеального героя — вождя, чья смерть воспринимается как утрата высшего смысла. Атрид воплощает силу, благородство и гармонию, а лирический герой ощущает свой жизненный путь бессмысленным без такого лидера. Поэт подчёркивает, что мужество и доблесть — это качества, присущие избранным, и их утрата ведёт к кризису целого поколения.
В «На полярных морях и на южных» Гумилёв рисует портрет героев-первооткрывателей, которые преодолевают стихии и опасности ради великих открытий. Это поэма о людях, чья решимость и стремление к неведомому становятся движущей силой прогресса. Герои стихотворения символизируют идеал дерзости и бесстрашия, их подвиги — свидетельство величия человеческого духа. Образ моря здесь становится метафорой безграничных возможностей и одновременно испытания.
В «Моих читателях» Гумилёв обращается к фигуре сильного и волевого человека, которому его стихи помогают преодолевать жизненные трудности. Читатели поэта — это люди действия, бойцы, искатели, способные встречать судьбу с улыбкой. Гумилёв видит в них воплощение идеала стойкости и способности сохранять достоинство даже перед лицом смерти.
Образ героической личности у Н. Тихонова
В балладах Тихонова героизм приобретает иной оттенок. В «Балладе о гвоздях» центральный образ — это люди, чья выдержка и самообладание сравнимы с прочностью гвоздей. Команда корабля, зная, что не вернётся, сохраняет спокойствие и дисциплину. Лаконичный стиль стихотворения подчёркивает суровую простоту героизма, лишённого романтической идеализации. Герои принимают свою судьбу как неизбежность, демонстрируя несломленность перед лицом смерти.
«Баллада о синем пакете» представляет героизм через образ курьера, который, несмотря на нечеловеческие условия, доставляет важное послание. Его подвиг — это пример жертвы ради общего дела. Тихонов подчёркивает, что героизм часто проявляется не в великих битвах, а в простых, но значимых поступках. Образы природы и техники (летящего коня, рвущегося биплана) создают атмосферу напряжения и подчёркивают масштаб подвига.
Роль природы и батальных сцен
У Гумилёва природа и батальные сцены носят эпический и романтический характер. В «На полярных морях и на южных» море становится как другом, так и врагом героя, подчёркивая его стойкость. В «Воине Агамемнона» природа — это символ гармонии, нарушенной смертью героя, а в «Моих читателях» батальные сцены переплетаются с личными переживаниями героев, что создаёт драматическую глубину.
У Тихонова природа и батальные сцены подчёркивают реалистичность и тяжесть происходящего. В «Балладе о гвоздях» нет эпических описаний, но жёсткие детали, такие как «сухими шагами командир идёт», усиливают драматизм ситуации. В «Балладе о синем пакете» природа становится фоном, который подчёркивает одиночество героя: туман, луга и река акцентируют напряжение и смертельную опасность.
Сходства и различия
Гумилёв и Тихонов показывают героизм как высшее проявление человеческого духа, но их подходы различаются. Гумилёв идеализирует своих героев, делает их воплощением романтического идеала. Тихонов же обращает внимание на будничность и трагизм героизма, показывая его через суровые реалии войны.
Идеалы Гумилёва нашли отражение в стихах Тихонова, но последний адаптировал их к жестоким условиям своего времени, превратив романтический героизм в героизм выживания. Оба поэта подчёркивают важность жертвы во имя общих целей, но трактуют её через разные художественные образы, создавая два различных, но равно впечатляющих подхода к теме героизма.
5. Театрализованная постановка. «Я взял не жену, а колдунью...». В ней могут быть
освещены следующие темы:
1) образ Л. Ахматовой в поэзии Н. Гумилёва (стихотворения «Жираф», «Жестокой», «Из логова змисва», «Укротитель зверей», «Отравленный», «Современность», «У камина»):
2) образ Н. Гумилева в поэзии Л. Ахматовой (стихотворения «В ремешках пенал и книги были...», «Он любил три вещи на свете...», «не бывать тебе в живых...»; «Реквием» (эпилог II. «Опять поминальный приблизился час...»).
Сценарий театрализованного вечера «Я взял не жену, а колдунью...»
Тема вечера: Образ Анны Ахматовой в поэзии Николая Гумилёва
Цель: Осветить через драматизацию и чтение стихов многогранный образ Анны Ахматовой, представленный в стихотворениях Николая Гумилёва.
Основные персонажи:
1. Ведущий/Рассказывающий – комментирует стихи, связывает между собой сцены, поясняет контекст.
2. Поэт (Николай Гумилёв) – центральный персонаж, читает свои стихи и погружается в личные переживания.
3. Муза (Анна Ахматова) – воплощение образа женщины-колдуньи, одновременно вдохновляющей и мучающей героя.
4. Второстепенные персонажи – эпизодические роли для создания атмосферы, в том числе образы природы, животных и мистических элементов.
1. Пролог
Декорации: На сцене приглушённый свет, каминный уголок с креслом, на заднем плане — силуэт Африки (напоминание о «Жирафе») и образ Лысой горы (из «Из логова змиева»).
Действие: Ведущий выходит на сцену.
Реплика ведущего: «Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие по миру Николая Гумилёва. Его муза, Анна Ахматова, стала символом вдохновения, любви, мучений и силы. Он видел в ней колдунью, загадку, женщину необыкновенной судьбы. Начнём наш вечер с образа волшебного Африканского жирафа, далёкого и прекрасного, как сам идеал поэта».
2. Сцена «Жираф»
Декорации: Тёплый свет, зелёные оттенки, звуки природы. На заднем плане – водопад, деревья, силуэт жирафа.
Действие: Поэт (Гумилёв) читает стихотворение «Жираф». На сцене Муза в светлом платье, но в руках она держит тёмную вуаль, символизирующую её внутреннюю отстранённость.
Реплика Поэта: (Читает стихотворение, сдерживая внутреннюю боль).
Муза: Плачет без слов, затем уходит вглубь сцены.
Ведущий:
«Анна Ахматова для Гумилёва была символом недостижимой мечты. Как жираф в Африке, она оставалась далёкой и загадочной».
3. Сцена «Из логова змиева»
Декорации: Тёмные тона, силуэт Луны, в центре – фигура Музы в чёрном плаще. В руках она держит свечу.
Действие: Поэт упрекает Музу за её холодность. Звучит стихотворение «Из логова змиева».
Муза:
(Говорит резко, с вызовом). «Ты думаешь, я лишь птица-певунья? Я – тайна, которую ты никогда не разгадаешь».
Поэт:
(Читает стихотворение, с отчаянием).
Ведущий:
«Ахматова в стихах Гумилёва становится колдуньей – сильной, мистической, завораживающей, но и пугающей своей неуловимостью».
4. Сцена «Укротитель зверей»
Декорации: Клетка, силуэты диких животных. Поэт стоит перед ней, в руках хлыст.
Муза:
(Появляется в светлом платье, но в глазах блеск превосходства).
Поэт:
(Читает «Укротителя зверей»). «Ты — тот загадочный зверь, который никогда не играет с другими. Ты — моя судьба, мой страх и моя любовь».
Ведущий:
«Образ Музы в этом стихотворении — это вызов судьбе, борьба с собственными страстями. Ахматова — не только женщина, но и внутренний демон, с которым борется поэт».
5. Сцена «Отравленный»
Декорации: Небольшой стол с двумя бокалами, в одном – «золотое вино». Муза стоит в тени, держа бокал.
Действие: Поэт читает стихотворение, делая паузы на диалоги с Музой.
Муза:
(Тихо, но сдержанно). «Почему ты веришь в мою жестокость? Ты сам выбрал эту чашу».
Ведущий:
«Отравленный любовью и болью, Гумилёв не раз видел в своей музе роковую женщину, приносящую не только счастье, но и страдание».
6. Сцена «Современность»
Декорации: Полумрак, окно, силуэты гимназиста и гимназистки.
Действие: Поэт сидит у окна, читает стихотворение «Современность».
Ведущий:
«Гумилёв ищет в своей музе идеал, героиню древнегреческих мифов. Но в реальности он видит лишь образы, напоминающие ему о несовершенстве мира».
7. Сцена «У камина»
Декорации: Камин, глубокое кресло. Поэт сидит, Муза стоит в углу, наблюдает.
Действие: Поэт рассказывает о своих странствиях, читает стихотворение.
Муза:
(Смотрит с лёгкой иронией). «Ты думал найти ответы в дальних странах, но всё это лишь тень».
Ведущий:
«Ахматова — это молчаливый свидетель, чья загадка остаётся неразгаданной. Её образ пронизывает все стихи Гумилёва».
8. Эпилог
Декорации: Гаснет свет, остаётся только силуэт Музы.
Действие: Ведущий завершает вечер.
Реплика ведущего:
«Для Николая Гумилёва Анна Ахматова была больше, чем женщиной. Она была его судьбой, его трагедией, его вдохновением. Её образ живёт в его стихах, как символ вечной тайны и недостижимого идеала».
Звучит музыка (например, «Лунная соната» Бетховена). Занавес.
Сценарий театрализованного вечера
Название: «Я взял не жену, а колдунью...»
Тема: Образ Николая Гумилёва в поэзии Анны Ахматовой
Цель вечера:
Показать, как Анна Ахматова через свои стихи создала образ Николая Гумилёва, запечатлев его не только как мужа, но и как человека, поэта, символа утраченного идеала.
Основные персонажи:
1. Ведущий/Рассказчик – связывает между собой сцены, поясняет контекст, задаёт эмоциональный настрой.
2. Анна Ахматова – центральный персонаж, читает свои стихи, размышляет о прошлом.
3. Николай Гумилёв – фигура, оживающая в воспоминаниях Ахматовой, играет роль в её поэтических монологах.
4. Символические образы – фоновые персонажи: Детство, Смерть, Любовь, Память.
Сцены вечера:
1. Пролог
Декорации: Полутёмная сцена. На заднем плане – силуэт мужчины с книгой в руках. В центре – женщина у окна с пером и бумагой.
Музыка: Тихая мелодия (например, «Лунная соната» Бетховена).
Действие:
Рассказчик выходит в центр сцены.
Реплика Рассказчика:
«Анна Ахматова и Николай Гумилёв – два имени, ставшие символами трагической любви, искусства и времени. Сегодня мы прикоснёмся к их миру, полному сложных чувств, воспоминаний и печали. В каждом из её стихов, посвящённых ему, звучит не только скорбь, но и вечная благодарность».
2. Сцена «Воспоминание о детстве»
Декорации: Осенняя аллея, школьная скамья.
Действие: На сцене появляется молодая Ахматова с книгами. Она читает стихотворение «В ремешках лежал и книги были…».
Реплика Анны:
(Тихо, с теплотой). «Я возвращалась из школы… а ты тогда был лишь весёлым мальчиком. Но прошло время, и ты изменился, стал лебедем надменным».
Рассказчик:
«Ахматова возвращается к первому впечатлению о Гумилёве – как к образу, который с годами обрёл новое звучание. Это не просто человек, а символ её юности».
3. Сцена «Он любил три вещи...»
Декорации: Книжный стол, карты, стилизованные под старинные.
Действие: Анна Ахматова сидит за столом, читает стихотворение. На заднем плане фигура Гумилёва, занятая раскладыванием карт.
Анна:
(Читает с лёгкой горечью). «Он любил три вещи на свете: за вечерней пенье, белых павлинов и стертые карты Америки… а я была его женой».
Рассказчик:
«В этом стихотворении звучит горькое признание: несмотря на связь их судеб, они всегда оставались чужими друг для друга. Ахматова не осуждает, но понимает неизбежность их расхождений».
4. Сцена «Смерть»
Декорации: Тёмная сцена, на переднем плане — женщина в чёрном, символизирующая Смерть.
Действие:
Анна Ахматова читает стихотворение «Не бывать тебе в живых».
Анна:
(Голос дрожит). «Любит, любит кровушку русская земля…»
Рассказчик:
«Это стихотворение – прощание. Ахматова принимает судьбу Гумилёва и его трагическую гибель. Но её скорбь наполняется народной болью, её слова звучат от имени всех».
5. Сцена «Реквием»
Декорации: Улица Ленинграда, тюремные стены. На фоне – силуэты женщин, стоящих в очереди.
Действие: Анна Ахматова стоит в центре сцены, читает эпилог из «Реквиема».
Анна:
(Тихо, но с силой). «Хотелось бы всех поимённо назвать, да отняли список, и негде узнать…»
Рассказчик:
«Ахматова переживает боль утраты не только личной, но и общей. Это скорбь по всем невинным жертвам времени».
6. Эпилог
Декорации: Гаснет свет, остаётся силуэт женщины, пишущей за столом.
Действие: Рассказчик завершает вечер.
Рассказчик:
«Образ Николая Гумилёва остался в сердце Ахматовой как вечная боль, вдохновение и загадка. Через её стихи он стал бессмертным, как бессмертна и её любовь».
Музыка: Мелодия плавно угасает, занавес.
Примерные темы сочинений
• Образ героической личности в поэзии II. Гумилёва.
В сочинении необходимо показать, из каких компонентов складывается образ героической личности в поэзии Н. Гумилёва, какие историко-культурные облики этот образ принимает от стихотворения к стихотворению. В качестве основного материала анализа могут бытъ использованы такие стихотворения, как «Сонет» («Как конквистадор в панцире железном...»), «Капитаны», «У камина», «Мои читатели». Покажите, какие стилистические приемы использует в каждом из случаев поэт для развёрнутого художественного воплощения этого образа.
Образ героической личности в творчестве Николая Гумилёва — это один из ключевых элементов, вокруг которого строится его поэтический мир. Этот образ формируется из сочетания историко-культурных мотивов, возвышенного идеала человека и стилистической выразительности. Поэт черпает вдохновение в романтической традиции, мифологии и исторических образах, создавая уникальный портрет героя, который одновременно является отголоском прошлого и проекцией будущего. В анализируемых стихотворениях «Сонет», «Капитаны», «У камина» и «Мои читатели» можно проследить, как этот образ эволюционирует и раскрывается в разных ипостасях.
В «Сонете» Гумилёв использует метафору конквистадора в «панцире железном» как символ мужества, стойкости и целеустремлённости. Герой стихотворения — это человек, для которого путь важнее конечной цели. Он смело шагает навстречу неизвестности, принимая даже смерть как неизбежную часть своего пути. Лирический герой воплощает идею борьбы, движения к недостижимому идеалу — «голубой лилии». Образ конквистадора метафорически передаёт не только индивидуальную силу духа, но и стремление к познанию, к преодолению границ возможного. Стилистические приёмы, такие как аллитерация («смутном и беззвёздном»), усиленные метафоры («панцирь железный», «рукою мертвеца»), подчёркивают героическую торжественность образа.
В стихотворении «Капитаны» Гумилёв создаёт эпическую картину мира, населённого героическими личностями прошлого. Капитаны — это первооткрыватели, исследователи, готовые бросить вызов стихии и судьбе. Их руки, «пропитанные солью моря», и «уверенный взгляд» подчёркивают их силу и отвагу. Историко-культурные образы, такие как Колумб, Лаперуз, Улисс, Ганнон, органично вплетаются в текст, формируя панораму мировой героической истории. Гумилёв противопоставляет обыденную жизнь этих капитанов идеальному миру неизведанных пространств, где «реют червонного золота пчелы» и «розы краснее, чем пурпур царей». Этот контраст между реальностью и мечтой усиливает героический пафос стихотворения.
В «У камина» образ героя представляется в более лирической и интроспективной форме. Здесь герой — путешественник, исследователь, который вспоминает свои великие свершения: открытие «храма из-под песка», «именем его названную реку», покорение «пяти племён». Однако внутреннее состояние героя окрашено тоской и одиночеством. Его «тягостная боль души» символизирует кризис героической личности, запертой в тесных рамках обыденности. Здесь герой противостоит не внешним вызовам, а своим внутренним страхам. Гумилёв мастерски создаёт контраст между величием прошлого и ограничениями настоящего, используя детали, такие как «догорающий камин» и «злое торжество женщины в углу».
В стихотворении «Мои читатели» Гумилёв раскрывает ещё одну грань героической личности — её влияние на других. Лирический герой — это поэт, чьи произведения вдохновляют таких же сильных и смелых людей: «убивавших слонов и людей», «умиравших от жажды в пустыне». Этот образ объединяет в себе черты творца и наставника, который учит своих читателей не бояться трудностей, оставаться верными своим принципам и, даже сталкиваясь со смертью, сохранять внутреннее достоинство. Стилистически стихотворение строится на параллелизме и символике, что подчёркивает универсальность образа героической личности.
Таким образом, Гумилёв в своих стихотворениях создаёт многогранный образ героя, который сочетает в себе черты первооткрывателя, воина, творца и человека, преодолевающего внутренние конфликты. Используя богатый арсенал стилистических приёмов, поэт передаёт не только внешнее величие своих героев, но и их внутреннюю стойкость, способность оставаться верными идеалам даже в самые трудные моменты. Эти образы становятся символами вечного стремления к идеалу, к преодолению границ возможного, что делает творчество Гумилёва актуальным и вдохновляющим для каждого поколения.
Темы рефератов
• Африканские путешествия Н. Гумилева (по книге В. Полушина «Николай Гумилёв: жизнь расстрелянного поэта»).
Африканские путешествия Николая Гумилёва
Николай Степанович Гумилёв (1886–1921) — выдающийся русский поэт, основатель акмеизма, который запомнился не только своими литературными достижениями, но и своей страстью к путешествиям. Африка, в частности, заняла особое место в жизни и творчестве Гумилёва. Его поездки на этот загадочный континент стали источником вдохновения для множества стихотворений, насыщенных экзотическими мотивами и философскими размышлениями. В своей книге «Николай Гумилёв: жизнь расстрелянного поэта» В. Полушин подробно описывает экспедиции поэта и их значение.
Первое путешествие (1907–1908)
В 1907 году Гумилёв отправился в своё первое путешествие в Египет. Эта поездка стала первым серьёзным опытом знакомства с экзотической культурой Востока. Гумилёв был очарован Каиром, древними пирамидами, таинственными песчаными пустынями и культурным богатством древнего Египта. Он изучал арабский язык, традиции и обычаи местного населения, проводя время в библиотеках и среди руин. Это путешествие привнесло в его творчество яркие восточные мотивы, которые стали основой для некоторых произведений, вошедших в сборник «Романтические цветы» (1908).
В стихах Гумилёва этого периода прослеживается восхищение величием древнего мира и восточной экзотикой. Например, в его произведениях можно встретить образы пирамид, пустынь, загадочных персонажей и атмосферу Востока, которая стала неотъемлемой частью его раннего творчества.
Второе путешествие (1910–1911)
Вторая поездка Гумилёва на африканский континент оказалась более значимой и насыщенной. В 1910 году он отправился в Абиссинию (современную Эфиопию), где стал участником научной экспедиции, организованной Зоологическим музеем Академии наук. Экспедиция была направлена на изучение флоры, фауны и этнографии региона. Гумилёв жил среди местных племён, охотился на диких животных и исследовал неизведанные земли. Эти впечатления оставили глубокий след в его творчестве, сделав Африку центральной темой его поэзии.
Абиссиния, со своей древней культурой и природным богатством, вдохновила Гумилёва на создание ряда произведений, включённых в сборник «Жемчуга» (1910). В этих стихах звучит восторг перед необузданной природой, силами стихии и экзотикой, которая манила его как поэта. Африка становится для Гумилёва символом не только внешнего мира, но и внутреннего поиска, места испытаний и преодоления.
Третье путешествие (1913)
В 1913 году Гумилёв отправился в Судан и Кению. Это путешествие отличалось от предыдущих тем, что он уже имел опыт и знания о континенте. На этот раз экспедиция была сосредоточена на изучении местной природы и сборе образцов для российских музеев. Гумилёв отправлялся в труднодоступные районы, общался с местными жителями, наблюдал за их жизнью и культурой.
Эта поездка обогатила его творчество новыми яркими впечатлениями. В стихах Гумилёва появляются образы охоты, пустынных пейзажей, экзотических растений и животных. Например, жираф становится символом изысканной красоты и гармонии, что особенно заметно в знаменитом стихотворении «Жираф». Он также обращается к мифологическим мотивам, связывая африканскую природу с глубокими философскими размышлениями о месте человека в мире.
Влияние Африки на творчество Гумилёва
Африканские путешествия стали важной вехой в жизни и творчестве поэта. Континент не только расширил его кругозор, но и вдохновил на создание уникальных художественных образов. Африка в поэзии Гумилёва — это не просто географическое место, а пространство, где человек сталкивается с силой природы, познаёт себя, преодолевает страхи и находит красоту в диких, необузданных формах.
В стихотворении «Жираф» Гумилёв показывает, как африканская экзотика становится средством преодоления обыденности и серости окружающего мира. Жираф — это образ далёкой, неведомой красоты, которой герой стремится поделиться с другим человеком, открыть для него мир чуда.
Стихотворение «Капитаны» можно рассматривать как гимн исследователям, которые, подобно Гумилёву, стремятся открыть новое и преодолеть границы. Здесь прослеживается образ героической личности, вдохновлённой духом приключений. Африканские мотивы делают стихотворения Гумилёва уникальными, выделяя их среди произведений русской поэзии.
Личность Гумилёва как путешественника
В. Полушин в своей книге подчёркивает, что Гумилёв был не просто поэтом, а настоящим авантюристом, готовым к рискам и лишениям ради новых открытий. Его интерес к Африке выходил за рамки простой любознательности — он стремился проникнуть в суть жизни континента, увидеть его глазами первооткрывателя.
Гумилёв стал одним из немногих русских поэтов, для которых Африка стала частью не только творчества, но и жизни. Ему удалось перенести на страницы своих произведений образы, которые поражают своей яркостью и силой. Африка в поэзии Гумилёва — это мир, полный приключений, таинственности и красоты, который остаётся вечным источником вдохновения для его читателей.
Заключение
Африканские путешествия Николая Гумилёва стали неотъемлемой частью его биографии и творческого пути. Они дали ему уникальный опыт, который отразился в его поэзии и прозе. Гумилёв показал, что поэт может быть исследователем, первооткрывателем, человеком, который ищет красоту и смысл в неизведанных пространствах. Африка для Гумилёва стала не только местом географических открытий, но и источником глубоких философских и художественных откровений, что сделало его творчество уникальным явлением русской литературы.
• История гибели Н. Гумилёва (по книге В. Полушина «Николай Гумилёв: жизнь расстрелянного поэта»).
История гибели Николая Гумилёва
Николай Гумилёв, яркий представитель Серебряного века русской литературы, трагически погиб в 1921 году. Его смерть стала не только личной трагедией, но и символом судьбы интеллигенции в условиях революционных потрясений. В книге В. Полушина «Николай Гумилёв: жизнь расстрелянного поэта» подробно раскрывается предыстория, обстоятельства и значение гибели поэта.
Политическая обстановка и Гумилёв
1921 год — время, когда молодая Советская власть укрепляла свои позиции, подавляя любые проявления инакомыслия. Николай Гумилёв, человек свободолюбивый, открыто выражавший свои взгляды, оказался в уязвимом положении. Он не принимал идеологию большевизма, что проявлялось как в его личных высказываниях, так и в его поэзии, наполненной мотивами чести, героизма и независимости.
Полушин отмечает, что Гумилёв не был вовлечён в активную политическую деятельность, однако его образ жизни и мировоззрение вызывали подозрения у властей. После возвращения из эмиграции поэт стремился сохранить свою творческую свободу, что делало его чуждым новой идеологической системе. Кроме того, его участие в военных экспедициях и тесные связи с зарубежными интеллектуальными кругами стали основанием для обвинений.
Арест и обвинения
В августе 1921 года Николай Гумилёв был арестован по обвинению в причастности к антисоветскому заговору, известному как «дело Таганцева». По версии следствия, он якобы состоял в организации, ставившей целью свержение Советской власти. Однако, как подчёркивает Полушин, доказательства против Гумилёва были неубедительными и во многом сфабрикованными. Сам поэт категорически отрицал своё участие в заговоре, оставаясь верным своим принципам и не подписывая признаний.
Арест Гумилёва стал частью массовых репрессий, направленных против интеллигенции. Вместе с ним были задержаны десятки других людей, связанных с научными и культурными кругами. Это отражало общую политику большевиков по устранению потенциальных оппонентов и укреплению идеологического контроля.
Смертный приговор
Несмотря на отсутствие убедительных доказательств, Гумилёву и другим обвиняемым было вынесено смертное наказание. В книге Полушина подчёркивается, что приговор поэту стал показательным: его казнь должна была стать предупреждением для тех, кто осмеливался мыслить иначе и сопротивляться новой власти. Смерть Гумилёва имела не только карательный, но и символический характер.
26 августа 1921 года Николай Гумилёв был расстрелян вместе с другими обвиняемыми. Полушин описывает последние дни поэта: его решимость, смирение перед судьбой и нежелание отрекаться от своих убеждений. Эти черты делают его образ ещё более героическим в глазах современников и потомков.
Отражение гибели Гумилёва в литературе
Гибель Николая Гумилёва оказала огромное влияние на русскую литературу. Его современники восприняли эту трагедию как символ потери свободы творчества и трагической судьбы интеллигенции в эпоху революционных изменений. Многие поэты, включая Анну Ахматову, посвятили ему свои произведения. Ахматова в своём «Реквиеме» выразила скорбь не только о личной утрате, но и о судьбе всего поколения, оказавшегося под гнётом тоталитаризма.
Значение гибели Гумилёва
Полушин подчёркивает, что гибель Гумилёва не сломила его творческого наследия. Напротив, она усилила интерес к его произведениям, сделав его имя символом борьбы за свободу. Несмотря на попытки советской власти предать его забвению, Гумилёв остался в памяти народа как человек, не изменивший своим принципам и идеалам.
Заключение
История гибели Николая Гумилёва — это трагический эпизод, который отражает жестокость времени и сложность судьбы русской интеллигенции. Его жизнь и смерть стали символом свободы мысли и независимости, а его творчество продолжает вдохновлять поколения читателей. Книга В. Полушина помогает глубже понять не только обстоятельства гибели поэта, но и значение его личности и творчества для русской культуры.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением