Ответы на вопросы на стр.220 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Творческие задания1. Проследите эволюцию образа поэта — художника — человека искусства в творчествеИ. Гумилева, используя стихотворения «Волшебная скрипка», «Памяти...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Творческие задания
1. Проследите эволюцию образа поэта — художника — человека искусства в творчестве
И. Гумилева, используя стихотворения «Волшебная скрипка», «Памяти Анненского», «Восьмистишие», «Вечер» («Как этот ветер грузен, нс крылат...»), «Слово». Укажите сходные и несходные моменты в стихотворении В. Брюсова «Юному поэту» и в посвящённом Брюсову стихотворении Н. Гумилева «Волшебная скрипка». Напишите эссе.
Эволюция образа поэта-художника в творчестве Н. Гумилёва и его связь с творчеством В. Брюсова
Образ поэта-художника занимает центральное место в поэзии Николая Гумилёва. Его творчество отражает глубокое осмысление роли поэта как творца, посредника между миром реального и идеального, человека, несущего ответственность за судьбу искусства и человечества. Стихотворения «Волшебная скрипка», «Памяти Анненского», «Восьмистишие», «Вечер» и «Слово» демонстрируют, как эволюционирует этот образ, показывая путь от романтического восприятия искусства до осознания его трагической силы и величия. В сопоставлении с «Юному поэту» В. Брюсова и посвящённым Брюсову произведением «Волшебная скрипка» можно проследить сходства и различия в восприятии искусства и поэтического предназначения.
В стихотворении «Волшебная скрипка» Гумилёв создаёт трагический образ художника, взявшего на себя бремя творчества. Скрипка символизирует искусство, которое требует от поэта полной самоотдачи, подчиняя его жизнь служению красоте и вдохновению. Поэт осознаёт, что искусство — это не только радость творения, но и источник страданий. «Духи ада любят слушать эти царственные звуки», — говорит он, подчёркивая, что творчество связано с болью, жертвами и неизбежной трагедией. Этот образ поэта, готового пожертвовать собой ради искусства, подчёркивает героический и одновременно трагический характер его предназначения.
В «Памяти Анненского» Гумилёв переосмысляет роль учителя в становлении поэта. Анненский представлен как последний «из царскосельских лебедей», чьё творчество было пронизано меланхолией и утончённой рефлексией. Здесь поэт-художник предстаёт не только как творец, но и как носитель культурной памяти, человек, сохраняющий и передающий наследие. Эта идея становится важной для Гумилёва, который подчёркивает преемственность поколений в искусстве и ответственность перед прошлым.
В «Восьмистишии» Гумилёв акцентирует внимание на особом даре поэта. «Высокое косноязычье» — это символ вдохновения, переданного свыше, который позволяет поэту преобразовывать мир. Это стихотворение показывает, что поэт — это избранный, человек, способный находить гармонию и красоту там, где другие видят хаос.
Стихотворение «Вечер» показывает, как в повседневной жизни поэт находит вдохновение для творчества. Здесь образ художника становится более земным, его связь с миром сильнее, чем в предыдущих произведениях. Поэт воспринимает окружающий мир как источник ритма и гармонии, которые он переносит в свои стихи. Идея «расковывания сна стихий» подчёркивает роль художника как созидателя, способного преобразовать природу в искусство.
В «Слове» Гумилёв достигает вершины в осмыслении поэта-художника. Здесь слово становится символом абсолютного творчества, равного божественному. «Слово проплывало в вышине», — говорит поэт, подчёркивая его трансцендентную силу. Однако он также осуждает упрощение и профанацию искусства: «Дурно пахнут мёртвые слова». Этот конфликт между возвышенным предназначением слова и его обесцениванием отражает трагедию поэта, вынужденного существовать в несовершенном мире.
Сопоставление с «Юному поэту» В. Брюсова и «Волшебной скрипкой» Гумилёва показывает как сходства, так и различия в восприятии образа художника. Брюсов даёт наставления молодому поэту, подчёркивая три основных принципа: жить будущим, быть равнодушным к людям и поклоняться искусству. Его герой возвышен и отстранён, а искусство становится для него единственной ценностью. Гумилёв в «Волшебной скрипке» создаёт более трагический образ. Его поэт — это не только герой, но и жертва, чья жизнь полностью подчинена искусству. Если Брюсов говорит о возвышенности поэта, то Гумилёв подчёркивает, что эта возвышенность связана с болью и самоотречением.
Таким образом, эволюция образа поэта-художника в творчестве Гумилёва отражает его глубокое понимание искусства как одновременно возвышенного и трагического явления. Поэт видит в искусстве высшую цель, но понимает, что достижение этой цели требует огромных жертв. Эта идея делает его образ поэта одним из самых сложных и значительных в русской литературе.
2. Подготовьте сообщение на тему «Образ Л. Ахматовой в поэзии И. Гумилева» (на материале стихотворений «Современность», «Из логова змисва», «Жестокой», «Укротитель зверей», «Отравленный», «У камина»).
Образ Анны Ахматовой в поэзии Николая Гумилёва
Творческие и личные отношения между Николаем Гумилёвым и Анной Ахматовой нашли отражение в его стихотворениях, где Ахматова представлена как муза, объект страсти, загадка и источник боли. Лирический образ Ахматовой, сформированный Гумилёвым, сочетает в себе черты реальной женщины и идеализированной героини. Поэт использует сложную метафорику, экзотические образы и напряжённые эмоции, чтобы передать свою привязанность, восхищение и разочарование.
В стихотворении «Современность» Ахматова предстаёт как нечто мимолётное и загадочное. Через образы гимназиста и гимназистки, которые напоминают героев пасторальной идиллии, Гумилёв намекает на хрупкость и нежность отношений. Эти фигуры, сравниваемые с Дафнисом и Хлоей, создают атмосферу простоты и красоты, которая, однако, кажется недостижимой. В этом произведении Ахматова представлена как символ утраченной гармонии, вдохновляющий поэта.
В стихотворении «Из логова змиева» Ахматова показана в образе колдуньи, обладающей магической властью над поэтом. Гумилёв описывает её как своенравную, противоречивую фигуру, которую он одновременно боится и жалеет. Образ «змиева логова» усиливает ощущение таинственности и опасности, связывая её с мистическими силами. Эта характеристика подчёркивает силу Ахматовой над поэтом и её способность вызывать в нём сложные, противоречивые чувства.
Стихотворение «Жестокой» раскрывает внутреннюю борьбу поэта, который влюблён в женщину, но не может понять её холодного отношения. Ахматова представлена как недосягаемый идеал, одновременно прекрасный и жестокий. Здесь появляются образы Прометея и Сафо, которые придают героический и трагический оттенок отношениям поэта и его возлюбленной. Ахматова в этом стихотворении — это символ красоты, которая мучает и вдохновляет.
В «Укротителе зверей» образ Ахматовой усложняется. Она сравнивается с загадочным и опасным существом, которое, несмотря на свою силу, пробуждает в поэте трепет и смирение. Гумилёв описывает её как невидимого «зверя», который наблюдает за ним и сопровождает его в самых сложных моментах. Этот образ подчёркивает её неуловимость и влияние на жизнь поэта, превращая её в метафору неизбежной судьбы.
В стихотворении «Отравленный» Ахматова становится символом роковой женщины, чей образ сочетается с мотивом яда. Лирический герой выпивает «золотое вино», которое принесёт ему смерть, но воспринимает этот жест с удивительным спокойствием. Ахматова в этом стихотворении — это воплощение губительной, но прекрасной силы, способной привести к духовному преображению через страдание.
В «У камина» Ахматова, хотя и не упоминается напрямую, вероятно, является той самой женщиной, которая «слушала с злым торжеством». Это намекает на её непроницаемость, умение вызывать эмоции и держать лирического героя в напряжении. Этот образ усиливает драматизм и подчёркивает сложность их отношений.
Таким образом, Гумилёв создал многогранный образ Анны Ахматовой, в котором сочетаются восхищение, любовь, страсть и трагизм. В его стихах она предстает не только как женщина, но и как символ вечной тайны, вдохновения и страдания, что делает их отношения ярким примером сложной и драматичной любви в литературе.
3. Сравните стихотворения II. Гумилёва «Война» и «Наступление» со стихотворением Н. Заболоцкого «В этой роще берёзовой...». Как поэты осмыслили тему человека на войне и жертвы во имя победы? Какую роль в том и другом случае играют батальные сцены и образы природы?
Сравнительный анализ стихотворений Н. Гумилёва «Война», «Наступление» и Н. Заболоцкого «В этой роще берёзовой...»
Стихотворения Н. Гумилёва и Н. Заболоцкого осмысливают тему войны через разные призмы: Гумилёв акцентирует внимание на величии и сакральности военного подвига, а Заболоцкий сосредотачивается на трагичности человеческой судьбы, противопоставляя разрушение и смерть красоте природы. Несмотря на различия в подходах, в обоих случаях война представлена как неизбежная жертва во имя высших целей.
Тема человека на войне
Гумилёв в «Войне» и «Наступлении» создаёт образ воина, который осознаёт свою миссию как священный долг. В «Войне» солдат уподобляется труженику, чья деятельность наполнена смыслом и благословлена Богом: «Тружеников, медленно идущих, / На полях, омоченных в крови, / Подвиг сеющих и славу жнущих, / Ныне, Господи, благослови». Здесь война воспринимается не как хаос и разрушение, а как величественное и святое дело, связанное с подвигом и самопожертвованием. Лирический герой наделён внутренней силой, которая позволяет ему принимать войну с достоинством и верой в божественную справедливость.
В «Наступлении» поэт подчёркивает духовное величие человека на войне. Солдаты, лишённые пищи, обретают утешение в «Господнем слове», которое становится для них источником силы. Лирический герой ощущает себя «носителем мысли великой» и не может допустить собственной смерти, поскольку его сердце бьётся в унисон с «золотым сердцем России». Здесь подчёркивается коллективное начало и единение в борьбе за общую победу.
Заболоцкий в «В этой роще берёзовой...» фокусируется на трагедии войны и её влиянии на человека. Лирический герой, осознавая неизбежность своей гибели, обращается к природе как к последнему прибежищу. Он воспринимает войну как разрушительную стихию, сравнивая её с «безумными мельницами», которые «машут войны крылами вокруг». Однако, несмотря на мрачные образы смерти, герой сохраняет веру в возрождение жизни: «Встанет утро победы торжественной / На века». В его представлении жертва во имя победы оправдана, поскольку она даёт надежду на будущее.
Роль батальных сцен
В стихотворениях Гумилёва батальные сцены наполнены эпическим величием. В «Войне» война описывается как труд, сравниваемый с сельскохозяйственной работой: «А «ура» вдали — как будто пенье / Трудный день окончивших жнецов». Эта метафора усиливает ощущение порядка и гармонии даже в кровопролитной борьбе. В «Наступлении» батальные сцены приобретают динамичность: «Надо мною рвутся шрапнели, / Птиц быстрей взлетают клинки». Здесь война воспринимается как проявление человеческого духа, её мрачные детали преображаются через возвышенные образы.
У Заболоцкого батальные сцены подчёркивают разрушительную силу войны. Взрывы и «смертельное облако» создают атмосферу катастрофы, от которой нет спасения. Однако даже среди этих сцен поэт ищет гармонию: песнь иволги становится символом вечной жизни, которая преодолевает смерть.
Образы природы
Природа в стихотворениях Гумилёва играет роль одухотворённого фона, подчёркивающего величие войны. В «Войне» природа гармонирует с образом битвы: «И воистину светло и свято / Дело величавое войны. / Серафимы, ясны и крылаты, / За плечами воинов видны». Здесь природа становится свидетелем и соучастницей подвига.
У Заболоцкого природа противопоставлена войне. Она воплощает чистоту, красоту и спокойствие, которые разрушает война. Образ берёзовой рощи и песнь иволги подчёркивают хрупкость жизни и её противоречие жестокой реальности. Природа становится символом утраченного мира, но в то же время — надеждой на его возвращение.
Заключение
В стихотворениях Гумилёва и Заболоцкого тема войны раскрывается через сложное переплетение трагедии и величия. Гумилёв видит в войне высшее предназначение человека, связывая её с понятием святости и подвига. Заболоцкий, напротив, подчёркивает катастрофичность войны, её разрушительное воздействие, но не теряет надежды на возрождение. Батальные сцены и образы природы в обоих случаях играют ключевую роль, усиливая драматизм и подчёркивая противопоставление жизни и смерти, разрушения и созидания.
4. Покажите, как традиции поэзии II. Гумилёва, создателя романтического образа мужественной и бесстрашной героической личности («Воин Агамемнона», «На полярных морях и на южных...», «Мои читатели» и др.), отразились в стихотворениях Н. Тихонова «Баллада о гвоздях» и «Баллада о синем пакете». Сделайте сообщение.
Образ героической личности в поэзии Н. Гумилёва и Н. Тихонова: осмысление мужества и самопожертвования
Поэзия Николая Гумилёва и Николая Тихонова воплощает идею героизма, мужества и готовности к самопожертвованию во имя высших целей. В стихотворениях Гумилёва — «Воин Агамемнона», «На полярных морях и на южных» и «Мои читатели» — акцент сделан на романтической идеализации героя, его духовной высоте и величии подвига. В балладах Тихонова — «Баллада о гвоздях» и «Баллада о синем пакете» — героизм приобретает более суровый и лаконичный характер, отражая будничность и жестокую реальность войны.
Образ героической личности у Н. Гумилёва
В стихотворении «Воин Агамемнона» Гумилёв показывает образ идеального героя — вождя, чья смерть воспринимается как утрата высшего смысла. Атрид воплощает силу, благородство и гармонию, а лирический герой ощущает свой жизненный путь бессмысленным без такого лидера. Поэт подчёркивает, что мужество и доблесть — это качества, присущие избранным, и их утрата ведёт к кризису целого поколения.
В «На полярных морях и на южных» Гумилёв рисует портрет героев-первооткрывателей, которые преодолевают стихии и опасности ради великих открытий. Это поэма о людях, чья решимость и стремление к неведомому становятся движущей силой прогресса. Герои стихотворения символизируют идеал дерзости и бесстрашия, их подвиги — свидетельство величия человеческого духа. Образ моря здесь становится метафорой безграничных возможностей и одновременно испытания.
В «Моих читателях» Гумилёв обращается к фигуре сильного и волевого человека, которому его стихи помогают преодолевать жизненные трудности. Читатели поэта — это люди действия, бойцы, искатели, способные встречать судьбу с улыбкой. Гумилёв видит в них воплощение идеала стойкости и способности сохранять достоинство даже перед лицом смерти.
Образ героической личности у Н. Тихонова
В балладах Тихонова героизм приобретает иной оттенок. В «Балладе о гвоздях» центральный образ — это люди, чья выдержка и самообладание сравнимы с прочностью гвоздей. Команда корабля, зная, что не вернётся, сохраняет спокойствие и дисциплину. Лаконичный стиль стихотворения подчёркивает суровую простоту героизма, лишённого романтической идеализации. Герои принимают свою судьбу как неизбежность, демонстрируя несломленность перед лицом смерти.
«Баллада о синем пакете» представляет героизм через образ курьера, который, несмотря на нечеловеческие условия, доставляет важное послание. Его подвиг — это пример жертвы ради общего дела. Тихонов подчёркивает, что героизм часто проявляется не в великих битвах, а в простых, но значимых поступках. Образы природы и техники (летящего коня, рвущегося биплана) создают атмосферу напряжения и подчёркивают масштаб подвига.
Роль природы и батальных сцен
У Гумилёва природа и батальные сцены носят эпический и романтический характер. В «На полярных морях и на южных» море становится как другом, так и врагом героя, подчёркивая его стойкость. В «Воине Агамемнона» природа — это символ гармонии, нарушенной смертью героя, а в «Моих читателях» батальные сцены переплетаются с личными переживаниями героев, что создаёт драматическую глубину.
У Тихонова природа и батальные сцены подчёркивают реалистичность и тяжесть происходящего. В «Балладе о гвоздях» нет эпических описаний, но жёсткие детали, такие как «сухими шагами командир идёт», усиливают драматизм ситуации. В «Балладе о синем пакете» природа становится фоном, который подчёркивает одиночество героя: туман, луга и река акцентируют напряжение и смертельную опасность.
Сходства и различия
Гумилёв и Тихонов показывают героизм как высшее проявление человеческого духа, но их подходы различаются. Гумилёв идеализирует своих героев, делает их воплощением романтического идеала. Тихонов же обращает внимание на будничность и трагизм героизма, показывая его через суровые реалии войны.
Идеалы Гумилёва нашли отражение в стихах Тихонова, но последний адаптировал их к жестоким условиям своего времени, превратив романтический героизм в героизм выживания. Оба поэта подчёркивают важность жертвы во имя общих целей, но трактуют её через разные художественные образы, создавая два различных, но равно впечатляющих подхода к теме героизма.
5. Театрализованная постановка. «Я взял не жену, а колдунью...». В ней могут быть
освещены следующие темы:
1) образ Л. Ахматовой в поэзии Н. Гумилёва (стихотворения «Жираф», «Жестокой», «Из логова змисва», «Укротитель зверей», «Отравленный», «Современность», «У камина»):
2) образ Н. Гумилева в поэзии Л. Ахматовой (стихотворения «В ремешках пенал и книги были...», «Он любил три вещи на свете...», «не бывать тебе в живых...»; «Реквием» (эпилог II. «Опять поминальный приблизился час...»).
Сценарий театрализованного вечера «Я взял не жену, а колдунью...»
Тема вечера: Образ Анны Ахматовой в поэзии Николая Гумилёва
Цель: Осветить через драматизацию и чтение стихов многогранный образ Анны Ахматовой, представленный в стихотворениях Николая Гумилёва.
Основные персонажи:
1. Ведущий/Рассказывающий – комментирует стихи, связывает между собой сцены, поясняет контекст.
2. Поэт (Николай Гумилёв) – центральный персонаж, читает свои стихи и погружается в личные переживания.
3. Муза (Анна Ахматова) – воплощение образа женщины-колдуньи, одновременно вдохновляющей и мучающей героя.
4. Второстепенные персонажи – эпизодические роли для создания атмосферы, в том числе образы природы, животных и мистических элементов.
1. Пролог
Декорации: На сцене приглушённый свет, каминный уголок с креслом, на заднем плане — силуэт Африки (напоминание о «Жирафе») и образ Лысой горы (из «Из логова змиева»).
Действие: Ведущий выходит на сцену.
Реплика ведущего: «Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие по миру Николая Гумилёва. Его муза, Анна Ахматова, стала символом вдохновения, любви, мучений и силы. Он видел в ней колдунью, загадку, женщину необыкновенной судьбы. Начнём наш вечер с образа волшебного Африканского жирафа, далёкого и прекрасного, как сам идеал поэта».
2. Сцена «Жираф»
Декорации: Тёплый свет, зелёные оттенки, звуки природы. На заднем плане – водопад, деревья, силуэт жирафа.
Действие: Поэт (Гумилёв) читает стихотворение «Жираф». На сцене Муза в светлом платье, но в руках она держит тёмную вуаль, символизирующую её внутреннюю отстранённость.
Реплика Поэта: (Читает стихотворение, сдерживая внутреннюю боль).
Муза: Плачет без слов, затем уходит вглубь сцены.
Ведущий:
«Анна Ахматова для Гумилёва была символом недостижимой мечты. Как жираф в Африке, она оставалась далёкой и загадочной».
3. Сцена «Из логова змиева»
Декорации: Тёмные тона, силуэт Луны, в центре – фигура Музы в чёрном плаще. В руках она держит свечу.
Действие: Поэт упрекает Музу за её холодность. Звучит стихотворение «Из логова змиева».
Муза:
(Говорит резко, с вызовом). «Ты думаешь, я лишь птица-певунья? Я – тайна, которую ты никогда не разгадаешь».
Поэт:
(Читает стихотворение, с отчаянием).
Ведущий:
«Ахматова в стихах Гумилёва становится колдуньей – сильной, мистической, завораживающей, но и пугающей своей неуловимостью».
4. Сцена «Укротитель зверей»
Декорации: Клетка, силуэты диких животных. Поэт стоит перед ней, в руках хлыст.
Муза:
(Появляется в светлом платье, но в глазах блеск превосходства).
Поэт:
(Читает «Укротителя зверей»). «Ты — тот загадочный зверь, который никогда не играет с другими. Ты — моя судьба, мой страх и моя любовь».
Ведущий:
«Образ Музы в этом стихотворении — это вызов судьбе, борьба с собственными страстями. Ахматова — не только женщина, но и внутренний демон, с которым борется поэт».
5. Сцена «Отравленный»
Декорации: Небольшой стол с двумя бокалами, в одном – «золотое вино». Муза стоит в тени, держа бокал.
Действие: Поэт читает стихотворение, делая паузы на диалоги с Музой.
Муза:
(Тихо, но сдержанно). «Почему ты веришь в мою жестокость? Ты сам выбрал эту чашу».
Ведущий:
«Отравленный любовью и болью, Гумилёв не раз видел в своей музе роковую женщину, приносящую не только счастье, но и страдание».
6. Сцена «Современность»
Декорации: Полумрак, окно, силуэты гимназиста и гимназистки.
Действие: Поэт сидит у окна, читает стихотворение «Современность».
Ведущий:
«Гумилёв ищет в своей музе идеал, героиню древнегреческих мифов. Но в реальности он видит лишь образы, напоминающие ему о несовершенстве мира».
7. Сцена «У камина»
Декорации: Камин, глубокое кресло. Поэт сидит, Муза стоит в углу, наблюдает.
Действие: Поэт рассказывает о своих странствиях, читает стихотворение.
Муза:
(Смотрит с лёгкой иронией). «Ты думал найти ответы в дальних странах, но всё это лишь тень».
Ведущий:
«Ахматова — это молчаливый свидетель, чья загадка остаётся неразгаданной. Её образ пронизывает все стихи Гумилёва».
8. Эпилог
Декорации: Гаснет свет, остаётся только силуэт Музы.
Действие: Ведущий завершает вечер.
Реплика ведущего:
«Для Николая Гумилёва Анна Ахматова была больше, чем женщиной. Она была его судьбой, его трагедией, его вдохновением. Её образ живёт в его стихах, как символ вечной тайны и недостижимого идеала».
Звучит музыка (например, «Лунная соната» Бетховена). Занавес.
Сценарий театрализованного вечера
Название: «Я взял не жену, а колдунью...»
Тема: Образ Николая Гумилёва в поэзии Анны Ахматовой
Цель вечера:
Показать, как Анна Ахматова через свои стихи создала образ Николая Гумилёва, запечатлев его не только как мужа, но и как человека, поэта, символа утраченного идеала.
Основные персонажи:
1. Ведущий/Рассказчик – связывает между собой сцены, поясняет контекст, задаёт эмоциональный настрой.
2. Анна Ахматова – центральный персонаж, читает свои стихи, размышляет о прошлом.
3. Николай Гумилёв – фигура, оживающая в воспоминаниях Ахматовой, играет роль в её поэтических монологах.
4. Символические образы – фоновые персонажи: Детство, Смерть, Любовь, Память.
Сцены вечера:
1. Пролог
Декорации: Полутёмная сцена. На заднем плане – силуэт мужчины с книгой в руках. В центре – женщина у окна с пером и бумагой.
Музыка: Тихая мелодия (например, «Лунная соната» Бетховена).
Действие:
Рассказчик выходит в центр сцены.
Реплика Рассказчика:
«Анна Ахматова и Николай Гумилёв – два имени, ставшие символами трагической любви, искусства и времени. Сегодня мы прикоснёмся к их миру, полному сложных чувств, воспоминаний и печали. В каждом из её стихов, посвящённых ему, звучит не только скорбь, но и вечная благодарность».
2. Сцена «Воспоминание о детстве»
Декорации: Осенняя аллея, школьная скамья.
Действие: На сцене появляется молодая Ахматова с книгами. Она читает стихотворение «В ремешках лежал и книги были…».
Реплика Анны:
(Тихо, с теплотой). «Я возвращалась из школы… а ты тогда был лишь весёлым мальчиком. Но прошло время, и ты изменился, стал лебедем надменным».
Рассказчик:
«Ахматова возвращается к первому впечатлению о Гумилёве – как к образу, который с годами обрёл новое звучание. Это не просто человек, а символ её юности».
3. Сцена «Он любил три вещи...»
Декорации: Книжный стол, карты, стилизованные под старинные.
Действие: Анна Ахматова сидит за столом, читает стихотворение. На заднем плане фигура Гумилёва, занятая раскладыванием карт.
Анна:
(Читает с лёгкой горечью). «Он любил три вещи на свете: за вечерней пенье, белых павлинов и стертые карты Америки… а я была его женой».
Рассказчик:
«В этом стихотворении звучит горькое признание: несмотря на связь их судеб, они всегда оставались чужими друг для друга. Ахматова не осуждает, но понимает неизбежность их расхождений».
4. Сцена «Смерть»
Декорации: Тёмная сцена, на переднем плане — женщина в чёрном, символизирующая Смерть.
Действие:
Анна Ахматова читает стихотворение «Не бывать тебе в живых».
Анна:
(Голос дрожит). «Любит, любит кровушку русская земля…»
Рассказчик:
«Это стихотворение – прощание. Ахматова принимает судьбу Гумилёва и его трагическую гибель. Но её скорбь наполняется народной болью, её слова звучат от имени всех».
5. Сцена «Реквием»
Декорации: Улица Ленинграда, тюремные стены. На фоне – силуэты женщин, стоящих в очереди.
Действие: Анна Ахматова стоит в центре сцены, читает эпилог из «Реквиема».
Анна:
(Тихо, но с силой). «Хотелось бы всех поимённо назвать, да отняли список, и негде узнать…»
Рассказчик:
«Ахматова переживает боль утраты не только личной, но и общей. Это скорбь по всем невинным жертвам времени».
6. Эпилог
Декорации: Гаснет свет, остаётся силуэт женщины, пишущей за столом.
Действие: Рассказчик завершает вечер.
Рассказчик:
«Образ Николая Гумилёва остался в сердце Ахматовой как вечная боль, вдохновение и загадка. Через её стихи он стал бессмертным, как бессмертна и её любовь».
Музыка: Мелодия плавно угасает, занавес.
Примерные темы сочинений
• Образ героической личности в поэзии II. Гумилёва.
В сочинении необходимо показать, из каких компонентов складывается образ героической личности в поэзии Н. Гумилёва, какие историко-культурные облики этот образ принимает от стихотворения к стихотворению. В качестве основного материала анализа могут бытъ использованы такие стихотворения, как «Сонет» («Как конквистадор в панцире железном...»), «Капитаны», «У камина», «Мои читатели». Покажите, какие стилистические приемы использует в каждом из случаев поэт для развёрнутого художественного воплощения этого образа.
Образ героической личности в творчестве Николая Гумилёва — это один из ключевых элементов, вокруг которого строится его поэтический мир. Этот образ формируется из сочетания историко-культурных мотивов, возвышенного идеала человека и стилистической выразительности. Поэт черпает вдохновение в романтической традиции, мифологии и исторических образах, создавая уникальный портрет героя, который одновременно является отголоском прошлого и проекцией будущего. В анализируемых стихотворениях «Сонет», «Капитаны», «У камина» и «Мои читатели» можно проследить, как этот образ эволюционирует и раскрывается в разных ипостасях.
В «Сонете» Гумилёв использует метафору конквистадора в «панцире железном» как символ мужества, стойкости и целеустремлённости. Герой стихотворения — это человек, для которого путь важнее конечной цели. Он смело шагает навстречу неизвестности, принимая даже смерть как неизбежную часть своего пути. Лирический герой воплощает идею борьбы, движения к недостижимому идеалу — «голубой лилии». Образ конквистадора метафорически передаёт не только индивидуальную силу духа, но и стремление к познанию, к преодолению границ возможного. Стилистические приёмы, такие как аллитерация («смутном и беззвёздном»), усиленные метафоры («панцирь железный», «рукою мертвеца»), подчёркивают героическую торжественность образа.
В стихотворении «Капитаны» Гумилёв создаёт эпическую картину мира, населённого героическими личностями прошлого. Капитаны — это первооткрыватели, исследователи, готовые бросить вызов стихии и судьбе. Их руки, «пропитанные солью моря», и «уверенный взгляд» подчёркивают их силу и отвагу. Историко-культурные образы, такие как Колумб, Лаперуз, Улисс, Ганнон, органично вплетаются в текст, формируя панораму мировой героической истории. Гумилёв противопоставляет обыденную жизнь этих капитанов идеальному миру неизведанных пространств, где «реют червонного золота пчелы» и «розы краснее, чем пурпур царей». Этот контраст между реальностью и мечтой усиливает героический пафос стихотворения.
В «У камина» образ героя представляется в более лирической и интроспективной форме. Здесь герой — путешественник, исследователь, который вспоминает свои великие свершения: открытие «храма из-под песка», «именем его названную реку», покорение «пяти племён». Однако внутреннее состояние героя окрашено тоской и одиночеством. Его «тягостная боль души» символизирует кризис героической личности, запертой в тесных рамках обыденности. Здесь герой противостоит не внешним вызовам, а своим внутренним страхам. Гумилёв мастерски создаёт контраст между величием прошлого и ограничениями настоящего, используя детали, такие как «догорающий камин» и «злое торжество женщины в углу».
В стихотворении «Мои читатели» Гумилёв раскрывает ещё одну грань героической личности — её влияние на других. Лирический герой — это поэт, чьи произведения вдохновляют таких же сильных и смелых людей: «убивавших слонов и людей», «умиравших от жажды в пустыне». Этот образ объединяет в себе черты творца и наставника, который учит своих читателей не бояться трудностей, оставаться верными своим принципам и, даже сталкиваясь со смертью, сохранять внутреннее достоинство. Стилистически стихотворение строится на параллелизме и символике, что подчёркивает универсальность образа героической личности.
Таким образом, Гумилёв в своих стихотворениях создаёт многогранный образ героя, который сочетает в себе черты первооткрывателя, воина, творца и человека, преодолевающего внутренние конфликты. Используя богатый арсенал стилистических приёмов, поэт передаёт не только внешнее величие своих героев, но и их внутреннюю стойкость, способность оставаться верными идеалам даже в самые трудные моменты. Эти образы становятся символами вечного стремления к идеалу, к преодолению границ возможного, что делает творчество Гумилёва актуальным и вдохновляющим для каждого поколения.
Темы рефератов
• Африканские путешествия Н. Гумилева (по книге В. Полушина «Николай Гумилёв: жизнь расстрелянного поэта»).
Африканские путешествия Николая Гумилёва
Николай Степанович Гумилёв (1886–1921) — выдающийся русский поэт, основатель акмеизма, который запомнился не только своими литературными достижениями, но и своей страстью к путешествиям. Африка, в частности, заняла особое место в жизни и творчестве Гумилёва. Его поездки на этот загадочный континент стали источником вдохновения для множества стихотворений, насыщенных экзотическими мотивами и философскими размышлениями. В своей книге «Николай Гумилёв: жизнь расстрелянного поэта» В. Полушин подробно описывает экспедиции поэта и их значение.
Первое путешествие (1907–1908)
В 1907 году Гумилёв отправился в своё первое путешествие в Египет. Эта поездка стала первым серьёзным опытом знакомства с экзотической культурой Востока. Гумилёв был очарован Каиром, древними пирамидами, таинственными песчаными пустынями и культурным богатством древнего Египта. Он изучал арабский язык, традиции и обычаи местного населения, проводя время в библиотеках и среди руин. Это путешествие привнесло в его творчество яркие восточные мотивы, которые стали основой для некоторых произведений, вошедших в сборник «Романтические цветы» (1908).
В стихах Гумилёва этого периода прослеживается восхищение величием древнего мира и восточной экзотикой. Например, в его произведениях можно встретить образы пирамид, пустынь, загадочных персонажей и атмосферу Востока, которая стала неотъемлемой частью его раннего творчества.
Второе путешествие (1910–1911)
Вторая поездка Гумилёва на африканский континент оказалась более значимой и насыщенной. В 1910 году он отправился в Абиссинию (современную Эфиопию), где стал участником научной экспедиции, организованной Зоологическим музеем Академии наук. Экспедиция была направлена на изучение флоры, фауны и этнографии региона. Гумилёв жил среди местных племён, охотился на диких животных и исследовал неизведанные земли. Эти впечатления оставили глубокий след в его творчестве, сделав Африку центральной темой его поэзии.
Абиссиния, со своей древней культурой и природным богатством, вдохновила Гумилёва на создание ряда произведений, включённых в сборник «Жемчуга» (1910). В этих стихах звучит восторг перед необузданной природой, силами стихии и экзотикой, которая манила его как поэта. Африка становится для Гумилёва символом не только внешнего мира, но и внутреннего поиска, места испытаний и преодоления.
Третье путешествие (1913)
В 1913 году Гумилёв отправился в Судан и Кению. Это путешествие отличалось от предыдущих тем, что он уже имел опыт и знания о континенте. На этот раз экспедиция была сосредоточена на изучении местной природы и сборе образцов для российских музеев. Гумилёв отправлялся в труднодоступные районы, общался с местными жителями, наблюдал за их жизнью и культурой.
Эта поездка обогатила его творчество новыми яркими впечатлениями. В стихах Гумилёва появляются образы охоты, пустынных пейзажей, экзотических растений и животных. Например, жираф становится символом изысканной красоты и гармонии, что особенно заметно в знаменитом стихотворении «Жираф». Он также обращается к мифологическим мотивам, связывая африканскую природу с глубокими философскими размышлениями о месте человека в мире.
Влияние Африки на творчество Гумилёва
Африканские путешествия стали важной вехой в жизни и творчестве поэта. Континент не только расширил его кругозор, но и вдохновил на создание уникальных художественных образов. Африка в поэзии Гумилёва — это не просто географическое место, а пространство, где человек сталкивается с силой природы, познаёт себя, преодолевает страхи и находит красоту в диких, необузданных формах.
В стихотворении «Жираф» Гумилёв показывает, как африканская экзотика становится средством преодоления обыденности и серости окружающего мира. Жираф — это образ далёкой, неведомой красоты, которой герой стремится поделиться с другим человеком, открыть для него мир чуда.
Стихотворение «Капитаны» можно рассматривать как гимн исследователям, которые, подобно Гумилёву, стремятся открыть новое и преодолеть границы. Здесь прослеживается образ героической личности, вдохновлённой духом приключений. Африканские мотивы делают стихотворения Гумилёва уникальными, выделяя их среди произведений русской поэзии.
Личность Гумилёва как путешественника
В. Полушин в своей книге подчёркивает, что Гумилёв был не просто поэтом, а настоящим авантюристом, готовым к рискам и лишениям ради новых открытий. Его интерес к Африке выходил за рамки простой любознательности — он стремился проникнуть в суть жизни континента, увидеть его глазами первооткрывателя.
Гумилёв стал одним из немногих русских поэтов, для которых Африка стала частью не только творчества, но и жизни. Ему удалось перенести на страницы своих произведений образы, которые поражают своей яркостью и силой. Африка в поэзии Гумилёва — это мир, полный приключений, таинственности и красоты, который остаётся вечным источником вдохновения для его читателей.
Заключение
Африканские путешествия Николая Гумилёва стали неотъемлемой частью его биографии и творческого пути. Они дали ему уникальный опыт, который отразился в его поэзии и прозе. Гумилёв показал, что поэт может быть исследователем, первооткрывателем, человеком, который ищет красоту и смысл в неизведанных пространствах. Африка для Гумилёва стала не только местом географических открытий, но и источником глубоких философских и художественных откровений, что сделало его творчество уникальным явлением русской литературы.
• История гибели Н. Гумилёва (по книге В. Полушина «Николай Гумилёв: жизнь расстрелянного поэта»).
История гибели Николая Гумилёва
Николай Гумилёв, яркий представитель Серебряного века русской литературы, трагически погиб в 1921 году. Его смерть стала не только личной трагедией, но и символом судьбы интеллигенции в условиях революционных потрясений. В книге В. Полушина «Николай Гумилёв: жизнь расстрелянного поэта» подробно раскрывается предыстория, обстоятельства и значение гибели поэта.
Политическая обстановка и Гумилёв
1921 год — время, когда молодая Советская власть укрепляла свои позиции, подавляя любые проявления инакомыслия. Николай Гумилёв, человек свободолюбивый, открыто выражавший свои взгляды, оказался в уязвимом положении. Он не принимал идеологию большевизма, что проявлялось как в его личных высказываниях, так и в его поэзии, наполненной мотивами чести, героизма и независимости.
Полушин отмечает, что Гумилёв не был вовлечён в активную политическую деятельность, однако его образ жизни и мировоззрение вызывали подозрения у властей. После возвращения из эмиграции поэт стремился сохранить свою творческую свободу, что делало его чуждым новой идеологической системе. Кроме того, его участие в военных экспедициях и тесные связи с зарубежными интеллектуальными кругами стали основанием для обвинений.
Арест и обвинения
В августе 1921 года Николай Гумилёв был арестован по обвинению в причастности к антисоветскому заговору, известному как «дело Таганцева». По версии следствия, он якобы состоял в организации, ставившей целью свержение Советской власти. Однако, как подчёркивает Полушин, доказательства против Гумилёва были неубедительными и во многом сфабрикованными. Сам поэт категорически отрицал своё участие в заговоре, оставаясь верным своим принципам и не подписывая признаний.
Арест Гумилёва стал частью массовых репрессий, направленных против интеллигенции. Вместе с ним были задержаны десятки других людей, связанных с научными и культурными кругами. Это отражало общую политику большевиков по устранению потенциальных оппонентов и укреплению идеологического контроля.
Смертный приговор
Несмотря на отсутствие убедительных доказательств, Гумилёву и другим обвиняемым было вынесено смертное наказание. В книге Полушина подчёркивается, что приговор поэту стал показательным: его казнь должна была стать предупреждением для тех, кто осмеливался мыслить иначе и сопротивляться новой власти. Смерть Гумилёва имела не только карательный, но и символический характер.
26 августа 1921 года Николай Гумилёв был расстрелян вместе с другими обвиняемыми. Полушин описывает последние дни поэта: его решимость, смирение перед судьбой и нежелание отрекаться от своих убеждений. Эти черты делают его образ ещё более героическим в глазах современников и потомков.
Отражение гибели Гумилёва в литературе
Гибель Николая Гумилёва оказала огромное влияние на русскую литературу. Его современники восприняли эту трагедию как символ потери свободы творчества и трагической судьбы интеллигенции в эпоху революционных изменений. Многие поэты, включая Анну Ахматову, посвятили ему свои произведения. Ахматова в своём «Реквиеме» выразила скорбь не только о личной утрате, но и о судьбе всего поколения, оказавшегося под гнётом тоталитаризма.
Значение гибели Гумилёва
Полушин подчёркивает, что гибель Гумилёва не сломила его творческого наследия. Напротив, она усилила интерес к его произведениям, сделав его имя символом борьбы за свободу. Несмотря на попытки советской власти предать его забвению, Гумилёв остался в памяти народа как человек, не изменивший своим принципам и идеалам.
Заключение
История гибели Николая Гумилёва — это трагический эпизод, который отражает жестокость времени и сложность судьбы русской интеллигенции. Его жизнь и смерть стали символом свободы мысли и независимости, а его творчество продолжает вдохновлять поколения читателей. Книга В. Полушина помогает глубже понять не только обстоятельства гибели поэта, но и значение его личности и творчества для русской культуры.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением