Ответы на вопросы на стр.221 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)









Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Русский язык и литература
1. Найдите в стихотворении «Жираф» примеры вводною предложения, восклицательного предложения, сравнительного оборота, деепричастного оборота (укажите форму правильною и неправильного употребления последнего с точки зрения литературной нормы).
Анализ стихотворения «Жираф» с выделением примеров:
1. Вводное предложение:
В стихотворении присутствует фраза «Я знаю, что много чудесного видит земля». В данном случае «я знаю» является вводным элементом, который выражает уверенность говорящего.
2. Восклицательное предложение:
Пример восклицательного предложения можно найти в следующей строке: «Послушай!» Это короткое и эмоционально окрашенное обращение, передающее призыв к вниманию.
3. Сравнительные обороты:
- «С которым равняться осмелится только луна» — сравнение узора на шкуре жирафа с луной, подчеркивающее его уникальность и красоту.
- «И бег его плавен, как радостный птичий полет» — бег жирафа сравнивается с полетом птицы, что передает грациозность и легкость его движений.
4. Деепричастные обороты:
- «Дробясь и качаясь на влаге широких озер» — правильное использование деепричастий. Оборот указывает на действия, происходящие одновременно с описываемой картиной, что усиливает поэтическую образность.
- «Колени обняв» — пример деепричастия в начале стихотворения. С литературной точки зрения, конструкция допустима, но из-за необычного порядка слов создает легкое напряжение в восприятии текста.
Вывод:
Стихотворение «Жираф» демонстрирует богатую палитру художественных приемов, включая вводные слова, восклицательные предложения, сравнительные обороты и правильное использование деепричастных оборотов. Эти элементы помогают передать экзотическую образность, трепетное отношение к красоте мира и эмоциональную связь между лирическим героем и адресатом.
2. Укажите архаизмы, историзмы, слова иностранного происхождения и примеры использования специальной морской терминологии в стихотворениях «На полярных морях и на южных...» и «Вы все, паладины Зеленого Храма...», «Сонет» («Как конквистадор в панцире железном...») и «Андрей Рублев». Найдите в толковом словаре значения непонятных вам слов.
Архаизмы, историзмы, слова иностранного происхождения и морская терминология в стихотворениях
1. «На полярных морях и на южных...»
• Архаизмы:
- «Хартий» — старинное слово, обозначающее рукописи или карты, применяемое для создания атмосферы прошлого.
- «Ботфорты» — высокий тип сапог, характерный для эпохи морских капитанов и путешественников.
• Историзмы:
- «Фелуки» — исторический термин, обозначающий небольшие парусные суда, часто использовавшиеся в Средиземном море.
- «Пистолет» — упоминание старинного оружия, подчеркивающее эпоху авантюризма.
• Слова иностранного происхождения:
- «Мальстремы» (от норвежского слова) — мощные водовороты, использованные для описания опасностей морей.
- «Манжеты» — заимствование из французского языка, обозначающее часть одежды.
• Морская терминология:
- «Гребни волн» — волны с пенной верхушкой, часто встречающиеся в описании морских бурь.
- «Паруса» — обязательный атрибут кораблей той эпохи.
- «Маяки» — символ навигации, помогавший ориентироваться морякам.
2. «Вы все, паладины Зеленого Храма...»
• Архаизмы:
- «Паладины» — рыцарское звание, исторически относящееся к эпохе Карла Великого.
- «Дифирамб» — архаичное обозначение жанра торжественного гимна.
• Историзмы:
- «Гонзальво» и «Лаперуз» — упоминание исторических фигур и мореплавателей, усиливающее историческую основу текста.
- «Синдбад-Мореход» — образ из восточных сказаний, символизирующий путешественников.
• Слова иностранного происхождения:
- «Флибустьеры» (от французского «flibustier») — морские пираты Карибского моря.
- «Завет» — слово библейского происхождения, добавляющее духовный смысл.
• Морская терминология:
- «Румб» — термин, обозначающий направление в навигации.
- «Валы» — морские волны, олицетворяющие стихию.
3. «Сонет»
• Архаизмы:
- «Панцирь» — обозначение защитного доспеха, относящегося к эпохе рыцарства и воинов.
- «Звено» — в контексте употребления имеет оттенок архаичности, символизируя цепь или связь.
• Историзмы:
- «Конквистадор» — исторический термин, связанный с испанскими завоевателями Америки.
• Слова иностранного происхождения:
- «Сонет» — заимствование из итальянского, обозначающее особую поэтическую форму.
4. «Андрей Рублёв»
• Архаизмы:
- «Иноки» — устаревшее слово, обозначающее монахов, подчеркивающее духовную атмосферу текста.
- «Сирин» — древний мифологический образ, связанный с русской культурой.
• Историзмы:
- «Андрей Рублёв» — имя знаменитого русского иконописца, символизирующее духовность и искусство.
- «Ева» — библейский персонаж, связанный с образом грехопадения.
• Слова иностранного происхождения:
- «Серафим» (из иврита) — высший ангельский чин, усиливающий религиозный тон произведения.
- «Касался» — в данном контексте слово приобретает символический оттенок возвышенности.
Толкования непонятных слов:
1. Фелука — небольшое парусное судно, обычно используемое в Средиземноморье.
2. Манжеты — узкие полосы ткани, украшающие рукава одежды.
3. Паладин — рыцарь эпохи средневековья, прославленный подвигами.
4. Мальстрем — сильный водоворот, символизирующий опасность.
5. Инок — монах, преданный служению Богу.
Вывод:
Во всех стихотворениях Н. Гумилёв умело использует архаизмы, историзмы и термины, чтобы усилить атмосферу эпохи, подчеркнуть героизм, духовность и величие образов. Слова иностранного происхождения добавляют тексту особую стилистическую окраску, а морская терминология делает описания яркими и живыми, вовлекая читателя в мир открытий и путешествий.
3. Выделите в стихотворении «Заблудившийся трамвай»: 1) сложносочиненные и сложноподчиненные предложения (определите их типы), предложения с однородными членами (укажите их), вопросительные предложения, деепричастные обороты, сравнительные обороты, обращения: 2) имена собственные, архаизмы, историзмы. Какая художественная функция за ними закреплена?
В стихотворении Николая Гумилёва «Заблудившийся трамвай» можно выделить следующие элементы:
1. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения:
• Сложносочинённые предложения:
- «Шёл я по улице незнакомой // И вдруг услышал вороний грай, // И звон лютни, и дальние громы, // Передо мной летел трамвай».
- Тип: сложносочинённое предложение с соединительными союзами «и».
• Сложноподчинённые предложения:
- «Как я вскочил на подножку, // Было загадкой для меня, // В воздухе огненную дорожку // Он оставлял и при свете дня».
- Тип: сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным (союз «как»).
- «Машенька, ты здесь жила и пела, // Мне, жениху, ковёр ткала, // Где же теперь твой голос и тело, // Может ли быть, что ты умерла?»
- Тип: сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным (союз «что») и придаточным места (союз «где»).
2. Предложения с однородными членами:
• «Шёл я по улице незнакомой // И вдруг услышал вороний грай, // И звон лютни, и дальние громы, // Передо мной летел трамвай».
- Однородные члены: «карканье ворон», «звон лютни», «дальние раскаты грома».
• «Поздно. Мы уже обогнули стену, // Мы проскочили сквозь пальмовую рощу, // Через Неву, Нил и Сену // Мы прогрохотали по трём мостам».
- Однородные члены: «Неву», «Нил», «Сену».
3. Вопросительные предложения:
• «Где я? Так томно и так тревожно // Сердце моё стучит в ответ: // «Видишь вокзал, на котором можно // Купить билет в Индию Духа?»
• «Машенька, ты здесь жила и пела, // Мне, жениху, ковёр ткала, // Где же теперь твой голос и тело, // Может ли быть, что ты умерла?»
4. Деепричастные обороты:
• «И, мелькнув у оконной рамы, // Бросил нам вслед пытливый взгляд // Нищий старик — конечно, тот самый, // Что умер в Бейруте год назад».
- Деепричастный оборот: «промелькнув у оконной рамы».
5. Сравнительные обороты:
• «В красной рубашке, с лицом, как вымя, // Палач отрубил мне голову, // Она лежала вместе с другими // Здесь, в скользком ящике, на самом дне».
- Сравнительный оборот: «с лицом, как вымя».
6. Обращения:
• «Остановите, вагоновожатый, // Остановите сейчас вагон!»
- Обращение: «вагоновожатый».
• «Машенька, ты здесь жила и пела, // Мне, жениху, ковёр ткала, // Где же теперь твой голос и тело, // Может ли быть, что ты умерла?»
- Обращение: «Машенька».
7. Имена собственные:
• Нева, Нил, Сена, Бейрут, Индия Духа, Императрица, Исакий, Машенька.
8. Архаизмы и историзмы:
• Архаизмы: «светлица» (устаревшее название комнаты), «панихида» (церковная служба по умершему).
• Историзмы: «императрица» (упоминание монархического титула), «палач» (историческая профессия).
Художественная функция:
Использование имён собственных, архаизмов и историзмов в стихотворении создаёт атмосферу путешествия во времени и пространстве, подчёркивая связь между прошлым и настоящим. Названия рек (Нева, Нил, Сена) символизируют разные культуры и эпохи, подчёркивая универсальность человеческого опыта. Архаизмы и историзмы придают тексту оттенок старины, создавая ощущение погружения в прошлые времена и подчёркивая вечные темы жизни и смерти.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением