Ответы на вопросы на стр.222 Часть 1 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)










Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки. Стр. 222
1. Какими предстают богатые купцы Бряхимова в пьесе «Бесприданница»? Что отличает новое поколение торговых людей от патриархального купечества прошлых лет?
В пьесе Александра Николаевича Островского «Бесприданница» богатые купцы Бряхимова изображены как представители нового поколения торговых людей, которое пришло на смену патриархальному купечеству прошлых лет. Эти персонажи лишены традиционной купеческой основательности, духовных ценностей и нравственных ориентиров, которые еще можно было наблюдать у старого поколения. Вместо этого они демонстрируют холодный расчет, цинизм, бесчувственность и жажду наживы.
Новое поколение купцов отличается своей нацеленностью исключительно на прибыль и материальные выгоды. Их интересы сосредоточены вокруг денежных операций, векселей и сделок, что подчеркивает утрату культурных и национальных традиций, которые раньше были важной частью купеческой жизни. Бряхимовские купцы не уважают моральные устои, а их поведение напоминает стихийное стремление к накоплению богатства любой ценой. Они живут в мире, где главной ценностью становятся деньги, а человеческие отношения, мораль и духовность отходят на второй план.
На примере таких персонажей, как Кнуров и Вожеватов, автор показывает контраст между новым поколением торговых людей и патриархальным купечеством. В то время как старое поколение купцов стремилось сохранить семейные ценности и традиции, новое поколение действует без оглядки на мораль. Кнуров, например, расчетлив и хладнокровен. Его заботит только финансовая выгода, и даже в отношениях с Ларисой он не видит человека, а лишь выгодный объект. Вожеватов, в свою очередь, демонстрирует оторванность от национальных традиций, свободное поведение и откровенное пренебрежение к моральным устоям.
Патриархальное купечество прошлого, несмотря на свои недостатки, уважало семейные устои, поддерживало обычаи и имело представление о долге перед близкими и обществом. Новое поколение, представленное в «Бесприданнице», напротив, разрушает эти основы, заменяя их грубыми рыночными отношениями. Эта деградация нравственных ценностей является одной из центральных тем пьесы, в которой Островский осуждает разрушительное влияние капиталистических устремлений на общество и показывает утрату тех моральных и духовных основ, которые составляли суть национального характера.
2. Что сближает Ларису в «Бесприданнице» с Катериной Кабановой?
Ларису в пьесе Александра Николаевича Островского «Бесприданница» и Катерину Кабанову из «Грозы» сближает их внутренний конфликт, возникающий на фоне несоответствия их душевных устремлений окружающему миру. Обе героини принадлежат к различным социальным слоям, но их объединяет стремление к любви, свободе и гармонии, которые они не могут найти в своем окружении. Их внутренний мир значительно глубже и богаче, чем окружающая среда, что делает их чуждыми той действительности, в которой они живут.
Катерина Кабанова является жертвой патриархального уклада и семейного деспотизма, тогда как Лариса страдает от цинизма и расчетливости общества, где всё подчинено деньгам. Однако обе героини испытывают сильное чувство подавленности и несвободы. Катерина не может найти счастья в неволе, где её чувства и желания подавляются строгими нормами, а Лариса — в мире, где человеческие отношения заменены рыночными расчетами, а её искренние чувства превращаются в объект купли-продажи.
Обе героини обладают возвышенной, поэтической натурой, которая противопоставлена грубости окружающего мира. Катерина стремится к духовной свободе и гармонии, что проявляется в её религиозности и чистоте души. Лариса, в свою очередь, ищет идеальной любви, красоты и искренности, которые она не находит среди людей, руководствующихся исключительно прагматическими интересами. Их мечты сталкиваются с суровой реальностью, которая не оставляет им места для счастья.
Сходство между Ларисой и Катериной проявляется и в том, как они переживают свои душевные страдания. Обе героини идут на крайние меры, чтобы разорвать порочный круг несвободы: Катерина бросается в Волгу, не выдержав душевных мучений и осуждения, а Лариса, в отчаянии от предательства и унижения, становится жертвой цинизма и жестокости окружающих её людей. Их гибель становится трагическим итогом их стремления к любви и свободе, которые оказываются несовместимы с миром, в котором они живут.
Таким образом, Лариса и Катерина — это образы женщин, чья тонкая, чувствительная натура не может выжить в обществе, где главенствуют жестокость, эгоизм и равнодушие. Через их судьбы Островский поднимает универсальные вопросы о ценности человеческой души и невозможности сохранить чистоту и гармонию в условиях духовной деградации общества.
3. Почему Лариса так жестоко обманывается в людях?
Лариса Огудалова из пьесы Александра Николаевича Островского «Бесприданница» жестоко обманывается в людях из-за своей тонкой, романтической натуры и неспособности трезво оценивать окружающих. Её мечты и представления о жизни, любви и людях существенно отличаются от реальности, в которой она живёт. Лариса воспринимает мир через призму идеалов, где царствуют искренность, благородство и красота, однако окружающее её общество лишено этих качеств, что становится источником её трагедии.
Главной причиной её обманов является её стремление видеть в людях лучшее. Лариса склонна идеализировать тех, кто вызывает у неё восхищение, и не замечать их недостатков. Например, она долгое время считает Паратова благородным, искренним и возвышенным человеком, не осознавая его циничного и эгоистичного характера. Паратов с самого начала показывает себя как человек, для которого собственные интересы стоят выше чувств других, но Лариса не хочет или не может увидеть это. Её восхищение им основано на его внешнем обаянии, харизме и манерах, которые скрывают его истинную сущность.
Кроме того, Лариса обманывается из-за своей наивности и отсутствия жизненного опыта. Она не понимает, что её окружение, включая даже тех, кто проявляет к ней внимание, движимо неискренними мотивами. Люди вокруг неё, особенно представители нового поколения купечества, руководствуются материальными интересами и цинизмом. Для них чувства и человеческие взаимоотношения подчинены расчёту и выгоде, что Лариса воспринимает как предательство своих идеалов.
Ещё одной причиной её обмана становится то, что Лариса не умеет защищаться от лжи и манипуляций. Её искренность и открытость делают её уязвимой перед окружающими, которые пользуются её доверием. Например, Карандышев, её жених, на первый взгляд кажется заботливым и преданным, но на деле оказывается мелочным и злобным человеком, который пытается утвердиться за её счёт. Он не способен понять её внутренний мир и воспринимает её как способ поднять собственную значимость.
Таким образом, Лариса становится жертвой своей мечтательной натуры, неспособности трезво смотреть на людей и цинизма окружающего мира. Её трагедия заключается в том, что она ищет искренности и красоты в обществе, где эти ценности утрачены. Лариса обманывается не только в людях, но и в самой жизни, где её стремления к гармонии и любви оказываются несовместимыми с суровой реальностью. Это обнажает глубокую драму её характера — конфликт между внутренними идеалами и внешним миром, который не оставляет места для таких чистых и возвышенных чувств.
4. Сравните Паратова и Карандышева. Чем могли увлечь эти герои Ларису и чего в них она не замечала?
Паратов и Карандышев в пьесе Александра Николаевича Островского «Бесприданница» представляют собой две противоположные модели мужских характеров, но каждая из них по-своему влияет на Ларису и становится частью её трагедии. Лариса, обладая романтическим и мечтательным складом натуры, видит в этих мужчинах то, что ей хочется видеть, игнорируя их реальные качества и намерения.
Паратов — это образ благородного, яркого, харизматичного мужчины, который привлекает Ларису своей элегантностью, уверенностью и обаянием. Его манеры, светский стиль жизни, независимость и привлекательная внешность завораживают её, заставляют верить в возможность настоящей, возвышенной любви. Однако Лариса не замечает или не хочет замечать, что за внешним блеском Паратова скрывается эгоизм, расчетливость и цинизм. Он привык брать от жизни всё, что хочет, не задумываясь о последствиях для других. Паратов не испытывает к Ларисе тех глубоких чувств, которых она ждет, а воспринимает её как временное увлечение. Его предложение разорвать помолвку ради выгоды — яркое подтверждение его истинной сущности: он ставит материальные интересы выше человеческих чувств и обязательств.
Карандышев, напротив, совершенно иной по характеру. Он не обладает ни обаянием, ни привлекательностью Паратова, но надеется завоевать Ларису своей преданностью и заботой. Карандышев — человек мелочный, заносчивый и злобный, но в своей ограниченности он искренне верит, что сможет сделать Ларису счастливой. Он увлекает её наивной попыткой показать себя «идеальным женихом», готовым на всё ради её любви. Однако Лариса не замечает его истинной сущности: за показной заботой скрывается желание утвердить собственное самолюбие за её счет. Карандышев воспринимает Ларису не как равную личность, а как трофей, который должен подчеркнуть его значимость в обществе.
Таким образом, Лариса увлечена в Паратове его внешним блеском, уверенностью и свободой, которые кажутся ей воплощением романтического идеала. В Карандышеве её привлекает его кажущаяся преданность, готовность заботиться о ней и стремление защитить её от одиночества. Однако Лариса не видит главного: оба эти мужчины не способны понять и оценить её внутренний мир. Паратов — из-за своей равнодушной расчетливости, а Карандышев — из-за узости своих взглядов и эгоистичной природы. Их недостатки становятся для Ларисы роковыми, обрекая её на жестокие разочарования и глубокую личную трагедию.
5. Какие главные душевные свойства привлекают в героине драмы? Почему судьба Ларисы складывается трагично?
Главные душевные свойства Ларисы Огудаловой, которые привлекают окружающих и делают её образ особенно ярким в драме «Бесприданница» Александра Николаевича Островского, — это её искренность, эмоциональная открытость, утончённая красота и мечтательность. Лариса — человек высокой духовной организации, способный чувствовать мир глубоко и тонко. Её тяга к любви, к возвышенным и светлым идеалам резко выделяет её на фоне грубого и корыстного общества. Она не приемлет фальши и лицемерия, стремится к честности в отношениях и готова жертвовать собой ради настоящих чувств. Лариса живёт в мире романтических грёз и верит в возможность счастья, основанного на любви и взаимопонимании.
Её утончённость и природная доброта делают её чуждой в мире прагматичного купечества, где всё подчинено расчёту и материальным интересам. Лариса, как талантливая певица, олицетворяет гармонию искусства и красоты, что привлекает мужчин, таких как Паратов, Карандышев или Вожеватов. Однако они не способны понять её внутренний мир. Для них она становится объектом восхищения, но не равным партнёром или человеком, чьи чувства и желания имеют значение. Именно эта противоречивая ситуация — быть востребованной, но невостребованной по-настоящему, — становится основой её трагедии.
Судьба Ларисы складывается трагично, потому что она оказывается в ловушке между своими высокими идеалами и суровой реальностью. Её мечты о настоящей любви и счастье разбиваются о цинизм и эгоизм окружающих. Паратов, чья привлекательность и харизма так покорили Ларису, оказывается человеком холодным и расчетливым, готовым пожертвовать её чувствами ради своей выгоды. Карандышев, напротив, предлагает ей свою преданность, но делает это не из любви, а из желания самоутвердиться, поставить себя выше других. Лариса, чувствуя отчаяние, соглашается выйти за него замуж, но её сердцем всё ещё правят мечты о другом, более возвышенном и искреннем чувстве.
Ключевой момент трагедии Ларисы — её внутренний разрыв между миром романтических грёз и грубой действительностью. Она не находит опоры ни в одном из мужчин, которые её окружают, и остаётся одинокой в своей борьбе за любовь и свободу. Её гибель становится символом жертвы, принесённой обществу, которое ценит деньги и статус больше, чем человеческую душу. Лариса становится воплощением красоты и чистоты, которые оказываются ненужными в мире расчёта и эгоизма. Её трагедия подводит итог драме Островского, отражая утрату национальных идеалов, которые уступают место холодному прагматизму и бездуховности.
6. В чём смысл названия пьесы? Как оценивает Островский утрату национального «приданого» героями произведения?
Смысл названия пьесы «Бесприданница» Александра Николаевича Островского глубоко символичен и многозначен. Оно отражает как буквальное положение главной героини Ларисы Огудаловой, так и метафорическое значение утраты духовных ценностей в обществе. В прямом смысле бесприданница — это девушка, не имеющая материального приданого, что делает её положение в купеческом и дворянском мире крайне уязвимым. Лариса становится жертвой общественных устоев, где деньги и статус определяют ценность человека, а отсутствие приданого делает её зависимой от милости окружающих.
Однако значение названия выходит далеко за рамки социального аспекта. Оно символизирует потерю «приданого» в более широком смысле — национальных и духовных ценностей, которые прежде определяли русское общество. Лариса в пьесе — это не просто бесприданница в буквальном смысле, она — воплощение утраченных идеалов, таких как искренность, чистота, духовность и тяга к прекрасному. Островский через её образ говорит об упадке нравственных ориентиров, когда истинная красота и человеческая душа оказываются неоценёнными и невостребованными в обществе, где правят расчёт и эгоизм.
Островский оценивает утрату национального «приданого» героиням произведения как трагедию. Это «приданое» он понимает не как материальное богатство, а как совокупность тех нравственных, культурных и духовных ценностей, которые раньше составляли основу русской жизни. В условиях капиталистического общества, стремящегося к выгоде и богатству, эти ценности утрачиваются, а на смену им приходят корысть, безразличие и цинизм. Лариса, как носительница высокой духовности, становится чуждой в мире, где всё измеряется деньгами и статусом.
Через трагическую судьбу Ларисы Островский подчёркивает, что утрата национального «приданого» ведёт к духовной деградации общества. Лариса погибает не только из-за жестокости конкретных людей, но и из-за того, что её искренность, талант и чистота не находят отклика в окружающем мире. Её трагедия — это трагедия всего общества, которое отказывается от своих корней, национальных идеалов и подлинных человеческих ценностей. Таким образом, название пьесы не только обозначает социальную проблему, но и становится символом глубокой культурной и духовной утраты, о которой с болью пишет драматург.
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением