Ответы на вопросы на стр.224-225 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 7 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Какие картины природы видятся вам при чтении стихотворения? Какое настроение передаёт вам поэт?При чтении стихотворения А. А. Фета...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 7 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Какие картины природы видятся вам при чтении стихотворения? Какое настроение передаёт вам поэт?
При чтении стихотворения А. А. Фета "Неохотно и несмело" перед глазами возникают яркие и динамичные картины природы. Вот какие образы можно представить:
1. Начальная картина: Солнце неохотно выглядывает из-за туч, освещая поля. Земля при этом кажется нахмуренной, как будто предчувствует надвигающуюся грозу. Ветер тёплый, но порывистый, что создаёт ощущение приближающегося непогоды.
2. Гроза: Появляется дальний гром, и начинается дождь. Картина нив, зеленеющих под грозовым небом, становится особенно яркой — кажется, что зелень становится насыщеннее в контрасте с мрачными тучами.
3. Молния: Из-за тучи внезапно пробивается струя синей молнии, окантованная белым пламенем. Этот момент подчёркивает внезапность и мощь грозы, которая начинает разворачиваться в полную силу.
4. Дождь и буря: Дождевые капли начинают падать чаще, пыль с полей поднимается вихрем, усиливается гром. Эта часть стихотворения изображает кульминацию грозы, когда природа в полном разгаре своей стихии.
5. Успокоение: Гроза постепенно утихает. Солнце снова выглядывает, но теперь с некоторой угрюмостью, исподлобья. В конце концов, вся смятенная земля погружается в сияние, как будто очищенная после бурного природного явления.
Настроение, переданное поэтом:
Стихотворение передаёт смену настроений — от тревожного ожидания до мощного, динамичного разгара грозы и последующего умиротворения. Вначале настроение немного тревожное и напряжённое, когда природа готовится к грозе. Затем, с началом грозы, возникает чувство силы, динамики, драматизма — это как природный спектакль, где гроза разворачивается во всей своей мощи. И наконец, наступает момент успокоения, когда после грозы природа, хотя и потревоженная, возвращается к равновесию.
Поэт использует эти образы, чтобы передать ощущение силы природы, её непредсказуемости и одновременно её способности возвращаться к покою после бурных проявлений. Настроение стихотворения — это смесь тревоги, восхищения и, в конце концов, умиротворения, когда гроза проходит и наступает момент спокойствия.
2. Найдите эпитеты, сравнения, которые помогают автору нарисовать картину наступающей грозы и всепобеждающего солнца.
В стихотворении А. А. Фета "Неохотно и несмело" автор использует ряд эпитетов и образов, которые помогают нарисовать картину наступающей грозы и всепобеждающего солнца.
Эпитеты:
1. "Неохотно и несмело" — эпитеты, описывающие, как солнце появляется на небосклоне. Эти слова создают образ солнца, которое как будто колеблется и не решается полностью осветить землю перед началом грозы.
2. "Принахмурилась земля" — эпитет, который передает состояние природы перед грозой, создавая ощущение, что сама земля чувствует приближение непогоды.
3. "Зеленеющие нивы" — эпитет, описывающий поля, которые как будто оживают и становятся ещё ярче под влиянием приближающейся грозы.
4. "Синей молнии струя" — эпитет, подчёркивающий цвет и форму молнии, усиливающий образ драматичности происходящего.
5. "Смятенная земля" — эпитет, передающий состояние природы после грозы, когда всё ещё чувствуется её влияние, но солнце уже начинает восстанавливать равновесие.
Сравнения и образы:
1. "Солнце смотрит на поля исподлобья" — сравнение, которое придаёт солнцу человеческие черты, как будто оно недовольно или насторожено перед тем, как полностью осветить землю. Этот образ подчеркивает борьбу между солнцем и грозой.
2. "Вся смятенная земля в сиянье потонула" — образ, описывающий, как солнце, несмотря на грозу, всё-таки побеждает и освещает землю, возвращая ей свет и покой.
Эти эпитеты и сравнения помогают автору создать яркую, динамичную картину природы, где каждый элемент подчеркивает, как напряжение перед грозой, так и мощь всепобеждающего солнца, которое, несмотря на все препятствия, снова освещает землю.
3. Какой приём используется поэтом в поэтических выражениях: «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «Солнце раз ещё взглянуло исподлобья на поля, и в сиянье потонула вся смятенная земля»? Что с помощью этого приёма достигается?
В поэтических выражениях «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «Солнце раз ещё взглянуло исподлобья на поля, и в сиянье потонула вся смятенная земля» А. А. Фет использует приём олицетворения. Этот приём придаёт неодушевлённым объектам — солнцу и земле — человеческие качества и эмоции.
Что достигается с помощью этого приёма:
1. Эмоциональная насыщенность и живость образов: Олицетворение позволяет сделать природу более живой и динамичной. Когда солнцу и земле придаются человеческие черты, они становятся участниками некоего драматического действия, что усиливает эмоциональное восприятие стихотворения. Например, когда солнце "смотрит на поля" и "взглянуло исподлобья", создаётся впечатление, что оно активно участвует в происходящем, как персонаж, реагируя на события.
2. Подчёркивание напряжённости и драматизма: Выражение "принахмурилась земля" передаёт состояние природы перед грозой, создавая ощущение тревожного ожидания. Это усиливает напряжение в стихотворении, подготавливая читателя к бурному развитию событий.
3. Символизм борьбы и преодоления: Олицетворение также помогает подчеркнуть борьбу между природными силами. Солнце, которое "взглянуло исподлобья" и "смотрит", олицетворяет силу света и тепла, противостоящую грозе. Когда солнце, несмотря на грозу, снова появляется и заливает землю светом, это символизирует победу светлых сил над хаосом и мраком.
Таким образом, использование олицетворения в этих выражениях позволяет Фету не только оживить природу, но и создать яркий, эмоционально насыщенный образ борьбы и гармонии в природном мире.
4. Использован ли в стихотворении приём звукописи? Если использован, то с какой целью?
Да, в стихотворении А. А. Фета «Неохотно и несмело» используется приём звукописи. Этот приём помогает передать звучание и настроение стихотворения через подбор и сочетание звуков, что усиливает образность и эмоциональное воздействие на читателя.
Примеры звукописи в стихотворении:
1. Звук "р":
o «Чу, за тучей прогремело, принахмурилась земля»
o «И раскаты громовые всё сердитей и смелей»
Частое использование звука "р" помогает передать ощущение гремящего грома, создавая эффект раскатов и вибрации, который ассоциируется с надвигающейся грозой. Этот звук подчёркивает напряжённость и динамику природных явлений.
2. Звуки "с" и "ш":
o «Чаще капли дождевые»
o «Вихрем пыль летит с полей»
Эти звуки передают шум дождя и шуршание ветра, усиливая ощущение движения и нарастающего волнения в природе.
3. Звук "з":
o «Зеленеющие нивы зеленее под грозой»
o «Солнце раз ещё взглянуло исподлобья на поля»
Повторение звука "з" создаёт эффект жужжания и шепота, что можно связать с лёгким движением листвы и травы под воздействием ветра перед бурей, а также с напряжённым ожиданием грозы.
Цель использования звукописи:
Звукопись в стихотворении используется для создания атмосферы и передачи звуковых образов природы. С её помощью Фет:
1. Усиливает эмоциональное восприятие: Звуки в стихотворении помогают читателю буквально "услышать" приближающуюся грозу, ощущение раскатов грома, шорох дождя и порывов ветра. Это делает описание более живым и реалистичным.
2. Создаёт музыкальность стиха: Подбор звуков делает стихотворение мелодичным, наполняет его ритмом и гармонией, что способствует более глубокой передаче настроения и эмоций.
3. Подчеркивает драматизм: За счёт звукописи Фет передаёт нарастающее напряжение, переход от ожидания грозы к её кульминации и затем к успокоению природы. Звуки создают динамику, подчёркивая смену состояний и настроений в стихотворении.
Таким образом, звукопись в стихотворении Фета играет важную роль в создании звукового и эмоционального фона, который усиливает образность и делает восприятие стихотворения более глубоким и многослойным.
Фонохрестоматия
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
«Неохотно и несмело...»
1. Как актёр передаёт нарастание стремительности грозы? Какие выразительные средства художественного чтения помогают в этом?
Актёр передаёт нарастание стремительности грозы, используя ряд выразительных средств художественного чтения:
• Повышение и понижение интонации: Актёр использует интонацию для передачи напряжения и динамики. В начале стихотворения интонация может быть более спокойной, но по мере приближения грозы актёр постепенно повышает тон, передавая ощущение надвигающейся стихии. В моменты кульминации грозы интонация становится особенно высокой и напряжённой, что подчёркивает драматизм происходящего. Затем, когда гроза утихает, интонация снова понижается, передавая чувство успокоения.
• Изменение темпа: Темп чтения также играет важную роль. В начале стихотворения темп может быть медленным и размеренным, отражая состояние природы перед бурей. По мере усиления грозы темп ускоряется, что передаёт нарастающую стремительность и энергию стихии. В конце стихотворения, когда гроза заканчивается, темп снова замедляется, подчеркивая наступившее спокойствие.
• Паузы: Паузы используются для создания напряжения и акцентирования внимания на ключевых моментах стихотворения. Короткие паузы между словами и фразами в моменты нарастания грозы помогают усилить драматизм и дать слушателю время ощутить напряжение, создаваемое стихией. В кульминационные моменты паузы могут быть резкими и короткими, а в финале — более длинными и плавными, что отражает смену настроения.
Эти выразительные средства позволяют актёру не только передать динамику и стремительность грозы, но и создать эмоциональное воздействие на слушателя, делая стихотворение более живым и впечатляющим.
2. В первой и последней строфах описывается освещённая солнцем земля. В чём различие этих картин? Как это различие передаёт актёр?
В первой и последней строфах стихотворения действительно описывается освещённая солнцем земля, но картины этих моментов существенно различаются.
1. Различие картин:
o Первая строфа: Природа находится в состоянии ожидания грозы. Солнце "неохотно и несмело" смотрит на поля, как будто предчувствуя надвигающуюся бурю. Это создаёт ощущение напряжённости и тревоги, природа ещё не успокоилась, и солнце светит с некоторым колебанием, отражая настороженность перед грозой.
o Последняя строфа: Гроза уже миновала. Солнце снова "взглянуло исподлобья на поля", но теперь это взгляд победителя, который наблюдает за последствиями стихии. Земля, хотя и "смятенная", уже успокоилась, и всё погружается в сияние солнечного света, символизируя возвращение гармонии и покоя после бури.
2. Как актёр передаёт различия:
o Интонация: В первой строфе актёр использует более осторожную, мягкую интонацию, чтобы передать нерешительность солнца и напряжение в природе. В последней строфе интонация становится более уверенной, подчёркивая, что гроза миновала, и солнце вновь взяло верх.
o Ритм прочтения: В первой строфе ритм может быть более замедленным, с паузами, передающими ожидание и подготовку к грозе. В последней строфе ритм становится более плавным и спокойным, отражая завершение бури и возвращение к привычному ритму жизни.
Таким образом, актёр подчеркивает различия между этими картинами, используя изменения интонации и ритма прочтения, что помогает передать переход от напряжённого ожидания к умиротворению и восстановлению после грозы.
3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, постарайтесь передать смену переживаний лирического героя.
Для подготовки выразительного чтения стихотворения А. А. Фета «Неохотно и несмело» важно учитывать смену настроений и переживаний лирического героя, отражённую в тексте. В этом стихотворении проходит несколько эмоциональных этапов: от напряжённого ожидания грозы до кульминации стихии и, наконец, до успокоения природы после её завершения.
Рекомендации для чтения:
1. Первая строфа:
o Интонация: Начните с мягкой, осторожной интонации. Лирический герой наблюдает за природой, которая готовится к грозе. Солнце "неохотно и несмело" — эти слова нужно прочитать с лёгкой нерешительностью, как бы передавая колебания природы.
o Ритм: Чтение должно быть медленным, с паузами после ключевых слов ("неохотно", "несмело"), чтобы подчеркнуть ощущение ожидания и предчувствия.
Пример:
o "Неохотно и несмело" (медленно, с паузой после каждого слова),
o "Солнце смотрит на поля." (пауза после "солнце", интонация немного повышается, чтобы выразить легкую тревогу).
2. Средние строфы (начало грозы и её кульминация):
o Интонация: Постепенно усиливайте интонацию, передавая нарастающее напряжение в природе. В момент, когда появляется молния ("Вот пробилась из-за тучи синей молнии струя"), интонация должна стать более резкой и яркой.
o Ритм: Темп чтения должен ускоряться, чтобы передать стремительность грозы. Используйте короткие паузы для создания эффекта резкости, отражая внезапные порывы ветра, удары грома.
Пример:
o "Ветра тёплого порывы, дальний гром и дождь порой..." (ускоренное чтение, интонация поднимается),
o "Чаще капли дождевые, вихрем пыль летит с полей" (рваный ритм, короткие паузы, чтобы передать бурю).
3. Последняя строфа:
o Интонация: После описания кульминации грозы интонация снова становится спокойной, но более уверенной. Солнце "раз ещё взглянуло исподлобья на поля" — здесь интонация должна быть твёрдой, показывая, что стихия завершилась, и природа возвращается к спокойствию.
o Ритм: Ритм чтения замедляется, отражая расслабление и умиротворение после бури. Чтение становится более плавным, без резких изменений интонации.
Пример:
o "Солнце раз ещё взглянуло исподлобья на поля" (чтение плавное, но с подчёркиванием уверенности),
o "И в сиянье потонула вся смятенная земля" (замедленный темп, плавная интонация).
Итог:
Чтение стихотворения должно передавать всю динамику и смену настроений — от осторожного ожидания, через драматическую кульминацию, к умиротворению. Используйте вариации интонации, темпа и пауз, чтобы выразить внутренние переживания лирического героя, отражённые в изменениях природы. Это поможет слушателю не только услышать текст, но и прочувствовать эмоциональную глубину стихотворения.
Размышляем о прочитанном
1. Это одно из самых известных стихотворений Тютчева и одно из самых трудных для понимания. Почему Тютчев считает, что «Умом Россию не понять»?
Почему уму противополагается вера? Разве «вера» является антонимом «ума»?
Стихотворение Фёдора Тютчева «Умом Россию не понять…» действительно одно из самых известных и одновременно самых трудных для понимания, потому что оно затрагивает глубинные вопросы русской национальной идентичности и философии.
Почему Тютчев считает, что «Умом Россию не понять»?
Тютчев подчеркивает, что Россия, её культура, история и общественная жизнь не поддаются рациональному, логическому анализу. Многие явления в России, её устройство, её народ кажутся необъяснимыми или противоречивыми с точки зрения западных рациональных мерок. Россия характеризуется особенной «статью» — уникальным сочетанием духовности, традиций, менталитета, которые сложно понять или объяснить с помощью логики или разума. Тютчев выражает мысль, что Россия не укладывается в рамки привычных схем и стандартов, она уникальна и парадоксальна, и потому её невозможно полностью постичь умом.
Почему уму противополагается вера?
Тютчев противопоставляет ум вере не как прямые антонимы, а скорее как две разные системы восприятия и понимания мира. Ум представляет рациональное мышление, которое требует доказательств, анализа, объяснений. Вера же связана с духовным, интуитивным восприятием, которое не нуждается в логических обоснованиях.
Для Тютчева вера становится важным способом постижения России, потому что она предполагает принятие её такой, какая она есть, со всеми её противоречиями и парадоксами. Вера не ищет объяснений, она принимает и доверяет. В этом контексте вера не столько антоним ума, сколько альтернатива, способная охватить и понять то, что не поддаётся рациональному осмыслению.
Вера как ключ к пониманию России
Тютчев утверждает, что Россия обладает особенным духом и уникальностью, которые можно постичь только через веру, через эмоциональное и духовное восприятие, а не через рациональный анализ. Он призывает довериться этому чувству, которое может дать больше понимания, чем любые логические умозаключения. Таким образом, вера становится не антонимом ума, а способом преодолеть ограничения рационального мышления в попытке понять сложный, глубокий и многогранный характер России.
2. Что это за «общий аршин», которым нельзя «измерить» Россию? Как вы понимаете слова «У ней особенная стать — / В Россию можно только верить»?
Что это за «общий аршин», которым нельзя «измерить» Россию?
«Общий аршин» в стихотворении Тютчева символизирует стандартные, универсальные меры и критерии, с помощью которых обычно оцениваются государства, общества и культуры. Этот «аршин» может подразумевать западные представления о прогрессе, рациональности, экономической и политической системе, а также о социальной структуре. В западной традиции принято мерить успех и развитие страны по определённым объективным показателям, таким как уровень жизни, демократические институты, правовая система, экономические показатели и т. д.
Тютчев утверждает, что к России эти общие меры и стандарты неприменимы. Он подчеркивает, что Россия уникальна и её нельзя адекватно оценить с использованием тех же критериев, которые применяются к другим странам. Россия обладает собственной, особенной логикой существования, которую невозможно понять через призму универсальных, рациональных мерок.
Как вы понимаете слова «У ней особенная стать — / В Россию можно только верить»?
Эти строки подчеркивают особенность и уникальность России, её «стать» — её характер, образ, манеру существования. Под «особенной статью» Тютчев, вероятно, имеет в виду уникальное сочетание культурных, духовных и исторических факторов, которые определяют русский народ и государство. Это не просто географическая территория или политическая структура — это комплексная и глубокая духовная сущность, которая формирует жизнь и мировоззрение россиян.
Когда Тютчев пишет, что «в Россию можно только верить», он подразумевает, что Россия не поддается рациональному пониманию или логическому анализу. Её можно постичь только через веру — интуитивное, духовное восприятие. Вера здесь выступает как способ принятия и понимания России такой, какая она есть, со всеми её парадоксами, сложностями и противоречиями. Россия требует особого подхода, основанного на доверии и интуитивном понимании, а не на сухом рационализме и аналитике.
Таким образом, Тютчев подчеркивает, что Россия — это уникальное явление, требующее особого духовного и эмоционального отношения, которое невозможно уложить в рамки привычных рациональных категорий и стандартов.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением