Упр.228 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 228 1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Подчеркните грамматические основы предложений. Найдите главную и придаточную части. Составьте...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
228 1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Подчеркните грамматические основы предложений. Найдите главную и придаточную части. Составьте вертикальные или горизонтальные схемы предложений. Какими союзами присоединяется придаточная часть к главной? Определите вид придаточной части. Чем различаются эти виды придаточных?
1) Нельзя гнать человека только потому, что вы подозреваете2 его в чём(то). (А. Чехов) 2) Я с напряжением и усилием пробирался в (полу)тьме, потому что со свету (н..)чего (не)мог раз..брать. (А. Серафимович) 3) За крестьянскими усадьбами начинался спуск к реке, крутой и обрывистый, так что в глине, там и сям, обн..жались громадные камни. (А. Чехов) 4) Мы м.. нова л и крутые обвалы, так как Валёк знал более удобную дорогу. (В. Короленко) 5) Этими бабочками мы долго г..рдились, потому что наши соперники не могли их достать2. (С. Аксаков)
6) Я замолчал оттого, что мои глаза остановились2 вн..заино на трёх заиылё(н,нн)ых портретах в чёрных дерсвя(ы,ын)ых рамах. (Я. Тургенев) 7) Один из романов задуман3 уже давно, так что (не)которые из действующих лиц уже устарели, (не)успев быть наииса(н,нн)ы. (А. Чехов) 8) Верить х..тслось, ибо книги уже внушили мне веру в человека. (М. Горький) 9) Более (иолу)-часа расхаживал я в (не)доумении перед забором, так что обратил на себя вы..мание дворовой собаки. (Я. Тургенев)
1) [Нельзя гнать человека только потому], (что вы подозреваете его в чём-то). (А. Чехов) (придаточное причины)
[ = потому], (что – = ).
2) [Я с напряжением и усилием пробирался в полутьме], (потому что со свету ничего не мог разобрать). (А. Серафимович) (придаточное причины)
[ – и = ], (потому что = ).
3) [За крестьянскими усадьбами начинался спуск к реке, крутой и обрывистый], (так что в глине, там и сям, обнажались громадные камни). (А. Чехов) (придаточное следствия)
[ = –, и ], (так что, и , = – ).
4) [Мы миновали крутые обвалы], (так как Валёк знал более удобную дорогу). (В. Короленко) (придаточное причины)
[ – = ], (так как – = ).
5) [Этими бабочками мы долго гордились], (потому что наши соперники не могли их достать). (С. Аксаков) (придаточное причины)
[ – = ], (потому что – = ).
6) [Я замолчал оттого], (что мои глаза остановились внезапно на трёх запылённых портретах в чёрных деревянных рамах). (И. Тургенев) (придаточное причины)
[ – = оттого], (что – = ).
7) [Один из романов задуман уже давно], (так что некоторые из действующих лиц уже устарели, не успев быть написаны). (А. Чехов) (придаточное следствия)
[ – = ], (так что – = ,/ …………/).
8) [Верить хотелось], (ибо книги уже внушили мне веру в человека). (М. Горький) (придаточное причины)
[ = ], (ибо – = ).
9) [Более получаса расхаживал я в недоумении перед забором], (так что обратил на себя внимание дворовой собаки). (И. Тургенев) (придаточное следствия)
[ =т–], (так что = ).
Придаточное причины содержит указания на причину того, о чём говорится в главном предложении, а придаточное следствия содержит указание на следствие, результат, итог, вытекающие из содержания главного предложения.
Придаточные следствия являются «обратными» по отношению к придаточным причины. По значению они очень близки и различаются лишь тем, какая именно часть информации является в предложении главной.
Подозреваете2, достать2, остановились2.
(Один из романов) задуман3
1. Один из романов (каков?) задуман. Задуман – особая форма глагола – причастие, обозначает признак предмета по действию.
2. Нач. форма – задуманный.
3. Образовано от глагола «задумать».
3. Морфологические признаки:
пост.: страд., несов. в., прош. вр., неперех., невозврат.;
непост.: употреблено в краткой форме, ед. ч., м. р.
4. В предложении является сказуемым: один из романов (каков?) задуман.
2. Найдите предложения, части которых осложнены. Чем они осложнены? Сделайте синтаксический разбор этих предложений. Объясните пунктуацию.
Я с напряжением и усилием пробирался в полутьме, потому что со свету ничего не мог разобрать.
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное (две грамматические основы: 1 – я пробирался; 2 – не мог разобрать), союзное, СПП с придаточным причины, утвердительное;
1) главная часть: двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными обстоятельствами;
2) придаточная часть: односоставное, безличное, распространённое, полное, неосложнённое.
[ – и = ], (потому что = ).
За крестьянскими усадьбами начинался спуск к реке, крутой и обрывистый, так что в глине, там и сям, обнажались громадные камни
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное (две грамматические основы: 1 – начинался спуск; 2 – обнажались камни), союзное, СПП с придаточным следствия, утвердительное;
1) главная часть: двусоставное, распространённое, полное, осложнено обособленными однородными одиночными определениями;
2) придаточная часть: двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными обособленными уточняющими обстоятельствами.
[ = – , и ], (так что , и ).
Один из романов задуман уже давно, так что некоторые из действующих лиц уже устарели, не успев быть написаны
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное (две грамматические основы: 1 – начинался спуск; 2 – обнажались камни), союзное, СПП с придаточным следствия, утвердительное;
1) главная часть: двусоставное, распространённое, полное, осложнено обособленными однородными одиночными определениями;
2) придаточная часть: двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными обособленными уточняющими обстоятельствами.
3. Выполните лексический анализ слова миновали. Составьте с ним синонимический ряд.
Миновали
1. Миновать – 1) Пролететь мимо, не задев, не нанеся никакого вреда, ущерба (о пуле, снаряде и т.п.). 2) Пройти, не затронув, не оказав никакого воздействия на кого-л. (о чем-л. неблагоприятном). 3) перех. Избежать чего-л., уклониться от чего-л. // Не упомянуть о ком-л., чем-л., не коснуться кого-л., чего-л. 4) неперех. Окончиться, завершиться (о времени, о каком-л. событии). 5) разг. Исполниться, наступить (об определенном возрасте в годах).
2. Слово употреблено в прямом значении.
3. Многозначное.
4. Синонимы: пройти, избавиться. Антонимы: взникнуть, стоять.
5. По стилистической окраске относится к книжной лексике.
6. Слово относится к общеупотребительной лексике.
7. Устаревшее.
8. Исконно русское.
Миновать – пройти, пролететь, промелькнуть, избежать, уклониться, завершиться, пропустить, утекать, исчезать, оставлять.
4. Попробуйте преобразовать предложения 2, 9: главную часть сделать придаточной, а придаточную — главной. Что изменилось в результате такой замены? Какой вывод можно сделать?
2) Я с напряжением и усилием пробирался в полутьме, потому что со свету ничего не мог разобрать. (придаточное причины) – Я со свету ничего не мог разобрать, так что пробирался в полутьме с напряжением и усилием. (придаточное следствия)
9) Более получаса расхаживал я в недоумении перед забором, так что обратил на себя внимание дворовой собаки. (придаточное следствия) – Я обратил на себя внимание дворовой собаки, так как более получаса расхаживал я в недоумении перед забором. (придаточное причины)
В результате замены придаточное причины стало придаточным следствия, а придаточное следствия – придаточным причины.
Вывод: придаточные следствия являются «обратными» по отношению к придаточным причины. По значению они очень близки и различаются лишь тем, какая именно часть информации является в предложении главной.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением