Ответы на вопросы на стр.23 Часть 1 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)






Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Вопросы и задания
1. Как вы поняли содержание и основную мысль философской оды Г. Р. Державина «Бог»? Дайте развернутый ответ-рассуждение.
Гавриил Державин создал хвалебную песнь величию Создателя, которое не в состоянии постичь простые смертные. Однако в оде кроме восхваления явно вырисовываются строки о человеческой сущности, ничтожности, но в то же время человек не унижен в оде чрезмерно.
Ода «Бог» несет в себе глубокую философию, наталкивает на размышления о мироздании и Всевышнем. Автор рассуждает в стихах о природе человека, его способности приблизиться к Господу. Содержание оды «Бог» ясно свидетельствует об этом.
Первые строфы Державин посвятил Создателю. Он представляет его как создание жизни во Вселенной, без которого осталась бы лишь пустота. Намекает на то, что человек не может существовать только в материальном мире, что у него нет начала и нет конца, ему нужно подняться над земным хаосом и узнать сферы другого существования, более возвышенного и мудрого. Господь является вечностью, он способен заполнить все и вызвать перемены во всем. Так размышляет автор, и анализ оды «Бог» подтверждает это.
Человеческий мир Державин воспринимает лишь как миг, который проносит людей через пелену вечности. Земля и мирская жизнь является только каплей в океане, силой, которую подарил Создатель. Человек обязан поклоняться Господу, ведь какой смысл ему противостоять? Конечно, человек не в состоянии понять природу существования Всевышнего и постичь тайны Вселенной. Человек является ничтожным существом, которому соизволили подарить жизнь.
И все-таки, как показывает анализ оды «Бог», несмотря на свою ничтожность человек неспроста создан по подобию и образу Бога, поэтому его невозможно отделить от Всевышнего. Державин сделал вывод, что люди являются отражением Создателя, они его потомки, которые могут совершать ошибки и учиться на них. Разделяет их с Творцом Вселенной только мирская жизнь и непонимание высшего, настоящего. Однако и здесь можно стремиться к высоким идеалам, оправдывая свое существование.
В оде «Бог» Державина звучит величие человеческой сущности, ее осознание, но все это неотделимо в мирской суете от ничтожности. Против Господа человек не может выстоять, он является рабом, но для своей мирской жизни и души он является Богом.
Автор считает, что человек является посредником и связующим звеном, которое неизменно приведет мирскую жизнь в духовную, сделает душу бессмертной. Люди воистину отражают Творца, несмотря на свои недостатки, но не являются для него равными. Божественность должна присутствовать в душе, быть ее частью. Именно Господь является прародителем всего живого на земле, ему нужно поклоняться, но частичка его присутствует в каждом.
Таким образом, философская ода Державина «Бог» говорит о ничтожности человека, как плотского существа, но его высокой натуре и душевной связи с Высшим Разумом. Человек подвержен низменным страстям и зависит от своих инстинктов, но в то же время, мыслью он способен постичь законы бытия, представить то, чего нет в природе, и тем самым, приблизиться к божественному Разуму. Люди находятся на грешной земле, но полет мысли позволяет им почувствовать в себе неистребимый дух, почувствовать Бога. Державин соединил в этой оде ничтожное и высокое, быт и философию.
2. Можно ли сказать, что поэт внес в свою лирику биографические черты и сделал себя её героем?
Да, можно сказать, что Державин внёс в свою лирику биографические черты и сделал себя её героем, поскольку лирический герой его произведений – это не вымышленный герой, а живой современник, с реальной судьбой и индивидуальными чертами. Лирика поэта нарушила все законы классицизма. Державинский лирический герой неотделим от автора, поэт в стихах заговорил о самом себе, что необычно для русской литературы этого периода. Так, в оде «Фелица» поэт преподнес свою личность под образом мурзы – дикого мусульманина.
Мурза-поэт смог перемешать высокие и низкие жанры в одном произведении. Под конец своей творческой деятельности Державин представляет себя как мудрого жизнелюбца, стремящегося насладиться прелестями жизни.
Многие оттенки настроений поэта, отзвуки его личной жизни можно найти почти в каждом стихотворении. Они являются фактами биографии Державина и сохраняют с ней теснейшую связь.
3. Каким изменениям подвергся жанр оды под пером Г. Р. Державина и как изменился се стиль? Проанализируйте образ поэта в оде «Фелица».
Жанр оды в руках Державина приобрел больший размах. Пышность и торжественность жанра оды под пером Державина превратилась в честность и прямоту. Ода приблизилась к произведению, правдиво и просто изображавшему действительность. Нарушая строгие правила классицизма, Державин отверг установившуюся в литературе теорию трех стилей Ломоносова. В своих произведениях поэт употреблял не только высокие, подходящие оде фразы, но и средние и даже низкие выражения. Он не боялся включать в стих простое описание бытовых ситуаций, мыслей и чувств обычных людей.
Стиль оды изменился после вхождения в произведения Державина «средних» выражений. Поэт умело сочетал самые высокие выражения с житейскими, примитивными. Это позволило сделать слог гиперболизированным.
Поэт не только хвалил, как полагалось в одах, но и критиковал, осуждал, грозил. В руках Державина высокий жанр оды приобрёл черты сатирического произведения.
Стиль оды стал богаче, разнообразнее и живописнее.
Образ поэта в оде «Фелица» Г.Р. Державина отражает богатый внутренний мир самого автора. Это человек благородный, энергичный, честный, любящий и негодующий, прославляющий и одновременно порицающий властителей.
В произведении Державин создаёт собирательный образ мурзы, который то откровенен, то лукав. В этом образе автор говорит из уст типичного дворянина – развратного, глупого и бестолкового, который только мечтает, но ничего не делает: «Таков я, Фелица, развратен! Но на меня весь свет похоже». Автоирония достаточно редко встречается в одах. И описание художественного «Я» Державина является очень показательным.
Через этот приём Державин (выходец из бедной семьи) демонстрирует то, как далеки высокопоставленные вельможи от нравственного идеала, который Фелица навязывает в произведениях своего сочинения.
4. Как вы понимаете утверждение, что Г. Р. Державин столько же зодчий классицизма, сколько и его разрушитель?
Утверждение, что Державин – и зодчий классицизма, и его разрушитель, означает, что поэт одновременно и раскрывал новые возможности классицизма, и разрушал его, прокладывая путь к романтической и реалистической поэзии.
Как зодчий классицизма Державин довёл это направление до самых вершин, одновременно подрывая его изнутри. Например, он объединил традицию торжественно-хвалебной оды Ломоносова с камерным лирическим звучанием стихотворений Сумарокова. Произошло слияние жанров оды и песни, оды и сатиры, оды и элегии.
Как разрушитель классицизма Державин целенаправленно нарушал нормы классицистической эстетики, например, проявлял в своих стихах живые индивидуальные черты частного человека. Так, в оде «Фелица» поэт обращается к царице как к реальному, живому человеку, наделённому властью, а не как к полубожеству.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением