Ответы на вопросы на стр.23-24 Часть 1 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)

Изображение Творческие задания. Стр. 23-24 1. Подготовьте развернутое сообщение об оде «Фелица». С этой целью сначала кратко обрисуйте состояние жанра оды в русской поэзии до Г....
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Творческие задания. Стр. 23-24
1. Подготовьте развернутое сообщение об оде «Фелица». С этой целью сначала кратко обрисуйте состояние жанра оды в русской поэзии до Г. Р. Державина, используя имеющиеся знания о М. В. Ломоносове. Любознательным можно посоветовать прочесть оды Л. П. Сумарокова и В. П. Петрова, чтобы понять, в каком направлении шло изменение жанра оды и соответствовало ли оно тем переменам, которые осуществил Г. Р. Державин. Далее желательно сравнить ранние оды Г. Р. Державина с «Фелицей», а затем сделать выводы.
Жанр оды в русской поэзии до Державина достиг своего расцвета в творчестве М.В. Ломоносова. Поэт утвердил оду в качестве основного лирического жанра феодально-дворянской литературы XVIII века.
Ломоносовская ода была обращена к благородной и важной материи: миру и покою в стране, мудрому правлению просвещенного монарха, развитию отечественных наук и образования, освоению новых земель и рачительного использования богатств на старых землях.
Поэт разработал формальные признаки жанра:
• масштабные образы;
• величественный стиль, подымающий описываемые картины над обыденностью;
• «пышный» поэтический язык, насыщенный церковно-славянизмами, риторическими фигурами, красочными метафорами и гиперболами.
При этом Ломоносов сохранил классицистическую строгость построения: выдержанный четырёхстопный ямб, строфа из десяти строк, ненарушаемая схема гибкой рифмовки.
Ломоносов включил в состав хвалебной оды обличительное начало. Например, в оде 1762 года, посвящённой Екатерине Второй, поэт осудил антинациональную политику Петра Третьего.
Гавриил Романович Державин – русский поэт XVIII века. В своих работах он придерживался такого направления, как классицизм, и часто обращался к жанру оды. Поначалу на его творчество влияли произведения предшественников, в частности, А.П. Сумарокова и М.В. Ломоносова. Где-то в начале 80-х годов XVIII века начинается самостоятельный поэтический путь Державина. Он как бы реформирует классицистические традиции, используя в своих одах более звучный и эмоциональный язык и смешение высокого стиля речи с просторечным.
Ода «Фелица» стала одним из самых знаковых произведений Державина. История публикации этого произведения весьма интересна. Изначально поэт не хотел его печатать, так как в тексте он смело и сатирически изображает фаворитов Екатерины II. Он даже хотел опубликоваться под псевдонимом, потому что боялся мести вельмож. Но в 1783 году ода быстро распространилась среди аристократических кругов и дошла до императрицы. На удивление, та оценила содержательную часть и новаторские методы Державина. При ее содействии работа «Фелица» была напечатана в новом литературном журнале княгини Е.Р. Дашковой «Собеседник любителей русского слова». Сама Екатерина II пожаловала золотую табакерку с пятьюстами червонцами и довольно саркастической надписью: «Из Оренбурга от Киргизской Царевны мурзе Державину».
Кому посвящена ода «Фелица»? В произведении есть подзаголовок:
«Ода к премудрой Киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная Татарским Мурзою, издавна поселившимся в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге. Переведена с арабского языка».
Автор использует имя «Фелица» неслучайно – так звали героиню «Сказки о царевиче Хлоре», написанной самой Екатериной II. Таким образом, он практически прямолинейно говорит, к кому обращается в оде.
Жанром, в котором написано произведение «Фелица», является ода – хвалебная, торжественная песнь, посвященная какому-либо герою или событию государственной значимости.
И хотя Державин не придерживался строго классицистических канонов, «Фелица» относится именно к этому направлению. Поэт восхваляет императрицу и признает ее заслуги, однако он обращает внимание на ее жесткость в отношении подданных. Подобные темы не могли быть в похвальной песне.
Кроме этого, ода имеет сатирический оттенок, в ней происходит смешение высокой лексики с бытовой, разговорной, а героические персонажи становятся более простыми, низменными. Сам поэт считал это своей главной заслугой и называл «забавным русским слогом». Державин также расширяет тематическое содержание жанров. Ранее в одах всегда звучали государственная мысль, восхваление правителя, интересы отечества. Державин же привносит что-то личное, интимное, чувственное, повседневное. Пожалуй, его творчество в какой-то мере находится на стыке классицизма и сентиментализма.
Размер, которым написана ода, – четырехстопный ямб с пиррихием. Это помогает автору поддерживать общую интонацию произведения – восторженность и торжественность.
Композиция оды неоднородна и непоследовательна: в тексте присутствует центральный образ «богоподобной царевны», который развивается на протяжении всего произведения; ему противопоставлены её «мурзы» и сам лирический герой. Поэтому отсюда следует вывод, в основе композиции лежит такой прием, как антитеза.
Система образов в оде «Фелицы» весьма многогранна.
Фелица – центральный образ в произведении. Он очень многоплановый, что нехарактерно для классицистического направления. В отличие от предшественников, Державин не создает безликий облик героини, а как будто рисует портрет реального человека. Он упоминает привычки и занятия Фелицы, ее образ жизни, например: «Почасту ходишь ты пешком, / И пища самая простая / Бывает за твоим столом». Поэтому очень легко понять, к кому из действительно существующих людей обращается поэт, пускай он и не описывает внешность персонажа. Изображение Фелицы лишено гнева и откровенного осуждения: в нем преувеличены положительные черты, но отрицательные упоминаются вне связи с царицей. Они как будто больше свойственны окружению и системе в целом, чем самой Екатерине Второй.
В тексте присутствует образ лирического героя – «татарского мурзы», с помощью которого Державин выражает свое отношение к Екатерине Великой. Это чувство восхищения ее деятельностью и личностью – просвещенная императрица внедряла в Россию много полезного, например, систему среднего образования. Однако автор вложил в образ много самоосуждения, ведь он говорит из уст типичного дворянина – развратного, глупого и бестолкового, который только мечтает, но ничего не делает. Через этот прием Державин (выходец из бедной семьи) демонстрирует то, как далеки высокопоставленные вельможи от нравственного идеала, который Фелица навязывает в произведениях своего сочинения. Образ автора впитал в себя все негативные черты знати, которая лишь паразитировала на государстве.
Восхищенные взгляды, увы, вызывает только Фелица, а ее окружение, напротив, исключительно презрение. Автор через лирического героя смеется над слабостями и пороками фаворитов Екатерины II, и это придает оде сатирический оттенок. Позднее, будучи придворным поэтом, Державин не постесняется прямо написать, кого имел в виду в своем произведении – князей А.Г. Орлова, П.И. Панина, Г.А. Потемкина, П.А. Вяземского и Л.В. Нарышкина. Он высмеивал их любовь к дорогим развлечениям, плотским удовольствиям, обильной еде и так далее.
Основной темой оды является похвала деятельности и уму царицы. Несмотря на шутливую форму повествования, Державин действительно восхищался императрицей. Ее образ жизни он противопоставлял лености и бесполезности дворянского сословия: она предпочитала простую пищу, уделяла много времени физическому и умственному труду, занималась государственными делами и не стремилась к славе. Но это не ослепляло его, поэтому он обращался к ней через свой поэтический текст с советами: просил судить по закону всех одинаково, независимо от чина и статуса; порицал ее «пашей», то есть помощников, которые только живут в роскоши, но не помогают с правлением.
Произвол и порочность окружения царицы – основная проблема оды «Фелица». Поэт обличает чревоугодие, праздность, невежество и слабость государственных мужей, которые компрометируют императрицу.
Проблема права и бесправия, справедливости и несправедливости также прослеживается в тексте. Автор признает, что правосудие в руках царицы, но все же напоминает ей о том, что она пропагандирует следование заветам эпохи Просвещения, а значит, должна быть более демократичной и судить всех по заслугам, а не по чинам.
Еще одна тема произведения – просвещение. Автор иронично описывает досуг типичного дворянина: игры в дурака с женой, детские забавы, пиры и походы к портному. Ему он противопоставляет тягу императрицы к знаниям и ученым трудам. Однако он не устает подчеркивать контраст между тем, что восхваляет царица, и тем, что окружает ее на самом деле.
Двойные стандарты элиты также стали темой для раздумья Державина. Он серьезно и вместе с тем шутливо перебирает достоинства страны Фелицы, где можно говорить все и не бояться казни. Он с тоном знатока перебирает виды телесных наказаний, применяемых в России, но говорит, что этого можно не бояться (еще бы, ведь повествование идет от лица вельможи, а не простого человека). Однако на практике это не так, ведь автор сравнивает свою идиллию с розой без шипов, то есть с тем, чего не бывает.
Смысл оды «Фелица» – описание образа идеального правителя эпохи Просвещения. Фелица – мудрая, справедливая, умная императрица, которая ставит своей целью развивать свое государство и помогать своему народу. При этом Фелица – это не безликая богиня, а человек, личность, имеющая свои привычки и интересы. По мнению автора, Екатерина II очень близка к этому образу. Он восхваляет ее и как человека, и как государя. В конце произведения он желает ей крепкого здоровья и еще большего величия. Однако он напоминает ей о том, что от совершенства ее отделяет скверное окружение, которого не касается правосудие. Державин акцентирует внимание на несправедливости сословного деления в России, которая противоречит тому, чего хочет добиться Екатерина Вторая. Пытки и истязания, цензура и несвобода, лень, глупость и безнаказанность элиты – все это бельмо на глазу империи, которое необходимо устранить.
Главная мысль Державина – не в осуждении, а в назидании. Он смиренно преклоняется перед императрицей, признает ее добродетели и служит ей тем, что обличает пороки при дворе. Именно поэтому Екатерина Вторая не только не обиделась на поэта, но и возвысила его. В сатирике она увидела патриота, который искренне желает добра России. В оде «Фелица» Державин прославлял царицу и указывал ей на то, что вредит ее правлению.
Державин для более глубокой проработки образов использует разные средства художественной выразительности:
• метафоры: «проливать блаженство», «стезя кротости», «мысли в химерах»;
• сравнения: «Как волк овец, людей не давишь», «Кто благостью велик, как бог?»;
• эпитеты: «богоподобная царица», «мудрость несравненна», «оком лучезарным», «праведный свет»;
• риторические обращения: «Подай, Фелица!»;
• риторические вопросы: «Где ж добродетель обитает? / Где роза без шипов растет?»;
• фразеологизмы: «пленять дух и ум», «укрощать страсти»;
• анафоры: «Где праздник для меня дают, / Где блещет стол сребром и златом, / Где тысячи различных блюд…».
Кроме этого, он использует прием антитезы, противопоставляя образ мудрой Фелицы развратным и ленивым мурзам и праздному лирическому герою. Благодаря этому он как бы делит свое произведение на две части: в первой он прославляет Фелицу, во второй же – обращает внимание на существующие проблемы. Противопоставление подчеркивает контраст между тем, что видит императрица в своих фаворитах, и тем, кем они на самом деле являются.
Творческое наследие Державина до сих пор вызывает исследовательский интерес. Оно сохраняет и свою актуальность, и эстетику. К нему возвращались и возвращаются многие поэты, которые высоко ценят поэтико-стилистические особенности оды «Фелица». Без сомнения, Державин смог воздвигнуть себе литературный памятник, который не сломит «ни вихрь, ни буря, ни времени полет».
2. Подготовьте и прочитайте выразительно оду «Бог», постарайтесь выделить интонацией выражения, воспевающие могучий дух и разум, которые роднят человека с Богом.
При выразительном чтении оды Державина «Бог» выделите голосом выражения, которые воспевают могучий дух и разум, которые роднят человека с богом:
• Поэт воспевает как величайшее чудо живое отражение Бога в человеке:
Ничто! — но Ты во мне сияешь
Величеством Твоих доброт;
Во мне Себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод.
• Человек поставлен Творцом посредине мира, как звено связующее тварей земных и небесных:
Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей Ты телесных,
Где начал Ты Духов небесных
И цепь существ связал всех мной.
• В человеке с одной стороны заканчивается вещественный мир, а с другой начинается духовный.
Как земное существо человек может о себе сказать:
Я крайня степень вещества,
А как небесное:
Черта начальна Божества.
По земной своей природе:
Я телом в прахе истлеваю,
А по небесной –
Умом громам повелеваю;
По духу я царь, а по плоти я раб:
Я царь, – я раб, –
И даже более того, если по плоти я червь, то по духу я Бог:
– я червь, – я Бог!
• В человеке Г.Р. Державин видит величайшее чудо божественной премудрости:
Но будучи я столь чудесен,
Отколь я происшел? – Безвестен;
А сам собой я быть не мог.
Твое созданье я, Создатель,
Твоей премудрости я тварь,
• Бог открывается в личном душевном опыте поэта как таинственная Троица:
Источник жизни, благ Податель,
Душа души моей и Царь!
• И далее как прозрение явлена тайна спасения человека:
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно бытие;
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! в бессмертие Твое.
• Последняя строфа делает вывод о том, как должно чтить и прославлять Бога:
Неизъяснимый, непостижный!
Я знаю, что души моей
Воображении бессильны
И тени начертать Твоей.
Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к Тебе лишь возвышаться,
В безмерной разности теряться
И благодарны слезы лить.
3. С какими жанрами сближается жанр стихотворения «Русские девушки» и какие чувства вызвало оно у вас? Постарайтесь отразить эти чувства при чтении.
Жанр стихотворения Г.Р. Державина «Русские девушки» сближается с жанром оды. Это произведение прославляет русскую женскую красоту, описывая её черты с восхищением.
Чувства, которые вызывает стихотворение, – радостное и восторженное, торжественное и полное восхищения. Оно проникнуто чувством гордости за русскую красоту.
4. Проанализируйте несколько стихотворений Г. Р. Державина, определите, к каким стилям относится каждое из них.
Анализ стихотворения Г.Р. Державина «Русские девушки»
Автор стихотворения – Гаврила Романович Державин, а название произведения – «Русские девушки». Точное время написания неизвестно, однако стихотворение создано в эпоху, когда Державин активно восхвалял красоту и добродетель русских людей. Это произведение можно рассматривать как гимн красоте русских девушек, сопоставляющейся с идеалами античной красоты.
Жанр стихотворения – ода. Это произведение прославляет русскую женскую красоту, описывая её черты с восхищением. Ода традиционно используется для возвышенных тем, и в данном случае это восхищение женской красотой и грацией.
Основная тема стихотворения – это восхваление красоты и грации русских девушек, их естественной природной привлекательности, которая превосходит античные идеалы. Лирический герой восхищается не только их внешностью, но и внутренней силой, передаваемой через образы их взглядов и движений.
Образы, упоминаемые в произведении: русские девушки, пастушок с флейтой, античные греческие красавицы. Стихотворение посвящено идеалу русской красоты, который возвышается над античным идеалом.
Настроение стихотворения радостное и восторженное. Оно не меняется на протяжении стихотворения, оставаясь торжественным и полным восхищения. Стихотворение проникнуто чувством гордости за русскую красоту.
Настроение выражается через многочисленные эпитеты и описания деталей внешности девушек – их движения, глаза, плечи, черты лица, а также сравнение с античными образами. Яркие слова, такие как «блестят», «дышат», «соколий взгляд», «огневые ямки», создают образы красоты и энергии.
Стихотворение можно разделить на две части:
• Первая часть (начальные четыре строфы) описывает внешнюю красоту русских девушек – их движения, их лица, блеск и грацию.
• Вторая часть (последние две строфы) посвящена сопоставлению этой красоты с греческими идеалами и заявлению о её превосходстве над античными образами.
Мне видится картина деревенского луга, где девушки танцуют под музыку пастушка, сверкают своими украшениями и привлекают восторженные взгляды. Автор использует эпитеты (златыми лентами, розовая кровь), метафоры (огневые ямки, соколий взгляд), сравнения (брови соболины), чтобы подчеркнуть величие русской женской красоты.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, с перекрёстной рифмовкой (ABAB). Это создает легкий и музыкальный ритм, подчеркивающий танцевальный мотив и плавность движений девушек.
Основная мысль стихотворения заключается в том, что русская красота не только равна, но и превосходит античные идеалы. Державин восхищается природной грацией русских девушек, их внутренней и внешней красотой, которые символизируют силу и величие русского народа.
Стихотворение производит впечатление искреннего восхищения красотой и женственностью. Оно наполнено гордостью за национальные черты и природную грацию русских девушек. Описание их внешности и движений вызывает живые образы, а контраст с античными идеалами усиливает восприятие уникальности русской красоты.
Анализ стихотворения Г.Р. Державина «Властителям и судиям»
Г. Р. Державин был одним из главных представителей русского классицизма. Стихотворение «Властителям и судиям» написано по канонам этого направления.
Ода – жанр лирики, который предполагает воспевание важного исторического события или лица. Однако Державин создаёт новый тип оды, близкий к сюжетному стихотворению, сам поэт называл свою поэзию «говорящей живописью». Если оды Ломоносова были направлены на то, чтобы пробудить интерес к определённой идее, то в стихотворениях Державина сильнее выражено лирическое начало, расширен диапазон тем.
Тема оды «Властителям и судиям» – произвол власти. Державин посвятил много лет государственной службе и хорошо понимал недостатки сложившейся системы и необходимость её менять. Несмотря на то, что поэту благоволила императрица, стихотворение едва не стало причиной его опалы и изгнания, потому что виделось как революционный призыв.
Вся ода – вольное переложение 81 псалма.
Псалом 81
Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:
доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?
Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;
избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.
Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.
Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы;
но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.
Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.
Интересно, что именно 81-й псалом перефразировали якобинцы-революционеры во время Великой французской революции, чтобы обличать недостатки существующей власти. Неудивительно, что и ода Державина прозвучала весьма революционно.
Поэт находит в ветхозаветной истории аналогию с современностью российского государства. В его время царит та же несправедливость, что и тогда:
Не внемлют! видят – и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
Использование церковнославянизмов в стихотворении (сонм, рек, взирать, внемли, мзда, очеса, зыблет, древо), с одной стороны, показывает связь с библейским сюжетом, с другой – является характерной чертой классицистического жанра оды. Архаизмы придают тексту значительности, весомости.
Основная идея стихотворения – на смену «неправедной и злой» власти, которая понесёт наказание, должна прийти власть справедливая, подчинённая лишь божественному закону. С просьбой о возмездии звучит обращение к Богу, который воспринимается как реальная материальная сила:
Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!
Автор обращается и к власти («Цари!», «Ваш долг»), сурово обличая её пороки и требуя исполнения своих обязанностей.
С помощью сравнений и межстрочных анафор поэт показывает недолговечность земной власти:
И вы подобно так падете.
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете.
Как ваш последний раб умрет!
Восклицания подчёркивают непримиримость поэта по отношению к несправедливости.
Анализ стихотворения Г.Р. Державина «Приглашение к обеду»
Точное время создания стихотворения «Приглашение к обеду» не указано, но оно относится к зрелому периоду творчества поэта. Стихотворение является дружеским приглашением к обеду, обращённым к одному из друзей Державина.
Жанр стихотворения можно охарактеризовать как дружескую оду или лирическую эпистолу. Это произведение включает в себя элементы философской лирики и бытовой описательности, что характерно для дружеских посланий, где сочетается личное обращение и размышления о жизни.
Тема стихотворения – радость общения с друзьями и наслаждение простыми жизненными радостями. Лирический герой, приглашая друга на обед, делится своими философскими размышлениями о счастье, умеренности и важности душевного покоя. Произведение посвящено искренности и радости человеческих взаимоотношений.
В стихотворении царит радушное и философское настроение. На протяжении произведения оно не меняется, оставаясь легким и открытым для размышлений. Стихотворение проникнуто чувством благодарности и удовлетворённости жизнью. Настроение выражается через описание простых удовольствий – вкусной еды, приятного общения, красоты момента.
Стихотворение состоит из нескольких частей:
• Введение – описание приготовленного обеда, его деталей.
• Приглашение – обращение к другу с просьбой посетить дом.
• Философские размышления – о смысле жизни, счастье, умеренности и быстротечности времени.
Картины, которые представляются: уютный домашний обед с простыми, но вкусными блюдами, радушный прием, теплота общения. Затем возникает философская картина размышлений о том, что материальные блага не приносят истинного счастья.
Для создания настроения и образа автор использует:
• Метафоры: «Смерть к нам смотрит чрез забор», «умеренность есть лучший пир».
• Эпитеты: «статная хозяйка», «нельстивый нрав», «красные дни».
• Олицетворение: «Счастье гладит нас рукой своей».
• Обращения: «Приди, мой благодетель давный».
Эти тропы подчеркивают философский характер стихотворения и выражают идею умеренности и духовного спокойствия.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, который придаёт произведению мелодичность и плавность. Рифма перекрёстная (ABAB), что делает стихотворение ритмически завершённым. Рифмы легко звучат и поддерживают общий тон стихотворения.
Главная идея стихотворения – истинное счастье кроется не в богатстве и материальных благах, а в душевном покое, умеренности и радости общения с близкими людьми. Автор подчеркивает, что простота и искренность в жизни важнее внешнего блеска и пышных пиршеств.
Стихотворение вызывает ощущение тепла и радости от простых вещей – дружеского общения, душевного спокойствия, философских размышлений. Оно учит ценить моменты жизни, не гоняться за материальными благами, а наслаждаться тем, что действительно важно – близкими людьми и внутренней гармонией.
Анализ стихотворения Г.Р. Державина «Ласточка»
Стихотворение «Ласточка» было написано Гаврилой Романовичем Державиным. История создания стихотворения напрямую связана с восхищением поэта природой и ее циклами, где ласточка – символ весны, обновления и жизни. Это произведение не было адресовано кому-то конкретному, а скорее представляет философское размышление о вечных природных процессах.
Жанр стихотворения – ода. Ода, как жанр, выражает восхваление определенного явления или сущности. В данном случае поэт восхваляет ласточку и её цикличную связь с природой, которая символизирует возрождение и вечное обновление.
Основная тема – красота и гармония природы, воплощенная в образе ласточки. Лирический герой любуется её полетом, её связь с природными циклами и её способность обновляться каждую весну после зимней «смерти». Стихотворение посвящено цикличности жизни, возрождению и бессмертию природы.
Настроение стихотворения жизнерадостное и созерцательное. Поэт выражает восхищение природой, гармонией в мире и жизненными циклами. Настроение меняется на протяжении стихотворения: от восторга перед энергией ласточки до более спокойного раздумья о её зимней спячке и возрождении с приходом весны.
Чувство восхищения выражается через подробные описания полета ласточки, её быстроты и ловкости, а также через светлые и красочные образы природы.
Стихотворение можно разделить на три части:
• Первая часть – описание ласточки в полете, её движение и активность в тёплое время года.
• Вторая часть – упоминание о зиме, когда ласточка «умирает» и скрывается в бездны подземные.
• Третья часть – весеннее возрождение ласточки, её пробуждение и восхваление нового солнечного дня.
Мне видится картина живого полета ласточки в голубом небе, её лёгкие движения над водой и природными просторами. Также перед глазами встаёт образ спящей ласточки в зимней тишине и её торжественное пробуждение весной.
Средства выразительности:
• Метафоры: «грудь красно-бела», «смертный сон» (зимняя спячка ласточки).
• Эпитеты: «домовитая ласточка», «сиза косица», «храм лета».
• Олицетворение: «открываешь зеницы», «пьешь новый луч жизни».
• Сравнения: «как молния реешь».
Автор использует яркие средства выразительности для того, чтобы показать связь ласточки с природными циклами и её необыкновенную быстроту и лёгкость.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой (ABAB). Этот размер и рифма подчёркивают лёгкость и динамику полета ласточки, создавая плавный и мелодичный ритм.
Идея стихотворения – восхваление гармонии и цикличности природы, её вечного возрождения и обновления. Ласточка в стихотворении символизирует жизнь, которая всегда возрождается, несмотря на зимнюю смерть, и снова приносит весну и радость в мир.
Стихотворение производит впечатление лёгкости и света. Ласточка, как символ весны, обновления и надежды, вызывает у читателя радость и восхищение природой. Особенно впечатляет образ возрождения ласточки с приходом весны, который заставляет задуматься о вечности и непрерывности жизненного цикла.
5. Как вы понимаете слова А. С. Пушкина о Г. Р. Державине: «...некоторые оды Державина, несмотря на неровность слога и неправильность языка, исполнены порывами истинного гения...»? Как вы думаете, какие оды из знакомых вам мог иметь в виду А. С. Пушкин? Почему он назвал их гениальными? О каких «неровностях слога» и «неправильностях языка» упомянул А. С. Пушкин? Приведите примеры.
Слова Пушкина о Державине «некоторые оды Державина, несмотря на неровность слога и неправильность языка, исполнены порывами истинного гения» означают, что поэт отмечает в некоторых произведениях Державина наличие истинного поэтического вдохновения и творческих порывов, несмотря на некоторые недостатки стиля и языка.
Пушкин считал оды Г.Р. Державина «Памятник» и «На взятие Измаила» гениальными, потому что поэт совершил в русской поэзии подлинный литературный переворот. Он первый заговорил «забавным русским слогом» – ясным, живым и простым, ввёл в речь лица, сюжеты, обороты и выражения народной поэзии, чем внёс неоценимый вклад в развитие русского языка. 3
О некоторых неровностях слога и неправильностях языка, которые отметил Пушкин в творчестве Державина, можно сказать следующее:
• Риторичность и многословие. Оды Державина по количеству стихов иногда приближаются к поэмам XIX века, но не по содержанию, а вследствие чисто словесного изобилия.
• Использование просторечной лексики. В поэзии классицистов она употреблялась только в низких жанрах, а у Державина её можно увидеть и в оде, и в послании, и в анакреонтическом стихотворении. Тем самым разрушалась искусственная преграда между «поэтическим» и разговорным языком.
6. В каком стихотворении Г. Р. Державин подвел итог своей поэтической деятельности?
Гавриил Романович Державин подвёл итог своей поэтической деятельности в стихотворении «Признание». Оно было написано в 1807 году, в конце жизни поэта, и представляет собой своего рода итог размышлений о своей жизни, творчестве, и общественном служении. Это признание Державина как поэта, чиновника и человека перед миром и собой.
7. Прочитайте сочинение (в книжном варианте или в Интернете) В. Ф. Ходасевича «Державин» и оцените его.
В своём тексте В.Ф. Ходасевич, русский поэт и критик, поднимает важную проблему: власть. В небольшом по объему, но ёмком по содержанию тексте автор освещает жизнь русского поэта и государственного деятеля Г.Р. Державина после его отставки со службы. Отойдя от государственных дел, Гавриил Романович Державин находился в деревне Званка. Он часто размышлял о всемирной истории и все больше утверждался во мнении: «…мир прекрасен, но история отвратительна. Отвратительны дела тех, в чьих руках была судьба человечества». Поэт с ужасом понимал, что из-за действий «исторических великанов» страдали и продолжат страдать тысячи обычных людей.
Позиция автора однозначна. В.Ф. Ходасевич убеждён, что Г.Р. Державин презирал правителей и вельмож, которые распоряжались людскими судьбами и превращали простой народ в «пушечное мясо истории». И автору текста, и Г.Р. Державину ненавистна мысль, что из-за решений людей, занимающих более высокое положение в обществе, страдают другие, ни в чём невинные, обыкновенные, «маленькие» люди.
Я полностью разделяю позицию автора. Действительно, на протяжении всей мировой истории тысячи людских жизней находятся в руках правителей и государственных деятелей. Очень часто за их неверные решения и ошибки расплачиваются своей жизнью простые люди. При этом зачастую действия правителей, направленные на благо государства, ущемляют интересы народа и делают их жизнь только хуже.
Текст задел меня за живое, заставил задуматься о том, что жизнь многих обычных людей зависит от решений правителей. К сожалению, из-за этого простой народ часто платит за ошибки государственных деятелей.
8. Создайте план и проспект вечера на тему «Бессмертный Г. Р. Державин» (чтение произведений, рассказ о поэте, отзывы слушателей и т. д.). Используйте текст учебника и Интернет.
План вечера «Бессмертный Державин»
Цели: показать Г.Р. Державина как личность, открытую для добра, правды и любви; раскрыть это в его творчестве; развивать артистические способности детей, выразительность чтения.
Оборудование: портреты Г.Р. Державина, эпиграфы, картины Рокотова, Боровиковсого, Левицкого; иллюстрации учащихся к стихотворениям Державина; кроссворд по жизни и творчеству поэта; карта пребывания Державина в Казанском уезде; стол; подсвечники; запись музыки Вивальди.
1. Рассказ о детстве Г.Р. Державина.
2. Инсценировка отрывка из романа «Поручик Державин» Л.Д. Бирюк.
3. Рассказ о жизни в Казани. Обучение в Казанской гимнащзии.
4. О начале службы в Преображенском полку рядовым солдатом в 1762 году. Об участии в дворцовом перевороте.
5. О первых литературных опытах Державина.
6. О получении офицерского чина в 1773 году и участии в подавлении восстания под предводительством Емельяна Пугачева.
7. Чтение отрывка из оды Державина «На смерть князя Мещерского».
8. Инсценировка «Державин просит руки будущей жены Катерины Яковлевны».
9. Чтение строк из стихотворения Г.Р. Державина «На Новый год», посвящённых жене.
10. О первом расставании с женой в связи со служебными делами.
11. Чтение стихотворения Г.Р. Державина «Препятствие к свиданию с супругой».
12. О смерти матери. О любви к родному Поволжью, Казани.
13. Чтение стихотворения Г.Р. Державина «Арфа».
14. О губернаторстве в Олонецкой губернии.
15. Чтение стихотворения Г.Р. Державина «Водопад»
16. Об оде «Фелица».
17.Чтение отрывка из оды Г.Р. Державина «Фелица».
18. О службе в должности секретаря по принятию прошений. Об оде «Вельможа».
19. Чтение отрывки из оды Г.Р. Державина «Вельможа».
20. О стихотворении «Памятник».
21. Чтение стихотворения Г.Р. Державина «Памятник».
22. О создании элегии «Снегирь».
23. Чтение отрывка из элегии Г.Р. Державина «Снегирь».
24. О службе при императоре Павле I.
25. О службе при императоре Александре I.
26. О собраниях литературного общества «Беседа любителей русского слова» в доме Г.Р. Державина.
27. О присутствии на первом выпускном экзамене в Царскосельском Лицее.
28. О создании последнего стихотворения «Река времен в своем стремленьи…»
29. Чтение стихотворения Г.Р. Державина «Река времен в своем стремленьи…»
30. О значении творчества Г.Р. Державина.
31. Чтение стихотворения Г.Р. Державина «Признание»
Проспект литературного вечера,
посвящённого творчеству Г.Р. Державина
Цели мероприятия: показать Г.Р. Державина как личность, открытую для добра, правды и любви; раскрыть это в его творчестве; развить артистические способности детей и выразительность чтения.
Оборудование: портреты Г.Р. Державина, эпиграфы, картины Рокотова, Боровиковского, Левицкого; иллюстрации учащихся к стихотворениям Державина; кроссворд по жизни и творчеству поэта; карта пребывания Державина в Казанском уезде; стол; подсвечники; запись музыки Вивальди.
План вечера:
1. Вступительное слово ведущего, в котором упомянуть о глубоком и обширном взгляде Державина на природу.
2. Рассказ о рождении и семье поэта.
3. Информация о начале карьеры Державина на службе.
4. Слава пришла к нему в 1783 году после выхода оды «Фелица», обращённой к Екатерине II.
5. Чтение отрывков из стихотворений Державина, например, «Водопад».
6. Рассказ о непростой личной жизни поэта.
7. Заключение, в котором рассказать о последнем стихотворении Державина «Река времён в своём стремленьи».
Также в рамках вечера можно провести очную или заочную экскурсию по Елагиноостровскому дворцу.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением