Ответы на вопросы на стр.232 Часть 1 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)

Изображение Вопросы для самопроверки. Стр. 2321. Как связано изображение природы Тютчевым с идеями немецкой философии?Изображение природы в поэзии Фёдора Ивановича Тютчева тесно...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки. Стр. 232
1. Как связано изображение природы Тютчевым с идеями немецкой философии?
Изображение природы в поэзии Фёдора Ивановича Тютчева тесно связано с идеями немецкой философии, в первую очередь с концепцией, разработанной Фридрихом Шеллингом. В центре философии Шеллинга находилась идея единства природы и духа, где природа представлялась не мёртвой и безжизненной материей, а живым организмом, устремлённым к гармонии и духовному совершенству. Для Тютчева природа становится символом божественной сущности мира, живой системой, в которой заключена не только красота, но и смысл существования.
Эта связь выражается в образах природы в его стихах: он наделяет её душой, языком и свободой. Природа в стихах Тютчева перестаёт быть пассивной средой, она активно взаимодействует с человеком, отражая его мысли, чувства и страдания. Влияние Шеллинга проявляется также в том, как Тютчев изображает природу как часть великого мирового духа, где даже малейшие элементы природы обладают значением и вписываются в гармоничную картину Вселенной.
Таким образом, идеи немецкой философии способствовали формированию у Тютчева уникального подхода к изображению природы, который сочетает поэтический взгляд с глубокими философскими размышлениями о месте человека в мире и о связи между материальным и духовным.

2. Как вы понимаете строки стихотворения «Не то, что мните вы, природа...»?
В стихотворении «Не то, что мните вы, природа…» Фёдор Иванович Тютчев противопоставляет поверхностное восприятие природы теми, кто видит в ней лишь «слепок» или «бездушный лик», глубокому пониманию её живой сущности. Природа для Тютчева — это не только физическое явление, но и одухотворённая реальность, в которой скрыты душа, свобода, любовь и язык. Она не подчиняется внешним механическим законам, но живёт по своим внутренним, гармоничным и божественным правилам.
В первой строфе Тютчев утверждает, что природа не является мёртвой материей. Её жизнь — это глубокий процесс, наполненный одухотворённой свободой и любовью. Эти свойства природы противопоставляются рациональному, механистическому взгляду, который видит в её проявлениях лишь результат случайного сочетания внешних сил.
Во второй части стихотворения Тютчев критикует тех, кто не способен понять и почувствовать живую природу. Люди, о которых он говорит, воспринимают мир как нечто поверхностное, не осознавая его глубинную одухотворённость. Они «не видят и не слышат», для них природа мертва, её явления лишены внутреннего голоса и значения. Такие люди уподоблены глухонемым, для которых голос самой матери-природы остаётся неуслышанным.
Эти строки отражают философское мировоззрение Тютчева, сформированное под влиянием немецкой философии, особенно идей Шеллинга. Природа для поэта — неотъемлемая часть единой гармонии, связанной с человеком. Тютчев показывает, что способность понимать природу требует тонкой душевной чуткости, способности увидеть в её явлениях нечто большее, чем внешние формы. Через образы весны, лесов, звёздной ночи и грозы он подчёркивает, что природа может быть понятой только теми, кто обладает живой душой, готовой принять её язык и глубинное общение.
Таким образом, стихотворение — это гимн живой, одухотворённой природе и одновременно упрёк тем, кто ограничен в своём восприятии, не способен увидеть её божественную сущность.

Повторение изученного. Стр. 232-233
1. Вспомните стихотворения Тютчева, изученные вами ранее. Каким предстаёт в них природный мир?
В поэзии Фёдора Ивановича Тютчева природа изображена как живое, одухотворённое существо, наделённое собственной душой, чувствами и разумом. Она тесно связана с внутренним миром человека, отражая его эмоции, переживания и философские размышления. Природа у Тютчева не является пассивным фоном; она активно взаимодействует с человеком, символизируя различные аспекты бытия и духовные состояния.
В стихотворении «Весенняя гроза» поэт описывает грозу как живое существо, которое «резвится и играет», придавая природному явлению человеческие черты и эмоции. Это подчёркивает динамичность и одушевлённость природы, её способность к обновлению и влиянию на человеческое сознание.
В произведении «Не то, что мните вы, природа…» Тютчев прямо утверждает, что природа обладает душой, свободой, любовью и языком, противопоставляя такое понимание поверхностному взгляду, видящему в ней лишь «слепок» или «бездушный лик». Он критикует тех, кто не способен увидеть в природе её глубинную сущность и одухотворённость.
Таким образом, в лирике Тютчева природа представлена как одушевлённая и динамичная сущность, тесно связанная с человеком и его внутренним миром. Она не только отражает эмоциональные состояния, но и служит источником философских размышлений о жизни, смерти, гармонии и месте человека во Вселенной.

2. Какому литературному направлению свойственно создавать в лирике психологизированный пейзаж, наделять природные
Создание психологизированного пейзажа, наделённого человеческими эмоциями и страстями, характерно для романтизма. Это литературное направление стремится показать природу не как внешнюю реальность, а как отражение внутреннего мира человека. В романтической лирике природа тесно связана с чувствами и переживаниями лирического героя, она становится символом его душевного состояния, способом выражения эмоций, таких как тоска, любовь, страх или надежда.
Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева в полной мере относится к романтизму благодаря тому, как он изображает природу. Для Тютчева природный мир — это живое существо с душой, свободой и любовью. Его стихотворения наполнены глубокими философскими размышлениями, в которых природные явления отражают состояние человеческой души и глобальные вопросы бытия.
Тютчев воспринимает природу как одушевлённую сущность, которая неразрывно связана с человеком, но одновременно превосходит его своей таинственной силой и гармонией. Таким образом, в его лирике природа приобретает не только символическое, но и психологическое значение, что делает его творчество ярким примером романтической традиции.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением