Упр.238 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
238 1. Прочитайте отрывок из рассказа Леонида Николаевича Андреева «День гнева». Обратите внимание, что это — одно предложение. Укажите количество грамматических основ в предложении и количество придаточных условий. Составьте схему данного предложения — вертикальную или горизонтальную.
Если я соберу со всего света все добрые слова, какие есть у людей, нежные речи, звонкие песни и брошу их стаей в радостный воздух; если я соберу все улыбки детей, смех женщин, ещё никем не обиженных, ласки седых матерей, крепкое пожатие друга, — и сделаю нетленный венок на чью-то прекрасную голову; если я обойду всю землю и соберу все цветы, какие только есть на земле: в лесах, на нолях и лугах, в садах, в глубинах вод, на синем дне океана; если я соберу все драгоценные сверкающие камни, в глухих ущельях их добуду, во тьме глубоких рудников и всё это, и камни и цветы, сложу в сверкающую тру; если я соберу все огни, какие горят во вселенной, все светы, все лучи, все вспышки, взрывы и тихие сияния и заревом единого великого пожара озарю дрогнувшие миры; — то и тогда ещё не назову, не увенчаю, нс восхвалю тебя — свобода!
1Если я соберу со всего света все добрые слова, 2какие есть у людей, 1нежные речи, звонкие песни и брошу их стаей в радостный воздух; 3если я соберу все улыбки детей, смех женщин, ещё никем не обиженных, ласки седых матерей, крепкое пожатие друга, – и сделаю нетленный венок на чью-то прекрасную голову; 4если я обойду всю землю и соберу все цветы, 5какие только есть на земле: в лесах, на полях и лугах, в садах, в глубинах вод, на синем дне океана; 6если я соберу все драгоценные сверкающие камни, в глухих ущельях их добуду, во тьме глубоких рудников – и всё это, и камни, и цветы, сложу в сверкающую гору; 7если я соберу все огни, 8какие горят во вселенной, все светы, все лучи, все вспышки, взрывы и тихие сияния и заревом единого великого пожара озарю дрогнувшие миры; – 9то и тогда ещё не назову, не увенчаю, не восхвалю тебя – свобода!
В предложении девять грамматических основ, пять придаточных условия.
2. Перечислите все эпитеты и метафоры, содержащиеся в тексте, и охарактеризуйте их.
Эпитеты:
- добрые слова, крепкое пожатие – постоянные;
- нежные речи, звонкие песни, седых матерей, прекрасную голову, драгоценные сверкающие камни, глухие ущелья, глубокие рудники, сверкающая гора – выразительные, украшающие;
- радостный воздух, нетленный венок, тихие сиянья, дрогнувшие миры – авторские.
Метафоры: соберу слова, улыбки, огни, сеты, лучи, вспышки, взрывы и сияния; брошу стаей – для усиления выразительности, эмоциональности, для придания яркости тексту.
3. Найдите в тексте синонимы, продолжите синонимический ряд своими примерами.
Синонимы:
- слова, речи, песни, стихи, оды;
- смех, улыбки, хохот;
- огни, светы, лучи, вспышки, взрывы, сияния, всполохи;
- назову, увенчаю, восхвалю, прославлю, возвеличу.
4. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне слова. Объясните их правописание.
Слова с чередующимися гласными в корне:
- соберу (чередование гласных в корне -бер-//-бир-; за корнем нет суффикса -а-, поэтому в корне пишется «е»);
- горят (чередование гласных в корне -гор-//-гар-; гласная в корне безударная, поэтому пишется «о»);
- озарю (чередование гласных в корне -зар-//-зор-; «а» в корне пишется в словах «заря, зарница, озарённый, озарять, зарево»).
5. Является ли слово свобода многозначным? Найдите толкование слова в любом толковом словаре, выполните его лексический разбор.
Слово «свобода» является многозначным.
Свобода
1. Свобода – 1) Способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. 2) Отсутствие политического и экономического гнета, отсутствие стеснений, ограничений в общественно-политической жизни и деятельности какого-либо класса или общества в целом. 3) Отсутствие крепостной зависимости, рабства. 4) Состояние того, кто не находится в заключении, в неволе. 5) Личная независимость, самостоятельность, отсутствие зависимости от кого-либо, чего-либо или связи с кем-либо, чем-либо мешающим, стесняющим.6) чего и с неопр. Возможность действовать в какой-либо области без ограничений, запретов, беспрепятственно. 7. Легкость, отсутствие затруднений в чем-либо 9) Разг. Свободное, незанятое время; досуг.
2. Слово употреблено в прямом значении.
3. Многозначное.
4. Синонимы: воля, приволье, раздолье. Антонимы: неволя, несвобода, кабала.
5. По стилистической окраске относится к нейтральной лексике.
6. Слово относится к общеупотребительной лексике.
7. Употребляется в современном русском языке.
8. Исконно русское.
6. А что в вашем понимании означает свобода? Напишите об этом небольшое сочинение.
Сочинение
Что такое свобода?
Свобода – это способность человека выбирать, действовать по своим желаниям и убеждениям, не зависеть от чужого мнения и целей.
В моём понимании свобода – это, прежде всего, возможность выбора. Любое принятое решение должно быть основано на той системе ценностей, которой я придерживаюсь, на моих убеждениях, на разумных доводах. Свободный человек имеет право делать то, что он хочет, при условии, что его действия не причинят неудобство или вред другим людям.
Ещё свобода – это ответственность за свои поступки, свой выбор. Если мы считаем себя свободными людьми, способными делать всё, что хотим, не стесняясь, не ограничивая себя, то и ответственность должна быть на должном уровне.
Главное, не забывать, что наша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Нельзя ограничивать других, даже, если от этого зависим мы сами.
Таким образом, свобода – понятие глубокое и разноплановое, она имеет разное значение для каждого из нас. Это зависит от наших взглядов на жизнь, желаний, жизненных позиций.
7. Выполните стилистический анализ текста.
Стилистический анализ текста.
1. Тема текста: что есть свобода для автора.
Основная мысль текста: свобода – это понятие, которое вмещает всё самое важное для человека.
2. Тип речи: рассуждение.
3 Способ связи предложений в тексте: последовательный
Средства связи в тексте:
- лексические: лексический повтор (если я соберу);
- морфологические: местоимение (я), союзы (если, какие).
4. Стиль речи: публицистический.
Жанр текста – рассказ.
Общие черты данного стиля: служит для воздействия на людей, характеризуется логичностью, эмоциональностью, оценочностью; используются стилистические фигуры – метафоры, сравнения, метонимия и др., эмоционально-экспрессивная лексика, фразеологизмы; многостильность; применение языковых средств других стилей – научного, разговорного.
Лексические особенности: выразительные средства, высокие и книжные слова.
Морфологические особенности: глаголы в форме 1-го лица, ед. ч.
Синтаксические особенности: одно сложноподчинённое предложение с придаточными условия и определительными.
5. Изобразительно-выразительные средства: эпитеты (добрые слова, крепкое пожатие, нежные речи, звонкие песни, седых матерей, прекрасную голову, драгоценные сверкающие камни, глухие ущелья, глубокие рудники, сверкающая гора, радостный воздух, нетленный венок, тихие сиянья, дрогнувшие миры), метафоры (соберу слова, улыбки, огни, светы, лучи, вспышки, взрывы и сияния; брошу стаей), синонимы, ряды однородных членов, обращение (свобода).
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением