Ответы на вопросы на стр.24 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)












Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Основные теоретические понятия
Художественный метод, литературное направление, литературное течение, модернизм, новый реализм, классический реализм, натурализм, натуралистический романтизм, экспрессивность стиля, мифотворчество.
1.
Художественный метод — это совокупность принципов и приёмов, которые определяют, как автор создаёт своё произведение. Этот термин отражает не только стиль, но и мировоззренческую позицию писателя. Художественный метод помогает осмыслить и передать реальность через определённую систему образов и сюжетных построений. В литературе различают два основных метода:
• Реализм — стремление к объективному изображению жизни.
• Романтизм — акцент на внутреннем мире человека, чувствах, мечтах и идеалах.
Кроме того, художественный метод может включать элементы модернизма, авангардизма, натурализма и других направлений. Он задаёт тон и структуру произведения, определяя его воздействие на читателя.
2.
Литературное направление — это объединение писателей и их произведений, основанное на общих идеях, эстетических принципах и тематике. Такие направления часто возникают как ответ на исторические и социальные изменения. Примеры литературных направлений:
• Классицизм (XVII–XVIII века) — строгие правила формы и содержание, ориентация на античные образцы.
• Романтизм (конец XVIII — начало XIX века) — воспевание чувств, природы, борьба за свободу.
• Реализм (XIX век) — исследование повседневной жизни и социальных проблем.
Каждое литературное направление имеет свои особенности стиля, языка и мировоззрения, что позволяет отразить дух своей эпохи.
3.
Литературное течение — это более узкая категория, чем направление. Оно представляет собой определённую группу авторов внутри одного направления, которые разделяют сходные эстетические установки и стиль. Например:
• В рамках романтизма выделяются немецкий, английский и русский романтизмы.
• В модернизме существуют такие течения, как символизм, футуризм, акмеизм. Течение часто имеет манифесты, где провозглашаются основные идеи группы авторов.
4.
Модернизм — это культурное движение конца XIX — начала XX века, ставившее целью разрушение традиционных форм искусства. Он охватывает множество течений, таких как символизм, экспрессионизм, сюрреализм. Модернисты отказывались от реализма и стремились к передаче внутреннего мира человека. Особенности:
• Разрушение линейного сюжета.
• Использование символов и аллегорий.
• Исследование подсознания.
Модернизм стал ответом на кризис традиционной культуры, связанный с быстрым развитием науки и технологий.
5.
Новый реализм — это литературное течение, которое развилось в XX веке и сосредоточилось на изображении современной реальности с учётом новых социальных и культурных условий. Это направление включало психологические аспекты и исследовало влияние массовой культуры. Новый реализм часто обращается к внутренним конфликтам человека, акцентируя внимание на деталях повседневной жизни. Пример: произведения Альбера Камю.
6.
Классический реализм — это направление литературы XIX века, ориентированное на объективное изображение жизни, характеров и социальных конфликтов. Основные черты:
• Правдивость в описании.
• Внимание к деталям.
• Глубокий психологизм.
Классический реализм представлен произведениями Льва Толстого, Фёдора Достоевского, Гюстава Флобера.
7.
Натурализм — это литературное и художественное направление, сформировавшееся во второй половине XIX века под влиянием идей позитивизма и научного детерминизма. Основоположником натурализма считается французский писатель Эмиль Золя, который провозгласил необходимость объективного, почти научного подхода к описанию человеческой жизни.
Главной задачей натурализма является изображение человека как части природы, подчинённого биологическим, физиологическим и социальным законам. Натуралисты рассматривали личность как результат влияния наследственности, среды и обстоятельств. В их произведениях акцент делается на том, что поступки героев неизбежно определяются их происхождением, воспитанием и окружающей обстановкой.
8.
Натуралистический романтизм — это направление, которое сочетает в себе черты двух противоположных подходов: натурализма, с его вниманием к деталям реальности, и романтизма, с его тягой к возвышенному и идеальному. Это направление обращается к изображению внутреннего мира человека через призму поэтического восприятия, одновременно сохраняя реалистическую точность в описании окружающей действительности.
Натуралистический романтизм строится на контрастах: между мечтой и реальностью, между возвышенным и обыденным. Герои произведений этого направления часто сталкиваются с невозможностью достижения своих идеалов, но сохраняют веру в их значимость.
9.
Экспрессивность стиля — это характеристика литературного текста, которая подчёркивает эмоциональность, силу воздействия на читателя и яркость образов. Экспрессивность достигается через использование разнообразных художественных средств, включая эпитеты, метафоры, аллегории, гиперболы, риторические вопросы и восклицания.
Экспрессивный стиль часто используется для передачи сильных эмоций: страха, радости, гнева, любви. Это позволяет автору погружать читателя в переживания героев, делая текст живым и захватывающим. Экспрессивность особенно ярко проявляется в поэзии, где язык становится инструментом для создания музыкального и эмоционального воздействия.
В прозе экспрессивность часто сочетается с динамикой повествования и подчёркиванием важных деталей. Например, в произведениях Фёдора Достоевского экспрессивные диалоги и внутренние монологи персонажей помогают раскрыть их внутренние конфликты и страсти.
10.
Мифотворчество — это процесс создания новых мифов или использование мифологических элементов в литературе, искусстве и культуре. Мифотворчество может быть осознанным (когда автор создаёт новые образы, напоминающие древние мифы) или интуитивным (когда произведение получает мифологический смысл благодаря интерпретации читателей).
Особенности мифотворчества:
1. Создание универсальных образов: мифотворчество основывается на создании символов и архетипов, которые понятны всем культурам.
2. Аллегоричность: через миф авторы передают свои взгляды на мир, природу, общество.
3. Метафизичность: мифотворчество позволяет автору поднимать вопросы о смысле жизни, происхождении вселенной, предназначении человека.
Вопросы и задания
1. Расскажите, в чём проявилась, на ваш взгляд, преемственность нового реализма по отношению к классической традиции на рубеже XIX XX вв. (Л. Толстой, А. Чехов — по выбору).
Реализм на рубеже веков оставался масштабным и влиятельным литературным направлением. Достаточно сказать, что в 1900-е годы еще жили и творили Л. Толстой и А. Чехов.
Наиболее яркими дарованиями среди новых реалистов обладали писатели, объединившиеся в 1890-е годы в московском кружке «Среда», а в начале 1900-х составившие круг постоянных авторов издательства «Знание» (одним из его владельцев и фактическим руководителем был М. Горький). Помимо лидера объединения в него в разные годы входили Л. Андреев, И. Бунин, В. Вересаев, Н. Гарин-Михайловский, А. Куприн, И. Шмелев и другие писатели. За исключением И. Бунина среди реалистов не было крупных поэтов, они проявили себя прежде всего в прозе и – менее заметно – в драматургии.
Влияние этой группы писателей во многом объяснялось тем, что именно она унаследовала традиции великой русской литературы XIX века. Однако непосредственные предшественники нового поколения реалистов уже в 1880-е годы серьезно обновили облик направления. Творческие поиски позднего Л. Толстого, В. Короленко, А. Чехова внесли в художественную практику много непривычного по меркам классического реализма. Особенно важным для следующего поколения реалистов оказался опыт А. Чехова.
Чеховский мир включает в себя множество разнообразных человеческих характеров, но при всем своеобразии его герои схожи в том, что всем им недостает чего-то самого важного. Они пытаются приобщиться к подлинной жизни, но, как правило, так и не обретают искомой духовной гармонии. Ни любовь, ни страстное служение науке или общественным идеалам, ни вера в Бога – ни одно из прежде надежных средств обретения цельности не могут помочь герою. Мир в его восприятии утратил единый центр, этот мир далек от иерархической завершенности и не может быть объят ни одной из мировоззренческих систем.
Вот почему жизнь по какому-либо идеологическому шаблону, миропонимание, основанное на фиксированной системе социальных и этических ценностей, осмысляется Чеховым как пошлость. Пошлой оказывается жизнь, повторяющая заданные традицией образцы, лишенная духовной самостоятельности. Ни у одного из чеховских героев нет безусловной правоты, поэтому непривычно выглядит чеховский тип конфликта. Сопоставляя героев по тому или иному признаку, Чехов чаще всего не отдает предпочтения ни одному из них. Ему важно не «моральное расследование», а выяснение причин взаимного непонимания между людьми. Вот почему писатель отказывается быть обвинителем или адвокатом своих героев.
Внешне неострые сюжетные ситуации в его зрелой прозе и драматургии призваны выявить заблуждения персонажей, определить степень развитости их самосознания и связанную с ней меру личной ответственности. Вообще разнообразные нравственные, идеологические и стилевые контрасты в мире Чехова утрачивают абсолютный характер, становятся относительными.
Одним словом, мир Чехова – это мир подвижных отношений, где взаимодействуют разные субъективные правды. В таких произведениях повышается роль субъективной рефлексии (самоанализа, размышлений героев, осмысление ими своих поступков). Автор хорошо контролирует тональность своих оценок: она не может быть безусловно героизирующей или безоглядно сатирической. Как типично чеховская тональность воспринимается читателем тонкая лирическая ирония.
Таким образом, поколение писателей-реалистов начала XX века получило в наследство от Чехова новые принципы письма – с гораздо большей, чем прежде, авторской свободой; со значительно более широким арсеналом художественной выразительности; с обязательным для художника чувством меры, которое обеспечивалось возросшей внутренней самокритичностью и авторефлексией.
Щедро пользуясь частью чеховских находок, реалисты рубежа веков далеко не всегда обладали последним из упомянутых качеств художника. Там, где Чехов видел разнообразие и относительную равноценность вариантов жизненного поведения, его молодые последователи увлекались одним из них. Если Чехов, скажем, показывает, насколько сильна жизненная инерция, часто сводящая на нет первоначальное стремление героя измениться, то реалист горьковского поколения порой абсолютизирует сам волевой импульс человека, не проверяя его на прочность и потому подменяя реальную сложность человека мечтой о «сильных людях». Там, где Чехов предсказывал длительную перспективу, призывая по капле «выдавливать из себя раба», писатель-«знаньевец» давал гораздо более оптимистический прогноз «рождения человека».
Тем не менее чрезвычайно важно, что поколение реалистов начала XX века унаследовало от Чехова постоянное внимание к личности человека, его индивидуальности.
Преемственность нового реализма по отношению к классической традиции на рубеже XIX – XX веков проявилась в следующем:
• Изменившееся отношение к возможности преобразования жизни. Если в литературе 60 – 80-х годов жизненная среда изображалась малоподвижной, то теперь обстоятельства существования человека интерпретировались как лишенные стабильности и подвластные его воле.
• Обновление типологии характеров. Внешне писатели следовали традиции: в их произведениях можно было найти узнаваемые типы «маленького человека» или пережившего духовную драму интеллигента. Но даже традиционная «крестьянская» характерология изменилась: всё чаще в рассказах и повестях появлялся новый тип «задумавшегося» мужика.
• Освоение синкретичных форм повествования. Писатели рубежа веков осваивали формы, позволяющие соединить реалистическую объективность с романтическими, импрессионистическими и символистскими принципами.
• Появление фольклорных, библейских, культурологических мотивов и образов. Это позволяло расширить границы повествования, привлечь читателя к сотворчеству.
2. Внесите в свой рабочий словарь литературоведческих терминов понятие «новый реализм» и объясните значение термина. Выделите основные черты нового реализма и охарактеризуйте его разновидности.
«Новый реализм» (неореализм) – литературное направление в России, возникшее в начале XX века и отразившее миросозерцательную и эстетическую трансформацию традиций русского реализма.
Основные черты неореализма:
• активный, культурный и творческий диалог;
• идея несовместимости человека и окружающей его среды;
• стремление к созданию новой картины мира, иной концепции;
• изображение повседневной жизни, в которой нет места героическому событию, предметом изображения становится просто человек;
• сближение прозы с поэзией, что проявилось в становлении лирической прозы (А. Чехов, И. Бунин);
• малые эпические формы (жанр романа практически вытесняется жанрами рассказа, повести);
• стремление к созданию символических образов.
Разновидности неореализма:
• Натурализм. Бытописательский реализм, антипод авангардных явлений в утверждении «правды жизни» как её буквального, «фотографического» отражения в произведениях искусства.
• Романтический реализм (романтизм-символизм). Реализм, при котором писатели обращались к забытым романтическим мотивам.
• Экспрессионистический реализм. Реализм, при котором реалистические образы должны быть настолько яркими, впечатляющими, чтобы читатель испытывал эмоциональное потрясение.
Творческие задания
Опыт стилистического анализа. Сопоставьте следующие отрывки из произведений П. Боборыкина «На ущербе» (1890): «Ямщик сидел всё еще боком. Из-под шапки висела рыжеватая прядь, прямо над самым носом. Он косил, и правый его глаз был, кажется, с бельмом. Рот растягивала ухмыляющаяся усмешка подмосковною плутоватого мужика» — и Л. Андреева «Жизнь Василия Фивсйскою» (1903): «В гробу нет трупа. Там лежит идиот. Схватившись хищными пальцами за края гроба, слегка приподняв уродливую голову, он искоса смотрит на попа прищуренными глазами — и вокруг вывернутых ноздрей, вокруг огромного сомкнутою рта вьётся молчаливый, зарождающийся смех. ...Внезапно, загораясь ослепительным светом, раздирается до самых ушей неподвижная маска, и лохоти, подобный грому, наполняет тихую церковь».
Проанализируйте различия между натуралистическими и экспрессивными приметами стиля, отличающими манеру письма этих писателей.
Различия между натуралистическими и экспрессивными приметами стиля в отрывках из П. Боборыкина «На ущербе» и Л. Андреева «Жизнь Василия Фивейского» заключаются в следующем:
1) В описании ямщика из произведения П. Боборыкина используется натуралистический стиль изложения. Внешность героя передана детально: упоминается поза, прядь волос над носом, дефекты глаз (косоглазие и бельмо), плутоватая улыбка. При этом автор практически не использует каких-либо средств выразительности: предложения не нагружены оборотами, слова употреблены в прямом значении.
2) В описании «идиота», который лежит в гробу в церкви, Л. Андреев использует черты экспрессионистского стиля. Описываемая обстановка уже создаёт атмосферу мистичности и таинственности. В описании автор намеренно избегает «зримости», не конкретизирует внешний вид. С помощью эпитетов «хищные» (пальцы), «уродливая» (голова), «огромный» (рот) Л. Андреев создаёт гротескный образ существа, не принадлежащего этому миру. Это впечатление усиливается при описании смеха: лицо становится маской, а смех можно увидеть: он вьётся «вокруг сомкнутого рта».
Таким образом, в первом тексте задача автора – с фотографической точностью воспроизвести приметы окружающего мира, а во втором – воздействовать на чувства и эмоции читателя, поразить его воображение.
Различия между натуралистическими и экспрессивными приметами стиля в отрывках из П. Боборыкина «На ущербе» и Л. Андреева «Жизнь Василия Фивейского» заключаются в следующем:
1) В описании ямщика из произведения П. Боборыкина используется натуралистический стиль изложения. Внешность героя передана детально: упоминается поза, прядь волос над носом, дефекты глаз (косоглазие и бельмо), плутоватая улыбка. При этом автор практически не использует каких-либо средств выразительности: предложения не нагружены оборотами, слова употреблены в прямом значении.
2) В описании «идиота», который лежит в гробу в церкви, Л. Андреев использует черты экспрессионистского стиля. Описываемая обстановка уже создаёт атмосферу мистичности и таинственности. В описании автор намеренно избегает «зримости», не конкретизирует внешний вид. С помощью эпитетов «хищные» (пальцы), «уродливая» (голова), «огромный» (рот) Л. Андреев создаёт гротескный образ существа, не принадлежащего этому миру. Это впечатление усиливается при описании смеха: лицо становится маской, а смех можно увидеть: он вьётся «вокруг сомкнутого рта».
Таким образом, в первом тексте задача автора – с фотографической точностью воспроизвести приметы окружающего мира, а во втором – воздействовать на чувства и эмоции читателя, поразить его воображение.
Проектно-исследовательские работы
Опыт исследования. Прочитайте специальную литературу о рассказе А. Чехова «Чёрный монах». Проведите самостоятельное исследование и ответьте на вопрос, какие черты новою реализма отличают поэтику этого произведения.
Черты нового реализма, которые отличают поэтику повести А. П. Чехова «Чёрный монах»:
• Двойственность. Главная черта поэтики и содержания повести, которая порождает противоположные толкования. Поступки героя определяются не его характером, а его жизнеощущением.
• Феномен двойничества. Призрак в повести – продукт болезненного сознания героя, его двойник, выражающий иной, более глубокий уровень сознания Коврина, фактически – его подсознание.
• Мифологема сада. Она насыщена мифологическими и библейскими смыслами, в именах героев зашифрованы библейские и мифологические сюжеты.
• Противопоставление людей, прочно связанных с реальной жизнью. Егор Семёнович и Таня противопоставляются маниакальному себялюбцу Коврину, уходящему «от жизни в себя».
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением