Упр.241 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
241 1. Прочитайте текст. Каковы его тема, основная мысль? Как вы думаете, почему текст так озаглавлен? Что отражает заголовок?
Урок о «если»
Если ты хочешь, чтобы понимали тебя, постарайся понимать других.
Если ты хочешь, чтобы любили тебя, люби других.
Если ты хочешь, чтобы терпимо относились к тебе, умей проявлять терпимость к другим.
Эти «если» можно продолжать до бесконечности, прикладывая любое понятие. И пока человек не научится относиться к другим, как к самому себе, не будет гармонии ни в мире его собственном, ни в Мире Всеобщего Бытия. Это касается всех, и надо помнить об этом всегда и применять беспрестанно.
Человеку дан язык, чтобы он мог пользоваться им для разрешения всех вопросов, но нередко люди забывают об этом, желая отмолчаться, надеясь, что всё решится само собой. Если человек не использует главное своё оружие общения язык, то оно тупится, теряет свою силу и в итоге отнимается. Язык его становится так же беден, как побирающийся нищий, и в его запасс остается столько слов, сколько монет в ладони нищею, на которые он с трудом может жить. Если хочешь быть богат душой, принимай мудрость, а не отвергай её.
(О. Безымянная. С. Лукьянов)
Тема текста: важность взаимопонимания, любви и терпимости в общении с другими людьми.
Основная мысль текста: для создания гармонии в мире и в собственной жизни необходимо соблюдать простые, но важные принципы.
Заголовок текста говорит о том, что это своего рода учебное пособие, которое напоминает о простых, но важных правилах общения. «Если» в данном случае является своего рода ключевым словом, подчёркивающим условность и простоту этих правил.
Заголовок отражает идею того, что в основе урока – простые условия «если… то», необходимые для достижения гармонии и богатства души в общении с другими людьми.
2. Выпишите сложноподчинённые предложения с придаточными условия. Подчеркните в них грамматические основы. Где по отношению к главной части находится придаточная?
СПП с придаточными условия:
Если ты хочешь, чтобы понимали тебя, постарайся понимать других.
Если ты хочешь, чтобы любили тебя, люби других.
Если ты хочешь, чтобы терпимо относились к тебе, умей проявлять терпимость к другим.
Если человек не использует главное своё оружие общения – язык, то оно тупится, теряет свою силу и в итоге отнимается.
Если хочешь быть богат душой, принимай мудрость, а не отвергай её.
Во всех предложениях придаточное находится перед главной частью.
3. Есть ли в тексте сложноподчинённые предложения с придаточными, выражающими другие значения? Определите их вид. Составьте схемы. Каким видом схем вы воспользуетесь?
В тексте есть СПП с придаточными, выражающими другие значения.
Я составлю горизонтальные схемы.
Если ты хочешь, чтобы понимали тебя (придаточное изъяснительное), постарайся понимать других
(Если – = ), (чтобы = ), [ = ].
Если ты хочешь, чтобы любили тебя (придаточное изъяснительное), люби других.
(Если – = ), (чтобы = ), [ = ].
Если ты хочешь, чтобы терпимо относились к тебе (придаточное изъяснительное), умей проявлять терпимость к другим
(Если –= ), (чтобы = ), [ = ].
И пока человек не научится относиться к другим, как к самому себе (придаточное времени), не будет гармонии ни в мире его собственном, ни в Мире Всеобщего Бытия.
(пока – = ), [ = ни , ни ].
Человеку дан язык, чтобы он мог пользоваться им для разрешения всех вопросов (придаточное цели), но нередко люди забывают об этом, желая отмолчаться, надеясь, что всё решится само собой (придаточное изъяснительное).
[ = – ], (чтобы – = ), но [ – = / /, ], (что – = ).
Язык его становится так же беден, как побирающийся нищий, и в его запасе остаётся столько слов, сколько монет в ладони нищего (придаточное меры и степени), на которые он с трудом может жить (придаточное определительное).
[ – = , ], и [ = столько –], (сколько – ), (на которые – = ).
4. Найдите в тексте предложения, осложнённые однородными членами. Составьте их схемы. Чем выражены однородные члены? Объясните пунктуацию. Придумайте своё предложение, соответствующее этой схеме.
Предложения, осложнённые однородными членами:
И пока человек не научится относиться к другим, (запятая выделяет сравнительный оборот) как к самому себе (запятая разделяет главную и придаточную части), не будет гармонии ни в мире его собственном, (запятая разделяет однород. члены, соединённые повторяющ. союзом «ни … ни») ни в Мире Всеобщего Бытия.
(пока – = ), [ = ни , ни ].
Это касается всех, (запятая разделяет части ССП) и надо помнить об этом всегда и применять беспрестанно.
[ – = ], и [ = и = ].
Человеку дан язык, (запятая разделяет главную и придаточную части) чтобы он мог пользоваться им для разрешения всех вопросов (придаточное цели), (запятая разделяет части СПП) но нередко люди забывают об этом, (запятая выделяет обособлен. обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом) желая отмолчаться, (запятая разделяет однородные обстоятельства) надеясь, (запятая разделяет главную и придаточную части) что всё решится само собой (придаточное изъяснительное).
[ = – ], (чтобы – = ), но [ – = , ], (что – = ).
Если человек не использует главное своё оружие общения – (тире отделяет пояснительно-уточняющее определение) язык, (запятая разделяет главную и придаточную части) то оно тупится, (запятая разделяет однородные сказуемые) теряет свою силу и в итоге отнимается.
(Если – = ), [то – = , = и = ].
Если хочешь быть богат душой, (запятая разделяет главную и придаточную части) принимай мудрость, (запятая разделяет однородные сказуемые) а не отвергай её.
(Если = ), [ = , а = ].
Если хочешь быть здоров, правильно питайся, занимайся спортом.
(Если = ), [ = , = ].
5. Какова структура текста? Проанализируйте её. На каком стилистическом приёме строится текст?
Структура текста: первые три абзаца это три предложения, которые можно считать тезисами. Следующие два абзаца – аргументы в пользу тезисов. Последнее предложение – вывод.
Тип текста: рассуждение.
Данный текст строится на таких стилистических приёмах, как анафора, синтаксический параллелизм.
6. Как вы думаете, почему эти «если» можно продолжать до бесконечности? Как бы вы продолжили этот ряд? Что вам кажется важным? Напишите об этом сочинение-рассуждение, используя разные виды сложноподчинённых предложений.
Сочинение
Уроки о «если»
Эти «если» можно продолжать до бесконечности, потому что каждому человеку в жизни необходимо множество советов для решения разнообразных вопросов.
Если в жизни каждого человека есть определённые правила, то именно на них нужно опираться, им следовать, принимая то или иное решение.
Если хочешь быть богатым душой, принимай мудрость, а не отвергай её. Чтобы язык служил установлению гармонии, необходимо, чтобы речь человека была мудрой, и за ней ощущалось душевное богатство.
Если у тебя есть друзья, никогда не предавай их. Мне кажется, что дружба – это большая ценность, которой не нужно пренебрегать. Я очень ценю своих друзей и никогда не пожертвую ими ради выгоды.
Если ты пообещал что-то сделаешь, то так и должно быть. Надо быть хозяином своему слову. Я искренне не понимаю людей, которые пренебрежительно относятся к своим обещаниям.
Если относиться с уважением к советам родителей, можно перенять их жизненный опыт и избежать многих неприятных ситуаций. Мне кажется, всем детям стоит прислушиваться к родителям, ведь они хотят для своих детей лишь добра.
Если ты хочешь избежать конфликтов, научись слушать других, принимать и уважать их точку зрения, потому что взаимопонимание – это основа гармонии.
Таким образом, эти «если» становятся уроками жизни, напоминающими о том, что мудрые и простые действия могут привести к благополучию и гармонии в самых разных жизненных ситуациях.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением