Ответы на вопросы на стр.247 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Примерные темы сочинении• Создайте портрет Л. Ахматовой — человека и поэта — по её стихотворениям и поэмам.Желательно, чтобы автор сочинения отмстил в прочитанных им...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Примерные темы сочинении
• Создайте портрет Л. Ахматовой — человека и поэта — по её стихотворениям и поэмам.
Желательно, чтобы автор сочинения отмстил в прочитанных им стихотворениях и поэмах многообразие мотивов, волнующих Л. Ахматову: чтобы он осветил переживания любви в ее поэзии, гражданские чувства в разные периоды жизни, отклики на исторические события.
Портрет А. Ахматовой – человека и поэта
Анна Ахматова занимает уникальное место в истории русской литературы. Её творчество пронизано глубокими переживаниями, гражданскими чувствами и тончайшими интонациями, отражающими личные и общественные трагедии. Ахматова не просто писала стихи — она создавала живой документ своей эпохи, свидетельство внутренней борьбы человека перед лицом судьбы.
Любовная лирика Ахматовой — одна из самых ярких сторон её творчества. В стихотворениях раннего периода, таких как «Сжала руки под тёмной вуалью…», Ахматова тонко передаёт оттенки человеческих чувств — боль разлуки, горечь утраты, страх потерять любимого. Её лирика полна интимности, но в то же время универсальна. Ахматова писала не только о себе, но и о каждом человеке, который сталкивался с неразделённой любовью или вынужден был переживать расставание. Её стихи — это гимн искренности, в которых простые слова передают глубочайшие эмоции.
Однако Ахматова была не только певцом любви. Её гражданская позиция нашла отражение в таких произведениях, как поэма «Реквием». Это произведение стало голосом всего народа, страдавшего от репрессий и террора 1930-х годов. Ахматова не боится говорить о страхе, боли и утрате, но делает это с чувством достоинства, не поддаваясь отчаянию. «Реквием» — это не просто поэма, это акт духовного сопротивления, призыв помнить жертвы несправедливости и сохранять человеческое достоинство.
Ещё одной важной стороной её творчества является обращение к историческим и культурным темам. В «Поэме без героя» Ахматова создаёт многослойный текст, где переплетаются личные переживания, воспоминания о прошлом и размышления о судьбе культуры. Эта поэма — размышление о потере, вине и необходимости помнить, что мир искусства может стать опорой в самые трудные времена.
Ахматова как человек была образцом силы и стойкости. Пережив личные утраты — смерть мужа Николая Гумилёва, арест сына Льва Гумилёва, репрессии и лишения, — она не утратила веры в слово и продолжала творить, несмотря на все испытания. Её стихи времен Великой Отечественной войны, такие как «Мужество», вдохновляли людей, напоминали о необходимости борьбы и сохраняли в них веру в победу.
Таким образом, портрет Ахматовой — это портрет сильной, глубоко чувствующей женщины, которая смогла превратить свои переживания в искусство, способное поддерживать и вдохновлять других. Её творчество остаётся символом верности своему народу, стойкости перед лицом трагедий и любви к жизни, несмотря на все её испытания. Ахматова остаётся для нас примером того, как искусство может не только отражать реальность, но и помогать преодолевать её тяготы.
• Образ Пушкина в поэзии Л. Ахматовой.
Чтобы раскрыть предложенную тему, нужно познакомиться со статьями А. Ахматовой о Пушкине, прочитать посвящённые ему стихи, понять значение Пушкина в жизни поэтессы.
Образ Пушкина в поэзии А. Ахматовой
Анна Ахматова, как одна из величайших поэтов Серебряного века, неоднократно обращалась в своём творчестве к образу Александра Сергеевича Пушкина. Для неё Пушкин был не только символом русской литературы, но и культурным ориентиром, эталоном поэтического мастерства и нравственной высоты. Ахматова видела в Пушкине воплощение силы искусства, которое помогает человеку преодолевать трудности и находить смысл даже в самых тяжёлых обстоятельствах. В своих стихах она размышляла о его судьбе, творчестве и месте в русской культуре, создавая сложный и многогранный образ поэта.
Образ Пушкина в стихотворении «Пушкин»
В этом стихотворении Ахматова раскрывает тему цены, которую платит поэт за своё величие. Она задаётся вопросом, что такое слава и как Пушкин смог «купить право» быть услышанным и понятым. Ахматова отмечает, что его творчество сочетает в себе мудрость, таинственность и легкомысленное очарование. Например, фраза о том, что Пушкин может «ногу ножкой называть», подчёркивает его удивительную способность придавать поэтический блеск самым простым словам и образам. Таким образом, Ахматова показывает, как Пушкин мастерски играл с языком, открывая читателю новые горизонты смысла.
«В Царском Селе»: место вдохновения и символ поэзии
В этом стихотворении Ахматова переносит читателя в атмосферу Царского Села — места, которое неразрывно связано с молодостью и творчеством Пушкина. Ахматова называет этот город «пленительным», но одновременно отмечает, что её любовь к нему окрашена грустью. Она пишет о своём личном переживании, о том, как Царское Село пробуждает в ней тоску и воспоминания. Через образ Царского Села Ахматова подчёркивает, что творчество Пушкина родилось не только из радости, но и из глубоких переживаний, что делает его особенно близким и понятным современным читателям.
«Городу Пушкина»: диалог с вечностью
Это стихотворение становится настоящим гимном памяти Пушкина. Ахматова погружает читателя в пространство, где витает дух поэта. Она описывает царскосельские сады, фонтан, аллеи, которые будто хранят отпечаток пушкинской эпохи. В строках о времени, изменившем облик этих мест, звучит грусть, но одновременно Ахматова восхищается тем, что творчество Пушкина продолжает жить, несмотря на все изменения. Особое внимание она уделяет лицейским гимнам, которые «всё так же заздравно звучат», — это символ непреходящего значения пушкинского наследия.
Кавказское изгнание как точка судьбы
В стихотворении «Кавказское» Ахматова описывает Кавказ как место, где началось изгнание Пушкина. Ахматова связывает этот период с изгнанием Лермонтова, что подчеркивает тему одиночества поэтов, вынужденных жить вдали от родины и общества, которое их не понимало. Однако для Ахматовой изгнание становится не только испытанием, но и временем поэтического озарения, когда творчество приобретает особую силу. В этом стихотворении также звучит тема любви, что делает образ Пушкина более человечным и живым.
Пушкин как символ и вдохновение
Для Ахматовой Пушкин был не просто гением — он стал символом всего лучшего, что есть в русской культуре. В его творчестве она видела гармонию, которая объединяет высокое и простое, вечное и мимолётное. Ахматова восхищалась его способностью передать самые сложные эмоции с помощью ясного и простого языка, что особенно было близко ей как поэту. Пушкинская традиция вдохновляла Ахматову на создание собственных произведений, которые сохраняют связь с наследием великого поэта.
Таким образом, образ Пушкина в поэзии Ахматовой отражает её глубокое уважение к его гению и значению для русской культуры. Она видела в нём не только великого мастера слова, но и человека, который смог через искусство выразить вечные вопросы и чувства. Ахматова подчёркивает, что творчество Пушкина остаётся источником вдохновения для всех последующих поколений, включая её саму.
• В чём проявилось новаторство А. Ахматовой в ранней лирике?
Тема предполагает анализ сюжета, композиции, стиля и их роли в изображении и выражении отношений лирического героя и лирической героини.
Новаторство Анны Ахматовой в её ранней лирике проявляется в сочетании традиций и инноваций, что позволило ей занять уникальное место в русской поэзии Серебряного века. Её поэзия не только отличалась яркой индивидуальностью, но и предлагала новый подход к изображению внутреннего мира человека, а также к построению отношений между лирическим героем и героиней. Ранняя лирика Ахматовой, представленная в сборниках «Вечер» и «Чётки», открывает читателю сложный и эмоционально насыщенный мир, в котором раскрываются как личные переживания автора, так и универсальные темы любви, утрат, надежд и разочарований.
Сюжет ранней лирики Ахматовой строится вокруг тончайших переживаний, передающих внутренний мир героини, погружённой в атмосферу одиночества, напряжённого ожидания или глубокой любви. Например, в её стихах часто встречается образ героини, которая страдает или жертвует собой ради сохранения духовной связи с возлюбленным. Ахматова впервые в русской поэзии так детально и правдиво передала женский взгляд на любовь, её внутренние противоречия и сложность. Лирическая героиня Ахматовой воспринимает мир через призму своих чувств, что делает её образы яркими и живыми.
Композиция стихотворений Ахматовой отличается лаконичностью и строгой продуманностью. Каждое слово имеет особое значение, а паузы и недосказанности только усиливают эмоциональный эффект. Ахматова избегала избыточности и украшательства, характерного для поэзии символистов, вместо этого обращаясь к конкретным и ясным образам. В её стихах появляется напряжённая драматургия, когда читатель словно ощущает паузу между строками, в которой рождается новый смысл.
Стиль Ахматовой основывается на ясности и сдержанности, но при этом её поэтический язык богат нюансами и оттенками. Она активно использует бытовые детали и образы, которые становятся символами более глубоких чувств и переживаний. В её стихах звучит особый «женский голос» — интонации, ранее не столь явные в русской поэзии, теперь приобрели самостоятельное значение. Ахматова сумела гармонично соединить искренность с художественным мастерством, что делает её лирику особенно выразительной.
Особое место в её поэзии занимает роль лирического героя и героини. Ахматова фактически разрушила традиционное для символистов представление о дистанции между автором и героем. Её лирическая героиня — это не абстрактный образ, а живой человек со своими слабостями, мечтами и болью. Ахматова наделяет её реальными чертами, что позволяет читателю проникнуться сочувствием и сопереживанием. Лирический герой в ранних стихах Ахматовой выступает как объект любви, но при этом остаётся несколько отстранённым и загадочным, что придаёт отношениям между героями глубину и многослойность.
Таким образом, новаторство Ахматовой в её ранней лирике заключается в сочетании простоты и глубины, ясности и многозначности. Её поэзия открывает читателю новый взгляд на мир, где чувства и переживания становятся основой для поиска истины. Ахматова сумела создать уникальный поэтический стиль, который не только отражает её собственное восприятие мира, но и вдохновляет на новые размышления о жизни, любви и человеческой душе. Её ранняя лирика остаётся ярким примером того, как искусство может быть одновременно личным и универсальным, сохраняя свою актуальность и для современных читателей.
• Л. Ахматова и М. Цветаева.
Тему можно решить по крайней мере в двух аспектах: в биографическом (знакомство, встречи, отношения, высказывания и пр.) и творческом (сопоставление тематики, мотивов, поэтики, стиля и творческой манеры в целом). Автор сочинения может предложить и свой вариант. Но для этого необходимо знакомство не только с сочинениями Ахматовой и Цветаевой, но и с исследованиями
об их жизни и творчестве.
Анна Ахматова и Марина Цветаева
Анна Ахматова и Марина Цветаева — две выдающиеся поэтессы русской литературы XX века, чьё творчество раскрывает уникальные грани человеческих чувств и переживаний. Несмотря на различие в стилях и биографических обстоятельствах, обе они оставили неизгладимый след в литературе, предлагая свои индивидуальные ответы на вопросы о жизни, любви и искусстве. Их судьбы и творческий путь часто сопоставляют, выявляя как сходства, так и различия, которые помогают лучше понять природу их дарований.
Ахматова, символ акмеизма, сосредотачивалась на строгой лаконичности выражения, сдержанной эмоциональности и глубокой осмысленности. Её стихи передают переживания через тонкую игру слов, их ритм и структуру. В её поэзии лирическая героиня часто выступает как реальная женщина с живыми чувствами, которая сталкивается с вызовами судьбы и времени. Ахматова, пережившая революции, репрессии и войны, отражала в своих стихах не только личную боль, но и трагедии эпохи, становясь голосом своего времени. Например, её цикл «Реквием» — это гимн страданию и памяти, который говорит не только о её личных потерях, но и о судьбе всего народа.
Цветаева, напротив, тяготела к экспрессии, драматизму и метафоричности. Её поэзия бурлит эмоциями, иногда переходя в бурю, создавая вихрь образов и ассоциаций. Цветаева часто исследовала темы любви, потери, одиночества и духовного поиска, используя смелые образы и необычные ритмы. В отличие от Ахматовой, её лирическая героиня более импульсивна, страстна, её эмоции достигают предела, что делает её поэзию яркой и непредсказуемой. Цветаева умела сочетать традиции и новаторство, создавая уникальный поэтический стиль, который остаётся актуальным и сегодня.
Биографически пути Ахматовой и Цветаевой пересекались лишь косвенно, но их отношение друг к другу и к своему времени интересно изучать. Ахматова, будучи более уравновешенной и сдержанной, видела в Цветаевой талантливую, но непокорную натуру, что отразилось в её более нейтральных высказываниях о поэтессе. Цветаева же восхищалась Ахматовой, называя её «мужественной» и «великой». Тем не менее, их творчество иногда воспринимается как два полюса русской поэзии: сдержанность и строгость Ахматовой против экспрессии и драматизма Цветаевой.
Сравнивая их творчество, можно отметить, что обе поэтессы обладали редким даром видеть трагедию и красоту в самых обыденных вещах. Ахматова исследовала глубину человеческих чувств через сдержанные, но наполненные смыслом строки. Цветаева, напротив, выражала бурю страстей через метафоры и сложные образы. В этом контрасте — сила обеих. Они дополняют друг друга, предлагая читателю богатый спектр чувств и переживаний.
Таким образом, Анна Ахматова и Марина Цветаева — это два ярких лица русской поэзии, чьи стихи остаются актуальными, вдохновляющими и глубокими. Их творчество — это два взгляда на одни и те же темы, которые позволяют лучше понять не только их эпоху, но и вечные вопросы, стоящие перед каждым человеком.
Русский язык и литература
1. Языковые способы передачи жеста в лирике А. Ахматовой. Сопоставьте их с языковыми способами Л. Пушкина и других поэтов.
Языковые способы передачи жеста в лирике Анны Ахматовой играют важную роль в создании психологической глубины и эмоционального напряжения. Для Ахматовой жест становится инструментом, через который раскрываются внутренние переживания её лирических героев. Её уникальность заключается в том, что жесты в её стихотворениях описываются не просто как действия, но как выразители чувств, настроений и душевных состояний.
Ахматова умела передать жест с особой точностью, избегая чрезмерных описаний. Её стихи наполнены почти кинематографической выразительностью: каждый жест словно запечатлевается в памяти, оставляя яркое впечатление. Например, в стихотворении «Сжала руки под тёмной вуалью…» герой выражает всю глубину своего отчаяния через движение рук. Жесты здесь становятся метафорой горя, драматизма момента, они будто дополняют слова, усиливая их значение. Жесты в лирике Ахматовой имеют символическое значение и часто выражают непроговоренное, скрытое в душе.
Ахматова в этом плане наследует традицию Александра Пушкина, который также использовал жесты для выражения эмоционального состояния своих героев. У Пушкина жесты нередко передают мимолётные, но выразительные моменты. Например, в «Евгении Онегине» описания движений героев добавляют сценам живости: «Татьяна потупила взор», «Онегин встал». Жесты у Пушкина — это часто элемент бытового реализма, но они не лишены символического значения. Ахматова, развивая этот приём, делает жесты не просто выразителем мгновенного состояния, но и глубоким символом духовного состояния.
Если сравнить Ахматову с другими поэтами, такими как Фёдор Тютчев, можно отметить, что у Тютчева жесты носят более обобщённый характер и часто связаны с природными явлениями. Например, ветер или колебания листвы у него выступают символами человеческих эмоций. У Ахматовой же жесты конкретны и индивидуальны, что делает их особенно выразительными. Это сближает её с художественным приёмом Лермонтова, у которого жесты тоже отражают внутреннюю драму, но Ахматова делает их более минималистичными, избегая излишней театральности.
Таким образом, в лирике Ахматовой языковые способы передачи жеста отличаются точностью, лаконичностью и глубокой психологической наполненностью. Её жесты — это не просто движения, это инструмент раскрытия внутреннего мира героев. Сопоставление с Пушкиным и другими поэтами позволяет увидеть, как Ахматова трансформировала и обогатила этот приём, сделав его важной частью своей поэтической манеры. Жест в её поэзии становится не только описанием действия, но и метафорой душевного состояния, что делает её произведения невероятно выразительными и психологически глубокими.
2. Исторические краски в лирике Л. Ахматовой и их языковое выражение (архаизмы, библеизмы и их роль). Сделайте сообщение на эту тему.
Исторические краски в лирике Анны Ахматовой являются важнейшей частью её поэтической манеры, отражая глубокую связь поэтессы с традицией, историческим опытом и духовным наследием. Архаизмы и библеизмы, которые Ахматова активно использует, становятся не просто языковыми украшениями, но важнейшими инструментами для передачи сложных философских, эмоциональных и исторических пластов её поэзии.
Архаизмы, или устаревшие слова и выражения, играют у Ахматовой роль символов, отсылающих к прошлым эпохам. Они вводят читателя в особое поэтическое пространство, где современность взаимодействует с древними традициями. Например, в «Поэме без героя» и многих лирических стихотворениях архаичная лексика используется для создания атмосферы ушедших времён, связывая личные переживания героини с более масштабным культурным контекстом. Ахматова часто обращается к образам ушедших эпох, таким как Петербург начала XX века или Россия времён Пушкина, и архаизмы в её поэзии помогают усилить ощущение временной дистанции. Эти слова придают тексту дополнительную значимость, создавая ощущение принадлежности к чему-то великому, историческому, неизменно важному.
Библеизмы занимают в лирике Ахматовой особое место, подчёркивая её духовные искания и попытки осмыслить вечные вопросы бытия. Образы и лексика, заимствованные из библейских текстов, служат для выражения трагического опыта, чувства утраты, надежды и покаяния. В стихотворении «Реквием» библейская символика становится одним из ключевых средств выражения коллективного горя и духовной силы народа, переживающего трагедию. Использование библейских мотивов, таких как жертвенность, изгнание или прощение, помогает Ахматовой говорить о человеческой судьбе на универсальном, вечном языке, понятном каждому.
Смысловое взаимодействие архаизмов и библеизмов в текстах Ахматовой создаёт ощущение исторической и духовной многослойности. Так, например, библейские образы часто сочетаются с мотивами русской истории или личными переживаниями. Это можно увидеть в «Поэме без героя», где исторические аллюзии и архаичные выражения сочетаются с глубоко личными размышлениями. Ахматова говорит о времени не как о линейной последовательности событий, но как о пространстве, где прошлое и настоящее тесно переплетены. Этот подход позволяет ей осмыслить трагедии своего времени через призму истории и культуры, а также поставить личные переживания в контекст общечеловеческих ценностей.
Лексическое богатство, основанное на использовании исторических красок, усиливается высоким стилем, который часто сопровождает архаизмы и библеизмы. Ахматова сознательно вводит в текст элементы торжественности и возвышенности, усиливая эмоциональное воздействие. Например, в стихотворении «Реквием» звучат мотивы, напоминающие церковные молитвы, что создаёт эффект сакральности текста. Это не просто дань уважения традиции, но и осознание своей поэзии как продолжения культурного наследия.
Языковое выражение исторических красок у Ахматовой способствует созданию ощущений временной непрерывности, культурной преемственности и духовной глубины. Архаизмы в её текстах напоминают о величии прошлого, а библейские образы связывают земное и вечное, делая личные переживания универсальными. Исторические краски её поэзии — это не только средство для создания художественного образа, но и инструмент для осмысления ключевых вопросов человеческого существования: памяти, времени, вечности. Таким образом, Ахматова в своих стихах соединяет язык, историю и духовность, создавая уникальный многослойный мир, где каждое слово имеет особое значение.
3. Звуковые повторы и звуковой строй стихотворений Л. Ахматовой. Приведите примеры.
Звуковые повторы и звуковой строй в поэме «Реквием» Анны Ахматовой играют ключевую роль в создании её художественного и эмоционального воздействия. Поэма, написанная на основе личного опыта переживаний во времена сталинских репрессий, передаёт не только индивидуальную боль, но и коллективную трагедию целого народа. Ахматова использует богатую звуковую палитру для усиления атмосферы скорби, ужаса и стойкости, что делает произведение одновременно трагичным и музыкальным.
Один из ключевых элементов звукового строя в поэме — аллитерация. Повторение согласных звуков помогает усилить трагическую напряжённость текста. Например, в строках:
«Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл…»
Звук «н» повторяется несколько раз, создавая ощущение отрицания, внутреннего сопротивления и замкнутости. Эти звуковые повторения подчёркивают стойкость лирической героини, её связь с родной землёй, несмотря на всю тяжесть переживаний.
Ассонансы, или повторения гласных звуков, также активно используются Ахматовой для создания мелодичности и эмоциональной глубины. В строках:
«Ты всё равно придёшь — зачем же не теперь?
Я жду тебя — мне очень трудно…»
Гласные «е» и «у» создают мягкое, затаённое звучание, подчёркивающее горечь смирения и усталости героини. Ассонанс усиливает лирическое напряжение, делая голос героини отчётливо слышимым.
Ещё одним важным элементом звукового строя является повтор слов и созвучий, создающий эффект замкнутости и монотонности, что отражает атмосферу отчаяния и безысходности. Например, в строках:
«И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами…»
Повтор согласного «с» и гласного «а» создаёт звуковую ритмичность, которая усиливает впечатление подавленности и трагедии.
Звуковые приёмы Ахматовой часто сопровождаются ритмической выразительностью. В поэме встречаются как плавные, так и резкие ритмические переходы, отражающие эмоциональные изменения лирической героини. Например, в строках:
«Приговор… И сразу слёзы хлынут,
Ото всех уже отделена…»
Ритм текста замедляется, подчёркивая момент принятия горя, его неизбежность. Такое изменение ритма усиливает драматизм сцены, акцентируя внимание на психологическом состоянии героини.
Особого внимания заслуживает звуковой строй в эпилоге. Ахматова передаёт не только трагическую реальность, но и надежду на сохранение памяти о погибших. В строках:
«И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ…»
Повтор согласных «м» и «н» создаёт эхо, подчёркивающее многоголосье страдающего народа, делая голос лирической героини частью общего хора.
Таким образом, звуковые повторы и звуковой строй в «Реквиеме» не просто служат музыкальным украшением текста, но являются важным смысловым инструментом. Они помогают передать глубину эмоционального состояния героини, её связи с народом и временем, усиливают впечатление от трагической атмосферы произведения, превращая текст в многослойное художественное произведение, звучащее как реквием по миллионам невинно погибших.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением