Упр.25 Часть 1 ГДЗ Львова Львов 7 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 25. Язык и литература. 1. Выразительно прочитайте отрывки из поэтических произведений и докажите, что в них есть звукопись. Затем спишите тексты, выделяя морфемы в...
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Львова, Львов 7 класс, Мнемозина:
25. Язык и литература. 1. Выразительно прочитайте отрывки из поэтических произведений и докажите, что в них есть звукопись. Затем спишите тексты, выделяя морфемы в словах с пропуском букв. Объясните лексическое значение выделенных слов через подбор однокоренных.
1) К стёр мой дог_рал на берегу пустын_,
Шуршали шел сты струистого песка,
И горькая душа тоскующ_й полын_
В истомной мгле к_чалась и текла.
(М. Волошин )
2) Полночной порою в б_лотной глуши
Чуть слышно, бе_шумно, шуршат
к_мыши.
О чём они шепч_т? О чём говорят?
Зачем огоньки между ними г_рят?
(К. Бальмонт)
В тексте М. Волошина есть звукопись. В первой строчке автор использует ассонанс: повтор [а] передаёт изображение пространства, великолепия, вышины, в ней же аллитерация на [р] передаёт потрескивание, которое можно услышать возле костра.
Во второй строчке аллитерация на [щ] передаёт шум песка, волнующегося на ветру.
Ассонанс в третьей и четвёртой строчках [о, а, а, а], [о, а, э, а, а, а, а] передаёт напевность, мелодичность.
Таким образом, звуковой состав текста помогает читателю представить догорающий костёр среди необъятной пустыни, одинокую травинку полыни и, возможно, лирического героя, страдающего от горького одиночества.
В приведённом тексте К. Бальмонта тоже есть звукопись, так как в первых двух строчках аллитерация на звуки [ч, с, ш] передаёт шуршание и шепот прибрежных камышей. Кроме того, так как камыши не только шепчут, но и издают и другие звуки, автор использовал аллитерацию на звук [р].
1) Костёр мой догорал на берегу пустыни,
Шуршали шелесты струистого песка,
И горькая душа тоскующей полыни
В истомной мгле качалась и текла. (М. Волошин)
2) Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
О чём они шепчут? О чём говорят?
Зачем огоньки между ними горят? (К. Бальмонт)
Пустыни – местность, в которой пусто.
Струистого – тот, который струится.
2. Проведите интонационную разметку второго отрывка, графически обозначая следующие элементы интонации: а) логическое ударение — выделение голосом наиболее важного по смыслу слова (.........); б) мелодику — движение голоса вверх и вниз; в) паузы разной длительности (/, //). Кроме того, обдумайте темп (скорость речи) и тон речи (окраска голоса, которая придаёт речи разные эмоциональные оттенки). Затем прочитайте текст вслух, стараясь определить, правильно ли вы расставили логические ударения, места пауз, особенности повышения/понижения голоса и смогли ли передать правильную интонацию при чтении. Послушайте, как читают вслух эти отрывки ваши одноклассники. Оцените выразительность чтения и сделайте выводы.
3. Попробуйте самостоятельно подобрать из поэтических текстов примеры, которые показывают, что глухие шипящие и свистящие согласные звуки ассоциируются с таинственными ночными шорохами, шумом ветра, лёгкими шагами, шуршанием и чуть слышным шелестом листьев.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась… (А. Пушкин)
Повтор свистящего звука [с] и шипящего [ш] помогают автору нарисовать картину зимней вьюги.
Дух ветров, Зефир игривый
Прошумел среди листов,
Прикоснулся шаловливый
К нежным чашечкам цветов. (К. Бальмонт)
Повтор шипящих звуков [ш] и [ч], а также свистящего [с] создают иллюзию лёгкого шума ветра, чуть слышного шуршания листьев.
Извивы реки серебристой меж зеленью луга блеснули;
Вокруг тишина и безлюдье: и поле и берег уснули;
Лишь мельницы старой колеса, алмаз рассыпая, шумят
а с ветром волнистые нивы бог знает о чём говорят… (И. Никитин)
Повтор свистящего звука [с] и шипящего [ш] помогаю почувствовать таинственность ночных шорохов, шуршание мельничного колеса, приглушённый шум водяных брызг, шёпот волнистых нив.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением