Ответы на вопросы на стр.254-255 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Расскажите о работе Грибоедова над комедией «Горе от ума». Какие источники текста комедии дошли до нас?Работа Грибоедова над комедией...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Расскажите о работе Грибоедова над комедией «Горе от ума». Какие источники текста комедии дошли до нас?
Работа Грибоедова над комедией «Горе от ума» была кропотливым и долгим процессом, включавшим не только написание самого текста, но и внесение многочисленных правок. Комедия, которая является вершиной его литературного творчества, прошла через этапы цензуры и многочисленных изменений, прежде чем стала известна широкой публике.
Работа над комедией
Александр Сергеевич Грибоедов начал работу над «Горе от ума» в 1822 году и завершил в 1824 году. Это был период глубоких социальных и политических изменений в России, когда прогрессивные идеи все более контрастировали с консервативными устоями дворянского общества. Именно этот конфликт нашел отражение в произведении.
Работа над комедией шла в сложных условиях. Грибоедов неоднократно вносил изменения в текст, делая его более четким и концентрированным. Он работал над стилистикой, формой реплик и общим ритмом пьесы. Грибоедов уделял большое внимание характеру главного героя — Александра Чацкого, который стал выразителем авторских взглядов и философии.
Грибоедов планировал поставить пьесу на сцене, но из-за ее острой критики дворянства и бюрократии, она не была сразу допущена к постановке в полном объеме. Цензоры находили текст слишком смелым, и это стало причиной того, что пьеса распространялась в рукописях среди образованных кругов.
Источники текста
До наших дней дошло несколько источников текста комедии «Горе от ума»:
1. Рукописные списки. Поскольку комедия не могла быть опубликована полностью из-за цензуры, она распространялась в виде рукописных копий. Эти копии разошлись среди московской и петербургской интеллигенции. Каждый из рукописных списков мог отличаться друг от друга в деталях, так как переписчики иногда добавляли свои комментарии или незначительно изменяли текст.
2. Первая печатная публикация. Впервые отрывки из комедии были опубликованы в 1833 году. Полный текст «Горе от ума» был напечатан только в 1862 году — спустя много лет после смерти Грибоедова. К этому времени пьеса уже получила признание, и многие реплики стали крылатыми выражениями.
3. Рукопись Грибоедова. До нашего времени дошел автограф — рукописная версия комедии, написанная самим Грибоедовым. Этот документ хранится в архивах и является важнейшим источником для исследователей его творчества, так как отражает авторские правки и изменения, внесенные на разных этапах работы.
4. Сценические редакции. Постановки «Горе от ума» в театрах также влияли на текст. Некоторые фрагменты пьесы адаптировались для сцены, чтобы соответствовать требованиям времени или цензуры. Это привело к появлению сценических вариантов текста, которые могут отличаться от оригинала.
Заключение
Работа Грибоедова над комедией «Горе от ума» была продолжительной и требовала тщательной проработки деталей. Из-за цензуры и политических обстоятельств комедия не была опубликована полностью при жизни автора, но рукописные списки обеспечили ей популярность. Сегодня исследователи располагают несколькими источниками текста, что позволяет восстановить процесс создания и развития пьесы, ставшей классикой русской литературы.
2. Каково ваше общее впечатление после прочтения комедии «Горе от ума»? Печальны или смешны для вас события пьесы? Почему комедия называется «Горе от ума»?
Общее впечатление после прочтения
«Горе от ума» оставляет глубокое впечатление как одно из самых значимых произведений русской литературы. Оно совмещает в себе остроту сатиры и трагичность судьбы героя. Грибоедову удалось передать сложные социальные и личные конфликты, которые были актуальны в его время и остаются важными до сих пор. Пьеса не просто веселит остротами и сатирическими эпизодами, но заставляет задуматься о состоянии общества и месте человека в нем.
Чувства после прочтения двоякие: с одной стороны, присутствуют комические моменты, в первую очередь связанные с поведением Фамусова и его окружения, которые изобилуют карикатурными образами. С другой стороны, история Чацкого — это трагедия умного и мыслящего человека, который оказывается не понятым обществом. Поэтому пьеса вызывает как улыбку, так и печаль.
Печальны или смешны события пьесы?
События пьесы кажутся скорее печальными, несмотря на обилие комических ситуаций. Хотя в пьесе много сатиры и острот, сама история Чацкого — это история разочарования. Главный герой, возвращаясь в Москву, надеется на понимание и поддержку, но вместо этого сталкивается с консервативными и предвзятыми взглядами общества. Чацкий высмеивает ложь и лицемерие московской знати, но сам оказывается жертвой этого общества, которое отвергает его из-за страха перемен и новаторских идей.
Этот конфликт между героем и обществом наполняет пьесу горечью и делает её больше трагической, чем комической. Мы видим, как талантливый и искренний человек, подобный Чацкому, оказывается изолирован и осмеян, что создает ощущение печальной иронии.
Почему комедия называется «Горе от ума»?
Название «Горе от ума» точно передает основную идею пьесы. Чацкий — человек с острым умом и независимыми взглядами, который страдает именно из-за своей интеллектуальности и способности мыслить иначе, чем большинство людей в обществе. Его «ум» становится причиной его одиночества и непонимания.
Чацкий приходит к выводу, что ум и способность видеть реальность такими, как они есть, приводят к страданиям в мире, где доминирует лесть, конформизм и страх перед переменами. Окружение Чацкого, состоящее из людей вроде Фамусова, Молчалина и Скалозуба, либо не может, либо не хочет принимать его критические мысли. Для них ум Чацкого — это вызов существующему порядку, и они предпочитают осмеять его и оттолкнуть.
Таким образом, «горе» Чацкого — это горе человека, чьи прогрессивные идеи отвергаются обществом, которое боится выйти за рамки привычного и комфортного уклада жизни.
3. Опишите гостей Фамусова. В чём своеобразие каждого из них, что их сближает?
Основная мысль каждого пункта
Гости Фамусова в комедии «Горе от ума» представляют собой яркие карикатурные образы московского дворянства и служащих, которые олицетворяют консервативные и обывательские взгляды. Несмотря на индивидуальные черты каждого персонажа, их объединяют страх перед переменами, преданность устаревшим порядкам и желание сохранить собственное социальное положение.
Описание гостей Фамусова
1. Скалозуб – типичный образ военного-карьериста, лишённого глубоких интеллектуальных интересов. Он грубоват, ориентирован на продвижение по службе и материальные блага. Его интересы сводятся к получению высоких чинов, и он гордится своим невежеством. Скалозуб — человек старого порядка, он не стремится к знаниям или новаторским идеям, довольствуясь военными успехами и почестями. Скалозуб активно поддерживает существующие традиции и не понимает людей вроде Чацкого, чьи идеи для него — пустая трата времени.
2. Молчалин – двуличный, лицемерный и угодливый персонаж, который стремится угождать всем вокруг ради достижения личных целей. Молчалин строит свою карьеру на подхалимстве, он искусно льстит Фамусову и другим влиятельным людям, никогда не высказывая своих истинных мыслей. Его основная цель — продвигаться по службе за счёт хитрости и манипуляций. Это человек, который не имеет собственного мнения и всегда адаптируется под обстоятельства, чтобы остаться в выигрыше.
3. Хлёстова – старая московская барыня, олицетворяющая привычки старой знати. Она придерживается традиций и высоко ценит патриархальные устои. Хлёстова живёт в мире, где власть и деньги значат всё, она с презрением относится к молодому поколению и новым идеям. В своём поведении и взглядах она является воплощением консервативных ценностей старого общества.
4. Князь и княгиня Тугоуховские – комическая пара дворян, которые не отличаются ни умом, ни какими-либо значимыми личными качествами. Их главное желание — выгодно выдать замуж своих дочерей, что демонстрирует их прагматичное и меркантильное отношение к жизни. Они видят в браке исключительно возможность улучшения социального статуса, а любые разговоры о чувствах или идеалах для них не имеют значения.
5. Загорецкий – циничный, но ловкий светский игрок, который славится своими махинациями и сомнительными сделками. Он умело лавирует в светском обществе, стремясь извлечь пользу из любых ситуаций. Его готовность к хитростям и манипуляциям делает его опасным и непредсказуемым. Этот персонаж представляет собой воплощение ловкого карьериста, который использует людей для своих целей.
Что сближает гостей Фамусова?
Несмотря на свои различия, всех гостей Фамусова объединяют несколько ключевых черт:
1. Консерватизм и приверженность устаревшим порядкам. Все они противятся любым переменам и прогрессивным идеям, выраженным Чацким. Для них важно сохранить своё привычное, устоявшееся положение в обществе, основанное на старых традициях, чиновничьей службе и семейных связях.
2. Лицемерие и угодничество. Большинство гостей
3. Меркантильность. Практически все гости заботятся лишь о своём материальном благополучии и общественном статусе. Скалозуб мечтает о новых чинах, княгиня Тугоуховская ищет для дочерей выгодные браки, Загорецкий манипулирует людьми ради собственной выгоды.
4. Отсутствие настоящих чувств и идей. Никто из гостей не интересуется глубокими вопросами морали, философии или культуры. Они ведут поверхностные разговоры, и их цели всегда связаны с личной выгодой.
Заключение
Гости Фамусова представляют собой коллективный образ консервативного московского общества, которое боится перемен и стремится сохранить своё положение. Все они по-разному демонстрируют своё нежелание меняться и открываться новому, что и создаёт противопоставление с героем пьесы — Чацким.
4. Как Чацкий в своих монологах обличает невежество, угодничество, низкопоклонство? Почему Софья решила отомстить Чацкому? Почему ей это удалось? Какова развязка комедии «Горе от ума»?
Как Чацкий в своих монологах обличает невежество, угодничество, низкопоклонство?
Чацкий выступает в «Горе от ума» как человек, который с гневом и горечью обличает пороки общества. В своих монологах он критически оценивает консервативные устои московской знати, её безразличие к просвещению, к культу личности и материальной выгоде.
1. Невежество. Чацкий возмущается тем, что в высшем обществе ценится не ум и образование, а привилегии, положение в обществе и семейные связи. В монологе «А судьи кто?» он резко критикует людей, которые занимают высокие должности только благодаря своему происхождению, но не имеют ни знаний, ни достоинств для этого. Эти люди оценивают других по тем же критериям, что и себя — по связям и чинам, а не по уму и заслугам.
2. Угодничество и низкопоклонство. Чацкий обличает угодничество и лесть, которые проц
3. Критика старого порядка. Чацкий критикует не только конкретных людей, но и само общественное устройство. В своём монологе он ярко обличает «век минувший», когда процветали низкопоклонство, чинопочитание и раболепие перед властью. Он мечтает о новом поколении, которое будет руководствоваться не старыми нормами, а здравым смыслом и справедливостью.
Почему Софья решила отомстить Чацкому?
Софья решает отомстить Чацкому из-за личной обиды. Вернувшись в Москву, Чацкий с первых же моментов проявляет к ней холодность и сарказм, чего Софья не ожидает. Она надеялась на проявление чувств с его стороны, но вместо этого получает острую критику и иронию. К тому же Чацкий не разделяет её увлечённости Молчалиным и позволяет себе критиковать Софью за выбор, который она сделала. Она воспринимает это как неуважение и разочарование в человеке, которого когда-то любила.
Обиженная и задетая, Софья решает отомстить Чацкому, распространяя слух о его якобы безумии. Этот слух, который начинается с её фразы, быстро подхватывается и раздувается её окружением.
Почему Софье удалось отомстить Чацкому?
Софье удалось отомстить Чацкому благодаря двум ключевым факторам:
1. Условности и недоверие общества. Общество, в котором живёт Чацкий, крайне консервативно и не доверяет людям с прогрессивными идеями. Его смелые, критические высказывания об устоявшихся порядках кажутся окружающим слишком радикальными. Любое поведение, отличающееся от нормы, мгновенно вызывает подозрения. Именно поэтому слух о его «безумии» быстро распространяется, и люди легко в него верят, поскольку это подтверждает их страх перед новыми идеями.
2. Поддержка Фамусова и его окружения. Фамусов и его гости, которые представляют собой старое общество, активно подхватывают слух о безумии Чацкого. Им удобно так думать, потому что это позволяет отвергнуть его идеи и оправдать своё неприятие критики. Таким образом, слухи о Чацком находят поддержку среди тех, кто противится его прогрессивным взглядам.
Какова развязка комедии «Горе от ума»?
Развязка комедии наступает в конце четвёртого акта, когда Чацкий осознаёт, что его идеи и взгляды не только не были приняты, но и вызвали резкое отторжение. Слухи о его безумии распространились по всему обществу, и даже Софья, к которой он испытывал чувства, участвует в этом обмане. Чацкий понимает, что он оказался один против целого мира, где его мнение считается сумасшествием.
Чацкий, потеряв все надежды на понимание и поддержку, решает уехать из Москвы. Финал пьесы — это его уход, полный разочарования и горечи. Он покидает общество, которое оказалось неспособным принять его идеи. Таким образом, в развязке пьесы Чацкий остаётся один, осознав свою изоляцию и бессмысленность борьбы с устоявшимися нормами.
5. Какой конфликт определяет столкновение Чацкого с обществом? Как отразился в комедии исторический конфликт эпохи? Кто из героев принадлежит к «веку минувшему», а кто — к «веку нынешнему»?
Основной конфликт пьесы
Основной конфликт в «Горе от ума» — это столкновение свободомыслия и консерватизма, которое отражает противоречия между новыми и старыми общественными ценностями. Чацкий, представляющий новое, прогрессивное поколение, сталкивается с обществом, цепляющимся за устаревшие устои. Этот конфликт выражается в стремлении Чацкого к интеллектуальной свободе, индивидуальности и критике старого мира, в то время как окружающие его люди предпочитают спокойную и привычную жизнь, основанную на чинах, статусе и раболепии перед властью.
Отражение исторического конфликта эпохи
Пьеса Грибоедова является отражением важнейшего исторического конфликта начала XIX века, который разворачивался в России: борьбы между новыми прогрессивными идеями и консервативным укладом жизни. В эпоху, когда в стране распространялись идеи Просвещения и свободы, возникала оппозиция старым устоям. Это время стало подготовительным этапом для декабристского движения, в котором участвовали молодые люди, стремящиеся реформировать общество. Их идеалы включали гражданские свободы, реформы в области прав человека, противостояние самодержавию и крепостному праву.
Грибоедов через фигуру Чацкого показывает именно эту борьбу нового поколения против старого порядка, где доминировали угодничество, чинопочитание и страх перед свободомыслием. Исторически комедия отразила то же самое общественное напряжение, которое вызвало декабрьское восстание 1825 года.
Герои «века минувшего» и «века нынешнего»
1. «Век минувший»:
o Фамусов — яркий представитель консервативного старого мира, олицетворяющий ценности патриархального общества. Для него важны не знания и личные качества человека, а его родословная, статус и преданность существующему порядку. Он осуждает любые нововведения и презирает всё, что не соответствует его представлениям о жизни.
o Молчалин — типичный угодник и карьерист, который ориентируется на свои личные выгоды и готов приспосабливаться ко всем требованиям власти. Для него главное — «служить, не рассуждая», и он не стремится к независимости мысли.
o Князь и княгиня Тугоуховские, Хлёстова — представители старого поколения, для которых любые изменения в обществе страшны и неприемлемы. Они придерживаются устаревших норм поведения и относятся к прогрессу с недоверием.
2. «Век нынешний»:
o Чацкий — главный герой, представляющий новое поколение с его свободомыслием и стремлением к правде. Он критикует старое общество за его консерватизм, лицемерие и чинопочитание. Чацкий символизирует прогрессивные идеи того времени, которые выражаются в стремлении к свободе мысли, личной независимости и уважению к образованности.
o Софья — её положение в пьесе двусмысленно. С одной стороны, она проявляет независимость в своих действиях, сопротивляясь отцовским ожиданиям и следуя за собственными чувствами. С другой стороны, её выбор — Молчалин — указывает на её приверженность старым нормам и неприятие свободолюбивого характера Чацкого. Таким образом, Софья балансирует между «веком минувшим» и «веком нынешним», не решаясь окончательно выбрать одну из сторон.
Заключение
Главный конфликт пьесы «Горе от ума» — это столкновение новых идей, представленных Чацким, с консервативным обществом, олицетворённым Фамусовым и его окружением. Этот конфликт отражает реальный исторический процесс борьбы между старым и новым в России первой половины XIX века. Герои пьесы чётко делятся на тех, кто представляет «век минувший» с его патриархальными устоями, и тех, кто стремится к изменениям и свободе, как Чацкий, который становится жертвой своего свободомыслия в консервативном обществе.
6. Прочитайте статью И. А. Гончарова «Мильон терзаний» (в сокращении) и составьте простой план начала статьи (до слов «...и родилась вся комедия»), определите главную мысль этого фрагмента.
Простой план:
1. Введение. Особое положение комедии «Горе от ума» в литературе:
o Комедия Грибоедова отличается от других произведений.
o Она живёт как старик среди новых и старых поколений, бодрая и свежая.
2. Чацкий — ключевая фигура комедии:
o Без Чацкого пьеса стала бы лишь картиной нравов, но не полноценной комедией.
o Грибоедов создал Чацкого с любовью и проницательностью, изобразив умного, но страдающего героя.
3. Философия Чацкого и его противостояние обществу:
o Чацкий обладает умом, речью и сердцем, что делает его противником бесполезной службы и низкопоклонства.
o Герой путешествовал, учился, но остался непонятым обществом.
4. Конфликт между службой и внутренним свободомыслием Чацкого:
o Чацкий, готовый служить делу, не принимает раболепие и подчинение.
o Он осуждает тех, кто угождает начальству, как Молчалин, и тех, кто следует старым порядкам.
Главная мысль фрагмента:
Статья подчеркивает, что в центре комедии «Горе от ума» стоит фигура Чацкого, который является носителем свободомыслия, и его внутренний конфликт с обществом старых порядков, где доминируют лицемерие, раболепие и невежество.
7. Какие две линии составляют сюжет комедии «Горе от ума»?
В комедии Грибоедова «Горе от ума» сюжет строится на двух ключевых линиях: общественной и любовной. Эти линии тесно переплетаются и создают динамическое напряжение пьесы, обнажая как социальные конфликты, так и личные переживания героев.
1. Общественная линия
Эта линия затрагивает основной конфликт пьесы — столкновение Чацкого с московским обществом. Чацкий, как представитель прогрессивных идей, противопоставляется старому московскому свету, в котором доминируют устаревшие нравы, чинопочитание, лицемерие и низкопоклонство. Его критические взгляды на общественные порядки выражаются в многочисленных монологах, где он осуждает угодничество, карьеризм и невежество, которые царят в обществе Фамусова.
Противостояние Чацкого и общества — это не просто столкновение разных мировоззрений, но и отражение исторического конфликта эпохи. Чацкий критикует тех, кто живёт по принципам «века минувшего», пытаясь привнести в общество идеи свободы мысли и личной независимости. Однако общество, привыкшее к старым устоям, не готово принять его идеи, что приводит к одиночеству и краху его надежд на понимание.
2. Любовная линия
Любовная линия комедии связана с взаимоотношениями Чацкого, Софьи и Молчалина. Чацкий возвращается в Москву, надеясь возобновить отношения с Софьей, которую он любил в прошлом. Однако Софья увлечена Молчалиным, скромным и лицемерным человеком, который старается всеми способами угождать людям с высоким социальным положением, в том числе Фамусову.
Эта любовная линия представляет собой сложную интригу. Софья, обиженная на Чацкого за его резкость и неспособность понять её чувства, начинает действовать против него. В итоге именно она запускает слух о «безумии» Чацкого, который подхватывают остальные герои, усматривающие в его поведении угрозу привычному порядку. Молчалин же, на первый взгляд незаметный, оказывается важным персонажем, скрывающим свои истинные намерения и лицемерно манипулирующим окружающими.
Заключение
Таким образом, сюжет «Горе от ума» развивается одновременно в двух направлениях: общественное противостояние Чацкого и московского общества раскрывает социальный конфликт пьесы, в то время как любовная линия между Чацким, Софьей и Молчалиным добавляет личную драму и усиливает трагизм ситуации. Обе линии тесно связаны друг с другом, так как именно любовь и предательство становятся катализатором основных событий и финальной развязки пьесы.
8. Какой конфликт — личный или общественный — выступает основным и в каком действии, в какой сцене эти конфликты пересекаются? Какая роль отведена в конфликте Петербургу и Москве?
Основной конфликт — личный или общественный?
В комедии Грибоедова «Горе от ума» основным конфликтом является общественный. Он выражен в столкновении Чацкого с московским дворянским обществом, которое он резко критикует за его косность, консерватизм, лицемерие и чинопочитание. Чацкий олицетворяет новое, прогрессивное поколение, которое стремится к свободе мысли, справедливости и искренности, в то время как московское общество предпочитает старые порядки и избегает всяческих перемен.
Личный конфликт — это любовная линия между Чацким, Софьей и Молчалиным. Этот конфликт также играет важную роль в развитии сюжета, поскольку становится причиной того, что Софья решает отомстить Чацкому и запускает слух о его безумии. Однако личный конфликт служит скорее как катализатор общественного противостояния, которое имеет более глубокий смысл и значение для общей идеи комедии.
В каком действии и в какой сцене пересекаются личный и общественный конфликты?
Личный и общественный конфликты пересекаются в третьем действии комедии, особенно в сценах, связанных с распространением слуха о безумии Чацкого. Софья, желая отомстить Чацкому за его нелестные комментарии о её увлечении Молчалиным, говорит, что он сошёл с ума. Эта ложь подхватывается обществом, и вскоре весь московский свет начинает воспринимать Чацкого как безумца.
В третьем действии этот слух становится общественным событием, обсуждаемым всеми героями. В сцене на балу, где появляются многочисленные гости Фамусова, становится очевидным, что слух о безумии Чацкого распространился повсеместно. В результате личный конфликт Софьи и Чацкого перерастает в общественное противостояние между прогрессивными и консервативными силами, что подчёркивает взаимосвязь этих двух линий в пьесе.
Роль Петербурга и Москвы в конфликте
В комедии Петербург и Москва символизируют два разных мира — два типа обществ с разными ценностями и взглядами:
1. Москва представлена как символ консервативного, патриархального общества, где главенствуют старые порядки. Здесь важны чины, связи, традиции, и любая попытка внести что-то новое воспринимается в штыки. Московское общество, с его чинопочитанием и страхом перед прогрессивными идеями, являет собой крепкую систему, в которой нет места для свободомыслия. Фамусов и его окружение — это люди, живущие по принципам «века минувшего», которые отвергают перемены.
2. Петербург упоминается как символ новой жизни, прогрессивных идей и свободомыслия. Для многих героев пьесы, особенно Фамусова и его окружения, Петербург — это место, откуда приходят новые, чуждые им идеи. Чацкий, который провёл много времени в Петербурге, ассоциируется с этими прогрессивными тенденциями, и его взгляды вызывают у московского общества опасения и неприятие. Петербургские связи и опыт Чацкого заставляют его резко критиковать московские порядки, и именно это вызывает враждебность к его фигуре.
Заключение
Основным конфликтом комедии «Горе от ума» является общественное столкновение между Чацким, олицетворяющим новое, прогрессивное поколение, и московским обществом, приверженным старым традициям. Личный конфликт между Чацким и Софьей пересекается с общественным в третьем действии, когда слух о безумии Чацкого, запущенный Софьей, становится средством для осуждения его идей и взглядов со стороны всего общества. Москва в пьесе символизирует консервативный, застойный мир, тогда как Петербург ассоциируется с новыми, прогрессивными тенденциями, которые пугают и раздражают московское общество.
9. Как вы думаете, почему «общественная комедия» начинается с любовной интриги?
«Горе от ума» — это произведение, в котором любовная интрига тесно переплетается с общественным конфликтом. Любовная линия в комедии Грибоедова служит своего рода завязкой, катализатором для раскрытия более глубокого, общественного конфликта. Есть несколько причин, почему общественная комедия начинается именно с любовной интриги:
1. Привлечение внимания зрителя
Любовная линия — традиционно эмоциональная и личная, она способна сразу заинтересовать зрителя или читателя. Начав с отношений между Чацким, Софьей и Молчалиным, Грибоедов создает драматическое напряжение, которое легко вовлекает публику в действие. Вопросы любви и предательства, особенно с участием треугольника, всегда были эмоционально резонансными и понятными широкой аудитории. Это помогает создать атмосферу, с которой легко сопереживать.
2. Создание контраста между личным и общественным
Любовная интрига создаёт основу для более глобальных тем и конфликтов, которые возникают по мере развития сюжета. Через отношения между Чацким, Софьей и Молчалиным автор постепенно раскрывает характеры героев и те общественные тенденции, которые они олицетворяют.
• Чацкий — это человек свободных взглядов, который ищет искренности и правды как в личных, так и в общественных отношениях.
• Молчалин — олицетворяет лицемерие, угодничество и стремление к карьерным достижениям любым способом.
• Софья — балансирует между этими двумя полюсами, запутавшись в своих чувствах и предпочитая удобство (Молчалин) правде и искренности (Чацкий).
Любовная интрига подчеркивает этот контраст: личные отношения становятся символом общественного выбора между искренностью и лицемерием.
3. Разоблачение героев и их идеалов
Любовная интрига вскрывает не только личные черты героев, но и их общественные позиции. Например, выбор Софьи в пользу Молчалина говорит о её склонности к консервативным нормам, несмотря на желание выглядеть независимой и эмоциональной. Она выбирает «удобного» партнёра, который соответствует укладу московского общества.
Также через любовную линию раскрывается Молчалин как представитель старого порядка, для которого важны не чувства и честность, а карьера и успех через подчинение и угодничество.
4. Переход от личного к общественному
Начав с личной драмы, Грибоедов постепенно переводит внимание к общественному конфликту, который становится главной темой комедии. Когда Софья решает отомстить Чацкому, распространив слух о его безумии, её личная обида становится публичным событием, обсуждаемым всем московским обществом. Это показывает, как личные интриги и чувства могут перерасти в общественные явления и затронуть более глубокие темы, такие как свобода мысли, прогрессивные идеи и конфликт поколений.
5. Универсальность темы
Любовь — это универсальная тема, которая всегда актуальна и понятна каждому человеку. Начав с любовной интриги, Грибоедов использует её как универсальный язык, который позволяет подготовить аудиторию к восприятию более сложных и философских тем, таких как борьба за свободу, социальные перемены и интеллектуальные конфликты.
Заключение
Любовная интрига в «Горе от ума» служит не только эмоциональной завязкой, но и важным инструментом для раскрытия общественного конфликта. Через отношения между Чацким, Софьей и Молчалиным постепенно раскрываются глубинные проблемы общества, отражённые в пьесе: противостояние нового и старого, лицемерие, угодничество, отказ от прогресса и стремление к свободе мысли. Таким образом, любовная линия становится неотъемлемой частью общественной драмы и помогает связать личные и общественные темы в одно целое.
10. Какую роль играет тема «ума» в комедии?
Тема «ума» является центральной в комедии Грибоедова «Горе от ума» и раскрывается на разных уровнях — философском, социальном и личностном. Она касается вопросов интеллекта, просвещения, внутренней свободы и столкновения с окружающим миром. «Ум» как способность мыслить, анализировать и подвергать сомнению устоявшиеся нормы становится причиной конфликта главного героя, Александра Чацкого, с обществом.
1. «Ум» как символ прогрессивных идей
В лице Чацкого «ум» представлен как символ просвещения и свободомыслия. Чацкий — это человек, который критически относится к окружающему миру и не боится высказывать свои идеи, противоречащие консервативным устоям московского общества. Для Чацкого «ум» — это способность мыслить самостоятельно, ставить под сомнение авторитеты и искать истину.
Однако его ум становится причиной его трагедии. Он оказывается изолированным и непонятым, потому что общество, в котором он живёт, не готово принять его идеи. В этой связи название комедии — «Горе от ума» — подчёркивает, что ум, вместо того чтобы приносить радость и успех, может стать источником страданий в мире, где правят невежество и чинопочитание.
2. Общество и «ум»
Московское общество, изображённое в комедии, воспринимает ум как опасную и нежелательную черту. Для людей вроде Фамусова и его окружения «ум» ассоциируется с опасностью перемен, с чем-то разрушительным для их привычного уклада жизни. Они боятся и не понимают людей, способных мыслить самостоятельно и критически.
• Фамусов считает, что «ученье — вот чума», и презирает любые формы просвещения и интеллектуальной независимости. Он предпочитает людей, которые занимаются не умственной деятельностью, а угождают вышестоящим ради карьерных благ.
• Молчалин противопоставлен Чацкому как человек, лишённый ума в философском смысле. Его угодничество и лицемерие позволяют ему продвигаться по служебной лестнице, не вступая в конфликты с обществом. Он воплощает позицию людей, которые избегают самостоятельного мышления ради комфорта.
Таким образом, московское общество боится «ума» как источника нестабильности и угрозы для устоявшихся порядков.
3. Тема ума в личных взаимоотношениях
Тема «ума» также проявляется в личных отношениях героев. Софья выбирает не Чацкого, с его острым умом и критическим подходом, а Молчалина — человека, который, хотя и лишён интеллектуальных качеств, является удобным и безопасным выбором. Это подчёркивает, что для Софьи, как и для большинства героев пьесы, ум не является ценностью в отношениях. Её выбор отражает общую тенденцию общества предпочитать спокойствие и конформизм вместо вызовов и интеллектуального поиска.
4. «Ум» и трагедия Чацкого
Чацкий в своих монологах многократно выражает сожаление, что его ум не только не принят, но и приводит к личным страданиям. Он осознаёт, что в обществе, где процветает невежество и лицемерие, умный человек обречён на одиночество и непонимание. Его «горе от ума» заключается в том, что он слишком остро осознаёт пороки окружающего мира, но бессилен что-либо изменить.
Слух о его безумии, который распространяется по мере развития пьесы, является крайним проявлением непонимания общества к его уму. Чацкого считают сумасшедшим не потому, что он действительно теряет рассудок, а потому, что его взгляды кажутся обществу настолько чуждыми и непонятными, что их легче списать на болезнь, чем признать истинность его критики.
Заключение
Тема «ума» в комедии «Горе от ума» играет ключевую роль и символизирует борьбу между прогрессивным мышлением и консервативными устоями. Для Чацкого ум — это его сила и его слабость одновременно: он позволяет ему видеть мир таким, каков он есть, но делает его изолированным и одиноким в обществе, которое отвергает свободомыслие. Таким образом, комедия демонстрирует, что в условиях консервативного общества «ум» может стать источником страданий и непонимания.
11. Дискуссия. Почему Пушкин считал, что Чацкий не умный человек? Каково ваше мнение? Попробуйте ответить на этот вопрос, рассматривая Чацкого как живое человеческое лицо и как героя комедии, в качестве художественного образа.
Пушкин считал, что Чацкий не умный человек, исходя из его поведения и неспособности адаптироваться к окружающей его реальности. Это мнение основано на противоречии между желанием Чацкого изменить общество и его неспособностью реально влиять на окружающих. Вопрос об уме Чацкого можно рассматривать с двух точек зрения: как на живого человека, с его недостатками и сильными сторонами, и как на литературного героя, воплощающего идеи и конфликт эпохи.
Почему Пушкин считал, что Чацкий не умный человек?
Пушкин видел в Чацком не столько рационального мыслителя, сколько человека, неспособного реально понять и взаимодействовать с окружающей его социальной средой. Для Пушкина ум подразумевал не только способность к критике и острому восприятию действительности, но и умение действовать в рамках существующих условий, что было важно для успешного взаимодействия с людьми и влияния на общество.
• Эмоциональная несдержанность Чацкого. Чацкий в своих речах часто высказывает правду слишком резко, не задумываясь о последствиях. Это приводит к тому, что его не воспринимают всерьёз, и вместо того, чтобы найти поддержку или союзников, он становится жертвой насмешек и отвержения. С точки зрения Пушкина, умный человек должен быть тактичным и гибким, чтобы лучше донести свои идеи.
• Идеализм и оторванность от реальности. Чацкий высказывает прогрессивные идеи, но не умеет понять, что общество, в котором он живёт, не готово к таким переменам. Он изолирован в своём идеализме, и это делает его уязвимым. Для Пушкина умный человек — это тот, кто способен не только видеть пороки общества, но и понимать, как с ними справляться, действуя в рамках существующих правил.
Чацкий как живой человек
Если рассматривать Чацкого как живого человека, то можно заметить, что его ум проявляется в способности к остроумной критике и в ясном понимании пороков общества. Однако у него есть определённые черты, которые мешают назвать его полностью умным человеком:
1. Эмоциональная неустойчивость. Чацкий часто действует на основе эмоций, что мешает ему рационально оценивать ситуацию. Он не умеет контролировать свои эмоции в общении с Софьей и другими персонажами, что приводит к его поражению в личных и социальных отношениях.
2. Невнимание к реакции окружающих. Чацкий игнорирует социальные нормы и не понимает, что его резкая критика только отталкивает людей. Он говорит правду, но его правда воспринимается как угроза привычному порядку вещей, что приводит к изоляции и обвинениям в безумии.
3. Отсутствие прагматизма. Чацкий не пытается адаптироваться к обстоятельствам и не ищет компромиссов. Он скорее сгорает в своём желании говорить правду и обличать пороки, чем пытается найти более мягкие способы повлиять на общество. Для Пушкина умный человек должен действовать более рационально, стремясь к результату, а не просто к выражению своих идей.
Чацкий как художественный образ
В качестве героя комедии Чацкий — это яркий символ нового времени, борец с консервативными устоями общества. Его «ум» — это острота мысли, глубокий критический взгляд на мир и стремление к свободе. Однако как художественный образ, Чацкий также не свободен от недостатков:
1. Идеализм. Чацкий воплощает в себе идеал свободы мысли и справедливости, но этот идеал не реализуется в реальности пьесы. Он слишком возвышен для того, чтобы его взгляды могли быть восприняты обществом. В художественном плане это делает его более трагическим персонажем, потому что его ум не находит применения в мире, где доминирует лицемерие и чинопочитание.
2. Изоляция от общества. Как художественный образ, Чацкий олицетворяет одинокого героя, который не находит поддержки в обществе. Он лишён гибкости и способности адаптироваться к сложившимся нормам. Его трагедия заключается в том, что его умный и прогрессивный подход оказывается чужд окружающим, и это делает его одиноким и непонятым.
3. Символизм. В качестве художественного образа Чацкий символизирует не только индивидуальный ум, но и интеллектуальный бунт против устаревших норм. Его «ум» становится источником страданий именно потому, что он слишком велик для того общества, в котором он живёт. Это делает его образ ярким примером столкновения нового и старого в русской литературе.
Моё мнение о «уме» Чацкого
Лично я считаю, что Чацкий — безусловно, умный человек, но его ум проявляется в идеалистической форме. Он слишком прямолинеен и эмоционален, чтобы быть эффективным в реальном обществе, полном интриг и лицемерия. Его резкость и нежелание адаптироваться делают его ум скорее трагическим, чем успешным. Он видит мир таким, какой он есть, но не способен изменять его, потому что не умеет подстраиваться под обстоятельства.
Таким образом, Пушкин, вероятно, видел в Чацком недостаток тактической мудрости и понимания людей, что важно для реальной жизни. Но как герой комедии и как символ, Чацкий олицетворяет чистый ум, который противостоит застоявшемуся обществу, и это делает его одним из ярчайших образов в русской литературе.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением