Ответы на вопросы на стр.257 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)















Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Основные теоретические понятия
Адамизм, акмеизм, гражданская лирика, историко-культурные ассоциации, метафора, микроцикл, символизм.
1.
Адамизм — понятие, связанное с акмеистической эстетикой и введённое в литературный оборот Осипом Мандельштамом. Оно подразумевает возвращение к первозданной простоте и ясности восприятия мира, к состоянию «чистого» человека — Адама. В этом контексте адамизм символизирует стремление акмеистов очистить искусство от излишней символистской туманности, мистицизма и неопределённости. Это стремление предполагает осознание человеком своей первозданной природы и гармонию с окружающим миром.
В текстах Мандельштама адамизм выражен через идею восстановления связей с древними формами культуры и через акцент на материальности, простоте и телесности образов. Он связывал адамизм с восхищением человеческой природой, её величием и одновременно уязвимостью. Важно подчеркнуть, что адамизм в акмеистическом понимании не отрицает духовность, но стремится сосредоточиться на её земных, человеческих аспектах, таким образом восстанавливая баланс между материальным и духовным.
2.
Акмеизм как литературное направление возник в начале XX века, став оппозицией символизму. Само слово «акмеизм» происходит от греческого «акме» — вершина, расцвет, высшая точка. Акмеисты стремились к ясности и конкретности, к «мужественной» чёткости образов. Это направление утверждало идеал гармонии, стройности, материальности и индивидуальности. В отличие от символизма, акмеизм избегал мистической туманности и субъективной неопределённости, акцентируя внимание на зримом, осязаемом и реальном.
Для Осипа Мандельштама акмеизм стал способом соединения традиций мировой культуры с современными художественными запросами. Его произведения насыщены образами античности, средневековья, христианской архитектуры, что подчёркивает его внимание к гармонии формы. Важно отметить, что акмеизм не только обращался к культурному наследию прошлого, но и стремился осмыслить человека как центр мироздания. Через это направление Мандельштам выражал свою концепцию искусства как попытку преодолеть хаос и найти красоту в упорядоченности. В рамках акмеизма он создал образы, которые не просто иллюстрируют идеи, но и представляют собой законченное эстетическое явление.
3.
Гражданская лирика — это жанровое направление в поэзии, в центре которого находится отражение общественных, политических и социальных процессов через призму личных переживаний поэта. Этот жанр особенно характерен для Осипа Мандельштама, чьи стихотворения часто отражают его отношение к эпохальным событиям, таким как революции 1917 года и последующие изменения в стране. Гражданская лирика Мандельштама соединяет личные эмоции с глубокими размышлениями о судьбе народа, государства и культуры. В стихотворении «Когда октябрьский нам готовил временщик...» Мандельштам выражает своё критическое отношение к революционным переменам, обнажая трагизм и противоречия своего времени.
В отличие от чисто политической поэзии, гражданская лирика Мандельштама наполнена философскими раздумьями и гуманистическим взглядом на судьбу человека в обществе. Её отличительная черта — глубокая эмоциональность и высокая интеллектуальная насыщенность. Поэт через образы, метафоры и культурные аллюзии показывает сложность и драматизм своей эпохи. Например, в его произведениях звучат мотивы потери, страха перед хаосом и разрушением традиционных устоев, но при этом сохраняется надежда на восстановление гармонии через творчество и культуру.
4.
Историко-культурные ассоциации — это способ создания и восприятия текста, основанный на привлечении образов, понятий и событий из истории и культуры. Такие ассоциации помогают глубже понять произведение, обогащают его смысловой уровень и усиливают эмоциональное воздействие на читателя. В поэзии Осипа Мандельштама историко-культурные ассоциации играют важную роль, так как он стремится связать современность с культурным наследием прошлого. Например, в его произведениях часто появляются отсылки к античности, средневековью, эпохе Возрождения, которые становятся не просто декорацией, а важным элементом для понимания философского содержания его текстов.
Мандельштам использует историко-культурные образы для создания устойчивых символов, которые выражают его размышления о времени, человеке и культуре. Так, в стихотворении «Notre Dame» готический собор становится воплощением гармонии и устойчивости, символом соединения веков и человеческой гениальности. Историко-культурные ассоциации в его поэзии — это не просто дань уважения прошлому, а способ исследовать настоящее через призму вечных тем и идей. Они позволяют читателю почувствовать связь времён и ощутить, как история и культура формируют личность и общество.
5.
Метафора — это один из важнейших выразительных приёмов, использующийся в литературе и речи, который подразумевает перенос значения одного объекта или явления на другой на основе их сходства. В метафоре одно явление становится символом другого, благодаря чему усиливается художественный и смысловой эффект. Метафора — ключевой инструмент в поэзии Осипа Мандельштама, который через неё создаёт насыщенные и многослойные образы. Его метафоры часто сложны и требуют вдумчивого анализа, так как они основываются на богатых культурных аллюзиях и личных философских размышлениях.
Мандельштам, как мастер акмеистической поэзии, использовал метафоры для упрощения и одновременного углубления смысла. Например, в его стихах море может быть одновременно символом хаоса, свободы и вечности. Сложность метафорического языка Мандельштама также в том, что он соединяет через метафору разрозненные элементы реальности, создавая единый художественный мир. Таким образом, метафора становится не просто приёмом, а способом выражения мировоззрения.
6.
Микроцикл — это небольшая группа стихотворений, объединённых общей темой, образом или мотивом. Такие циклы помогают создать более цельное восприятие темы, раскрывая её через разные грани. В творчестве Мандельштама микроциклы играют значительную роль, так как его стихи часто объединены одной идеей или символическим образом, который повторяется и развивается в разных произведениях. Например, его стихи, посвящённые образу города, природы или человеческой культуры, можно рассматривать как микроциклы, так как они развивают одну концепцию, но через разные образы и стилистические приёмы.
Микроциклы важны для структурирования поэтического сборника, так как они помогают читателю не просто воспринимать стихи по отдельности, но и видеть более глубокую связь между ними. В случае с акмеистами, такими как Мандельштам, микроциклы часто выстраиваются вокруг ключевых понятий акмеистической эстетики — ясности, гармонии, культурной памяти. Этот приём позволяет углубить читательское восприятие и подчеркнуть философскую значимость каждого стихотворения.
7.
Символизм — литературное направление конца XIX — начала XX века, для которого характерны сложные многозначные образы, метафизическая проблематика и стремление передать неизречённое, мистическое через символы. Символисты видели искусство как способ прикоснуться к потустороннему миру идей и духовной реальности. Их поэзия насыщена метафорами, аллегориями и символами, которые создают сложные образы, часто непонятные без глубокого погружения в текст.
Хотя Осип Мандельштам принадлежал к акмеистам, он частично унаследовал от символизма богатую образность и внимание к деталям. Однако в отличие от символистов, которые стремились к мистической неопределённости, акмеисты, включая Мандельштама, искали ясности и конкретности. Символизм остаётся важным литературным контекстом для понимания акмеизма, так как именно через полемику с ним акмеисты выработали свои эстетические принципы. Символизм в поэзии Мандельштама проявляется в сложных образах, которые, однако, не уходят в абстракцию, а остаются осязаемыми и материальными, как, например, в стихотворении «Камень».
Вопросы и задания
1. Покажите, в чём сходство и различия в использовании конкретной бытовой детали в акмеистической лирике О. Мандельштама («Невыразимая печаль...», «Медлительнее снежный улей...», «Казино») и стихотворениях Л. Ахматовой («Смуглый отрок бродил по аллеям...», «Песня последней встречи», «Вечером», «На шее мелких чёток ряд...»).
Сходство и различия в использовании конкретной бытовой детали в акмеистической лирике Осипа Мандельштама и Анны Ахматовой
Бытовая деталь в поэзии акмеистов играет важную роль, служа мостом между реальным, осязаемым миром и миром идей, эмоций, настроений. В творчестве Осипа Мандельштама и Анны Ахматовой она приобретает свои уникальные оттенки в зависимости от целей, к которым стремятся авторы, и от особенностей их поэтического мировоззрения.
Сходство
Оба автора используют бытовую деталь для создания конкретного, зримого художественного образа, который позволяет читателю погрузиться в мир стихотворения. Однако эта конкретность не является самоцелью: у акмеистов деталь всегда наполнена символическим содержанием. Например, у Мандельштама в стихотворении «Невыразимая печаль...» хрустальная ваза, из которой «выплеснулся хрусталь», становится символом хрупкости и эфемерности бытия, одновременно передавая утончённое состояние мира, наполненного «истомой». Это сочетание конкретной детали и её философской многозначности характерно и для Ахматовой. В стихотворении «На шее мелких четок ряд...» упоминание чёток передаёт состояние героини — её отчуждённость, холодность и умиротворение, которые подчёркнуты внешними деталями.
Бытовая деталь также становится частью интимной атмосферы, задавая тон всему произведению. Например, у Мандельштама в стихотворении «Медлительнее снежный улей...» ткань, «небрежно брошенная на стуле», создаёт ощущение уюта, тихой, но сложной эмоциональной жизни. У Ахматовой в стихотворении «Песня последней встречи» упоминание перчатки, которую героиня надевает на неправильную руку, подчеркивает её внутреннюю растерянность и предчувствие трагедии.
Оба автора используют детали для соединения личного и общего, индивидуального и символического. У Мандельштама, например, «тоненький бисквит» и «вино в хрустале» одновременно отражают бытовую сцену и общую концепцию наслаждения моментом, который быстро исчезает. Ахматова же через детали, такие как «устрицы во льду» в стихотворении «Вечером», создаёт атмосферу изысканной, но холодной отстранённости, усиливающей драматизм происходящего.
Различия
1. Функция и роль детали в тексте
У Осипа Мандельштама бытовая деталь часто выходит за рамки бытового, становясь элементом философского размышления или сложной культурной аллюзии. Например, в стихотворении «Казино» образ скатерти на столе и отражение вина в хрустале превращаются в символы хаоса и случайности, которые подчиняют себе человеческую жизнь. Бытовая деталь у Мандельштама обладает культурным контекстом: она связывает реальность с более широкими идеями о времени, пространстве и истории.
У Анны Ахматовой бытовая деталь гораздо ближе к эмоциональной сфере. Например, в стихотворении «Песня последней встречи» мелкие детали вроде упоминания перчатки или свечей в доме передают интимные переживания героини и создают психологическую глубину. Здесь детали не становятся философскими метафорами, а помогают передать внутренний мир, часто через их взаимодействие с обстановкой или природой.
2. Степень символизма
У Мандельштама бытовая деталь всегда многослойна, она связана с размышлениями о времени, вечности, хрупкости человеческого существования. Например, в «Медлительнее снежный улей...» ткань, опьянённая светом, становится олицетворением хрупкости и быстротечности жизни, а «ледяные алмазы» символизируют вечность. Даже самые простые вещи у Мандельштама приобретают метафизический характер, позволяя соединить материальное и духовное.
Ахматова же использует детали для создания яркого эмоционального эффекта, они сохраняют свою простоту, но наполняются глубоким психологическим смыслом. В стихотворении «На шее мелких четок ряд...» упоминание муфты и шелка передаёт состояние героини — её нежность и одновременно холодность, но эти образы остаются в рамках конкретного времени и пространства.
3. Тематическая насыщенность
У Мандельштама бытовые детали часто вписываются в масштабные культурные и исторические темы. Например, в «Казино» деталь «чайки крылатой» и «скатерти измятой» не только описывает сцену, но и поднимает вопросы о месте человека в хаотичном мире. Детали здесь играют роль проводников между земным и вечным.
У Ахматовой бытовая деталь подчёркивает индивидуальные переживания. В стихотворении «Песня последней встречи» шаги, лёгкость перчатки или горящие свечи служат средствами передачи драмы отношений, прощания, утраты. Она не стремится создать масштабный культурный контекст, фокусируясь на личной трагедии.
4. Языковая подача
Мандельштам часто использует детали через метафорический язык, наделяя их дополнительными смысловыми оттенками. Так, хрустальная ваза в «Невыразимая печаль...» становится одновременно символом материального и духовного мира, создавая сложный образ. Ахматова же сохраняет лаконичность и простоту, например, в строках «Вечером» её детали звучат легко и естественно: «Свежо и остро пахли морем, на блюде устрицы во льду».
Вывод
И Осип Мандельштам, и Анна Ахматова используют бытовую деталь как важный инструмент художественного выражения, однако делают это по-разному. У Мандельштама детали служат философским обобщением, позволяют соединить личное с вечным, символизируя хрупкость и гармонию мира. У Ахматовой детали передают эмоциональное состояние героини, акцентируют внимание на психологической тонкости момента. Это различие в подходах отражает их индивидуальные творческие задачи, но объединяет их принадлежность к акмеистической эстетике, где конкретное становится универсальным, а частное — символом общего.
2. Опишите эволюцию политических взглядов О. Мандельштама, отразившихся в таких его гражданских стихотворениях, как «Когда октябрьский нам готовил временщик...», «Сумерки свободы», «Мне на плечи кидается век-волкодав...», «Мы живем, под собою не чуя страны...».
Эволюция политических взглядов Осипа Мандельштама отражается в его гражданской лирике, в которой поэт последовательно раскрывает сложное и болезненное восприятие революционных и постреволюционных событий, а также их влияние на общество и судьбу отдельного человека. Эти стихи представляют собой внутренний диалог поэта с эпохой, исполненный трагического осознания её разрушительности и несправедливости.
В стихотворении «Когда октябрьский нам готовил временщик...» Мандельштам обращается к революции 1917 года, показывая своё изначальное разочарование в её результатах. Октябрьская революция представляется здесь как апофеоз хаоса, насилия и зла, символом которого становится «убийца-броневик». В стихотворении звучит сарказм по отношению к народным вождям и толпе, рукоплещущей расправам, что подчёркивает внутренний конфликт между свободой, за которую боролись, и средствами её достижения. Лирический герой — это свободный гражданин, ведомый собственной совестью, который остаётся верен себе, несмотря на давление времени. Образ Психеи как символа души и внутреннего пути подчёркивает метафизическую природу его борьбы.
В «Сумерках свободы» Мандельштам углубляет свои размышления о революционных переменах, показывая их в мрачных тонах. Свобода, которой так жаждали массы, здесь приобретает образы «рокового бремени» и «власти сумрачного гнёта». В этих строках отчётливо прослеживается ощущение обманутых надежд и трагизма происходящего. Символика «ласточек, связанных в легионы боевые», подчёркивает противоречие между высокими целями революции и разрушительными методами их достижения. Земля, плывущая в неизвестность, становится метафорой хаотичного и неопределённого будущего. Однако стихотворение сохраняет нотку мужества и надежды, выраженную в призыве к выдержке: «Мужайтесь, мужи, как плугом, океан деля». Здесь Мандельштам выступает как свидетель эпохи, который пытается осмыслить её сложность и неизбежность.
В стихотворении «Мне на плечи кидается век-волкодав...» поэт переходит к более личному восприятию эпохи. Лирический герой чувствует давление времени, которое представлено в образе века-волкодава. Однако он противопоставляет себя этому времени, подчёркивая, что он не «волк по крови своей», то есть не разделяет жестокость и безнравственность, ставшие нормой в обществе. Герой ищет спасения в первобытной природе, в уединении, где он надеется обрести гармонию и сохранить своё человеческое достоинство. Стремление уйти от хаоса и насилия подчёркивает отчуждение героя от эпохи и её ценностей.
Кульминацией политической эволюции Мандельштама становится стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны...». Написанное в 1934 году, оно представляет собой открытое и смелое осуждение сталинского режима. Здесь впервые звучит откровенное разоблачение личности «кремлёвского горца» (Иосифа Сталина) и атмосферы страха, в которой оказались люди. Мандельштам описывает тоталитарное общество, где «речи за десять шагов не слышны», а власть основывается на жестокости и насилии. Образы «жирных пальцев», «тараканьих усов» и «широкой груди осетина» подчёркивают как физическую, так и нравственную деградацию власти. В этом стихотворении звучит глубокий трагизм: поэт осознаёт, что он живёт в мире, где свобода уничтожена, а люди разобщены страхом.
Таким образом, эволюция политических взглядов Осипа Мандельштама в его гражданской лирике — это переход от разочарования и сарказма по отношению к революции, через попытки осмыслить её противоречивость, к резкому осуждению тоталитарного режима. Эта эволюция подчёркивает глубокую связь его поэзии с историческим контекстом, а также трагическое осознание невозможности сохранить свободу и человеческое достоинство в условиях эпохи насилия и страха.
3. Приведите примеры необычной ассоциативной образности и сложных метафор в лирике О. Мандельштама, используя в качестве материала для анализа стихотворения «Notre Dame», «Я не увижу знаменитой Федры...», «В гот вечер не гудел стрельчатый лес органа...», «Ласточка», «Батюшков», «Я к губам подношу эту зелень...» или любые другие по вашему выбору.
Осип Мандельштам в своей лирике использует необычную ассоциативную образность и сложные метафоры, чтобы выразить идеи, которые не могут быть переданы простым и буквальным языком. Эти элементы делают его поэзию многослойной, насыщенной и требующей глубокого анализа. Рассмотрим ключевые примеры из предоставленных стихотворений.
«Notre Dame»
В стихотворении готический собор становится центральным образом, который раскрывается через богатую ассоциативную образность. Собор представляется одновременно как архитектурное чудо и как символ творческой борьбы, где гармония создаётся через преодоление тяжести и сопротивления. Метафора «Играет мышцами крестовый легкий свод» наделяет собор антропоморфными чертами, связывая архитектурный подвиг с человеческим усилием. Образ «тяжести недоброй», из которой «прекрасное создам», подчёркивает идею, что творчество рождается из преодоления хаоса, страдания и внутреннего напряжения. Эти метафоры соединяют реальность материального мира с философским размышлением о силе искусства и его способности преобразовывать мир.
«Я не увижу знаменитой Федры...»
Стихотворение наполнено атмосферой театральной элитарности и культурной утраты. Здесь используются метафоры, которые передают не только видимые образы, но и эмоциональные переживания. «Прокопченная высокая галерея» и «оплывающие свечи» символизируют ушедшую эпоху, а «скорбного закала негодованьем раскалённый слог» передаёт драматизм искусства Расина. Образ занавеса, который «нас отделяет от другого мира», становится метафорой дистанции между прошлым и настоящим, между идеалом классического искусства и современной реальностью. Стихотворение погружает читателя в размышления о потерянной гармонии искусства, связывая театральные образы с ощущением исторической и культурной разобщённости.
«В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа...»
Это стихотворение наполнено образами, соединяющими природу и музыку. Ассоциативная образность, например, «стрельчатый лес органа», создаёт ощущение величия и одухотворённости музыкального звучания. Образ «музыки голубоглазого хмеля» передаёт лёгкость и весёлость, противопоставленную силе урагана. Сравнение «дикой песни» с «чёрным вином» усиливает эмоциональное воздействие, подчёркивая её необузданность и необъяснимую притягательность. Ассоциации между звуками, природой и эмоциями создают сложную метафорическую структуру, где музыка становится отражением человеческих чувств.
«Ласточка»
В этом стихотворении Мандельштам использует ласточку как сложный метафорический образ, соединяющий идею утраты, памяти и поэтического вдохновения. Ласточка — символ эфемерности, быстротечности и ускользающей мысли, которая «на крыльях срезанных» возвращается в «чертог теней». Метафора «пустой челнок в сухой реке» передаёт ощущение бесплодности, потерянности и невозможности восстановить прошлое. Стихотворение насыщено метафизическими образами, такими как «рыданье Аонид» и «Стигийское воспоминанье», которые связывают личные переживания с античными и мифологическими ассоциациями. Эта сложная символика делает стихотворение многозначным и глубоким.
«Батюшков»
Стихотворение посвящено поэту Константину Батюшкову и использует ассоциативную образность для передачи его творческого наследия и влияния. Батюшков представляется «гулякой с волшебной тростью», что подчёркивает его лёгкость, изящество и поэтический дар. Образ «виноградного мяса стихов» становится метафорой творчества, которое питает душу, восстанавливая её силы. Мандельштам соединяет личные впечатления с размышлениями о месте поэзии в культуре и о её способности преображать мир. Ассоциации между образом поэта и звуками природы, такими как «говор валов» и «шум стихотворства», подчёркивают его непреходящее значение.
«Я к губам подношу эту зелень...»
В этом стихотворении природа становится центральным источником ассоциативных образов. «Клейкая клятва листов» — это метафора природной свежести и силы возрождения. Образ «квакушей, как шариков ртути» создаёт ощущение живой динамики, где голоса природы сливаются в единое гармоническое звучание. Метафора «клятвопреступной земли» указывает на двойственность природы — она одновременно матерински питательна и безжалостно нейтральна. Ассоциативные образы природы, её зелени и динамики подчёркивают связь человека с окружающим миром, его стремление к гармонии через слияние с природной стихией.
Заключение
Ассоциативная образность и сложные метафоры в лирике Осипа Мандельштама создают уникальный художественный мир, где реальные образы переплетаются с философскими и культурными размышлениями. Каждое стихотворение — это своеобразная «пластинка» времени, соединяющая личные переживания автора с вечными темами красоты, утраты и творчества.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением