Ответы на вопросы на стр.257-258 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Темы рефератов1. Сделайте сообщение на тему «Памятники архитектуры в стихотворениях Мандельштама-акмеиста» (на материале стихотворений «Лйя-София», «Notre Dame»,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Темы рефератов
1. Сделайте сообщение на тему «Памятники архитектуры в стихотворениях Мандельштама-акмеиста» (на материале стихотворений «Лйя-София», «Notre Dame», «Адмиралтейство», «На площадь выбежав, свободен...»).
Памятники архитектуры в стихотворениях Осипа Мандельштама-акмеиста
Архитектурные образы играют ключевую роль в поэзии Осипа Мандельштама, особенно в рамках акмеистической эстетики. Для акмеизма характерна ориентация на материальное, ощутимое, гармоничное, а архитектура, как одно из высших воплощений человеческого духа и инженерной мысли, становится для Мандельштама источником вдохновения и способом выразить свои философские идеи. В стихотворениях «Айя-София», «Notre Dame», «Адмиралтейство» и «На площадь выбежав, свободен...» поэт исследует культурное и символическое значение великих архитектурных сооружений, используя их как метафоры творчества, гармонии и преодоления хаоса.
«Айя-София»
Стихотворение посвящено храму Святой Софии в Константинополе, который представлен как воплощение божественной гармонии и силы человеческого разума. Образ купола, «подвешенного к небесам», символизирует связь земного и небесного, материального и духовного. Мандельштам подчеркивает величие творческой мысли, сравнивая архитектора с мыслителем, способным соединить запад и восток, наделяя храм универсальным символическим значением. Описание 40 окон, через которые проникает свет, становится метафорой торжества истины и красоты, а образы ангелов и серафимов подчёркивают божественную природу этого творения. В то же время храм показан как символ прочности, способный пережить века и народы.
«Notre Dame»
Готический собор Парижской Богоматери в стихотворении становится символом силы и упорядоченности. Мандельштам акцентирует внимание на технической стороне архитектуры: подпружные арки, «своды дерзкого» и их устойчивость становятся метафорами преодоления хаоса и создания гармонии. Он сравнивает собор с «стихийным лабиринтом» и «непостижимым лесом», подчеркивая его загадочность и величие. Однако главное — это идея борьбы с тяжестью, с «недоброй материей», из которой рождается прекрасное. Собор становится для Мандельштама символом творческого преображения мира через труд, мысль и вдохновение.
«Адмиралтейство»
В этом стихотворении образ Адмиралтейства в Санкт-Петербурге используется для размышлений о гармонии и красоте как основе творчества. Здание представляется как символ соединения природы и человеческой мысли: «ладья воздушная» и «мачта-недотрога» связывают его с водой и небом. Мандельштам отмечает, что красота — это не только удел богов, но и результат труда «простого столяра», а мастерство архитектора поднимает человека на уровень создателя. Адмиралтейство становится воплощением свободы духа, способности человека преобразовывать мир. «Пятая стихия», созданная человеком, подчёркивает, что архитектура — это искусство, которое преодолевает ограничения пространства и времени.
«На площадь выбежав, свободен...»
Здесь Мандельштам описывает храм, который словно распрямился на площади, приняв форму «легкого крестовика-паука». Он противопоставляет монументальную архитектуру гигантов «одушевлённому» храму, который кажется менее массивным, но более наполненным жизнью. В этом стихотворении присутствует личное отношение к архитектуре: лирический герой ощущает себя иностранцем в Риме, и через этот взгляд поэт подчеркивает универсальность красоты, её способность быть понятой и принятой всеми народами. Архитектурные образы здесь становятся способом выразить идею одухотворённости и внутренней свободы.
Заключение
Архитектурные памятники в поэзии Осипа Мандельштама — это не просто описания зданий, а символы гармонии, вечности, творческого труда и борьбы с хаосом. В стихах Мандельштама архитектура становится метафорой человеческого стремления к совершенству, к преодолению материальной тяжести ради духовной высоты. Через образы Айя-Софии, Нотр-Дам, Адмиралтейства и других сооружений поэт исследует не только их культурное значение, но и их философскую суть как мостов между материальным и духовным, индивидуальным и универсальным.
2. Приведите примеры использования сложной метафоры в лирике четырех крупнейших поэтов русскою модернизма О. Мандельштама, Б. Пастернака, В. Маяковского, С. Есенина. В чём, на ваш взгляд, своеобразие «метафорического мышления» О. Мандельштама, в отличие от его современников? (Обратите внимание на характер ассоциативных связей.)
Сложная метафора в лирике поэтов русского модернизма — это не просто художественный приём, а способ выразить глубинные философские и эмоциональные переживания. Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Владимир Маяковский и Сергей Есенин, каждый по-своему, использовали метафору для создания насыщенных образов, которые не только иллюстрируют их мысли, но и создают многослойные ассоциации, требующие вдумчивого прочтения.
В поэзии Осипа Мандельштама метафора становится инструментом философского и культурного осмысления мира. Например, в стихотворении «Notre Dame» готический собор Парижской Богоматери предстает как «стихийный лабиринт, непостижимый лес», в котором сплетаются христианская робость и египетская мощь. Этот образ не просто описывает архитектурное сооружение, но и выражает идею человеческой борьбы с хаосом, стремления к гармонии через преодоление тяжести. Метафоры Мандельштама часто соединяют разрозненные элементы реальности, создавая сложные ассоциативные связи между материальным и духовным, историческим и современным. Например, в стихотворении «Я к губам подношу эту зелень...» зелёный лист становится метафорой клятвы, связанной с природой, жизнью и одновременно её хрупкостью. Ассоциативные связи у Мандельштама интеллектуальны и культурно насыщены: они отсылают к античности, христианству, архитектуре и другим культурным пластам.
У Бориса Пастернака метафора также выполняет ключевую роль, но его образы ближе к природной стихии и внутреннему миру. В стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать…» природа олицетворяется в метафоре «чернил», которые словно перетекают в мир чувств и вдохновения. Метафорическое мышление Пастернака строится на синестезии: он соединяет звуки, цвета, запахи и формы, чтобы создать уникальные образы. Его метафоры ближе к природе, они ощущаются как поток живой энергии, где одно чувство порождает другое. Например, в строках «Февраль. Достать чернил и плакать…» сам процесс письма становится образом весны, когда эмоции выплёскиваются, словно соки в деревьях.
Владимир Маяковский использует метафоры, которые часто шокируют своей дерзостью, масштабом и смелостью. Его метафорическое мышление тесно связано с урбанизмом и революционной тематикой. Например, в поэме «Облако в штанах» он пишет: «Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана». Здесь карта повседневной жизни становится символом рутины, а краска — метафорой поэтического разрушения этой рутины. Метафоры Маяковского экспрессивны, гиперболичны и направлены на то, чтобы потрясти читателя, привлечь его внимание к проблемам эпохи. Его метафоры часто ассоциативно связаны с техническим прогрессом, индустриальным миром и бурей революционных перемен.
Сергей Есенин, напротив, использует метафору для передачи эмоциональной близости с природой и народной жизнью. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная...» Русь становится метафорой души поэта, его корней, его любви. Есенин олицетворяет природу, наполняя её глубокими человеческими чувствами: «Поле — русская рубаха, Лес — отеческая грусть». Его метафоры тесно связаны с фольклорной традицией, они просты и в то же время глубоко эмоциональны, что делает их доступными и понятными, но не лишёнными философской глубины.
Особенность метафорического мышления Осипа Мандельштама заключается в интеллектуальной сложности и культурной насыщенности его ассоциаций. В отличие от Пастернака, который связывает образы через природные ощущения, Мандельштам опирается на культурные коды: архитектуру, историю, философию. В отличие от Маяковского, его метафоры менее агрессивны и менее подчинены социальным и политическим контекстам. В отличие от Есенина, его метафоры лишены народной простоты, они более элитарны и требуют высокой степени читательской подготовки.
Таким образом, метафорическое мышление Мандельштама выстраивается на основе сложной игры культурных и философских ассоциаций, тогда как Пастернак сосредотачивается на природе и чувствах, Маяковский — на революционном пафосе и урбанистике, а Есенин — на народной жизни и эмоциональной близости с природой. Эти различия делают каждого из поэтов уникальным представителем русского модернизма, а их метафоры — отражением их мировоззрения и стиля.
3. Подготовьте небольшое эссе: «„Герника" П. Пикассо и „Стихи о неизвестном солдате" О. Мандельштама — два произведения модернистскою искусства XX в.».
«Герника» П. Пикассо и «Стихи о неизвестном солдате» О. Мандельштама — два произведения модернистского искусства XX века
Картина «Герника» Пабло Пикассо и стихотворение Осипа Мандельштама «Стихи о неизвестном солдате» являются выдающимися примерами модернистского искусства XX века, в которых авторы осмысляют трагедию войны и её разрушительное влияние на человека и цивилизацию. Эти произведения объединяет стремление к универсальному осмыслению человеческого страдания, использование сложной символики и акцент на обобщённом, внеисторическом восприятии войны.
Образы трагедии в «Гернике»
«Герника» Пикассо, написанная в 1937 году, посвящена бомбардировке одноимённого испанского города во время гражданской войны. Картина наполнена мощными символами боли и ужаса: исковерканные фигуры людей и животных, искажённые лица, иконография быка и лошади, разлетевшиеся осколки. В работе отсутствует конкретный сюжет, что позволяет зрителю воспринимать её как универсальный символ войны и разрушения. Метафора света — в виде лампы в центре композиции — противопоставляется тьме трагедии, создавая ощущение мучительного осознания гибели.
Метафоры войны в стихах Мандельштама
В «Стихах о неизвестном солдате» Мандельштам также размышляет о войне как о глобальной катастрофе, охватывающей всё человечество. Стихотворение построено на сложных метафорах: убитые солдаты становятся «океаном без окна», а созвездия — «ядовитыми ягодами». Эти образы подчёркивают бесчеловечность войны, её способность разрушать не только тела, но и сами основы бытия. Убийство и гибель переосмыслены через мотив световой энергии: «свет размолотых в луч скоростей» становится символом того, как война разрушает и трансформирует реальность.
Сходство в универсальности и символизме
Оба произведения опираются на универсальные образы, выходящие за пределы конкретных событий. Пикассо и Мандельштам стремятся передать не конкретную историю, а эссенцию войны как явления. В «Гернике» бык и лошадь воплощают инстинкты, страдания и хаос, тогда как лампа символизирует хрупкость человеческого сознания перед лицом разрушения. У Мандельштама метафоры света и звёзд указывают на связь между космическим и земным порядком, разрушенным войной.
Эстетика модернизма
И Пикассо, и Мандельштам используют эстетические приёмы модернизма, чтобы выразить трагизм своей эпохи. Для «Герники» это деформация форм, драматическое сочетание света и тени, кубистическая перспектива, передающая хаос и бессмысленность насилия. У Мандельштама это сложные ассоциативные образы, многослойность метафор, соединяющих философские размышления о смысле жизни и смерти с описанием ужаса войны. Оба произведения подчиняют форму содержанию, создавая мощное эмоциональное воздействие.
Отличия подхода
При всех сходствах, работы различаются своим фокусом. «Герника» концентрируется на визуальном, прямом эмоциональном воздействии, где формы и образы стремятся к универсальному выражению ужаса. Стихотворение Мандельштама, напротив, глубже погружается в философское осмысление войны. Его «неизвестный солдат» — это не только конкретный воин, но и собирательный образ всех жертв, которые стали частью истории, растворившись в её анонимности.
Заключение
«Герника» Пикассо и «Стихи о неизвестном солдате» Мандельштама — произведения, которые не просто рассказывают о войне, но и исследуют её природу и влияние на человека. Оба автора через символизм и новаторские художественные приёмы подчёркивают универсальность страдания и разрушения, делая эти работы важными памятниками модернистского искусства XX века.
4. Театрализованная постановка. «Откуда такая нежность?..» (О. Мандельштам в поэзии М. Цветаевой и М. Цветаева в поэзии О. Мандельштама).
Театральное действие может быть реализовано в двух планах:
1. Образ О. Мандельштама, поэта и человека, в прозе и поэзии М. Цветаевой (художественный материал: эссе М. Цветаевой «История одною посвящения» и стихотворения «Никто ничего не отнял...», «Ты запрокидываешь голову...», «Откуда такая нежность?..»).
2. Образ М. Цветаевой в стихотворениях О. Мандельштама «Не веря воскресенья чуду...», «В разноголосице девического хора...», «На розвальнях, уложенных соломой...».
4.
Сценарий театрализованной постановки «Откуда такая нежность?..»
Цель постановки — раскрыть сложные, насыщенные чувства и духовную связь между Осипом Мандельштамом и Мариной Цветаевой. Театральное действие основано на поэзии, прозе и эссеистике обоих авторов, а также их личных отношениях. Постановка состоит из трёх действий и пролога, каждое из которых передаёт определённые аспекты их диалога: восхищение, напряжение, недосказанность и трагизм.
Пролог
Роли:
• Ведущий: создаёт атмосферу, объясняет исторический контекст.
• Марина Цветаева: входит на сцену, читает стихотворение.
• Осип Мандельштам: вначале молчит, затем включается в действие.
Сцена:
На сцене — минималистичные декорации: деревянный стол, кресло, свеча. Фоном звучит тихая музыка, создающая лирическое настроение. Декорации символизируют камерность пространства, где разворачиваются воспоминания и стихи.
Текст ведущего:
"Лето 1916 года. Город Александров. Здесь встретились два поэта — два мира. Осип Мандельштам — городской, утончённый, проникнутый культурой Санкт-Петербурга и южных побережий. Марина Цветаева — страстная, порывистая, укоренённая в родной земле. Их встреча — это поединок и союз, борьба и вдохновение. Сегодня мы восстановим этот поэтический диалог, чтобы услышать голоса двух эпох."
Действие:
Марина Цветаева медленно входит, зажигает свечу и читает стихотворение «Никто ничего не отнял...». Её голос звучит искренне, с лёгкой грустью:
"Никто ничего не отнял!
Мне сладостно, что мы врозь.
Целую Вас — через сотни
Разъединяющих верст."
Мандельштам появляется в дальнем углу сцены, оставаясь в тени, слушает её строки. Затем он подходит ближе и читает свои строки о войне и неизвестном солдате:
"Будут люди холодные, хилые
Убивать, холодать, голодать,
И в своей знаменитой могиле
Неизвестный положен солдат..."
Музыка усиливается, затем стихает, вводя зрителя в основное действие.
Действие I. «История одного посвящения»
Роли:
• Марина Цветаева: читает фрагменты из эссе «История одного посвящения».
• Осип Мандельштам: реагирует на её слова, вставляет реплики, читает свои стихи.
Сцена:
Декорации сменяются: добавляются элементы провинциального городка — деревянная лавка, вязанки трав, намёк на черёмуху за окном. Атмосфера камерная, тёплая, но напряжённая.
Текст Цветаевой (фрагмент из эссе):
"Город Александров, Владимирской губернии — домок деревянный, с крыльцом в овраг. Шестнадцатый год, красные овраги, зелёные косогоры, солдаты идут на войну. Осип говорил: 'Марина, мне здесь неможется. Слишком много крестов. Корова может забодать, а мертвец — встать.'"
Действие:
Цветаева пересекает сцену, описывая город, и с укором обращается к Мандельштаму. Он, стоя неподалёку, насмешливо отвечает:
Мандельштам: "Ты, Марина, всегда смотришь либо вверх, либо вниз. Никогда — на меня."
Цветаева (с яркостью):
"Я смотрела на то, что будет вечно, Осип. А ты — на свои страдания."
Мандельштам делает шаг вперёд, читает:
"Неподкупное небо окопное,
Небо крупных оптовых смертей —
За тобой, от тебя — целокупное..."
Действие II. «Диалог стихов»
Роли:
• Марина Цветаева: читает стихотворения «Ты запрокидываешь голову...».
• Осип Мандельштам: отвечает стихами.
Сцена:
Ночная площадь. Лунный свет. Декорации минимальны: несколько колонн на заднем плане, намёк на арки и мостовые. Атмосфера романтическая и немного холодная.
Текст Цветаевой:
"Ты запрокидываешь голову
Затем, что ты гордец и враль.
Какого спутника весёлого
Привёл мне нынешний февраль!"
Она делает паузу, смотрит в глаза Мандельштаму. Он отвечает:
"Развивается череп от жизни —
Во весь лоб — от виска до виска,
Чистотой своих швов он дразнит себя,
Понимающим куполом яснится."
Действие:
Они спорят взглядом, слова звучат как вызов. Но в их интонации сквозит взаимное восхищение.
Действие III. «Откуда такая нежность?»
Роли:
• Цветаева: читает стихотворение «Откуда такая нежность?..».
• Мандельштам: молча слушает, реагирует жестами.
Сцена:
Пустой зал, свеча на столе. Цветаева сидит на стуле, обращаясь к Мандельштаму, стоящему в тени.
Текст Цветаевой:
"Откуда такая нежность?
Не первые — эти кудри
Разглаживаю, и губы
Знавала темней твоих."
Она замолкает, опускает голову. Мандельштам делает шаг вперёд, но ничего не говорит. Звучит тихая музыка.
Финал
Роли:
• Ведущий: подводит итог, делает заключение о сложных отношениях между поэтами.
• Цветаева и Мандельштам: стоят в противоположных углах сцены, смотрят в разные стороны.
Текст ведущего:
"Эта встреча — история двух гениев, разделённых эпохой, страданиями и самим временем. Но их стихи продолжают жить, соединяя их души в вечном диалоге."
Действие:
Цветаева и Мандельштам уходят с противоположных концов сцены. На заднем плане появляются строки их стихов, звучит музыка.
Эпилог
На экране появляются даты их жизни, фотографии и краткое упоминание об их судьбах. Звучит финальная музыка, создающая атмосферу завершённости и светлой грусти.
5.
Сценарий театрализованной постановки «Откуда такая нежность?..»
Пролог
Роли:
• Ведущий — вводит зрителей в атмосферу постановки, связывает эпизоды, комментирует происходящее.
• Осип Мандельштам — поэт, философ, мыслитель. Его роль — передать глубокую рефлексию о жизни, любви, смерти и творчестве.
• Марина Цветаева — вдохновение, символ русской души, гордости и трагизма. Её образ динамичен: она то нежная, то резкая, то замкнутая, то страстная.
• Танцовщицы — символизируют черниц, голоса девического хора, движения жизни.
Сцена: На сцене мягкий свет, создающий ощущение интимности. На заднем плане проектируются образы старинных московских соборов, чередуются изображения Успенского собора, итальянских арок, чёрного моря и кладбища.
Музыкальное сопровождение: Лёгкая органная музыка переходит в тихую мелодию струнных.
Текст ведущего: "Марина Цветаева и Осип Мандельштам — два голоса русской поэзии, которые никогда не звучали унисонно, но всегда отвечали друг другу. Их диалог — это дуэль и гармония, нежность и вызов. Сегодня мы откроем образ Цветаевой глазами Мандельштама, увидим её в строках его стихов, где она становится символом России, женственности и высшей красоты."
Действие I. «Не веря воскресенья чуду...»
Роли:
• Мандельштам — читает стихотворение.
• Цветаева — её образ возникает через свет и движения, она отражает строки поэта.
• Танцовщицы — символизируют монастырскую атмосферу.
Сцена: На переднем плане — деревянная лавка, на заднем — проекция старинного кладбища, монастырские стены. Освещение туманное, с холодными оттенками.
Музыка: Тихий фон — церковный звон, плавно переходящий в мелодию струнных.
Текст Мандельштама: Мандельштам медленно проходит по сцене, как будто вспоминая:
"Не веря воскресенья чуду,
На кладбище гуляли мы.
— Ты знаешь, мне земля повсюду
Напоминает те холмы,
Где обрывается Россия
Над морем чёрным и глухим."
Действие: На заднем плане появляется Марина Цветаева в белой одежде. Её фигура неясна, словно растворяется в тумане. Она будто тень, двигающаяся плавно, перекликаясь с движениями танцовщиц.
Мандельштам читает строки с лёгкой грустью, делая паузы, будто разговаривая с образом Цветаевой:
"Целую кисть, где от браслета
Ещё белеет полоса.
Тавриды пламенное лето
Творит такие чудеса."
Цветаева приближается, делает резкое движение, словно хочет что-то сказать, но замолкает. Мандельштам продолжает:
"Как скоро ты смуглянкой стала
И к Спасу бедному пришла,
Не отрываясь целовала,
А гордою в Москве была."
Музыка: Резкий аккорд, после чего — затишье.
Кульминация: Цветаева исчезает за колонной, оставляя Мандельштама одного на сцене. Он кладёт руку на грудь, опускает голову.
Действие II. «В разноголосице девического хора...»
Роли:
• Мандельштам — читает стихотворение, передавая через слова своё восхищение русской и итальянской культурой, соединённых в Москве.
• Цветаева — её образ воплощает русскую красоту, связанную с религиозным и архитектурным наследием.
• Танцовщицы — символизируют черниц, голос девического хора.
Сцена: Центром сцены становится проекция Успенского собора. Каменные арки и своды создают ощущение величия. Свет золотистый, тёплый, контрастирует с холодным светом первой сцены.
Музыка: На фоне звучит пение женского хора.
Текст Мандельштама: "В разноголосице девического хора
Все церкви нежные поют на голос свой,
И в дугах каменных Успенского собора
Мне брови чудятся, высокие, дугой."
Действие: Мандельштам смотрит на собор, его лицо освещено мягким светом. Цветаева появляется из тени, одетая в тёмное платье. Её движения плавные, она словно перекликается с образом собора.
Танцовщицы начинают двигаться в ритме музыки, изображая черниц. Их движения просты, но ритмичны, перекликаясь с текстом.
Текст Мандельштама: "И пятиглавые московские соборы
С их итальянскою и русскою душой
Напоминают мне явление Авроры,
Но с русским именем и в шубке меховой."
Цветаева поднимает руку, как бы призывая Мандельштама. Он смотрит на неё, делает шаг, но останавливается. Танцовщицы окружают их, образуя круг, символизирующий единство.
Финал
Роли:
• Мандельштам и Цветаева — стоят рядом, но смотрят в разные стороны, символизируя их духовную близость, но физическую дистанцию.
• Ведущий — завершает постановку, объясняет значение их диалога.
Сцена: Фон сменяется на чёрное небо со звёздами. На заднем плане проектируются строки их стихов.
Музыка: Тихие аккорды, переходящие в звуки органа.
Текст ведущего: "Эти два великих поэта — Осип Мандельштам и Марина Цветаева — связаны нитями творчества и чувств. Их стихи звучат, как диалог, который продолжится в вечности, несмотря на трагичность их судеб."
Заключительная сцена
Цветаева уходит в одну сторону, Мандельштам — в другую. На экране появляются их фотографии, затем строки из стихов:
• Цветаева: "Откуда такая нежность?"
• Мандельштам: "Мне брови чудятся, высокие, дугой."
Свет гаснет, оставляя зрителей в размышлениях.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением