Ответы на вопросы на стр.257-258 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)


















Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Темы рефератов
1. Сделайте сообщение на тему «Памятники архитектуры в стихотворениях Мандельштама-акмеиста» (на материале стихотворений «Лйя-София», «Notre Dame», «Адмиралтейство», «На площадь выбежав, свободен...»).
Памятники архитектуры в стихотворениях Осипа Мандельштама-акмеиста
Архитектурные образы играют ключевую роль в поэзии Осипа Мандельштама, особенно в рамках акмеистической эстетики. Для акмеизма характерна ориентация на материальное, ощутимое, гармоничное, а архитектура, как одно из высших воплощений человеческого духа и инженерной мысли, становится для Мандельштама источником вдохновения и способом выразить свои философские идеи. В стихотворениях «Айя-София», «Notre Dame», «Адмиралтейство» и «На площадь выбежав, свободен...» поэт исследует культурное и символическое значение великих архитектурных сооружений, используя их как метафоры творчества, гармонии и преодоления хаоса.
«Айя-София»
Стихотворение посвящено храму Святой Софии в Константинополе, который представлен как воплощение божественной гармонии и силы человеческого разума. Образ купола, «подвешенного к небесам», символизирует связь земного и небесного, материального и духовного. Мандельштам подчеркивает величие творческой мысли, сравнивая архитектора с мыслителем, способным соединить запад и восток, наделяя храм универсальным символическим значением. Описание 40 окон, через которые проникает свет, становится метафорой торжества истины и красоты, а образы ангелов и серафимов подчёркивают божественную природу этого творения. В то же время храм показан как символ прочности, способный пережить века и народы.
«Notre Dame»
Готический собор Парижской Богоматери в стихотворении становится символом силы и упорядоченности. Мандельштам акцентирует внимание на технической стороне архитектуры: подпружные арки, «своды дерзкого» и их устойчивость становятся метафорами преодоления хаоса и создания гармонии. Он сравнивает собор с «стихийным лабиринтом» и «непостижимым лесом», подчеркивая его загадочность и величие. Однако главное — это идея борьбы с тяжестью, с «недоброй материей», из которой рождается прекрасное. Собор становится для Мандельштама символом творческого преображения мира через труд, мысль и вдохновение.
«Адмиралтейство»
В этом стихотворении образ Адмиралтейства в Санкт-Петербурге используется для размышлений о гармонии и красоте как основе творчества. Здание представляется как символ соединения природы и человеческой мысли: «ладья воздушная» и «мачта-недотрога» связывают его с водой и небом. Мандельштам отмечает, что красота — это не только удел богов, но и результат труда «простого столяра», а мастерство архитектора поднимает человека на уровень создателя. Адмиралтейство становится воплощением свободы духа, способности человека преобразовывать мир. «Пятая стихия», созданная человеком, подчёркивает, что архитектура — это искусство, которое преодолевает ограничения пространства и времени.
«На площадь выбежав, свободен...»
Здесь Мандельштам описывает храм, который словно распрямился на площади, приняв форму «легкого крестовика-паука». Он противопоставляет монументальную архитектуру гигантов «одушевлённому» храму, который кажется менее массивным, но более наполненным жизнью. В этом стихотворении присутствует личное отношение к архитектуре: лирический герой ощущает себя иностранцем в Риме, и через этот взгляд поэт подчеркивает универсальность красоты, её способность быть понятой и принятой всеми народами. Архитектурные образы здесь становятся способом выразить идею одухотворённости и внутренней свободы.
Заключение
Архитектурные памятники в поэзии Осипа Мандельштама — это не просто описания зданий, а символы гармонии, вечности, творческого труда и борьбы с хаосом. В стихах Мандельштама архитектура становится метафорой человеческого стремления к совершенству, к преодолению материальной тяжести ради духовной высоты. Через образы Айя-Софии, Нотр-Дам, Адмиралтейства и других сооружений поэт исследует не только их культурное значение, но и их философскую суть как мостов между материальным и духовным, индивидуальным и универсальным.
2. Приведите примеры использования сложной метафоры в лирике четырех крупнейших поэтов русскою модернизма О. Мандельштама, Б. Пастернака, В. Маяковского, С. Есенина. В чём, на ваш взгляд, своеобразие «метафорического мышления» О. Мандельштама, в отличие от его современников? (Обратите внимание на характер ассоциативных связей.)
Сложная метафора в лирике поэтов русского модернизма — это не просто художественный приём, а способ выразить глубинные философские и эмоциональные переживания. Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Владимир Маяковский и Сергей Есенин, каждый по-своему, использовали метафору для создания насыщенных образов, которые не только иллюстрируют их мысли, но и создают многослойные ассоциации, требующие вдумчивого прочтения.
В поэзии Осипа Мандельштама метафора становится инструментом философского и культурного осмысления мира. Например, в стихотворении «Notre Dame» готический собор Парижской Богоматери предстает как «стихийный лабиринт, непостижимый лес», в котором сплетаются христианская робость и египетская мощь. Этот образ не просто описывает архитектурное сооружение, но и выражает идею человеческой борьбы с хаосом, стремления к гармонии через преодоление тяжести. Метафоры Мандельштама часто соединяют разрозненные элементы реальности, создавая сложные ассоциативные связи между материальным и духовным, историческим и современным. Например, в стихотворении «Я к губам подношу эту зелень...» зелёный лист становится метафорой клятвы, связанной с природой, жизнью и одновременно её хрупкостью. Ассоциативные связи у Мандельштама интеллектуальны и культурно насыщены: они отсылают к античности, христианству, архитектуре и другим культурным пластам.
У Бориса Пастернака метафора также выполняет ключевую роль, но его образы ближе к природной стихии и внутреннему миру. В стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать…» природа олицетворяется в метафоре «чернил», которые словно перетекают в мир чувств и вдохновения. Метафорическое мышление Пастернака строится на синестезии: он соединяет звуки, цвета, запахи и формы, чтобы создать уникальные образы. Его метафоры ближе к природе, они ощущаются как поток живой энергии, где одно чувство порождает другое. Например, в строках «Февраль. Достать чернил и плакать…» сам процесс письма становится образом весны, когда эмоции выплёскиваются, словно соки в деревьях.
Владимир Маяковский использует метафоры, которые часто шокируют своей дерзостью, масштабом и смелостью. Его метафорическое мышление тесно связано с урбанизмом и революционной тематикой. Например, в поэме «Облако в штанах» он пишет: «Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана». Здесь карта повседневной жизни становится символом рутины, а краска — метафорой поэтического разрушения этой рутины. Метафоры Маяковского экспрессивны, гиперболичны и направлены на то, чтобы потрясти читателя, привлечь его внимание к проблемам эпохи. Его метафоры часто ассоциативно связаны с техническим прогрессом, индустриальным миром и бурей революционных перемен.
Сергей Есенин, напротив, использует метафору для передачи эмоциональной близости с природой и народной жизнью. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная...» Русь становится метафорой души поэта, его корней, его любви. Есенин олицетворяет природу, наполняя её глубокими человеческими чувствами: «Поле — русская рубаха, Лес — отеческая грусть». Его метафоры тесно связаны с фольклорной традицией, они просты и в то же время глубоко эмоциональны, что делает их доступными и понятными, но не лишёнными философской глубины.
Особенность метафорического мышления Осипа Мандельштама заключается в интеллектуальной сложности и культурной насыщенности его ассоциаций. В отличие от Пастернака, который связывает образы через природные ощущения, Мандельштам опирается на культурные коды: архитектуру, историю, философию. В отличие от Маяковского, его метафоры менее агрессивны и менее подчинены социальным и политическим контекстам. В отличие от Есенина, его метафоры лишены народной простоты, они более элитарны и требуют высокой степени читательской подготовки.
Таким образом, метафорическое мышление Мандельштама выстраивается на основе сложной игры культурных и философских ассоциаций, тогда как Пастернак сосредотачивается на природе и чувствах, Маяковский — на революционном пафосе и урбанистике, а Есенин — на народной жизни и эмоциональной близости с природой. Эти различия делают каждого из поэтов уникальным представителем русского модернизма, а их метафоры — отражением их мировоззрения и стиля.
3. Подготовьте небольшое эссе: «„Герника" П. Пикассо и „Стихи о неизвестном солдате" О. Мандельштама — два произведения модернистскою искусства XX в.».
«Герника» П. Пикассо и «Стихи о неизвестном солдате» О. Мандельштама — два произведения модернистского искусства XX века
Картина «Герника» Пабло Пикассо и стихотворение Осипа Мандельштама «Стихи о неизвестном солдате» являются выдающимися примерами модернистского искусства XX века, в которых авторы осмысляют трагедию войны и её разрушительное влияние на человека и цивилизацию. Эти произведения объединяет стремление к универсальному осмыслению человеческого страдания, использование сложной символики и акцент на обобщённом, внеисторическом восприятии войны.
Образы трагедии в «Гернике»
«Герника» Пикассо, написанная в 1937 году, посвящена бомбардировке одноимённого испанского города во время гражданской войны. Картина наполнена мощными символами боли и ужаса: исковерканные фигуры людей и животных, искажённые лица, иконография быка и лошади, разлетевшиеся осколки. В работе отсутствует конкретный сюжет, что позволяет зрителю воспринимать её как универсальный символ войны и разрушения. Метафора света — в виде лампы в центре композиции — противопоставляется тьме трагедии, создавая ощущение мучительного осознания гибели.
Метафоры войны в стихах Мандельштама
В «Стихах о неизвестном солдате» Мандельштам также размышляет о войне как о глобальной катастрофе, охватывающей всё человечество. Стихотворение построено на сложных метафорах: убитые солдаты становятся «океаном без окна», а созвездия — «ядовитыми ягодами». Эти образы подчёркивают бесчеловечность войны, её способность разрушать не только тела, но и сами основы бытия. Убийство и гибель переосмыслены через мотив световой энергии: «свет размолотых в луч скоростей» становится символом того, как война разрушает и трансформирует реальность.
Сходство в универсальности и символизме
Оба произведения опираются на универсальные образы, выходящие за пределы конкретных событий. Пикассо и Мандельштам стремятся передать не конкретную историю, а эссенцию войны как явления. В «Гернике» бык и лошадь воплощают инстинкты, страдания и хаос, тогда как лампа символизирует хрупкость человеческого сознания перед лицом разрушения. У Мандельштама метафоры света и звёзд указывают на связь между космическим и земным порядком, разрушенным войной.
Эстетика модернизма
И Пикассо, и Мандельштам используют эстетические приёмы модернизма, чтобы выразить трагизм своей эпохи. Для «Герники» это деформация форм, драматическое сочетание света и тени, кубистическая перспектива, передающая хаос и бессмысленность насилия. У Мандельштама это сложные ассоциативные образы, многослойность метафор, соединяющих философские размышления о смысле жизни и смерти с описанием ужаса войны. Оба произведения подчиняют форму содержанию, создавая мощное эмоциональное воздействие.
Отличия подхода
При всех сходствах, работы различаются своим фокусом. «Герника» концентрируется на визуальном, прямом эмоциональном воздействии, где формы и образы стремятся к универсальному выражению ужаса. Стихотворение Мандельштама, напротив, глубже погружается в философское осмысление войны. Его «неизвестный солдат» — это не только конкретный воин, но и собирательный образ всех жертв, которые стали частью истории, растворившись в её анонимности.
Заключение
«Герника» Пикассо и «Стихи о неизвестном солдате» Мандельштама — произведения, которые не просто рассказывают о войне, но и исследуют её природу и влияние на человека. Оба автора через символизм и новаторские художественные приёмы подчёркивают универсальность страдания и разрушения, делая эти работы важными памятниками модернистского искусства XX века.
4. Театрализованная постановка. «Откуда такая нежность?..» (О. Мандельштам в поэзии М. Цветаевой и М. Цветаева в поэзии О. Мандельштама).
Театральное действие может быть реализовано в двух планах:
1. Образ О. Мандельштама, поэта и человека, в прозе и поэзии М. Цветаевой (художественный материал: эссе М. Цветаевой «История одною посвящения» и стихотворения «Никто ничего не отнял...», «Ты запрокидываешь голову...», «Откуда такая нежность?..»).
2. Образ М. Цветаевой в стихотворениях О. Мандельштама «Не веря воскресенья чуду...», «В разноголосице девического хора...», «На розвальнях, уложенных соломой...».
4.
Сценарий театрализованной постановки «Откуда такая нежность?..»
Цель постановки — раскрыть сложные, насыщенные чувства и духовную связь между Осипом Мандельштамом и Мариной Цветаевой. Театральное действие основано на поэзии, прозе и эссеистике обоих авторов, а также их личных отношениях. Постановка состоит из трёх действий и пролога, каждое из которых передаёт определённые аспекты их диалога: восхищение, напряжение, недосказанность и трагизм.
Пролог
Роли:
• Ведущий: создаёт атмосферу, объясняет исторический контекст.
• Марина Цветаева: входит на сцену, читает стихотворение.
• Осип Мандельштам: вначале молчит, затем включается в действие.
Сцена:
На сцене — минималистичные декорации: деревянный стол, кресло, свеча. Фоном звучит тихая музыка, создающая лирическое настроение. Декорации символизируют камерность пространства, где разворачиваются воспоминания и стихи.
Текст ведущего:
"Лето 1916 года. Город Александров. Здесь встретились два поэта — два мира. Осип Мандельштам — городской, утончённый, проникнутый культурой Санкт-Петербурга и южных побережий. Марина Цветаева — страстная, порывистая, укоренённая в родной земле. Их встреча — это поединок и союз, борьба и вдохновение. Сегодня мы восстановим этот поэтический диалог, чтобы услышать голоса двух эпох."
Действие:
Марина Цветаева медленно входит, зажигает свечу и читает стихотворение «Никто ничего не отнял...». Её голос звучит искренне, с лёгкой грустью:
"Никто ничего не отнял!
Мне сладостно, что мы врозь.
Целую Вас — через сотни
Разъединяющих верст."
Мандельштам появляется в дальнем углу сцены, оставаясь в тени, слушает её строки. Затем он подходит ближе и читает свои строки о войне и неизвестном солдате:
"Будут люди холодные, хилые
Убивать, холодать, голодать,
И в своей знаменитой могиле
Неизвестный положен солдат..."
Музыка усиливается, затем стихает, вводя зрителя в основное действие.
Действие I. «История одного посвящения»
Роли:
• Марина Цветаева: читает фрагменты из эссе «История одного посвящения».
• Осип Мандельштам: реагирует на её слова, вставляет реплики, читает свои стихи.
Сцена:
Декорации сменяются: добавляются элементы провинциального городка — деревянная лавка, вязанки трав, намёк на черёмуху за окном. Атмосфера камерная, тёплая, но напряжённая.
Текст Цветаевой (фрагмент из эссе):
"Город Александров, Владимирской губернии — домок деревянный, с крыльцом в овраг. Шестнадцатый год, красные овраги, зелёные косогоры, солдаты идут на войну. Осип говорил: 'Марина, мне здесь неможется. Слишком много крестов. Корова может забодать, а мертвец — встать.'"
Действие:
Цветаева пересекает сцену, описывая город, и с укором обращается к Мандельштаму. Он, стоя неподалёку, насмешливо отвечает:
Мандельштам: "Ты, Марина, всегда смотришь либо вверх, либо вниз. Никогда — на меня."
Цветаева (с яркостью):
"Я смотрела на то, что будет вечно, Осип. А ты — на свои страдания."
Мандельштам делает шаг вперёд, читает:
"Неподкупное небо окопное,
Небо крупных оптовых смертей —
За тобой, от тебя — целокупное..."
Действие II. «Диалог стихов»
Роли:
• Марина Цветаева: читает стихотворения «Ты запрокидываешь голову...».
• Осип Мандельштам: отвечает стихами.
Сцена:
Ночная площадь. Лунный свет. Декорации минимальны: несколько колонн на заднем плане, намёк на арки и мостовые. Атмосфера романтическая и немного холодная.
Текст Цветаевой:
"Ты запрокидываешь голову
Затем, что ты гордец и враль.
Какого спутника весёлого
Привёл мне нынешний февраль!"
Она делает паузу, смотрит в глаза Мандельштаму. Он отвечает:
"Развивается череп от жизни —
Во весь лоб — от виска до виска,
Чистотой своих швов он дразнит себя,
Понимающим куполом яснится."
Действие:
Они спорят взглядом, слова звучат как вызов. Но в их интонации сквозит взаимное восхищение.
Действие III. «Откуда такая нежность?»
Роли:
• Цветаева: читает стихотворение «Откуда такая нежность?..».
• Мандельштам: молча слушает, реагирует жестами.
Сцена:
Пустой зал, свеча на столе. Цветаева сидит на стуле, обращаясь к Мандельштаму, стоящему в тени.
Текст Цветаевой:
"Откуда такая нежность?
Не первые — эти кудри
Разглаживаю, и губы
Знавала темней твоих."
Она замолкает, опускает голову. Мандельштам делает шаг вперёд, но ничего не говорит. Звучит тихая музыка.
Финал
Роли:
• Ведущий: подводит итог, делает заключение о сложных отношениях между поэтами.
• Цветаева и Мандельштам: стоят в противоположных углах сцены, смотрят в разные стороны.
Текст ведущего:
"Эта встреча — история двух гениев, разделённых эпохой, страданиями и самим временем. Но их стихи продолжают жить, соединяя их души в вечном диалоге."
Действие:
Цветаева и Мандельштам уходят с противоположных концов сцены. На заднем плане появляются строки их стихов, звучит музыка.
Эпилог
На экране появляются даты их жизни, фотографии и краткое упоминание об их судьбах. Звучит финальная музыка, создающая атмосферу завершённости и светлой грусти.
5.
Сценарий театрализованной постановки «Откуда такая нежность?..»
Пролог
Роли:
• Ведущий — вводит зрителей в атмосферу постановки, связывает эпизоды, комментирует происходящее.
• Осип Мандельштам — поэт, философ, мыслитель. Его роль — передать глубокую рефлексию о жизни, любви, смерти и творчестве.
• Марина Цветаева — вдохновение, символ русской души, гордости и трагизма. Её образ динамичен: она то нежная, то резкая, то замкнутая, то страстная.
• Танцовщицы — символизируют черниц, голоса девического хора, движения жизни.
Сцена: На сцене мягкий свет, создающий ощущение интимности. На заднем плане проектируются образы старинных московских соборов, чередуются изображения Успенского собора, итальянских арок, чёрного моря и кладбища.
Музыкальное сопровождение: Лёгкая органная музыка переходит в тихую мелодию струнных.
Текст ведущего: "Марина Цветаева и Осип Мандельштам — два голоса русской поэзии, которые никогда не звучали унисонно, но всегда отвечали друг другу. Их диалог — это дуэль и гармония, нежность и вызов. Сегодня мы откроем образ Цветаевой глазами Мандельштама, увидим её в строках его стихов, где она становится символом России, женственности и высшей красоты."
Действие I. «Не веря воскресенья чуду...»
Роли:
• Мандельштам — читает стихотворение.
• Цветаева — её образ возникает через свет и движения, она отражает строки поэта.
• Танцовщицы — символизируют монастырскую атмосферу.
Сцена: На переднем плане — деревянная лавка, на заднем — проекция старинного кладбища, монастырские стены. Освещение туманное, с холодными оттенками.
Музыка: Тихий фон — церковный звон, плавно переходящий в мелодию струнных.
Текст Мандельштама: Мандельштам медленно проходит по сцене, как будто вспоминая:
"Не веря воскресенья чуду,
На кладбище гуляли мы.
— Ты знаешь, мне земля повсюду
Напоминает те холмы,
Где обрывается Россия
Над морем чёрным и глухим."
Действие: На заднем плане появляется Марина Цветаева в белой одежде. Её фигура неясна, словно растворяется в тумане. Она будто тень, двигающаяся плавно, перекликаясь с движениями танцовщиц.
Мандельштам читает строки с лёгкой грустью, делая паузы, будто разговаривая с образом Цветаевой:
"Целую кисть, где от браслета
Ещё белеет полоса.
Тавриды пламенное лето
Творит такие чудеса."
Цветаева приближается, делает резкое движение, словно хочет что-то сказать, но замолкает. Мандельштам продолжает:
"Как скоро ты смуглянкой стала
И к Спасу бедному пришла,
Не отрываясь целовала,
А гордою в Москве была."
Музыка: Резкий аккорд, после чего — затишье.
Кульминация: Цветаева исчезает за колонной, оставляя Мандельштама одного на сцене. Он кладёт руку на грудь, опускает голову.
Действие II. «В разноголосице девического хора...»
Роли:
• Мандельштам — читает стихотворение, передавая через слова своё восхищение русской и итальянской культурой, соединённых в Москве.
• Цветаева — её образ воплощает русскую красоту, связанную с религиозным и архитектурным наследием.
• Танцовщицы — символизируют черниц, голос девического хора.
Сцена: Центром сцены становится проекция Успенского собора. Каменные арки и своды создают ощущение величия. Свет золотистый, тёплый, контрастирует с холодным светом первой сцены.
Музыка: На фоне звучит пение женского хора.
Текст Мандельштама: "В разноголосице девического хора
Все церкви нежные поют на голос свой,
И в дугах каменных Успенского собора
Мне брови чудятся, высокие, дугой."
Действие: Мандельштам смотрит на собор, его лицо освещено мягким светом. Цветаева появляется из тени, одетая в тёмное платье. Её движения плавные, она словно перекликается с образом собора.
Танцовщицы начинают двигаться в ритме музыки, изображая черниц. Их движения просты, но ритмичны, перекликаясь с текстом.
Текст Мандельштама: "И пятиглавые московские соборы
С их итальянскою и русскою душой
Напоминают мне явление Авроры,
Но с русским именем и в шубке меховой."
Цветаева поднимает руку, как бы призывая Мандельштама. Он смотрит на неё, делает шаг, но останавливается. Танцовщицы окружают их, образуя круг, символизирующий единство.
Финал
Роли:
• Мандельштам и Цветаева — стоят рядом, но смотрят в разные стороны, символизируя их духовную близость, но физическую дистанцию.
• Ведущий — завершает постановку, объясняет значение их диалога.
Сцена: Фон сменяется на чёрное небо со звёздами. На заднем плане проектируются строки их стихов.
Музыка: Тихие аккорды, переходящие в звуки органа.
Текст ведущего: "Эти два великих поэта — Осип Мандельштам и Марина Цветаева — связаны нитями творчества и чувств. Их стихи звучат, как диалог, который продолжится в вечности, несмотря на трагичность их судеб."
Заключительная сцена
Цветаева уходит в одну сторону, Мандельштам — в другую. На экране появляются их фотографии, затем строки из стихов:
• Цветаева: "Откуда такая нежность?"
• Мандельштам: "Мне брови чудятся, высокие, дугой."
Свет гаснет, оставляя зрителей в размышлениях.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением