Ответы на вопросы на стр.258 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)












Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Примерные темы сочинении
• Акмеистические мотивы в лирике О. Мандельштама.
В сочинении предполагается дать описание основных черт акмеизма, возникшею во многом как противоположность символизму, и показать это на конкретных примерах. В качестве материала могут быть использованы стихотворения О. Мандельштама «Невыразимая печаль...», «Медлительнее снежный улей...», «„Мороженно!" Солнце. Воздушный бисквит», «Казино», «Теннис» и др. Желательно, чтобы автор сочинения ответил на вопрос: как в ранней поэзии О. Мандельштама отражается акмеистический культ «прелестных мелочей» быта, предпочтение «земного», «уютного», соизмеримою с человеческими масштабами мира над-человеческому божественному и «туманному» миру символистов?
Осип Мандельштам был одним из ключевых представителей акмеизма — литературного направления, возникшего в начале XX века как противоположность символизму. В центре акмеистического творчества находился мир предметных, земных реалий, ясность образов и отстранение от мистицизма и абстракций, свойственных символистам. Лирика Мандельштама ярко иллюстрирует эти идеи, воплощая акмеистический идеал "прелестных мелочей" быта, гармонию и близость к человеческому масштабу восприятия мира. Это особенно заметно в его стихотворениях «Невыразимая печаль…», «Медлительнее снежный улей…», «Казино» и «Теннис».
Акмеистический культ предметности
Акмеизм стремился к возвращению конкретности и ясности, предпочтению зримого мира и "человеческих" масштабов. В стихотворении «Невыразимая печаль…» акмеистический идеал выражается через подробное описание бытовых деталей, которые обретают поэтическую значимость. Простые предметы — ваза, комната, бисквит — становятся символами гармонии. В этом стихотворении перед читателем предстает мир, наполненный уютом и красотой малых вещей. Комната описана как "маленькое царство", где "немного красного вина" и "тоненький бисквит" создают атмосферу почти мистической гармонии. Предметы в этой лирике — не отвлечённые символы, а часть повседневной жизни, обладающая собственной эстетикой.
Уютное и земное против возвышенного и мистического
В стихотворении «Медлительнее снежный улей…» акмеистическая поэтика проявляется в изображении летнего света и ткани, которая "опьянена собой". Лирика наполнена деталями, которые соизмеримы с человеческим восприятием. В отличие от символистов, которые стремились к абстракции и возвышенному, Мандельштам видит красоту в конкретных вещах: "бирюзовая вуаль", "трепетание стрекоз". Эти образы, хоть и метафоричны, лишены символистской многозначности, а вместо этого передают простую, зримую радость бытия.
Стихотворение «Казино» раскрывает ещё один аспект акмеизма — это баланс между природным и искусственным. Лирический герой размышляет о "красках жизни небогатой" и наслаждается моментами мимолетной гармонии: "Когда, как роза, в хрустале вино, / Люблю следить за чайкою крылатой!". Описание казино на дюнах, простого человеческого удовольствия передает идею акмеизма как о гармонии между человеком и окружающим его миром.
Акмеистическая игра и движение
Стихотворение «Теннис» демонстрирует новый взгляд акмеистов на движение и спорт как символы жизни. Здесь акцент сделан на динамике: "Сам собой летает мяч — / Как волшебная приманка." Игра в теннис воспринимается как олимпийский обряд, "легкий и вооруженный", что подчеркивает близость к земному и радость от физического действия. Акмеизм Мандельштама выражается в том, что он придаёт повседневной игре почти ритуальное значение, превращая её в символ молодости, красоты и гармонии.
Интересно, что акмеистический взгляд на "человеческое" сочетается здесь с элементами античности: "Как аттический солдат, / В своего врага влюбленный!" Таким образом, акмеистическое восприятие мира соединяет современность с культурным наследием прошлого, создавая ощущение преемственности и величия.
Противопоставление символизму
Лирика Мандельштама отчётливо противопоставляется символизму не только в образности, но и в настроении. Если символисты стремились уйти от реальности в сферу "небесных" значений, акмеисты, включая Мандельштама, искали красоту в повседневной жизни. Образы "монашки туманной" или "пламенного лета Тавриды" в стихах Мандельштама конкретны, они не требуют сложной интерпретации, а говорят о наслаждении простотой жизни.
Заключение
Акмеистические мотивы в ранней лирике Осипа Мандельштама отражают главные принципы этого литературного направления. Его поэзия наполнена гармонией и радостью от прикосновения к земному, бытовому, но это не снижает её художественной ценности. Мандельштам показывает, как предметы, близкие человеку, могут стать источником вдохновения и красоты. Его творчество — это гимн "прелестным мелочам" и воспевание гармонии между человеком и его миром, что делает его поэзию уникальным воплощением акмеизма.
• Образ советской действительности в поэзии О. Мандельштама.
В сочинении необходимо охарактеризовать двойственное самоощущение поэта в советскую эпоху — его искренние попытки принятия новою строя, отразившиеся в стихотворениях «Сумерки свободы», «Полночь в Москве...», «Ещё далёко мне до патриарха...» и др., недоумение и страх перед ним — «Ленинград» («Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» и др.) — и бунт против внутренне неприемлемых для него сторон этого строя («За гремучую доблесть грядущих веков...», «Мы живем, под собою нс чуя страны...»).
Лирика Осипа Мандельштама, одного из крупнейших поэтов XX века, проникнута глубокой рефлексией о природе советской действительности. Его поэзия, отражающая эпоху советского строя, одновременно фиксирует искренние попытки принятия новых идеалов и болезненное внутреннее неприятие авторитарного режима. Эта двойственность восприятия времени делает его творчество уникальным и многослойным.
Искренние попытки понять новую эпоху
В стихотворении «Сумерки свободы» Мандельштам исследует переломный момент истории, осмысляя события, которые разрушили старый мир и создали новые основания для будущего. Поэт называет год революции «великим сумеречным годом», где свобода предстаёт не как светлый идеал, а как нечто роковое, темное и тяжёлое. Здесь звучит одновременно надежда и страх: «Прославим власти сумрачное бремя, / Ее невыносимый гнет». В этом стихотворении чувствуется попытка осознать и принять новые реалии, хотя внутренний конфликт уже начинает проявляться.
В «Полночь в Москве…» лирический герой находится в центре новой реальности, пытаясь вписать себя в эпоху, которую он называет «эпохой Москвошвея». Описание московской жизни полны деталей и бытовых образов, но за этими картинами угадывается отчуждение и сомнение. Поэт говорит о "беге времени", который он вынужден принимать, даже если тот ему чужд. Москва становится символом новой эпохи, полной противоречий и надлома.
В стихотворении «Ещё дальше мне до патриарха…» Мандельштам исследует ощущение отчуждённости от всего происходящего. Лирический герой — это человек, живущий на обочине, его связь с миром случайна и хаотична: «Полночный ключик от чужой квартиры, / Да гривенник серебряный в кармане». Здесь звучит грусть по утраченному прошлому и невозможность полноценно принять новое время.
Страх и отчуждение
В стихотворении «Ленинград» появляется мрачная, давящая атмосфера, передающая состояние страха и одиночества. Ленинград здесь — город-призрак, знакомый и одновременно чужой. «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз, / До прожилок, до детских припухлых желез», — говорит герой, но вместо радости возвращения он чувствует тревогу. Пространство города наполнено звуками "вырванного с мясом звонка" и голосами мертвецов, что создаёт ощущение подавленности и безысходности. Лирический герой живет в постоянном ожидании "гостей дорогих", символизирующих не только власть, но и угнетение.
Бунт против строя
Стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков…» становится ярким выражением внутреннего протеста поэта. Лирический герой осознает несовместимость своей природы с жестокостью времени: «Мне на плечи кидается век-волкодав, / Но не волк я по крови своей». Мандельштам противопоставляет себя новому миру, в котором господствует насилие и жестокость. Этот бунт против мира "века-волкодава" звучит особенно остро на фоне общего страха и подавления.
Стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны…» является, возможно, самым смелым и открытым выражением непримиримости поэта с советской властью. Здесь нет надежды или попыток найти оправдание происходящему. Образы "кремлёвского горца" и его окружения рисуют картину абсолютной деградации и насилия. Лирический герой чувствует себя в ловушке времени, где «наши речи за десять шагов не слышны».
Заключение
Образ советской действительности в поэзии Осипа Мандельштама пронизан противоречиями. С одной стороны, поэт пытается понять и принять новую эпоху, с другой — он не может смириться с её жестокостью, подавлением и отчуждением. В его стихах отчётливо звучат страх, горечь и бунт, но также — желание сохранить человеческое достоинство и связь с культурным наследием прошлого. Эта двойственность делает поэзию Мандельштама важным свидетельством времени и выдающимся явлением в русской литературе.
Темы рефератов
• Жизнь и творчество О. Мандельштама в советскую эпоху (по мемуарам Н. Мандельштам «Вторая книга»).
Жизнь и творчество О. Мандельштама в советскую эпоху
Осип Мандельштам, выдающийся поэт Серебряного века, прожил сложную и трагическую жизнь, особенно в период советской эпохи. Этот период ознаменовался резкими переменами в личной и творческой судьбе поэта. Через мемуары его жены, Надежды Мандельштам, опубликованные в книге «Вторая книга», мы можем глубже понять внутренний мир Мандельштама, его борьбу с реалиями времени, а также обстоятельства, в которых рождались его произведения.
Советская эпоха, начавшаяся с революции 1917 года, принесла Осипу Мандельштаму множество испытаний. С одной стороны, он, как и многие интеллигенты, приветствовал перемены, вдохновляясь мечтой о свободе и равенстве. Однако поэт довольно скоро ощутил несовместимость своих идеалов с жестокой реальностью нового строя. Мемуары Н. Мандельштам передают, как поэт, обладающий утонченной душой и высокой нравственностью, оказался в ситуации, где личность подавлялась во имя идеологии. Его поэзия в этот период отражает не только поиск смысла, но и попытки сохранить внутреннюю свободу, несмотря на внешнее давление.
Надежда Мандельштам в своих воспоминаниях подробно описывает страх и неуверенность, ставшие частью их повседневной жизни. Постоянные перемещения, обыски, угрозы ареста — всё это окружало семью Мандельштама. Несмотря на эти обстоятельства, Осип продолжал творить, его поэзия становилась всё более проникновенной, наполненной философскими раздумьями о судьбе человека, времени и вечности. В мемуарах подчеркивается, что поэт осознавал риски, связанные с его независимой позицией, но не мог пойти на компромисс со своей совестью.
Одним из ключевых эпизодов, описанных в «Второй книге», является написание Мандельштамом знаменитого стихотворения, в котором он обличает Сталина («Мы живём, под собою не чуя страны...»). Это произведение стало символом протеста против тоталитарного режима, но также положило начало трагическому периоду в жизни поэта. Надежда Яковлевна вспоминает, как Осип прочёл это стихотворение в узком кругу, осознавая возможные последствия. Однако страх перед репрессиями не смог заставить его замолчать. Этот поступок стал примером нравственного мужества, но он же обрёк поэта на преследование.
В мемуарах раскрывается и то, как власть пыталась сломить поэта через лишение его главного — возможности творить. Осипу Мандельштаму запрещали публиковаться, что для него, человека, живущего в стихах, было равносильно духовной смерти. Надежда Мандельштам пишет о тех муках, которые испытывал её муж в это время: физические лишения усугублялись моральными страданиями. Однако даже в таких условиях поэт продолжал сочинять, демонстрируя невероятную силу духа.
Особое внимание в «Второй книге» уделяется последним годам жизни поэта. Аресты, ссылки, голод и тяжёлые условия жизни не смогли уничтожить в Мандельштаме стремление к свободе и творчеству. Надежда Яковлевна подробно описывает их жизнь в ссылке, где, несмотря на постоянный страх за свою судьбу, Осип продолжал писать стихи, наполненные глубоким трагизмом и любовью к жизни. Эти произведения, созданные в нечеловеческих условиях, стали его духовным завещанием.
Надежда Мандельштам в своей книге передаёт образ мужа не только как великого поэта, но и как человека, который до конца сохранил верность своим идеалам. Она подчеркивает, что даже в самые тяжёлые моменты он оставался человеком высокой нравственности, не утратившим веру в искусство и силу слова. Это делает его фигуру особенно значимой для понимания того времени и трагедии интеллигенции в условиях советской эпохи.
Таким образом, жизнь и творчество Осипа Мандельштама в советскую эпоху, описанные в мемуарах Н. Мандельштам, — это свидетельство мужества, человеческого достоинства и преданности искусству. Его судьба является трагическим примером столкновения таланта и свободы мысли с репрессивной машиной государства, а его поэзия продолжает вдохновлять и сегодня, сохраняя свою актуальность и глубину.
• О. Мандельштам в воронежской ссылке (по книге О. Лекманова «Жизнь Осипа Мандельштама»).
О. Мандельштам в воронежской ссылке
Воронежская ссылка стала одним из самых трагических, но одновременно и плодотворных периодов в жизни Осипа Мандельштама. Этот этап его судьбы подробно освещён в книге Олега Лекманова «Жизнь Осипа Мандельштама», где показана вся глубина испытаний, выпавших на долю поэта, а также его невероятная стойкость и способность творить даже в нечеловеческих условиях.
Воронежская ссылка началась в 1934 году после того, как Осип Мандельштам был осуждён за так называемую «контрреволюционную деятельность», выразившуюся, по сути, в написании одного стихотворения, резко критиковавшего Сталина. Вместо казни или отправки в трудовой лагерь, которые могли стать неминуемой реальностью, поэт и его жена Надежда Яковлевна были сосланы в Воронеж. Этот город, по мнению властей, находился достаточно далеко от крупных культурных центров, чтобы Мандельштам не представлял угрозы, но в то же время был достаточно «удобным» для наблюдения за ссыльными.
Олег Лекманов в своей книге отмечает, что в Воронеже Мандельштам жил в крайне тяжёлых условиях. Нехватка средств к существованию, постоянное наблюдение со стороны властей и угроза доносов делали повседневную жизнь поэта и его жены невыносимой. Однако, несмотря на физические и моральные страдания, Мандельштам продолжал работать, создавая произведения, которые вошли в так называемые «Воронежские тетради». Эти стихи отражают не только внутренний мир поэта, но и сложные отношения с окружающей действительностью.
В «Воронежских тетрадях» Мандельштам обращается к темам одиночества, изгнания, поиска смысла и борьбы за человеческое достоинство. Лекманов подчёркивает, что поэзия этого периода отличается удивительной ясностью и лаконичностью формы, что характерно для акмеистического подхода, которого придерживался поэт. Однако, наряду с этим, в стихах появляются мотивы отчаяния и тоски, вызванные осознанием своей беспомощности перед государственной машиной.
Особое внимание в книге уделяется тому, как Мандельштам и его жена находили способы выживания в ссылке. Надежда Яковлевна не только поддерживала мужа морально, но и выполняла все бытовые обязанности, зарабатывала деньги, преподавала и делала всё возможное, чтобы обеспечить им минимально возможный комфорт. Лекманов пишет, что их взаимоотношения в этот период стали особенно близкими и значимыми, так как только они двое могли понять и поддержать друг друга в условиях полного отчуждения от общества.
Воронеж стал для Мандельштама своеобразным символом внутреннего конфликта. С одной стороны, это место было для него тюрьмой, откуда он не мог выбраться, а с другой — площадкой для нового витка творчества. В своих стихах поэт часто использует образы природы, архитектуры и быта Воронежа, превращая их в символы, передающие его душевное состояние. Так, например, тема реки становится у него метафорой течения времени, неумолимо уносящего всё на своём пути, а образы городских улиц и домов — символами изоляции и замкнутости.
Лекманов также отмечает, что Воронежская ссылка стала для Мандельштама испытанием его поэтической веры. В условиях, когда публикация произведений была невозможной, а любое слово могло быть истолковано как угроза власти, поэт продолжал создавать стихи, словно бросая вызов своему окружению и времени. Это свидетельствует о невероятной силе его духа и приверженности искусству.
Однако, несмотря на творческую продуктивность, физическое состояние Мандельштама в этот период ухудшалось. Лекманов подробно описывает, как недостаток питания, стресс и постоянное чувство опасности подрывали его здоровье. Ссылка в Воронеже стала для поэта не только временем творчества, но и временем угасания. Осип Мандельштам покинул Воронеж в 1937 году, когда срок ссылки подошёл к концу, но это не принесло ему облегчения. Последовавшие арест и смерть стали трагическим финалом его жизни.
Книга Олега Лекманова помогает понять, как в Воронежской ссылке раскрылся не только талант Осипа Мандельштама, но и его невероятная человеческая стойкость. Этот период его жизни является ярким примером того, как сила искусства и слова могут противостоять жестокости и несправедливости, сохраняя надежду и достоинство даже в самых тяжёлых обстоятельствах.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением