Ответы на вопросы на стр.264 Часть 1 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)





























Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Основные теоретические понятия. Стр. 264
Романтизм, реализм, фантастика, гротеск, цикл повестей, сатира, комическое.
1.
Романтизм – это литературное и художественное направление, возникшее в конце XVIII века в противовес рационализму эпохи Просвещения и строгим канонам классицизма. Его главной чертой является акцент на эмоциональном и духовном мире человека. Романтики изображают личность, находящуюся в конфликте с окружающей действительностью, которая стремится к высшим идеалам, свободе и абсолюту. Часто романтические произведения сосредотачиваются на одиночестве, внутреннем конфликте и поиске смысла жизни. Природа у романтиков – это не просто фон, а отражение состояния души героя, символ бесконечности и гармонии.
В произведениях этого направления нередко используются фантастические элементы, символизм и мистицизм. Михаил Лермонтов – один из ярких представителей романтизма в русской литературе. Его герои, как и герои Джорджа Байрона, трагически противопоставляют себя миру, разрываемы внутренними противоречиями и поисками недостижимого счастья.
2.
Реализм стал продолжением романтизма, но противопоставил ему стремление к правдивому отображению действительности. Возникший в середине XIX века, реализм ставит целью показать жизнь без прикрас, с её социальными проблемами, конфликтами и несовершенствами. Реализм уделяет внимание деталям, типизации образов, социальному контексту и психологии персонажей. Герои произведений реалистов часто зависят от обстоятельств, а не от своих мечтаний, что подчёркивает объективность и точность описания жизни.
Примером этого направления служат произведения Фёдора Достоевского, Льва Толстого и Ивана Тургенева. В их произведениях исследуются вопросы морали, социального неравенства, смысла жизни, что делает реализм наиболее аналитическим и философским направлением в литературе.
3.
Фантастика – это литературный жанр, в котором изображаются события, выходящие за рамки реального. Основными особенностями жанра являются допущение невозможного, введение магии, новых технологий или мифических существ. Фантастика используется для исследования глобальных вопросов: судьбы человечества, этики научных открытий, борьбы добра и зла.
Этот жанр позволяет авторам моделировать альтернативные реальности, чтобы анализировать текущие социальные и философские проблемы. Жюль Верн и Герберт Уэллс создали произведения, которые не только развлекали читателей, но и вдохновляли учёных на реальные открытия. В русской литературе элементы фантастики встречаются у Николая Гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» и «Невском проспекте», где соединяются реальное и фантастическое.
4.
Гротеск – это особый художественный приём, который основывается на соединении противоположных элементов, таких как реальность и фантазия, красота и уродство, трагическое и комическое. Гротеск позволяет создавать образы, которые одновременно привлекают и вызывают отторжение, подчёркивая абсурдность или парадоксальность описываемого мира.
Примером гротеска можно назвать повесть Н. В. Гоголя «Нос», где главный герой сталкивается с ситуацией, в которой его собственный нос отделяется от тела и начинает жить самостоятельной жизнью, занимая высокое общественное положение. Этот приём подчёркивает абсурдность социальных условностей и карикатурность бюрократического мира.
Гротеск часто используется в сатирической литературе, поскольку он позволяет автору высмеивать недостатки общества и людей, усиливая критическое звучание произведения. Одновременно он вводит в текст элементы фантастического, что делает его уникальным и выразительным.
5.
Цикл повестей – это объединение нескольких произведений, которые связаны между собой общей темой, героями или местом действия. Такие циклы помогают создать более глубокий и многогранный художественный мир, давая возможность авторам исследовать одну тему с разных точек зрения.
Примером цикла повестей служат «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя. Эти повести объединены общим местом действия – хутором Диканька, – а также мотивами народного фольклора и фантастики. Каждая повесть в цикле сохраняет самостоятельность, но в то же время они взаимодополняют друг друга, формируя единое художественное пространство.
Цикличность помогает автору не только расширить рамки повествования, но и раскрыть глубинные аспекты характеров героев, создать атмосферу, в которой реальность переплетается с мифологией или фантастикой.
6.
Сатира – это жанр, который высмеивает человеческие пороки, общественные недостатки и социальные проблемы. Её главной целью является не только развлечение, но и побуждение к осмыслению и исправлению изобличаемых явлений.
Одной из ключевых особенностей сатиры является использование гиперболы, иронии и сарказма. В произведениях Николая Гоголя сатира выступает мощным инструментом для обличения коррупции, бюрократии и лицемерия. Например, в «Ревизоре» высмеивается алчность и моральное убожество чиновников, которые готовы на всё ради собственной выгоды. В «Мёртвых душах» Гоголь использует сатиру для создания карикатурных образов помещиков, символизирующих разложение дворянства.
Сатира тесно связана с гротеском, так как оба приёма помогают усилить художественное воздействие на читателя. Например, комические и в то же время ужасные образы в произведениях Гоголя, такие как Манилов или Собакевич, создают яркий эффект, заставляющий читателя задуматься о сути изображаемых проблем.
Сатира используется не только для критики, но и для изучения человеческой природы. Она раскрывает внутренние противоречия личности, подчёркивает конфликты между моральными идеалами и реальными поступками.
7.
Комическое – это категория художественного творчества, направленная на создание смеха, радости и веселья. Оно используется в литературе для того, чтобы облегчить восприятие сложных или трагических тем, создать эмоциональную разрядку или усилить сатирическое воздействие.
Комическое может принимать различные формы: от лёгкого юмора до сарказма и иронии. В произведениях Николая Гоголя комическое играет важную роль в создании карикатурных образов и ситуаций. Например, в «Ревизоре» чиновники попадают в нелепые и абсурдные ситуации, что вызывает смех, но одновременно обостряет внимание читателя к проблемам коррупции и социальной несправедливости.
Комическое часто переплетается с трагическим, создавая уникальные художественные эффекты. Этот приём позволяет одновременно вызывать у читателя смех и грусть, заставляя его глубже проникнуться трагичностью человеческой жизни. Примером такого подхода служит образ Акакия Акакиевича в «Шинели» Гоголя, где комические детали его жизни подчёркивают трагизм его судьбы.
Таким образом, комическое – это не только способ развлечь читателя, но и мощный инструмент для изучения человеческой природы, критики общества и обострения восприятия литературного произведения.
Вопросы и задания. Стр. 264
1. В чем своеобразие сборника «Миргород»? Какую смысловую нагрузку несет композиция (расположение) повестей? Есть ли сходство в изображении казачьего мира в повести «Тарас Бульба» и в стихотворении М. К). Лермонтова «Казачья колыбельная песня» и в чём оно выражено? Как сочетаются в этих произведениях эпическое и лирическое начала?
Сборник «Миргород» состоит из четырёх повестей: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Его своеобразие заключается в сочетании романтических и реалистических элементов, что позволяет Гоголю показать богатство и многообразие народной жизни. Композиция сборника выстроена так, чтобы постепенно раскрывать контрасты и внутренние противоречия между патриархальной стариной, героизмом, мистикой и абсурдностью.
Первая повесть, «Старосветские помещики», изображает идиллическую, спокойную жизнь, в которой старинный уклад кажется идеальным и гармоничным. Во второй повести, «Тарас Бульба», идиллия сменяется эпическим героизмом и драмой казачьей жизни, где герои жертвуют собой ради веры и Отечества. Затем в «Вие» мир становится иррациональным, пропитанным страхами и мистикой, отражающей народные верования. Наконец, «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» завершает сборник гротескным и сатирическим изображением мелочных конфликтов и бессмысленности некоторых сторон человеческой жизни.
Композиция сборника подчеркивает движение от гармоничного к противоречивому, от трагического к комическому, показывая всю сложность жизни.
Сходство заключается в прославлении казачьей жизни, её героизма и преданности традициям. В обоих произведениях изображена связь человека с народной культурой и казачьими ценностями. Лермонтов в «Казачьей колыбельной песне» передаёт чувства матери, её надежды и любовь к ребёнку, делая акцент на лирическом, личностном восприятии мира. У Гоголя в «Тарасе Бульбе» внимание сосредоточено на эпических масштабах: героизм казачества показан как часть национальной и исторической судьбы.
Таким образом, у Лермонтова доминирует лирическое начало, подчёркивающее внутренний мир героя, а у Гоголя — эпическое, раскрывающее коллективную борьбу и величие народа.
2. Назовите повести, в которых сеть фантастика и гротеск. Какова роль гротеска в повестях Н. В. Гоголя?
Фантастика присутствует в таких произведениях Гоголя, как «Вий» и «Портрет». В повести «Вий» фантастические элементы основаны на народных верованиях, отражающих иррациональные страхи людей. В «Портрете» мистические мотивы связываются с темой влияния искусства на человеческую душу и жизни.
Гротеск широко используется в повестях «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и «Нос». В первой повести гротеск подчёркивает абсурдность мелочных конфликтов и человеческой мелочности. В «Носе» гротеск обнажает пороки бюрократической системы, высмеивает абсурдные ситуации, в которых личность теряет своё значение.
Роль гротеска у Гоголя заключается в том, чтобы обострить восприятие реальности, показать нелепость и абсурдность некоторых социальных явлений. Через гротеск писатель соединяет комическое и трагическое, создавая эффект многослойности и усиливая воздействие на читателя. Он также позволяет раскрыть глубинные конфликты человека и общества.
3. Как составлен сборник «Петербургские повести»? Почему его открывает «Невский проспект»?
Сборник «Петербургские повести» состоит из пяти произведений: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель» и «Записки сумасшедшего». Все повести объединяет центральная тема — Петербург как символ двойственности, иллюзорности и противоречий. Гоголь показывает город не только как реальное пространство, но и как метафору современного общества, в котором соседствуют внешняя привлекательность и внутренняя пустота, мечты и разочарования, стремление к возвышенному и его крах.
«Невский проспект» открывает сборник, так как задаёт основной мотив — иллюзорность и противоречивость городской жизни. В повести Петербург изображён как обманчивое пространство, где внешняя красота скрывает внутреннюю фальшь. Гоголь использует главную улицу города — Невский проспект — как символ всей системы общества, где каждая деталь подчёркивает двусмысленность существования.
Через образы двух главных героев — Пискарёва и Пирогова — Гоголь показывает противоположные подходы к жизни. Пискарёв, тонкий и мечтательный художник, уходит в мир иллюзий, не выдерживая столкновения с жестокой реальностью. Его трагедия — это трагедия личности, стремящейся к идеалу в мире, лишённом гармонии. Пирогов, напротив, символизирует циничное, прагматичное отношение к жизни. Его действия высмеивают бессердечие и равнодушие окружающего мира.
Повесть задаёт ключевые темы всего сборника: конфликт между мечтой и реальностью, обманчивость внешнего, противопоставление духовного и материального. Она не только вводит читателя в атмосферу Петербурга, но и помогает понять трагизм и абсурдность мира, который Гоголь раскрывает в остальных произведениях сборника.
4. Подготовьте характеристику Акакия Акакиевича Башмачкина. В какой ещё повести Н. В. Гоголя, кроме «Шинели», изображён «маленький человек»?
Акакий Акакиевич Башмачкин — главный герой повести «Шинель», олицетворяющий образ «маленького человека». Он работает чиновником, выполняя рутинную и бессмысленную работу, переписывая документы. Его личность почти полностью растворена в бюрократической системе. Акакий Акакиевич показан как скромный, замкнутый и лишённый ярких индивидуальных черт человек, что подчёркивает его типичность для общества того времени. Он живёт крайне бедно, не имеет близких связей с людьми, а смыслом его жизни становится покупка новой шинели. Эта вещь символизирует для него надежду на уважение и признание, которых он лишён в повседневной жизни.
Однако трагедия Акакия Акакиевича заключается в том, что после того, как его шинель украли, он сталкивается с холодностью и равнодушием системы, от которой надеялся получить защиту. Его смерть подчёркивает несправедливость общества, где человек остаётся беспомощным перед внешними обстоятельствами. Гоголь делает образ Акакия Акакиевича символом человеческого одиночества и бессмысленности борьбы в мире, где отсутствует сострадание.
Образ «маленького человека» также присутствует в повести «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Главные герои этой повести, несмотря на их комичность и абсурдность, также представляют собой тип «маленьких людей», которые погрязли в мелочных ссорах и бессмысленных амбициях. Гоголь высмеивает их зацикленность на второстепенных вещах, подчёркивая бессмысленность их существования.
5. Сформулируйте идею «Ревизора» и проследите сё. Какие новые сведения о «Ревизоре» вы получили?
Идея комедии «Ревизор» заключается в разоблачении пороков общества через изображение его абсурдных сторон. Главной темой является коррупция, лицемерие и моральное разложение чиновничества. Гоголь показывает, как страх перед воображаемым ревизором заставляет городских чиновников раскрыть свои истинные черты. Каждый из них стремится подкупить Хлестакова, которого ошибочно принимают за ревизора, а этот герой, будучи легкомысленным и беспринципным человеком, ловко пользуется ситуацией.
Главный посыл произведения — это необходимость морального очищения общества. Гоголь подчёркивает, что основная проблема состоит не только в чиновниках, но и в каждом человеке, который смиряется с несправедливостью и становится частью системы. Комедия ставит вопрос о том, каково место человека в обществе, где царят обман и лицемерие.
Новым и интересным в «Ревизоре» является то, как Гоголь использует гротеск и сатиру для создания комического эффекта, одновременно обостряя восприятие реалий. Например, монолог городничего в финале («Над кем смеётесь? Над собой смеётесь!») — это прямой вызов читателю и зрителю, заставляющий задуматься о собственной ответственности за происходящее.
6. Как царь оценил комедию Н. В. Гоголя «Ревизор» и что означала его оценка?
Император Николай I сыграл важную роль в судьбе комедии «Ревизор». Гоголь изначально испытывал опасения по поводу того, как его пьеса будет воспринята, учитывая её резкую сатирическую направленность и критику чиновничества, которое составляло важный слой государственного аппарата. Однако Николай I лично одобрил постановку, усмотрев в ней общественную пользу и необходимость. Легендарной стала фраза, приписываемая императору: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне больше всех!»
Эта оценка свидетельствует о понимании царём сатирической направленности произведения. Фраза подчёркивала, что критика, содержащаяся в пьесе, была воспринята как справедливая и актуальная. Император фактически признавал, что общественные пороки, изображённые в пьесе, касаются всех слоёв общества, включая власть. Его поддержка позволила поставить пьесу на сцене, несмотря на то, что она затрагивала болезненные темы — коррупцию, лицемерие, бюрократическую бесчеловечность.
Однако в этой оценке скрывалась и определённая двусмысленность. Николай I воспринял «Ревизора» скорее как орудие для исправления нравов, но при этом, вероятно, не рассматривал произведение как угрозу существующему порядку. Одобрение императора давало понять, что критика системы может быть полезной, если остаётся в рамках художественного высказывания, не переходя в открытую оппозиционность. Таким образом, оценка царя подчеркивала ограниченность возможностей искусства влиять на реальные изменения.
Историческое значение оценки Николая I также заключается в том, что она способствовала популяризации «Ревизора». Пьеса быстро приобрела известность и вызвала широкий общественный резонанс. Однако её постановка не привела к значительным реформам, о которых мечтал Гоголь. Несмотря на остроумие и глубину пьесы, реальная система оказалась мало восприимчива к изменениям.
Поддержка императора обеспечила «Ревизору» долговечность и признание. Но оценка Николая I показывает, что, хотя власть могла воспринимать сатиру, она оставалась на уровне художественного комментария, а не действия. Комедия стала зеркалом эпохи, однако перемены остались лишь в пространстве сцены, а не в реальной жизни.
7. Знакомы ли вам биографии II. В. Гоголя, изданные в серии ЖЗЛ: И. Л. Степанов. «Гоголь» и И. П. Золотусский. «Гоголь»? Расскажите об этом.
Биографии Николая Васильевича Гоголя в серии ЖЗЛ — это детальные исследования его жизни и творчества.
Книга Н. Л. Степанова «Гоголь» представляет собой глубокий анализ личности писателя и его произведений. Автор подчёркивает сложный внутренний мир Гоголя, его духовные искания и борьбу между земным и идеальным. В книге уделено внимание не только литературному наследию, но и жизненному пути Гоголя: его детству, учебе в Нежинской гимназии, переезду в Петербург, поездкам за границу. Особое внимание уделяется этапу работы над «Мёртвыми душами» и религиозным взглядам писателя.
Книга П. П. Золоторевского «Гоголь» делает акцент на философских и этических аспектах творчества писателя. Золоторевский исследует влияние Гоголя на русскую литературу XIX века, показывая, как его произведения задавали тон для будущих поколений писателей. Особый интерес представляет анализ его мистических взглядов и религиозных убеждений, которые отражены в поздних произведениях.
Обе биографии помогают понять Гоголя как человека с противоречивой и глубокой личностью, чьё творчество стало основой русской литературной классики.
Творческие задания. Стр. 264
1. Подготовьте сообщение на одну из тем
1.
Поэтика абсурда в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя
Поэтика абсурда в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя занимает центральное место, создавая уникальное художественное пространство, где фантастическое и реальное переплетаются, порождая сложный, многослойный смысл. Через абсурд Гоголь выражает не только критику современного общества, но и глубокие философские размышления о природе человека и устройства мира.
Абсурд в «Петербургских повестях» проявляется в различных аспектах. Одним из главных является иллюзорность реальности. Петербург в произведениях Гоголя изображён как город, где ничто не является тем, чем кажется. Например, в «Невском проспекте» главная улица города становится символом обманчивости и лжи. То, что кажется ярким и привлекательным, скрывает за собой пороки и разрушения. Главные герои повести — Пискарёв и Пирогов — каждый по-своему сталкиваются с этой иллюзорностью. Пискарёв, мечтательный художник, пытается найти идеал в женщине, но его поиски приводят к трагическому финалу: он не выдерживает столкновения с жестокой реальностью и заканчивает жизнь самоубийством. Пирогов, напротив, представляет прагматический и циничный подход к жизни, но его действия обнажают отсутствие морали и внутренней глубины. Эта двойственность персонажей усиливает ощущение абсурда, подчёркивая, что в мире Гоголя выбор между мечтой и реальностью всегда приводит к разочарованию.
Второй аспект абсурда — сосуществование обыденного и фантастического. В повести «Нос» Гоголь создаёт абсурдную ситуацию, в которой нос коллежского асессора Ковалёва отделяется от своего владельца и начинает жить самостоятельной жизнью, при этом сохраняя более высокий статус, чем сам Ковалёв. Этот сюжет подчёркивает нелепость мира, где внешние атрибуты — звания, положение, внешний вид — приобретают большее значение, чем сама человеческая личность. Абсурдность ситуации заставляет читателя смеяться, но за этим смехом скрывается трагедия: мир, описанный Гоголем, лишён гармонии, и человек в нём теряет свою идентичность.
Абсурд также пронизывает образы героев и событий в повести «Портрет». Здесь Гоголь соединяет реализм и мистику, чтобы раскрыть тему внутреннего конфликта между духовным и материальным. Главный герой, художник Чартков, сначала стремится к идеалам искусства, но, поддавшись соблазну богатства, утрачивает талант и разрушает свою жизнь. Оживший портрет старика становится символом силы, способной влиять на судьбы людей, и олицетворяет искушение деньгами. Эта фантастическая деталь создаёт атмосферу абсурда, где человеческие желания вступают в конфликт с моральными и духовными принципами.
Одним из самых ярких проявлений абсурда становится повесть «Записки сумасшедшего», в которой герой полностью теряет связь с реальностью. Главный герой, мелкий чиновник Поприщин, переживает глубокий кризис идентичности, вызванный социальной изоляцией и внутренними противоречиями. Его убеждённость в том, что он — испанский король, символизирует трагедию «маленького человека», не способного найти своё место в мире. Абсурд здесь достигает кульминации, когда читатель не только осознаёт безумие героя, но и начинает видеть в нём отражение общественных проблем.
Гротеск играет ключевую роль в создании поэтики абсурда. В «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» герои оказываются поглощены мелочным конфликтом, который перерастает в абсурдную вражду. Их бессмысленные действия и зацикленность на пустяках создают комический эффект, но за этим смехом скрывается критика человеческой мелочности и неспособности выйти за рамки собственного эгоизма. Гротескные образы героев и ситуаций обостряют восприятие абсурдности их поведения, подчёркивая бессмысленность их существования.
Функции абсурда в «Петербургских повестях» многозначны. Во-первых, он служит средством критики социальных пороков, таких как лицемерие, коррупция, безразличие и бюрократическая бессмысленность. Гоголь использует абсурд для того, чтобы показать нелепость существующего порядка, где человеческая личность оказывается второстепенной по сравнению с внешними формальностями. Во-вторых, абсурд усиливает философскую многослойность произведений, позволяя читателю задуматься о границах между реальным и вымышленным, духовным и материальным. Гоголь показывает, что мир, который кажется упорядоченным, на самом деле хаотичен и нелогичен, а человек в нём остаётся уязвимым и одиноким. Наконец, сочетание комического и трагического в абсурдных ситуациях создаёт сильное эмоциональное воздействие, заставляя читателя смеяться и одновременно испытывать глубокое чувство тревоги.
Поэтика абсурда у Гоголя — это не просто художественный приём, а способ выразить глубинные конфликты и противоречия эпохи. Через фантастику, гротеск и иллюзорность он показывает мир, где человек вынужден бороться за своё место, но часто теряет эту борьбу из-за давления внешних обстоятельств и внутренних слабостей. Абсурд у Гоголя раскрывает трагедию человеческого существования, делая его одновременно смешным и глубоко трагическим.
2.
Пародия в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя
Пародия является одной из ключевых черт «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя, через которую автор раскрывает глубинные проблемы общества и человеческой натуры. Используя пародийные приёмы, Гоголь высмеивает социальные пороки, абсурдные нормы и шаблоны мышления. Пародия в его повестях проникает как в сюжетное построение, так и в образы героев, создавая многослойное произведение, где смешное соседствует с трагическим.
Гоголь использует пародию для того, чтобы разоблачить иллюзорность социальных установок. В «Невском проспекте» пародируется образ Петербурга как центра блеска и величия. Главная улица города, которая должна символизировать успех и прогресс, оказывается местом обмана и духовной пустоты. Судьбы героев, художника Пискарёва и поручика Пирогова, также представляют собой пародийное отражение двух типов людей. Пискарёв, погружённый в мечтания о любви и красоте, становится жертвой собственной иллюзии, что доводит его до трагического конца. Пирогов, напротив, символизирует циничное и прагматичное отношение к жизни, его поведение высмеивает низменность человеческих желаний и беспечность.
В повести «Нос» Гоголь создаёт пародию на общественные нормы, придавая им абсурдный и гротескный характер. Исчезновение носа у коллежского асессора Ковалёва — это не только фантастическое событие, но и насмешка над мнимой важностью внешнего вида и статуса. Гоголь подчёркивает, что в обществе, где социальное положение определяется внешними атрибутами, абсурд становится нормой. Нос, который начинает жить самостоятельной жизнью и даже занимает более высокое положение, чем его владелец, становится символом абсурдной бюрократической системы, где личность теряет свою ценность.
«Портрет» представляет собой пародию на материальные амбиции и падение духовных идеалов. История художника Чарткова, который ради богатства отказывается от своего таланта, высмеивает тех, кто ставит деньги выше искусства. Оживший портрет старика является не только мистическим элементом, но и пародийным символом искушения, которому поддаётся герой. Чартков теряет себя, становясь карикатурным воплощением духовной деградации. Пародия здесь соединяется с гротеском, что усиливает трагичность сюжета.
В «Шинели» Гоголь использует пародию для изображения трагедии «маленького человека». Акакий Акакиевич Башмачкин становится объектом насмешки из-за своей мелочной жизни, сосредоточенной на покупке шинели. Однако через эту пародию Гоголь обнажает жестокость общества, где люди оцениваются только по их внешнему виду и положению. Гибель Башмачкина после потери шинели становится кульминацией этой социальной сатиры, показывая бессердечие системы.
«Записки сумасшедшего» представляют собой пародию на человеческие амбиции и социальные нормы. Герой, чиновник Поприщин, мечтает о признании и высокой позиции, но постепенно погружается в мир собственных фантазий. Его убеждённость в том, что он является испанским королём, высмеивает стремление людей к власти и статусу, обнажая при этом их духовную пустоту. Пародия в этой повести переплетается с трагическим, создавая образ человека, сломленного обществом.
Пародийные элементы в «Петербургских повестях» выполняют несколько функций. Во-первых, они служат средством критики. Гоголь через насмешку и преувеличение показывает пороки бюрократической системы, лицемерие и социальное неравенство. Во-вторых, пародия усиливает философскую глубину произведений, позволяя читателю задуматься о сути человеческих ценностей и о том, насколько они подвержены искажению. В-третьих, пародийные элементы создают эффект двойственности, когда комическое и трагическое сосуществуют, подчёркивая абсурдность жизни.
Таким образом, пародия в «Петербургских повестях» Гоголя является важным художественным приёмом, позволяющим глубже раскрыть проблемы общества и человеческой души. Через насмешку и гротеск Гоголь исследует сложные взаимоотношения между мечтой и реальностью, духовным и материальным, высмеивая иллюзорность мира, в котором человек вынужден бороться за своё место, но часто терпит поражение. Пародия становится не только средством развлечения, но и мощным инструментом социальной и философской критики.
3.
Гротеск и его роль в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя
Гротеск занимает центральное место в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя, выступая одним из важнейших художественных приёмов, который позволяет автору соединять фантастику, сатиру и реализм. Через гротеск Гоголь обостряет восприятие повседневной жизни, превращая её в пространство, где смешное и страшное, комическое и трагическое тесно переплетаются. Этот приём становится ключевым средством для создания мира, в котором раскрываются противоречия человеческой натуры и социальные пороки.
В повести «Нос» гротеск проявляется наиболее ярко через абсурдный сюжет, где нос коллежского асессора Ковалёва неожиданно отделяется от владельца и начинает жить собственной жизнью, занимая высокое положение в обществе. Этот эпизод вызывает одновременно смех и удивление, но за комической ситуацией скрывается глубокая мысль о социальной значимости внешних атрибутов. Гоголь сатирически изображает мир, где нос, символизирующий социальный статус, оказывается более значимым, чем сам человек. Гротеск здесь помогает подчеркнуть абсурдность бюрократической системы и мелочного тщеславия, которое определяет жизнь многих людей.
В «Шинели» гротеск используется для изображения трагедии «маленького человека». Акакий Акакиевич Башмачкин становится жертвой общества, которое ценит вещи больше, чем людей. Его жизнь полностью сосредоточена на покупке новой шинели, и эта вещь приобретает для него почти мистическое значение. Однако трагизм ситуации усиливается гротескными деталями, такими как мелочные придирки коллег, равнодушие окружающих и нелепые обстоятельства, которые приводят к его смерти. Через гротеск Гоголь подчёркивает, насколько бессердечным и жестоким может быть общество, которое игнорирует внутренний мир человека.
Повесть «Портрет» сочетает гротеск с элементами мистики. Главный герой, художник Чартков, приобретает портрет старика, который оказывается наделённым мистической силой. Эта деталь придаёт произведению гротескный характер: оживший портрет становится символом искушения деньгами и власти. Гротеск усиливает контраст между высокими идеалами искусства и материальными устремлениями, что приводит героя к утрате таланта и духовной деградации. С помощью гротеска Гоголь исследует проблему выбора между материальным и духовным, подчёркивая разрушительное воздействие жадности и тщеславия.
«Записки сумасшедшего» представляют собой пример гротеска, основанного на изображении психического расстройства героя. Поприщин, мелкий чиновник, постепенно погружается в мир своих фантазий, убеждённый, что он — испанский король. Гротеск здесь помогает Гоголю показать не только личную трагедию героя, но и абсурдность социальных устремлений, которые отрывают человека от реальности. Воспринимая самого себя как значимую фигуру, Поприщин на самом деле является жертвой системы, которая игнорирует человеческую индивидуальность. Гротескные элементы подчеркивают разрыв между иллюзиями героя и реальностью, создавая одновременно комическое и трагическое впечатление.
«Невский проспект» использует гротеск для изображения контраста между внешней красотой и внутренней пустотой. Главная улица Петербурга становится метафорой обмана и иллюзии. Гротескные образы героев, таких как Пискарёв и Пирогов, усиливают ощущение абсурдности их жизни. Пискарёв, погружённый в мечты о прекрасной даме, сталкивается с жестокой реальностью, которая разрушает его идеалы, тогда как Пирогов, представленный как символ цинизма и беспечности, высмеивает низменные устремления людей.
Роль гротеска в «Петербургских повестях» заключается в том, чтобы обострить восприятие социальной и моральной деградации. Через преувеличение, фантастику и абсурд Гоголь исследует конфликты между человеком и обществом, внутренним и внешним, духовным и материальным. Гротеск помогает автору не только создать яркие и запоминающиеся образы, но и вызвать у читателя глубокие размышления о сути человеческой жизни.
Таким образом, гротеск в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя служит мощным художественным инструментом, который позволяет соединить комическое и трагическое, реальное и фантастическое. Этот приём помогает автору не только разоблачить пороки общества, но и исследовать внутренние противоречия человека, делая произведения актуальными и глубокими для читателя любого времени.
4.
Сквозные темы в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя
«Петербургские повести» Н. В. Гоголя объединяют в себе ряд тем, которые пронизывают весь сборник, создавая внутреннюю цельность и глубокую многослойность. Эти сквозные темы — одиночество, конфликт между внутренним миром человека и внешней реальностью, иллюзорность бытия, социальное неравенство и трагедия «маленького человека». Через них Гоголь раскрывает ключевые проблемы своего времени, придавая повестям одновременно социальное и философское звучание.
Одиночество является одной из центральных тем «Петербургских повестей». Все герои произведений — будь то Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели», Поприщин из «Записок сумасшедшего» или Пискарёв из «Невского проспекта» — глубоко одиноки. Они отчуждены от окружающего мира, и их внутренние стремления остаются непонятыми и невостребованными. Это одиночество становится причиной их страданий и часто приводит к трагедии. Например, Акакий Акакиевич, поглощённый своей скромной целью купить новую шинель, остаётся абсолютно одинок в своём стремлении, а его смерть и последующее «призрачное» мщение подчёркивают бессмысленность его существования.
Конфликт между внутренним миром героя и внешней реальностью — ещё одна сквозная тема, которая отражает трагедию человеческой натуры. Герои Гоголя мечтают о счастье, гармонии или успехе, но сталкиваются с безразличием и жестокостью мира. В «Записках сумасшедшего» Поприщин стремится к признанию и уважению, но его желания становятся причиной его сумасшествия, когда реальность оказывается непреодолимой преградой. В «Портрете» художник Чартков борется между своим талантом и желанием материального успеха, но эта борьба заканчивается утратой его творческой личности.
Иллюзорность бытия пронизывает все повести сборника. Петербург в произведениях Гоголя предстает городом-миражом, где реальность переплетается с фантазией, а кажущаяся красота и благополучие скрывают хаос и обман. В «Невском проспекте» главная улица города становится символом этого обмана: она поражает своим блеском, но за ним скрываются трагические судьбы героев. Иллюзорность жизни подчёркивается и в повести «Нос», где фантастическое событие — отделение носа от лица Ковалёва — заставляет героя осознать, насколько хрупка и нестабильна его социальная идентичность.
Социальное неравенство — ещё одна важная тема, которая проявляется во всех повестях. Гоголь изображает Петербург как город, где господствует бюрократия, а чиновники низших рангов оказываются в полной зависимости от системы. В «Шинели» Акакий Акакиевич становится жертвой этой системы: его упорный труд и стремление улучшить свою жизнь оказываются бессмысленными, а его трагедия обнажает жестокость и безразличие общества. В «Носе» Ковалёв, напротив, отчаянно пытается вернуть свой статус, используя связи в высших кругах, что подчеркивает иерархичность и несправедливость социального устройства.
Трагедия «маленького человека» — одна из ключевых тем сборника, которая наиболее ярко проявляется в «Шинели» и «Записках сумасшедшего». Гоголь с сочувствием изображает своих героев, подчеркивая их уязвимость перед бюрократической машиной и равнодушием окружающих. Акакий Акакиевич и Поприщин становятся символами людей, чьи мечты и стремления разрушаются в столкновении с реальностью. Однако их образы не только трагичны, но и гротескны, что создаёт особую двойственность восприятия: читатель одновременно смеётся над их нелепыми действиями и переживает их боль.
Таким образом, сквозные темы «Петербургских повестей» Гоголя — одиночество, конфликт внутреннего и внешнего, иллюзорность, социальное неравенство и трагедия «маленького человека» — создают глубину и целостность произведений. Через эти темы автор раскрывает важные проблемы своего времени, а также затрагивает универсальные вопросы, касающиеся человеческой природы и её места в мире. Гоголь показывает, что жизнь полна противоречий и абсурда, а человек в этом мире часто оказывается одиноким и уязвимым.
2. Подготовьте подробный рассказ о том, какие иллюстраторы произведений Н. В. Гоголя вам известны и какие из них, по вашему мнению, наиболее удачно проиллюстрировали произведения Гоголя. Тут следует соотнести собственные мысли о Гоголе, его произведениях и типах с рисунками и картинами.
Иллюстраторы произведений Н. В. Гоголя: подходы, образы и значение
Произведения Николая Васильевича Гоголя всегда привлекали внимание художников и иллюстраторов благодаря их яркой образности, глубоким сюжетам и многослойным темам. Его произведения предлагают уникальный материал для визуального воплощения, в котором комическое соседствует с трагическим, а реальность переплетается с фантастикой. Различные художники по-своему интерпретировали мир Гоголя, создавая образы, которые не только дополняют тексты, но и придают им новое звучание.
Одним из первых и наиболее известных иллюстраторов произведений Гоголя был художник Александр Алексеевич Агин. Его рисунки к «Мёртвым душам» создали своеобразный эталон для визуального восприятия персонажей Гоголя. Агин с большим мастерством передал гротескность, присущую героям. Например, образы Чичикова и Ноздрёва в его иллюстрациях подчеркивают их лицемерие и алчность. Через характерные позы, гримасы и детали костюмов Агин сумел раскрыть их внутреннюю сущность, что полностью соответствует сатирическому замыслу Гоголя.
Другим значительным иллюстратором произведений Гоголя стал Михаил Михайлович Бочаров. Его работы, особенно иллюстрации к «Вечерам на хуторе близ Диканьки», поражают своей атмосферностью. Бочаров передал магию и мистику украинской деревни, которой пронизаны рассказы цикла. Его пейзажи наполнены лунным светом, тенями и таинственностью, что усиливает ощущение сказочности и фантастики. Например, сцены с ночными полётами ведьмы или чертями, нарисованные Бочаровым, идеально иллюстрируют связь Гоголя с фольклорными традициями.
Иллюстратор Константин Андреевич Сомов привнёс в интерпретацию Гоголя элементы модерна. Его работы к «Петербургским повестям» отличаются утончённостью линий и акцентом на психологическую сложность персонажей. Например, в иллюстрациях к «Шинели» Башмачкин изображён не только как «маленький человек», но и как символ человеческой уязвимости и одиночества. Сомов использует цвет и тени для подчёркивания контрастов между внутренним миром героя и холодной реальностью окружающего мира.
Особое место среди иллюстраторов Гоголя занимает Борис Кустодиев. Его иллюстрации к «Мёртвым душам» наполнены яркими красками и народным духом. Кустодиев удачно передал комическую и гротескную природу героев произведения, при этом сохранив их национальный колорит. Например, в его работах Ноздрёв и Коробочка выглядят как типичные представители русского провинциального общества XIX века, но одновременно в них чувствуется преувеличение и карикатурность, что подчёркивает сатирический тон Гоголя.
Иллюстратор Иван Билибин внёс вклад в визуализацию произведений Гоголя, создавая образы, которые сочетают элементы фольклора и символизма. Его работы к «Вечерам на хуторе близ Диканьки» отличаются тонкой стилизацией под традиционные украинские узоры и орнаменты. Билибин сумел передать атмосферу гоголевского мира через использование насыщенных цветов и геометрически выверенных композиций.
Наиболее удачным с точки зрения передачи духа произведений Гоголя можно назвать работы Агина и Кустодиева. Они сумели не только визуализировать персонажей и события, но и передать сатирический и гротескный дух текстов Гоголя. Иллюстрации Агина особенно ценны за их глубокое соответствие характеру персонажей, в то время как Кустодиев добавил в них народный колорит и яркость, что делает его работы особенно близкими широкой аудитории.
Иллюстраторы произведений Гоголя внесли значительный вклад в восприятие его творчества. Их работы помогают лучше понять замысел автора, создают уникальную атмосферу и делают образы персонажей незабываемыми. Через иллюстрации Гоголь продолжает говорить с читателем, открывая новые грани своего мира.
3. Напишите эссе «Памятники II. В. Гоголю в Москве и в Санкт-Петербурге». Какие из памятников в наибольшей степени отразили внутренний мир писателя?
Памятники Н. В. Гоголю в Москве и Санкт-Петербурге: отражение внутреннего мира писателя
Николай Васильевич Гоголь — один из величайших русских писателей, чьё творчество оказало огромное влияние на развитие литературы и культуры. Памятники Гоголю, установленные в Москве и Санкт-Петербурге, служат не только данью уважения его таланту, но и символами глубокого понимания внутреннего мира писателя, отражая его сложную личность, творческие поиски и драматическую судьбу.
Памятник Гоголю в Москве, установленный в 1909 году на Никитском бульваре, был создан скульптором Николаем Андреевичем Андреевым. Этот памятник вызывает противоречивые чувства, так как он изображает Гоголя в глубоком раздумье, с опущенной головой и печальным взглядом. Такая интерпретация отражает трагические аспекты жизни писателя: его чувство одиночества, разочарование в окружающем мире и сомнения в собственном творчестве. Постамент памятника украшен барельефами, изображающими сцены из его произведений, что подчёркивает связь писателя с его творениями. Этот памятник стал символом Гоголя как мыслителя и страдальца, чьё творчество проникнуто философскими размышлениями о смысле жизни и природе человека.
Однако столь мрачный образ Гоголя вызвал критику современников, и в 1952 году памятник был перенесён во двор дома-музея писателя, а на его месте установлен новый памятник, созданный скульптором Николаем Васильевичем Томским. Этот второй памятник представляет Гоголя более жизнерадостным, уверенным и вдохновлённым. Он изображён сидящим в кресле с книгой в руках, а его лицо выражает спокойствие и творческое устремление. Такой подход к образу Гоголя отражает стремление показать его как великого мастера слова, чьё творчество, несмотря на личные трагедии, несёт свет и надежду.
В Санкт-Петербурге памятник Гоголю, установленный в 1997 году на Малой Конюшенной улице, также привлекает внимание своей выразительностью. Здесь писатель изображён в движении, с задумчивым взглядом, словно он прогуливается по улицам города, который сыграл огромную роль в его жизни и творчестве. Этот памятник подчеркивает связь Гоголя с Петербургом — городом, ставшим фоном для многих его произведений. Петербург в творчестве Гоголя предстает местом гротеска, контрастов и духовных исканий, и памятник отражает эту многогранность. В облике писателя, воплощённого скульптором, чувствуется его стремление проникнуть в сущность человеческой души и разгадать тайны жизни.
Сравнивая памятники в Москве и Санкт-Петербурге, можно отметить, что каждый из них по-своему раскрывает внутренний мир Гоголя. Московский памятник на Никитском бульваре акцентирует внимание на трагической стороне его личности, его внутреннем страдании и творческих метаниях. Петербургский же памятник подчёркивает связь Гоголя с городом и его стремление осмыслить окружающий мир через наблюдение за людьми и событиями.
С точки зрения отражения внутреннего мира писателя, наиболее сильное впечатление производит первый московский памятник. Он передаёт глубину и сложность личности Гоголя, его борьбу с самим собой и окружающим миром. Однако и другие памятники играют важную роль, показывая разные грани его характера: от вдохновенного созидателя до мрачного мыслителя.
Таким образом, памятники Гоголю в Москве и Санкт-Петербурге не просто увековечивают его память, но и становятся символами его внутреннего мира, творческих поисков и сложной судьбы. Они напоминают нам о величии его таланта и вечной актуальности его произведений, которые продолжают волновать и вдохновлять новые поколения читателей.
4. Напишите эссе «Столица и провинция в „Ревизоре" Н. В. Гоголя».
Тема предполагает сравнение Петербурга со «сборным городом» провинциальной России и раскрытие темы пошлости в каждом из них. Кроме того, следует определить, что в них общего и чем они отличаются друг от друга. Желательно показать, где пошлость зарождается, что привносит Петербург в провинцию и как провинция преобразует столичные манеры.
Столица и провинция в «Ревизоре» Н. В. Гоголя
Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» затрагивает множество социальных и моральных вопросов, среди которых выделяется тема взаимоотношений столицы и провинции. Петербург, как символ центра власти и прогресса, противопоставляется провинциальному городу, который отражает застой и пороки российской глубинки. Через эти образы Гоголь не только высмеивает бюрократическую систему, но и исследует, как столичные порядки влияют на провинцию, а также как провинциальная среда искажает столичные манеры.
Петербург в «Ревизоре» представляется скорее абстрактной силой, чем конкретным местом. Само упоминание столицы вызывает у чиновников провинциального города страх и тревогу. Ожидание приезда ревизора из Петербурга становится центральным событием пьесы, подчёркивая зависимость провинции от центра. Для городничего и его окружения столица ассоциируется с контролем, строгой проверкой и наказанием. Это представление формирует образ Петербурга как места порядка и власти, способного навести строгие меры в противовес провинциальной хаотичности.
Однако влияние Петербурга на провинцию в «Ревизоре» оказывается двойственным. С одной стороны, столица символизирует прогрессивные идеи и необходимость перемен. С другой стороны, те столичные элементы, которые проникают в провинцию, часто приобретают гротескный и карикатурный характер. Это видно на примере Хлестакова, представителя петербургской среды. Воплощая легкомысленность, поверхностность и пустые амбиции, Хлестаков вовсе не является носителем подлинных столичных ценностей. Тем не менее, его ложный образ «столичного человека» вызывает восхищение у провинциальных чиновников, которые принимают его за человека большого влияния. Таким образом, провинция искажает столичные манеры, превращая их в нечто гротескное и лишённое смысла.
Провинция, изображённая в «Ревизоре», представляет собой карикатуру на российскую глубинку. Гоголь показывает город как место, где процветают взяточничество, лицемерие и равнодушие к реальным нуждам людей. Чиновники поглощены личными интересами, стремясь угодить «ревизору» исключительно из страха перед наказанием, а не из желания улучшить управление городом. Образ провинции у Гоголя гиперболизирован, но он даёт яркое представление о масштабах бюрократического хаоса и моральной деградации, присущих чиновничьему аппарату.
Общее между столицей и провинцией в «Ревизоре» заключается в том, что и там, и там процветает человеческая порочность. Петербург и провинция, несмотря на внешние различия, оказываются частью одной и той же системы, где бюрократия, взяточничество и лицемерие являются неотъемлемыми элементами. Однако разница между ними заключается в том, что Петербург остаётся символом авторитета и порядка, в то время как провинция погружается в хаос из-за отсутствия контроля и нравственного упадка.
Через взаимодействие столицы и провинции в «Ревизоре» Гоголь показывает, как культурные и социальные элементы столицы трансформируются в провинциальной среде. Искажённое восприятие Хлестакова чиновниками демонстрирует, насколько глубоко провинциальное мышление оторвано от реальных ценностей. Провинция стремится подражать столице, но вместо усвоения её положительных черт привносит в этот процесс свои пороки и особенности.
Таким образом, в «Ревизоре» столица и провинция не просто противопоставляются друг другу, но и тесно взаимодействуют, влияя друг на друга. Петербург становится символом власти и контроля, в то время как провинция представляет собой хаотичную и коррумпированную систему. Через эту тему Гоголь раскрывает глубинные проблемы общества, обнажая пороки не только провинции, но и всей бюрократической системы России.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением