Ответы на вопросы на стр.265-266 Часть 1 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)








Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Темы рефератов. Стр. 265-266
1. Напишите реферат о композиции и сюжете «Шинели» II. В. Гоголя. Прочтите, прокомментируйте и отметьте сильные и слабые стороны (с вашей точки зрения) статьи Б. М. Эйхенбаума «Как сделана „Шинель"» (в кн.: Эйхенбаум Б. М. О прозе. - Л., 1969).
Реферат о композиции и сюжете «Шинели» Н. В. Гоголя
Рассказ «Шинель» Н. В. Гоголя является одним из самых значительных произведений русской литературы XIX века. Оно раскрывает трагедию «маленького человека» в обществе, где правят равнодушие, бюрократия и социальная несправедливость. В данном произведении Гоголь сумел показать судьбу человека, живущего на периферии общественного внимания, используя глубокую символику, гротеск и сатиру.
Сюжет рассказа выстроен вокруг судьбы Акакия Акакиевича Башмачкина — мелкого чиновника, жизнь которого лишена ярких событий и сводится к рутине служебных обязанностей. Его деятельность не выходит за пределы переписывания бумаг, что подчеркивает монотонность и бессмысленность существования. Однако его скромная и лишённая притязаний жизнь меняется, когда возникает необходимость купить новую шинель. Эта вещь становится для героя не просто предметом одежды, а символом надежды на признание, защиты и тепла. Стремление к достижению этой цели временно оживляет Акакия Акакиевича, привнося в его жизнь необычайный смысл и эмоциональную наполненность.
Кульминацией рассказа становится момент, когда новая шинель оказывается украденной. Потеря этого предмета символизирует крах всех надежд героя, лишая его смысла жизни. Невозможность вернуть утраченный символ и отсутствие помощи со стороны общества приводят к его гибели. Финал рассказа переходит в область фантастики, когда дух Акакия Акакиевича начинает отбирать шинели у других прохожих. Этот элемент подчеркивает не только трагедию героя, но и сатирический взгляд автора на общественные устои, в которых «маленькому человеку» невозможно добиться справедливости.
Композиция рассказа отличается строгостью и продуманностью. Она линейна, но включает важные символические элементы. Начало рассказа, повествующее о повседневной рутине Акакия Акакиевича, создает основу для развития сюжета, показывая героя в привычной для него среде. Введение мотива шинели резко меняет ход событий, и ее утрата становится переломным моментом в судьбе героя. Элементы фантастики в финале играют ключевую роль, завершая сюжет на трагикомической ноте. Этот переход от реалистического повествования к фантастическому позволяет Гоголю расширить рамки рассказа, делая его многоплановым и насыщенным.
Статья Б. М. Эйхенбаума «Как сделана «Шинель»» посвящена анализу структуры и ключевых художественных приемов, использованных Гоголем. Эйхенбаум отмечает, что шинель становится центральным образом произведения, связывающим все сюжетные линии. Автор статьи подчеркивает, что этот символ выполняет не только утилитарную функцию, но и обретает глубоко психологическое и социальное значение. Шинель становится воплощением мечты героя о лучшей жизни и стремления к признанию. Эйхенбаум также акцентирует внимание на роли фантастического финала, который завершает рассказ на философской и сатирической ноте.
Однако анализ Эйхенбаума имеет и свои ограничения. Он акцентируется на литературной технике и символике шинели, уделяя меньше внимания историческому контексту, в котором существует герой. Социальные реалии эпохи могли бы углубить понимание причин, приведших к трагедии Акакия Акакиевича, а также раскрыть дополнительные аспекты критики общества.
Таким образом, «Шинель» — это произведение, в котором сочетаются глубокий философский смысл, сатирическая критика общества и художественное новаторство. Композиция рассказа позволяет автору выразить трагедию «маленького человека», а сюжет — продемонстрировать разрушительную силу равнодушия и несправедливости. Анализ Эйхенбаума помогает лучше понять структурные особенности произведения и его художественную мощь, однако требует дополнения с учетом социальных реалий, что подчеркивает актуальность «Шинели» для современного читателя.
2. Сравните книги Ю. В. Манна «В поисках живой души» (М., 1987) и И. П. Золотусского «Гоголь» (М., 1979). Отразите в реферате свои впечатления об обеих книгах.
Сравнительный анализ книг Ю. В. Манна «В поисках живой души» и И. П. Золотусского «Гоголь»
Книги Ю. В. Манна и И. П. Золотусского являются выдающимися исследованиями, посвящёнными жизни и творчеству Н. В. Гоголя. Они дополняют друг друга, раскрывая творчество писателя с разных сторон: философской, символической и биографической.
Ю. В. Манн в книге «В поисках живой души» сосредоточился на философском и религиозном аспектах творчества Гоголя. Автор рассматривает произведения писателя как непрерывный процесс осмысления человеческой природы, внутренней борьбы и духовного возрождения. Ключевой концепцией исследования является «живая душа» — символ утраченной человечности и поиска гармонии в обществе. Манн анализирует такие произведения, как «Шинель», «Ревизор», «Мёртвые души», подчеркивая, что Гоголь использовал сатиру, гротеск и символизм для отображения моральных кризисов общества.
Автор также уделяет внимание религиозным мотивам в творчестве Гоголя, исследуя его связь с христианской моралью и концепцией спасения. Манн видит в произведениях писателя не только сатирический, но и глубокий духовный пласт, обращённый к поискам истины. Он показывает, как через изображение абсурдных ситуаций и гротескных персонажей Гоголь стремился обнажить проблемы своего времени. Особое место в книге занимает анализ символики и её роли в построении художественного мира Гоголя. Ю. В. Манн делает акцент на универсальности творчества Гоголя, его значении для понимания нравственного кризиса современного общества. Книга написана академическим языком и требует внимательного чтения, что делает её незаменимой для специалистов и глубоких исследователей русской литературы.
И. П. Золотусский в своей книге «Гоголь» подходит к теме через биографический и исторический контексты. Автор сосредотачивается на жизненном пути Гоголя, уделяя внимание его внутренней борьбе, сомнениям и кризисным состояниям. В книге подробно описаны ключевые моменты жизни писателя, включая его детство, юность, становление как автора, а также трагический финал. Золотусский стремится показать, как эпоха и окружение формировали личность Гоголя, как его духовные искания отразились в произведениях.
Большое внимание уделено взаимоотношениям Гоголя с современниками, его переписке и реакции общества на творчество. Золотусский подчёркивает, что произведения Гоголя — это не только отражение внутреннего мира автора, но и зеркало российского общества XIX века. Автор мастерски описывает внутренний мир писателя, его сомнения и поиски. Язык книги яркий, образный, живой, что делает её доступной для широкого круга читателей, включая тех, кто только начинает знакомство с русской литературой.
Обе книги раскрывают Гоголя как многогранного человека и писателя. Манн акцентирует внимание на символическом и философском измерении его произведений, раскрывая глубину и сложность заложенных идей. Золотусский, напротив, показывает Гоголя как личность, подверженную влиянию своей эпохи, что позволяет лучше понять, как формировались идеи писателя.
Таким образом, оба исследования дополняют друг друга, создавая целостный портрет Н. В. Гоголя. Манн помогает проникнуть в философские и религиозные глубины творчества, а Золотусский раскрывает личность писателя и её взаимодействие с историческим и культурным контекстом. Совместное изучение этих книг позволяет читателю глубже осознать, почему творчество Гоголя остаётся актуальным и вдохновляющим для современников.
3.
Сравнение освещения сатиры Н. В. Гоголя в книгах Ю. В. Манна «Поэтика Гоголя» и Д. П. Николаева «Сатира Гоголя»
Сатира Н. В. Гоголя является одним из самых важных элементов его творчества, на котором строится глубина художественного мира писателя. Обе книги — «Поэтика Гоголя» Ю. В. Манна и «Сатира Гоголя» Д. П. Николаева — исследуют это направление, но предлагают разные точки зрения и акценты в анализе.
Ю. В. Манн в своей книге сосредотачивается на художественном аспекте сатиры, раскрывая её эстетическую природу и философскую глубину. Для Манна сатира Гоголя — это не просто способ высмеивания человеческих пороков, а сложный художественный приём, переплетённый с гротеском и фантазией. Автор обращает внимание на то, что в произведениях Гоголя, таких как «Шинель», «Ревизор» и «Мёртвые души», сатира не ограничивается бытовой комедией, а перерастает в инструмент глубокого философского анализа. Манн видит в сатирических образах Гоголя выражение не только общественных пороков, но и внутренней борьбы человека с собственными слабостями. Он подчёркивает, что гротескные элементы усиливают сатирическое воздействие, делая произведения Гоголя многослойными и универсальными.
Одним из ключевых выводов Манна является идея о том, что сатира у Гоголя неотделима от его поэтики. Через анализ языка, образов и художественной структуры он показывает, что Гоголь использует сатиру как средство для создания парадоксального и гротескного мира, где реальность и фантазия взаимодействуют. Например, Манн подчёркивает, что в «Мёртвых душах» сатирическое изображение чиновников, помещиков и крепостнической системы одновременно является и реалистичным, и аллегорическим. Через сатиру Гоголь не только высмеивает, но и философски осмысливает устройство общества, указывая на необходимость его нравственного обновления.
Д. П. Николаев, напротив, сосредоточен на социальной и политической роли сатиры в произведениях Гоголя. В своей книге он подробно анализирует, как Гоголь изображает пороки общества, такие как коррупция, глупость, алчность и злоупотребление властью. Николаев подчёркивает, что Гоголь не только критикует общественные пороки, но и стремится пробудить в читателе чувство ответственности за судьбу страны. Например, в «Ревизоре» он видит не только насмешку над бюрократической системой, но и скрытую тревогу за будущее России. Николаев анализирует сатиру Гоголя как инструмент воздействия на общественное сознание, способный изменить отношение людей к реальности.
Особое внимание Николаев уделяет аллегорическому характеру сатирических образов Гоголя. Так, в «Ревизоре» мнимый ревизор становится символом абсурдности человеческой глупости, а в «Мёртвых душах» помещики олицетворяют различные формы морального и духовного упадка. Автор также подчёркивает, что сатира Гоголя нередко переходит в гротеск, создавая карикатурные, но запоминающиеся образы, которые заставляют читателя задуматься о сущности человеческих пороков.
Сходство между подходами Манна и Николаева заключается в признании многослойности и универсальности сатиры Гоголя. Оба автора подчёркивают, что сатира Гоголя выходит за рамки простой критики общества и становится средством философского и морального анализа. Однако их подходы различаются по акцентам. Ю. В. Манн видит сатиру как часть художественной поэтики, исследуя её эстетическую и символическую природу, тогда как Д. П. Николаев акцентирует внимание на социальной значимости сатиры, её влиянии на общественное сознание и социальные преобразования.
Таким образом, анализ сатиры в книгах Манна и Николаева дополняет друг друга, предлагая читателю многогранный взгляд на творчество Гоголя. Манн позволяет глубже понять художественные принципы и философскую основу сатиры, а Николаев раскрывает её практическое значение для общества. Совместное изучение этих трудов даёт возможность полнее осознать, как через сатиру Гоголь осмысливал свою эпоху и обращался к проблемам, актуальным для всех времён.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением