Ответы на вопросы на стр.272 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Каков пафос стихотворения?Пафос стихотворения Александра Пушкина «К морю» — это глубокое прощание с символом свободы и величия — морем,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Каков пафос стихотворения?
Пафос стихотворения Александра Пушкина «К морю» — это глубокое прощание с символом свободы и величия — морем, которое воплощает для поэта не только природную силу и независимость, но и личную свободу и поэтическое вдохновение. Море в стихотворении символизирует свободную стихию, которая контрастирует с жизнью на "скучном бреге", где свобода ограничена и поэт чувствует себя «окованным».
Основные моменты пафоса:
1. Горькое расставание: Поэт прощается с морем, которое было для него источником вдохновения и свободы. Он ощущает невозможность навсегда остаться в этой свободной стихии, так как вынужден вернуться к жизни на земле, полной ограничений. Прощание полное горечи, но также уважения и восхищения перед могуществом моря.
2. Свобода и неукротимость: Море в стихотворении — это символ свободы, с которой поэт ощущает свою духовную связь. Его стихия схожа с природной силой моря: «могуч, глубок и мрачен», как само море, «ничем неукротим». Пафос стихотворения выражен в сопоставлении поэтической души Пушкина с непокорным и необузданным морем, которое не признаёт никаких оков.
3. Романтическая тоска: Тема утраты, прощания с чем-то возвышенным и великим (море, свобода, гении — Наполеон и Байрон) наполняет стихотворение романтической тоской. Пушкин скорбит о том, что время великих людей уходит, а с ним угасает и величие их идей.
4. Судьба людей и тиранов: Пушкин размышляет о том, что, где бы он ни оказался, судьба людей остаётся неизменной: свобода либо подавляется, либо просвещается тиранами. Это даёт стихотворению философский оттенок и подчёркивает разочарование поэта в общественных идеалах.
Таким образом, пафос стихотворения заключается в горьком прощании с морем как символом свободы, размышлениях о неизбежности жизни на земле, где эта свобода ограничена, и размышлениях о судьбах великих людей, чьи духи сродни самому морю.
2. Почему для выражения этого пафоса поэт обращается к изображению моря?
Для выражения пафоса стихотворения «К морю» Александр Пушкин обращается к изображению моря, потому что море символизирует свободу, величие и силу, которые поэт ставит в центр своих размышлений. Море — это классический образ в литературе романтизма, и его особенности идеально подходят для выражения того состояния души, которое хочет передать Пушкин.
1. Море как символ свободы и независимости
Море в стихотворении символизирует свободную стихию, которая не подчиняется ничьей воле. Оно ассоциируется с вечным движением, переменами, необузданной природной силой. Для Пушкина море — это воплощение того, чего он стремится достичь в своей жизни и творчестве: полной свободы от социальных и политических ограничений. Прощание с морем становится символом его осознания того, что идеальная свобода, к которой он стремится, невозможна в реальной жизни.
2. Личное вдохновение и связь с морем
Море олицетворяет поэтическое вдохновение и глубинные творческие силы, которые сравнимы с его мощью и неукротимостью. В стихотворении герой ощущает духовную связь с морем и его стихией, он чувствует, что в этом пространстве его душа находила свободу и простор для творчества. Однако поэт вынужден признать, что ему не удастся навсегда остаться в этой стихии: жизнь на земле с её повседневными обязанностями сковывает его.
3. Море как символ величия и трагедии
Море становится символом величия и трагедии одновременно. В стихотворении Пушкин вспоминает Наполеона и Байрона — двух великих людей, чьи судьбы также связаны с морем. Оба символизируют мощь духа и гениальность, которые, как и море, были беспокойными и неукротимыми. Но и они погибли, как буря, угаснув среди страданий, оставив за собой след, который, по мнению Пушкина, сродни следу, оставляемому великими людьми.
4. Море как контраст к земле
Земля, по сравнению с морем, — это «скучный неподвижный брег», символ повседневности и ограничения. Море, наоборот, — это открытое пространство для поиска, путешествия и духовного освобождения. Поэт чувствует боль, что не может вечно оставаться на «волнах», что его судьба вновь связана с реальностью земли и её неизменными правилами.
Заключение
Море как мощный природный символ помогает Пушкину выразить его пафос расставания со свободой, стремление к независимости и сожаление о невозможности воплотить эти идеалы в жизни. Море не просто природный объект, а глубокая метафора его внутренних переживаний и философских размышлений о жизни, творчестве и величии человеческого духа.
3. Сравните стихотворения «К морю» и «Погасло дневное светило...».
Стихотворения Александра Пушкина «К морю» и «Погасло дневное светило…» объединяет несколько тем, однако они различаются в эмоциональной окраске и мотивах.
Общее:
1. Тема моря и путешествия: В обоих стихотворениях море является центральным образом, символизирующим свободу и неизведанные горизонты. Оно ассоциируется с духовными поисками и стремлением вырваться за рамки обыденности. В «Погасло дневное светило…» герой отправляется в плавание, глядя на море, как на средство освобождения и обретения новых впечатлений. В «К морю» это уже финальное прощание с морем, символом былого стремления к свободе.
2. Романтический пафос: Оба стихотворения отражают романтическое стремление к свободе и новым горизонтам, характерное для творчества Пушкина этого периода. В обоих произведениях звучат нотки грусти, размышлений о потерянных возможностях и неосуществлённых мечтах.
3. Лирический герой и его внутренние переживания: Оба стихотворения отражают внутренний мир героя, его стремление к свободе, желание убежать от прошлых страданий и разочарований, а также философские размышления о жизни.
Различия:
1. Тон и настроение:
o В «Погасло дневное светило…» настроение скорее меланхолическое. Герой переживает расставание с прошлым, вспоминает о «безумной любви», которая приносила страдания. Здесь выражена тоска по утраченным чувствам, но присутствует и надежда на будущее, связанная с новыми возможностями, которые открываются перед ним в плавании.
o В «К морю» настроение более трагическое и окончательное. Это прощание с не только с морем, но и с былыми идеалами свободы и вдохновения. Лирический герой осознаёт, что его время стремлений и поисков прошло, и он возвращается на землю, приняв реальность и её ограничения.
2. Мотив прощания:
o В «К морю» герой прощается с морем как с символом свободы, осознавая, что не может навсегда остаться в этой стихии. Это прощание с юношескими мечтами, бурей страстей и гениальностью великих людей, таких как Наполеон и Байрон.
o В «Погасло дневное светило…» прощание скорее связано с прошлым и переживаниями юности, но оно не окончательное. Герой мечтает о новых горизонтах, несмотря на тяжёлые воспоминания.
3. Философские размышления:
o В «К морю» Пушкин размышляет о судьбе великих людей (Наполеон, Байрон), связывая их гениальность с силой моря. Он задумывается о том, как они боролись за свои идеалы, но в итоге их судьбы завершились трагически. Эти размышления приводят поэта к мысли, что свобода и стремление к величию в реальном мире часто сталкиваются с ограничениями.
o В «Погасло дневное светило…» размышления героя более личные и связаны с его собственным опытом любви и страданий. Море здесь выступает как средство ухода от прошлого, а не символ великого, но трагического пути.
Заключение:
Таким образом, в обоих стихотворениях море выступает символом свободы, вдохновения и новых горизонтов, но в «К морю» прощание с этой свободой более трагично и окончательно, тогда как в «Погасло дневное светило…» герой всё ещё надеется на новые впечатления и возможности, несмотря на горькие воспоминания о прошлом.
Развиваем дар слова
Объясните значение слов и словосочетаний, тропов: блещешь красой, ропот заунывный, шум призывный, предел желанный, заветным умыслом томим, своенравные порывы, смиренный парус, твоею прихотью хранимый. скользит отважно, рвалась душа моя. путь беспечный устремил, воспоминанья величавы, неукротим, торжественная краса.
Какие из них уместно было бы использовать в современной речи, в каких случаях?
Давайте разберём значение слов и словосочетаний из стихотворения Александра Пушкина «К морю», а также проанализируем, где их можно использовать в современной речи.
1. «Блещешь красой» — означает сиять, сверкать своей красотой. «Красой» в данном случае — это красота. Используется для описания чего-то яркого и великолепного.
o В современной речи: можно использовать для описания природных явлений или красивого внешнего вида человека, например: «Город вечером блещет красой огней».
2. «Ропот заунывный» — это грустный, монотонный, печальный звук или голос, выражающий недовольство или жалобу. «Заунывный» — унылый, тоскливый.
o В современной речи: редко используется, но может быть применено в поэтическом контексте, например: «Заунывный ропот дождя за окном».
3. «Шум призывный» — это шум, который будто бы зовёт, призывает к чему-то. Здесь море зовёт героя прощальным призывом.
o В современной речи: уместно в контексте описания природы или событий, например: «Призывный шум ветра звал меня на прогулку».
4. «Предел желанный» — это граница, цель, к которой стремится человек и которой он очень хочет достичь. «Предел» — это конечная точка.
o В современной речи: можно использовать для обозначения долгожданной цели или мечты, например: «Я наконец-то достиг желанного предела в карьере».
5. «Заветным умыслом томим» — означает быть охваченным тайной мыслью или желанием. «Умысел» — это мысль или намерение, а «заветный» — дорогой, сокровенный.
o В современной речи: уместно в литературных текстах, например: «Томим заветным умыслом, он долго не решался признаться в своих чувствах».
6. «Своенравные порывы» — означает капризные, непредсказуемые движения или импульсы. «Своенравный» — тот, кто действует по своей воле, непредсказуемо.
o В современной речи: можно использовать для описания эмоциональных или непредсказуемых действий, например: «Своенравные порывы ветра сорвали с дерева последние листья».
7. «Смиренный парус» — скромный и покорный парус, который подчиняется ветру.
o В современной речи: редко используется, но может быть применено в метафорическом контексте, например: «Смиренный парус моей судьбы подчиняется воле обстоятельств».
8. «Твоею прихотью хранимый» — означает находящийся под влиянием каприза или случайности. Здесь под «прихотью» подразумевается непредсказуемая сила моря.
o В современной речи: можно использовать для описания чего-то, что зависит от случайностей, например: «Твоею прихотью хранимый, мой путь зависит от удачи».
9. «Скользит отважно» — это движение с уверенностью и смелостью. Здесь речь идёт о паруснике, который смело плывёт по волнам.
o В современной речи: можно использовать для описания уверенного движения, например: «Он скользит отважно по льду, не боясь падений».
10. «Рвалась душа моя» — означает сильное желание или стремление, разрывающее внутренний мир человека.
• В современной речи: можно использовать для описания сильных эмоций или стремлений, например: «Душа рвалась к новым открытиям».
11. «Путь беспечный устремил» — означает направиться в путь беззаботно, не задумываясь о возможных опасностях. «Беспечный» — тот, кто не заботится о трудностях.
• В современной речи: можно использовать в контексте лёгкости и свободы, например: «Я беспечно устремился в новое приключение».
12. «Воспоминанья величавы» — это воспоминания о великих и значимых событиях. «Величавы» — торжественные, величественные.
• В современной речи: можно использовать для описания важных событий прошлого, например: «Величавы воспоминания о днях триумфа».
13. «Неукротим» — означает не поддающийся контролю, несдерживаемый.
• В современной речи: можно использовать для описания сильных, непобедимых характеров или природных сил, например: «Его воля была неукротима перед лицом трудностей».
14. «Торжественная краса» — это красота, полная величия и благородства. «Торжественная» — величественная, возвышенная.
• В современной речи: уместно для описания грандиозных природных явлений или важных событий, например: «Торжественная краса заката поражала воображение».
Какие выражения можно использовать в современной речи:
Наиболее уместные в современной речи выражения — «блещешь красой», «смиренный парус», «скользит отважно», «рвалась душа моя», «неукротим». Эти выражения могут использоваться в литературных, поэтических текстах или в образной речи, особенно в ситуациях, где нужно подчеркнуть красоту природы, сильные эмоции или решительность действий.
Фонохрестоматия
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ А. С. Пушкин. «К морю»
1. Стихотворение «К морю», завершающее период южной ссылки Пушкина, посвящено одному из самых сильных впечатлений поэта — поездке в Крым, посещению Черноморского побережья. Как средствами художественного чтения актёр передаёт ритм и звучание морского прибоя?
Актёр, исполняющий стихотворение Пушкина «К морю», использует размеренные и плавные интонации, чтобы передать ритм морского прибоя. Эти приёмы помогают создать ощущение движения волн, их мягкого шума и постоянного, но не спешного катания на берег.
1. Интонация: Восходящие и нисходящие интонации акцентируют плавные переходы между образами и создают ритм, напоминающий движение волн. Актёр может начинать фразы на более высоком тоне, а затем постепенно снижать его, что имитирует то, как волны набегают на берег и отступают.
2. Паузы: Логические паузы, особенно в местах, где стихотворение останавливается на описании природы или эмоций героя, помогают замедлить ритм, подчёркивая спокойствие и величие моря. Эти паузы напоминают короткие задержки между приближением волн.
3. Ударения: Логические ударения, расставленные на ключевых словах, таких как «волны», «свободная стихия», «порывы», подчёркивают эмоциональное восприятие моря и его мощь. Ударения усиливают акценты на звуках, которые могут напоминать набегание волн.
4. Темп: Размеренный темп позволяет передать равномерный, непрерывный ритм морского прибоя. Актёр избегает резких ускорений, что соответствует спокойному, но мощному характеру стихии.
5. Эмоциональные оттенки: Восторженная интонация в начале помогает передать восхищение поэта морем, в то время как более грустные нотки ближе к финалу передают ощущение прощания и утраты.
Эти элементы создают звуковой образ моря, который поддерживает эмоциональную насыщенность стихотворения и подчеркивает его символику.
2. Как ритмический строй речи, повышение и понижение голоса актёра помогают ему передать настроение поэта? Какие чувства поэта передаёт актёр в воспоминаниях о Наполеоне? Как музыка усиливает интонации актёрского чтения?
Ритмический строй речи, а также умелое использование повышения и понижения голоса помогают актёру передать сложное настроение стихотворения, в котором сочетаются любование морем и ностальгические мотивы. В начале чтения актёр использует более плавные и размеренные интонации, которые передают восхищение морем, его свободой и величием. Повышение тона подчёркивает восторг перед природной стихией, а понижение — момент размышлений и грусти по поводу неизбежного прощания с морем и молодыми мечтами.
Воспоминания о Наполеоне:
В воспоминаниях о Наполеоне актёр акцентирует грусть и трагичность. Пушкин описывает Наполеона как фигуру, которая оставила неизгладимый след в истории, и актёр передаёт это с помощью меланхоличных интонаций. В этой части актёрское исполнение становится более спокойным, торжественным и печальным, что подчёркивает тоскливое отношение поэта к угасшему величию. Наполеон воспринимается не как тиран, а как романтический герой, чей величественный путь завершился трагически, подобно бурям на море.
Музыкальное сопровождение:
Музыка играет важную роль в усилении интонаций актёра. Спокойная и немного печальная мелодия подчёркивает состояние лирического героя в момент прощания с морем и размышлений о Наполеоне. Она создаёт ощущение грусти и величия одновременно, усиливая эффект погружения в атмосферу стихотворения.
Таким образом, ритм, интонация актёра и музыка вместе передают сложную палитру чувств: от восхищения перед морем до грусти по поводу утраченных надежд и исторических личностей, таких как Наполеон, чьи последние надежды также оказались разбитыми.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением