Ответы на вопросы на стр.278 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Символизм, постсимволизм, авангард, футуризм, кубофутуризм, будетляне, историософия (философия истории), «заумь», «заумный» язык, «звёздный язык», символическое значение...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Символизм, постсимволизм, авангард, футуризм, кубофутуризм, будетляне, историософия (философия истории), «заумь», «заумный» язык, «звёздный язык», символическое значение гласных и согласных, философия времени, славянский фольклор и мифология, «Общество председателей Земного шара», эгофутуризм, художественный вкус, новые формы стиха, новые жанровые образования.
1.
Символизм — это литературное и художественное течение, появившееся во Франции в конце XIX века и распространившееся по всей Европе. Основой символизма является идея, что искусство должно выражать не прямые, материальные смыслы, а духовные, скрытые значения, используя символы как посредников между миром реальным и трансцендентным. Символисты видели в искусстве способ постижения глубинных тайн бытия, недоступных рациональному пониманию. Их произведения наполнены многозначными образами, намёками и недосказанностью.
В России символизм был представлен двумя волнами: «старшими символистами» (Валерий Брюсов, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус), которые акцентировали внимание на философских и религиозных аспектах, и «младшими символистами» (Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов), которые уделяли больше внимания индивидуальному переживанию и музыкальности стиха. Символизм обогатил литературу, привнеся новаторские ритмические структуры, разнообразие строфики и интонации. Это течение оказало огромное влияние на последующие модернистские направления, такие как акмеизм и футуризм.
2.
Постсимволизм возник в начале XX века как ответ на кризис символизма, связанный с его чрезмерным уходом в абстракцию и мистицизм. Постсимволисты стремились переосмыслить художественное наследие символистов, отказавшись от многозначной недосказанности и сосредоточившись на конкретных образах, деталях и предметности.
Постсимволизм характеризуется стремлением к ясности и точности выражения, что проявляется в более осязаемом и реалистичном описании мира. Однако в постсимволизме сохраняются элементы эстетики символизма, такие как внимание к внутреннему миру человека и многоплановость художественного образа. Это направление стало промежуточным звеном между символизмом и другими модернистскими течениями, включая акмеизм и футуризм.
В литературе постсимволизм представлен ранними произведениями Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой и Марии Цветаевой. Для их творчества характерны глубокий лиризм, точность слова и одновременно открытость к новым формам художественного выражения.
3.
Авангард (от французского avant-garde — передовой отряд) — это совокупность различных художественных течений, возникших в начале XX века, которые стремились к радикальному обновлению искусства, разрыву с традициями и созданию новых форм и содержания.
Главной целью авангарда было разрушение привычных канонов и эпатирование публики, чтобы заставить её пересмотреть своё отношение к искусству. Авангардисты искали новые способы выражения, используя эксперименты с формой, материалами, техникой и темами. Их работы часто характеризуются необычной композицией, абстрактностью и смелыми идеями.
Ключевые течения авангарда включают футуризм, кубизм, сюрреализм, дадаизм и конструктивизм. Авангард оказал огромное влияние на все виды искусства — живопись, литературу, архитектуру, театр и музыку, способствуя появлению современных стилей. В России авангардисты, такие как Владимир Татлин, Казимир Малевич и Василий Кандинский, внесли значительный вклад в мировую культуру.
4.
Футуризм — авангардное направление, которое появилось в Италии в 1909 году благодаря манифесту Филиппо Томмазо Маринетти. Название происходит от латинского слова futurum, что означает «будущее». Футуристы провозглашали разрыв с прошлым, восхваляли динамику современной жизни, технику, машины, скорость и индустриальный прогресс.
Основной темой футуризма стало отражение ритмов индустриального мира, который преобразует жизнь человека. В литературе футуристы отказывались от классической рифмы и синтаксиса, предпочитая свободное расположение слов и разрушение грамматических норм. В живописи они изображали движение и динамику через многоплановые композиции.
В России футуризм нашёл яркое выражение в творчестве таких поэтов, как Владимир Маяковский, Велимир Хлебников и Алексей Кручёных. Их произведения воспевали урбанизм, технологии и будущее, а также подвергали насмешкам традиционные формы искусства. Футуризм оказал значительное влияние на развитие русской и мировой культуры, стимулируя поиск новых форм художественного выражения.
5.
Кубофутуризм — уникальное направление русского авангарда, возникшее в начале XX века. Это сочетание идей кубизма и футуризма, которые объединили аналитический подход к форме и стремление передать движение, энергию и динамизм.
В живописи кубофутуристы, вдохновлённые европейскими художниками, такими как Пабло Пикассо и Жорж Брак, разлагали объекты на геометрические формы, создавая многоплановые изображения. В литературе кубофутуристы экспериментировали с языком, разрушая привычные грамматические и стилистические нормы. Они создавали новые слова, играли со звуками, ритмами и смыслами, стремясь к максимальной экспрессии.
Представителями кубофутуризма в русской литературе были Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский и Давид Бурлюк. Их творчество было направлено на переосмысление традиций, создание «языка будущего» и отражение духа своего времени. Кубофутуризм стал важным этапом в развитии авангарда и оказал значительное влияние на современное искусство.
6.
Будетляне — термин, введённый Велимиром Хлебниковым для обозначения русских футуристов. Это название подчеркивало их устремлённость в будущее, желание отказаться от старых форм искусства и создать новые, революционные методы художественного выражения. Слово происходит от корня "будет", указывая на их связь с будущим, прогрессом и переменами.
Будетляне противопоставляли себя не только классической культуре, но и итальянским футуристам, которых считали слишком прямолинейными. Их творчество сочетало эпатаж, стремление к обновлению и отрицание традиционных форм. Будетляне стремились показать, что искусство должно быть свободным, подвижным и способным отражать современность.
К группе будетлян относились поэты (Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк), художники (Казимир Малевич, Михаил Ларионов) и музыканты (Михаил Матюшин). Их деятельность охватывала поэзию, живопись, музыку и театр. Они организовывали публичные чтения, выставки и манифесты, призывая разрушить старые нормы искусства и создать новые, которые бы соответствовали индустриальной эпохе.
7.
Историософия — это философское направление, которое занимается изучением смысла, сущности и закономерностей исторического процесса. Она пытается понять, как развивается человечество, какие факторы влияют на ход истории и есть ли у неё конечная цель. Историософия исследует, как связаны прошлое, настоящее и будущее, и что движет человеческой цивилизацией — случайность, законы или сознательные усилия.
Это направление обращает внимание на роль личности, общества и внешних обстоятельств в развитии истории, а также на поиск внутренних закономерностей, таких как цикличность или линейность временных процессов. Историософия ставит вопросы о природе прогресса, возможности предсказания исторических изменений и духовно-нравственном содержании исторического пути человечества.
Философия истории находила своё выражение в трудах таких мыслителей, как Гегель, Гердер, Маркс, а также в русской традиции — у Бердяева, Ильина и Толстого. Она остаётся важной частью философии, стремящейся осмыслить прошлое для понимания настоящего и предвидения будущего.
8.
«Заумь» — это термин, созданный Велимиром Хлебниковым и Алексеем Кручёных, который обозначает экспериментальный язык, выходящий за пределы традиционной логики и смысла. В основе "зауми" лежит использование звуков и их сочетаний, которые не имеют прямого значения, но способны вызывать у слушателя или читателя определённые эмоциональные и интуитивные ассоциации.
Идея "зауми" родилась как ответ на устаревшие формы поэтического выражения. Хлебников и Кручёных считали, что язык должен быть свободным от привычных норм и ограничений, чтобы передавать не только смысл, но и энергию, эмоции, звуки мира. "Заумь" не столько описывает реальность, сколько создаёт её, обращаясь к чувствам и воображению.
Примером "заумного" текста является стихотворение Кручёных «Дыр бул щыл, убещур скум...». Этот текст невозможно перевести, но его звучание рождает ассоциации и эмоции. "Заумь" также была философией, подчёркивающей необходимость обновления не только языка, но и самого мышления.
9.
«Заумный язык» — это конкретное воплощение идеи "зауми" в практике. Это форма речи, где слова и звуки освобождены от традиционных значений и грамматических правил. Такой язык создаётся путём экспериментов с фонетикой, ритмом, аллитерацией и звукоподражанием.
Цель "заумного" языка — не передача конкретного смысла, а создание эмоционального и ассоциативного воздействия. Он воспринимается интуитивно, минуя рациональное осмысление. Это делает его универсальным средством выражения, понятным на уровне ощущений.
Велимир Хлебников и Алексей Кручёных использовали "заумный" язык для передачи сложных эмоций, идей и образов, которые невозможно выразить с помощью привычного языка. Они верили, что "заумный" язык способен открыть новые горизонты человеческого восприятия и стать основой искусства будущего.
10.
«Звёздный язык» — это концепция Велимира Хлебникова, в которой язык рассматривается как универсальный способ познания и выражения гармонии вселенной. Он основывается на идее, что звуки и слова имеют магическую силу, способную передавать глубинные законы мироздания.
Хлебников считал, что "звёздный язык" объединяет звуковую природу "зауми" с философскими идеями о космической гармонии. Такой язык должен быть универсальным, свободным от национальных и культурных ограничений. По замыслу Хлебникова, "звёздный язык" мог бы стать способом соединения человечества и способом постижения тайн вселенной.
"Звёздный язык" — это продолжение экспериментов Хлебникова с "заумным" языком, но с акцентом на его метафизическую составляющую. Он стал отражением стремления футуристов выйти за рамки человеческого восприятия и создать искусство, соответствующее масштабам вселенной.
11.
Гласные и согласные звуки имеют глубокое символическое значение, связанное с их звучанием, артикуляцией и воздействием на восприятие.
Гласные звуки символизируют открытость, свободу и эмоциональность. Их произношение требует открытого рта, что ассоциируется с естественным потоком энергии и выражением чувств. Например, в мистических традициях гласные часто использовались для создания мантр или звуковых формул, которые влияют на состояние сознания и вызывают резонанс с внутренним миром человека. В поэзии гласные могут создавать эффект мелодичности и легкости, передавать светлые и радостные эмоции.
Согласные звуки, напротив, символизируют структуру, порядок и материальность, так как их произношение требует преграды (губы, зубы или язык). Они воспринимаются как более «земные», способные задавать ритм и форму тексту. Согласные часто используют для передачи напряжения, строгости или драматичности.
Многие традиции, такие как каббала и древнеиндийские учения, придавали звукам сакральное значение, считая их основой мироздания. В литературе и искусстве выбор гласных и согласных помогает создать атмосферу, усилить смысл произведения или акцентировать определённое настроение.
12.
Философия времени — это раздел философии, который изучает природу времени, его сущность, структуру и восприятие. Она поднимает вопросы: существует ли время объективно, или это лишь конструкция человеческого разума?
В античности время рассматривалось как вечное и неизменное. Платон называл его движущимся образом вечности, а Аристотель связывал время с изменениями и движением. Средневековые философы, например, Августин Блаженный, подчёркивали субъективный аспект времени, считая, что прошлое живёт в памяти, будущее — в ожиданиях, а настоящее — в восприятии.
В Новое время Исаак Ньютон ввёл понятие абсолютного времени, существующего независимо от человека. Однако Лейбниц и последующие философы утверждали, что время — это отношение между событиями, зависящее от их последовательности.
В XX веке Альберт Эйнштейн с теорией относительности показал, что время и пространство связаны, а их восприятие зависит от движения наблюдателя. Мартин Хайдеггер исследовал экзистенциальное измерение времени, рассматривая его как основу человеческого бытия, связанного с конечностью жизни и осознанием будущего.
Философия времени остаётся актуальной, объединяя научные открытия и вопросы человеческого восприятия, помогая лучше понять место времени в нашей жизни и его связь с бытием.
13.
Славянский фольклор и мифология — это обширное наследие восточных, западных и южных славян, включающее мифы, легенды, сказки, песни, обряды и верования, отражающие мировоззрение древних славян. Мифология славян основывалась на политеизме, где боги олицетворяли силы природы и различные аспекты жизни. Перун был богом грома и войны, Велес покровительствовал скотоводству и богатству, Даждьбог ассоциировался с солнцем и плодородием, а Мокошь символизировала землю и судьбу.
Фольклорная традиция славян охватывает эпические песни (былины), сказки с волшебными героями (Иван-царевич, Баба-яга, Кощей Бессмертный), трудовые и свадебные песни, заговоры и обрядовые тексты. Эти произведения передавались устно и служили не только для развлечения, но и для воспитания, сохранения коллективной памяти и передачи культурных ценностей.
Мифология и фольклор славян имели тесную связь с природой, жизненными циклами и обрядами. Они объясняли явления окружающего мира, смену времён года, рождение и смерть. С принятием христианства многие языческие элементы сохранились в народных обрядах и праздниках, сливаясь с новыми религиозными традициями. Славянский фольклор продолжает вдохновлять современное искусство, литературу и исследовательские работы, оставаясь важной частью культурного наследия.
14.
«Общество Председателей Земного шара» — это утопическая идея, созданная Велимиром Хлебниковым в 1916 году. Она предполагала объединение 317 выдающихся личностей со всего мира, которые будут управлять "Государством времени". Хлебников считал, что эти люди — поэты, философы, художники, музыканты — обладают уникальными способностями и должны направлять человечество к гармонии, прогрессу и творческому развитию.
Число 317 для Хлебникова имело особое символическое значение. Он утверждал, что оно связано с закономерностями исторического времени и важными событиями, включая биографию Пушкина. Общество не имело строгих правил или структуры. Членство в нём подтверждалось символическим признанием. После смерти Хлебникова его идея продолжила существовать как философская концепция, а некоторые члены общества, такие как Григорий Петников, передавали статус Председателя следующим поколениям.
В это сообщество входили не только русские деятели, такие как Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Сергей Прокофьев, но и зарубежные, например Герберт Уэллс. Общество отражало мечту Хлебникова о глобальном творческом сотрудничестве, где искусство становится основой для единства и преобразования мира.
15.
Эгофутуризм — это литературное направление Серебряного века, созданное Игорем Северянином в начале XX века. Основная идея эгофутуризма заключается в утверждении личности и самовыражения. В названии направления соединены два ключевых элемента: "эго" (я) и "футуризм" (стремление к будущему). Это подчёркивает акцент на индивидуальности автора и ориентацию на прогресс и новаторство.
Идеи эгофутуризма заключались в поиске нового художественного языка без полного отрицания традиций. Эгофутуристы активно экспериментировали с формой, использовали неологизмы, метафоры, эпитеты и создали уникальный стиль, насыщенный яркими образами. Игорь Северянин собрал вокруг себя кружок единомышленников, называвших себя "Ego". Среди них были Георгий Иванов, Стефан Петров (Грааль-Арельский), Павел Кокорин и другие.
Эгофутуризм существовал как организованное направление с 1911 до 1914 года. После начала Первой мировой войны и революционных событий движение утратило свою актуальность. Однако его идеи повлияли на русскую поэзию, подчеркнув важность личного начала в творчестве и способствовав расширению художественного языка.
16.
Художественный вкус — это способность человека воспринимать, оценивать и наслаждаться произведениями искусства. Он отражает эстетические предпочтения, которые формируются на основе образования, культурного опыта и окружения. Это не только врождённая черта, но и результат воспитания и практики, начиная с раннего детства.
Развитый художественный вкус позволяет глубже понимать смысл произведений, чувствовать гармонию, стиль и замысел автора. Важно отметить, что вкус субъективен, и его проявления могут варьироваться от человека к человеку. Однако существуют исторически выработанные критерии, которые помогают отличить высокохудожественные произведения от посредственных.
Художественный вкус выполняет несколько важных функций: он способствует эстетическому развитию человека, формирует его эмоциональную сферу и помогает в творческом самовыражении. Этот вкус не только обогащает внутренний мир, но и помогает оценивать произведения искусства с профессиональной точки зрения. Формирование художественного вкуса остаётся важной задачей образования и культурной среды, так как он помогает человеку стать восприимчивым к красоте в искусстве и жизни.
17.
Новые формы стиха стали результатом стремления поэтов раздвинуть границы традиционного стихосложения и найти новые способы выражения. Одной из наиболее известных форм является верлибр (свободный стих), который полностью отказывается от рифмы и строгого метра. Верлибр предоставляет поэту свободу в организации строки и расстановке акцентов, что позволяет передать естественный ритм речи или внутреннего монолога. Этот подход усиливает интонационную выразительность и приближает поэзию к прозе, сохраняя её эмоциональную насыщенность.
Другой пример — визуальная поэзия, где текст становится не только словесным, но и графическим элементом. Каллиграммы, в которых расположение слов формирует рисунки или символы, усиливают смысловую нагрузку текста и обращаются к зрительскому восприятию. Такая форма стимулирует читателя воспринимать стихотворение как многослойное произведение искусства.
С развитием цифровых технологий появились электронные стихи, которые включают элементы анимации, звука и интерактивности. Эти произведения используют мультимедиа, чтобы создать уникальный опыт для читателя, превращая чтение в многосенсорное взаимодействие.
Современные поэты также активно экспериментируют с языком, создавая неологизмы и играя с фонетикой и лексикой. Этот подход позволяет передать не только традиционные смыслы, но и более глубокие интуитивные или эмоциональные переживания. Новые формы стиха отражают культурные изменения, усиливают связь искусства с современностью и адаптируют поэзию к новым медийным условиям.
18.
Новые жанровые образования
Появление новых жанров в литературе связано с изменениями в технологии и культуре. Современная литература активно реагирует на эти изменения, предлагая новые формы взаимодействия с читателем.
Одним из таких жанров стали гипертекстовые романы, которые разрушают линейность повествования. Эти произведения создаются с использованием гиперссылок, позволяя читателю выбирать собственный путь через текст. Это не только расширяет возможности сюжета, но и вовлекает читателя в процесс создания истории, делая его соавтором.
Сетература — произведения, созданные специально для интернет-среды, — также стала важным жанром. Она использует интерактивность, мультимедиа и элементы, которые невозможно воспроизвести в традиционной печатной форме. Такие тексты включают анимацию, звук и даже участие аудитории в развитии сюжета.
В поэзии популярна инстаграм-поэзия, где короткие стихи сопровождаются визуальными элементами и распространяются через социальные сети. Она доступна широкой аудитории, что делает поэзию более массовым явлением, сохраняя при этом её эстетическую ценность.
Фанфикшен, произведения, созданные на основе уже существующих миров, таких как литературные или кинематографические вселенные, стал одним из ключевых жанров современной любительской литературы. Он позволяет авторам развивать оригинальные сюжеты, исследовать альтернативные линии повествования и углублять проработку персонажей.
Современное искусство также активно использует синтез жанров, что приводит к появлению гибридных форм, таких как видеопоэзия — сочетание поэтического текста с визуальным рядом и звуковым сопровождением. Эти гибридные жанры привлекают внимание к новым способам взаимодействия текста с другими медиа.
Новые жанровые формы подчеркивают стремление литературы и искусства адаптироваться к изменениям времени, предоставляя автору свободу для экспериментов и вовлекая читателя в более интерактивное и многомерное взаимодействие с произведением.
Вопросы и задания
1. Выскажите собственное мнение о стихотворении В. Хлебникова «Заклятие смехом». Как вы поняли игру слов в этом стихотворении? Понравилось ли оно вам?
Мнение о стихотворении В. Хлебникова «Заклятие смехом»
Стихотворение В. Хлебникова «Заклятие смехом» — это яркий пример заумной поэзии, где слово теряет привычное значение и становится музыкальным, ритмическим инструментом. Оно создаёт особую атмосферу, где смех выступает не просто эмоцией, а магическим актом, средством преображения и раскрепощения.
Главная идея стихотворения заключена в изображении смеха как явления, выходящего за пределы обычного восприятия. Через повторы, звуковые игры и неологизмы, такие как «смехачи», «смеянствуют», «усмеяльно», Хлебников создаёт эффект заклинания. Эти слова звучат как мантра, гипнотически воздействуя на читателя. Они будто призывают нас погрузиться в мир, где смех — это мощная сила, объединяющая людей, разрушающая границы и снимающая напряжение.
Игра слов в стихотворении строится на корне «смех» и его многочисленных вариациях. Хлебников изобретает новые формы: «смешики», «смеюнчики», «усмей», «осмей». Эти неологизмы не несут конкретного значения, но их звучание передаёт ощущение радости, веселья и динамики. Повторяющиеся ритмы усиливают этот эффект, создавая впечатление бесконечного круговорота смеха, который не только выражает эмоции, но и становится самостоятельным героем текста.
Интересно, что смех в этом стихотворении воспринимается не просто как реакция человека, а как некая сила, почти космическая энергия. Оно звучит весело и абсурдно, но за этим весельем скрывается серьёзное философское размышление о природе языка. Хлебников показывает, что язык может выходить за рамки логики и превращаться в инструмент для создания эмоций. Слова тут становятся не носителями смысла, а звуками, формирующими определённое состояние у читателя.
Стихотворение похоже на магическое заклинание, что подчёркивается призывами «О, рассмейтесь, смехачи!» и «О, засмейтесь, смехачи!». Это своего рода обрядовая песня, которая призывает нас к освобождению через смех. Оно напоминает о том, что смех — это не только веселье, но и способ разрушения условностей, средство борьбы с серьёзностью и застывшими формами.
На меня это стихотворение произвело сильное впечатление. Оно удивляет своей игрой слов и звуковой динамикой. Хлебников мастерски создаёт атмосферу, где текст словно вибрирует и оживает. Читая, я действительно ощутил эффект погружения в ритм смеха, который заражает своей энергией. Это произведение не только радует своей необычностью, но и заставляет задуматься о возможностях языка как искусства. Оно напоминает, что поэзия может быть не только смысловой, но и звуковой, эмоциональной, что её можно чувствовать, а не только понимать.
«Заклятие смехом» поражает своей оригинальностью, освобождает от привычных норм и дарит ощущение свободы, которое, возможно, и было главной целью Хлебникова. Это стихотворение — воплощение смелости и творчества, которое продолжает вдохновлять и удивлять.
2. Каковы основные черты поэмы В. Хлебникова «Разин» как уникального примера русского стихосложения?
Основные черты поэмы В. Хлебникова «Разин» как уникального примера русского стихосложения
Поэма «Разин» Велимира Хлебникова — это яркий пример экспериментальной поэзии, где язык становится инструментом не только передачи смысла, но и создания звукового, эмоционального и образного впечатления. Эта поэма выходит за пределы традиционного стихосложения, нарушая привычные законы ритма, рифмы и синтаксиса. Основные черты этого произведения делают его уникальным в контексте русской поэзии.
1. Языковые эксперименты и заумь. Хлебников активно использует принципы заумного языка, где слова теряют привычный смысл и становятся фонетическими, эмоциональными или символическими единицами. В поэме встречаются неологизмы («усмеяльно», «разсмеяльно», «кулач меч»), звуковые повторы и игры с ритмом. Этот подход позволяет выйти за рамки рационального восприятия текста и обратиться к интуитивному восприятию через звуки и образы.
2. Звуковая живопись и ритмическая энергия. Строки поэмы наполнены звуковыми ассоциациями, создающими ритмическое напряжение. Повторы слов и звуков («топот», «мед идем», «рог о рог») создают эффект звукового потока, передающего энергию движения, битвы или ритуала. Такая структура текста напоминает ритмы народных песен, что придаёт поэме архаичное и обрядовое звучание.
3. Разрушение традиционного сюжета и композиции. Вместо линейного повествования Хлебников предлагает набор звуковых, образных и эмоциональных фрагментов, связанных ассоциативно. Темы Разина, битвы, Волги, природы перемежаются друг с другом, формируя калейдоскоп впечатлений. Композиция фрагментарна, что отражает неустойчивость и напряжённость исторической эпохи, о которой идёт речь.
4. Образы народной культуры и мифология. В центре поэмы — фигура Степана Разина, героя народных преданий, символа бунта и свободы. Однако Разин у Хлебникова — это не исторический персонаж, а мифологический архетип, символический образ, воплощающий хаос и разрушение. В текст активно включены элементы народного языка, фольклорных мотивов и звуковых ассоциаций, напоминающих обряды и песнопения.
5. Философский подтекст и игра с реальностью. Поэма предлагает не просто историю Разина, но размышление о природе восстания, хаоса, силы и разрушения. Хлебников интерпретирует эти темы через звуковой и ритмический язык, который заставляет читателя воспринимать текст скорее эмоционально и интуитивно, чем логически.
6. Влияние кубофутуризма. Поэма «Разин» отражает эстетику кубофутуризма, где текст становится не последовательным повествованием, а мозаикой звуков, образов и ритмов. Хлебников разрушает традиционные формы, создавая новый вид стихосложения, где важны не только слова, но и их звучание, ритмика и место на странице.
Поэма «Разин» — это уникальное произведение, в котором Хлебников соединяет элементы народной культуры, заумный язык, философию и экспериментальную технику. Это текст, который требует от читателя готовности воспринимать поэзию через звуки, образы и ассоциации, а не через привычные смысловые структуры. «Разин» — это произведение, которое переосмысливает возможности языка и открывает новые горизонты русского стихосложения.
3. Охарактеризуйте кубофутуризм как литературное направление.
Кубофутуризм — это авангардное направление, возникшее в начале XX века в России и объединившее черты французского кубизма и итальянского футуризма. Оно охватывало как литературу, так и изобразительное искусство, делая акцент на радикальном обновлении художественного языка, отказе от традиций и стремлении передать дух времени через новые формы.
В живописи кубофутуризм характеризуется использованием геометрических форм, дроблением предметов на составные части и стремлением передать движение, динамику и ритм современного мира. Художники стремились показать не статичный объект, а его изменение во времени. Среди представителей этого направления выделяются Казимир Малевич, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Ольга Розанова. Их работы отличались экспериментами с формой, цветом и композицией. Например, Малевич сочетал кубистические принципы с футуристическим стремлением к динамике, создавая картины, передающие энергетику и напряжение индустриальной эпохи.
В литературе кубофутуризм проявился в творчестве поэтов группы «Гилея», в которую входили Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Давид Бурлюк и другие. Основной целью кубофутуристов было разрушение классических форм поэзии и создание нового языка, способного передать современную реальность. Они активно экспериментировали со словотворчеством, создавая неологизмы и заумный язык, в котором слово становилось самостоятельным звуковым и визуальным объектом. Такие эксперименты, как использование аллитераций, ассонансов, ритмических повторов и необычных графических форм текста, делали их произведения уникальными.
Ключевым документом кубофутуризма стал манифест «Пощёчина общественному вкусу» (1912 год). В этом манифесте поэты провозгласили отказ от традиций классической литературы, включая творчество Пушкина, Достоевского и Толстого. Они выступали за «сближение искусства с жизнью» и стремление к передаче новой эпохи через новые формы. В поэзии кубофутуристов язык воспринимается не как средство передачи содержания, а как самостоятельная эстетическая ценность.
Одной из характерных черт кубофутуризма стало внимание к визуальной стороне текста. Поэты создавали фигурные стихи, где форма текста на странице дополняла его содержание. Например, строки могли принимать форму круга, креста или другого символа. Эти эксперименты приближали поэзию к изобразительному искусству, создавая синтез литературы и графики. Кроме того, большое внимание уделялось оформлению книг: типографика, шрифты и визуальные элементы становились важной частью художественного произведения.
Кубофутуризм также уделял внимание теме современности. Его представители стремились передать динамику и хаос нового индустриального мира, используя образы машин, городов, толп, шума и скорости. Это было отражением общего настроения эпохи, связанного с технологическими и социальными изменениями.
Таким образом, кубофутуризм стал ярким явлением русского авангарда, оставив глубокий след в культуре XX века. Он объединил радикальные новшества в живописи, поэзии и графике, разрушив границы между искусствами и продемонстрировав новые возможности художественного выражения. Кубофутуристы не просто отражали реальность, а стремились её преобразовать, создавая искусство, способное выразить напряжение и энергию своего времени.
4. Постарайтесь определить соотношение лирического и иронического начал в творчестве И. Северянина. Есть ли трагическое начало в поэзии И. Северянина? Обобщите свои впечатления о поэзии И. Северянина: кто он, по-вашему, — поэт с дурным вкусом или истинный поэт?
Соотношение лирического и иронического начал в творчестве И. Северянина
В поэзии Игоря Северянина лирическое и ироническое начала тесно переплетаются, создавая многослойность и эмоциональную глубину его произведений. Лирическое начало выражается в возвышенности чувств, внимании к красоте, искренности переживаний и способности автора передавать сложные эмоции через простые, но яркие образы. Например, в стихотворении «Почему бы не встречаться» присутствует романтическое настроение, воспевающее радость общения, мечты и покоя природы. Это чистая лирика, наполненная гармонией и лёгкостью.
Ироническое начало проявляется в осознании противоречий мира, в иронии над самой жизнью, её нелогичностью и абсурдностью. В стихотворении «Поэза странностей жизни» автор задаётся философскими вопросами о смысле существования, отмечая, как часто красота и уродство, верность и измена, мечты и разочарования пересекаются и смешиваются. Здесь чувствуется ирония над человеческими противоречиями, но эта ирония не уничтожает смысл, а углубляет восприятие жизни.
Наличие трагического начала
Трагическое начало в поэзии Северянина присутствует, но оно скрыто за внешней игрой и изяществом формы. Трагизм проявляется в размышлениях о неразрешимости жизненных противоречий, о скоротечности счастья, о невозможности удержать идеал. В стихотворении «Моя Россия» чувствуется одновременно восхищение и боль, связанные с судьбой родной страны. Северянин видит её мощь, красоту, богатство, но также ощущает хаос, бунты и страдания, которые становятся неотъемлемой частью её образа.
В стихотворении «Солнце и море» трагизм скрывается за внешней гармонией. Любовь между солнцем и морем описана как вечная, но в этой вечности кроется неизбежный конфликт — море утопляет солнце, а потом вновь верит ему. Эта цикличность, неизменность противоречий символизирует непреодолимую природу человеческих отношений и чувств.
Общее впечатление о поэзии Северянина
Игорь Северянин — поэт, который сознательно играет на грани между высоким и обыденным, возвышенным и ироничным. Его творчество часто обвиняли в вычурности, нарочитой театральности и даже «дурном вкусе», но эти черты были осознанным художественным приёмом, выражающим его поэтическое мировоззрение. Северянин был мастером создания образов, которые сочетали противоположности — простоту и утончённость, радость и горечь.
Северянин — истинный поэт, потому что он умел выразить сложность жизни через яркую, эмоционально насыщенную поэзию. Его стихи — это не только наслаждение красотой, но и глубокие размышления о смысле человеческого существования. В них звучит как лёгкая игра, так и искренняя боль, что делает его творчество многогранным и актуальным. Северянин остался в истории литературы как новатор, создавший уникальный поэтический мир, где лирика и ирония существуют в гармонии.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением