Ответы на вопросы на стр.28 Часть 1 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)

Изображение Вопросы и задания. Стр. 28 1. Дайте определение понятию сентиментализм и расскажите об основных чертах этого литературного направления.Сентиментализм (от...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Вопросы и задания. Стр. 28
1. Дайте определение понятию сентиментализм и расскажите об основных чертах этого литературного направления.
Сентиментализм (от французского sentiment – чувство) – направление в литературе и искусстве второй половины XVIII века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и обостренно эмоциональным отношением к окружающему миру. Новаторство сентиментализма – в исключительном внимании к душевному состоянию личности и обращении к переживаниям простого, незнатного человека.
Основные черты сентиментализма:
• Культ чувств. Центральное место в сентиментализме занимает чувство, индивидуальные переживания и эмоции.
• Идеализация природы. Природа выступает источником чистых и неподдельных чувств, местом уединения и вдохновения.
• Простота и естественность. Отход от сложных литературных форм, стремление к простоте и понятности выражения.
• Внимание к внутреннему миру человека. Интерес к личностным переживаниям, интроспекция и психологизм.
• Чувствительность и нежность. Герои сентименталистических произведений часто изображаются чувствительными и способными к глубоким эмоциональным переживаниям.
• Сочувствие и сострадание. Акцент на человечности, доброте и сочувствии к ближнему.
• Свобода воображения. В сентиментализме часто используются элементы воображения, фантазии, необычные сюжетные ходы и метафоры.
• Осуждение социальной несправедливости. Критика общественных пороков, осмысление идеалов справедливости и морали.
• Прославление любви. Любовь выступает важнейшей темой, особенно в её идеалистическом и платоническом виде.
2. Какую литературную «программу» выдвинули сентименталисты и какие жанры они культивировали?
Литературная программа сентименталистов заключалась в призыве «образовывать сердца» и «просвещать душу». Писатели считали, что искусство призвано учить людей чувствовать и любить.
Жанры, которые культивировали сентименталисты:
• В прозе: сентиментальное путешествие, сентиментальный роман, историческая повесть из русского прошлого, сентиментальное рассуждение.
• В поэзии: элегия, идиллия, послание.
• В драматургии: слёзная комедия, мещанская драма.
3. Вспомните повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Почему се следует отнести к произведениям русского сентиментализма?
Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» следует отнести к произведениям русского сентиментализма по следующим причинам:
• Внимание к чувствам героев. С точки зрения сентиментализма именно человеческие чувства были главной ценностью. Герои повести почти всё время страдают, постоянно выражая свои чувства слезами.
• Лирические отступления автора. Они помогают раскрыть особенности человеческой души и внимание к личности человека.
• Описание природы. Пейзажные зарисовки в повести создают определённое настроение и перекликаются с переживаниями героев. Так, сцена грозы подчёркивает страх и смятение в душе Лизы, подсказывает читателю, что впереди трагический поворот событий.
• Преобладание чувств над разумом. Героиня Лиза забывает обо всём, она живёт только своей любовью к Эрасту.
Творческие задания. Стр. 28
1. Вспомните, какими чертами характеризуется классицизм, и сопоставьте два литературных направления — классицизм и сентиментализм. Есть ли у них общее и каковы различия?
Сходство классицизма и сентиментализма заключается в следующем:
• Идеализация. Оба направления стремятся к идеализации, хотя в классицизме это проявляется через идеальные античные образцы, а в сентиментализме – через идеализацию чувств и эмоций.
• Акцент на морали. Классицизм и сентиментализм акцентируют внимание на моральных и этических аспектах, стремясь воспитывать читателя.
• Важность литературных форм. Оба направления часто используют строгие литературные формы для достижения своих целей, хотя классицизм более строг в соблюдении формальных правил.
Различие между классицизмом и сентиментализмом заключается в следующем:
• Эмоциональный фокус. Сентиментализм фокусируется на личных чувствах и внутренних переживаниях, тогда как классицизм делает акцент на общечеловеческие ценности и рациональность.
• Правила и формы. Классицизм строго придерживается правил и форм, сентиментализм же более свободен в формах выражения, допуская более тесное взаимодействие с читателем на эмоциональном уровне.
• Ориентация на античность. Классицизм часто заимствует темы и образы из античной литературы и искусства, в то время как сентиментализм больше склонен к использованию природы как символа и к размышлениям о личных переживаниях.
• Основная тематика. В классицизме – гражданская, общественная тематика произведений; в сентиментализме – любовная.
• Герои и характеры. Строгое деление на положительных и отрицательных героев в классицизме и отказ от прямолинейности в оценке характеров в сентиментализме.
• Роль пейзажа. В классицизме пейзаж играет вспомогательную роль, тогда как в сентиментализме пейзаж является средством психологической характеристики героев.
2. Прочитайте книгу ІО. М. Лотмана «Сотворение Карамзина», чтобы углубить свое представление о сентиментализме и творчестве писателя. Какие мысли ученого вам показались наиболее важными?
В книге Ю.М. Лотмана «Сотворение Карамзина» мне показались наиболее важными такие мысли:
• Идея о непрерывном самовоспитании Карамзина. Духовное «делание» и историческое творчество, сотворение своего «я» и человека своей эпохи сливаются воедино, и Карамзин всю жизнь «творил себя».
• Роль посещения революционной Франции в 1790 году. Автор книги доказывает, что Карамзин был не просто праздным наблюдателем, но активным исследователем мира революции.
• Идея о долге Карамзина перед обществом. Через искусство (читай: литературу) вести людей к доброму, светлому, вечному.
• Панорама философских течений XVIII – XIX веков, в которые оказался втянут Карамзин: Вольтер против Руссо (прогресс против опрощения), Кант против Лафатера (реализм против идеализма).
3. Подготовьте инсценировку отрывка из повести «Бедная Лиза» с последующей оценкой одноклассниками и учителем.
Отрывок из повести «Бедная Лиза» для инсценировки.
Автор: Прошло два года после смерти отца Лизина. Луга покрылись цветами, и Лиза пришла в Москву с ландышами.
(Перед сценой Лиза с корзиной цветов, подходит Эраст.)
Эраст: Ты продаешь их, девушка?
Лиза: Продаю
Эраст: А что тебе надобно?
Лиза: Пять копеек
Эраст: Это слишком дешево. Вот тебе рубль
Лиза: Для чего же? Мне не надобно лишнего
Эраст: Я думаю, что прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки, стоят рубля. Когда же ты не берешь его, вот тебе пять копеек. Я хотел бы всегда покупать у тебя цветы; хотел бы, чтоб ты рвала их только для меня
(Лиза отдала цветы, взяла пять копеек, поклонилась и хотела идти, но незнакомец остановил ее за руку)
Эраст: Куда же ты пойдешь, девушка?
Лиза: Домой
Эраст: А где дом твой?
(Лиза указала рукой на сцену, убегает. Эраст уходит.)
Автор: Лиза, пришедши домой, рассказала матери, что с нею случилось.
(Мама с Лизой выходит на сцену.)
Мама: Ты хорошо сделала, что не взяла рубля. Может быть, это был какой-нибудь дурной человек.
Лиза: Ах, нет, матушка! Я этого не думаю. У него такое доброе лицо; такой голос...
Мама: Однако ж, Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром. Ты еще не знаешь, как злые люди могут обидеть бедную девушку! У меня всегда сердце бывает не на своем месте, когда ты ходишь в город
(Лиза целует маму.)
4. Что воспитывают сентиментальные произведения?
Сентиментальные произведения воспитывают в человеке добрую душу, которая умеет радоваться счастью других людей и наслаждается этим чувством, умеет наслаждаться природой и искусством.
5. Какова роль автора в повести «Бедная Лиза»? Вмешивается ли он в сюжет или только комментирует и оценивает происходящие события?
Роль автора в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» заключается в том, что он выступает посредником между читателем и жизнью героев.
Повествование ведётся от лица рассказчика-повествователя, который вовлечён в развитие сюжета, но как бы остаётся за «кадром» происходящего. Писатель предоставляет право читателям определять правильность взаимоотношений между героями, оценивать происходящее и самим делать выводы.
Автор сопереживает героям, его чувства передаются читателю. Он не только описывает события, но и высказывает свои мысли и суждения. Уже в самом начале повести автор высказывает сочувствие к заглавной героине: «…привлекает меня к стенам монастыря воспоминание о плачевной судьбе…бедной Лизы». На протяжении всей повести автор относится к своей героине с любовью, нежностью и уважением, радуется её радостям и оплакивает её горе.
6. Какие особенности сентиментализма наиболее выпукло предстали в повести?
В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» наиболее выпукло представлены следующие особенности сентиментализма:
• Упор на чувства героев. Чувства руководят поступками персонажей, толкают Лизу к Эрасту, а Эраста к Лизе.
• Главная героиня – простая крестьянка. Это явный признак сентиментализма, так как главными героями становились люди простого происхождения.
• Преобладание чувств над разумом. Лиза забывает обо всём, она живёт только своей любовью к Эрасту.
• Лирические отступления автора. При каждом драматическом повороте сюжета слышен голос автора: «сердце моё обливается кровию…», «слеза катится по лицу моему».
Описание природы. Пейзажные зарисовки в повести создают определённое настроение и перекликаются с переживаниями героев. Так, сцена грозы подчёркивает страх и смятение в душе Лизы, подсказывает читателю, что впереди – трагический поворот событий.
7. Нарисуйте словесный портрет повествователя.
Словесный портрет повествователя в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»:
• Добросердечный, чувствительный, сентиментально настроенный человек, глубоко переживающий горе людей.
• Человек образованный и обладающий жизненным опытом, наблюдателен, умеет давать людям правильные характеристики.
• Любит Москву, её окрестности, природу родного края, часто ходит пешком, чтобы любоваться пейзажными красотами.
• Ностальгирующий странник, который часто любит бывать в окрестностях Москвы, бродить по лесам и равнинам и любоваться прекрасными природными пейзажами.
Повествователь – современник героев повести, он не только описывает события, но и высказывает свои мысли и суждения.
Русский язык и литература. Стр. 28
1. Каковы особенности литературного языка Н. М. Карамзина? Какие слова и выражения наиболее употребительны и почему?
Особенности литературного языка Карамзина включают:
• Стремление сблизить язык с живой разговорной речью образованных людей своего времени. Писатель разработал синтаксический строй, который приблизился к разговорному. Он устанавливал строгий порядок слов в предложении, строил простые предложения.
• Обогащение лексики. Карамзин придумал много новых слов, например: промышленность, общественность, будущность, влюбчивость, человечный, общеполезный, занимательный, развитие, впечатление. Он также ввёл много заимствований, таких как будуар, эгоист, круиз, карикатура, мост, тротуар, терраса, авансцена.
• Расширение значений старых слов. Карамзин придал им новые смыслы, расширяя тем самым смысловые, выразительные возможности языка. Например, он расширил значения слов: образ (в применении к поэтическому творчеству), потребность, развитие, тонкости, отношения, положения.
• Использование перифразов. Типичной чертой «нового слога» Карамзина становятся перифразы. Например, вместо солнце было принято говорить и писать светило дня, дневное светило; вместо глаза – зеркало души и рай души.
2. Как вы думаете, одинаково ли словоупотребление Лизы и Эраста в повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина? Индивидуализирована ли их речь? Приведите примеры в пользу вашей точки зрения.
В повести Карамзина крестьянка Лиза изъясняется на том же языке, что и дворянин Эраст. Писатель, как и западноевропейские сентименталисты, еще не знал речевого различения героев, представляющих противоположные по условиям существования классы общества. Все герои повести говорят на русском литературном языке, близком к реальному разговорному языку того круга образованной дворянской молодежи, к которому принадлежал Карамзин. Речь Лизы и Эраста не индивидуализирована.
В качестве примера можно привести пример диалога Лизы и Эраста: «Наконец Лиза вспомнила, что мать ее может об ней беспокоиться. Надлежало расстаться. «Ах, Эраст! – сказала она. – Всегда ли ты будешь любить меня?» – «Всегда, милая Лиза, всегда!» – отвечал он. – «И ты можешь мне дать в этом клятву?» – «Могу, любезная Лиза, могу!» – «Нет! мне не надобно клятвы. Я верю тебе, Эраст, верю. Ужели ты обманешь бедную Лизу? Ведь этому нельзя быть?» – «Нельзя, нельзя, милая Лиза!» – «Как я счастлива, и как обрадуется матушка, когда узнает, что ты меня любишь!» — «Ах нет, Лиза! Ей не надобно ничего сказывать». – «Для чего же?» – «Старые люди бывают подозрительны. Она вообразит себе что-нибудь худое». – «Нельзя статься». – «Однако ж прошу тебя не говорить ей об этом ни слова». – «Хорошо: надобно тебя послушаться, хотя мне не хотелось бы ничего таить от нее».»
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением