Ответы на вопросы на стр.28 Часть 1 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)











Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Вопросы и задания. Стр. 28
1. Дайте определение понятию сентиментализм и расскажите об основных чертах этого литературного направления.
Сентиментализм (от французского sentiment – чувство) – направление в литературе и искусстве второй половины XVIII века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и обостренно эмоциональным отношением к окружающему миру. Новаторство сентиментализма – в исключительном внимании к душевному состоянию личности и обращении к переживаниям простого, незнатного человека.
Основные черты сентиментализма:
• Культ чувств. Центральное место в сентиментализме занимает чувство, индивидуальные переживания и эмоции.
• Идеализация природы. Природа выступает источником чистых и неподдельных чувств, местом уединения и вдохновения.
• Простота и естественность. Отход от сложных литературных форм, стремление к простоте и понятности выражения.
• Внимание к внутреннему миру человека. Интерес к личностным переживаниям, интроспекция и психологизм.
• Чувствительность и нежность. Герои сентименталистических произведений часто изображаются чувствительными и способными к глубоким эмоциональным переживаниям.
• Сочувствие и сострадание. Акцент на человечности, доброте и сочувствии к ближнему.
• Свобода воображения. В сентиментализме часто используются элементы воображения, фантазии, необычные сюжетные ходы и метафоры.
• Осуждение социальной несправедливости. Критика общественных пороков, осмысление идеалов справедливости и морали.
• Прославление любви. Любовь выступает важнейшей темой, особенно в её идеалистическом и платоническом виде.
2. Какую литературную «программу» выдвинули сентименталисты и какие жанры они культивировали?
Литературная программа сентименталистов заключалась в призыве «образовывать сердца» и «просвещать душу». Писатели считали, что искусство призвано учить людей чувствовать и любить.
Жанры, которые культивировали сентименталисты:
• В прозе: сентиментальное путешествие, сентиментальный роман, историческая повесть из русского прошлого, сентиментальное рассуждение.
• В поэзии: элегия, идиллия, послание.
• В драматургии: слёзная комедия, мещанская драма.
3. Вспомните повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Почему се следует отнести к произведениям русского сентиментализма?
Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» следует отнести к произведениям русского сентиментализма по следующим причинам:
• Внимание к чувствам героев. С точки зрения сентиментализма именно человеческие чувства были главной ценностью. Герои повести почти всё время страдают, постоянно выражая свои чувства слезами.
• Лирические отступления автора. Они помогают раскрыть особенности человеческой души и внимание к личности человека.
• Описание природы. Пейзажные зарисовки в повести создают определённое настроение и перекликаются с переживаниями героев. Так, сцена грозы подчёркивает страх и смятение в душе Лизы, подсказывает читателю, что впереди трагический поворот событий.
• Преобладание чувств над разумом. Героиня Лиза забывает обо всём, она живёт только своей любовью к Эрасту.
Творческие задания. Стр. 28
1. Вспомните, какими чертами характеризуется классицизм, и сопоставьте два литературных направления — классицизм и сентиментализм. Есть ли у них общее и каковы различия?
Сходство классицизма и сентиментализма заключается в следующем:
• Идеализация. Оба направления стремятся к идеализации, хотя в классицизме это проявляется через идеальные античные образцы, а в сентиментализме – через идеализацию чувств и эмоций.
• Акцент на морали. Классицизм и сентиментализм акцентируют внимание на моральных и этических аспектах, стремясь воспитывать читателя.
• Важность литературных форм. Оба направления часто используют строгие литературные формы для достижения своих целей, хотя классицизм более строг в соблюдении формальных правил.
Различие между классицизмом и сентиментализмом заключается в следующем:
• Эмоциональный фокус. Сентиментализм фокусируется на личных чувствах и внутренних переживаниях, тогда как классицизм делает акцент на общечеловеческие ценности и рациональность.
• Правила и формы. Классицизм строго придерживается правил и форм, сентиментализм же более свободен в формах выражения, допуская более тесное взаимодействие с читателем на эмоциональном уровне.
• Ориентация на античность. Классицизм часто заимствует темы и образы из античной литературы и искусства, в то время как сентиментализм больше склонен к использованию природы как символа и к размышлениям о личных переживаниях.
• Основная тематика. В классицизме – гражданская, общественная тематика произведений; в сентиментализме – любовная.
• Герои и характеры. Строгое деление на положительных и отрицательных героев в классицизме и отказ от прямолинейности в оценке характеров в сентиментализме.
• Роль пейзажа. В классицизме пейзаж играет вспомогательную роль, тогда как в сентиментализме пейзаж является средством психологической характеристики героев.
2. Прочитайте книгу ІО. М. Лотмана «Сотворение Карамзина», чтобы углубить свое представление о сентиментализме и творчестве писателя. Какие мысли ученого вам показались наиболее важными?
В книге Ю.М. Лотмана «Сотворение Карамзина» мне показались наиболее важными такие мысли:
• Идея о непрерывном самовоспитании Карамзина. Духовное «делание» и историческое творчество, сотворение своего «я» и человека своей эпохи сливаются воедино, и Карамзин всю жизнь «творил себя».
• Роль посещения революционной Франции в 1790 году. Автор книги доказывает, что Карамзин был не просто праздным наблюдателем, но активным исследователем мира революции.
• Идея о долге Карамзина перед обществом. Через искусство (читай: литературу) вести людей к доброму, светлому, вечному.
• Панорама философских течений XVIII – XIX веков, в которые оказался втянут Карамзин: Вольтер против Руссо (прогресс против опрощения), Кант против Лафатера (реализм против идеализма).
3. Подготовьте инсценировку отрывка из повести «Бедная Лиза» с последующей оценкой одноклассниками и учителем.
Отрывок из повести «Бедная Лиза» для инсценировки.
Автор: Прошло два года после смерти отца Лизина. Луга покрылись цветами, и Лиза пришла в Москву с ландышами.
(Перед сценой Лиза с корзиной цветов, подходит Эраст.)
Эраст: Ты продаешь их, девушка?
Лиза: Продаю
Эраст: А что тебе надобно?
Лиза: Пять копеек
Эраст: Это слишком дешево. Вот тебе рубль
Лиза: Для чего же? Мне не надобно лишнего
Эраст: Я думаю, что прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки, стоят рубля. Когда же ты не берешь его, вот тебе пять копеек. Я хотел бы всегда покупать у тебя цветы; хотел бы, чтоб ты рвала их только для меня
(Лиза отдала цветы, взяла пять копеек, поклонилась и хотела идти, но незнакомец остановил ее за руку)
Эраст: Куда же ты пойдешь, девушка?
Лиза: Домой
Эраст: А где дом твой?
(Лиза указала рукой на сцену, убегает. Эраст уходит.)
Автор: Лиза, пришедши домой, рассказала матери, что с нею случилось.
(Мама с Лизой выходит на сцену.)
Мама: Ты хорошо сделала, что не взяла рубля. Может быть, это был какой-нибудь дурной человек.
Лиза: Ах, нет, матушка! Я этого не думаю. У него такое доброе лицо; такой голос...
Мама: Однако ж, Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром. Ты еще не знаешь, как злые люди могут обидеть бедную девушку! У меня всегда сердце бывает не на своем месте, когда ты ходишь в город
(Лиза целует маму.)
4. Что воспитывают сентиментальные произведения?
Сентиментальные произведения воспитывают в человеке добрую душу, которая умеет радоваться счастью других людей и наслаждается этим чувством, умеет наслаждаться природой и искусством.
5. Какова роль автора в повести «Бедная Лиза»? Вмешивается ли он в сюжет или только комментирует и оценивает происходящие события?
Роль автора в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» заключается в том, что он выступает посредником между читателем и жизнью героев.
Повествование ведётся от лица рассказчика-повествователя, который вовлечён в развитие сюжета, но как бы остаётся за «кадром» происходящего. Писатель предоставляет право читателям определять правильность взаимоотношений между героями, оценивать происходящее и самим делать выводы.
Автор сопереживает героям, его чувства передаются читателю. Он не только описывает события, но и высказывает свои мысли и суждения. Уже в самом начале повести автор высказывает сочувствие к заглавной героине: «…привлекает меня к стенам монастыря воспоминание о плачевной судьбе…бедной Лизы». На протяжении всей повести автор относится к своей героине с любовью, нежностью и уважением, радуется её радостям и оплакивает её горе.
6. Какие особенности сентиментализма наиболее выпукло предстали в повести?
В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» наиболее выпукло представлены следующие особенности сентиментализма:
• Упор на чувства героев. Чувства руководят поступками персонажей, толкают Лизу к Эрасту, а Эраста к Лизе.
• Главная героиня – простая крестьянка. Это явный признак сентиментализма, так как главными героями становились люди простого происхождения.
• Преобладание чувств над разумом. Лиза забывает обо всём, она живёт только своей любовью к Эрасту.
• Лирические отступления автора. При каждом драматическом повороте сюжета слышен голос автора: «сердце моё обливается кровию…», «слеза катится по лицу моему».
Описание природы. Пейзажные зарисовки в повести создают определённое настроение и перекликаются с переживаниями героев. Так, сцена грозы подчёркивает страх и смятение в душе Лизы, подсказывает читателю, что впереди – трагический поворот событий.
7. Нарисуйте словесный портрет повествователя.
Словесный портрет повествователя в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»:
• Добросердечный, чувствительный, сентиментально настроенный человек, глубоко переживающий горе людей.
• Человек образованный и обладающий жизненным опытом, наблюдателен, умеет давать людям правильные характеристики.
• Любит Москву, её окрестности, природу родного края, часто ходит пешком, чтобы любоваться пейзажными красотами.
• Ностальгирующий странник, который часто любит бывать в окрестностях Москвы, бродить по лесам и равнинам и любоваться прекрасными природными пейзажами.
Повествователь – современник героев повести, он не только описывает события, но и высказывает свои мысли и суждения.
Русский язык и литература. Стр. 28
1. Каковы особенности литературного языка Н. М. Карамзина? Какие слова и выражения наиболее употребительны и почему?
Особенности литературного языка Карамзина включают:
• Стремление сблизить язык с живой разговорной речью образованных людей своего времени. Писатель разработал синтаксический строй, который приблизился к разговорному. Он устанавливал строгий порядок слов в предложении, строил простые предложения.
• Обогащение лексики. Карамзин придумал много новых слов, например: промышленность, общественность, будущность, влюбчивость, человечный, общеполезный, занимательный, развитие, впечатление. Он также ввёл много заимствований, таких как будуар, эгоист, круиз, карикатура, мост, тротуар, терраса, авансцена.
• Расширение значений старых слов. Карамзин придал им новые смыслы, расширяя тем самым смысловые, выразительные возможности языка. Например, он расширил значения слов: образ (в применении к поэтическому творчеству), потребность, развитие, тонкости, отношения, положения.
• Использование перифразов. Типичной чертой «нового слога» Карамзина становятся перифразы. Например, вместо солнце было принято говорить и писать светило дня, дневное светило; вместо глаза – зеркало души и рай души.
2. Как вы думаете, одинаково ли словоупотребление Лизы и Эраста в повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина? Индивидуализирована ли их речь? Приведите примеры в пользу вашей точки зрения.
В повести Карамзина крестьянка Лиза изъясняется на том же языке, что и дворянин Эраст. Писатель, как и западноевропейские сентименталисты, еще не знал речевого различения героев, представляющих противоположные по условиям существования классы общества. Все герои повести говорят на русском литературном языке, близком к реальному разговорному языку того круга образованной дворянской молодежи, к которому принадлежал Карамзин. Речь Лизы и Эраста не индивидуализирована.
В качестве примера можно привести пример диалога Лизы и Эраста: «Наконец Лиза вспомнила, что мать ее может об ней беспокоиться. Надлежало расстаться. «Ах, Эраст! – сказала она. – Всегда ли ты будешь любить меня?» – «Всегда, милая Лиза, всегда!» – отвечал он. – «И ты можешь мне дать в этом клятву?» – «Могу, любезная Лиза, могу!» – «Нет! мне не надобно клятвы. Я верю тебе, Эраст, верю. Ужели ты обманешь бедную Лизу? Ведь этому нельзя быть?» – «Нельзя, нельзя, милая Лиза!» – «Как я счастлива, и как обрадуется матушка, когда узнает, что ты меня любишь!» — «Ах нет, Лиза! Ей не надобно ничего сказывать». – «Для чего же?» – «Старые люди бывают подозрительны. Она вообразит себе что-нибудь худое». – «Нельзя статься». – «Однако ж прошу тебя не говорить ей об этом ни слова». – «Хорошо: надобно тебя послушаться, хотя мне не хотелось бы ничего таить от нее».»
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением