Ответы на вопросы на стр.293 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Основные теоретические понятияАвторский неологизм, агитка, акцентный (тонический) стих, гипербола, гротеск, двойная метафора, любовная лирика, неточная рифма,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Основные теоретические понятия
Авторский неологизм, агитка, акцентный (тонический) стих, гипербола, гротеск, двойная метафора, любовная лирика, неточная рифма, силлабо-тоническая система стихосложения, сложная метафора, составная рифма, строфа, точная рифма, футуризм, цикл стихов, частушка.
1.
Авторский неологизм — это слово или выражение, созданное автором для выражения оригинальной идеи, эмоции или создания нового образа. Такие неологизмы часто появляются в художественной литературе, поэзии, публицистике и философии. Они могут быть полностью вымышленными, образованными путём сложения корней, приставок, суффиксов или заимствования из других языков.
Главной целью авторского неологизма является создание уникального языкового явления, способного подчеркнуть новизну мысли, индивидуальность стиля или эмоциональную насыщенность текста. Например, Владимир Маяковский активно использовал неологизмы, такие как «громокипящий» или «солнечный взрыв», чтобы выразить революционные настроения и динамику эпохи.
Авторские неологизмы часто становятся отражением мировоззрения автора и служат инструментом обновления языка, но иногда их значение остаётся неясным без контекста. Они могут быть временными, предназначенными только для одного произведения, или войти в повседневный язык, как, например, слово «утопия», придуманное Томасом Мором.
2.
Агитка — сокращённое название агитационного материала, созданного с целью пропаганды, политической или социальной агитации. Это может быть текст (стихотворение, проза, лозунг), графическое изображение (плакат, листовка) или даже короткий фильм.
Агитки имеют характерные особенности: простоту языка, эмоциональность и целенаправленность. Они обращаются к широкой аудитории и используют прямые призывы к действию или поддержке определённой идеи. В литературе агитки часто ассоциируются с советским временем, когда поэты, такие как Владимир Маяковский, создавали произведения в форме агитационной поэзии, отражая революционные идеалы и борьбу за социализм. Например, его строки «Кто там шагает правой? Левой!» выполнены в духе агитационной литературы, просты и выразительны.
Агитки стремятся быть максимально доступными и часто используют ритмичность и повторения, чтобы легче запоминаться.
3.
Акцентный стих — это стихотворный размер, основанный на равномерном чередовании ударных слогов, независимо от общего количества слогов в строке. В отличие от силлабо-тонического стихосложения, где соблюдается чёткое чередование ударных и безударных слогов, акцентный стих фокусируется только на ударных слогах, что придаёт тексту большую свободу и гибкость.
Этот размер широко использовался в русской поэзии XX века, особенно в футуристической, акмеистической и авангардной традициях. Например, поэзия Маяковского часто строилась на акцентном стихе, что усиливало драматизм и экспрессию его произведений.
Акцентный стих близок к ритмике народных песен и былин, что делает его интонационно выразительным и приближает к живой речи. Он даёт возможность автору варьировать длину строк, насыщать текст эмоциональными паузами и акцентировать ключевые слова.
4.
Гипербола — это стилистическая фигура речи, основанная на явном преувеличении для усиления выразительности или эмоционального воздействия. Её цель — не передать реальность, а акцентировать внимание на определённой детали или создать яркий образ, запоминающийся читателю.
Например, фраза «Я говорил это тысячу раз» не означает буквального числа повторений, а подчёркивает усталость говорящего. В литературе гипербола используется для создания комического или трагического эффекта, а также для передачи эмоционального напряжения.
Владимир Маяковский активно применял гиперболу в своей поэзии, чтобы подчеркнуть масштабность или важность описываемых событий, как, например, в строках «Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана». Гипербола является универсальным инструментом, который используется не только в художественных текстах, но и в риторике, рекламе, журналистике для привлечения внимания аудитории.
5.
Гротеск — это художественный приём, основанный на резком соединении противоположных элементов, таких как реальное и фантастическое, возвышенное и низменное, комическое и трагическое. Этот приём подчёркивает крайности и абсурдность явлений, доводя их до карикатурного или фантастического состояния.
Гротеск часто используется для создания яркого образа или акцента на противоречиях окружающего мира. Он применяется в литературе, искусстве и театре, чтобы заставить зрителя или читателя увидеть проблему с необычной точки зрения. Например, у Николая Гоголя в произведении «Нос» гротеск проявляется в фантастической ситуации, когда нос героя превращается в самостоятельную личность.
В сатирических произведениях Владимира Маяковского гротеск помогает высмеивать бюрократию и социальные пороки. Гротеск не только развлекает, но и подталкивает к размышлениям, так как его нелепость часто скрывает глубокие философские или социальные идеи.
6.
Двойная метафора — это сложный художественный приём, при котором одно явление или объект описывается через два последовательных, взаимосвязанных образа. Такой подход создаёт многослойный смысл и усиливает поэтическую выразительность.
Двойная метафора позволяет соединять далёкие по смыслу понятия, создавая неожиданные ассоциации. Например, в строке «Жизнь — это море возможностей, где каждая волна — новая надежда» первый метафорический образ — «жизнь как море», второй — «волна как надежда».
Этот приём часто используется в поэзии, чтобы создать насыщенную образность, требующую от читателя аналитического мышления и вовлечения. Двойная метафора усиливает эмоциональное воздействие текста и делает его более выразительным, что особенно характерно для таких поэтов, как Осип Мандельштам или Марина Цветаева.
7.
Любовная лирика — это жанр поэзии, в котором основным содержанием являются переживания, связанные с любовью: её радости, страдания, воспоминания или мечты. Этот жанр считается одним из самых древних и универсальных, поскольку тема любви затрагивает каждого человека.
В любовной лирике акцент делается на чувствах лирического героя, которые могут быть выражены в самых разнообразных формах — от восторга перед красотой возлюбленного до глубоких страданий от разлуки. Например, Александр Пушкин в стихотворении «Я вас любил» изображает горькую, но светлую память о любви, наполненную благородством и искренностью.
У Анны Ахматовой любовная лирика часто окрашена трагизмом и тонкими нюансами женской души. Любовная лирика может быть связана не только с романтической любовью, но и с более широкими чувствами, такими как любовь к природе, родине или искусству.
8.
Неточная рифма — это рифма, в которой созвучие между словами не является полным, но близким по звучанию. В отличие от точной рифмы, где совпадает окончание слов, в неточной рифме согласные или гласные могут звучать сходно, но не идентично.
Например, в строках «горы — взоры» или «река — тоска» слышится близкое, но не полное созвучие. Этот приём позволяет поэту избегать излишней предсказуемости и создавать более естественное звучание.
Неточная рифма была популярна у поэтов Серебряного века, таких как Анна Ахматова, Осип Мандельштам и Борис Пастернак, поскольку она давала больше свободы в построении стихотворного текста. Её использование часто связано с стремлением к музыкальности и эмоциональной выразительности, а также с попытками приблизить стихотворный ритм к естественной речи.
9.
Силлабо-тоническая система стихосложения — это наиболее распространённый в русской поэзии способ организации стихотворной речи, основанный на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов. В этой системе количество слогов в строке и их акцентуальное (ударное) распределение подчиняются строгому ритмическому закону, благодаря чему достигается ритмическая гармония и музыкальность текста.
Основой силлабо-тонического стихосложения являются метрические схемы, такие как ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест. Например, стихотворение Александра Пушкина «К Чаадаеву» написано ямбом, где ударные и безударные слоги чередуются согласно строгому ритму. Эта система позволяет создавать разнообразие ритмов, которые усиливают эмоциональное и смысловое звучание текста.
Силлабо-тоническая структура в русской литературе окончательно утвердилась в XVIII веке благодаря Василию Тредиаковскому и Михаилу Ломоносову. Она органично сочетает мелодичность силлабической системы (где учитывается только количество слогов) с выразительностью ударений, характерной для тонической системы.
10.
Сложная метафора — это образный приём, который соединяет несколько смысловых слоёв и требует от читателя глубокого анализа для полного понимания. В отличие от простой метафоры, где одно явление объясняется через другое (например, «река времени»), сложная метафора создаёт многослойное сравнение, соединяя в себе несколько контекстов.
Такой приём широко используется в поэзии, философии и даже в научных текстах, чтобы передать сложные идеи через выразительные образы. Например, в стихотворении Бориса Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать» метафора «достать чернил» объединяет физическое действие с глубоким эмоциональным переживанием и творческим импульсом.
Сложная метафора позволяет автору выразить идеи, которые невозможно передать прямым языком. В то же время она требует от читателя вдумчивого подхода, что делает текст более богатым и многозначным.
11.
Составная рифма — это вид рифмы, в котором совпадение звуков происходит не в одном слове, а в сочетании двух или более слов. Такой приём добавляет тексту разнообразия и позволяет поэту использовать более сложные и необычные ритмические конструкции.
Например, сочетания «белый свет — в ночи рассвет» или «светила звёзды — горят серьёзно» можно отнести к составным рифмам. Они широко используются в поэзии, особенно в футуристической и экспериментальной, где авторы стремятся к разрушению привычных канонов рифмования.
Составная рифма усиливает музыкальность стиха, делает его звучание более неожиданным и выразительным. Этот приём особенно характерен для поэтов Серебряного века, таких как Владимир Маяковский, который активно экспериментировал с рифмами, приближая их к разговорной речи и живому звучанию.
12.
Строфа — это структурный элемент стихотворения, представляющий собой группу стихов (строк), объединённых общим ритмом, рифмовкой и содержанием. Строфа может быть как регулярной (например, четверостишие, в котором рифма чередуется по схеме ABAB), так и нерегулярной, когда структура подчиняется эмоциональному содержанию текста.
В классической поэзии строгие строфические формы часто выступают средством выразительности, создавая чувство ритмической завершённости. Например, сонет — это строфа из четырнадцати строк с определённой схемой рифмовки, широко используемая в европейской литературе эпохи Ренессанса.
В русской литературе строфические формы играют важную роль: от четырёхстрочных строф у Александра Пушкина до сложных многострочных структур у Владимира Маяковского. Строфа не только упорядочивает текст, но и создаёт эстетический ритм, который влияет на восприятие читателя. В свободной поэзии XX века строфа теряет строгие рамки, становясь гибким инструментом передачи эмоций и смысла.
13.
Точная рифма — это рифма, при которой совпадение звуков в рифмующихся словах абсолютно полное, начиная с ударного гласного и до конца слова. Такой вид рифмы является традиционным и широко используется в поэзии для создания гармонии и упорядоченности текста. Примером точной рифмы являются пары слов «весна — страна», «берёза — слёзы».
Точная рифма помогает структурировать стихотворение и подчёркивает смысловое единство рифмующихся строк. Она создаёт ощущение завершённости и согласованности, что делает её идеальной для лирических и эпических произведений.
Эта рифма использовалась в классической русской поэзии, начиная с произведений Михаила Ломоносова и Александра Пушкина. Благодаря своей предсказуемости, точная рифма усиливает музыкальность текста, придавая ему мелодичность и целостность.
Однако в поэзии XX века точная рифма стала реже использоваться, поскольку её избыточное применение воспринималось как признак традиционности, не всегда подходящий для экспериментальных и модернистских форм. Многие поэты модернизма, такие как Владимир Маяковский или Осип Мандельштам, искали альтернативы, чтобы придать своим стихам новаторский характер.
14.
Футуризм — это художественное и литературное направление начала XX века, провозглашавшее отказ от традиций прошлого и воспевание будущего, техники, скорости и прогресса. Возникнув в Италии в 1909 году благодаря манифесту Филиппо Томмазо Маринетти, футуризм быстро распространился по Европе и оказал значительное влияние на русскую литературу и искусство. В России футуризм стал важным явлением, объединив множество группировок, среди которых кубофутуристы (Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Давид Бурлюк) и эгофутуристы (Игорь Северянин).
Русские футуристы стремились разрушить старые формы искусства, предлагали новые методы словотворчества (заумный язык, неологизмы) и экспериментировали с рифмой, метром и композицией. Основными темами футуристической литературы были индустриализация, урбанизация, стремление к новому человеку будущего. Примером поэзии футуристов является стихотворение Владимира Маяковского «Облако в штанах», где рваный ритм, резкие образы и эмоциональная экспрессия демонстрируют характерные черты направления. Футуризм в России был тесно связан с революцией 1917 года, так как он воспевал разрушение старого мира и построение нового, что соответствовало идеям социализма.
15.
Цикл стихов — это объединение нескольких стихотворений, связанных общей темой, настроением, сюжетом или образом. В цикле каждое отдельное стихотворение сохраняет свою самостоятельность, но одновременно дополняет другие, создавая единое целое. Примерами классических циклов являются «Крымские сонеты» Адама Мицкевича или «Петербургские повести» Николая Некрасова.
В русской литературе циклы стихов получили развитие в эпоху романтизма и модернизма. Например, цикл «Подражания Корану» Александра Пушкина демонстрирует единство темы религиозно-философских размышлений. В XX веке циклы стали активно использоваться для создания более сложных и многогранных произведений. Например, цикл «Венок сонетов» представляет собой особую форму, где последние строки каждого стихотворения становятся первыми строками следующего. Циклы помогают авторам создавать многоплановые произведения, раскрывающие одну идею или событие с разных сторон. Часто цикл стихов сопровождается эпиграфами, вступлениями или заключением, которые подводят итог общей идее.
16.
Частушка — это короткая, как правило, четырёхстрочная песня народного происхождения, отличающаяся быстрым ритмом, юмористическим или сатирическим содержанием. Частушки являются частью русского фольклора и связаны с народными праздниками, обрядами и бытовыми ситуациями. Их тематика разнообразна: от любовных переживаний до критики общественных и семейных отношений. Например, часто частушки высмеивают человеческие недостатки или злободневные события.
Частушки обычно исполняются под аккомпанемент народных инструментов, таких как балалайка или гармошка, что придаёт им задорный характер. Лексика частушек проста, но выразительна, с обилием метафор, гипербол и ритмичных повторов. Пример:
«Я на печке хлеб жую,
на гармошке я пою,
пусть соседи удивятся,
как я весело живу!»
В литературе частушки вдохновляли поэтов Серебряного века, таких как Сергей Есенин, который обращался к народным формам творчества для создания своих произведений. Частушка продолжает оставаться популярной формой народной культуры, передавая характер русского народа, его чувство юмора и отношение к жизни.
Творческие задания
1. Приведите примеры поэтических приемов Маяковского-футуриста — сложная метафора, гипербола, гротеск, неточная и составная рифма, — используя в качестве материала текст поэмы «Облако в штанах» или «Флейта-позвоночник».
Поэма Владимира Маяковского «Облако в штанах» — это выдающееся произведение русской литературы, где футуристические поэтические приёмы используются для выражения глубоких переживаний, социальных идей и эстетических принципов автора. Рассмотрим основные художественные приёмы, такие как сложная метафора, гипербола, гротеск, неточная и составная рифма, и их функции в произведении.
Сложная метафора
Маяковский активно использует метафоры, которые часто многослойны и требуют внимательного осмысления. Например, в строке:
«Вашу мысль, мечтающую на размягчённом мозгу, как выжиревший лакей на засаленной кушетке…»
поэт не только изображает «размягчённую» мысль, но и обличает её леность и деградацию, сравнивая с лакеем, символом подчинения и безынициативности. Сложные метафоры у Маяковского создают напряжённые образы, выражают конфликт внутреннего мира героя и окружающей реальности. В строках «гримируют городу Круппы и Круппики грозящих бровей морщь» образ улиц, как оживающих лиц, подчёркивает социальный контекст и деформацию городской среды.
Метафоры в поэме не только раскрывают внутренние состояния лирического героя, но и формируют общее ощущение кризиса эпохи:
«Каждое слово, даже шутка, которые изрыгает обгорающим ртом он, выбрасывается, как голая проститутка из горящего публичного дома».
Здесь автор соединяет трагизм и вызов, подчёркивая ярость и отчаяние героя, его отвращение к фальши и рутинизированности человеческого существования.
Гипербола
Гипербола — один из центральных приёмов в поэтике Маяковского. В строках:
«Меня сейчас узнать не могли бы: жилистая громадина стонет, корчится»
он превращает героя в огромную, почти мифологическую фигуру, подчёркивая масштаб его страданий. Гипербола усиливает экспрессию и придаёт словам мощь, которая позволяет выразить противоречия между внутренним миром героя и внешним давлением общества.
Ещё одним примером гиперболы служат строки:
«Эй! Господа! Любители святотатств, преступлений, боен, — а самое страшное видели — лицо моё, когда я абсолютно спокоен?»
Здесь автор акцентирует внимание на важности внутреннего состояния героя, которое даже в спокойствии остаётся угрожающим и разрушительным для окружающих. Гипербола подчёркивает максимализм Маяковского, его стремление к абсолютной честности в чувствах и действиях.
Гротеск
Гротеск в поэме выражается в фантастических, абсурдных и деформированных образах, которые обнажают нелепость реальности. Например, изображение нервов, которые «скачут бешеные, и уже у нервов подкашиваются ноги», превращает внутреннее состояние героя в физически ощутимую картину хаоса и разрушения. Гротеск помогает передать боль, напряжение и абсурдность существования.
В другом эпизоде, где герой обращается к Богу:
«Послушайте, господин бог! Как вам не скушно в облачный кисель ежедневно обмакивать раздобревшие глаза?»
используется гротескное снижение высокого образа Бога до обыденной, почти бытовой фигуры. Это подчёркивает отчуждение героя от традиционных ценностей и норм.
Гротеск также проявляется в изображении ночи:
«Пришла. Пирует Мамаем, задом на город насев…»
Этот образ ночи, представленной как завоевательница, сидящая на городе, усиливает чувство гнетущей атмосферы и подавленности.
Неточная рифма
Неточные рифмы, такие как «засаленной кушетке — окровавленный сердца лоскут», «вечер — канделябры», подчёркивают разрыв с классической поэтической традицией. Они создают ощущение живого, разговорного языка, где звуковое несовпадение подчёркивает эмоциональную неустойчивость текста. Маяковский использует неточные рифмы, чтобы разрушить привычные шаблоны восприятия поэзии и сделать её более динамичной.
Составная рифма
Составная рифма, характерная для футуристов, также встречается в поэме. Например, в строка
«Любите ли вы ночь на небе, как я? Мечусь… А вы?!»
или
«Проклятая! Что же, и этого не хватит? Скоро криком издерётся рот…»
рифмуются не отдельные слова, а целые фразы, что придаёт тексту ритмическое разнообразие и усиливает экспрессию.
Функции приёмов
Использование этих приёмов в «Облаке в штанах» подчёркивает разрыв между внутренним миром лирического героя и окружающей действительностью. Сложные метафоры и гиперболы отражают величие и страдания героя, его ярость и нежность, превращая его в фигуру пророка, страдающего за своё время. Гротеск обнажает абсурдность социальных норм и жизненных ситуаций, усиливая ощущение кризиса. Неточные и составные рифмы делают текст живым, нарушая традиционные каноны и подчёркивая экспериментальность поэзии.
Таким образом, поэма «Облако в штанах» становится ярким примером футуристического искусства, где разрушение традиций служит средством для создания новой, выразительной и глубоко эмоциональной поэзии. Маяковский через смелые художественные эксперименты не только выражает свои чувства, но и формирует уникальный язык, который позволяет передать всю сложность и противоречивость эпохи.
Поэма Владимира Маяковского «Флейта-позвоночник» представляет собой яркое выражение его футуристической поэтики, насыщенной эмоциональной напряжённостью, смелыми образами и языковыми экспериментами. Рассмотрим, как поэт использует сложную метафору, гиперболу, гротеск, неточную и составную рифму.
Сложная метафора
Маяковский насыщает текст метафорами, которые требуют вдумчивого анализа. Например:
«Я сегодня буду играть на флейте. На собственном позвоночнике».
Эта метафора объединяет образ боли, страдания и творческого самоотречения. Позвоночник становится инструментом, на котором поэт играет, превращая свои муки в искусство. Метафора подчеркивает интимность процесса творчества, связанного с внутренними переживаниями.
Другой пример:
«Какому небесному Гофману выдумалась ты, проклятая?!»
Здесь поэт сравнивает свою возлюбленную с фантастическими образами немецкого писателя Гофмана, подчёркивая её загадочность и сложность. Эта метафора связывает личную драму с литературными аллюзиями.
Гипербола
Гипербола у Маяковского придаёт тексту экспрессию и драматизм. Например:
«Из тела в тело веселье лейте. Пусть не забудется ночь никем.»
Поэт гиперболизирует желание сохранить момент, сделать его вечным. Это подчёркивает глубину его эмоций и желание преодолеть скоротечность жизни.
В строках:
«Возьми и вздерни меня, преступника. Делай что хочешь. Хочешь, четвертуй.»
гипербола усиливает образ героического самопожертвования и крайней степени отчаяния. Герой готов на всё, лишь бы избавиться от душевной боли.
Гротеск
Гротеск создаёт напряжённые, причудливые образы, подчёркивающие внутренний конфликт героя. Например:
«Рот зажму. Крик ни один им не выпущу из искусанных губ я. Привяжи меня к кометам, как к хвостам лошадиным, и вымчи, рвя о звездные зубья.»
Этот гротескный образ сочетает невероятные физические страдания с космическими масштабами. Гротеск подчёркивает абсурдность ситуации, в которой герой оказывается пленником своих чувств.
Ещё один пример гротеска:
«В ужасе, что тебя любить увели, метался и крики в строчки выгранивал, уже наполовину сумасшедший ювелир.»
Поэт приравнивает процесс письма к маниакальной работе ювелира, создавая образ героя, доведённого до безумия своей любовью.
Неточная рифма
Неточные рифмы, такие как «небесному Гофману — проклятая», подчеркивают экспериментальность футуристического стиля. Маяковский сознательно нарушает гармонию традиционной поэтической формы, делая текст ближе к естественной разговорной речи. Это придаёт произведению живость и динамичность.
Ещё пример: «человечьи ноты — мясо дьявола». Здесь рифмы соединяют далеко отстоящие по смыслу образы, создавая эффект неожиданности и усиливая драматизм.
Составная рифма
Составные рифмы также играют важную роль в поэме. Например:
«Ты что-то таила в шелковом платье, и ширился в воздухе запах ладана.»
Эта рифма строится не на отдельных словах, а на целых строках, создавая более сложную структуру текста.
Другой пример:
«Губы дала. Как ты груба ими. Прикоснулся и остыл.»
Составная рифма подчёркивает эмоциональную неоднородность текста, где каждое чувство — от любви до отчаяния — получает своё отражение.
Функции приёмов
Эти приёмы в «Флейте-позвоночнике» работают на создание эмоционального накала, глубокого внутреннего конфликта и выразительности. Сложные метафоры передают противоречия героя, гиперболы усиливают трагизм его переживаний, а гротеск делает образы насыщенными и яркими. Неточные и составные рифмы ломают привычные ритмические структуры, придавая тексту энергию и экспрессию. В результате, поэма становится ярким примером футуристической поэзии, где эксперименты с языком служат не только эстетической, но и эмоциональной цели.
2. Опираясь на стихотворения «Нате!», «Скрипка и немножко нервно», «Себе, любимому, посвящает эти строки автор», «Кофта фата», «России», покажите, какие черты человеческой личности В. Маяковского получили отражение в образе лирического героя этих стихотворений.
В этом стихотворении лирический герой предстаёт как бунтарь и обличитель. Он открыто противопоставляет себя толпе, которую воспринимает как массу, не способную понять его творчество и глубину его мыслей. Протест против лицемерия и обывательской глупости выражается в резких, саркастичных образах: «А я вам открыл столько стихов шкатулок, я — бесценных слов мот и транжир». Герой не только презирает эту толпу, но и провоцирует её, бросая вызов своими яркими и резкими выражениями. Его презрение к обыденности усиливается через гиперболу («плюну в лицо вам»), которая подчёркивает разрыв между поэтом и обществом. Здесь герой Маяковского — это гордый индивидуалист, отстаивающий свою творческую свободу и высокую миссию поэта.
«Скрипка и немножко нервно»
В этом стихотворении раскрывается чувствительная и уязвимая сторона лирического героя. Через образ скрипки, которая «издергалась, упрашивая» и «разревелась так по-детски», Маяковский показывает свою собственную душевную ранимость. Герой, подобно скрипке, не находит отклика в окружающем мире, его крик души остаётся неуслышанным. В кульминации стихотворения герой находит в скрипке родственную душу, восклицая: «Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи!» Этот образ подчеркивает одиночество героя и его стремление найти понимание, пусть даже в неодушевлённом предмете. Скрипка становится символом его внутреннего мира, полного противоречий и боли.
«Себе, любимому, посвящает эти строки автор…»
В этом стихотворении герой Маяковского предстает как фигура космического масштаба, испытывающая глубокий внутренний конфликт. Он ощущает себя огромным и сильным, но одновременно ненужным и лишним в мире. Гиперболизация образов помогает подчеркнуть его чувство отчуждённости: «Если бы я был маленький, как Великий океан… Если б был я тихий, как гром». Лирический герой осознаёт свою уникальность, но также понимает, что это уникальность не приносит счастья. Ему не хватает любви, которая могла бы быть равной его величию. Герой страдает от несоответствия между масштабами своих желаний и ограниченностью реального мира. Это стихотворение демонстрирует его внутреннюю борьбу между гордостью за своё величие и тоской по человеческой близости.
«Кофта фата»
Здесь лирический герой представлен в игривом и эксцентричном образе. Он гордо демонстрирует своё право быть ярким, необычным и свободным. Используя метафоры, он создает образ поэта, который буквально «шьёт» свой внешний облик из элементов природы и своего творчества: «Я сошью себе черные штаны из бархата голоса моего». Герой не боится провокаций и смело заявляет о своей независимости, бросая вызов обществу. Его творчество — это акт самовыражения, насыщенный дерзостью, энергией и иронией. Стихотворение подчеркивает не только уверенность героя в себе, но и его острое чувство юмора, его способность с лёгкостью превращать свои мысли в яркие и необычные образы.
«России»
В этом стихотворении герой размышляет о своей связи с родиной. Его отношение к России наполнено сложными и противоречивыми чувствами. Он одновременно отталкивает её несовершенство («Я не твой, снеговая уродина») и чувствует глубокую привязанность к ней. Это стихотворение раскрывает героя как человека, который не принадлежит полностью ни одному месту, ни одной культуре. Он ощущает себя чужим, «заморским страусом», но при этом не может избавиться от глубокой внутренней связи с Россией. Герой осознаёт своё место в мире как личности, не укладывающейся в привычные рамки.
Общий образ лирического героя
Лирический герой Маяковского объединяет в себе мощь, бунтарство, ранимость и поиск гармонии. Он горд и дерзок, его протест против общества выражен через яркие метафоры, гиперболы и сарказм. Одновременно в его образе присутствует глубокая уязвимость, тоска по любви и пониманию. Герой осознаёт свою исключительность, но часто чувствует себя одиноким и непонятым. В каждой из граней этого образа проявляется внутренняя борьба между желанием быть понятым и стремлением отстоять свою независимость. Герой Маяковского — это одновременно сила и слабость, протест и нежность, величие и одиночество.
3. Сделайте сообщение на тему «Классическая поэзия в оценке В. Маяковского» (на материале стихотворений «Радоваться рано», «Юбилейное», «Тамара и Демон»).
Образы лирического героя в стихотворениях Владимира Маяковского создают многогранный портрет личности, воплощающей силу, протест, страсть, уязвимость и творческую свободу. Каждый текст отражает определённую грань его внутреннего мира и жизненного мировоззрения.
«Нате!»
Классическая поэзия в оценке В. Маяковского
В стихотворениях «Радоваться рано», «Юбилейное» и «Тамара и Демон» Владимир Маяковский переосмысливает классическое наследие русской литературы, оценивая его с точки зрения революционного современника и поэта-футуриста. Каждое из произведений показывает разные аспекты его отношения к классической традиции — от критики до признания её значимости в новом времени.
«Радоваться рано»
В этом стихотворении Маяковский выражает протест против охраны классического наследия искусства как «старья». Он проводит параллель между борьбой революции и необходимостью обновления культуры. Герой видит в избыточной охране традиций препятствие для создания нового искусства. Образ «динамитов» для памятников — гиперболизированное средство выражения необходимости решительных изменений. Тем не менее, в подтексте читается уважение к гениям прошлого, таким как Рафаэль и Растрелли, однако Маяковский акцентирует внимание на том, что эти фигуры не должны превращаться в статичные символы. Культура должна быть живой и революционной, а не превращаться в «кладбище» устаревших форм.
«Юбилейное»
Стихотворение обращено к Александру Пушкину, главному символу русской классической поэзии. Маяковский вступает в своего рода диалог с великим поэтом, демонстрируя как уважение, так и критическое переосмысление его наследия. Он подчёркивает различия между своим временем и эпохой Пушкина, заявляя о новых требованиях к поэту в революционную эпоху. Маяковский замечает, что Пушкин, будь он жив, мог бы стать его соратником по литературному ЛЕФу, участвуя в создании «агиток» и новой, актуальной литературы. Одновременно автор критикует «пушкинистов», превращающих творчество Пушкина в хрестоматийный, мёртвый канон. Он противопоставляет себя этим хранителям традиции, выступая за живое, актуальное искусство. Несмотря на это, уважение к Пушкину остаётся центральным: Маяковский видит в нём близкого по духу человека, способного «бушевать» в жизни так же, как и сам Маяковский.
«Тамара и Демон»
Стихотворение «Тамара и Демон» — это полемика с Михаилом Лермонтовым и его произведением «Демон». Маяковский иронизирует над возвышенными романтическими образами Лермонтова, упрощая их до бытовых деталей и показывая, как эти фигуры могли бы существовать в реальной жизни. Демон представлен как стареющий, усталый мифологический персонаж, потерявший былую мощь, а Тамара — как фигура, способная к человеческому взаимодействию, без романтического ореола. Эта деконструкция традиционного романтического мифа подчёркивает стремление Маяковского разрушить старые формы и заменить их более актуальными для нового времени.
Итоговая оценка
Владимир Маяковский воспринимает классическую поэзию как важное наследие, но подход к ней у него двойственен. С одной стороны, он критикует её устаревшие формы и неподвижность, которые не соответствуют динамике нового времени. С другой стороны, он уважает гениальность её создателей и признаёт их возможными союзниками в борьбе за новое искусство. Классика для Маяковского — это не застывший памятник, а источник, из которого можно черпать вдохновение, если подходить к нему критически и творчески.
4. В чём видит В. Маяковский советского периода цели и задачи поэтического творчества? Подтвердите свой ответ цитатами из стихотворений «Серіею Есенину», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Домой» («Стихи об Америке») и поэмы «Во весь голос». Подготовьте эссе.
Цели и задачи поэтического творчества в оценке В. Маяковского
Владимир Маяковский в советский период видел в поэзии прежде всего инструмент общественного преобразования, формирования нового сознания и вдохновения масс к революционным свершениям. Его творчество отличалось направленностью на социалистические идеалы, стремлением к созданию нового языка, мощного и действенного, а также чувством личной ответственности перед обществом. Анализ стихотворений «Сергею Есенину», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Домой» («Стихи об Америке») и поэмы «Во весь голос» позволяет раскрыть основные черты его взглядов на задачи поэта.
1. Поэзия как двигатель революции
Маяковский считал, что поэзия должна быть не только описательной, но и преобразующей. В стихотворении «Сергею Есенину» он критикует пассивность, меланхолию и декадентство, противопоставляя им активный, созидательный труд. Его идея в том, что поэт не может быть просто наблюдателем; он должен участвовать в изменении мира:
«Надо жизнь сначала переделать,
переделав — можно воспевать.»
Эти строки символизируют важность практических действий. Только изменив общество, можно говорить о его возвышении через искусство. Поэт для Маяковского — это активный участник социалистического строительства, вдохновляющий народ идти вперед.
2. Роль поэта в обществе: учитель и лидер
Маяковский видел в поэте не просто создателя прекрасного, но «полководца человечьей силы», способного повести за собой. В поэме «Во весь голос» он подчеркивает уникальность своей миссии, указывая на стремление оставить след в истории:
«Мой стих дойдет,
но он дойдет не так,
не как стрела в амурно-лировой охоте,
не как свет умерших звезд доходит.
Мой стих трудом громаду лет прорвет
и явится весомо, грубо, зримо,
как в наши дни вошел водопровод,
сработанный еще рабами Рима.»
Эта метафора водопровода подчеркивает, что поэзия должна быть утилитарной, практической, неотъемлемой частью жизни общества. Она служит не для эстетического удовольствия, а для решения жизненных проблем, как вода, утоляющая жажду.
3. Борьба с устаревшими формами искусства
Маяковский активно боролся против традиционных и устаревших форм поэзии, называя их «старьем». В стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» он выражает свое видение творчества как сложного, изнурительного процесса, который требует не просто таланта, но настоящего труда. Поиск рифмы сравнивается с добычей радия:
«Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
тысячи тонн словесной руды.»
Эти строки раскрывают суть его подхода: создание поэзии — это поиск нового, сильного языка, который воздействует на массы. Он отвергает легкую, развлекательную поэзию, сравнивая ее создателей с «лирическими кастратами», использующими чужие идеи и образы. Поэт, по мнению Маяковского, должен быть новатором, создающим мощные образы, способные изменить сознание.
4. Поэт как рабочий нового мира
В стихотворении «Домой» («Стихи об Америке») Маяковский сравнивает себя с заводом, вырабатывающим счастье. Эта метафора отражает его идею коллективной ответственности за создание нового общества:
«Я себя советским чувствую заводом,
вырабатывающим счастье.»
Он отвергает индивидуализм и гедонизм, противопоставляя им труд на благо общества. Поэт, как и рабочий, должен подчиняться задачам коммунистического строительства. Стихи становятся инструментом в руках пролетариата:
«Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо.»
Эти строки подчеркивают, что поэзия, по мнению Маяковского, должна быть равнозначна оружию, служить революции и борьбе за лучшее будущее.
5. Творчество для будущих поколений
В поэме «Во весь голос» Маяковский обращается к потомкам, подчеркивая, что его поэзия нацелена не только на современников, но и на будущее. Он уверен, что его творчество станет инструментом познания и изменения мира:
«Мой стих трудом громаду лет прорвет
и явится весомо, грубо, зримо.»
Маяковский видел свою задачу в том, чтобы через поэзию сохранять и передавать революционные идеалы. Поэт, по его мнению, — это не просто автор строк, а «агитатор, горлан-главарь», стоящий на передовой борьбы.
6. Устойчивость идеалов и борьба за социализм
Маяковский подчеркивает, что его поэзия направлена на создание нового мира, освобожденного от угнетения и несправедливости. В финале «Во весь голос» он связывает поэтическую деятельность с созданием социализма, рассматривая это как коллективный памятник всем борцам:
«Пускай нам общим памятником будет
построенный в боях социализм.»
Эта идея подчеркивает, что слава поэта заключается не в индивидуальном признании, а в его вкладе в дело революции и преобразования общества.
Заключение
Для Владимира Маяковского поэзия была не просто формой искусства, а мощным оружием, способным менять реальность. Он считал, что задача поэта — не воспевать мир, каким он есть, а активно участвовать в его изменении, вдохновляя массы на борьбу за лучшее будущее. Его творчество направлено на служение идеалам социализма, борьбу за новый язык, способный выразить дух эпохи, и создание поэзии, которая будет жить и действовать в будущем. Маяковский поставил поэта в центр общественной жизни, сделав его голосом революции и инструментом преобразований.
5. Театрализованная постановка, посвящённая любви в жизни и творчестве В. Маяковского. В ней могут быть освещены следующие проблемы:
1. Любовь частная, личная, связываемая поэтом с несовершенным миром дореволюционной России, и любовь масштабная, грандиозная, всеобъемлющая, возможность осуществления которой он видел в новой, «коммунистической» России (художественный материал: поэма «Облако н пианах» (введение, первая и четвёртая главы), поэтический цикл «Люблю», поэма «Про эго» (последняя часть), стихотворение «Письмо товарищу Кострову о сущности любви».
2. Любовь к женщине и любовь к советской родине в стихотворении «Письмо Татьяне Яковлевой».
6.
Сценарий театрализованного вечера: "Любовь в жизни и творчестве Владимира Маяковского"
Название:
"Два лика любви Владимира Маяковского"
Продолжительность:
~1,5 часа
Жанр:
Театрализованная постановка с элементами драматического чтения, музыкального сопровождения и визуальных эффектов.
Основные роли:
1. Ведущий
o Функция: Открывает и завершает вечер, связывает сцены между собой, объясняет зрителям основную идею каждой картины.
o Образ: Интеллигент в строгом костюме, сдержанный и серьезный.
o Реплики:
- Пролог: объясняет тему вечера.
- Между картинами: краткие вводные слова о переходе от личной любви к идее всеобъемлющей любви.
2. Владимир Маяковский
o Функция: Центральный персонаж, воплощение поэта. Читает ключевые отрывки из стихотворений, выражает переживания, страсти и надежды.
o Образ: Энергичный, сильный мужчина, одетый в стильную рубашку и брюки. Использует активную жестикуляцию.
o Реплики:
- Отрывки из «Облака в штанах», «Письма товарищу Кострову о сущности любви», «Про это», цикла «Люблю».
- Знаковые монологи с обращением к публике.
3. Мария (собирательный образ возлюбленной)
o Функция: Символизирует женщин, вдохновлявших и отвергавших Маяковского. На сцене взаимодействует с Маяковским, символизируя драму личной любви.
o Образ: Молодая женщина в платье 1910-х годов, сдержанная и холодная.
o Реплики:
- Отрывки из «Облака в штанах»:
- «Приду в четыре».
- «Знаете — я выхожу замуж».
4. Голос за сценой (хор или один актер)
o Функция: Внутренний голос Маяковского или общественное мнение. Дополняет действия на сцене, передает размышления или комментарии.
o Образ: Голос без визуального присутствия, звучит с приглушенной музыкой.
o Реплики:
- Описания чувств из «Облака в штанах» и цикла «Люблю».
- Введение философских размышлений, например:
- «Мир огромив мощью голоса...»
- «Любовь не в том, чтобы кипеть крутей...»
5. Хор (группа актеров)
o Функция: Символизирует общество, рабочий класс, идею новой любви. Используется в массовых сценах.
o Образ: Мужчины и женщины в одежде рабочего класса начала XX века (комбинезоны, кепки).
o Реплики:
- Цитаты из «Письма товарищу Кострову»:
- «Любить — это значит: в глубь двора...»
- «Нам любовь — это труд, это радость, это жизнь».
- Финальные строки:
- «Пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм».
6. Режиссер (немая роль)
o Функция: На сцене управляет массовкой (хором) и создает живые картины, взаимодействуя с актерами.
o Образ: Человек за кулисами, но на сцене появляются силуэты, показывающие, как жизнь направляет движение героев.
1. Пролог
Действующие лица:
• Ведущий: объясняет идею постановки.
• Чтец: открывает вечер стихотворением.
Сцена:
На сцене полумрак. На заднем фоне — проекции фотографий Владимира Маяковского, строки его стихотворений, динамическая графика: красные и черные оттенки.
Ведущий (в центре сцены):
Добрый вечер, дорогие зрители! Сегодня мы предлагаем вам взглянуть на жизнь и творчество Владимира Маяковского через призму любви.
Любовь для Маяковского — это не только личное, сокровенное чувство, но и грандиозная мечта о всеобъемлющей любви, которая способна преобразить общество. Его строки полны страсти, борьбы, боли и надежды.
Свет направлен на Чтеца, стоящего сбоку сцены.
Чтец:
(читает строки из поэмы «Во весь голос»)
"Мой стих дойдет,
но он дойдет не так,
не как стрела
в амурно-лировой охоте…"
Музыка стихает. Свет гаснет.
2. Картина первая: Личная любовь в мире дореволюционной России
Тема:
Личная любовь, трагичная и неразделенная.
Действующие лица:
• Маяковский: эмоционально читает свои строки.
• Мария: актриса, символизирующая возлюбленную.
• Голос за сценой: произносит реплики, описывающие внутренний мир поэта.
Сцена:
На сцене — скромная обстановка: стол, бумаги, чернильница. За окном — дождливая ночь (проекция на заднике).
Маяковский:
(читается отрывок из «Облака в штанах», 1 глава)
"Вы думаете, это бредит малярия?
Это было,
было в Одессе.
«Приду в четыре», — сказала Мария.
Восемь.
Девять.
Десять…"
Актер жестами показывает нетерпение, шаги по комнате, взгляд в окно.
Голос за сценой:
"Меня сейчас узнать не могли бы:
жилистая громадина
стонет, корчится…"
На сцену выходит актриса в образе Марии. Она холодна и отчуждена.
Мария:
"Знаете — я выхожу замуж."
Маяковский останавливается, сцепив руки, говорит почти шепотом, затем громко:
"Что же, выходите.
Ничего.
Покреплюсь.
Видите — спокоен как!
Как пульс покойника."
Музыкальное сопровождение усиливает драматизм. Мария исчезает в темноте.
3. Картина вторая: Любовь как источник страдания
Тема:
Трагедия неразделенной любви, ее влияние на творчество.
Действующие лица:
• Маяковский.
• Хор голосов за сценой (символизирует общественное мнение).
Сцена:
На экране — проекции строк из цикла «Люблю». Маяковский находится в центре сцены, освещен прожектором.
Маяковский (обращается к зрителям):
"Больше чем можно,
больше чем надо —
будто
поэтовым бредом во сне навис —
комок сердечный разросся громадой:
громада любовь,
громада ненависть."
Голос за сценой: "Он носил в себе сердце огромной массы.
Тяжесть любви становилась невыносимой."
На экране появляются динамические линии, символизирующие удары сердца. Музыка драматическая.
4. Картина третья: Любовь как грандиозная мечта
Тема:
Всеобъемлющая любовь в идеальном мире.
Действующие лица:
• Маяковский: читает.
• Хор: поддерживает его слова.
Сцена:
На заднике — проекции рабочих, строек новой России. В руках Маяковского — красный платок как символ революции.
Маяковский:
(читает строки из «Письма товарищу Кострову о сущности любви»)
"Любить —
это значит:
в глубь двора
вбежать
и до ночи грачьей,
блестя топором,
рубить дрова,
силой своей играючи."
Хор (за сценой):
"Нам любовь —
это труд,
это радость,
это вызов,
это жизнь."
На экране появляются образы серпов и молотов, в работе мелькают силуэты людей.
5. Картина четвёртая: Любовь как свет будущего
Тема:
Маяковский мечтает о любви, которая объединит человечество.
Действующие лица:
• Маяковский: читает финальные строки поэмы «Про это».
Сцена:
На сцене темно. В центре — только Маяковский в круге света. На экране — звезды и планеты.
Маяковский:
"Чтоб всей вселенной шла любовь.
Чтоб день,
который горем старящ,
не христарадничать, моля.
Чтоб вся
на первый крик:
— Товарищ! —
оборачивалась земля."
Музыка постепенно становится громче. Свет заливает сцену, создавая эффект рассвета.
6. Эпилог
Тема:
Подведение итогов: любовь в жизни и творчестве Маяковского.
Действующие лица:
• Ведущий: завершает вечер.
• Все актеры: читают хором финальные строки.
Сцена:
Все актеры выходят на сцену. На экране — портрет Маяковского и слова: «Любовь — это сила, которая меняет мир.»
Хор:
(читают строки из поэмы «Во весь голос»)
"Пускай нам общим памятником будет
построенный в боях социализм."
Гаснет свет. На фоне звучит музыка эпохи.
Дополнительные элементы:
1. Музыкальное сопровождение: мелодии 1920-х годов, драматическая классика.
2. Визуальные эффекты: проекции стихов, фотографий, символов эпохи.
3. Костюмы: соответствуют образам героев и духу времени.
7.
Сценарий театрализованного вечера: "Любовь в жизни и творчестве Владимира Маяковского"
Название:
"Два полюса любви Владимира Маяковского: к женщине и к Родине"
Продолжительность:
~1,5 часа
Жанр:
Театрализованная постановка с элементами драматического чтения, драматургии и визуального сопровождения.
1. Пролог
Действующие лица:
• Ведущий: рассказывает о концепции вечера, подготавливает зрителей к основной части.
• Маяковский: символический образ поэта, представленного в двух ипостасях — влюбленного человека и патриота.
Описание сцены:
На заднике — фотографии Парижа и Москвы, символы двух миров. Сцена освещена мягким светом.
Реплики:
Ведущий:
Добрый вечер! Сегодня мы погрузимся в мир Владимира Маяковского — мир любви, в котором переплетаются страсть к женщине и глубокая привязанность к Родине.
В центре нашего внимания — стихотворение "Письмо Татьяне Яковлевой", где эти две ипостаси любви соединяются в едином порыве.
Свет гаснет. Звучит фоновая музыка (меланхоличная, с акцентом на скрипке).
2. Картина первая: Любовь к женщине
Тема:
Личная, интимная любовь, исполненная страсти и ревности.
Действующие лица:
• Маяковский: читает строки из стихотворения.
• Татьяна: молча присутствует, передает образ музой и адресатом.
• Голос за сценой: комментирует чувства и размышления поэта.
Описание сцены:
На переднем плане — Маяковский в центре, перед ним письменный стол с бумагами. На заднем плане — силуэт Татьяны, освещенный мягким светом.
Реплики:
Маяковский (эмоционально):
"В поцелуе рук ли,
губ ли,
в дрожи тела
близких мне
красный
цвет
моих республик
тоже
должен
пламенеть."
Маяковский жестами передает внутренний конфликт: страсть и ревность борются в нем.
Татьяна (без слов):
Смотрит на него, отводит взгляд, изображая холодность.
Голос за сценой:
"Ты одна мне ростом вровень,
стань же рядом
с бровью брови..."
Маяковский подходит к силуэту Татьяны, но она отворачивается и медленно уходит.
3. Картина вторая: Любовь к Родине
Тема:
Маяковский раскрывает свою любовь к Советской России, противопоставляя ее буржуазному Парижу.
Действующие лица:
• Маяковский: выражает свои мысли, обращаясь к зрителям.
• Голос за сценой: читает строки, усиливая драматизм.
• Хор: олицетворяет народ России, отвечает репликами.
Описание сцены:
Фон сменяется: на экране проекция индустриальной Москвы, слышен гул поездов, звуки стройки. Маяковский стоит в центре, широко разводя руки.
Реплики:
Маяковский (громко, уверенно):
"Я не сам,
а я
ревную
за Советскую Россию.
Видел
на плечах заплаты,
их
чахотка
лижет вздохом.
Что же,
мы не виноваты —
ста мильонам
было плохо."
Звучит голос народа (хор):
"Мы теперь
к таким нежны —
спортом
выпрямишь немногих…"
4. Картина третья: Борьба двух полюсов любви
Тема:
Конфликт между личной любовью и любовью к Родине.
Действующие лица:
• Маяковский: эмоционально переживает борьбу двух чувств.
• Татьяна: вновь появляется как призрак или мечта.
• Хор: народ осуждает или поддерживает его стремления.
Описание сцены:
Маяковский сидит за столом, в руках у него письмо. Он поднимается, начинает ходить по сцене, будто спорит сам с собой.
Реплики:
Маяковский:
"Ты не думай,
щурясь просто
из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда,
иди на перекресток
моих больших
и неуклюжих рук."
Татьяна снова отводит взгляд, отступает в тень.
Голос за сценой:
"Не хочешь?
Оставайся и зимуй,
и это
оскорбление
на общий счет нанижем.
Я все равно
тебя
когда-нибудь возьму —
одну
или вдвоем с Парижем."
5. Финал: Любовь как объединяющая сила
Тема:
Победа любви к Родине, но не отказ от личного чувства.
Действующие лица:
• Маяковский: завершает монолог, подводя итог.
• Татьяна: молча возвращается, символизируя примирение.
• Хор: завершает постановку коллективным прочтением строк.
Описание сцены:
На заднике — изображения счастливых людей на фоне строек новой России. Маяковский и Татьяна стоят рядом.
Реплики:
Маяковский:
"Я все равно
тебя
когда-нибудь возьму —
одну
или вдвоем с Парижем."
Хор (вместе):
"Любовь —
это жизнь,
это Родина,
это путь к счастью всех!"
Свет гаснет, звучит музыка (мотив революционного марша).
Роли и исполнители:
1. Ведущий: связующее звено, вводит зрителей в контекст сцен.
2. Маяковский: главный герой, выразитель его стихов.
3. Татьяна: символ женского образа, молчаливая муза, источник вдохновения и конфликта.
4. Голос за сценой: комментирует мысли и чувства поэта, усиливая драматический эффект.
5. Хор: олицетворяет голос народа, поддерживающий или осуждающий героя.
Дополнительно:
• Костюмы: современная одежда с элементами эпохи 1920-х.
• Музыка: фоновая, драматическая, с акцентом на контраст между Парижем и Москвой.
• Эффекты: динамическое освещение, проекции городских пейзажей.
Проектно-исследовательские работы
Опыт исследования. Найдите все стихотворения, обращённые к Л. Брик. Проследите, опираясь на такие произведения, как «Облако в штанах», «Письмо Татьяне Яковлевой», и желательно прочитанные самостоятельно поэмы «Флейта-позвоночник», «Про это» (финал), эволюцию любовной темы в поэзии Маяковского. Результат вашей работы может быть оформлен как эссе или устное сообщение.
Эссе: Эволюция любовной темы в лирике Владимира Маяковского
Лирика Владимира Маяковского — это всегда взрыв, протест и вызов. Однако за яркими метафорами, революционными лозунгами и бунтарским пафосом скрывается тонкий, эмоциональный мир поэта, в центре которого — любовь. Она проходит красной нитью через всю его поэзию, от ранних произведений до поздних работ. В творчестве Маяковского можно проследить удивительную эволюцию темы любви: от личного страдания и тоски до философского осмысления любви как вселенской силы, способной изменить мир.
Ранний период: Боль и страсть
Поэма «Облако в штанах» (1915) стала знаковым произведением раннего периода творчества Маяковского, где любовь впервые выступает центральной темой. Вдохновением для поэта послужила Лили Брик, к которой он испытывал глубокие, но мучительные чувства. Здесь любовь представлена как трагедия лирического героя, выраженная в бурной эмоциональной манере.
Герой «Облака в штанах» бросает вызов традиционным представлениям о любви. Это не нежное чувство, воспетое классиками, а внутренний взрыв, протест против мира, в котором чувства подавляются общественными нормами. Любовь для героя становится источником боли, разочарования, но также и мощным двигателем для поэтического самовыражения:
«Хотите — буду безукоризненно нежный,
не мужчина, а — облако в штанах!»
Это произведение открывает образ любви как катастрофы, где лирический герой тонет в страданиях, пытаясь понять, возможно ли счастье в любви.
Лирическая зрелость: Любовь и революция
В стихотворении «Письмо Татьяне Яковлевой» (1928) Маяковский выводит тему любви на новый уровень. Здесь любовь уже не только личное переживание, но и общественный феномен. Лирический герой обращается к Татьяне, но в подтексте прослеживается ощущение долга перед Родиной, революцией и будущим. Любовь неразрывно связана с социальным контекстом:
«Я не сам,
а я
ревную
за Советскую Россию.»
Это важный этап эволюции темы: любовь становится частью революционной борьбы, движущей силой перемен. Здесь уже нет той болезненной страсти, что в «Облаке в штанах». Вместо этого любовь приобретает смысл коллективного счастья и глобальной ответственности.
Финальный этап: Философия любви
Последний этап эволюции любовной темы можно увидеть в поэме «Про это» (1923) и её финале. Любовь для Маяковского приобретает вселенский масштаб, она становится символом жизни и её обновления. В финале поэт мечтает о будущем, где любовь не будет ограничена рамками быта и общества, где она станет основой существования человечества:
«Чтоб вся
на первый крик:
— Товарищ! —
оборачивалась земля.»
Здесь любовь перестаёт быть только личным чувством. Она трансформируется в идею, философию, способную преобразовать мир и объединить людей. Лирический герой понимает, что настоящая любовь — это не обладание человеком, а дарение себя другим, служение миру.
Заключение
Эволюция любовной темы в поэзии Владимира Маяковского отражает изменения не только в его личной жизни, но и в мировоззрении. От трагичной, мучительной любви, о которой поэт кричит в «Облаке в штанах», он приходит к философскому осмыслению любви как мощной силы, способной вдохновлять и менять мир. В каждом произведении любовь предстает в новых гранях: она мучительна, вдохновенна, универсальна.
Для Маяковского любовь была не только личным переживанием, но и важным элементом его поэтического и жизненного пути. Его лирика учит тому, что любовь — это не только про чувства и страсть, но и про ответственность, борьбу и желание видеть мир лучше. И именно это делает его поэзию актуальной даже спустя столетие.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением