Ответы на вопросы на стр.294 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

















Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Темы рефератов
• Личность В. Маяковского (по книге Л. Кассиля «Маяковский — сам»).
Лев Абрамович Кассиль в своей книге «Маяковский — сам» создает яркий портрет Владимира Маяковского, который раскрывает его не только как поэта, но и как сложную, многогранную личность. Написанная в 1940 году, книга представляет собой воспоминания о поэте, основанные на рассказах современников, личных впечатлениях Кассиля и множестве архивных материалов. Автор не просто пересказывает биографию Маяковского, но показывает его как уникальную личность, живущую в гармонии со своим временем и обществом.
Владимир Маяковский предстает перед читателем человеком огромной энергии, бесконечной творческой силы и харизмы. Кассиль подчеркивает, что Маяковский обладал исключительной способностью захватывать внимание аудитории, будь то при чтении стихов или в повседневном общении. Его выступления превращались в настоящие спектакли, где каждое слово, каждый жест звучали и выглядели мощно и выразительно. Кассиль отмечает, что поэт умел мгновенно реагировать на реплики из зала, остроумно парируя замечания и поддерживая живой диалог с публикой. Эта живая, искрометная манера общения делала его выступления незабываемыми.
Маяковский был не только поэтом, но и общественным деятелем. Кассиль подробно останавливается на его роли в революционных событиях и культурной жизни страны. Поэт осознанно выбирает путь служения народу и революции, видя в своей поэзии инструмент преобразования общества. Лев Кассиль показывает, как Маяковский органично сочетал в своем творчестве и жизни личную убежденность с желанием изменить мир к лучшему. Он рос вместе со страной, болел за её успехи и переживал за неудачи, стараясь своими стихами вдохновить массы и направить их на путь революционного обновления.
Особое внимание в книге уделяется поэтическому мастерству Маяковского. Кассиль описывает его как поэта, который буквально ломал привычные каноны стихосложения, создавая новую форму. Маяковский искал способы сделать свое творчество доступным каждому, но при этом не терял глубины. Он считал, что поэзия должна быть оружием, инструментом преобразования, а не просто красивым украшением. Его стихи полны злободневности, энергии и уверенности в будущем. В этом Маяковский был новатором, что особенно важно для понимания его как личности.
Кассиль отмечает, что Владимир Маяковский был чрезвычайно требователен к себе. Поэт неустанно работал над совершенствованием своего творчества, понимая, что каждое слово, каждый стих должны быть идеально выверены. Эта требовательность проявлялась и в его отношениях с окружающими. Маяковский стремился к искренности и честности, не приемля фальши, будь то в литературе, в обществе или в личных отношениях.
Интересным аспектом книги является попытка Кассиля показать Маяковского как человека, а не только как поэта. Он обращает внимание на его эмоциональность, искренность, способность глубоко переживать и любить. Несмотря на внешнюю силу и уверенность, в поэте жила ранимая душа, которая ощущалась в его произведениях. Личная жизнь Маяковского, его отношение к любви и дружбе также занимают значительное место в книге.
Лев Кассиль делает акцент на том, как сильно Маяковский чувствовал связь с людьми своего времени. Он не замыкался в себе, а напротив, стремился быть полезным, быть услышанным. Его творчество — это отклик на запросы эпохи, попытка осмыслить её и направить в нужное русло. Кассиль подчеркивает, что Маяковский стал символом своего времени, голосом революции, поэтом, чья судьба неразрывно связана с историей страны.
В заключение Лев Кассиль показывает, как многогранна была личность Владимира Маяковского. Это был не только выдающийся поэт, но и человек огромной силы духа, энергии и воли. Его творчество и жизнь стали ярким примером самоотверженности, служения народу и революции. Книга «Маяковский — сам» является важным свидетельством эпохи, показывая поэта в контексте его времени и раскрывая глубину его характера.
• М. Цветаева о В. Маяковском (по эссе М. Цветаевой «Эпос и лирика современной России»).
Марина Ивановна Цветаева в своем эссе «Эпос и лирика современной России» обращается к фигуре Владимира Маяковского, раскрывая его как одну из ключевых личностей своего времени. В центре её анализа находится восприятие Маяковского как поэта, совмещающего в своем творчестве эпическое и лирическое начала, что, по мнению Цветаевой, делает его голосом эпохи. Эссе представляет собой не только размышления о поэзии Маяковского, но и обобщение о месте художника в революционной и постреволюционной России.
Цветаева видит в Маяковском не просто поэта, но символический образ эпохи перемен. Она проводит параллель между Маяковским и древнегреческими героями эпоса, такими как Гомер или Ахилл. Для Цветаевой он — глашатай новой эпохи, её голос, который возвышается над шумом и хаосом революции. Поэт выступает не просто летописцем событий, а их активным участником, творцом и провозвестником будущего. Маяковский у Цветаевой — это эпический герой, соединяющий прошлое, настоящее и будущее в своих стихах, словно мост, перекинутый через эпохи.
Цветаева подробно анализирует, как в поэзии Маяковского сочетаются лирика и эпос. Она отмечает, что его стихи полны личных переживаний, искренности и страсти, характерных для лирической поэзии. В то же время масштабность его тем, пафос революции и преобразования мира, использование широких образов и символов поднимают его творчество до уровня эпоса. Маяковский, по мнению Цветаевой, не только выражает личные чувства, но и говорит от имени всего народа, страны, времени. Это делает его стихи голосом массового сознания, отражением духа эпохи.
Цветаева обращает внимание на новаторство Маяковского в языке и форме. Она называет его «архитектором стиха», подчеркивая, что его поэтические эксперименты с ритмом, метафорами и строфикой соответствуют революционному духу времени. Поэт разрушает традиционные каноны, как революция разрушает старый мир, чтобы создать новый. В этом Цветаева видит гармонию между творчеством Маяковского и теми изменениями, которые происходят в России. Его поэзия становится органичным продолжением революционных преобразований.
Важным элементом анализа Цветаевой является её внимание к личности Маяковского. Она видит в нём человека огромной внутренней силы, уверенности в своём призвании и миссии. Однако за этим эпическим образом она также замечает лирическое начало — ранимость, страсть, одиночество. Цветаева понимает Маяковского как трагическую фигуру, чья судьба неразрывно связана с эпохой. Он борется за преобразование мира, но при этом остаётся человеком, страдающим от внутренних конфликтов и сомнений.
Цветаева называет Маяковского «поэтом действия», что, по её мнению, делает его чуждым традиционным представлениям о лирике. Его стихи не только воспевают чувства, но и зовут к действию, к преобразованию мира. Это эпическое качество, по её мнению, ставит его творчество в один ряд с великими произведениями прошлого. В то же время она подчёркивает, что эта энергия и сила не умаляют лирического начала в его поэзии, а, напротив, делают её глубже и многограннее.
Эссе Цветаевой наполнено уважением и восхищением перед талантом и масштабом личности Маяковского. Она видит в нём уникального художника, чьё творчество невозможно понять вне контекста революции, но при этом выходит за рамки времени и событий. Для Цветаевой Маяковский — это не только поэт революции, но и поэт человеческого духа, стремления к свободе и поиску истины.
В заключение Марина Цветаева подчеркивает, что творчество Владимира Маяковского представляет собой уникальное явление, сочетающее в себе эпическое и лирическое начала. Оно является отражением революционной эпохи, но в то же время сохраняет универсальное значение. Эссе «Эпос и лирика современной России» становится ярким свидетельством того, как глубоко Цветаева понимала и ценила творчество Маяковского, видя в нём одновременно поэта времени и поэта на все времена.
Русский язык и литература
1. Приведите примеры неологизмов и индивидуально-авторских неологизмов в поэме «Облако в штанах» или «Флейта-позвоночник».
Примеры неологизмов и индивидуально-авторских неологизмов в поэме «Облако в штанах»
В поэме «Облако в штанах» Владимир Маяковский создаёт уникальную, новаторскую поэтическую лексику, насыщая текст неологизмами, которые придают произведению эмоциональную интенсивность, экспрессию и яркость. Вот некоторые примеры:
1. Неологизмы, отражающие экспрессию и образность:
o «Облако в штанах» – метафора, представляющая героя с контрастом между возвышенной романтикой (облако) и земной реалией (штаны).
o «Гримасу громадили» – словообразование усиливает ощущение подавляющей атмосферы; показывает, как дождь превращает лица в фантастические химеры.
o «Окровавленный сердца лоскут» – яркая метафора для выражения боли, трагизма и внутреннего разрыва героя.
2. Слова с эмоциональной нагрузкой и личным отношением:
o «Стеклоокая ночь» – метафора, создающая образ ночи как чего-то холодного и неподвижного.
o «Небо обезглавили» – выражение, где звёзды символизируют нечто живое, а их отсутствие – утрату и разрушение.
3. Неологизмы, передающие динамику действий:
o «Рухнула штукатурка» – символ нервного срыва и нестабильности.
o «Тинится ночь» – образ ночи, утопающей в вязкой, почти физической темноте.
4. Индивидуально-авторские словосочетания с метафорическим значением:
o «Канделябры хохочут и ржут» – олицетворение неодушевлённых объектов, создающее гротескную картину.
o «Стоглавая вошь» – метафора для толпы, демонстрирующая её агрессивную и бессмысленную природу.
5. Контрастные образы, показывающие отношение к любви и миру:
o «Любовь на литавры ложит грубый» – передача грубости чувств через музыкальные образы.
o «Губы спокойно перелистывает» – сравнение женщины с кухаркой, усиливающее саркастический подтекст.
6. Авторские гиперболы и изобретательные образы:
o «Пожар сердца» – гипербола, отражающая страсть и боль героя.
o «Зеленые весны насиловать» – резкое сочетание для подчёркивания бурного воздействия героя на окружающий мир.
Эти неологизмы и индивидуальные образы подчёркивают революционный характер творчества Маяковского, его стремление создать новый язык, который соответствовал бы его эпохе и передавал мощь чувств, борьбы и протеста.
Примеры неологизмов и индивидуально-авторских неологизмов в поэме «Флейта-позвоночник»
Владимир Маяковский в поэме «Флейта-позвоночник» активно использует неологизмы, создавая уникальные поэтические образы и усиливая эмоциональное воздействие текста. Его язык богат новаторскими решениями, которые делают поэму яркой и запоминающейся. Вот примеры таких языковых средств:
1. Неологизмы, создающие образность и экспрессию:
• «Флейта-позвоночник» — центральный образ поэмы, метафора, соединяющая музыкальность (флейта) с анатомией человека (позвоночник), символизирующая духовную и физическую уязвимость героя.
• «Из тела в тело веселье лейте» — сочетание, отражающее динамику радости, переходящей между людьми.
• «Версты улиц взмахами шагов мну» — оригинальная метафора движения, передающая активное взаимодействие героя с пространством города.
2. Индивидуально-авторские словосочетания с гротескным оттенком:
• «Мясо дьявола» — метафорическое выражение, усиливающее ощущение мучительности и греховности происходящего.
• «Крик в строчки выгранивал» — сочетание, передающее сублимацию боли героя в художественное творчество.
• «Выцарапывал лик на ковре» — олицетворение внутреннего конфликта и страдания.
3. Неологизмы, отражающие внутренний конфликт героя:
• «Праздник нарядных черпал и черпал» — динамичная метафора, показывающая изобилие радости, но лишённой содержания для героя.
• «Вызарю в мою последнюю любовь» — авторский неологизм, подчёркивающий попытку осветить чувства в безнадёжной ситуации.
4. Неологизмы с эмоциональной окраской:
• «Вымучившая душу в бреду мою» — олицетворение изнуряющей любви, отражающее тяжесть чувств.
• «Распятью равная магия» — сочетание, передающее творческую муку и жертву поэта.
5. Гротескные образы и словосочетания:
• «Смех из глаз в глаза лей» — метафора, усиливающая атмосферу веселья, которое становится для героя мучительным.
• «Пить и пить стихи» — образ, показывающий жажду поэтического творчества, сравнимую с потребностью в жизненной энергии.
6. Символика и аллюзии:
• «Гвоздями слов прибит к бумаге я» — образ, аллюзия на распятие, выражает страдание и посвящённость поэта своему творчеству.
• «Вызарила ты на ковре его лик» — слово «вызарила» — авторский неологизм, передающий момент явления образа.
Значение неологизмов в поэме
Неологизмы и индивидуально-авторские словосочетания подчёркивают трагизм, страсть и духовное напряжение героя. Они создают новое поэтическое измерение, где язык становится не просто средством выражения, но и полноценным участником повествования. Маяковский использует такие словесные эксперименты, чтобы передать внутренний мир героя, который находится на грани отчаяния и духовного подъёма.
2. Выделите просторечные и грубо-просторечные слова и выражения в стихотворениях «Скрипка и немножко нервно», «Версаль» и «Прощанье» из цикла «Париж», «Вызов» и «Бруклинский мост» из цикла «Стихи об Америке», «Юбилейное», «Сергею Есенину». С какой целью они используются в каждом из данных произведений?
Примеры просторечных и грубо-просторечных слов и выражений в указанных стихотворениях:
1. «Скрипка и немножко нервно»
• Просторечные: «плакса», «влип», «наплевать».
• Грубо-просторечные: отсутствуют.
• Цель: Просторечие в данном стихотворении используется для передачи эмоционального состояния героя. Оно подчёркивает неформальный, искренний стиль общения героя со скрипкой, делая сцену человечной и близкой.
2. «Версаль»
• Просторечные: «стервы», «влип», «плюя», «сволочь».
• Грубо-просторечные: «штаны», «воровать».
• Цель: Просторечные и грубо-просторечные слова используются для критики буржуазного прошлого и подчеркивания ироничного отношения к роскоши Версаля.
3. «Прощанье»
• Просторечные: «расквась».
• Грубо-просторечные: отсутствуют.
• Цель: Слово «расквась» отражает сентиментальность героя, его искренние эмоции при расставании с Парижем. Просторечие добавляет тексту непринуждённости и живости.
4. «Вызов»
• Просторечные: «прогнивший кус», «хапая», «штанишкам».
• Грубо-просторечные: «свинячим».
• Цель: Просторечие передаёт резкость и дерзость лирического героя, его вызов буржуазной Америке и капиталистическому миру. Оно подчёркивает эмоциональную силу и агрессивный настрой стихотворения.
5. «Бруклинский мост»
• Просторечные: «мучай», «размером булавочных».
• Грубо-просторечные: отсутствуют.
• Цель: Просторечные слова добавляют тексту разговорной интонации и помогают передать восхищение грандиозностью моста. Они делают текст более доступным и жизненным.
6. «Юбилейное»
• Просторечные: «влип», «штуковина», «сукин сын», «пустили сплетню», «морковный кофе».
• Грубо-просторечные: «мямлить», «дрызнь».
• Цель: Просторечие и грубо-просторечные слова создают неформальный тон, подчеркивают живую, непосредственную речь героя, а также его восприятие Александра Пушкина как реального, живого человека.
7. «Сергею Есенину»
• Просторечные: «заменить богему», «мел», «чернила», «пьяный мешок».
• Грубо-просторечные: «балалаечник», «мямлить», «дрянь».
• Цель: Просторечия и грубо-просторечные слова создают эффект искреннего, почти бытового диалога с ушедшим поэтом. Они усиливают контраст между трагической судьбой Есенина и обыденностью реакции общества на его смерть.
Общая цель использования просторечных и грубо-просторечных слов:
Во всех стихотворениях Маяковский активно использует просторечия и грубо-просторечные слова, чтобы:
1. Передать живую речь героя. Просторечие делает поэзию более близкой к народу и обыденной жизни.
2. Создать эмоциональную напряжённость. Использование грубых выражений подчёркивает искренность, драматизм и протестный характер поэзии.
3. Ирония и сарказм. Просторечные и грубые слова часто используются для критики социальных явлений, буржуазной культуры и морали.
3. Укажите в стихотворениях «Радоваться рано» и «Левый марш» предложения, имитирующие живую разговорную речь.
Предложения, имитирующие живую разговорную речь:
Стихотворение «Радоваться рано»
1. «А сами расселились кладбищем, придавлены плитами дворцов.»
— Вопрос к обществу, произнесённый в риторической, критической манере.
2. «А Рафаэля забыли? Забыли Растрелли вы?»
— Риторический вопрос с повседневной разговорной интонацией.
3. «А почему не атакован Пушкин?»
— Простая, разговорная фраза, подчёркивающая иронию.
4. «Или зуб революций ступился о короны?»
— Вопрос с саркастической интонацией, стилизованный под живую речь.
Стихотворение «Левый марш»
1. «Эй, синеблузые! Рейте!»
— Обращение в повелительном наклонении, напоминающее крик или приказ.
2. «Или у броненосцев на рейде ступлены острые кили?!»
— Разговорный вопрос с оттенком упрёка.
3. «Кто там шагает правой? Левой! Левой! Левой!»
— Риторический вопрос, сразу сменяемый командой, создаёт эффект живой речи.
4. «Довольно жить законом, данным Адамом и Евой.»
— Упрощённое выражение сложной идеи, подстроенное под диалог.
Общая цель таких предложений:
1. Создание эффекта непосредственности.
Разговорная интонация приближает поэзию к реальной речи, делая её более доступной.
2. Обострение эмоционального воздействия.
Имитируя диалог, Маяковский усиливает протестный и призывный характер стихотворений.
3. Ирония и критика.
Живая речь позволяет вводить саркастические замечания и подчёркивать важные идеи в резкой, энергичной форме.
4. Выделите в поэме «Во весь голос» сложносокращённые, заимствованные слова, просторечия. неологизмы и авторские неологизмы.
В поэме «Во весь голос» Владимира Маяковского выделяются следующие группы слов:
1. Сложносокращённые слова:
1. Це Ка Ка — сокращение от Центральный Комитет Коммунистической партии.
2. Лиры — подразумевается сокращение от литературного общества.
3. Планеты пролетарий — выражение из партийной риторики.
2. Заимствованные слова:
1. Ассенизатор — латинское происхождение (от слова «очищать»).
2. Диалектика — греческое происхождение.
3. Блокада — латинское происхождение (через немецкий и французский).
4. Проституция — латинское происхождение.
5. Туберкулёз — латинское происхождение.
6. Профессор — латинское происхождение.
7. Революция — латинское происхождение.
8. Мобилизованный — латинское происхождение.
3. Просторечные слова:
1. Го*но — грубо-просторечное выражение, обозначающее упадок или негатив.
2. Бабы капризной — разговорное обращение с уничижительным оттенком.
3. Тара-тина, тара-тина — разговорная имитация звука, упрощённый язык.
4. Водь и гладь — просторечие, связанное с сельской речью.
5. Харкает туберкулез — грубое выражение, усиливающее образ болезни.
4. Неологизмы:
1. Лирические томики — сочетание, созданное Маяковским для обозначения поэтических сборников.
2. Поэзия — баба капризная — метафорическое нововведение, обыгрывающее поэзию как переменчивую сущность.
3. Лирово-амурная охота — оригинальная фраза, сочетающая разные стилистические пласты.
4. Диалектика боёв — соединение философской категории и военной терминологии.
5. Социализм как памятник — концептуальный неологизм, связывающий идеологию и монументальность.
5. Авторские неологизмы:
1. Очки-велосипед — необычное словосочетание для обозначения больших круглых очков.
2. Жерло прижав жерлу — повторение с созданием образа готовности к действию.
3. Кудреватые Митрейки, мудреватые Кудрейки — выдуманные имена, передающие суетность.
4. Словарей поплавки — метафора, предполагающая сохранение языка в изменчивом времени.
5. Коммунистическое далеко — выражение, создающее ощущение идеологического будущего.
Цели использования:
1. Сложносокращённые слова: Для отражения партийной реальности и бюрократической структуры времени.
2. Заимствования: Подчёркивают интеллектуальную направленность и связь с глобальными понятиями (революция, философия).
3. Просторечия: Передают живой язык массы, добавляют эмоциональную окраску и усиление сатиры.
4. Неологизмы и авторские неологизмы: Выражают оригинальное мировоззрение Маяковского, создают новые образы и символы, отражают его стремление к обновлению языка.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением