Ответы на вопросы на стр.30 Часть 1 ГДЗ Лебедев 10 класс Углубленный уровень (Литература)

Изображение Вопросы для самопроверки1. Как служба в Московском совестном, а затем Коммерческом суде повлияла на становление таланта драматурга?Служба в Московском совестном и...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки
1. Как служба в Московском совестном, а затем Коммерческом суде повлияла на становление таланта драматурга?
Служба в Московском совестном и коммерческом суде в течение почти восьми лет дали будущему драматургу богатый материал для его пьес.
Впоследствии, опыт судебной работы очень помог ему при создании произведений. Многие идеи для пьес Островский взял именно оттуда. Суд оказался настоящей школой жизни для будущего литератора. «Не будь я в такой передряге, я не написал бы «Доходного места», – вспоминал позже А.Н. Островский.
Не написал бы он и «Банкрота», где стряпчего Рисположенского гонят из суда за то, что он попался, вынеся из суда дело и потеряв его в трактире. Не написал бы и «Семейной картины» с рассказом Пузатова о его тяжбе с немцами. Не написал бы очерка об Иване Ерофеиче, маленьком чиновнике, над которым потешаются его товарищи по присутствию, не написал бы «Тяжёлых дней» и «Пучины».
Именно в пору службы в суде зародился в голове Александра Николаевича замысел пьесы «Банкрот» о купце Большове, не желавшем платить долги и потому объявившем себя несостоятельным должником, в то время как имущество заблаговременно было переписано на зятя, служившего у хозяина приказчиком – Подхалюзина.
Но посчитав, что в первых комедиях взгляд, брошенный на русскую действительность, был «молодым и слишком жестоким», драматург начнёт писать несколько иначе. «Пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует. Исправители найдутся и без нас. Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее; этим-то теперь я и занимаюсь, соединяя высокое с комическим», – замечает А. Островский.
2. Что привлекло современников в первой комедии Островского?
Литературную известность Островскому приносит комедия «Банкрот», над которой он работает в 1846 – 1849 годах и публикует в 1850 году в журнале «Москвитянин» под измененным заглавием – «Свои люди – сочтемся!». Первая пьеса имела шумный успех в литературных кругах Москвы и Петербурга. Писатель В. Ф. Одоевский сказал: «Я считаю, на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкроте» я ставлю номер четвертый». Пьесу Островского ставили в ряд гоголевских произведений и называли купеческими «Мертвыми душами». Влияние гоголевской традиции в «Своих людях…» действительно велико. Молодой драматург избирает сюжет, в основе которого лежит довольно распространенный случай мошенничества в купеческой среде. Самсон Силыч Большов занимает большой капитал у своих собратьев-купцов и, поскольку возвращать долги ему не хочется, объявляет себя обанкротившимся человеком, несостоятельным должником. Свое состояние он переводит на имя приказчика Лазаря Подхалюзина, а для крепости мошеннической сделки отдает за него замуж свою дочь Липочку. Большова сажают в долговую тюрьму, но он не унывает, поскольку верит, что Лазарь внесет для его освобождения небольшую сумму от полученного капитала. Однако он ошибается: «свой человек» Лазарь и родная дочь Липочка не дают отцу ни копейки. Подобно гоголевскому «Ревизору», в комедии Островского изображается пошлая и достойная осмеяния купеческая среда. Ее пошлость из смешной в начале пьесы превращается в ужасную, принимает устрашающие размеры в конце. Сквозь пошлый быт пробиваются в финале комедии трагические мотивы. Поруганный детьми, обманутый и изгнанный, купец Большов напоминает короля Лира из одноименной шекспировской трагедии. Именно так, а не по Добролюбову, исполняли русские актеры, начиная с М. С. Щепкина и Ф. А. Бурдина, его роль. Наследуя гоголевские традиции, Островский шел вперед. Если у Гоголя все персонажи «Ревизора» одинаково бездушны, а их бездушие высвечивается изнутри лишь гоголевским смехом, то у Островского в бездушном мире открываются источники живых человеческих чувств.
3. В чём различие изображения Островским купеческого мира в комедиях «Свои люди — сочтёмся!» и «Бедность не порок»?
В «Своих людях – сочтёмся!» Островский показывает мир бездушных и бездуховных людей. В основе сюжета комедии лежит весьма распространенный в прошлом веке в купеческой среде случай мошенничества: богатый купец, Самсон Силыч Большов, занял у других купцов довольно крупную сумму денег и, не желая возвращать ее, объявил о своем банкротстве. А все свое имущество он перевел на имя «верного человека» – приказчика Лазаря Подхалюзина, за которого, для большей своей уверенности и спокойствия, отдает замуж дочь Липочку, Олимпиаду Самсоновну.
Несостоятельного должника Большова сажают в тюрьму (долговую «яму»), но Самсон Силыч уверен, что дочь и зять внесут за него небольшую сумму денег из полученного имущества и его освободят. Однако, события развиваются совсем не так, как хотелось бы Большову: Липочка и Подхалюзин не заплатили ни копейки, и бедный Большое вынужден отправиться в тюрьму.
Для бывшего приказчика Подхалюзина нет ничего святого, и он с лёгкостью разрушает последний нравственный оплот – крепость семейных уз.
В комедии «Бедность не порок» (1854) на первый взгляд те же герои, что и в «Своих людях…»: самодур-хозяин Гордей Торцов, покорная ему жена Пелагея Егоровна, послушная воле отца дочь Любушка и, наконец, приказчик Митя, неравнодушный к хозяйской дочери. Однако драматург старается показать больше хорошего, что есть в русском народном укладе.
При внешнем сходстве отношения в доме Торцовых во многом иные. Гордей Торцов нарушает заветы народной морали: поддавшись влиянию московского фабриканта Африкана Коршунова, он пытается завести в доме порядки на европейский манер, собирается оставить провинциальный Черёмухин и уехать в Москву.
Митя в пьесе совершенно не похож на Лазаря Подхалюзина из «Своих людей...». Это человек одарённый и талантливый, любящий поэзию Кольцова. Его речь возвышенна и чиста: он не столько говорит, сколько поёт, и песня эта то жалобная, то широкая и раздольная.
Своеобразен в пьесе и тип Любима Торцова, родного брата Гордея Карпыча, в прошлом тоже богатого купца, но промотавшего всё своё состояние. Теперь он беден и нищ, но зато и свободен от развращающей душу власти денег, чинов и богатства, рыцарски-благороден, человечески щедр и высок. Его обличительные речи пробуждают совесть в самодуре Гордее Карпыче. Намеченная свадьба Любушки с Африканом Коршуновым расстраивается. Отец отдаёт дочь замуж за бедного приказчика Митю.
Пьеса Александра Островского «Бедность не порок» показывает, какую роль деньги играют в отношениях между людьми и как они влияют на жизнь каждого.
Различие изображения А. Н. Островским купеческого мира в комедиях «Свои люди – сочтёмся!» и «Бедность не порок» заключается в том, что в каждом произведении писатель отразил разное видение на возникающие проблемы сохранения нравственных устоев и здорового светлого начала русского характера.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.

Похожие решебники

*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением