Упр.300 Часть 1 ГДЗ Львова Львов 7 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 300. 1. Выразительно прочитайте текст и докажите, что предложения соединены параллельной связью. Какое предложение играет роль ключевого, а какие — конкретизируют его...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Львова, Львов 7 класс, Мнемозина:
300. 1. Выразительно прочитайте текст и докажите, что предложения соединены параллельной связью. Какое предложение играет роль ключевого, а какие — конкретизируют его содержание?
Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подёрнувший воды, и весь тёплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли. Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава, надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой берёзы, и на обсыпанной золотым цветом лозине загудела пчела. Залились невидимые жаворонки над бархатом зеленей и обледенелым жнивьём, заплакали чибисы над налившимися бурой водой низами и болотами, высоко пролетели с весёлым гоготаньем журавли и гуси. (По П. Толстому)
В данном тексте предложения соединены параллельной связью, поскольку каждое из них не является логическим продолжением предыдущего, а дополняет и конкретизирует общую картину пробуждения природы.
1. Определение ключевого предложения
Первое предложение задаёт основную мысль:
«Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подёрнувший воды, и весь тёплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли.»
Оно описывает главное событие — утреннее солнце растопило лёд, воздух наполнился испарениями, земля ожила.
2. Конкретизирующие предложения
Второе предложение раскрывает, как изменилась растительность:
«Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава, надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой берёзы, и на обсыпанной золотым цветом лозине загудела пчела.»
Третье предложение описывает реакцию птиц на наступление весны:
«Залились невидимые жаворонки над бархатом зеленей и обледенелым жнивьём, заплакали чибисы над налившимися бурой водой низами и болотами, высоко пролетели с весёлым гоготаньем журавли и гуси.»
2. Проанализируйте вид и время глаголов-сказуемых в тексте. Проведите лингвистический эксперимент: измените вид и время первого глагола в параллельно соединённых предложениях. Должны ли при этом измениться вид и время остальных глаголов? Сделайте выводы.
Анализ вида и времени глаголов-сказуемых в тексте
Рассмотрим все глаголы-сказуемые из текста:
1. «Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок…»
Глагол «съело» > совершенный вид (СВ), прошедшее время
2. «и весь тёплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли.»
Глагол «задрожал» > совершенный вид (СВ), прошедшее время
3. «Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава…»
Глагол «зазеленела» > совершенный вид (СВ), прошедшее время
4. «надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой берёзы…»
Глагол «надулись» > совершенный вид (СВ), прошедшее время
5. «и на обсыпанной золотым цветом лозине загудела пчела.»
Глагол «загудела» > совершенный вид (СВ), прошедшее время
6. «Залились невидимые жаворонки…»
Глагол «залились» > совершенный вид (СВ), прошедшее время
7. «заплакали чибисы…»
Глагол «заплакали» > совершенный вид (СВ), прошедшее время
8. «высоко пролетели с весёлым гоготаньем журавли и гуси.»
Глагол «пролетели» > совершенный вид (СВ), прошедшее время
Вывод:
• Все глаголы в тексте совершенного вида, потому что они описывают завершённые, законченные действия.
• Все глаголы стоят в прошедшем времени, так как повествование идёт о произошедших событиях.
Лингвистический эксперимент: изменение вида и времени первого глагола
Попробуем изменить первый глагол «съело» на несовершенный вид и настоящее время:
Оригинал:
«Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок…»
Изменённый вариант:
«Наутро поднимающееся яркое солнце быстро ест тонкий ледок…»
Как изменится текст?
Если первый глагол стоит в настоящем времени и несовершенном виде, то для логичности повествования должны измениться и остальные глаголы:
1. «…и весь тёплый воздух дрожит от наполнивших его испарений ожившей земли.» (вместо «задрожал»)
2. «Зеленеет старая и вылезающая иглами молодая трава…» (вместо «зазеленела»)
3. «Надуваются почки калины, смородины и липкой спиртовой берёзы…» (вместо «надулись»)
4. «и на обсыпанной золотым цветом лозине гудит пчела.» (вместо «загудела»)
5. «Заливаются невидимые жаворонки…» (вместо «залились»)
6. «Плачут чибисы…» (вместо «заплакали»)
7. «Высоко пролетают с весёлым гоготаньем журавли и гуси.» (вместо «пролетели»)
Выводы из эксперимента
• Изменение вида и времени одного глагола требует изменения всех остальных глаголов, так как они связаны параллельной связью и описывают одновременные действия.
• В тексте прошедшее время + совершенный вид создаёт ощущение завершённости, единого события, картины произошедшего.
• Если изменить время на настоящее и вид на несовершенный, текст приобретает более динамичный, текущий характер, как будто мы наблюдаем за происходящим в данный момент.
Вывод: В тексте с параллельной связью вид и время глаголов должны быть согласованы, чтобы передавать единое состояние или динамику описания.
3. Выпишите все глаголы и причастия и разберите их по составу.
Поднявшееся, съело, подёрнувший, задрожал..., наполнивших, ожившей, зазеленела, вылезающая, надулись, обсыпанной, загудела, залились, обледенелым, заплакали, налившимися, пролетели.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением