Упр.304 Часть 1 ГДЗ Львова Львов 7 класс (Русский язык)
Решение #1







Рассмотрим вариант решения задания из учебника Львова, Львов 7 класс, Мнемозина:
304. 1. Прочитайте тексты. Что их объединяет и чем они различаются? Какие отрывки относятся к научному, деловому и публицистическому стилям? Какие отрывки являются фрагментами художественных произведений? Во всех ли текстах используются выразительные средства? Почему? Что обозначают формулы, которые даны в конце каждого текста?
1) Одуванчик лекарственный — это многолетнее травянистое растение высотой до 30 см, с толстым, маловетвистым стержневым корнем и коротким корневищем. Листья зубчатые, длиной 10—25 см, шириной 1,5—5 см, собранные в прикорневую розетку. Млечный сок растения содержит 2—3% каучуковых веществ. Цветёт в мае — июне, иногда наблюдается осеннее цветение.
PC = С + О/О + 1-мн.
2) (Ярко)жёлтое солнышко цветка заг_релось в траве. Тонкие (изумрудно)ш_лковистые лепестки, словно луч_ки, ра кинулись во все стороны.
Огромный, т_жело гудящий шмель опустился на это солнышко, обхв_тил своими м_хнатыми сильными лапами лепестки и пьёт х_-ботком (сладковато)горький н ктар. На ночь закрылся (лимонно)ж_лтый цветок, а утром открылся. И опять прилетел мохнатый шмель.
Но однажды пр_летевший шмель (не) узнал своего цветка. Пушистый белый шар к был вместо (ярко)ж_лтого солн_шка. Дунул ветер, и пол_тели во все стороны от шар_ка (нежно)белые параш_тики. Пушинка, а под ней на тонком волоске — сем_чко... (Ю. Аракчеев) PC = В + Н/О + 1-МН.
3) Чтобы приготовить мёд из одуванчика, соберите 200 г цветков, очистите их от цветоложа, промойте, залейте 1,5 л кипятка, закройте и настаивайте сутки. Затем сцедите, цветки отожмите и в жидкость добавьте сок двух лимонов, 1,5 кг сахара и варите, помешивая, до загустения. PC = С + О/О + 1-МН.
4) Представьте себе такую картину. Горожанин, выйдя как-то утром из дома, не найдёт знакомого ему с детства сквера, потому что на месте его тенистых аллей, тёмно-зелёных газонов, тесня друг друга, покрывают землю одуванчики, похожие на золотистый ковёр. Каждая трещина в асфальте тротуара, каждый клочок двора тоже заняты ими. А за городом заросли этого растения уже вытеснили колосящиеся поля пшеницы. Куда ни кинешь взгляд, всюду только одуванчики. Вначале они жёлтые, потом снежно-белые, пушистые. Почему же всё это произошло? А причина в том, что несколько лет назад разметало по белу свету одну-единственную пушистую головку! Действительно, учёные считают: если на одном стебле одуванчика созреет сто плодов, то через год они могут довести численность потомства до десяти тысяч. Следовательно, лет через десять число одуванчиков достигнет невообразимой величины.
К счастью, одуванчик по разным причинам лишается своего потомства. Во всяком случае, оно оказывается совсем не таким многочисленным, как могло бы быть. (По Б. Головкину)
PC = С и В + Н/О + 1-мн.
5) — Что засмотрелся? Обыкновенные одуваны! Сорняк.
— А мне нравятся. Смотри как здорово! Лужайка из миллиона солнц!
— Подумаешь!
— Так ведь трава ещё не везде взошла, а этот цветок уже радует глаз!
— Да примитивный он какой-то!
— А по-моему, самый загадочный цветок в мире. То он есть, а то его нет. То видишь целые острова солнц, и вдруг острова куда-то скрываются. Это потому, что одуванчики дождя боятся. Тучка в небе появится — у них бутон сразу закрывается.
— Ну, вообще-то, ты прав. Необычный цветок, волшебный: то в виде солнышка, а то в виде пушистого дыма.
PC = О + Н/О + 1-1.
Все тексты объединяет тема одуванчика, но они принадлежат разным стилям речи и различаются по цели, языковым средствам и выразительности.
Определение стиля каждого отрывка
1. Первый текст – научный стиль
Цель: дать точное описание растения.
Признаки: использование терминов (многолетнее травянистое растение, прикорневая розетка, млечный сок), чёткие характеристики размеров.
Выразительные средства: отсутствуют, текст объективен.
Формула PC = С + О/О + 1-мн. (сообщение + официальная обстановка + один – много).
2. Второй текст – художественный стиль
Цель: создать яркий, образный образ цветка.
Признаки: выразительные средства (эпитеты: ярко-жёлтое солнышко, изумрудно-шёлковистые лепестки, мохнатый шмель, сравнения: «солнышко цветка», «острова солнц»).
Формула PC = В + Н/О + 1-МН. (воздействие + неофициальная обстановка + один – много).
3. Третий текст – официально-деловой стиль
Цель: дать инструкцию (рецепт приготовления мёда из одуванчиков).
Признаки: чёткие действия, глаголы в повелительном наклонении (соберите, очистите, залейте, варите).
Выразительные средства: отсутствуют, текст сугубо практический.
Формула PC = С + О/О + 1-МН. (сообщение + официальная обстановка + один – много).
4. Четвёртый текст – публицистический стиль
Цель: привлечь внимание к проблеме неконтролируемого распространения одуванчиков.
Признаки: сочетание элементов научного стиля (численность потомства, учёные считают) с художественной выразительностью (золотистый ковёр, снежно-белые пушистые головки).
Формула PC = С и В + Н/О + 1-мн. (сообщение и воздействие + неофициальная обстановка + один – много).
5. Пятый текст – разговорный стиль (диалог)
Цель: передача живой речи, обсуждение одуванчиков в неформальном общении.
Признаки: разговорные выражения («Подумаешь!», «Ну, вообще-то, ты прав»), спонтанность речи, эмоциональность.
Выразительные средства: используются в виде сравнений, эпитетов, повторов.
Формула PC = О + Н/О + 1-1. (общение + неофициальная обстановка + один – один).
Используются ли во всех текстах выразительные средства?
Нет, выразительные средства характерны только для художественного, публицистического и разговорного стилей, где важны эмоциональность и образность.
В научном и официально-деловом стиле выразительность неуместна, поскольку там важны точность, объективность и логичность изложения.
2. Кто больше? Определите, какие выразительные средства языка использованы в художественном (№ 2) и публицистическом (№ 4) текстах.
1. Художественный текст (№ 2)
В этом тексте используются разнообразные тропы и стилистические приёмы, создающие яркий образ одуванчика:
Эпитеты (образные определения):
• «ярко-жёлтое солнышко цветка»
• «изумрудно-шелковистые лепестки»
• «огромный, тяжело гудящий шмель»
• «лимонно-жёлтый цветок»
• «нежно-белые парашютики».
Сравнения:
• «лепестки, словно лучики, раскинулись во все стороны» – сравнение лепестков с лучами солнца.
• «пушистый белый шарик был вместо ярко-жёлтого солнышка» – метафорическое сравнение одуванчика с солнцем.
• «Пушинка, а под ней на тонком волоске — семечко…» – образное описание семян одуванчика.
Метафора:
• «загорелось в траве» – цветок представлен как огонёк, усиливая ассоциацию с солнцем.
Олицетворение:
• «на ночь закрылся цветок, а утром открылся» – цветок ведёт себя как живое существо.
• «прилетевший шмель не узнал своего цветка» – приписывание шмелю способности узнавания.
2. Публицистический текст (№ 4)
В этом тексте сочетаются элементы художественной и научной речи, что делает его эмоционально насыщенным, но при этом логичным.
Эпитеты:
• «тенистые аллеи»,
• «тёмно-зелёные газоны»,
• «золотистый ковёр» (одуванчиков),
• «снежно-белые, пушистые головки».
Метафора:
• «Каждая трещина в асфальте, каждый клочок двора тоже заняты ими» – образное описание распространения одуванчиков, подчёркивающее их повсеместность.
Гипербола (преувеличение):
• «миллионы одуванчиков заполонили город» – подчёркивает неконтролируемое распространение растения.
• «лет через десять число одуванчиков достигнет невообразимой величины» – создаёт эффект грядущей катастрофы.
Риторические вопросы:
• «Почему же всё это произошло?» – вопрос без ответа, привлекающий внимание читателя.
Элементы научного объяснения (логичность, числовые данные):
• «учёные считают: если на одном стебле одуванчика созреет сто плодов, то через год они могут довести численность потомства до десяти тысяч» – научный факт, подчёркивающий объективность.
Контраст (антитеза):
• «Сначала они жёлтые, потом снежно-белые, пушистые» – показывает разные стадии жизни одуванчиков.
• «К счастью, одуванчик по разным причинам лишается своего потомства» – после угрозы (гиперболы) идёт смягчение ситуации.
Вывод
• В художественном тексте (№ 2) преобладают эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, создающие поэтический и образный стиль.
• В публицистическом тексте (№ 4) используются эпитеты, метафоры, гиперболы, риторические вопросы и научные факты, что делает текст эмоционально выразительным и убедительным.
3. Спишите текст № 2, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните слова, которые вы хотели бы включить в описание одуванчика.
Ярко-жёлтое (оттенок цвета) солнышко цветка загорелось в траве. Тонкие изумрудно-шелковистые (оттенок цвета; шёлк) лепестки, словно лучики (лучика), раскинулись во все стороны.
Огромный, тяжело (тяжесть) гудящий шмель опустился на это солнышко, обхватил (обхват) своими мохнатыми (мох) сильными лапами лепестки и пьёт хоботком (хобот) сладковато-горький (сладкий и горький) нектар (словарное слово). На ночь закрылся лимонно-жёлтый (оттенок цвета; желтеть) цветок, а утром открылся. И опять прилетел мохнатый шмель.
Но однажды прилетевший (знач. приближения) шмель не узнал (не с глаг. пишется раздельно) своего цветка. Пушистый белый шарик (шарика) был вместо ярко-жёлтого (оттенок цвета; желтеть) солнышка. Дунул ветер, и полетели (полёт) во все стороны от шарика нежно-белые (оттенок цвета) парашютики (словарное слово). Пушинка, а под ней на тонком волоске — семечко...
Слова, которые можно включить в описание одуванчика:
• ярко-жёлтое солнышко
• изумрудно-шёлковистые лепестки
• лимонно-жёлтый цветок
• пушистый белый шарик
• нежно-белые парашютики
• сладковато-горький нектар
• лепестки, словно лучики
• пушистый белый шарик вместо ярко-жёлтого солнышка
• загорелось в траве
• раскинулись во все стороны
• закрылся на ночь
• открылся утром
4. Докажите, что в корнях выделенных слов четвёртого текста престав-лено полногласие. Приведите соответствующие примеры однокоренных слов с неполногласием.
Доказательство наличия полногласия в словах
Полногласие – это наличие сочетаний -оро-, -оло-, -ере-, -еле- в корне слова, тогда как неполногласие проявляется в их сокращённой форме -ра-, -ла-, -ре-, -ле-.
Рассмотрим слова:
1. Горожанин
• Полногласие: горожанин
• Неполногласие: град
2. Золотистый
• Полногласие: золотистый
• Неполногласие: злато
3. Головку
• Полногласие: головку
• Неполногласие: глав
Вывод
Во всех данных словах присутствует полногласие, так как в их корнях встречаются сочетания -оро-, -оло-. В словах с неполногласием эти сочетания сокращаются до -ра-, -ла-.
Популярные решебники 7 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением