Ответы на вопросы на стр.306-307 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 6 класс (Литература)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 6 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Почему безымянный мастер (левша) и его товарищи взялись поддержать Платова и с ним всю Россию?
Безымянный мастер (левша) и его товарищи взялись поддержать Платова и, через него, всю Россию, потому что для них эта работа представлялась не только вопросом чести, но и возможностью продемонстрировать уникальные таланты и мастерство русских ремесленников. В произведении Николая Лескова «Левша» патриотизм героев выражается через их стремление доказать, что русские мастера не уступают, а даже превосходят лучших зарубежных мастеров.
Когда Платов привёз английскую блоху в Россию и задал задачу русским мастерам, они восприняли её как вызов. Левша и его товарищи понимали, что от их работы зависит репутация всей страны. Они стремились показать, что даже в условиях ограниченных ресурсов и недостаточного образования, русские люди обладают выдающимися способностями и могут создать нечто выдающееся.
Таким образом, работа над подковыванием блохи стала для них не просто ремесленной задачей, но делом национальной гордости. Они не могли позволить себе подвести Платова и Россию, поэтому приложили все усилия, чтобы справиться с поручением, несмотря на трудности и риски. В этом проявляется основной мотив сказа — идея о том, что талант и умение народа могут и должны служить на благо Родины, даже если этот труд не всегда оценивается по достоинству.
2. Прочитайте сцену во дворце. Обратите внимание на портрет левши. Как он держится с царём и его окружением?
В сцене во дворце из "Сказа о тульском косом левше и о стальной блохе" Николая Лескова Левша предстает перед царём и его окружением как простой, скромный человек, но при этом он демонстрирует достоинство и внутреннюю силу. Несмотря на свою скромность и простоту, Левша ведёт себя достойно и уверенно, не теряя присутствия духа перед высоким начальством.
В присутствии царя и его приближённых Левша держится спокойно и смиренно, что отражает его уважение к власти, но одновременно показывает, что он не чувствует себя ниже других. Его манера поведения подчеркивает его народную мудрость и искренность. Левша не стремится впечатлить или произвести на кого-то особое впечатление — он просто выполняет свою работу с максимальной ответственностью и скромностью.
Эта сцена подчёркивает контраст между внешней простотой и внутренней силой героя, его глубокую преданность своему делу и стране, а также невоспитанность и простоту, которые не позволяют ему полностью раскрыть свои таланты и мысли перед власть имущими.
3. Почему «на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал», а имени левши там не оказалось?
Эта цитата взята из повести Николая Лескова "Левша". В ней рассказывается история о русском мастере, которого прозвали Левшой, и его подвигах на службе у государства. Смысл цитаты заключается в том, что Левша, будучи талантливым мастером, смог подковать английскую блоху, используя микроскопические подковы. Однако, несмотря на его мастерство, его имя не было упомянуто на подковах. Левша ковал гвоздики, а они настолько мелкие, что его имя не помещалось.
Эта ситуация символизирует трагическую судьбу талантливого человека в России, который совершает подвиги и работает на благо своей страны, но остаётся незамеченным и не получает должного признания. Лесков использует этот эпизод, чтобы подчеркнуть, как часто труд талантливых людей в России остается незамеченным и недооцененным. Имя Левши не оказалось на подковах, потому что в обществе, описанном Лесковым, скромность и незаметность мастера часто остаются более важными, чем слава и признание.
4. Как англичанам удалось уговорить левшу погостить в Англии? Что произвело на него особое впечатление за границей?
В повести Николая Лескова "Левша" англичанам удалось уговорить Левшу поехать с ними в Англию, пообещав показать ему "заморские" чудеса и поделиться знаниями, которые могли бы пригодиться для улучшения ремесла в России. Левша, будучи человеком любознательным и стремящимся к совершенствованию своего мастерства, соглашается на поездку, несмотря на его приверженность родной земле.
За границей на Левшу произвело особое впечатление несколько вещей. Прежде всего, его поразила техника и инструменты, которые использовали английские мастера. Он увидел, как англичане аккуратно и тщательно хранят свои инструменты, уделяя большое внимание мелочам и точности. Это был контраст с тем, как часто в России обращались с инструментами и технологиями. Левша отметил, что английские мастера не оставляют инструментов ржаветь, а всегда содержат их в идеальном порядке, что способствует качеству работы.
Эти наблюдения произвели на Левшу сильное впечатление, и он, несмотря на предложение остаться в Англии, решает вернуться на родину, чтобы поделиться своими знаниями и помочь улучшить ремесло в России. Это решение показывает его патриотизм и привязанность к своей стране, несмотря на все трудности и недостатки, с которыми он сталкивается на родине.
5. Каким изобразил Н. С. Лесков генерала Платова? Что главное в его характере? Какими чертами народного героя любуется автор, а какие отвергает?
В повести Николая Лескова "Левша" генерал Матвей Иванович Платов, один из ключевых персонажей, изображён как истинный русский патриот, преданный своему делу и стране. Лесков рисует его как человека, сочетающего в себе черты народного героя и руководителя, который заботится о благополучии своей родины.
Главные черты характера Платова:
1. Патриотизм: Платов демонстрирует глубокую любовь к России и искреннее желание улучшить её положение. Он отстаивает интересы страны перед иностранцами и стремится применить полученные знания для пользы России.
2. Решительность и смелость: Генерал Платов – человек решительный и не боящийся ответственности. Он готов взять на себя руководство в сложных ситуациях и делает всё возможное, чтобы защитить интересы своей страны.
3. Скромность: Платов, несмотря на свои заслуги и высокое положение, остаётся скромным человеком. Он не стремится к славе или почестям, а руководствуется исключительно долгом перед отечеством.
Черты народного героя, которыми любуется автор:
• Отвага и доблесть: Лесков восхищается мужеством и смелостью Платова, его готовностью защищать родину, несмотря на все трудности.
• Простота и человечность: Автор подчеркивает простоту и душевную теплоту генерала. Он близок к народу, понимает его нужды и стремится помочь простым людям.
• Преданность и верность родине: Эти черты наиболее ценны для Лескова, поскольку они отражают исконные русские добродетели.
Черты, которые автор отвергает или не акцентирует:
• Излишняя суровость и жестокость: Несмотря на то, что Платов – военный человек, Лесков не акцентирует внимание на его жестокости или суровости. Автор скорее подчеркивает его справедливость и человечность.
• Ориентация на силу как основное средство решения проблем: Лесков ценит в Платове умение находить мудрые и дальновидные решения, а не только полагаться на грубую силу.
Таким образом, Лесков изображает Платова как идеального народного героя, в котором сочетаются сила, мужество, справедливость и глубокая любовь к России. Эти качества автор ставит в пример, противопоставляя их поверхностным или деструктивным чертам, которые он считает неподходящими для настоящего героя.
6. В Энциклопедическом словаре есть сведения о Платове:
«Платов, Матвей Иванович (1751 —1818), русский военный деятель, генерал от кавалерии, соратник А. В. Суворова и М. И. Кутузова. В 1790 году Платов командовал колонной при штурме Измаила... В Отечественной войне 1812 года Платов, командуя конным корпусом, прикрывал отход 2-й армии Багратиона, а затем 1-й и 2-й русских армий. В Бородинском сражении провёл успешный манёвр в тыл левого крыла французских войск. Платов был инициатором и организатором Донского казачьего ополчения против французских захватчиков»1.
Чем отличается это сообщение от изображения Платова в сказе «Левша»?
Сведения о Матвее Ивановиче Платове в энциклопедическом словаре и его изображение в сказе Николая Лескова "Левша" представляют два разных взгляда на одну и ту же историческую личность. Эти различия связаны с жанром произведений, их целями и подходом к изображению персонажа.
Энциклопедический словарь:
1. Историческая точность: В словаре Платов описан как реальная историческая фигура, с акцентом на его военные достижения и роль в ключевых событиях, таких как штурм Измаила и Отечественная война 1812 года. Это информация, основанная на фактах, и она даёт читателю объективное представление о значимости Платова как военного лидера.
2. Военные заслуги: Основное внимание уделяется его военным достижениям: командованию колонной при штурме Измаила, участию в Бородинском сражении, прикрытию отступления русских армий. Платов представлен как стратег и талантливый полководец, сыгравший важную роль в защите России.
3. Официальный стиль: Текст энциклопедии нейтрален, без выраженных эмоциональных оценок. Платов показан в контексте его места в военной истории России.
В "Левше" Николая Лескова:
1. Художественное изображение: Лесков изображает Платова не как историческую фигуру, а как фольклорного героя, олицетворяющего лучшие черты русского народа. Платов в сказе становится персонажем, через которого передаются народные представления о патриотизме, доблести и служении Родине.
2. Человечность и близость к народу: В отличие от сухого описания в энциклопедии, Лесков акцентирует внимание на человеческих качествах Платова: его патриотизме, простоте, справедливости и человечности. Платов в "Левше" – не только великий полководец, но и символ народного духа, что делает его более близким и понятным для читателя.
3. Народный герой: В сказе Платов представлен не столько как военный деятель, сколько как идеальный образ народного героя. Лесков подчеркивает его патриотизм, заботу о благополучии России и интерес к достижениям простых людей, таких как Левша.
Основное различие:
Энциклопедическое описание Платова фокусируется на его реальных исторических достижениях и роли в военной истории России, тогда как Лесков в "Левше" создаёт художественный образ Платова как народного героя, подчеркивая его патриотизм, простоту и близость к народу. В сказе Платов скорее символический персонаж, чем реальная историческая фигура, и Лесков использует его для выражения своих взглядов на лучшие черты русского характера.
7. Вспомните сказы П. П. Бажова. Как вы думаете, различна ли речь рассказчика у Н. С. Лескова и П. И. Бажова? Чем и почему?
Речь рассказчика у Николая Лескова и Павла Петровича Бажова действительно различна, и эти различия обусловлены как стилистическими особенностями авторов, так и жанровыми и культурными контекстами, в которых они создавали свои произведения.
Речь рассказчика у Н. С. Лескова:
1. Архаичность и фольклорные элементы: Лесков в своих произведениях, особенно в таких как "Левша", использует архаичную лексику и синтаксис, чтобы передать дух старины и близость к народному творчеству. Его речь насыщена народными оборотами, поговорками и крылатыми выражениями. Лесков стремится создать атмосферу былины или старинного сказания.
2. Ирония и сатира: Лесков часто использует иронию и сатиру, высмеивая пороки общества или показывая абсурдность ситуации. Это отражается в речи рассказчика, которая может быть одновременно простой и сложной, многослойной по своему смыслу.
3. Интонации устного рассказа: В "Левше" и других произведениях Лескова заметно влияние устного народного рассказа. Речь его рассказчика напоминает речь сказителя, который повествует историю с элементами живого общения с аудиторией.
Речь рассказчика у П. П. Бажова:
1. Уральский говор и диалектизмы: Бажов в своих "Сказах" использует уральский говор, наполняя текст региональными диалектизмами, что придает его произведениям яркий колорит. Речь его рассказчика передает особенности уральского рабочего люда, их образ жизни и мышления.
2. Лаконичность и простота: В отличие от Лескова, Бажов чаще использует более простую и лаконичную речь. Его сказы ближе к устным преданиям и легендам, и в них меньше архаичных и сложных конструкций. Бажов стремится к доступности и выразительности, передавая мудрость и простоту народа.
3. Сказовый стиль: Речь рассказчика у Бажова является более концентрированной и образной. Она часто передает мистическую атмосферу уральских преданий, связанных с природой, камнями и горными духами. В его произведениях меньше социальной сатиры и больше внимания к природным и магическим мотивам.
Причины различий:
1. Региональные особенности: Лесков опирается на центральную русскую культуру и использует более общерусские языковые формы, тогда как Бажов акцентирует внимание на региональной специфике Урала.
2. Жанровые различия: Лесков часто работает в жанре сказа, где присутствует значительное количество сатиры и морали, тогда как Бажов создает сказы, приближенные к народным легендам и мифам, с акцентом на мистику и природу.
3. Тематика и цели: Лесков более социально ориентирован в своих произведениях, его интересуют человеческие судьбы в контексте исторических и социальных изменений. Бажов, напротив, больше фокусируется на передаче народных преданий и сказаний, где главное – связь человека с природой и духами.
Таким образом, речь рассказчика у Лескова и Бажова отличается стилем, лексикой и интонацией, что связано с их различными творческими задачами и культурными контекстами.
8. Как речь рассказчика характеризует его в сравнении с автором? Кто ведёт повествование в главе двадцатой и что можно сказать о повествователе, наблюдая за его речью?
Речь рассказчика в литературных произведениях играет ключевую роль в создании образа этого персонажа и в определении его отношения к рассказанным событиям. Рассмотрим это на примере главы двадцатой повести Николая Лескова "Левша".
Речь рассказчика в сравнении с автором:
1. Рассказчик как персонаж: В "Левше" рассказчик часто выступает не только как передатчик событий, но и как своеобразный персонаж с определёнными взглядами и особенностями речи. Его речь, насыщенная народными оборотами, архаизмами и простотой, создаёт ощущение близости к народной среде. Он как будто рассказывает историю "своим", делая её более доступной и понятной для простого человека.
2. Авторский стиль: Лесков, как автор, может использовать сложные литературные приёмы, строить повествование с разными уровнями значений, вкладывать в текст символику и метафоры. Рассказчик, в отличие от автора, ориентируется на непосредственное восприятие и не стремится к сложным литературным конструкциям. Речь рассказчика более устная, "живая", что отличает его от литературного стиля автора.
Повествование в главе двадцатой "Левши":
В главе двадцатой повести "Левша" повествование ведёт не автор, а рассказчик, который говорит простым и понятным языком, приближенным к народной речи. Это может быть какой-то условный "народный" рассказчик, который излагает события, как их мог бы пересказать человек из народа, с соответствующими комментариями и оценками.
Характеристика рассказчика на основе его речи:
1. Простота и доступность: Рассказчик использует простую, разговорную речь, что делает его близким к слушателям. Он не усложняет изложение, а старается сделать его понятным для всех.
2. Эмоциональность и субъективность: Рассказчик в "Левше" не скрывает своих эмоций и личного отношения к событиям. Его речь наполнена иронией, иногда даже грустью, когда он рассказывает о несправедливости или трагических моментах.
3. Народная мудрость: Рассказчик часто прибегает к народным присказкам, пословицам и метафорам, что придаёт его речи особую окраску. Это показывает его связь с народной культурой и народным восприятием мира.
Заключение:
Рассказчик в главе двадцатой "Левши" представляет собой персонажа, который отличается от автора своей простотой, эмоциональностью и народной мудростью. Его речь подчёркивает связь с народом и делает повествование доступным и понятным для широкой аудитории. Рассказчик как бы выступает посредником между автором и читателем, передавая историю с позиции простого человека, близкого к событиям и героям произведения.
Учимся читать выразительно
Найдите в сказе эпизоды, рисующие царское окружение, детали текста, передающие сатирическое отношение автора к его представителям. Прочитайте эти сцены так, чтобы почувствовалась авторская едкая насмешка.
В повести Николая Лескова "Левша" содержится несколько эпизодов, в которых изображено царское окружение, и эти сцены насыщены сатирическим отношением автора к представителям власти и высших кругов. Лесков использует едкую иронию, чтобы подчеркнуть их глупость, недальновидность и непонимание народных талантов. Приведу несколько ключевых эпизодов.
1. Эпизод с осмотром английской блохи
Когда царь получает от англичан блоху, механическую игрушку, способную танцевать, он и его окружение приходят в восторг. Однако они совершенно не понимают, что её искусство — это не самое важное, и видят в ней лишь забаву. Лесков описывает царское окружение как людей, неспособных оценить истинное мастерство и глубину технологии, увидев в блохе лишь "забаву".
Текстовые детали:
• "Никакого употребления от неё нет, а вот только для интересу."
• "Англичане так хитро ее сделали, что никто и никуда понять не может, как устроено."
Здесь Лесков высмеивает слепое преклонение перед иностранным, особенно когда это иностранное не несет никакой практической пользы. Царское окружение, восхищающееся блохой, демонстрирует своё невнимание к важным вещам и неспособность отличить пустое от полезного.
2. Эпизод с поручением мастерам
После того как царь решает, что русские мастера должны сделать что-то "лучше", чем английская блоха, он отдаёт указание Платову найти лучших мастеров. В этом эпизоде показана не столько ирония, сколько насмешка над тем, как царь и его окружение воспринимают народные таланты. Царские указания звучат абсурдно и оторвано от реальности, что показывает их непонимание того, как на самом деле работают мастера.
Текстовые детали:
• "Идите и скажите, чтобы сделали такую же, да еще лучше."
• "Пусть теперь сделают что-нибудь такое, чтоб на английское диво похоже было, да нашего ума."
Царское окружение в этом эпизоде не понимает, что мастерство требует времени и условий, а не просто приказа сверху. Лесков высмеивает их уверенность в том, что великие достижения можно просто "заказать".
3. Эпизод с возвращением Левши
Когда Левша возвращается из Англии, его встречают без должного внимания. Он пытается передать важное послание о том, что ружья нужно чистить кирпичом, но никто не хочет его слушать. В этом эпизоде Лесков с иронией описывает тупость и равнодушие царских чиновников, которые игнорируют важные советы, данные мастером, потому что они не понимают их важности.
Текстовые детали:
• "А Левша отвечает: 'Я государю должен сказать важное слово, а они меня не пускают.'"
• "Ведь я англичанам о своем долге говорил, а они сказали: 'Не до вас.'"
Этот эпизод показывает, насколько царское окружение оторвано от нужд и интересов народа, и как они пренебрегают важными знаниями, исходящими от простых людей.
Заключение:
Лесков в этих эпизодах с едкой насмешкой изображает царское окружение как людей, неспособных понять и оценить народное мастерство, живущих в своём ограниченном и часто абсурдном мире. Их действия и реакции показывают их оторванность от реальности и пренебрежение к истинным ценностям, что становится предметом сатиры автора.
Популярные решебники 6 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением