Упр.309 Часть 1 ГДЗ Львова Львов 7 класс (Русский язык)
Решение #1





Рассмотрим вариант решения задания из учебника Львова, Львов 7 класс, Мнемозина:
309. Выполните одно из заданий (на выбор). 1. Рассмотрите рисунок и попробуйте рассказать, о чём шепчутся листья в дождливый осенний день. Пофантазируйте! Озаглавьте свою лирическую миниатюру. Постарайтесь использовать приём звукописи. Обратитесь к текстам упр. 25.
Осенний шёпот листьев
Ш-ш-ш… Ветер качает голые ветви деревьев, холодный дождь стекает по стволам, превращаясь в серебряные струйки. Два листочка — жёлтый и алый — кружатся в воздухе, уносимые порывами осеннего ветра. Они шепчутся, прощаясь с миром, который так долго был их домом.
— Как холодно стало… — с грустью вздыхает жёлтый лист, его тонкие края дрожат от холода.
— Всё вокруг серое… А ещё недавно мы купались в лучах солнца! — отвечает алый, вспоминая тёплые летние дни.
Ветер взметает их выше, подбрасывает, кружит и снова опускает вниз. Листья, словно танцующие друзья, не хотят расставаться.
— Куда мы летим? Что нас ждёт дальше?
— Может, мягкая трава укроет нас, как одеяло? Или мы упадём в лужу и поплывём по течению?..
Дождь шуршит в ветках, капли скатываются по коре и стучат по земле. Листья дрожат от пронизывающего ветра, но всё же продолжают говорить.
— Мы стали лёгкими, как пушинки... Нас несёт ветер, словно осенних странников.
— Помнишь, как мы шептались под солнцем? Как весело роняли капли росы утром?
— Помню… Осень смыла все тёплые краски. Теперь только дождь, ветер и холод...
Листья, кружась в воздухе, медленно опускаются на землю. Они лягут на мокрую траву, смешаются с другими опавшими собратьями. Ветер укроет их пёстрым ковром, и осень споёт свою прощальную песню.
Ш-ш-ш… Осень шепчет. Листья слушают. Мир засыпает в ожидании зимы.
2. Найдите в художественных произведениях примеры звукописи. Запишите их, оформив по образцу упр. 307.
Примеры звукописи в художественных произведениях
Чтобы проиллюстрировать звукопись, рассмотрим несколько известных строк из произведений русских поэтов. В каждом примере покажем строку, проанализируем повторяющиеся звуки, укажем приём (аллитерация, ассонанс, звукоподражание и т.д.) и опишем создаваемый образ или настроение.
1. А. С. Пушкин – отрывок из поэмы «Осень»
o Строка: «В их сенях ветра шум и свежее дыханье».
o Звуки: Здесь многократно слышны шипящие и свистящие согласные звуки [с], [ш] – например, в словах «сенях», «шум», «свежее» – а также придыхательный [х] в «дыханье». Такое сочетание мягких, шуршащих звуков напоминает лёгкий шелест.
o Приём: Аллитерация на шипящих и свистящих согласных. Повтор звуков [с], [ш], [х] звучит как своеобразное звукоподражание шуму ветра.
o Образ/настроение: Звуковая палитра передаёт ощущение тихого шёпота ветра. Слышится прохладный осенний ветерок, шуршание опадающих листьев. Настроение – спокойное, прохладное, созерцательное.
2. М. Ю. Лермонтов – «На севере диком…» (перевод стихотворения Гейне)
o Строка: «На севере диком стоит одиноко
на голой вершине сосна».
o Звуки: Повторяются мягкие шипящие согласные, особенно [с]: «севере», «стоит», «вершине сосна». Также несколько раз звучит гласный звук [о] – одиноко, голой, сосна – что делает звучание протяжным. Такие звуки произносятся негромко и долго, создавая эффект эха тишины.
o Приём: Аллитерация (повтор согласного [с]) в сочетании с ассонансом (длительное повторение гласного [о]). Звук [с] шипит протяжно, а обилие гласных передаёт монотонность.
o Образ/настроение: Эти звуки рисуют образ одинокой сосны на ветру. Слог протяжный и тихий – как будто слышим завывание далёкого северного ветра. Настроение в строке – холодное, уединённо-печальное, подчёркивающее одиночество сосны среди снежной пустыни.
3. Ф. И. Тютчев – «Весенняя гроза»
o Строка: «Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые!»
o Звуки: Звучание здесь насыщено твёрдыми согласными [г] и [р]. В словах «грохочет», «гремят», «раскаты» повторяется сочетание «гр» и глухой раскатистый [р]. Эти звуки резкие, вибрирующие – при произнесении они напоминают раскат грома. Сами слова «грохочет» и «гром» звучат грубо и громко, будто имитируют удар грома.
o Приём: Аллитерация на звонких согласных [г] и [р] (в частности, на сочетании «гр»). Также используется звукоподражание: слово «грохочет» по звучанию передаёт грохот грома. Повтор «гр» создаёт акустический эффект громовых раскатов.
o Образ/настроение: Повторяющийся раскатистый звук рождает образ весенней грозы. Читатель словно слышит, как вдали громыхает гром. Настроение – возбуждённое, энергичное: звукопись передаёт мощь и радость бурной весенней стихии, «молодого грома».
4. А. А. Фет – «Шёпот, робкое дыханье…»
o Строка: «Шепот, робкое дыханье, трели соловья,…»
o Звуки: В этих строках пониженная громкость и преобладание мягких звуков. Повторяется нежный шипящий [ш] в «шепот», сонорный [л] в «трели соловья» и мягкий [р] в «робкое». Кроме того, много гласных звуков – «шёпот», «дыханье», «трели», «соловья» – эти гласные переливаются, создавая музыкальность. В результате фраза звучит плавно, словно тихий вздох.
o Приём: Ассонанс (насыщенность гласными звуками) в сочетании с аллитерацией на мягкие согласные [ш], [л], [р]. Такой звуковой рисунок делает речь напевной и ласкающей слух.
o Образ/настроение: Звукопись передаёт ночную тишину и нежность. Слышится едва уловимый шёпот и дыхание ночи, перекликаются соловьиные трели. Настроение – интимное, романтичное: звуки погружают нас в атмосферу тёплой летней ночи, любви и таинственного очарования природы.
5. С. А. Есенин – «Поёт зима – аукает…»
o Строка: «Поёт зима — аукает, мохнатый лес баюкает
стозвоном сосняка.».
o Звуки: В первой строчке выделяется звукосочетание «ау» («аукает»), которое прямо имитирует эхо (будто раздаётся протяжное «ау-у-у» в лесу). Далее слышим колыбельное «баю-баю» в слове «баюкает» – оно мягкое, убаюкивающее. В третьей строчке повторяется свистящий [с] и звонкий [з] в словах «стозвоном сосняка». Это сочетание с-ш-с и звонкого звука напоминает одновременное звучание множества тонких звонков или эха в сосновом лесу.
o Приём: Звукоподражание (ономатопея) – «аукает» передаёт звук эха, а «стозвоном» – от слова «звон» – передаёт многоголосый звон. Дополнительно используется аллитерация на [с] и [з], усиливающая звенящий эффект.
o Образ/настроение: Благодаря этим звукам возникает образ зимнего леса, где ветер переговаривается эхом. Зима поёт словно колыбельную: лес «монотонно баюкает», слышатся перекликающиеся отголоски (ауканье) и лёгкий перезвон снежного леса. Настроение – сказочное, спокойное: звукопись погружает нас в тихую, немного таинственную зимнюю ночь, навевая чувство умиротворения.
Каждый из приведённых примеров показывает, как поэты подбирают звуки речи, чтобы усилить образ. Повторы согласных и гласных помогают «услышать» то, что происходит в стихотворении: whether это шорох ветра, раскат грома или нежный шёпот ночи. Такая звукопись делает художественную речь более выразительной и яркой для воображения читателя.
Популярные решебники 7 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением