Ответы на вопросы на стр.31 Часть 1 ГДЗ Лебедев 10 класс Углубленный уровень (Литература)















Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Для индивидуальной работы
1. Перечитайте пьесу «Свои люди — сочтёмся!». Подготовьте характеристику главных действующих лиц.
Характеристика Самсона Силыча Большова
Самсон Силыч Большов является купцом, владельцем трех торговых лавок в Москве. Купец Большов женат, его жену зовут Аграфена Кондратьевна. У супругов есть единственная дочь Олимпиада Самсоновна (Липочка).
Самсон Силыч Большов является уважаемым человеком. По происхождению он является простым крестьянином. До того как записаться в купцы, он торговал голицами (рукавицами). Жена Большова тоже является крестьянкой по происхождению.
Самсон Силыч Большов – упрямый, эгоистичный человек, самодур. Если он что-то задумывает, его невозможно переубедить. Даже когда жена со слезами просит его о чем-то, он все-равно делает по-своему.
Самсон Силыч Большов – подлый, хитрый человек. Его работники обманывают, обвешивают покупателей в лавках, но Большов это не только не осуждает, но и приветствует. Большов считает, что храбростью никого не удивишь, а подлые дела лучше делать тихо.
По словам дочери, трезвый Большов обычно молчит, а в пьяном виде – ведет себя агрессивно.
В пьесе описывается история о том, как Большов решает провернуть аферу. Купец не хочет выплачивать полностью все свои долги, а надеется объявить себя банкротом и заплатить кредиторам только 25 копеек за 1 рубль долга. Чтобы власти не конфисковали дом и торговые лавки Большова, он собирается переписать их на Подхалюзина, своего давнего помощника.
Судя по всему, Большов задумывает свою аферу не из-за нехватки денег, а скорее ради развлечения. В то же время самодур Большов выдает дочь Липочку замуж за Подхалюзина. Купца не волнует мнение дочери, которая не хочет выходить замуж за этого человека. Правда, вскоре Липочка меняет свое мнение о Подхалюзине и с радостью выходит за него замуж. Большов тут же переписывает свой дом и лавки на Подхалюзина, чтобы избежать конфискации имущества.
В конце концов афера Большова не удается: судя по всему, кредиторы требуют полной уплаты долга и не соглашаются на 25 копеек за 1 рубль. Большов ожидает, что Подхалюзин выручит его в этой ситуации. Однако тот, владея домом и лавками Большова, не хочет помогать ему деньгами. В результате Большов оказывается в долговой яме (тюрьме).
Оказавшись в долговой яме, Большов тяжело переживает свой позор. За его аферу Большову грозит ссылка в Сибирь. он умоляет зятя Подхалюзина и дочь Липочку вызволить его из долговой ямы, чтобы избежать ссылки в Сибирь. но те отказывают ему в помощи. Судя по всему, Большов теряет надежду на то, что дочь и зять спасут его от Сибири. Автор не уточняет дальнейшую судьбу героя, но можно предположить, что Большов в конце концов отправляется в Сибирь:
Характеристика Лазаря Елизарыча Подхалюзина
Лазарь Елизарыч Подхалюзин служит приказчиком у купца Большова. Подхалюзин ведет бухгалтерию, управляет торговыми лавками Большова и следит за работой сидельцев (продавцов).
Подхалюзин – это мужчина средних лет. Вероятно, ему 35-40 лет. Он умный, дельный человек, «малый с понятием», «не лыком шит». За свою жизнь он «прошел огонь, воду, медные трубы».
Подхалюзин – небогатый человек, но, судя по всему, имеющий некоторый капитал («капиталец»).
Лазарь Подхалюзин работает на Большова уже 20 лет, с малолетнего возраста. В молодости он подметал лавки (магазины) Большова и со временем выбился в люди.
Лазарь Подхалюзин заявляет, что готов ради Большова «в огонь и в воду», но на самом деле думает только о своей выгоде и при первой возможности готов его предать. Он подлый, нечестный человек, «нечистый на руку». Так, например, он советует своим подчиненным-продавцам обманывать, обсчитывать покупателей, когда есть возможность.
Подхалюзин ведет себя робко и скромно с начальством и грубо и хамовато – с теми, кто ниже его по статусу (например, со слугой Тишкой).
Подлый, хитрый Подхалюзин считает, что нет ничего плохого в том, чтобы обманывать нечестного человека (например, Большого). Однако Подхалюзин в этом случае лукавит, так как он также не против обманывать и честных людей (например, покупателей в лавках):
Лазарь Подхалюзин – лживый, лицемерный человек. Он говорит Большову о том, что не хочет вести себя с ним подло, но следом совершает подлые поступки.
По мнению Липочки, Подхалюзин является «противным неучем» и «необразованным дураком». Вскоре девушка меняет свое мнение о Подхалюзине и выходит за него замуж.
Чтобы провернуть аферу с банкротством, Большов оформляет свой дом и лавки на имя Подхалюзина. В конец концов афера не удается, и Большов оказывается в долговой яме. Подхалюзин и его новоиспеченная жена Липочка, владея домом и лавками Большова, отказываются спасать его от ссылки.
По словам Рисположенского, Подхалюзин обкрадывает своего тестя Большова. Завладев имуществом Большова, Подхалюзин открывает магазин и становится купцом 2-ой гильдии:
По мнению Большова, Подхалюзин оказывается «бесчувственным подлецом» и «змеем подколодным». По мнению Аграфены Кондратьевны, ее зять Подхалюзин ведет себя как варвар и разбойник, отказываясь помогать тестю.
Подлец Подхалюзин также не выполняет свои обещания и по отношению к свахе Устинье. Изначально он обещает ей за ее услугу 1,5 тысячи рублей и шубу, а после дает ей лишь 100 рублей:
Характеристика Липочки
Полное имя героини – Олимпиада Самсоновна Большова (Липочка – ласковая форма имени Олимпиада).
Липочка Большова является единственной дочерью купца Самсона Силыча Большова и его жены Аграфены Кондратьевны. Большов и его жена являются крестьянами по происхождению, но уже много лет состоят в купеческом сословии.
Липочке 18 лет (без месяца 19 лет). Будучи дочерью купца, Липочка хочет казаться настоящей дворянкой. Очевидно, для этого она брала уроки танцев и игры на фортепиано, а также училась французскому языку. Однако, по словам свахи Устиньи, на самом деле Липочка даже не умеет писать по-русски как следует, плохо говорит по-французски, плохо играет на фортепиано и так же плохо танцует. Однако Липочка считает себя образованной девушкой и хочет выйти замуж только за дворянина. По ее мнению, только дворянин сможет составить ей достойную пару.
По мнению Лазаря Подхалюзина, Липочка является образованной барышней. Однако в этом случае его мнению вряд ли можно доверять. Во-первых, Подхалюзин влюблен в Липочку, поэтому вряд ли может быть объективен. Во-вторых, он является простым человеком, крестьянином по происхождению, поэтому едва ли имеет понятие о действительно хорошем образовании.
Липочка – пустая, неглубокая девушка. Когда речь идет о будущем муже, ее интересует происхождение и внешность жениха (одежда, рост, цвет волос и т.д.), а не его личные качества.
Липочка неуважительно относится к своей матери, хамит и не прислушивается к ее просьбам. Мать называет ее бесстыдницей и хабальной девицей за ее поведение.
Судя по всему, Липочка является жадной, скупой девушкой. Когда ключница Фоминишна просит у нее в подарок платок, та не исполняет ее просьбу, хотя у нее «валяются ворохи платков». Вероятно, родители не жалеют денег на Липочку, покупают ей украшения и т.д. Несмотря на вполне обеспеченную жизнь, Липочка жалуется на то, что ей, образованной барышне, живется плохо в родительском доме. Она мечтает выйти замуж, чтобы жить отдельно от родителей.
По требованию отца-самодура Липочка выходит замуж не за дворянина, как мечтала, а за Подхалюзина. Сначала девушка противится этому браку, но вскоре меняет свое мнение и с радостью выходит замуж за Подхалюзина.
В конце концов Липочка оказывается неблагодарной и бессердечной дочерью. Когда ее отец, купец Большов, оказывается в долговой яме, Липочка с мужем Подхалюзиным отказываются ему помогать. Неблагодарная Липочка поддерживает своего подлого супруга и совсем не заступается за отца. За это Большов называет дочь и зятя «змеями подколодными».
Характеристика Аграфены Кондратьевны Большовой
Аграфена Кондратьевна Большова является женой купца Большова, главного героя пьесы. У супругов есть 18-летняя дочь Олимпиада Самсоновна (Липочка).
По происхождению купчиха Аграфена Кондратьевна является крестьянкой («паневщицей»). Она малообразованная и при этом скромная женщина, в отличие от своей дочери. Она реально оценивает свой уровень образования и признается, что ей было бы трудно общаться с образованным зятем-дворянином. Аграфена называет себя глупой женщиной, но на самом деле она не так уж глупа. Ее высказывания не лишены логики и рассудительности. Так, она объясняет дочери, что поиски мужа не могут быть быстрыми и т.д.
Аграфена Кондратьевна, судя по всему, является честной, искренней женщиной. Она просит сваху прямо говорить женихам, что за ее дочерью Липочкой дается не самое большое приданое («не золотые горы»).
Героиня любит свою дочь и заботится о ней, однако Липочка при этом обвиняет родителей в плохом обращении и тирании.
Аграфена Кондратьевна является довольно мягкой, доброй, терпеливой женщиной. Она терпит неуважительное отношение со стороны дочери Липочки. Женщина хочет казаться строгой матерью, но на самом деле не имеет на дочь никакого влияния. В тяжелых ситуациях женщина обращается к мужу, чтобы тот усмирил дочь. Судя по всему, споры между Аграфеной Кондратьевной и Липочкой нередко заканчиваются слезами. В таких случаях, мать просит у дочери прощения, даже если не виновата, и обещает купить ей сережки. Очевидно, Аграфена Кондратьевна готова купить дочери любые украшения, лишь бы та не плакала.
В конце концов Аграфена Кондратьевна с мужем, купцом Большовым, выдают Липочку замуж за приказчика Подхалюзина. Вскоре Большов из-за своей аферы оказывается в долговой яме (тюрьме). Липочка с мужем отказываются спасать его из тюрьмы. За это бессердечное и неблагодарное отношение Аграфена Кондратьевна называет дочь «беспутной» и грозит ей проклятием. Однако все это мало пугает Липочку и ее супруга.
Оставшись без мужа, Аграфена Кондратьевна чувствует себя сиротой. Очевидно, плохие отношения с дочерью и зятем усиливают одиночество несчастной женщины.
2. Составьте подборку наиболее ярких реплик, характеризующих Большова, Подхалюзина, Липочку. Подготовьте выразительное чтение одного из монологов или какой-либо сцены.
Реплики, характеризующие Самсона Большова:
• «Да и самому-то, братец ты мой, отдохнуть пора; проклажались бы мы лёжа на боку, и торговлю всю эту к черту!»
• «А у меня кредиторы все люди богатые, что им сделается!»
• «А вот я на тебя всё имение переведу, так после кредиторы-то и пожалеют, что по двадцати пяти копеек не взяли»
• «Как же не бывать, коли я того хочу? На что ж я и отец, коли не приказывать? Даром, что ли, я её кормил?»
• «Бери всё, только нас со старухой корми да кредиторам заплати копеек по десяти»
• «Ты бы должен всё отдать, как я в одной рубашке остаться, только бы своего благодетеля выручить»
• «Что вы! Что вы! Опомнитесь! Ведь я у вас не милостыню прошу, а своё же добро. Люди ли вы?»
Реплики, характеризующие Лазаря Подхалюзина:
• «...да ведь и я, Самсон Силыч, не лыком шит...»
• «Я, брат, и сам огни, и воды, и медные трубы прошел.»
• «...сами изволите видеть, имею капиталец...»
• «Помилуйте, Самсон Силыч, в огонь и в воду полезу-с.»
• «Мне, Самсон Силыч, окромя вашего спокойствия, ничего не нужно-с.»
• «Вы, говорю, ребята, не зевайте: видишь чуть дело подходящее, покупатель, что ли, тумак какой подвернулся, али цвет с узором какой барышне понравился, взял, говорю, да и накинул рубль али два на аршин.»
• «И мерять-то, говорю, надо тоже поестественнее: тяни да потягивай только, только чтоб, боже сохрани, как не лопнуло, ведь не нам, говорю, после носить. Ну, а зазеваются, так никто виноват, можно, говорю, и просто через руку лишний аршин раз шмыгануть.»
• «Оттого и робкий-с, что было дело подначальное – нельзя-с. Прекословить не смею.»
• «Не смею я, Самсон Силыч, об этом с вами говорить-с. Не хочу быть подлецом против вас.»
• «А нешто я вас не люблю, Самсон Силыч, больше отца родного? Да накажи меня бог!.. Да что я за ско*ина!»
• «Да будет ли вас так любить благородный, как я буду любить?»
• «А дом-то и лавки – мои-!»
• «...куда я деньги дел? Как же-с? Рассудите сами: торговать начинаем, известное дело, без капитала нельзя-с, взяться нечем; вот домик купил...»
• «Не жирно ли будет, неравно облопаетесь?»
Реплики, характеризующие Липочку:
• «А выросла да посмотрела на светский тон, так и вижу, что я гораздо других образованнее».
• «Не пойду я за купца, ни за что не пойду. – За тем разве я так воспитана: училась и по-французски, и на фортепьянах, и танцевать! Нет, нет! Где хочешь возьми, а достань благородного».
• «Вот замуж выду – тогда и перестану» (реветь).
• «Я вам один раз навсегда скажу, что не пойду я за вас,– не пойду».
• «Так смотрите же, Лазарь Елизарыч, мы будем жить сами по себе, а они сами по себе».
• «Мы, тятенька, сказали вам, что больше десяти копеек дать не можем, – и толковать об этом нечего»
3. О Прочитайте и проанализируйте самостоятельно комедию «Бедность не порок».
Анализ комедии А.Н. Островского «Бедность не порок»
История создания
Первоначально пьеса должна была называться «Гордым Бог противится». Замысел появился в июле 1853 года, в августе автор начал работу над произведением, а закончил его в конце этого же года.
Роли были распределены между актёрами ещё до окончания её написания. В 1854 году, 25 января, пьеса была впервые поставлена в Малом театре в Москве. Она имела огромный успех, понравилась широкому кругу зрителей.
Произведение написано Островским под влиянием его друзей славянофилов, поэтому после постановки пьесы многие друзья автора узнали в ней себя. Истинно русский характер Любима Торцова сыграл решающую роль в судьбе пьесы. В этом герое критики увидели идеальный образ русского человека. Успех пьесы даже после первых прочтений её в Москве превзошёл все ожидания и даже мечты автора.
Нужно отметить тот факт, что пьесу Островский посвятил своему другу выдающемуся актёру театра Прову Михайловичу Садовскому. Именно он лучше всех сыграл роль Любима Торцова в пьесе. Московское купечество было хорошо знакомо Островскому, ведь ему пришлось оставить высшее образование и поступить на службу в совестный суд. Именно купеческое сословие чаще всего обращалось в такие суды, здесь будущий драматург познакомился с исконно русскими характерами и персонажами, достойными войти в литературу.
Тема
«Бедность не порок» раскрывает тему настоящего русского характера, показывает то звено русского общество, которое сохранило все обычаи, традиции и внутреннюю суть народной души. Именно поэтому пьесу называют гимном русскому купечеству: быт, семейный уклад, обряды, привычки, традиции – всё это описал автор в произведении. Тематика раскрывает взаимоотношения людей, основанные на их уровне благосостояния. Автор затрагивает проблемы выбора будущего, послушания и уважения к старшим, тему любви, семьи, греха.
Красной нитью проходит через всё произведение мысль о том, что русский человек не идеален, он ошибается, тратит свою жизнь на грехи и беспутство, но он способен признать ошибки и стать на путь истинный. В этом сила русского человека. Чтобы понять, чему учит это произведение, нужно заострить внимание на фабуле. Вывод очевиден: никакие новомодные мировоззрения не могут ужиться в русской душе, если они противоречат народной мудрости, сердцу, здравому смыслу. Суть комедии Островского в том, что деньги не всегда всесильны, честь и достоинство у умного человека стоит превыше любых материальных благ.
Композиция
Комедия Островского состоит из трёх действий, это разделение имеет и смысловую основу. Кульминация действия происходит в последнем действии, за ней следует развязка и счастливый финал. Конфликт строится на требованиях моды, веянии времени и их столкновении с русской действительностью. В понимании Гордея Карпыча образованность – это лишь внешняя сторона (новый сюртук, шампанское, меха и кареты).
Особенностью композиции пьесы можно считать насыщенность фольклорными элементами (пословицами, песнями, прибаутками), они окольцовывают каждое действие, сопровождают все важные моменты, подчёркивая и оттеняя их особым образом. Широко используется приём подготовленного появления героев: в начале о них говорят, потом – они выходят на сцену.
В пьесе герои рассматриваются параллельно, так легче воспринимаются их образы – в сопоставлении. Не последнюю роль в создании ярких сцен и восприятии происходящего играют авторские ремарки и декорации. Островский признанно считается “отцом русского театра”, именно он создал теорию поведения действующих лиц на сцене, учитывая особенности жанра. Его пьесы ставятся более полутора столетия, они бессмертны, что обусловлено талантом и гениальностью автора.
Главные герои
Гордей Карпыч Торцов
Богатый купец, глава семьи, мужчина преклонных лет.
Суровый, серьёзный человек, у него тяжёлый характер. Все домашние его побаиваются. Он глава семьи и все важные вопросы решает сам. Раньше был более лояльным и рассудительным, но после того, как съездил в Москву, переменился. Стал гордым и высокомерным, считает себя выше и умнее всех. Водит дружбу с владельцем фабрики Коршуновым в надежде выдать свою дочь за богатого старика, но этому мешает его брат.
Любим Карпыч Торцов
Родной брат Гордея Карпыча, бедный человек.
После смерти отца получил долю своего наследства деньгами и ценными бумагами. Когда приехал в Москву обналичить бумаги, молодой и бесшабашный юноша решил красиво пожить и быстро промотал почти всё свое наследство. То, что осталось, решил доверить Коршунову, богатому фабриканту и своему знакомому. Фабрикант обманул Любима, и тот остался ни с чем. Любиму пришлось вернуться к брату, который укоряет его за такое поведение. Любим – человек, который считает, что бедность не порок.
Африкан Савич Коршунов
Фабрикант, богатый и влиятельный человек, пожилой мужчина.
Сластолюбивый старик, который считает, что имея богатство, можно купить всё. Хочет взять в жёны молоденькую дочку Гордея Карпыча. Кичится своим огромным богатством, свысока относится к окружающим, ведёт себя мерзко и подло. Когда Любим винит его в махинациях, обижается и гордо удаляется в уверенности, что Торцов будет его уговаривать, чтобы он взял в жёны его дочь.
Второстепенные персонажи
Митя
Приказчик у Торцова, бедный молодой человек, влюблён в Любовь Гордеевну.
В комедии «Бедность не порок» герой, которому случай помог жениться на любимой девушке, стоящей выше него на социальной лестнице. Умный, добрый и честный. Давно любит дочь своего хозяина. Узнав, что его чувства взаимны, предлагает Любови Гордеевне признаться её отцу и просить благословения.
Любовь Гордеевна
Дочь Торцова, молодая девушка. Влюблена в Митю.
Скромная, умная барышня. Очень любит Митю, однако, когда отец говорит о своём решении отдать её за Коршунова, беспрекословно подчиняется. Она считает, что так положено и она не может сопротивляться родительской воле, очень счастлива, что отец захотел поженить их с Митей.
Яша Гуслин
Родственник Торцова, молодой человек.
Влюблён в молоденькую вдовушку Анну Ивановну. Хочет взять её в жены, и Гордей Карпыч соглашается.
Анна Ивановна
Вдова, молодая женщина. Влюблена в Яшу.
Бойкая женщина, весёлая и озорная. Старается, чтобы Митя с Любовью Гордеевной объяснились. Любит Яшу Гуслина, довольна тем, что выходит за него замуж.
Гриша Разлюляев
Сын богатого купца, молодой человек.
Беззаботный парень, играет на гармошке, любит повеселиться. Мечтает о богатой невесте своего круга.
Жанр
В пьесе «Бедность не порок» анализ будет неполон, если не отметить жанровую специфику произведения. Комедия Островского неповторима своими бытовыми картинами, чёткостью ремарок, глубиной монологов персонажей. Обязательными для автора были «говорящие» имена действующих лиц, их статичность и вместе с тем полнота образов. Сатиричность у драматурга тонкая, не язвительная, но бьющая точно в цель: недаром многие знакомые после постановки перестали общаться с Островским, узнав в героях пьесы себя.
4. Объясните смысл пословиц, которыми озаглавлены две пьесы Островского о купеческом быте.
«Бедность не порок» – значение пословицы «Бедность не порок» заключается в том, что нет прямой связи между финансовым благополучием и духовным, нравственным богатством. Каким бы бедным человек ни был, это не грех, когда при нём остаются ум, порядочность и другие важнейшие человеческие ценности. Таким образом, нищета – это временное состояние, трудный период в жизни, который нужно стараться преодолеть всеми силами, используя свой ум и сердце, вместо того чтобы опускать руки.
Существует и расширенная версия поговорки, в которой фраза обретает противоположный смысл: «Бедность не порок, а вдвое хуже». Таким образом, лучше иметь пороки, чем не иметь ничего за душой.
«Свои люди – сочтёмся» – пословица означает, что близкие люди всегда смогут расплатиться друг с другом, не останутся в долгу друг перед другом. Обычно так говорят в ответ на предложение как-то отблагодарить за услугу, подразумевая, что кто-то сейчас помог, а значит, потом, мы поможем ему.
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением