Ответы на вопросы на стр.314 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)










Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Авторский неологизм, «заумь», классическая рифма, литературная группировка, многоуровневая метафора, неточная рифма, олицетворение, пейзажное описание, просторечная лексика, роман-эпопея, футуризм, цикл стихов.
1.
Авторский неологизм
Авторский неологизм — это слово или выражение, созданное конкретным автором для передачи уникального смысла или художественного эффекта в своем произведении. Такие неологизмы часто возникают из-за необходимости описать новые явления, эмоции или концепции, для которых не существует подходящих слов в существующем языке. Например, Фёдор Достоевский ввёл в русский язык слово "стушеваться", означающее "потеряться, исчезнуть, стать менее заметным". Изначально это слово было авторским неологизмом, но со временем вошло в общий обиход. Авторские неологизмы обогащают язык, придавая ему новые оттенки и возможности для выражения мыслей. Они также помогают создать уникальный стиль автора, делая его произведения легко узнаваемыми. Однако не все авторские неологизмы приживаются в языке; некоторые остаются уникальными для конкретного произведения или автора. Создание таких слов требует глубокого понимания языковых законов и творческого подхода. Таким образом, авторские неологизмы играют важную роль в развитии и эволюции языка.
2.
«Заумь»
«Заумь» — это термин, введённый русскими футуристами, обозначающий "заумный" или "трансрациональный" язык, выходящий за пределы обычного понимания. Он представляет собой экспериментальную форму поэзии, где слова и звуки используются не для передачи конкретного смысла, а для создания определённого эмоционального или эстетического эффекта. Алексей Кручёных и Велимир Хлебников были одними из главных представителей этого направления. Кручёных утверждал, что заумный язык позволяет выразить то, что невозможно передать обычными словами, и способствует обновлению поэтического языка. Примером заумного произведения является стихотворение Кручёных "Дыр бул щыл", где звуки и ритмы создают особую атмосферу без явного смысла. Заумь стремится освободить слово от его привычных значений и дать ему новую жизнь в поэтическом контексте. Этот подход оказал значительное влияние на развитие авангардной поэзии и искусства в целом. Заумь также можно рассматривать как попытку приблизиться к первобытным формам языка, где звук и ритм играли ключевую роль в коммуникации. Таким образом, заумь расширяет границы языка и открывает новые возможности для художественного выражения.
3.
Классическая рифма
Классическая рифма — это совпадение звуков в концах стихотворных строк, при котором ударные гласные и последующие согласные звуки идентичны. Она является одним из основных средств поэтической выразительности и придаёт стихотворению музыкальность и ритмическую структуру. Классическая рифма может быть точной, когда совпадают все звуки после ударного гласного, или неточной, когда совпадение звуков частичное. Примером точной рифмы могут служить пары слов "розы — морозы" или "ветер — метр". Классическая рифма способствует запоминаемости стихотворения и усиливает его эмоциональное воздействие. Она также помогает установить определённый ритм и мелодию в поэтическом тексте. В разных поэтических традициях существуют свои предпочтения в использовании рифм, но классическая рифма остаётся универсальным инструментом поэтов. Однако в современной поэзии наблюдается тенденция к отказу от строгих рифмованных форм в пользу свободного стиха. Тем не менее, классическая рифма продолжает использоваться и цениться за её эстетические качества.
4.
Литературная группировка
Литературная группировка — это объединение писателей и поэтов, связанных общими художественными целями, стилем или идеологией. Такие группировки часто возникают в определённые исторические периоды и играют ключевую роль в развитии литературных направлений. Примером может служить объединение русских футуристов "Гилея", в которое входили Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Алексей Кручёных и другие. Они стремились к радикальному обновлению поэтического языка и формы, отвергая традиционные каноны. Литературные группировки способствуют обмену идеями и поддержке между авторами, а также помогают привлечь внимание к новым течениям в литературе. Они часто издают совместные сборники, манифесты и проводят публичные выступления. Однако внутри таких объединений могут возникать разногласия, приводящие к их распаду или трансформации. Влияние литературных группировок на культуру может быть значительным, определяя развитие литературы на долгие годы. Они также играют важную роль в формировании литературного вкуса и критики своего времени.
5.
Многоуровневая метафора
Многоуровневая метафора — это сложный литературный приём, при котором одно явление или объект описывается через последовательность взаимосвязанных метафорических образов, создавая многослойную сеть значений. В отличие от простой метафоры, связывающей два понятия, многоуровневая метафора включает несколько уровней ассоциаций, каждый из которых обогащает и углубляет первоначальный смысл. Например, в поэзии Бориса Пастернака часто встречаются такие конструкции, где один образ переходит в другой, создавая сложную и многозначную картину. В его стихотворении "Тоска" из цикла "Не время ль птицам петь" используется метафора эпиграфа книги, которая разворачивается через образы пустынь, львов и тигров, создавая многослойное восприятие тоски и одиночества. Такие метафоры требуют от читателя глубокого анализа и интерпретации, поскольку каждый уровень добавляет новые оттенки смысла. Многоуровневые метафоры характерны для поэзии модернизма, где они отражают сложность и многогранность восприятия мира. Они способствуют созданию глубокой эмоциональной и интеллектуальной связи между автором и читателем, побуждая к размышлениям и поиску скрытых смыслов.
6.
Неточная рифма
Неточная рифма, также известная как ассонансная или приблизительная рифма, — это вид рифмы, при котором согласные или гласные звуки в концах стихотворных строк совпадают лишь частично. В отличие от точной рифмы, где звуки полностью совпадают (например, "розы — морозы"), в неточной рифме совпадение может быть неполным или основанным только на гласных звуках. Примером может служить пара "доктор — мокрый", где совпадают только ударные гласные звуки. Неточная рифма придаёт стихотворению особую музыкальность и позволяет поэту использовать более широкий спектр слов, не ограничиваясь строгими звуковыми соответствиями. Она часто используется для создания определённого настроения или ритма, а также для передачи естественности и непринуждённости речи. В русской поэзии неточная рифма встречается у таких поэтов, как Владимир Маяковский и Сергей Есенин, которые использовали её для достижения особых художественных эффектов. Неточные рифмы также способствуют созданию ассоциативных связей между словами и образами, обогащая поэтический текст. Использование неточной рифмы требует от поэта тонкого чувства языка и умения работать со звуком и смыслом слов.
7.
Олицетворение
Олицетворение — это художественный приём, при котором неодушевлённым предметам, явлениям природы или абстрактным понятиям приписываются свойства и качества живых существ. Этот троп позволяет сделать описание более живым и эмоциональным, создавая яркие и запоминающиеся образы. Например, в строке Сергея Есенина "Отговорила роща золотая" роща наделяется способностью говорить, что усиливает эмоциональное восприятие осеннего пейзажа. Олицетворение помогает передать настроение, чувства и состояния, делая их более осязаемыми для читателя. Оно также способствует созданию тесной связи между человеком и окружающим миром, подчёркивая их взаимосвязь. В поэзии олицетворение часто используется для передачи динамики и движения, оживляя статичные картины и придавая им эмоциональную насыщенность. Этот приём встречается в произведениях многих поэтов, включая Александра Пушкина, Михаила Лермонтова и Анну Ахматову. Олицетворение позволяет автору выразить сложные идеи и чувства через простые и понятные образы, делая текст более доступным и эмоционально насыщенным.
8.
Пейзажное описание
Пейзажное описание — это литературный приём, при котором автор подробно изображает окружающую природу или ландшафт, создавая визуальные образы и передавая атмосферу места. Такие описания помогают читателю представить себе сцену действия, погрузиться в настроение и понять эмоциональное состояние персонажей. Например, в романе Льва Толстого "Война и мир" автор часто использует пейзажные зарисовки для передачи настроения и внутреннего состояния героев. Пейзажные описания могут быть детальными и реалистичными, передавая конкретные детали местности, или символическими, отражая внутренние переживания персонажей. Они играют важную роль в создании художественного пространства произведения, устанавливая связь между внешним миром и внутренним миром героев. Пейзажные описания также могут служить фоном для развития сюжета, подчёркивая ключевые моменты и создавая контраст между событиями и окружающей средой. В литературе разных эпох и направлений пейзажные описания использовались по-разному, отражая эстетические и философские взгляды авторов. Они помогают создать у читателя полное и многогранное представление о мире произведения, обогащая его восприятие и понимание текста.
9.
Просторечная лексика
Просторечная лексика — это совокупность слов и выражений, характерных для непринуждённой, разговорной речи, которые отклоняются от норм литературного языка. Такие слова часто имеют сниженный или грубый оттенок и используются преимущественно малообразованными носителями языка. Примеры просторечных выражений включают: "опосля" вместо "после", "здеся" вместо "здесь", "шарахнуть" в значении "ударить" или "выпить", "дрыхнуть" вместо "спать", "драпать" вместо "убегать". Просторечная лексика может возникать из диалектных форм или быть заимствованной из социальных жаргонов. Она играет важную роль в языке, способствуя его демократизации и обогащению новыми выражениями. Однако чрезмерное использование просторечий может привести к снижению культуры речи и затруднить понимание между разными социальными группами. В литературе просторечная лексика часто используется для создания реалистичных диалогов и характеристики персонажей, подчёркивая их социальный статус или уровень образования. Таким образом, просторечная лексика является неотъемлемой частью языковой системы, отражающей её динамику и разнообразие.
10.
Роман-эпопея
Роман-эпопея — это литературный жанр, сочетающий в себе черты романа и эпопеи, в котором изображаются масштабные исторические события, охватывающие судьбы как отдельных героев, так и целых народов. В основе сюжета такого произведения лежит рассказ о значимых для нации или человечества событиях, показанных через призму личных переживаний персонажей. Классическим примером романа-эпопеи является "Война и мир" Льва Толстого, где описываются события Отечественной войны 1812 года, переплетающиеся с судьбами множества героев. Романы-эпопеи характеризуются обширным охватом временных и пространственных рамок, глубоким психологизмом и вниманием к деталям быта и культуры эпохи. Они позволяют читателю погрузиться в исторический контекст и понять сложность социальных и политических процессов. Создание романа-эпопеи требует от автора значительных усилий в исследовании исторического материала и мастерства в построении многослойного повествования. Такие произведения часто становятся важными культурными явлениями, влияя на восприятие истории и национальной идентичности. Роман-эпопея объединяет личное и общественное, показывая, как судьбы отдельных людей переплетаются с ходом истории.
11.
Футуризм
Футуризм — это авангардное художественное и литературное движение начала XX века, возникшее в Италии и распространившееся в других странах, включая Россию. Его представители стремились разорвать с традициями прошлого и воспеть динамику современного мира, технику, скорость и урбанизацию. Основоположником футуризма считается итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти, опубликовавший в 1909 году "Манифест футуризма", в котором провозглашались идеи обновления искусства и отказа от старых форм. В России футуризм получил развитие благодаря таким поэтам, как Владимир Маяковский, Велимир Хлебников и Алексей Кручёных. Русские футуристы экспериментировали с языком, создавая неологизмы и заумные слова, стремясь передать динамику и хаос современности. Они также использовали эпатаж и провокацию, чтобы привлечь внимание к своим идеям и бросить вызов устоявшимся нормам. Футуризм оказал значительное влияние на развитие авангардного искусства, включая живопись, скульптуру, музыку и театр. Несмотря на кратковременность существования, футуризм заложил основы для многих последующих художественных течений и продолжает влиять на современное искусство. Его идеи о постоянном обновлении и динамике остаются актуальными и в наше время.
12.
Цикл стихов
Цикл стихов — это собрание поэтических произведений, объединённых общей темой, идеей, образом или сюжетной линией, создающих единое целое. В таком цикле каждое стихотворение может быть самостоятельным, но вместе они образуют более глубокую и многогранную картину. Примером может служить цикл "Осенние песни" Сергея Есенина, где каждое стихотворение посвящено осенней тематике, но вместе они передают целостное восприятие этого времени года. Циклы стихов позволяют поэту глубже исследовать выбранную тему, подходя к ней с разных сторон и раскрывая её разнообразные аспекты. Они также дают возможность проследить развитие авторской мысли и настроения на протяжении всего цикла. Структура цикла может быть различной: от строгой последовательности с логическим развитием сюжета до более свободного объединения по ассоциативному признаку. Создание цикла стихов требует от поэта умения удерживать внимание читателя, обеспечивая разнообразие форм и содержания при сохранении единства общей идеи. Циклы стихов часто отражают важные этапы в творчестве поэта и позволяют глубже понять его мировоззрение и художественные принципы. Они занимают особое место в литературе, представляя собой сложные и многослойные поэтические конструкции.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением