Ответы на вопросы на стр.315 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Вопросы и задания1. Какие художественные приемы, используемые в ранней лирике Пастернака, делают его поэтом, близким футуризму?Ранняя лирика Бориса Пастернака...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Вопросы и задания
1. Какие художественные приемы, используемые в ранней лирике Пастернака, делают его поэтом, близким футуризму?
Ранняя лирика Бориса Пастернака демонстрирует множество черт, которые сближают его творчество с футуризмом, хотя он и не принадлежал официально к этой литературной группировке. Одной из главных особенностей является эксперимент с языком. Пастернак активно создаёт сложные неологизмы, сталкивает слова, ранее не сочетавшиеся, что помогает ему передавать новые эмоциональные и философские состояния. Это характерно для футуристов, которые стремились "разорвать" старый язык и создать новые формы выражения. Такие элементы проявляются, например, в сборниках "Близнец в тучах" и "Поверх барьеров".
Ещё одной важной чертой является использование ассоциативных цепей. В стихах Пастернака часто встречаются образы, которые плавно переходят один в другой, образуя поток мыслей и чувств. Это создаёт эффект непрерывного движения, напоминающий футуристическую заумь, где слово перестаёт быть только носителем смысла, а становится средством передачи звука, ритма и энергии.
Ритмическая свобода также делает раннюю лирику Пастернака схожей с футуризмом. Его стихи наполнены чередованием длинных и коротких строк, что создаёт ритмическую динамику, подчёркивающую живость и импульсивность описываемых событий. Футуристы отвергали строгие формы классического стихосложения, и Пастернак также использует более свободные структуры, позволяя ритму развиваться естественно.
Особое место в ранней лирике занимают урбанистические мотивы. Город, индустриальный прогресс, скорость и энергия становятся центральными темами, что характерно для футуризма. В своих стихах Пастернак изображает города как пространство силы и движения, создавая эмоционально насыщенные образы.
Звукопись в стихах Пастернака также близка к футуристической эстетике. Он использует аллитерации и ассонансы, которые усиливают музыкальность его стихов. Например, в его поэзии звук может подчёркивать динамику описываемых событий, создавая своеобразный "акустический ландшафт".
Динамика и энергия образов — ещё одна важная черта, связывающая Пастернака с футуризмом. В его стихах всё находится в постоянном движении: природа, люди, чувства. Это передаёт ощущение того, что мир находится в процессе непрерывного изменения и обновления, что совпадает с философией футуристов.
Таким образом, благодаря экспериментам с языком, ассоциативным цепям, ритмической свободе, звуковой организации текста и изображению динамики, ранняя лирика Пастернака демонстрирует сходство с футуризмом, хотя его поэзия глубже и разнообразнее, чем работы представителей этого направления.
2. Каковы основные темы лирики Б. Пастернака? В чем состоит различие между художественным воплощением этих тем в ранний и поздний периоды творчества поэта?
Одной из ключевых тем лирики Бориса Пастернака является природа. Природа у него — это не просто фон или пейзаж, а живая сущность, связанная с внутренним миром человека. В ранних стихах она изображается бурной, динамичной, словно отражающей стремление поэта к познанию мира. Например, в сборнике "Близнец в тучах" природа воспринимается как мощная сила, связанная с энергией жизни. В поздних произведениях, таких как "Июль", природа становится символом гармонии и спокойствия, создавая ощущение вечности и стабильности.
Любовь — ещё одна центральная тема в творчестве Пастернака. В ранний период она изображается через метафоры и сложные образы, часто переплетаясь с философскими размышлениями. В поздней лирике любовь приобретает более интимный и личный характер, становясь источником вдохновения и духовного роста. Например, в стихотворении "Зимняя ночь" любовь передаётся через простые, но выразительные образы, подчёркивающие её силу и красоту.
Творчество и роль поэта также занимают значительное место в лирике Пастернака. В ранний период он осмысливает искусство через сложные формы и ассоциации, стремясь передать уникальность поэтического мышления. Поздний Пастернак видит творчество как служение вечным ценностям и человечеству, что особенно заметно в стихах из романа "Доктор Живаго".
Тема времени и вечности проходит через всё творчество Пастернака. В ранних стихах время воспринимается как поток, движение, связанное с переменами и обновлением. В поздней лирике оно становится символом неизменности и духовного спокойствия, отражая философский взгляд автора на жизнь.
Исторические события и революция — ещё одна важная тема. В ранний период Пастернак воспринимает революцию как необходимый этап обновления общества. Однако позже он начинает осознавать её разрушительный характер, что находит отражение в его поздней лирике и особенно в романе "Доктор Живаго".
Различие между ранним и поздним периодами творчества заключается в эволюции художественного языка и подхода к темам. Если в ранних стихах Пастернак экспериментирует с формой и метафорами, стремится к новаторству, то в поздних произведениях он обращается к простоте, ясности и философской глубине. Это делает его творчество многогранным и уникальным.
3. Охарактеризуйте эволюцию взглядов Б. Пастернака на русскую историю, революцию, пореволюционную советскую действительность, опираясь на стихотворения «Русская революция», «Матрос в Москве», «Столетье с лишним — не вчера...», «Весеннею порою льда...» и роман «Доктор Живаго».
Эволюция взглядов Бориса Пастернака на русскую историю и революцию проходит через несколько этапов, что ярко отражается в его произведениях.
В стихотворении "Русская революция" Пастернак воспринимает революцию с энтузиазмом. Он видит её как грандиозное событие, способное изменить мир к лучшему. Используемые образы силы и энергии подчёркивают её величие и необходимость. Для поэта революция в этот период ассоциируется с обновлением и творчеством.
Однако уже в стихотворении "Марбург в Москве" появляется скепсис. Поэт осознаёт противоречивость революционных перемен. Для Пастернака революция становится не только освобождением, но и источником разрушений, особенно для интеллигенции. Его разочарование находит выражение в философских размышлениях о цене перемен.
В стихотворении "Столетье с лишним — не вчера..." Пастернак акцентирует внимание на долгосрочных последствиях исторических событий. История у него становится неконтролируемой силой, которая выходит за пределы человеческого понимания. Революция осмысливается как неизбежный этап, но её последствия вызывают у поэта тревогу.
В стихотворении "Весеннее пора льда..." Пастернак использует природу как символ неизменности и гармонии, противопоставляя её хаосу революционных лет. Здесь он выражает тоску по утраченной гармонии и стремление к внутреннему спокойствию.
Роман "Доктор Живаго" становится кульминацией размышлений Пастернака о русской истории. Через судьбу Юрия Живаго он показывает трагедию интеллигенции, оказавшейся в центре исторических перемен. Революция представлена как разрушительная сила, уничтожающая человеческую личность. Однако Пастернак подчёркивает, что истинные ценности — это любовь, творчество и связь с природой, которые помогают сохранить человечность в любых условиях.
Таким образом, взгляды Пастернака эволюционируют от энтузиазма и надежды на перемены к осознанию их трагического характера. Его произведения передают сложное отношение к революции, где сочетаются понимание её исторической неизбежности и осуждение её разрушительных последствий для человека и культуры.
4. Что представляют собой религиозные взгляды Б. Пастернака? В чем своеобразие его религиозности? Подтвердите свой ответ цитатами из стихотворений «Гамлет», «Рождественская звезда», «Рассвет», «Магдалина», «Гефсиманский сад», «Когда разгуляется».
Религиозные взгляды Бориса Пастернака отличаются глубокой философской основой и личным подходом к осмыслению веры. Его религиозность — это не каноническое следование религиозным догмам, а стремление найти связь между человеком и высшим, вечным началом. В его поэзии религия воспринимается как часть человеческого существования, где вера тесно связана с искусством, природой и духовными исканиями.
В стихотворении "Рождественская звезда" Пастернак обращается к теме Рождества как символу обновления и надежды. Он пишет:
"...И время, как огонь у входа,
Сменилось вечностью иной."
Эти строки передают ощущение чуда, которое связывает земное и небесное. Рождество у Пастернака — это момент перехода к вечности, момент духовного прозрения.
В "Мадонне" поэт представляет образ Божьей Матери не просто как религиозный символ, а как воплощение чистоты, любви и материнства. Этот образ становится для него идеалом человечности:
"О, женщине подобной серафиму,
Тебя как благодать благословлю!"
Здесь Пастернак показывает, как духовное величие может проявляться в простоте и человеческой близости.
Стихотворение "Гефсиманский сад" раскрывает тему страдания и жертвы как основ духовного подвига. Пастернак изображает Христа как человека, испытывающего страх и сомнения, но всё же принимающего свой путь:
"Я буду петь и славить волю
Во всем, что свершено."
Таким образом, религия у Пастернака связана с выбором, свободой и верой в высший смысл жизни.
В стихотворении "Когда разгуляется" природа становится символом духовного очищения. Пейзаж у него наполняется сакральным смыслом, соединяя земное и небесное:
"Природа в камень перелита,
Но вся, как храм."
Эти строки передают представление о мире как о храме, где всё живое исполнено божественного присутствия.
Таким образом, религиозные взгляды Пастернака основаны на соединении христианских идей с философскими размышлениями о свободе, жертве и гармонии. Его религиозность глубоко личностна, она проявляется в осмыслении повседневной жизни как священного процесса.
5. Назовите произведения русской литературы XX в., в которых изображается революция и Гражданская война. Сравните оценку изображаемого с оценкой событий в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго».
Революция и Гражданская война стали центральной темой в ряде произведений русской литературы XX века. Среди них можно выделить:
"Тихий Дон" Михаила Шолохова;
"Чапаев" Дмитрия Фурманова;
"Хождения по мукам" Алексея Толстого;
"Донские рассказы" Михаила Шолохова.
В "Тихом Доне" Шолохов изображает трагедию казачества, разорванного между революцией и верностью традициям. Его подход реалистичен: автор стремится показать масштаб катастрофы, которая затронула все стороны жизни. Революция в этом произведении выступает как неизбежный, но разрушительный процесс.
В "Чапаеве" Дмитрий Фурманов акцентирует внимание на героизме красноармейцев и их преданности революционным идеям. Здесь революция изображается как освобождение и борьба за справедливость, однако взгляд автора подчёркнуто идеологизирован.
"Доктор Живаго" Бориса Пастернака предлагает иной взгляд на революцию и Гражданскую войну. В центре внимания оказывается судьба личности, оказавшейся в эпицентре исторических катастроф. Для Пастернака революция — это трагедия, разрушающая традиции, духовные ценности и человеческие жизни. Он подчёркивает, что великие исторические перемены губят тех, кто не вписывается в их рамки. В этом его подход ближе к Михаилу Шолохову, но отличается большей философской глубиной.
В отличие от Фурманова, который идеализирует героев революции, Пастернак показывает их как людей, раздираемых внутренними конфликтами. Юрий Живаго, главный герой романа, стремится сохранить себя и свои духовные принципы в условиях хаоса, тогда как герои Фурманова преданы общей идее.
Таким образом, в "Докторе Живаго" революция изображается не как победоносное движение или неизбежная историческая необходимость, а как трагедия, разрушающая гармонию мира.
6. Какова главная тема романа Б. Пастернака «Доктор Живаго»? Можем ли мы назвать этот роман историческим? философским? романом о любви?
Главная тема романа "Доктор Живаго" — это поиск гармонии и смысла жизни в условиях исторических катаклизмов. Через судьбу Юрия Живаго Пастернак поднимает вопросы сохранения человеческой индивидуальности, духовных ценностей и творчества в условиях разрушительного воздействия революции и войны. Центральная идея заключается в том, что подлинная ценность жизни заключается в любви, вере и творчестве, которые позволяют человеку оставаться собой.
Роман можно назвать историческим, поскольку он охватывает важные события первой половины XX века: Первую мировую войну, Октябрьскую революцию, Гражданскую войну. Эти события не просто являются фоном, но оказывают непосредственное влияние на судьбы героев. Исторический контекст позволяет понять, как социальные и политические перемены меняют жизнь людей.
Роман также можно считать философским, так как Пастернак размышляет о месте человека в истории, о связи времени и вечности, о роли искусства и смысле жизни. Эти размышления проявляются не только в поступках героев, но и в поэтических описаниях природы, которые часто приобретают символический характер.
Наконец, "Доктор Живаго" — это роман о любви. Любовь в произведении изображается как сила, способная противостоять хаосу и разрушению. Она помогает героям выживать в самых тяжёлых обстоятельствах, оставаясь источником вдохновения и надежды. История Юрия и Лары — это не просто романтическая линия, а воплощение идеи о том, что любовь — это основа человеческого существования.
Таким образом, "Доктор Живаго" объединяет черты исторического, философского романа и романа о любви, что делает его уникальным произведением, глубоко осмысляющим сложность человеческого бытия.
Творческие задания
1. Прочитайте статью М. Цветаевой «Световой ливень». Какие особенности художественного мира Б. Пастернака М. Цветаева выделяет в качестве центральных и наиболее ярко характеризующих личность поэта?
В своей статье "Световой ливень" Марина Цветаева глубоко анализирует поэзию Бориса Пастернака, выделяя ключевые черты его художественного мира, которые наиболее ярко характеризуют личность поэта. Она подчеркивает несколько аспектов, которые делают творчество Пастернака уникальным.
Прежде всего, Цветаева отмечает особое отношение Пастернака к природе. Для него природа — не просто фон, а живой организм, тесно связанный с человеком. Природные явления в его стихах одушевлены, они становятся участниками человеческой драмы. Это создает ощущение единства мира, где нет границы между внешним и внутренним. Например, Цветаева восхищается тем, как Пастернак изображает дождь или снег: для него это не просто осадки, а символы очищения, обновления и жизни.
Цветаева акцентирует внимание на музыкальности поэзии Пастернака. Его стихи, по ее мнению, напоминают музыкальные произведения, где каждое слово — это нота, а строфа — музыкальный мотив. Он использует звук как инструмент передачи настроения и эмоциональной глубины. Цветаева подчеркивает, что музыкальность в его стихах не является поверхностным украшением, а является важным элементом смысла.
Еще одной ключевой чертой является динамика образов. Пастернак постоянно находится в движении: его мир наполнен бурными потоками, ветром, колебаниями. Цветаева называет его поэзию "ливнем", подчеркивая не только силу, но и прозрачность, ясность образов. Его стихи дышат энергией и жизнью, заставляя читателя ощущать ритм времени.
Цветаева отмечает философскую глубину поэзии Пастернака. Она говорит, что его стихи — это не просто описание мира, а размышление о вечных вопросах: о жизни, смерти, любви, времени. Для Пастернака каждая деталь мира имеет глубокий смысл, который можно раскрыть через поэтическое слово. Цветаева видит в этом стремление поэта к поиску гармонии и понимания жизни.
Особое внимание она уделяет отношению Пастернака к слову. Для него слово — это не инструмент, а живой материал, который требует бережного обращения. Цветаева пишет, что Пастернак "строит из слов храм", подчёркивая его уважительное и почти религиозное отношение к поэзии. Его язык наполнен новыми смыслами, он создаёт неологизмы и неожиданные метафоры, открывая перед читателем новые горизонты.
Цветаева также выделяет индивидуальность Пастернака как поэта. Его стихи невозможно спутать с другими: они уникальны по стилю, ритму, содержанию. Он не следует модным тенденциям, а идёт своим путём, что делает его поэзию неподвластной времени. Для Цветаевой это свидетельствует о его смелости и искренности как художника.
Таким образом, Марина Цветаева видит в Борисе Пастернаке поэта, чья личность проявляется в единстве с природой, музыкальности, динамике образов, философской глубине и бережном отношении к слову. Она восхищается его способностью передавать через поэзию силу и красоту мира, делая его доступным для читателя, и считает его творчество уникальным явлением в русской литературе.
2. Сделайте сообщение на тему «Б. Пастернак о В. Маяковском», взяв за основу стихотворение Б. Пастернака «Смерть поэта» и фрагменты о В. Маяковском из его мемуарной книги «Охранная грамота».
«Б. Пастернак о В. Маяковском»
Отношения между Борисом Пастернаком и Владимиром Маяковским были сложными и многогранными, они сочетали взаимное уважение, дружбу и творческие противоречия. Эти два поэта принадлежали к одной эпохе и олицетворяли авангард русской литературы XX века, однако их пути к искусству и жизни заметно различались. Пастернак, глубоко переживавший смерть Маяковского, оставил два значительных текста, которые дают яркое представление о его взгляде на личность и творчество этого выдающегося поэта: стихотворение «Смерть поэта» и фрагменты мемуаров из «Охранной грамоты».
Стихотворение «Смерть поэта» — это эмоциональный отклик Бориса Пастернака на трагическую гибель Маяковского. Написанное вскоре после самоубийства Маяковского в 1930 году, это произведение передаёт боль утраты друга и осмысление судьбы поэта в советской действительности. Пастернак видит в смерти Маяковского не только личную трагедию, но и закономерный итог судьбы поэта, стоящего особняком в обществе. С самого начала стихотворения звучит чувство вины современников, которые не смогли понять и принять Маяковского при жизни:
"Но всем, всем! Кто остался в живых,
Ему отсрочены долг и слава."
В этих строках Пастернак передаёт своё убеждение, что настоящая ценность творчества поэта часто осознаётся лишь после его смерти. Для Маяковского искусство было способом преодолеть отчуждение, однако оно не смогло избавить его от внутренней боли. Пастернак считает, что судьба поэта — это всегда подвиг и трагедия одновременно.
В «Охранной грамоте» Борис Пастернак даёт более глубокий и многогранный портрет Маяковского. Здесь он вспоминает их встречи, беседы и совместную работу, отмечая уникальность личности Маяковского. Пастернак описывает его как человека огромной силы, темпераментного, страстного и искреннего. Он подчеркивает, что Маяковский был не просто поэтом, а явлением, которое определило целую эпоху в русской литературе. Его яркая индивидуальность и бескомпромиссная борьба за свои идеи делали его фигуру заметной даже на фоне других ярких представителей футуризма.
Особое внимание Пастернак уделяет тому, как Маяковский работал с языком. Он называет его стихи мощными, энергичными, наполняющими пространство своим ритмом. По мнению Пастернака, Маяковский создавал особую форму поэзии, где ритм и звук играли ключевую роль, подчёркивая напряжение и динамизм его творчества. Однако он замечает, что за этой внешней мощью скрывались глубокие внутренние противоречия. Маяковский был человеком, который страдал от одиночества и неспособности найти гармонию с самим собой и окружающим миром.
Пастернак также размышляет о взаимоотношениях Маяковского с обществом. Он подчёркивает, что Маяковский был глубоко связан с эпохой революции, но в то же время оставался личностью, противостоящей массовому восприятию. Его стихи были обращены к будущему, они выражали веру в возможность построения нового мира, но вместе с тем поэт часто сталкивался с непониманием, как со стороны современников, так и со стороны властей.
Несмотря на различие в творческих подходах, Пастернак выражает восхищение перед жизненным и творческим подвигом Маяковского. Он признаёт, что Маяковский был поэтом, полностью отдавшим себя искусству, но эта самоотдача потребовала от него слишком высокой цены. В «Охранной грамоте» Пастернак с уважением говорит о стремлении Маяковского обновить поэзию, сделать её более современной и отвечающей духу времени, но также замечает, что это стремление оставило его одиноким.
Таким образом, Борис Пастернак видит Владимира Маяковского как фигуру, символизирующую противоречия эпохи. Для него Маяковский — это одновременно поэт-революционер и жертва своей эпохи. В «Смерти поэта» он оплакивает утрату друга и коллеги, размышляя о трагической судьбе поэта в обществе, которое часто отвергает своих гениев. В «Охранной грамоте» он даёт более глубокий и философский анализ личности и творчества Маяковского, показывая, что его трагедия была неотделима от величия его поэзии. Пастернак видит в Маяковском не только яркого представителя футуризма, но и символ непримиримого противостояния личности и времени.
3. Сделайте сообщение на тему «Юрий Живаго и мастер — главные герои романов „Доктор Живаго" Б. Пастернака и „Мастер и Маргарита" М. Булгакова». Какими видят героев-писателей М. Булгаков и Б. Пастернак? Найдите общее и различное в понимании авторами сущности человека-художника и сущности его творчества.
«Юрий Живаго и Мастер — главные герои романов "Доктор Живаго" Б. Пастернака и "Мастер и Маргарита" М. Булгакова»
Образы Юрия Живаго и Мастера — это воплощение идеи художника и творца, который пытается сохранить свою внутреннюю свободу и верность идеалам в условиях внешнего давления. Оба персонажа проходят через трагические обстоятельства, связанные с эпохой, но их судьбы и подходы к жизни и творчеству существенно различаются.
Юрий Живаго, главный герой романа Бориса Пастернака, представляет собой личность, тесно связанную с миром искусства и природы. Он не только врач, но и поэт, человек, осмысляющий свою жизнь через творчество. Для Живаго искусство — это способ понять мир, выразить свои чувства и обрести гармонию. Его стихи наполнены философскими размышлениями о любви, времени, смерти и природе. Он видит в поэзии средство соединения человека с вечностью, способ передать красоту мира и духовные ценности.
Важной особенностью образа Юрия Живаго является его стойкость перед лицом исторических катастроф. Революция, Гражданская война и социальные перемены становятся фоном его жизни, но сам герой остаётся в стороне от активного участия в этих событиях. Он предпочитает наблюдать, размышлять и искать внутреннюю гармонию, а не принимать участие в революционном насилии. Для Живаго революция не является освобождением, а воспринимается как разрушительная сила, уничтожающая традиции и духовные ценности. Несмотря на это, он остаётся верен своим убеждениям и продолжает творить, даже в условиях хаоса и потерь.
В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер также изображён как художник, однако его судьба развивается иначе. Мастер — писатель, который создал роман о Понтии Пилате, но этот труд оказывается отвергнутым современниками. Общество, в котором он живёт, не понимает и не принимает его творчество. Постоянное давление и отсутствие признания приводят Мастера к духовному кризису, он оказывается сломленным, что выражается в его добровольном уходе в психиатрическую клинику.
В отличие от Юрия Живаго, который принимает свою судьбу и продолжает творить, Мастер отказывается от борьбы. Его спасение приходит извне, благодаря вмешательству Маргариты и Воланда. Маргарита, движимая любовью, становится той силой, которая возвращает Мастеру веру в себя. Воланд, в свою очередь, даёт Мастеру и Маргарите возможность уйти из мира страданий и обрести вечный покой. Таким образом, для Булгакова любовь и метафизическое вмешательство становятся ключевыми элементами в судьбе художника.
Образы Юрия Живаго и Мастера имеют как сходства, так и различия. Оба героя — художники, стремящиеся к внутренней свободе и верности своим идеалам. Они оба сталкиваются с враждебностью мира, который не принимает их творчества. Однако их реакции на эти испытания различны. Юрий Живаго остаётся верен своим убеждениям, несмотря на трагические обстоятельства, и продолжает творить. Он воспринимает свою жизнь как путь духовного роста, где искусство становится способом осмысления мира и своего места в нём. Мастер, напротив, сломлен окружающим его миром и не может самостоятельно справиться с давлением. Его спасение приходит благодаря любви Маргариты и вмешательству высших сил.
Для Бориса Пастернака творчество — это способ сохранить человеческую индивидуальность в условиях исторических катастроф. Юрий Живаго олицетворяет стойкость, веру в ценности искусства и способность найти гармонию в хаосе. Для Михаила Булгакова творчество — это борьба, которая может стать причиной трагедии. Мастер — это пример художника, чьё искусство не находит признания, и который нуждается в любви, чтобы обрести покой. Однако, несмотря на его поражение в борьбе с внешним миром, его роман о Понтии Пилате становится символом вечности.
Таким образом, Юрий Живаго и Мастер представляют два разных подхода к пониманию роли художника. Пастернак акцентирует внимание на внутренней свободе, верности себе и своей миссии, тогда как Булгаков подчёркивает трагедию художника в мире, где его творчество отвергается. Оба романа показывают, что искусство — это высшее проявление человеческого духа, но путь к нему всегда сопряжён с испытаниями.
4. Киновечер. Организуйте киновечер, где будут показаны фрагменты разных экранизаций романа «Доктор Живаго». Как, с вашей точки зрения, изображены в разных киноверсиях главные герои и удачно ли воплощают актеры их образы?
Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» – сложное и многослойное произведение, отражающее драматизм революционной эпохи, личные судьбы героев и философские поиски смысла жизни. Разные экранизации романа подчеркивают различные аспекты произведения, что делает их анализ особенно интересным. Организация киновечера с фрагментами различных фильмов предоставляет возможность увидеть, как режиссеры и актеры интерпретировали образы главных героев Юрия Живаго, Лары, Тони и других персонажей.
Экранизация Дэвида Лина (1965)
Первая и самая известная экранизация романа «Доктор Живаго» была создана британским режиссером Дэвидом Лином. Главные роли исполнили Омар Шариф (Юрий Живаго) и Джули Кристи (Лара). Этот фильм известен своей эпической масштабностью, выразительной операторской работой и потрясающим музыкальным сопровождением композитора Мориса Жарра, особенно мелодией «Лары».
Образ Юрия Живаго в исполнении Омара Шарифа: актер передает внутренний конфликт героя, его борьбу между долгом и личными чувствами. Юрий изображен как человек интеллигентный, ранимый, поэтический, что соответствует духу романа. Однако некоторые критики считают, что Омар Шариф сыграл Живаго с большей акцентуацией на романтической стороне образа, чем на его философской глубине.
Образ Лары в исполнении Джули Кристи: Лара предстает как женщина утонченная, загадочная и сильная. Джули Кристи воплощает страстный характер героини, её трагедию и силу воли. Однако в фильме Лина больше внимания уделено её красоте, чем глубокой душевной борьбе, которую подчеркивал Пастернак.
Фильм Лина сфокусирован на визуальной красоте и романтических сюжетных линиях, что делает его эмоционально ярким, но менее глубоким в философском аспекте.
Экранизация Александра Прошкина (2006)
Российский сериал 2006 года под руководством Александра Прошкина с Олегом Меньшиковым (Юрий Живаго) и Чулпан Хаматовой (Лара) стал одной из наиболее приближенных к тексту версий.
Образ Юрия Живаго в исполнении Олега Меньшикова: актер демонстрирует интеллигентность и гуманизм Живаго, его глубокие размышления о жизни, любви и предназначении. Его игра выделяется сдержанностью, что подчеркивает философскую основу образа. Сериал исследует личную и историческую борьбу Живаго более детально, чем предыдущие версии.
Образ Лары в исполнении Чулпан Хаматовой: Чулпан Хаматова представила Лару как женщину с богатым внутренним миром, чья жизнь разрушена трагическими обстоятельствами. Её образ показан более человечным, живым и глубоким по сравнению с интерпретацией Джули Кристи.
Прошкин сделал акцент на исторической достоверности и внимательности к деталям романа, что позволило лучше передать сложность эпохи, описанной Пастернаком.
Сравнение
Каждая из экранизаций имеет свои особенности и акценты. Фильм Дэвида Лина – это роскошная визуализация и романтика, но с меньшим философским контекстом. Версия Александра Прошкина лучше раскрывает сложность персонажей и эпохи, делая её ближе к тексту романа.
Удачность воплощения главных героев
Удачность воплощения образов зависит от личного восприятия зрителя. Омар Шариф и Джули Кристи передали эмоциональность и красоту героев, но их интерпретация больше отвечает западным представлениям о драме. Олег Меньшиков и Чулпан Хаматова более точно передали русскую душу и реалии того времени. Эти актеры смогли показать, как личные переживания переплетаются с историческими событиями.
Таким образом, киновечер с фрагментами экранизаций «Доктора Живаго» станет интересным опытом, позволяющим зрителям оценить различные подходы к интерпретации одного из величайших произведений русской литературы.
5. Театрализованные постановки: «„Я пропал, как зверь в затоне..." (Б. Пастернак — лауреат Нобелевской премии)»; «„Как некогда Шопен вложил..." (музыка в жизни и творчестве Б. Пастернака)». Используйте в постановках записи музыкальных произведений любимых композиторов Б. Пастернака и следующие художественные тексты поэта: стихотворения «Импровизация», «Определение творчества», «Годами когда-нибудь в зале концертной...», «Опять Шопен не ищет выгод...», «Во всём мне хочется дойти...»
Сценарий литературно-музыкального вечера:
«"Я пропал, как зверь в загоне…" (Борис Пастернак — лауреат Нобелевской премии)»
Задачи вечера:
Погрузить зрителей в мир поэзии Бориса Пастернака, раскрывая тонкость его поэтического языка и связь с музыкой;
Продемонстрировать глубину философских размышлений и эстетического поиска поэта;
Создать атмосферу соприкосновения с наследием Пастернака через сочетание литературы, музыки и живого слова.
Участники:
1. Ведущий — направляет повествование, связывает между собой блоки вечера.
2. Чтецы (4 человека) — читают стихотворения Пастернака.
3. Музыкальное сопровождение — классические произведения любимых композиторов поэта: Шопена, Бетховена, Брамса.
4. Актеры-исполнители — через сценическое движение передают образы и эмоции, отраженные в стихах.
5. Мультимедиа оператор — демонстрирует на экране фотографии, рукописи и картины, связанные с жизнью и творчеством Пастернака.
Программа вечера
1) Приветствие
Музыка: Соната №14 ("Лунная") Л. ван Бетховена (1 часть).
Речь ведущего:
«Добрый вечер! Сегодня мы говорим о человеке, чья поэзия стала символом глубины русской литературы. Борис Пастернак — не только великий поэт, но и музыкант, философ, художник. Его творчество — это поиск истины, борьба с внутренними противоречиями, любовь к искусству и жизни. Мы услышим его слова, прозвучавшие сквозь время, и погрузимся в их музыкальную гармонию».
2) Лирический поиск Пастернака
Стихотворение: "Во всем мне хочется дойти…" (чтение чтецом №1).
Фон: Тихое звучание "Фантазии-экспромта" Шопена.
Ведущий:
«Эти строки — ключ к пониманию философии Пастернака. Он стремился проникнуть в самую суть вещей, разгадать загадку человеческого существования. Для него творчество — это не просто работа, а смысл жизни».
3) Пастернак и музыка
Музыка: Фортепианный концерт №1 И. Брамса (отрывок).
Стихотворение: "Годами когда-нибудь в зале концертной…" (чтец №2).
Ведущий:
«Музыка всегда сопровождала Пастернака. Она становилась для него не просто вдохновением, но частью его лирического мира. В этом стихотворении он делится своей любовью к музыке Брамса — вечной, как сама поэзия».
4) Влияние Шопена
Стихотворение: "Опять Шопен не ищет выгод…" (чтец №3).
Музыка: Прелюдия ми-минор Шопена.
Ведущий:
«Шопен — один из любимых композиторов Пастернака. Его музыка звучала в голове поэта, когда он создавал свои шедевры. Стихотворение "Опять Шопен не ищет выгод…" словно подражает музыкальному стилю композитора: легкость, плавность, но при этом — глубина и трагизм».
5) Определение творчества
Стихотворение: "Определение творчества" (чтец №4).
Фон: Видеоряд с изображениями природы и рукописей Пастернака.
Ведущий:
«Пастернак видел в творчестве не просто акт вдохновения, а процесс познания мира. В его стихах чувствуется мощь слова, которое рождается из наблюдения, размышления, любви к жизни».
6) "Импровизация" — искусство момента
Стихотворение: "Импровизация" (чтец №1).
Фон: Звуки природы (шум ветра, пение птиц).
Ведущий:
«"Импровизация" — это попытка поймать мгновение. Пастернак передает в своих строках мимолетную красоту природы, слияние человека с миром вокруг».
7) Эпилог
Музыка: Симфония №9 Л. ван Бетховена (финальная часть).
Речь ведущего:
«Борис Пастернак был человеком, который умел видеть и чувствовать то, что скрыто от обычного взгляда. Его поэзия учит нас жить глубже, любить искреннее, понимать мир тоньше. Спасибо за то, что разделили с нами этот вечер».
Завершение: Гости вечера покидают зал под музыку Шопена, получая раздаточные материалы со стихами Пастернака.
Примечания:
Установите экран для видеоряда с фотографиями и текстами;
Подготовьте буклеты с текстами стихотворений и биографией Пастернака;
Включите в программу перерывы для обсуждений и вопросов от зрителей.
Сценарий литературно-музыкального вечера:
"Как некогда Шопен вложил…" (Музыка в жизни и творчестве Бориса Пастернака)
Задачи вечера:
Раскрыть роль музыки в жизни и творчестве Бориса Пастернака;
Погрузить зрителей в атмосферу, где музыка и стихи создают единое художественное пространство;
Продемонстрировать многогранность таланта поэта через его связь с классической музыкой.
Участники вечера
Ведущий: Рассказывает о жизни и творчестве Пастернака, вводит зрителей в контекст стихов и музыкальных произведений;
Чтецы (4 человека): Читают стихи, распределенные по тематическим блокам;
Актеры-исполнители (2 человека): Через пластические движения и мизансцены передают эмоциональную глубину стихов;
Музыкант: Исполняет отрывки произведений Шопена, Бетховена, Брамса. При отсутствии живого исполнения используется запись;
Мультимедиа оператор: Демонстрирует видеоряд: портреты Пастернака, его рукописи, сцены природы, ассоциативные образы;
Звукооператор: Отвечает за музыкальное сопровождение и звуковые эффекты.
Программа вечера
1) Пролог
Музыка: Звучит "Ноктюрн" Шопена.
Видеоряд: На экране появляются портреты Бориса Пастернака, кадры с изображением Шопена и природных ландшафтов.
Речь ведущего:
«Добрый вечер, дорогие гости! Сегодня мы отправимся в мир Бориса Пастернака — великого поэта, чьи строки звучат, как музыка. Музыка в его жизни играла особую роль: она вдохновляла, наполняла силой и помогала выразить невыразимое. Сегодня мы прикоснемся к его миру через поэзию и произведения его любимых композиторов».
2) Музыка в стихах Пастернака
Вступление ведущего:
«Пастернак писал: "Как некогда Шопен вложил / Живое чудо…" Эти строки — яркое отражение его любви к музыке. Музыка для него — не просто звуки, а волшебство, рождающее образы».
Стихотворение: Чтец №1 исполняет "Опять Шопен не ищет выгод…".
Музыка: На фоне звучит "Прелюдия ми-минор" Шопена.
Мультимедиа: На экране — портрет Шопена, архивные фотографии Пастернака за роялем.
Пластическая композиция: Актеры изображают взаимодействие музыки и поэзии через медленные, плавные движения под музыку.
3) Музыка и философия творчества
Стихотворение: Чтец №2 исполняет "Во всем мне хочется дойти…".
Музыка: "Лунная соната" Бетховена (1 часть).
Речь ведущего:
«В этом стихотворении Пастернак словно пытается проникнуть вглубь жизни, постичь её суть. Музыка Бетховена, как и строки этого стихотворения, передает стремление к вечному поиску истины».
Мультимедиа: Демонстрация пейзажей, смены дня и ночи, символизирующих движение времени.
4) Воспоминания и музыка
Стихотворение: Чтец №3 исполняет "Годами когда-нибудь в зале концертной…".
Музыка: Звучит "Концерт для фортепиано №1" Брамса (отрывок).
Речь ведущего:
«Стихотворение "Годами когда-нибудь в зале концертной…" — это размышление о времени, воспоминаниях и связи поколений. Брамс для Пастернака был воплощением глубокой, тонкой музыки, которая помогает соединить прошлое с настоящим».
Мультимедиа: Архивные фотографии семьи Пастернака, кадры старинных залов, где исполнялась классическая музыка.
5) Определение творчества через искусство
Стихотворение: Чтец №4 исполняет "Определение творчества".
Музыка: Симфония №5 Бетховена (финал).
Речь ведущего:
«Для Пастернака творчество — это путь, на котором соединяются музыка, слово и природа. Его строки, как музыка, вдохновляют и наполняют смыслом».
Пластическая композиция: Актеры изображают творческий процесс через импровизацию движений.
6) Кульминация вечера: "Импровизация"
Стихотворение: Чтец №1 исполняет "Импровизация".
Музыка: На фоне звучат звуки природы: шелест листвы, пение птиц, легкий ветер.
Речь ведущего:
«"Импровизация" — это мгновение жизни, запечатленное в слове. В этом стихотворении ощущается связь человека с природой, музыка жизни».
Мультимедиа: Демонстрация смены времен года, цветущих лугов, звездного неба.
7) Заключение
Музыка: Звучит "Соната №2" Шопена (финальная часть).
Речь ведущего:
«Музыка и поэзия Пастернака учат нас видеть красоту в каждом мгновении. Его творчество — это путешествие, которое помогает лучше понять себя и окружающий мир. Спасибо, что провели этот вечер с нами».
Чтецы (вместе): Финальная реплика — "Во всем мне хочется дойти до самой сути…".
Технические детали:
Оборудование: Проектор, экран, микрофоны, аудиосистема;
Реквизит: Стол с книгами Пастернака, рояль или его изображение;
Буклеты: Подготовить для гостей раздаточный материал с текстами стихотворений.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением