Упр.316 Часть 1 ГДЗ Львова Львов 7 класс (Русский язык)
Решение #1



Рассмотрим вариант решения задания из учебника Львова, Львов 7 класс, Мнемозина:
316.1. Найдите примеры употребления слов в переносном значении в тексте упр. 150. Выразительно прочитайте отрывок и расскажите, какая картина вам представляется. Опишите её.
Примеры употребления слов в переносном значении:
1. Туманы тают
(Туман не может таять, как лёд. Это переносный смысл: туманы рассеиваются, исчезают.)
2. Сырость лёгкая
(Сырость не имеет веса буквально, слово «лёгкая» используется в переносном значении для описания слабой, едва заметной влажности.)
3. вздрагивает сад
(Сад не может вздрагивать буквально. Это олицетворение: лёгкое движение ветвей и листьев под лёгким ветерком воспринимается как вздрагивание человека.)
4. лежит на травах изморозь
(Изморозь не может буквально лежать, как живое существо. Здесь слово «лежит» в переносном значении, имеется в виду, что трава покрыта тонким слоем инея.)
5. не шелохнётся речки гладь
(Вода сама по себе не может «шелохнуться». Переносный смысл подчёркивает абсолютную неподвижность, полное спокойствие водной поверхности.)
6. Росинки падают неловкие
(Росинки не могут быть буквально ловкими или неловкими. В переносном значении это подчёркивает их медленное, робкое, нерешительное движение.)
7. просторы влажные стоят
(«Стоят» здесь используется в переносном значении, так как просторы не могут буквально стоять. Это придаёт им ощущение неподвижности, величавости.)
8. природа словно выспалась
(Природа не может буквально спать и высыпаться, это олицетворение. Переносное значение передаёт ощущение свежести, бодрости, утреннего обновления природы.)
9. ленится вставать
(В переносном значении природа или человек могут лениться. Здесь подчёркивается нежелание или медлительность утреннего пробуждения.)
Картина, представленная в воображении при чтении отрывка:
При чтении стихотворения в воображении возникает очень чёткая картина раннего утра.
На улице тихо, свежо и прохладно. Туман, окутывавший землю ночью, постепенно исчезает, словно тает. Сад, словно живое существо, слегка подрагивает от прохладного утреннего ветерка. Травы покрыты тонким слоем инея (изморози), который лежит на них, подчёркивая прохладу раннего утра.
Речная гладь неподвижна, идеально ровная и спокойная, ни одно движение не нарушает её зеркальной поверхности. Росинки медленно и неуклюже падают с листьев и травинок, создавая ощущение нежности и покоя. Лесные и луговые просторы кажутся влажными и тихими, словно застывшими после ночного отдыха.
Сама природа воспринимается как человек, который прекрасно выспался и теперь свеж, бодр и готов начать новый день. Но в то же время, этот ранний час лениво затягивает и людей, которым трудно и неохота вставать.
Таким образом, при помощи слов в переносном значении автор создаёт очень живую и выразительную картину, наполненную нежностью, свежестью и умиротворением, передавая атмосферу раннего утра максимально точно и ярко.
2. Какие метафоры, сравнения и эпитеты из других известных стихотворений вы помните? Запишите два-три примера.
Метафоры:
1. «В саду горит костёр рябины красной…» (С. А. Есенин)
(Рябина представлена костром из-за её ярко-красного цвета, будто она горит огнём.)
2. «Белеет парус одинокий…» (М.Ю. Лермонтов)
Пояснение: Это метафора, потому что парус буквально не может быть одиноким. Автор переносит чувство одиночества человека на неодушевлённый предмет (парус).
3. «Сонное озеро города» (А. А. Блок)
(Озеро не может буквально спать, здесь передаётся спокойствие и тишина города ночью.)
Сравнения:
1. «Луна, как бледное пятно…» (А. С. Пушкин)
(Луна сравнивается с пятном из-за бледности и слабой яркости света.)
2. «Лёд неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар…» (Н. А. Некрасов)
(Лёд сравнивается с сахаром по внешнему сходству, цвету и хрупкости.)
3. «И звезда с звездою говорит» (М. Ю. Лермонтов)
(звёзды сравниваются с людьми, разговаривающими друг с другом.)
Эпитеты:
1. «Мрачные скалы» (А. С. Пушкин)
(передаёт суровость и таинственность пейзажа.)
2. «Робкое дыханье» (А. А. Фет)
(подчёркивает нежность, осторожность и лёгкость.)
3. «Хрустальные звоны» (К. Д. Бальмонт)
(выделяет прозрачность, чистоту и мелодичность звука.)
Популярные решебники 7 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением